1.3. Особенности познавательной и игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
Недоразвитие познавательной и игровой деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком их своеобразии. И.Г. Антипова указывает, что у таких детей стойко нарушена познавательная деятельность, отмечается плохая восприимчивость ко всему новому, слабость ориентировочной деятельности, недостаточная активность. [2, с. 12].
Р.И. Лалаева, P.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Н.И. Жинкин, О.С. Орлова и др. исследователи определяют, что особенности психических функций, познавательной деятельности, обусловленные бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаний о пространственных, временных, количественных, субъектно-объектных и причинно-следственных отношениях, снижением активности, неспособностью к самоконтролю, неполноценностью анализа и синтеза, сравнения, неточностью восприятия, откладывают отпечаток на становление всех видов деятельности детей обозначенной категории [4].
В личностной сфере разные авторы отмечают следующие особенности ребенка с ЗПР: недостаточная сформированность мотивационно — целевой основы деятельности; незрелость эмоционально — волевой сферы; затруднено социальное развитие ребенка; несформированность общей способности к учению.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушения целостности, целенаправленности, активности восприятия — все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: ·анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки); ·сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); ·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения от нормы и в произвольной и непроизвольной памяти из-за сниженной познавательной активности. Низкий уровень продуктивности и ограниченный объем памяти говорит о неспособности пользоваться приемами запоминания, ассоциациями и т.д. Так же важно отметить, что наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный.
Таким детям свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания активного поиска приемов запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается материал, который был многократно повторен и связан с уже имеющимися на данный момент знаниями (при изучении чисел не рекомендовано изучать структуру задач или геометрические фигуры).
Так как у детей с задержкой психологического развития наблюдается ограниченность и фрагментарность представлений, то можно утверждать, что у таких детей восприятие и ощущение ограничено. В отличие от нормально развивающихся сверстников скорость восприятия у детей с задержкой психического развития значительно ниже. Объекты воспринимаются как бессвязный набор ощущений не формируя предмет восприятия. Так же можно пронаблюдать неспособность осмысливать и избирать материал. У данной категории детей нарушена ориентировка в пространстве, что приводит к трудностям в овладении письмом и чтением.
Катаева А.А. и Стребелева Е.А. подчеркивают, что недоразвитие игровой деятельности у детей с задержкой психического развития обусловлено низким уровнем познавательной активности, запаздыванием в сроках овладения речью, ситуативно-деловым и эмоциональным общением, двигательными функциями, предметными действиями [39, с. 76]. Большинство детей обозначенной категории обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам: как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку [14, с. 59].
В игре старших дошкольников преобладают процессуальные действия с элементами сюжета игры. Сам сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы, он является ситуативным, нестойким. Дети многократно повторяют одни и те же действия, которые объединены в короткие цепочки вокруг одного стержневого действия. Игровые действия детей бедны по характеру, разнообразию и выразительности. Роль и воображаемая ситуация в играх как правило не вычленяется и не обыгрывается. В большинстве случаев дети не связывают совершаемые ими действия с названием взятой на себя роли. Также, дети склонны условный план игры сводить к реальному плану предметной деятельности.
Дети с задержкой психического развития не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в игре. Для многих детей ситуация совместной со взрослым игры оказывается наиболее предпочтительной, они чувствуют себя в ней комфортно, проявляют инициативу в общении, обнаруживают желание максимально продолжить эту ситуацию. Следовательно, необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он должен полностью осуществить организационный этап игры, начиная от определения темы игры, игрового общества и распределения ролей, заканчивая подробным описанием путей реализации сюжета в целом и каждой конкретной роли. Речевое поведение дощкольников с ЗПР в совместных играх отличается малой коммуникативной насыщенностью. Дети практически не оречевляют выполняемые действия. Чаше всего дошкольники используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Возникающие диалоги непродолжительны, ролевая речь представлена слабо.
Выводы по первой главе
Анализ проблемы познавательной деятельности теоретических исследованиях позволяет утверждать, что «познавательная деятельность» определяется как активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Развитие познавательной деятельности в процессе игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой, с целью реализации базовой потребности — адекватного отражения объективной действительности субъектом познания.
Роль познавательной деятельности в развитии дошкольников с учетом ФГОС определяется в формировании в ходе нее познавательных интересов и познавательных действий ребёнка. Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Основной целью данной образовательной области является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
В старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая познавательный, творческий характер, передавая ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Познавательная деятельность, наряду с игровой, становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Под влиянием оптимально организованной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Организационно-педагогические условия формирования познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в игре
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетается с эмоционально-волевыми расстройствами, двигательной и речевой недостаточностью [6]. Вместе с тем, А. Закрепина отмечает, что к концу старшего дошкольного возраста при соответствующей коррекционно-развивающей работе у детей обозначенной категории отмечается позитивная динамика в развитии познавательного уровня, отмечаются положительные сдвиги в развитии психических процессов [18, с. 58].
Основными направлениями педагогической деятельности по формированию познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре являются [54]:
— коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями, умениями и навыками познавательной деятельности, коммуникативными умениями и навыками, направленные на развитие представлений о системе социальных отношений, о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
— активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать и общаться со своими детьми в ходе познавательной деятельности;
— широкое использование игр и игровых упражнений для целенаправленного формирования познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР, в ходе которых активизируются познавательные интересы дошкольников;
— повышение квалификации педагогов в направлении оптимального сопровождения процесса формирования познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре в условиях дошкольного учреждения.
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяется следующими принципами [57]:
— принцип формирования познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в соместной деятельности;
— принцип опоры в формировании познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР на положительные качества ребенка, которым необходимо дать развитие в соответствующей деятельности. Как результат — у ребенка вырабатывается склонность к усовершенствованию своего поведения, он мотивируется к проявлению своей индивидуальности;
— принцип формирования познавательных навыков и умений старших дошкольников с ЗПР в деятельности: организация благоприятных условий для развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с опорой на их ведущую деятельность — игру;
— принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение;
— принцип целенаправленности предполагает, что работа по формированию познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре, ее содержание и методы определены целью.
Основные задачи образовательной работы по формированию познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР [10]:
1) формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах деятельности;
2) развитие способности к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения использовать при решении познавательных и практических задач полученные знания в новых условиях;
3) развитие наблюдательности, познавательных потребностей и мыслительной деятельности (способности классифицировать, анализировать, делать выводы, сравнивать, сопоставлять, высказывать суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи);
4) развитие художественного вкуса, творческого воображения и способности создавать выразительный художественный образ посредством различных видов деятельности (словотворчества, изобразительной деятельности, художественного труда, дизайна и др.);
5) развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
6) воспитание чувства удовлетворения процессом познания окружающей действительности и осуществляемой деятельности (выполненной работы), бережного отношения к результатам своей деятельности и потребностей реализовывать замыслы в различных видах продуктивной деятельности.
Педагогические условия формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР состоят в следующем: осуществление диагностики и оценки познавательной сферы детей обозначенной категории усилиями специалистов разного профиля; организация предметно-игровой деятельности в условиях предметно-развивающей среды; организация познавательной деятельности в процессе игр на занятиях и при осуществлении режимных моментов; эмоционально-практическая направленность познавательной деятельности; взаимодействие работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в обозначенном направлении.
Кроме того, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка, познавательную деятельность необходимо выстраивать в двух направлениях: от знаний — к практике и, наоборот, от включения в деятельность — до рассмотрения теоретических вопросов.
В психолого-педагогической литературе говорится о необходимости создания особых условий для организации познавательной деятельности дошкольников, в том числе и с ЗПР:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, использование адекватных методов обучения;
— мотивированность познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в игровой деятельности детей, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности детей.
— специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора познавательной деятельности. Педагог должен владеть знаниями о познавательной деятельности, включаться в игровое сотрудничество и сотворчество с детьми, обладать творческим потенциалом для организации поисково-познавательной деятельности детей в соответствии с тематикой, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Главным инструментом педагога в педагогическом процессе выступают его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение, которое выступает образцом поведенческих реакций детей в различных видах деятельности, в том числе и познавательной. Следует отметить, что существенное влияние на формирование познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре оказывают следующие факторы [35, с. 26]:
— широкий кругозор педагога;
— стили взаимодействия с учетом формальной и содержательной стороны;
— правильная организация режимных моментов на научной основе с позиций системно-деятельностного подхода в процессе воспитания;
— правильный подбор педагогических методов и приемов для реализации целей и задач по формированию познавательной деятельности;
— совместная игровая деятельность воспитателей и детей, которая будет реально соответствовать системно-деятельностному подходу, новым технологиям его внедрения с целью всестороннего развития личности ребенка;
— умения воспитателей проводить на научно-методической основе диагностику и самодиагностику познавательной сферы и образовательного процесса в целом.
Формирование познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре включает в себя: разработанный диагностический инструментарий; комплексную программу формирования познавательной деятельности детей обозначенной категории (включение дошкольников в различные формы предметно-игровой деятельности, мотивация в ходе игры к познавательной деятельности; отработка методов и приемов взаимодействия в игре; развитие готовности к познавательной деятельности, повышение самостоятельности в развитии познавательной деятельности, формирование исследовательской культуры); а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по формированию познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР в игре (привлечение родителей к активному участию в занятиях дошкольного учреждения, просвещение и информирование родителей в обозначенной области).
2.2. Организация и методы эмпирического исследования
Анализ теоретической литературы, представленный в главах 1, стал основой эмпирического исследования, цель которого состояла в том, чтобы экспериментально исследовать особенности формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры, в том числе выделить направления оптимизации формирования познавательной сферы детей с задержкой психического развития. В ходе экспериментальной работы были разработаны и использованы соответствующие дидактические материалы, представленные в приложениях.
Эмпирическое исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 101» г. Ульяновска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6 мальчиков и 4 девочки), имеющих сочетание задержки психического развития с нарушениями в двигательной, речевой, в ряде случаев – сенсорной сферах: у 100 % (10 человек) имеется задержка психического развития; дискоординационные расстройства отмечены у 20 % (2 человека) испытуемых; 70 % (7 человек) имеют нарушения речи. Таким образом, у испытуемых отмечается не только задержка психического развития, а сочетание других нарушений. Средний возраст детей – 5-6 лет.
Исследование проводилось с октября 2016 года по апрель 2017 года. Оно включало три последовательных этапа и проводилось методом индивидуального эксперимента:
- Констатирующий этап, на котором проведена непосредственно диагностика особенностей и уровней сформированности познавательной сферы детей с задержкой психического развития. Констатирующий этап включал анализ результатов диагностики и определение направлений коррекционной работы с детьми обозначенной категории.
- Формирующий этап позволил определить оптимальные формы и методы работы с детьми обозначенной категории посредством использования возможностей игры.
- Контрольный этап, на котором проведена повторная диагностика особенностей и уровней сформированности познавательной сферы детей с задержкой психического развития.
Для исследования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был использован комплекс диагностических методик. Диагностика включала:
- Диагностический тест «Исключение четвёртого» (автор — Марцинковская Т.Д.). Цель: диагностика словесно-логического мышления посредством определения умения ребенка обобщать и выделять существенные признаки предмета по словесной инструкции [33].
- Диагностика «Назови одним словом» (автор – Я. Йирасек). Методика диагностики предполагает определение у ребенка умения обобщать предметы по их предназначению [33].
- Диагностика понимания короткого сюжета на материале стихотворения (автор — И.Д. Коненкова). Цель: определить умение ребенка устанавливать последовательность событий [7].
- Диагностика «Закончи предложение» (методика разработана Э. Ф. Замбацявичене). Диагностика направлена на выявление навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий [33].
- Наблюдение за характером сопровождения педагогом познавательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР с помощью карты, разработанной И.В.Калистратовой [6].
- Анкетирование родителей «Организация познавательной деятельности ребенка в семье» [33].
Выбор обозначенных диагностических методик обусловлен тем, что они характеризуют наиболее полно как особенности развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, так и сформированность игровых умений и навыков. Описание методик представлено в приложении 2.
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Диагностика сформированности познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по представленным выше методикам была проведена в индивидуальном порядке с каждым ребенком.
Описание теста «Исключение четвёртого» Марцинковской Т.Д. представлено в приложении 1. Методика «Назови одним словом» (по Я. Йирасеку) предполагала, что ребенку необходимо было назвать одним словом предложенные ряды слов, каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Детям предлагались следующие ряды слов:
Одуванчик, ромашка, роза…
Стол, диван, стул….
Платье, брюки, юбка…
Дуб, береза, сосна…
Новый год, день рождения, 8 Марта…
Огурец, помидор, капуста…
Клубника, малина, земляника…
Лето, зима, весна…
Кошка, тигр, собака…
Голубь, воробей, сорока….
День, утро, ночь…
Ложка, вилка, нож….
Мама, папа, бабушка…
Окунь, карась, щука….
Автобус, троллейбус, грузовик…
Результаты диагностики познавательной сферы с помощью теста «Исключение четвёртого» Марцинковской Т.Д. и методика «Назови одним словом» (по Я. Йирасеку) отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Результаты диагностики познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости по методикам Марцинковской Т.Д. и Я. Йирасека
ШИФР испытуемого ребенка | Количество набранных баллов по методике Марцинковской Т.Д. | Норма для детей 5-6 лет с ЗПР | Количество набранных баллов по методике Йирасека | Норма для детей 5-6 лет с ЗПР |
01 | 4 |
5-6 | 7 |
7-11 |
02 | 4 | 3 | ||
03 | 4 | 6 | ||
04 | 2 | 5 | ||
05 | 2 | 3 | ||
06 | 5 | 7 | ||
07 | 4 | 4 | ||
08 | 3 | 4 | ||
09 | 2 | 3 | ||
010 | 1 | 2 |
Для выявления умения устанавливать последовательность событий старшими дошкольниками с ЗПР мы опирались на рекомендации, предложенные В.М. Ивановой для работы с детьми с различными нарушениями [15], а также использовали модифицированную балльную оценку И.Д. Коненковой [цит. по 3, с. 171].
В ходе диагностики детям было предложено задание определить последовательность событий на основе прослушанного стихотворения. С учетом особенностей детей с ЗПР в качестве стимульного варианта детям предлагались сюжетные картинки на установление последовательности событий и определение связи между ними. На основе анализа результатов выполнения задания были выделены три уровня успешности: высокий уровень успешности: 4-5 баллов; средний уровень успешности: 2-3 балла; низкий уровень успешности: 0-1 балла. Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Результаты диагностики уровня умения определять последовательность событий при восприятии текста старшими дошкольниками с ЗПР
ШИФР испытуемого ребенка | Общее кол-во баллов | Уровень успешности |
01 | 2 | средний |
02 | 4 | высокий |
03 | 1 | низкий |
04 | 3 | средний |
05 | 0 | низкий |
06 | 3 | средний |
07 | 1 | низкий |
08 | 1 | низкий |
09 | 2 | средний |
010 | 3 | средний |
Диагностика «Закончи предложение» по методике Э.Ф. Замбацявичене предполагала определить умения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и простейших понятий. В ходе диагностики детям было предложено закончить следующие предложения:
На голову мы надеваем…
На дереве растут…
Зимой всегда холодно, а летом…
В огороде растут…
В лесу живут…
В магазине покупают…
На качелях дети….
Осенью на улице…
Зимой выпадает белый…
Каждый правильный ответ отмечался одним баллом. Результаты диагностики отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Результаты диагностики по методике Э.Ф. Замбацявичене «Закончи предложение»
ШИФР испытуемого ребенка | Количество набранных баллов | Норма для детей 5-6 лет с ЗПР |
01 | 6 | 5-6 |
02 | 3 | |
03 | 4 | |
04 | 3 | |
05 | 2 | |
06 | 3 | |
07 | 4 | |
08 | 3 | |
09 | 2 | |
010 | 3 |
Таким образом, в целом результаты диагностики свидетельствуют о недостаточной сформированности познавательной сферы у исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: в среднем только 3 ребенка (30%) набрали достаточное соответственно диагнозу количество баллов, у остальных (70%) уровень ниже нормы по всем методикам.
Для изучения характера сопровождения педагогом познавательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР нами использован метод наблюдения с помощью карты, разработанной педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения И.В.Калистратовой на основе современных стандартных требований, предъявляемых к деятельности воспитателя [9]. Затем воспитателю было предложено ответить на вопросы: какое место должна занимать познавательная деятельность в жизни ребенка и почему? Какое место вы ей отводите в режиме дня? Как вы руководите такой формой познавательной деятельности как игра? Как вы при этом учитываете их индивидуальные особенности? Результаты представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Результаты наблюдения за руководством воспитателем игрой как формой познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Воспитатель 1 | Воспитатель 2 | Воспитатель 3 | Воспитатель 4 |
Включение познавательной деятельности в режимные моменты оптимально | Включение познавательной деятельности в режимные моменты оптимально | Включение познавательной деятельности в режимные моменты не всегда оптимально | Включение познавательной деятельности в режимные моменты оптимально |
В познавательной деятельности общению воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок отводится ведущая роль | В познавательной деятельности недостаточно внимания обращается на взаимодействие детей друг с другом | Недостаточное руководство познавательной деятельностью (общение воспитателя с детьми минимальное) | В познавательной деятельности роль инициатора общения воспитатель берет на себя |
Предпочитает организовывать дидактические и сюжетно-ролевые игры | Предпочитает организовывать сюжетно-ролевые игры | Предпочитает организовывать подвижные и строительные игры | Предпочитает организовывать дидактические и подвижные игры |
Начало познавательной деятельности сопровождает игровым моментом, чаще – созданием проблемной ситуации | В качестве начала познавательной деятельности предлагает «помочь сказочному герою» | Начало познавательной деятельности – с распределения ролей в форме игры — по инициативе воспитателя | Начало познавательной деятельности в форме игры – с распределения ролей по инициативе воспитателя |
Активно участвует в познавательной деятельности, в проблемные моменты берет инициативу и незаметно для детей координирует процесс | Включается в познавательную деятельность в форме игры по мере необходимости, может заменить ребенка, который не справляется с поставленной задачей | Включается в познавательную деятельность в форме игры по мере необходимости, назначает ребенка, ответственного за ход игры («делегирование полномочий») | Участвует в познавательной деятельности в форме игры на равных с детьми, одновременно контролирует действия детей в ходе игры |
Использует чаще прямые приемы руководства | Использует как прямые приемы руководства, так и косвенные | Использует чаще прямые и косвенные приемы руководства | Использует чаще прямые приемы руководства |
По ходу познавательной деятельности в форме игры конфликты между детьми разрешает при помощи апелляция к выполняемой роли | Регулирует взаимоотношения детей по ходу познавательной деятельности в форме игры с помощью совета, напоминания нравственной нормы | В ходе познавательной деятельности в форме игры конфликты между детьми разрешает при помощи совета, напоминания нравственной нормы | В ходе познавательной деятельность в форме игры конфликты между детьми разрешает при помощи совета, напоминания правил игры, апелляция к выполняемой роли |
Оптимально учитывает индивидуальные особенности детей при руководстве познавательной деятельностью в форме игры | Оптимально учитывает индивидуальные особенности детей при руководстве познавательной деятельностью в форме игры | Недостаточно учитывает индивидуальные особенности детей при руководстве познавательной деятельностью в форме игры | Не во всех играх учитывает индивидуальные особенности детей при руководстве познавательной деятельностью в форме игры |
Данные результаты свидетельствуют в целом об оптимальном уровне психологического обоснования и целесообразности позиции воспитателей по отношению к познавательной деятельности детей в форме игры. Повышения методической грамотности в аспекте организации и управления обозначенной деятельностью детей, а соответственно – и уровня общения «воспитатель-ребенок», «ребенок-ребенок» требуется для воспитателя 3, для воспитателей 2 и 4 достаточно определенных методических рекомендаций.
Нами определена по всем результатам диагностики уровни готовности педагогов к организации исследовательской деятельности старших дошкольников с ЗПР:
— высокий уровень — высокий показатель организации управления процессом познавательной деятельности. Управляющий и педагогический персонал дошкольной образовательной организации имеет представление о специфике организации и управления познавательной деятельностью. Педагоги проявляют инициативу в поиске новых форм и видов познавательной деятельности.
— средний уровень — средний показатель организации управления процессом познавательной деятельности. Управляющий и педагогический персонал дошкольной образовательной организации не в полной мере имеют представление о специфике организации и управления познавательной деятельностью. Педагоги выбирают в своей работе только традиционные виды познавательной деятельности.
— низкий уровень — низкий показатель организации управления процессом познавательной деятельности. Педагоги дошкольной образовательной организации не имеют представления о специфике организации управления познавательной деятельностью. Педагоги не владеют навыками и знаниями о видах познавательной деятельности.
Распределение по уровням готовности педагогов к организации познавательной деятельности дошкольников с ЗПР представлено на рис. 2.1.
Помимо диагностики характера сопровождения воспитателями познавательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР, в ходе индивидуальных бесед с воспитателями нами было выяснено, какие затруднения испытывают педагоги в аспекте коррекции познавательной сферы детей с ЗПР, в какой помощи они нуждаются в направлении формирования познавательной деятельности детей, какие методы работы они хотели бы освоить — таким образом, была выяснена личная потребность педагогов в психолого-педагогической поддержке, что было учтено при планировании соответствующих методических мероприятий, включенных в психолого-педагогическую программу по формированию познавательной деятельности детей с ЗПР в процессе игры.
В ходе эмпирического исследования было также проведено анкетирование родителей, в ходе которого определена степень участия родителей в мотивации ребенка к познавательной деятельности; изучен уровень работы, проводимой в семье по организации познавательной деятельности ребенка, а также готовность к сотрудничеству с педагогами в данном аспекте. Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Результаты анкетирования родителей «Организация познавательной деятельности ребенка в семье»
Вопрос | Ответы |
Считаете ли Вы важной организацию познавательной деятельности ребенка в дошкольном возрасте? | да – 25 % нет – 30 % возможно – 45% |
Интересует ли Вас лично данная проблема? | да – 15 % нет – 60 % частично – 35% |
Знаете ли Вы, какие навыки и умения приобретает Ваш ребенок в ходе познавательной деятельности в детском саду? | да – 20 % нет – 35 % частично – 45% |
Как Вы считаете, кто должен организовать познавательную деятельность ребенка? | родители – 10 % дошкольное учреждение – 55% и родители, и дошкольное учреждение – 20 % никто, еще рано – 15% |
Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к познавательной деятельности? | да – 25 % нет – 35 % иногда – 40% |
Как проявляется интерес ребенка к к познавательной деятельности: А. Ребенок много рассказывает о различных исследованиях, о новых впечатлениях Б. Ребенок пытается познавать и экспериментировать самостоятельно В. Ребенок просит Вас принять участие в исследовании Г Ребенок и рассказывает, и сам пытается, и привлекает Вас | А – 15 % Б – 25 % В – 35% Г – 25%
|
Как Вы поддерживаете интерес ребенка к к познавательной деятельности? А. Читаем различную литературу по этой теме (в том числе и энциклопедии) Б. Создаем дома условия для проведения игр в обозначенном направлении В. Участвуем в совместных исследовательских проектах, организуемых в ДОО Г. И читаем литературу, и проводим дома, и участвуем в совместных проектах | А – 20 % Б – 15 % В – 35% Г – 30 %
|
Как Вы оцениваете работу ДОО по формированию познавательной деятельности детей? | много внимания уделяется этому направлению – 10 % достаточно внимания уделяется этому направлению – 45 % недостаточно внимания уделяется этому направлению – 35% работа в этом направлении не проводится – 10% |
Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию познавательной деятельности? | да – 35 % нет – 15 % возможно – 60% |
Принимаете ли Вы участие в совместных исследовательских проектах, организуемых в ДОО | да – 35 % нет – 30 % иногда – 35% |
Таким образом, результаты анкетирования родителей показали недостаточную их осведомленность по обозначенному направлению, показали, что дома родители не уделяют должного внимания организации познавательной деятельности, в совместной работе с дошкольной организацией (например, в исследовательских проектах) принимают участие фрагментарно.
Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы результаты, позволили нам сделать следующие выводы об уровне организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении:
— готовность педагогов к организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР находится преимущественно на среднем уровне (50 %);
— степень участия родителей в мотивации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к познавательной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса находится на недостаточном уровне;
— уровень сформированности познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР находится на среднем (55%) и низком (35%) уровнях
Таким образом, анализ данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствует о недостаточном уровне создания условий для оптимальной организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и указывает на необходимость оптимизации работы в обозначенном направлении.
Выводы по второй главе
Для успешного формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры необходимо создание определенных условий, которые позволяют развивать самостоятельность и инициативность у дошкольников с данной патологией в развитии, учитывать «зону ближайшего развития», а также оказывать поддержку в случае затруднений, которая заключается в различных видах помощи.
Для успешного формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо создание определенных условий, которые позволяют развивать самостоятельность и инициативность у дошкольников с данной патологией в развитии, учитывать «зону ближайшего развития», а также оказывать поддержку в случае затруднений, которая заключается в различных видах помощи.
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры будет эффективным при создании оптимальных организационно-педагогических условий, оптимальными среди которых выступают: организация предметно-игровой деятельности; организация познавательной деятельности в процессе игр на занятиях и при осуществлении режимных моментов; эмоционально-практическая направленность познавательной деятельности; взаимодействие работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в обозначенном направлении.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф