Заявка на расчет
Меню Услуги

Поведенческие особенности детей с выраженной креативностью

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью

1.1. Подходы к рассмотрению креативности в отечественной и зарубежной науке

1.2. Развитие творческих способностей в детском возрасте

1.3. Теоретические и экспериментальные исследования детской креативности

Глава 2. Эмпирическое исследование поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Представление результатов исследования

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.4. Разработка практических рекомендаций

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала креативной личности. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сензитивным периодом для развития проявлений креативности является раннее детство и дошкольный возраст.

Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Самый большой интерес в изучении креативности представляет именно дошкольный возраст. Большой вклад в её развитие внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, A.M. Матюшкин, К. Хеллер, Н.С. Лейтес, Дж. Гилфорд и другие. В своих трудах психологи рассматривают креативность как специфическую черту мышления, которая отличает её от остальных психических процессов. Они связывают креативность с личностными особенностями детей и с их воображением.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для становления творчески активной личности, поскольку именно этот возраст характеризуется прогрессивными изменениями во многих областях, когда совершенствуются психические процессы (память, речь, внимание, мышление, воображение, восприятие) и происходит активное развитие личностные качества, на основе которых развиваются склонности и способности. В дошкольных образовательных учреждениях развитие творчества происходит через разные виды деятельности детей, такие как: коммуникативная, игровая, продуктивная и прочие. Многообразие методов связано с многогранностью процесса усвоения системы знаний и овладением основами наук, куда входит, в первую очередь, игра, являясь вместе с тем ведущим видом деятельности этого возраста. Театральные и 3 сюжетно-ролевые игры, игры-забавы, игры-экспериментирования и прочие – они все направлены на становление у дошкольника творческого потенциала. Однако становление творческих способностей может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе видов деятельности, их многоплановость; ранее начало творческого развития; создание в детском саду благоприятной развивающей среды; постоянное поддержание интереса к творческой деятельности и т.д.

В тоже время необходимо учитывать то, что креативность и одаренность тесно связаны с личностными особенностями ребенка, том числе и с поведенческими особенностями. С одной стороны, креативность откладывает отпечаток на поведение ребенка, с другой – определенные поведенческие особенности могут как способствовать развитию креативности, так и подавлять ее.

Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий:

— между возрастающей потребностью общества в творческом развитии детей дошкольного возраста и недостаточной готовности системы дошкольного образования к эффективному решению данной задачи;

— между необходимостью поиска условий развития креативности детей дошкольного возраста и недостаточной эмпирической базой исследования личностных особенностей детей с выраженной креативностью;

На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования: каковы поведенческие особенности креативных детей?. Разрешение данной проблемы связано с необходимость рассмотрения психолого-педагогической литературы по вопросам развития креативности в детском возрасте.

Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Поведенческие особенности креативных детей».

Степень исследованности. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи.

Цель исследования ‒ выявить и экспериментально изучить поведенческие особенности креативных детей.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть подходы к изучению креативности в современной науке.
  2. Выявить особенности развития креативности у детей.
  3. Экспериментально изучить поведенческие характеристики креативных детей.

Объект исследования ‒ креативность у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования ‒ поведенческие особенности креативных детей.

Гипотеза исследования: дети с выраженной креативностью имеют более высокий уровень развития игровой деятельности, уровень притязаний, а также имеют различия в выраженности поведенческой тревожности и конфликтности по сравнению с детьми группы нормы.

Теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотез, количественный и качественный анализ фактического материала.

Эмпирические методы: тестирование.

Методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:

— о развитии креативности и творческих способностей (Б.М.Теплов, И.В.Тихомирова, М.Т.Таллибулина, А.И.Савенков, Н.С. Лейтес, и др.).

База исследования: исследование проводилось на базе учреждения: Республика Хакасия, с. Бельтирское, МБДОУ Бельтирский детский сад «Василек», в нем приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в работе впервые были изучены поведенческие особенности дошкольников с выраженной креативностью исходя из психологических особенностей возраста, были исследованы такие параметры как уровень развития игровой деятельности, уровень притязаний, уровень тревожности и конфликтности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов с детьми дошкольного возраста.

Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографического списка, приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью

1.1. Подходы к рассмотрению креативности в отечественной и зарубежной науке

 

С 50-х годов ХХ века психологической науке стал известен феномен креативности. Понятие «креативность» (от лат. creatio – создание, творческое) имеет достаточное распространение в наше время и в отечественной, и в зарубежной психологической науке. Изучением креативности занимались как отечественные специалисты Богоявленская Д.Б, Пономарев Я.А., Дружинин В.Н., Холодная М.А., Матюшкин А.М., Юркевич В.С., так и зарубежные психологи Роджерс К., Медник С.А., Баррон Ф., Гилфорд Дж.

В современных условиях социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческих способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу.

Понятие «креативность» происходит от латинского creatio, что означает «сотворение», «создание». Сущность и различие подходов к определению креативности раскрываются в сопоставлении научных трактовок. В науке выделяются три подхода в исследовании креативности, в соответствии с которыми креативность рассматривается как:

личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией;

созидательный процесс;

результат деятельности, связанный с созданием нового.

Существуют различные определения понятия «креативность». Креативность – это интеллектуальная способность «порождать» необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации; это способность, которая «может проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».

Обобщая имеющиеся толкования на смысловом уровне, креативность можно представить как разновидность универсальной творческой способности, которая обнаруживает себя в реальном действии. Она характеризуется готовностью человека к работе с принципиально новыми идеями и подходами вне привычных схем мышления и поведения; умением использовать обстановку, предметы, обстоятельства необычным образом, предлагать нетривиальное решение проблемы. Особенно ярко это проявляется в ситуации неопределѐнности.

Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыт. Таким образом, под данным понятием он подразумевает процессы, активизирующие творческую деятельность, при этом качество результата такой деятельности критерием креативности не является. Нацеленность на новизну, по своей сути, – самоцель, новое не должно быть ни личностно, ни социально значимым. Ф. Вильямс понимает под креативностью некоторое свойство или характеристику личности, выражающуюся в творческой продуктивности, а именно в способности порождать оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. То есть, именно его определение креативности лежит в основе трактовки данного понятия составителями современных психологических словарей.

По Е. Торренсу, «креативность – это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. В то же время Е. Торренс определяет креативность не только как способность личности, но и как процесс. Он утверждает, что «креативность – это такой процесс, составными частями которого являются чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов».

Е. Торренс пришел к выводу, что развитие креативности не предопределено генетически, а зависит от культуры и среды, в которой эта личность формировалась, кроме того, он экспериментально доказал, что спад в развитии креативности может быть устранен в процессе обучения.

Д. Гилфорд определяет креативность как некоторую специфическую способность к творчеству, а творческие способности, в свою очередь, он выделяет в особый класс наряду с интеллектуальными способностями. Исследование креативности преимущественно велось в двух направлениях. Первое направление характеризуется изучением зависимости креативности от интеллекта, измеряемого с помощью традиционных интеллектуальных тестов. Данную проблему изучал Д. Гилфорд. Предположение, что чем выше уровень умственных способностей, тем более творческим должен быть индивид, не было подтверждено в ходе проведенного им эксперимента. В дальнейшем в методологическом подходе Д. Гилфорда нашла разрешение проблема выделения некоторой специфической способности к творчеству, не сводимой только к интеллекту. Данная способность заключается в дивергентном мышлении, которое в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное, тривиальное и однозначное решение проблемы, определяется как «способность мыслить в разных направлениях», то есть основано на стратегии генерирования множества решений одной и той же задачи.

Впоследствии Е. Торренс выдвинул теорию «интеллектуального порога», согласно которой нет лиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект необязательно связан с высокой креативностью.

Второе направление предполагает связь креативности с личностными и мотивационными особенностями человека. Исследования Ф. Бэррона показывают, что креативная личность – это человек, чуждый конформизму и ригидности, обладающий высокой самооценкой, как правило, недисциплинированный, многое подвергающий сомнению и не считающийся с чужим мнением, находящийся зачастую в состоянии психологической неуверенности, при этом энергичный, находчивый, любознательный, имеющий широкий круг интересов, сохраняющий способность удивляться и восхищаться. Его восприятие мира постоянно обновляется, он способен своевременно и продуктивно реагировать на изменение обстоятельств. Такой человек четко отдает себе отчет в том, что знает и чего не знает, именно данное качество направляет его деятельность, порождает вопросы, сподвигает на постановку новых проблем, ведет к открытиям. То есть креативность, по мнению Ф. Бэррона, «встает» в один ряд со способностями и чертами характера личности.

Согласно теории А. Маслоу, креативность, как особый способ взаимодействия с реальностью, может быть «первичной» и «вторичной». «Первичная» креативность является этапом «вдохновенного творчества», не нацеленного на результат, а концентрирующегося на процессе как таковом. На стадии «первичной» креативности индивид стремится получить от творчества именно удовлетворение и не склонен видеть в нем способ достижения успеха и признания. «Первичная» креативность не уникальна в том смысле, что она генетически заложена в каждом человеке. «Вторичная» креативность – это «процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы», включающий в себя «не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех которой в значительной мере зависит от самодисциплины». «Вторичная» креативность предполагает наличие трудолюбия, терпения, выносливости; она «выступает своего рода аналогом научной продуктивности».

Таким образом, в трактовке А. Маслоу, креативность в определенной степени зависит от конкретных способностей и черт характера человека.

Я. А. Пономарев считает, что с креативностью связаны два личностных качества, а именно: интеллектуальная активность и «чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе». Креативность рассматривается им не как удел избранных, а как неотъемлемое свойство каждого человека, как компонент его развития и самореализации и, в результате, как ведущее свойство личности.

В исследованиях Д. Б. Богоявленской, специалиста в области психологии творчества, главным показателем креативности является интеллектуальная активность, проявляющаяся, в свою очередь, на трех уровнях: стимульно-продуктивном, при котором человек добросовестно работает в рамках заданного или первоначально найденного способа действия; эвристическом, когда человек проявляет интеллектуальную инициативу, не стимулированную внешними факторами, и высшем уровне – креативном. Креативность интерпретируется ею как духовно-практическая, созидательная деятельность, результатом которой является создание неповторимых социально-значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов преобразования мира.

В таком взгляде на креативность присутствует философский аспект, в некотором смысле Д. Б. Богоявленская развивает мысль Н. А. Бердяева о взаимосвязи творческих деяний человека и его нравственного долга. В своих работах термин «креативность» она часто заменяет на «творческость», что с точки зрения русской филологии звучит не совсем благозвучно, но вполне оправданно, так как выражает суть данного понятия.

Заслуживает внимания подход к изучению креативности М. А. Холодной. Она понимает креативность как способность мыслить нестандартно, порождать оригинальные идеи, не имеющие аналогов в прошлом, преодолевая стереотипы и инертность собственного мышления. Креативность, на ее взгляд, является составляющей высокоразвитого интеллекта.

В. Н. Дружинин характеризует креативность как «глубинное свойство, отражающееся в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом», и также рассматривает ее как составную часть интеллекта. Л. Г. Вяткин понимает креативность как «способность создавать нечто новое, оригинальное», то есть вполне традиционно, но при этом утверждает, что необходимо избегать идентификации нового с творческим. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. То есть творчество всегда должно содержать новизну, но не всему новому может быть дано определение творческого. Творчество предполагает полезную, социально-значимую новизну. Данный тезис говорит о переосмыслении автором теории креативности Э. Фромма. Таким образом, проведенное теоретическое исследование показало, что, несмотря на то, что авторы определяют креативность по-разному, общим является представление о ней как о комплексе интеллектуальных и личностных особенностей индивида, заключающихся в умении находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и глубокое осознание своего опыта.

Креативность может входить в структуру одарѐнности в качестве независимого фактора, независимо от возраста, проявляясь:

в потребности к нетривиальному решению проблем,

в профессиональном и личном интересе к новым задачам, к новым ситуациям,

к преодолению «барьеров», появляющихся на жизненном пути,

в обострѐнном чувстве нерациональности, не оптимальности тех или иных способов деятельности, необходимости их изменить,

в желании активно участвовать в усовершенствовании окружающего мира (среды, себя в этом мире),

в отношении к себе как существу способному изменять мир и себя самого к лучшему.

А. Маслоу называл креативность творческой направленностью, врожденно свойственной всем, но которую многие теряют под влиянием среды. П. Торренс говорил, что креативность содержит в себе повышенную чувствительность к проблемам, к противоречивости или дефициту знаний; действия по выявлению таких проблем и поиску их решений. Дж. Гилфорд, давая определение креативности, выделил дивергентное (отступающее от логики; идущее в разных направлениях одновременно) и конвергентное (однонаправленное; логическое) мышление.

Согласно З. Фрейду творческая активность является результатом сублимации полового влечения на иную сферу деятельности. Он считал, что в творческом продукте в социальноприемлемой форме опредмечивается сексуальная фантазия. К. Юнг находил в креативности выражение архетипов коллективного бессознательного. А. Адлер считал её способом компенсации человеческого комплекса неполноценности. Р. Ассаджиоли утверждал, что креативность является процессом приближения личности к некоему «идеальному Я».

С точки зрения И.П. Калошиной, творческая деятельность с нормативным интеллектуальным компонентом – это творческая деятельностью, выполняемая на осознаваемом уровне теоретическим и планомерным путем, методом движения к конкретному мышлению от абстрактного. Согласно Д.Б. Богоявленской, креативность – это ситуативно- не стимулированная активность личности, которая проявляется при стремлении выйти за границы рассматриваемой проблемы. Данное качество называют интеллектуальной активностью и рассматривают как личностную характеристику субъекта. В.Н. Дружинин трактует креативность как свойство личности, характеризующее ее преобразующую и активную деятельность, противоположностью которой выступает реактивная, адаптивная деятельность. В этом смысле он разводит понятия креативности и интеллекта, который и отвечает за адаптацию человека к окружающему миру. Как отмечает И.Н. Семёнов, смена личностной позиции с регрессивной на прогрессивную – это важное условие успешного решения творческой задачи субъектом.

С точки зрения Г. Айзенка креативность является неслучайным процессом поиска-комбинирования, который направлен на творческое решение различных задач. По его мнению, центральная черта креативности – «сверхвключенность». Когнитивная сверхвключенность является способностью производить множество креативных идей за счет продуцирование ряда ассоциаций – настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. По утверждению Г. Айзенка, когнитивная сверхвключенность генетически обусловлена и связана с психотизмом, она создает предрасположенность к креативному поведению человека. Наличие оригинальных ассоциаций характеризует креативное мышление. Следовательно, умение генерировать ассоциации, креативность и дивергентное мышление связаны.

Дж. Гилфорд первым ввел понятие креативного мышления как релятивного, интуитивного и целостного. Он указал на существенное 8 различие между такими мыслительными операциями, как дивергенция и конвергенция. Дж. Гилфорд также определил креативное мышление как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Такое мышление предполагает изменение путей решения задачи, приводит к неожиданным результатам и выводам. Креативное мышление базируется на воображении и предполагает наличие нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Это является условием самовыражения человека и возникновения оригинальных идей. Гилфорд утверждал, что креативное мышление можно охарактеризовать 4 главными качествами: гибкостью, точностью, быстротой и оригинальностью. Гибкость является способностью высказывать широкое разнообразие идей. Точность является способностью совершенствовать и придавать завершенный вид собственным мыслям, законченностью. Быстрота является способностью высказывать как можно больше идей за определенный интервал времени. В этом случае важно количество идей, а не их качество. Оригинальность является способностью генерировать новые нетривиальные идеи и может проявляться в ответах, которые не совпадают с общепринятыми.

Согласно У. Симпсону понятие креативность определяется как способность к разрушению привычного порядка следования идей в мыслительном процессе. Труды А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Н. Нечаева, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и В.Д. Шадрикова содержат концептуальные подходы к изучению развития креативности. Рассматривая креативность в контексте психологического развития человека, важно выделить возрастные этапы, когда креативность является значимой для развития.

В отечественной психологии доказано, что возрастная сензитивность имеет двухфазовый характер. Дружинин В.Н. утверждает, что в развитии креативности обнаруживается два сензитивных периода: первый – в возрасте 3-5 лет, второй – в возрасте 13-20 лет. Но эти периоды имеют между собой 9 качественное отличие. Первый период характеризуется интенсивным развитием «первичной» креативности, как общей творческой способности, а второй период характеризуется развитием «специализированной креативности», то есть способности к творчеству, которая связана с конкретной сферой деятельности человека. В конце второй фазы человек отрицает свою подражательную функцию и бывшие идеалы. В этот момент он или переходит к оригинальному творчеству, или остается на фазе подражания навсегда.

В зарубежной (Дж. Гилфорд А.Маслоу, П.Торренс) и отечественной (Д.Б. Богоявленская, В.Н.Дружинин, В.Г. Рындак, Э. Босс, А.В. Хуторской) психологии и педагогике феномен креативности описан на уровне структуры, механизмов, условий проявления в различных ситуациях. Разработаны психологические инструменты измерения и оценки различных видов креативности и отдельных креативных способностей. Обращение к высказываниям людей, известных своей креативностью или исследованиями творческих проявлений, позволяет с учѐтом их субъективного опыта выделить дополнительно некоторые положения, на наш взгляд, важные для понимания специфики этого феномена. Креативные решения возникают за счѐт создания неожиданных связей между вещами.

Креативны, как правило, люди, имеющие разнообразный и разнородный практический и ментальный опыт.. Креативность требует воображения и смелости отказываться от привычных способов восприятия и мышления.

Креативность определяется интуицией и способностью к спонтанным реакциям при условии чѐтко понимаемого смысла задачи, которую предстоит решить. При наличии идеи интуиция выступает как спутник креативности. Креативный человек оптимистичен и не боится многократных проб и ошибок. В его взгляде на мир доминирует не критическая оценка, а установка на позитивное преобразование ситуации. Он «видит побочные продукты своих действий и может их использовать, нетворческий человек их не замечает, тем самым, проходя мимо новизны и лишая себя возможности творить».

По мнению А. Маслоу, креативность врождѐна всем людям, но большинство утрачивает еѐ под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Это означает, что возможен и «обратный путь» к пробуждению креативности. Обозначим основные компоненты, как нам кажется, необходимые для этого, исходя из известных науке и практике характеристик данного феномена. Отправной точкой развития креативности служит специфическое преобразовательное отношение к миру, окружающей ситуации и себе. Данное утверждение вытекает из интегративного понимания креативности как диспозиции личности, для которой характерны:

установка на перманентное творчество (теория установки Д. Узнадзе), причинно не обусловленная склонность к созидательно-преобразующим действиям (персоналистская психология В. Штерна),

предрасположенность к творческой реакции на внешнюю среду (теория личности Г. Олпорта),

готовность к нестандартному видению и оценке ситуации и преобразующему поведению, основанному на предшествующем опыте (В. А. Ядов).

Ещѐ одним необходимым шагом в развитии креативности становится снятие блоков (ментальных, эмоциональных, психологических, поведенческих), препятствующих новому взгляду на действительность.

Внутреннее раскрепощение важно, поскольку у креативной личности интеллектуальная независимость (свобода) сопряжена со свободой поведенческой и коммуникативной. Это проявляется на уровне нонконформизма, спонтанных творческих реакций и действий; открытости чужим идеям, готовности кооперироваться для решения поставленных задач не только с единомышленниками. Процесс развития креативности включает активизацию креативного типа мышления как специфического интеллектуального «устройства» для творчества. Подобное мышление отличает: многомерность, ассоциативность, комбинаторность, дивергентность (П.Гилфорд), латеральность (Э.де Боно), «игривость ума». (Э.Л. Маквильям, Д. Тан); богатое воображение, интуиция. Перечисленные характеристики позволяют человеку постоянно расширять поле интеллектуального поиска, обнаруживать неявные внутренние связи между явлениями и процессами, двигаясь с уровня подсознания на уровень сознания и осознания.

Креативность, развивающаяся до определѐнного момента в виде общих творческих проявлений, чтобы найти дальнейшее практическое применение, должна быть переведена в какой-то предметный (профессиональный) контекст. Принципиальным при этом становится свободное владение стандартным диапазоном действий (в профессии, в типовых жизненных ситуациях) при отсутствии внутренней «привязанности» к ним. Это позволяет в нужный момент обоснованно отказаться от стереотипов и непродуктивных действий. В поисках творческого стимула к обновлению некоторыми организациями и фирмами, приветствуется приглашение работников, не имеющих опыта работы в своей области. В связи с этим стоит заметить, что дилетант действует «от недостатка» профессиональных ресурсов, «не видя» очевидных решений и лишь случайно может найти инновационный путь. В то время как действительно креативные действия осуществляются всегда «от избытка» этих ресурсов. Отсюда, на наш взгляд, развитие креативности требует соблюдения разумного баланса между ритуальностью и импровизацией, системностью и спонтанностью.

Движение к креативности идѐт также через накопление и варьирование разнообразного жизненного (профессионального) опыта и выработку на его основе индивидуальных форм творческой активности. В педагогическом плане принципиальным является вопрос о реакции окружающих на разные (в том числе, отрицательные) результаты творческих проб. Здесь, на наш взгляд, следует различать задачи развития общих креативных способностей (например, в детском возрасте или в системе неформального образования взрослых) и становление креативности как профессионального качества. Вероятно, в данном случае, целесообразнее культивировать философское отношение к творческим неудачам и стремление их преодолеть. Поскольку живые существа обладают способностью к «аутопоэзной организации», «строительству» самих себя (У. Матурана и Ф. Варела), в качестве одного из направлений самостроительства (аутокреации) человека может выступать активизация внутренних (психологических) условий формирования и проявления у себя креативности. Аутокреация в этом контексте предстаѐт как осознанное овладение субъектом приѐмами развития и поддержки своего креативного потенциала.

Описанный в работах Е.П. Ильина, В.Э. Мильман, Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.М. Матюшкина мотивационный подход к развитию креативности отражает ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в мотивах, интересах, установках, а также в стремлении к креативному поведению. Этот подход содержит в себе изучение механизмов и принципов принятия человеком ценностей творчества и становления социальной и психической готовности строить траекторию саморазвития через творчество. Мотивация личности к креативной деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих его к осуществлению креативных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать креативные поступки. Функция мотивационного элемента – помощь в усвоении смысла процесса творчества как механизма саморазвития.

В содержание мотивационного элемента входят интегрированные динамические и содержательные процессы личностных смыслов, целеобразования в области саморазвития и творчества. Мотивирование креативного поведения выстраивается в зависимости от конкретных задач. Расширяется репертуар поведенческих стратегий креативного поведения. Организуется обучение приемам, методам, способам формирования активной жизненной позиции. Осознание цели является изначальным условием включения индивида в творческую деятельность.

При неоднократном повторении мотивационные явления со временем стают чертами личности. Полученные изменения мотивации в сторону укрепления мотива выбора креативного поведения, сформированная творческая жизненная позиция студента, высокий уровень адаптации к изменяющимся условиям социума, креативная регуляция своих действий и выработка креативных моделей поведения закрепляются в условиях учебно- профессиональной деятельности для того, чтобы стать доминирующей жизненной стратегией человека.

Эмоционально-личностный подход к развитию креативности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.) направлен на развитие креативности как личностного свойства, обеспечивающего эффективность творчества и выражающегося в умении свободно ориентироваться, действовать в неопределенных ситуациях, ломать старые стереотипы и алгоритмы, искать и выстраивать методы самопреобразований, сообразные своим целям в области саморазвития и детерминированные активностью субъекта и эвристическим стимулированием творческого процесса; на становление позитивной эмоционально-чувственной творческой активности, навыков уверенного поведения и психологической стабильности в условиях креативной деятельности; на развитие позитивного отношения к ситуации выбора креативного поведения, то есть выбора ситуаций открытости или незавершенности, в отличие от жестко заданных; на развитие готовности отказываться от жестких стереотипов в мышлении и поведении (конформности, преклонения перед авторитетами), что обеспечивает установление сети сильных ассоциаций, способствующих доминированию и большой привлекательности креативного поведения; на формирование ощущения личностной состоятельности, значимости, уверенности в себе, признания неповторимости и уникальности своей индивидуальности; на овладение техниками регуляции эмоциональных состояний, развитие навыков регулирования негативных эмоций путем их вербализации, навыков самодиагностики и самонастройки на позитивную ситуацию.

Интеллектуальный подход к развитию креативности (Л.Б. Ермолаева- Томина, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Д.В. Ушаков, С.Л. Рубинштейн, Т. Любарт и др.) направлен на развитие системы креативных качеств и свойств, а также знаний, творческих способностей, умений, навыков и компетенций, которые обеспечивают эффективность процесса творчества и, как результат, оптимизацию процесса самоизменений; на формирование индивидуальных способов преодоления креативных стереотипов и барьеров, развития творческого потенциала; формирование готовности к конструктивному, нестандартному мышлению; на развитие гибкости, беглости, точности, оригинальности мышления; на развитие способности к дивергентному мышлению (способность к генерированию множества нестандартных и оригинальных решений) как основу креативности; на изменение стратегий поведения в учебно- профессиональной деятельности с помощью развития познавательной активности, поиска нового решения старых проблем, нетрадиционного подхода к учебным задачам.

Коммуникативный подход к развитию креативности (М.М. Кашапов, Д.Б. Богоявленская, Любард и др.) направлен на развитие системы коммуникативных умений, формирование коммуникативных компетенций и навыков; на овладение психотехнологиями, помогающими в быстрой адаптации в любом обществе, в развитии коммуникабельности; на развитие психологической грамотности и навыков изменять ситуацию общения так, чтобы довести до конца совместную деятельность, уменьшить недоразумения, достичь взаимопонимания, ликвидировать конфликты; на овладение психо-технологией, позволяющей активизировать механизмы эффективного коммуникативного взаимодействия, оптимизировать навыки вербального и невербального общения, обучение приемам конструктивного взаимодействия в конфликте, тактике эмпатийного общения; на создание знаний о существующих коммуникативных приемах и методах, являющихся эффективными в отношении различных ситуаций и людей.

Рефлексивный подход к развитию креативности (О.С. Анисимов, С.П. Курдюмов, В.А. Петровский, И.Р. Пригожий, В.М. Розин и др.) направлен на научение осмыслению своей деятельности при помощи сравнения и изучения. Осмысление – это размышление, полное противоречий, сомнений, переживаний, это особенный источник знаний, который опирается на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается окружающими людьми.

Рефлексия — метод самовоспитания, познания (знание, понимание) самого себя в конкретной ситуации; выработка представлений о возможных изменениях. Рефлексия как самоконтроль креативных действий обуславливает саморегуляцию творческой деятельности и поведения. Рефлексивность при самооценке творческой деятельности делает ее более обоснованной, приближает к адекватной. Рефлексивность может проявляться в способности анализировать собственные поступки и действия, уровень их креативности, критически осознавать свои особенности, видеть возможности в саморегуляции творческой деятельности и креативного поведения. В результате рефлексия имеет большое значение для развития креативности: рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей творческой деятельности, позволяет критично отнестись к себе, делает человека субъектом своей творческой активности.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф