2.4. Активность А.А.Алиханова в средствах массовой коммуникации
Для того чтобы достичь цели нашей работы – разработать рекомендации по использованию PR-технологий для улучшения имиджа А.А.Алиханова – нам необходимо решить еще одну важную задачу: более детально проанализировать его активность в СМИ. Для этого мы выделили
в политической карьере и соответственно PR-деятельности А.А.Алиханова
и его команды два ключевых и один рядовой эпизод:
- завершающий этап избирательной кампании (август – сентябрь 2017 года);
- проведение в Калининграде чемпионата мира по футболу (июнь – июль 2018 года) и, наконец,
- текущую деятельность в течение одного месяца губернаторства, 1 по 30 апреля 2019 года, когда писалась бо́льшая часть этой работы.
Для проведения данного исследования использовалась автоматическая система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия».
Полученные данные отражены в таблице 3.
Таблица 3. Исследование медиаактивности А.А.Алиханова
Дата | Общее кол-во упоминаний в СМИ | В феде-ральных СМИ | В регио-нальных СМИ | Прочитано (тыс. чел.) | Отношение негатива к позитиву |
08.2017 | 5 708 | 3 435 | 2 148 | 158,7 | 46 / 318 |
09.2017 | 6 349 | 4 532 | 1 615 | 233,3 | 53 / 1380 |
06.2018 | 3 362 | 1 660 | 1 596 | 243,0 | 38 / 217 |
07.2018 | 1 839 | 923 | 869 | 143,7 | 20 / 108 |
04.2019 | 3 435 | 1 440 | 1 949 | 437,7 | 9 / 144 |
Анализируя полученные данные, нельзя не обратить внимания на то, что максимальных величин медиаактивность А.А.Алиханова достигла в сентябре 2017 года, т.е. в момент его избрания на пост губернатора. Также привлекает внимание тот факт, что интерес средств массовой информации к главе Калининградской области не падает, а только возрастает. Если во время чемпионата мира по футболу (июнь – июль 2018 года) все публикации прямо или косвенно касались этого турнира, то в 2019 году таких массовых событий в Калининградской области не проводилось. При этом из года в год растет число людей, ищущих информацию о Калининградской области и читающих о деятельности ее губернатора. Поэтому деятельность его PR-команды можно оценить как, в целом, весьма результативную.
Интересно также, что количество информационных сообщений о деятельности А.А.Алиханова в федеральных и региональных СМИ практически одинаково (а на завершающем этапе избирательной кампании в августе – сентябре 2017 года и во время чемпионата мира по футболу в июне – июле 2018 года оно было в федеральных СМИ даже выше). Повышенное внимание федеральных СМИ к А.А.Алиханову, безусловно, положительно влияет на его имидж в регионе и его общее позиционирование на политической сцене.
Традиционным инструментом распространения позитивной информации о деятельности главы региона является официальный сайт исполнительного органа власти. В случае Калининградской области это https://gov39.ru. Отдельный блок в верхней части сайта посвящен деятельности губернатора, там же публикуются поздравления в честь праздничных и памятных дат. На сайте имеются ссылки на официальные страницы правительства Калининградской области в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Пользователям, которые завели на сайте личный кабинет, все публикуемые
на сайте пресс-релизы рассылаются автоматически.
Особый интерес у жителей региона традиционно вызывает Instagram-аккаунт А.А.Алиханова. На негативные комментарии и комментарии, в которых говорится о требующих решения проблемах населения, отвечает сам глава региона, члены кабинета министров, сотрудники пресс-службы и главы муниципальных образований. За два года существования Instagram-аккаунта была оказана помощь более 10 тысячам жителей Калининградской области. В числе решенных есть проблемы газоснабжения, здравоохранения, образования, качества воды, помощи многодетным семьям. Комментарии, которые жители оставляют в Instagram-аккаунте А.А.Алиханова, внимательно изучаются и зачастую становятся поводом для внесения поправок в нормативно-правовые акты Калининградской области. Были случаи, когда такие комментарии давали старт разработке социально ориентированных законов.
Однако в коммуникационной активности главы региона есть и другие, негативные, примеры, в частности, примеры искусственно созданного негатива, который получал массовое распространение и долго ассоциировался с деятельностью губернатора.
Первый такой пример приходится на время работы А.А.Алиханова в качестве временно исполняющего обязанности губернатора. Как ранее уже упоминалось, изначально с его именем ассоциировалось выражение «Я новое правило», которое поначалу чаще использовалось в позитивном контексте и лишь со временем приобрело в социальных сетях и в блогосфере негативный оттенок. По подсказке пресс-секретаря В.В.Родиной А.А.Алиханов дал интервью интернет-порталу «Новый Калининград», которое отличалось от других интервью форматом и местом. Это был выходной день, воскресенье, последний день новогодних каникул; А.А.Алиханов сидел за рулем своего личного автомобиля и отвечал на вопросы. Несмотря на позитивное восприятие беседы большинством читателей, которые оценили открытость ВРИО губернатора и масштабность его планов, в фоторепортаж об интервью была включена фотография, которая вызвала волну публикаций в оппозиционных СМИ.
Как отметил интернет-проект «Медуза», «на фотографиях к тексту чиновник появляется в зимней куртке с двумя шевронами: один – флаг нацистского протектората Богемии и Моравии и надпись – «Россия», другой – силуэт Андрея Паршина, которого русские националисты называют «святым из метро»». При этом в тексте, размещенном на «Медузе», говорится о том, что первым об этом написал анонимный телеграм-канал «Методичка».
После этой истории в Калининградской области появились первые telegram-каналы. Кстати, во время избирательной кампании пресс-секретарь А.А.Алиханова В.В.Родина публиковала многие свои комментарии
в открытой группе социальной сети Telegram. Доступ к ней был открыт всем журналистам. После ее ухода из команды А.А.Алиханова группа была закрыта.
На данный момент существует более 30 региональных telegram-каналов и только восемь из них имеют аудиторию более 500 подписчиков. В их числе:
- «Дикий запад» (на канале периодически появляются инсайды,
а рассматриваются, главным образом, вопросы муниципальной политики); - «Милованов Daily» (канал был создан после увольнения А.Милованова с поста главного редактора интернет-портала «Новый Калининград»);
- «Могила Канта» (полностью инсайдерский канал, часто высмеивает работу главы региона);
- «Прусский кот» (оппозиционный канал);
- «Калининградский наблюдатель» (вся информация на канале связана с выборами и политической ситуацией в регионе);
- НВСЦК (название связано с именем главного политтехнолога Калининградской области А.В.Высоцкого; это название, по-видимому, следует расшифровать как «НеВыСоЦКий»);
- «Ке» (в основном посвящен экологическим проблемам и вопросам охраны культурного наследия);
- «Компромат 39» (канал, на котором в нелицеприятной форме разбираются ошибки в вопросах управления городом Калининградом
и областью в целом).
Зачастую посты на этих каналах попадают в поле зрения более активных федеральных порталов – «Зеленая папка», «Незыгарь» и других.
Именно через телеграм-каналы и социальные сети широко распространилась следующая PR-история с участием А.А.Алиханова – его шуточный, но, как оказалось, крайне неудачный комментарий по ситуации с социальными выплатами малоимущим. Всего за какие-то два часа после первой публикации он появился на сайтах всех федеральных СМИ.
История его появления в социальных сетях и телеграм-каналах, если рассказывать во всех подробностях, такова. Традиционно на заседаниях правительства области рассматриваются самые разные вопросы. В октябре 2017 года, через месяц после избрания А.А.Алиханова губернатором, одной из тем заседания кабинета министров стало внесение коррективов
в региональный бюджет. После заседания правительства всегда проводится брифинг губернатора, который комментирует те или иные решения.
Не изменил он этой традиции и в тот день, когда вышел к журналистам, чтобы прокомментировать коррективы, внесенные в бюджет региона.
Журналистка интернет-портала «Новый Калининград» Оксана Майтакова попросила уточнить, вернут ли выплаты малоимущим в части компенсации родительской платы в детских садах; ее вопрос заканчивался словом «Почему?». А.А. Алиханов якобы в шуточной форме ответил: «По кочану». В действительности этот ответ выдавал раздражение А.А.Алиханова, которому не понравился в очередной раз заданный неудобный вопрос. После того как информация об этом была опубликована, последовала серия перепостов и обсуждений. За сутки А.А.Алиханов стал героем огромного множества шуток и мемов; некоторые из них даже попали в федеральные СМИ (см. Приложение 1). Позднее, комментируя ситуацию региональному отделению РБК, глава региона назвал свой ответ шуткой. «Я с журналисткой знаком давно, и мы просто перешучивались. А уже потом был большой, подробный и развернутый комментарий по этому вопросу», – подчеркнул А.А.Алиханов.
На следующий день журналистка опубликовала собственный взгляд на вещи, суть которого была изложена в последнем абзаце: «У меня к Антону Андреевичу Алиханову личных обид нет. Даже его попытки использовать других людей в своих интересах я понимаю, потому что вот такой вот он человек, у него большие планы на жизнь. И я желаю ему дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, исполнения всех заветных желаний и прочее. Он неплохой, правда. Просто неопытный. Думаю, мы поможем ему закалиться и стать матерым политиком – ему повезло, что он попал в наш регион, где есть немало журналистов, которые задают непростые вопросы по несколько раз».
Сам же глава региона извинился перед журналисткой за несдержанность и прислал ей букет цветов и бутылку шампанского. Новость об этом так же быстро разошлась по СМИ и социальным сетям и получила много положительных откликов. Затем, чтобы еще больше загладить свою «вину» перед «Оксаной Майтаковой» (под этим псевдонимом пишет О.Г.Обрехт), в пресс-службе правительства задумались о ее назначении на должность руководителя одной из подконтрольных правительству местных газет. К этому были свои предпосылки. Во-первых, «Оксана Майтакова» является блестящей журналисткой и прекрасным редактором; неслучайно большинство коллег дают высокую оценку ее профессионализму. К примеру, растиражированная ею история о «котошефе» города Зеленоградска получила известность далеко за пределами нашей страны. Во-вторых, О.Г.Обрехт всегда занимала умеренно оппозиционную позицию по отношению к руководству области. И, наконец, в-третьих, в круг ее общения входят в основном руководители муниципальных СМИ – О.А.Теплова («Наша жизнь»), Т.А.Новожилова («Светловские вести») и Д.Седова («Вечерний Трамвай» г. Калининград), благодаря которым она осведомлена о довольно либеральных порядках, которые царят в этих изданиях, и хорошо знакома с ситуацией на местах. В результате после серии переговоров О.Г.Обрехт приняла решение покинуть «Новый Калининград» и стать главным редактором газеты «Волна» Зеленоградского городского округа.
Третьим PR-провалом главы Калининградской области стал выезд в город Советск для пуска газа. Хотя в мероприятии участвовали руководители органов исполнительной и законодательной власти и города Советска, оно проводилось в разбитом дворе с полузаброшенными сараями. Особый колорит создавали нелепая красная ленточка и несуразная красная кнопка. В завершении церемонии на фон полуразрушенных сараев состоялось выступление местной певицы.
Увидев состояние жилого фонда Советска, А.А.Алиханов еще рамках церемонии пуска газа заявил о выделении 100 миллионов рублей на ремонт фасадов не только «попавшего в кадр» дома, но и близлежащих к нему домов, а также заявил, что не стыдится внешнего вида трущоб. Тем не менее видео с этого мероприятия быстро распространилось по всем федеральным телеграм-каналам, в пабликах социальной сети «Вконтакте», в том числе MDK, получив более 30 миллионов просмотров (фотоматериалы с этого мероприятия представлены в Приложении 2).
Если же приводить примеры успешного использования А.А.Алихановым и его командой инструментов PR в работе с населением, то к таковым следует отнести прежде всего проект «Команда единомышленников». Он стал пилотной площадкой для отработки условий общенационального конкурса «Лидеры России». Для завоевания популярности среди жителей области в данном проекте использовались все возможные каналы, способы и технологии коммуникации: радио, телевидение, сетевые издания, социальные сети, наружная реклама. По итогам конкурса несколько человек были приняты на государственную или муниципальную службу.
Несмотря на несколько очевидных провалов, результативность работы PR-команды А.А.Алиханова можно оценить, как весьма высокую. Бросается в глаза старательное сглаживание конфликтных ситуаций, знание основных принципов посткризисного восстановления репутации, а также умение создавать информационные поводы для федеральных СМИ.
2.5. Рекомендации по коррекции имиджа А.А.Алиханова
Поскольку в данной главе были детально изучены стратегия формирования и структура имиджа главы Калининградской области А.А.Алиханова, а также рассмотрены ситуации, которые негативно сказались на его имидже, то совершенно естественно в завершение попытаться сформулировать некоторые рекомендации по коррекции его в целом неплохо структурированного и постоянно обновляемого имиджа:
Мы предлагаем:
- Сформировать в структуре PR-службы губернатора передовую группу (по аналогии с PR-структурами администрации президента и правительства РФ), которая будет заранее осматривать места проведения мероприятий, подбирать телевизионную «картинку», прорабатывать все детали, общаться с местным населением с целью выявления возможных «подводных камней и течений»;
- Губернатору А.А.Алиханову в своей коммуникационной активности меньше говорить о планах на будущее и начать постепенно смещать акценты на приобретенный опыт и достигнутые за два года работы результаты (а такие результаты, как мы видели, уже есть);
- PR-службе уделять больше внимания взаимодействию с работе с региональными СМИ, постоянно информируя их о достижениях в работе областной администрации и тщательно отрабатывая каждый локальный (не имеющий федеральной перспективы) информационный повод;
- Полностью исключить из практики работы губернатора и его PR-службы случаи открытой конфронтации с отдельными активными и деятельными журналистами, проявлять сдержанность и чувство собственного достоинства в общении с ними, поставив во главу угла поиск разумного компромисса. Это снизит количество претензий к губернатору, высказываемых не только через средства массовой информации, но и в социальных сетях, блогах и телеграм-каналах (поскольку СМИ являются производителями значительной части контента для них);
- PR-службе губернатора организовывать больше «живых» встреч с жителями области, представителями различных групп интересов, лидерами общественного мнения и блогерами, как это было в период избирательной кампании.
Выводы по главе 2
В начале данной главы была рассмотрена политическая ситуация, сложившаяся в Калининградской области до прихода А.А.Алиханова на должность ВРИО губернатора. Было отмечено, что регион обладает высокой протестной активностью, руководство и жители области осознают стратегическую значимость Калининградской области для федерального центра и пытаются использовать этот фактор в «торге» за блага и ресурсы.
При разработке имиджа А.А.Алиханова, который до вступления в предвыборную кампанию за пост губернатора очень недолго занимал должность ВРИО губернатора, необходимо было дистанцироваться от имиджей его предшественников – не сумевшего довести до конца ни один проект «варяга» Г.В.Бооса и «малообразованного» и конфликтного Н.Н.Цуканова. Кроме того, была очевидна необходимость омолодить электорат. Обе задачи PR-команде ВРИО главы региона удалось решить на пути решительной трансформации структуры имиджа А.А.Алиханова. Во главу угла были поставлены молодость и управленческий опыт А.А.Алиханова, знание им проблем региона и доверие со стороны В.В.Путина. Имидж молодого, но уже довольно опытного политика, хорошо знающего проблемы региона, контролирующего решение всех сложных вопросов и готового держать ответ за свои решения оказался чрезвычайно выигрышным во время избирательной кампании, позволив ему завоевать симпатии не только избирателей старших возрастов, но и значительной части молодежи.
Первый год работы в статусе губернатора также был отмечен высокой коммуникационной активностью А.А.Алиханова. Этому во многом способствовала подготовка и проведение в Калининграде чемпионата мира по футболу 2018 года. Основными темами, на которых строился имидж А.А.Алиханов в этот период, стали развитие инфраструктуры, спорт, волонтерство, здравоохранение, предпринимательство и особая экономическая зона (ОЭЗ). В течение второго года губернаторства акценты были смещены на проблемные для региона вопросы – сельское хозяйство, здравоохранение и предпринимательство. При этом, если во время избирательной кампании и в первый год работы лояльность жителей региона и их одобрение деятельности губернатора были очень высоки, то во второй год они начали постепенно снижаться, и население начало требовать предъявить конкретные результаты работы.
Анализ публикаций в СМИ в разные периоды работы А.А.Алиханова показал, что его коммуникационная активность на федеральном уровне всегда была очень высока: количество упоминаний его имени в федеральных СМИ не уступает количеству упоминаний в региональных СМИ. При этом именно в региональных СМИ периодически зарождаются волны негативных публикаций (часть их них была подробно рассмотрена в параграфе 2.4).
По итогам изучения стратегии формирования и структуры имиджа А.А.Алиханова были разработаны рекомендации по использованию некоторых PR-технологий для корректировки имиджа глава региона. Среди них – формирование в структуре PR-службы губернатора передовой группы, которая могла бы заранее осматривать места проведения мероприятий, подбирать телевизионную «картинку» и прорабатывать все детали; смещение акцентов с планов на будущее на полученные результаты и с работы
с федеральными на работу с региональными СМИ; организация большего количества «живых» встреч с жителями области, представителями различных групп интересов, лидерами общественного мнения и блогерами и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению PR-технологиям формирования имиджа политического деятеля на примере губернатора Калининградской области А.А.Алиханова.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты имиджа политика и способы его формирования. Была дана дефиниция этого понятия, а также рассмотрены виды имиджа и способы его формирования.
Имидж был определен как специально формируемый в процессе систематической работы образ политика, представляющий собой совокупность наиболее предпочтительных политических, мировоззренческих, биографических и внешних качеств лидера, воплощенный с помощью средств коммуникации в текстовой, визуальной и событийной формах. В качестве основного вида имиджа был выделен желаемый (моделируемый) имидж, рассматриваемый как образ, который политик и его PR-команда хотели бы создать в чужих глазах, в первую очередь – в глазах своих целевых аудиторий. Достижение желаемого имиджа – одна из основных целей политика, в значительной степени предопределяющая те задачи, которые будут решаться в процессе политической деятельности.
Анализ существующей литературы позволил нам дать характеристику основных PR-инструментов, используемых для формирования, поддержания и коррекции имиджа политика. Основные из них: взаимодействие со СМИ, публикации в социальных медиа, биографические и личностные характеристики, а программа социально-экономических изменений, предлагаемых политиком.
Особое внимание в первое главе было уделено особенностям политического рынка в условиях современного информационного общества. Было установлено, что в современном мире политический рынок является «рынком имиджей и репутаций», а его функционирование зависит в первую очередь от массмедиа. Для создания своего имиджа и успешной его «продажи» населению политик должен уметь использовать различные каналы коммуникации: СМИ, социальные сети, живое общение с жителями страны (региона) и многие другие. Работа над имиджем должна проводиться в постоянном режиме и с прицелом на долгосрочную перспективу.
Во второй главе были рассмотрены трансформации, которые претерпел реальный имидж губернатора Калининградской области А.А.Алиханова в различные периоды его политической деятельности, а также роль PR-инструментов в этих метаморфозах. При этом, прежде чем рассмотреть стратегию формирования и структуру имиджа А.А.Алиханова, мы изучили имиджи его предшественников на посту губернатора области, их слабые и сильные стороны, а также исследовали цепь событий, которые привели к их ухудшению и/или разрушению.
Далее в рамках нашего исследования мы рассмотрели структуру желаемого имиджа А.А.Алиханова в сопоставлении (1) со структурой его объективного (реального) имиджа, сформировавшегося в ходе избирательной кампании за пост губернатора, а также (2) со структурой его текущего имиджа, сформировавшегося через два года после официального вступления в должность. Было установлено, что лояльность населения региона и одобрение деятельности А.А.Алиханова со стороны жителей области постепенно снижаются. Реальный имидж губернатора («управленец, который не может похвастаться большими достижениями за два года работы», «политик, который избегает социальной тематики и уделяет мало внимания социально незащищенным слоям населения»; «политик, который стал реже общаться с населением вживую» и т.д.) начинает все более отдаляться от желаемого («молодой хозяйственник, способный уничтожить коррупцию во всех областях жизни», «свой парень для молодежи», «человек, вышедший из простой семьи врачей и всего добившийся сам», «настоящий помощник каждому жителю региона в трудных ситуациях», «человек, способный сплотить вокруг себя команду», «политик, пользующийся доверием президента РФ» и т.д.). Жители начинают оценивать «молодого технократа» не по его заявлениям и обещаниям, а по его действиям и их результатам и начинают обнаруживать все более заметные расхождения. В то же время в структуре его имиджа сохраняется и большинство позитивных элементов («управленец, погруженный в региональные проблемы», «человек, безусловно, знающий проблемы региона и пути и способы их решения», «политик, умеющий лоббировать интересы региона на федеральном уровне», «чрезвычайно коммуникабельный человек» и т.д.). Это свидетельствует о весьма эффективном использовании А.А.Алихановым и его командой различных PR-инструментов и каналов коммуникации.
Данное предположение получило подтверждение в ходе подробного исследования медиаактивности главы региона. В холе этого исследования были особенно детально рассмотрены ситуации, негативно сказавшиеся на имидже А.А.Алиханова, а также проанализирована работа его PR-службы по смягчению воздействия таких медиасобытий на образ губернатора. Было установлено, что все медиаскандалы начинались с региональных СМИ, которым PR-службе губернатора в ходе дальнейшей работы необходимо уделить существенно больше внимания.
На основе проведенного анализа были даны и некоторые другие рекомендации, в основном связанные с использованием ряда PR-инструментов, которые могли бы способствовать улучшению имиджа
А.А.Алиханова. Среди них – формирование в структуре PR-службы губернатора передовой группы, которая могла бы заранее осматривать места проведения мероприятий, подбирать телевизионную «картинку» и прорабатывать все детали; смещение акцентов с планов на будущее на полученные результаты; организация большего количества «живых» встреч с жителями области, представителями различных групп интересов, лидерами общественного мнения и блогерами и т.д.
Список литературы
Литературные источники
- Богомолова М.Н.Специфика формирования позитивного имиджа делового человека // Гуманитар. науч. исслед. – 2013. – № 12. – С. 4.
- Востряков Л.Е. Негативный имидж государственной службы: случайность или тенденция? / Л.Е.Востряков, М.А.Кашина // Личность. Культура. Общество. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 223-230.
- Гладина Т.Д. Компетентность современного менеджера: сущность, модели, мотивация / Т.Д.Гладина. – Нижегор. гос. техн. ун-т
им. Р.Е.Алексеева. – Н.Новгород, 2009. – 139 с. - Горчакова В.Г. Имиджелогия : теория и практика: учеб. пособие / В.Г.Горчакова. – М. : ЮНИТИ, 2012. – 333 с.
- Гринберг Т. Политические технологии. ПР и реклама / Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 280 с.
- Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя / Э.К.Дьячкова. – Новосибирск, 2010. – 84 с.
- Кичаев Александр Харизматичный лидер. Эффективный бренд-коучинг на все случаи жизни / Александр Кичаев. – М.: ИГ «Весь», 2014. – 432 c.
- Константинова В.Г.Генезис исследования проблемы формирования индивидуального профессионального имиджа в теории и практике // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 263
- Котлер Филип Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности / Филип Котлер и др. – М.: Гребенников, 2017. – 400 c.
- Луман Н. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005.
- Матвеев М.Ю. Феномен имиджа и его основные виды // Матвеев М.Ю.Имидж библиотек как социокультурный феномен. – СПб., 2009. – С. 19-46.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г.Почепцов. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 2017. – 704 c.
- Романов А.А. Управленческая имиджелогия / А.А.Романов, А.А.Ходырев. – Тверь, 2011. – 243 с.
- Русаков А. Связи с общественностью в органах государственной власти / Учебное пособие. – СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2006.
- Самойлова О.Д. Психологические технологии построения имиджа (имиджелогия) : учеб. пособие / О.Д.Самойлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «С.-Петерб. гос. инженерно-экон. ун-т». – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 97 с.
- Селиверстова Ю. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю.Селиверстова // Власть. – 2011. – N 1. – С.71-73.
- Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. – М.: Европа, 2007.
- Черемушникова И.К. Имиджелогия : учеб. пособие / И.К.Черемушникова, И.А.Петрова, И.В. Чернышева ; М-во здравоохранения Российской Федерации, Волгоградский гос. мед. ун-т. – Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 179 с.
- Черемушникова И.К. Имиджелогия: сверхновая наука или отрасль существующих наук? // Философия социал. коммуникаций. – 2011. –
№ 3. – С.153-160. - Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М.Шепель. – М., 2011. – 168 с.
Интернет-источники
- Интернет-портал«НовыйКалининград.Ru» https://www.newkaliningrad.ru/ (Режим доступа 20.05.2019).
- Интернет-сайт радиостанции «Говорит Москва» https://kaliningrad.rbc.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Интернет-сайт радиостанции «Эхо Москвы» https://echo.msk.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Информационно агентство ТАСС https://tass.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Компания «РосБизнесКонсалтинг» https://rbc.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Мессенджер Telegram https://www.web-telegram.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- МИА «Россия сегодня» https://ria.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Официальный сайт Первого канал https://www.1tv.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Официальный сайт Правительства Калининградской области https://gov39.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Официальный сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Официальный сайт Российского экспортного центра https://www.exportcenter.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Официальный сайт телекомпании НТВ https://www.ntv.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
- Социальная сеть Instagram https://www.instagram.com/?hl=ru (Режим доступа: 20.05.2019).
- Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://kremlin.ru/ (Режим доступа: 20.05.2019).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф