Меню Услуги

Потребительский кредит основные виды, способы предоставления, риски

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность, цели и задачи организации потребительского кредитования
  • 1.1. Потребительские кредиты, их роль и место в современной банковской системе
  • 1.2. Показатели, характеризующие эффективность потребительского кредитования
  • 1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие потребительское кредитование
  • 1.4. Зарубежный опыт применения потребительского кредитования
  • Глава 2. Оценка финансового состояния банка и организация потребительского кредитования в чувашском отделении №8613 ПАО «Сбербанк России» в г. Чебоксары
  • 2.1. Общая характеристика деятельности чувашского отделения №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 2.2. Оценка финансового состояния чувашского отделения №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 2.3. Оценка эффективности потребительского кредитования в чувашском отделении №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 2.4. Информационно-программное обеспечение чувашского отделения №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • Глава 3. Разработка мероприятий по развитию потребительского кредитования в чувашском отделении №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 3.1. Мероприятия по совершенствованию потребительского кредитования в чувашском отделении №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 3.2. Анализ экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в чувашском отделении №8613 ПАО «Сбербанк России»
  • 3.3. Обеспечение экономической безопасности чувашского отделения №8613 ПАО «Сбербанк России» в г. Чебоксары
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Потребительский кредит – это главная составляющая финансового сектора и экономики. Потребительский кредит предоставляется населению для оплаты потребительских нужд. Кредит выдается в денежной и товарной формах. Для покупки предметов личного потребления кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа.

Потребительский кредит является одним из самых популярных видов банковских операций в развитых странах. Потребительское кредитование является одно из наиболее динамичных направлений развития в банковском секторе.

Тема потребительского кредитования действительно актуальна на сегодняшний день, так как потребительский кредит является высокодоходным сегментом банковской деятельности. Актуальность и значимость исследования состоит в том, что кредит имеет большое значение в развитии экономических связей между отраслями и регионами, в повышении эффективности производства, в создании и использовании доходов и прибыли. Кредит оказывает активное воздействие на структуру и объем денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег. Быстрый процесс капитализации прибыли осуществляется благодаря кредиту. В развитии потребительского кредитования значительную роль играет банковское законодательство, так как оно формирует законодательные нормы функционирования банков, устанавливает порядок лицензирования, ответственности и контроля, круг дозволенных и недозволенных операций. Банковское законодательство нашей страны является одним из наиболее динамично развивающихся направлений законодательства Российской Федерации. В законодательной части постоянно вносятся изменения.

Главным источником удовлетворения большого спроса на денежные ресурсы является кредит. Он необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных товаров, стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения производства, что собственно важно на этапе становления рыночных отношений. В настоящее время развитие рынка потребительского кредитования России активно наблюдается.

Объектом выпускной квалификационной работы является Чувашское отделение № 8613 ПАО «Сбербанк России» в г. Чебоксары.

Предметом исследования является оценка эффективности потребительского кредитования и разработка мероприятий по их совершенствованию.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по развитию потребительского кредитования в Чувашском отделении № 8613 ПАО «Сбербанк России» в г. Чебоксары на основе анализа за 2013-2015 года.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить цели, задачи и роль потребительского кредита в банковской системе;
  2. Рассмотреть показатели, характеризующие эффективность потребительского кредитования;
  3. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность коммерческих банков с потребительскими кредитами;
  4. Рассмотреть зарубежный опыт применения потребительского кредита;
  5. Рассмотреть общую характеристику деятельности Чувашского отделения № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  6. Провести экономический анализ финансового состояния Чувашского отделения № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  7. Провести оценку эффективности потребительского кредитования в Чувашском отделении № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  8. Рассмотреть информационно-программное обеспечение Чувашского отделения № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  9. Разработать мероприятия по развитию потребительского кредитования в Чувашском отделении № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  10. Провести анализ экономической эффективности предлагаемых мероприятий по развитию потребительского кредитования в Чувашском отделении № 8613 ПАО «Сбербанк России»;
  11. Изучить обеспечение экономической безопасности Чувашского отделения № 8613 ПАО «Сбербанк России».

Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе дана характеристика потребительского кредитования и нормативно-правовой базы, регулирующей его развитие. Во второй главе рассмотрена общая характеристика банка, его организационная структура, рассмотрены виды оказываемых банковских услуг, анализ финансового состояния банка, используемые автоматизированные банковские системы и организация обеспечения экономической и финансовой безопасности. Проведена оценка эффективности потребительских услуг и продуктов на рынке обслуживания физических лиц в коммерческом банке. В третье главе разработаны мероприятия по развитию потребительского кредитования и проведен анализ экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования. Информационной базой исследования выступают нормативно – правовые акты, материалы банковской отчётности и различные методические источники.

 

Глава 1. Сущность, цели и задачи организации потребительского кредитования

1.1. Потребительские кредиты, их роль и место в современной банковской системе

Потребительский кредит предоставляется банком на приобретение товаров (услуг, работ) для бытовых, личных и иных непроизводственных нужд. Получение кредита подразумевает собой обязанность вернуть основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка) в установленные кредитным договором сроки, а также за пользование кредитом выплатить проценты.

Рынок потребительского кредитования представляет собой сегмент финансового рынка, на котором осуществляются операции по перераспределению кредитных ресурсов между кредитными организациями, населением и организациями сферы обращения на условиях платности, срочности и возвратности. Предметом функционирования рынка потребительского кредитования является категория потребительского кредита, наполняемая определенным экономическим и правовым содержанием. Кредит является экономической категорией, он выражает экономические отношения, которые возникли между экономическими субъектами по поводу перераспределения временно свободных материальных ресурсов и денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Потребительский кредит выступает в 2-х формах: денежной и товарной. Товарная форма имеет кредит, предоставляется населению торгующими организациями под товары длительного пользования с рассрочкой платежа. Денежная форма – заключается договор между банком и заемщиком.

Потребительские кредиты можно распределить по функциям и соответствующим функциональным группам.

1 группа – ипотечные кредиты, т. е. кредиты, предоставляемые гражданам под залог приобретаемой на кредитуемые средства недвижимости – квартиры, загородного дома, дачи, гаража, земельного участка и т.п.

2 группа – автокредиты, т. е. кредиты, предоставляемые гражданам на приобретение авто – и мототехники, а также вспомогательного оборудования к ней. Чаще всего, правда, на автокредит все же приобретают именно легковые автомобили, но по согласованию с кредитором предоставленные средства, в принципе, можно использовать на покупку мотоцикла, маунтин-байка или, скажем, трейлера (домика-прицепа).

3 группа – образуют «классические» потребительские кредиты. Они, в свою очередь, имеют довольно обширную классификацию:

  1. по виду обеспечения обязательств заемщика – с обеспечением или без, при этом форма обеспечения опять-таки может быть различной
  2. по принадлежности кредитуемого предмета потребления, который может относиться к категории товаров или услуг;
  3. по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита – экспресс-кредиты и обыкновенные или, если угодно, «медленные» кредиты;
  4. по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  5. по кратности предоставления, т. е, предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги), либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом «возобновляемой кредитной линии»), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта;
  6. по размеру кредита – мелкие, средние и крупные;
  7. по размеру ставки кредитования – недорогие, умеренно дорогие и дорогие;
  8. по способу погашения – погашаемые аннуитетно, единовременно, либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения.

По мнению специалистов банковского дела, процесс кредитования представляет собой передачу денег или материальных ценностей одной стороной (кредитором или заимодавцем) другой стороне (заемщику) на условиях возвратности, платности и срочности. Кредит является договором займа по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определенных условиях (плата процентов, срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворения потребностей в предоставляемых вещах.

Классификация потребительских кредитов заемщиков и объектов кре­дитования можно провести по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д. (Таблица 1).

Потребительский кредит служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. В определенной степени он содействует выравниванию потребления групп населения с различным уровнем доходов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Основная цель потребительского кредита — способствовать более полному удовлетворению потребительских нужд населения посредством приобретения товаров и услуг в рассрочку. Необходимо отметить, что существенной чернотой потребительского кредита выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического лица). Потребительский кредит, предоставляемый кредитными организациями физическим (частным) лицам в денежной форме на различные потребительские цели, является одной из важнейших экономических категорий современной науки о деньгах, банках и кредите. Потребительский кредит в общей системе банковского кредита занимает особое место и играет немаловажную роль в современной рыночной экономике.

Таблица 1. Виды потребительских кредитов

Классификационный признак Виды потребительского кредита
1 2
По направлениям использования (объектам кредитования) — на неотложные нужды;

— под залог ценных бумаг;

— строительство и приобретение жилья;

— капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение и сетям водопровода и канализации и др.

По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) — банковские потребительские ссуды;

— ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями;

— потребительские ссуды кредитных учреждений, небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.);

— личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают;

— потребительские ссуды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях

По срокам кредитования — краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года);

— среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет);

— долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет)

По способу предоставления — целевые;

— нецелевые

По обеспечению — необеспеченные (бланковые);

— обеспеченные (залогами, гарантиями, поручительствами, страхованием)

По методу погашения — погашаемые единовременно;

— суды с рассрочкой платежа

По методу взимания процентов — ссуды с удержанием процентов на момент ее предоставления;

— ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита;

— ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие, по специально оговоренному графику)

По характеру кругооборота средств — разовые;

— возобновляемые (револьверные, ролловерные)

 

На современном этапе развития России актуально формирование цивилизованного рынка потребительского кредита, способного в значительной степени стать источником стимулирования спроса населения на товары и услуги и, как следствие, повышения уровня его благосостояния и создания дополнительных стимулов экономического роста. Основным источником удовлетворения спроса на денежные ресурсы является именно кредит.

Для того чтобы раскрыть сущность потребительского кредита, необходимо рассмотреть его функции. Функция (лат. function – исполнение) определяется как основное направление деятельности. Функция также рассматривается как основная роль, которую выполняет определенный институт или процесс по отношению к целому. Таким образом, под функциями потребительского кредита понимаются основные направления и роль, выполняемые потребительским кредитом в экономике и обществе.

К принципам потребительского кредитования относятся основные идеи и начала, на которых базируется потребительское кредитование. Принципы составляют основу, главный элемент системы кредитования, поскольку они отражают сущность и содержание кредита, а также требование объективных экономических законов. Основными принципами потребительского кредитования являются возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность и платность.
Роль потребительского кредитования состоит в следующем:

-возможность приобрести вещи, которые без использования кредита были бы не доступны;
-гибкость — делать покупки в удобное время на распродажах при снижении цен и совершать выгодные сделки, даже если в этот момент нет нужной суммой наличных;
-безопасность — кредитные карточки и расходные счета являются более удобным и надёжным средством оплаты по сравнению с наличными деньгами;
-помощь — кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы (ремонт автомобиля после аварии).

Потребительский кредит занимает особое место в банковской системе и играет важную роль в современной рыночной экономике. Он служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения и способствует выравниванию потребительских групп населения с различным уровнем доходов. Важная цель потребительского кредитования — стимулирование потребительского спроса. Предназначение потребительского кредита – финансирование нужд потребителя.

К целями потребительского кредитования можно отнести возникновение у гражданина «потребительских нужд» и реализацию этих нужд через систему банковского кредитования. Банковское кредитование представляет собой банковскую операцию по размещению кредитными организациями привлеченных во вклады денежных средств среди заемщиков – физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В настоящее время потребительское кредитование является наиболее динамичным сектором российского банковского рынка. Доля кредитов населению в активе банковской системы увеличилась в три раза, а соотношение розничных кредитов и ВВП — почти в четыре раза.

Кредитование связано с условиями и предпосылками развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста.

Рассмотрим рейтинг банков России по потребительским кредитам с самыми низкими процентами по займу и наиболее выгодными условиями кредитования (Таблица 2).

Учтем следующие факторы:

1. Сроки кредитования.
2. Размер процентной ставки.
3. Условия выдачи кредита (залог, поручители).
4. План погашения кредита (аннуитентный либо дифференцированный).

Таблица 2. Рейтинг банков России по потребительским кредитам на 1 апреля 2016 года

Название банка Ʃмлн. руб.
1 2
1. Сбербанк России 3 449 723
2. ВТБ24 1 205 385
3. Хоум Кредит Банк 281 017
4. Русский Стандарт Банк 268 072
5. Газпромбанк 265 202
6. Россельхозбанк 245 413
7. Альфа-Банк 238 240
8. Росбанк 234 386
9. Восточный Экспресс Банк 196 570
10. Райффайзенбанк 183 577

 

Масштабы потребительского кредитования в России неуклонно растут и локомотивом, разгоняющим данный сегмент рынка, безусловно, является Сбербанк. На протяжении многих лет он стабильно удерживает лидирующие позиции по основным финансовым показателям, многократно опережая своих конкурентов.

1.2. Показатели, характеризующие эффективность потребительского кредитования

В настоящее время организации кредитной кооперации занимают особое место в системе базовых методов оценки эффективности управления, что обусловлено совмещением в их деятельности признаков, характерных для различных объектов анализа – коммерческих, некоммерческих и кредитных организаций.

Метод оценки эффективности коммерческой организации основана на том, что стратегической задачей её развития является максимизация конечных финансовых результатов (чистой прибыли на единицу собственных средств) при поддержании приемлемого уровня финансовой устойчивости бизнеса (ликвидности, финансовой манёвренности, долгосрочной платёжеспособности). Оценка эффективности деятельности коммерческой организации использует факторы конечных финансовых результатов, а также факторы финансовой устойчивости (Таблица 3). Кредитная организация является разновидностью коммерческой организации, выступающей как финансовый посредник, обеспечивающий мобилизацию ресурсов на рынке капитала и их направление на нужды реального сектора экономики.

Хозяйственная деятельность кредитной организации имеет две стороны – привлечение финансовых ресурсов (пассивные операции) и их размещение (активные операции). В основе метода оценки эффективности кредитной организации лежит оценка уровня соотношения чистой прибыли и собственных средств, а также фактических показателей текущей и долгосрочной финансовой устойчивости.

Таблица 3. Показатели, характеризующие эффективность потребительского кредитования

Наименование коэффициента Формула для расчета Содержание
1 2 3
1.Коэффициент прибыльности кредитного портфеля (К1) К1=(ПД-Пр)/КП*100%, где ПД – процентные доходы, полученные от кредитных вложений; Пр – процентные расходы, уплаченные за ресурсы кредитования; КП – кредитные вложения (всего). Показывает удельный вес прибыли от кредитных вложений в общей величине кредитных вложений
2. Доля процентной маржи банка в капитале (К2) К2=(ПД-Пр)/К*100%,

где К – капитал банка.

Показывает, каков удельный вес прибыли от кредитных вложений в капитале банка
3. Доходность кредитных вложений физических лиц (К3) К3=(ПДфл./КПфл)*100%, Где ПДфл.-процентные доходы по кредитам физических лиц; КПфл – кредитные вложения, физических лиц. Показывает, под какой средний процент выдаются кредиты физическим лицам
4. Рентабельность кредитных вложений физических лиц (К4) К4=(ПДфл-ПРдфл)/Сфл*100%, где Прдфл — процентные расходы по депозитам физических лиц Показывает сколько рублей, в процентах, приходится на 100 рублей потребительских кредитов
5. Коэффициент диверсификации кредитного портфеля (К5) К5=(КПфл/КП)*100% Показывает какую долю в кредитном портфеле занимают кредиты физическим лицам
6. Уровень кредитного риска (К6) К6=(ПЗфл/КПфл)*100% Показывает уровень невозврата выданных кредитов физическим лицам
7. Уровень резерва на покрытие убытков по кредитам физических лиц (К7) К7=(РВПСфл/КПфл)*100% Показывает уровень обеспеченности выданных кредитов физическим лицам резервами


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4