Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-правовые основы исследования кадровой работы как ключевого фактора эффективности профессиональной деятельности в органах государственной власти Российской Федерации
1.1 История становления института государственной службы в России
1.2 Правовое регулирование кадровой политики на государственной гражданской службе
1.3 Особенности правового регулирования управления кадрами на государственной гражданской службе
Глава 2 Правовые основы кадровой работы: их особенности и практика применения
2.1 Законодательство, регулирующее поступление на государственную гражданскую службу
2.2 Особенности правового регулирования кадровой работы в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих
2.3 Правовые основы совершенствования кадровой политики и кадровой работы на государственной гражданской службе (на материалах администрации Владимирской области)
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Совершенствование правовых основ института государственной службы является одним из ключевых факторов для решения стоящих перед обществом задач и укрепления государственности в целом.
В современных условиях попытка найти результативные способы развития кадровой политики и новые подходы к регулированию труда служащих государственного аппарата оказывает все большее влияние на темпы экономического развития страны. Невысокая результативность деятельности государственного аппарата – одна из преград для развития общества и экономики. Многократные попытки решения данной проблемы методом реорганизаций и реструктуризаций государственной службы в Российской Федерации не привели к качественному изменению ситуации в органах исполнительной власти.
Одним из ключевых направлений проводимых реформ названо качественное улучшение деятельности органов государственной власти, включая правовое регулирование кадровой работы на государственной гражданской службе: усиление эффективности работы государственных служащих, внедрение новейших способов стимулирования и оценки их труда, изучение мирового опыта в управлении кадровыми ресурсами, использование эффективных методов подбора кадрового состава, создание возможностей для роста по службе, что связано с внедрением в практику служебной деятельности современных кадровых технологий.
В качестве основного момента при успешной реализации названных планов можно указать изучение инновационных подходов к формированию и функционированию организационно-правового механизма трудовой мотивации государственных служащих, выявление проблем и принятие мер по их разрешению в сфере прохождения государственной гражданской службы, учитывая закрепленные в законодательстве технологии и механизмы.
Актуальность обосновывается и тем, что в нынешних реалиях требуется новый контингент грамотных специалистов с новаторским мышлением, способностями применения передовых информационных технологий и работы в условиях демократизации. Значимость подобной личности в современном государстве проявляется и в сфере государственной службы. Важное значение приобретает всестороннее научное понимание вопросов разработки правовых основ и реализации эффективной кадровой политики в системе государственной гражданской службы в России.
Практическая значимость достигнутых результатов характеризуется возможностью их применения для выявления резервов увеличения эффективности управления кадрами, разработки и реализации практических рекомендаций по грамотному формированию кадровой политики на государственной службе, развитию и применению современных кадровых технологий, их правовому обеспечению.
Целью предлагаемого исследования является изучение теоретико-правовых основ проблемы подбора и расстановки кадров на государственной службе и выявление направлений совершенствования кадровой работы и современных кадровых технологий в системе государственной гражданской службы, их правового регулирования.
В соответствии с целью исследования поставлены и решаются следующие задачи:
— проанализировать содержание основных понятий, принципов и функций в сфере кадровой политики на государственной службе, выявить задачи правового регулирования в институте государственной службы;
— раскрыть особенности правового регулирования профессиональной деятельности государственных служащих;
— изучить существующую кадровую политику, в том числе в администрации Владимирской области, обозначить ее достоинства и недостатки в системе действующего законодательства;
— обозначить значение правового регулирования кадровых технологий при формировании и развитии кадрового потенциала государственной гражданской службы;
— разработать практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования кадровой работы в администрации Владимирской области, внедрению в профессиональную служебную деятельность гражданских служащих новых кадровых технологий, их правового обеспечения.
Объектом исследования являются правовые основы кадровой работы в системе государственной гражданской службы.
Предмет исследования – организационно-правовые отношения, формирующиеся в системе кадровой работы на государственной гражданской службе с учетом ее особенностей и специфики.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует, что в современных реалиях пока не разработано целостное и системное представление о способах реализации кадровой политики и кадровой работы в системе государственной службы, их правового регулирования. Различные мнения, идеи, позиции требуют переосмысления и систематизации. Данное направление только оформляется как социологическая концепция, и многие новые теоретические и методологические проблемы нуждаются в дальнейшем совершенствовании правовой базы выявленных проблем.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в проработке научной проблемы развития организационно-правовых механизмов кадровой политики и кадровой работы на государственной службе, в разработке рекомендаций по ее совершенствованию, направленных на развитие правовых основ деятельности кадровых служб, нацеленных на расширение методов отбора кадров, их адаптацию на службе, достижение высокого профессионализма, адекватную и объективную оценку результатов служебной деятельности в системе действующего законодательства.
Теоретическая основа исследования. Проблемы совершенствования кадровой политики и кадровой работы в органах государственной власти освещены многими российскими учеными: А.Н. Авериным, Г.В. Атаманчуком, Д.Н. Бахрахом, Н.И. Борисовым, А.Г. Гладышевым, В.А. Гневко, В.Д. Гражданом, А.А. Деминым, Д.Ю. Знаменским, В.Н. Ивановым, В.Г. Игнатовым, А.Я. Кибановым, В.А. Козбаненко, В.В. Лобановым, М.И. Логиновым, Г.В. Мальцевым, Н.А. Марьиной, Е.В. Масленниковой, А.Ф. Ноздрачевым, Е.В. Охотским, В.А. Павловой, А.В. Старовойтовым, Ю.А. Тихомировым, В.В. Черепановым и др.
Теоретические вопросы развития кадрового состава (в частности, обучение, оценка, карьера, резерв) и его планирования затрагиваются в работах Ю.К. Абрамова, В.М. Анисимова, Т.Ю. Базарова, Л.В. Батуевой, Н.А. Волгина, С.В. Духновского, П.В. Журавлева, А.И. Исаенко, А.Я. Кибанова, Т.А. Комиссаровой, Е.А. Литвинцевой, И.К. Макаровой, А.А. Москаленко, Ю.Г. Одегова, Ю.Н. Полетаева, В.П. Романова, Н.А. Серкиной, Ю.Н. Старилова, А.И. Турчинова, Л.А. Черкасовой, А.А. Шишовой.
Проблемы организации труда и оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих, методы повышения их трудовой мотивации были затронуты в работах А.М. Акбулатовой, , Е.А. Аксеновой, И.А. Баткаевой, О.Н. Валькович, Н.А. Волгина, Г.П. Гагаринской, А.Ф. Зубковой, Н.И. Захарова, Т.Г. Калачевой, Е.Д. Катульского, И.В. Коновой, В.В. Куликова, А.В. Куракина, М.И. Логинова, В. И. Лукьяненко, В.А. Мальцева, Е.В. Маслова, В.П. Мельникова, А.И. Турчинова и других.
Информационной базой исследования выступили федеральные законодательные акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных министерств, региональные законодательные акты, регулирующие отношения в области кадровой политики и кадровой работы на государственной службе.
Методологическая база исследования. Исследование проводилось на основе ряда методов познания, в частности историко-правового, юридического, логического, сравнительно-правового, социологического, системного.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка. Автор не ставил целью рассмотреть все аспекты данной темы, изучение которой требует более углубленного исследования. В исследовании акцентировано внимание на правовых основах кадровой работы, ее главных функциях, вопросах практической деятельности в данной сфере, которые должны реализовываться в действующем законодательстве в комплексе с общей стратегией развития государственной гражданской службы в Российской Федерации.
На защиту выносятся предложения автора по разработке правовых норм, регулирующих работу с кадрами, профессиональное развитие служащих, внедрение кадровых технологий, влияющих на развитие эффективной деятельности государственных органов, правовое обеспечение их кадровой работы.
Глава 1 Теоретико-правовые основы исследования кадровой работы как ключевого фактора эффективности профессиональной деятельности в органах государственной власти Российской Федерации
1.1 История становления института государственной службы в России
История зарождения государственной службы в России начинается с момента становления государства. Еще в IX—XI веках, во времена Киевской Руси, частично функции по управлению княжеским двором выполняли старосты и тиуны. В начале люди, управляющие княжеским двором, были зависимыми, это были не вольные слуги, а холопы — рабы. В дальнейшем люди, управляющие княжеским двором, превратились в так называемых управляющих княжеским (государственным) хозяйством.
Активное развитие государственной службы началось в двенадцатом-пятнадцатом веках в период становления Московского централизованного государства, когда создается новая структура власти в государстве и формируется централизованный государственный аппарат. В этот период образуется новая система отношений, при которой определенная категория служивых людей — дворян — стала получать на срок службы на благо государства земельный надел на прокорм, за государственную службу стали выплачивать содержание. Также в это время формируется принцип местничества, дающий возможность людям определенного происхождения и родовитости занимать государственные должности
Таблица 1 — Основные Реформы в сфере госаппарата и на местах при Петре I
Образование нового органа (должности)/переименование органа (должности) |
Преимущества органа (должности) |
1. Император | В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью, ему подчинялись все органы государственного управления. Император являлся главой судебной власти и все приговоры, и решения судов выносились от его имени. Императору также принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через конкретно разработанное государственное учреждение – Синод. |
2. Сенат | Высшим учреждением администрации в период правления Петра I стал Сенат, который заменил предыдущую Боярскую думу. В этот орган избирались 9 членов и обер-секретарь К важным компетенциям данного органа относятся: Заслушивание отчетов комиссий; Решение вопросов, связанных с военными действиями; Решение дел как высшей судебной инстанцией; |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
3. Должности обер-фискалов и фискалов | Одновременно с Сенатом Петр I учредил еще 2 должности: Обер-фискал, данная должность являлась государственной должностью, так как обер-фискалы работали на высшем уровне государственной службы, в администрации Петра I – Сенате. Фискал, эта должность являлась муниципальной должностью, так как фискалы реализовывали свои полномочия в провинциях и деревнях. Их главной обязанностью являлось то, что они осуществляли надзор за законностью в центральных и губернских учреждениях. |
4. Коллегии | Коллегиальное управление было введено Петром I по шведскому образцу. Так император указал разработать регламенты на основании «шведского устава». Принцип построения коллегий носил отраслевой характер, т. е. их деятельность была направлена на определенные сферы. Всего было введено 11 коллегий, которые состояли из 11 членов: президента, 4 советников, 4 асессоров и 1 иностранный советник или асессор. Президент коллегии назначался императором, вице-президент – императором по представлению Сената, остальные члены коллегии – Сенатом. |
5. Должности в местном самоуправлении | Согласно главной реформе Петра I о местном самоуправлении в конце 1708 года был издан указ о разделении всей территории России на 8 губерний, которые в свою очередь возглавлялись губернаторами, назначаемыми императором. Губернии делились на 45 провинций, во главе которых стояли воеводы. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
| Провинции в свою очередь делились на дистрикты, во главе которых стояли выборные из числа дворян – земские комиссары, у которых были свои помощники: нижние комиссары, мостовые надзиратели и др. В ходе реформы местного самоуправления почти у всех муниципальных служащих были обновлены полномочия, так например губернаторы не только осуществляли такие полномочия как гражданское управление, командование войсками, но и новой сферой деятельности, которая называлась полицейской. Реформа местного самоуправления в период Петра I привела не только к увеличению полномочий у губернатора, но и к созданию на местах бюрократических структур с большим числом чиновников. |
Таким образом, кардинальные изменения государственного строя, развитие и укрепление иной системы государственных органов произошли в России с приходом к власти Петра I. Петровские реформы потребовали наличие организованного, профессионального государственного аппарата. Для создания такого аппарата необходима была прочная правовая основа. Петровские реформы позволили четко разграничить отрасли государственного управления. В частности, создать гражданскую государственную службу и отделить ее от военной и придворной служб. Итогом явилось издание Табели о рангах в 1722 году, разделившим военную, гражданскую и придворную службы, а гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов. Подняться выше согласно Табели о рангах можно было только строго по «лестнице» рангов. Тем самым повышался уровень профессиональной подготовки управленцев-чиновников, и у представителей иных сословий появилась возможность принимать участие в управлении государством. С принятием в 1722 году Табели о рангах принцип родословности потеснили принципом выслуги, однако полностью не заменили.
Таблица 2 – Перечень качеств служащих по Уставу 1720 г.
Документ | Перечень качеств государственных служащих |
«Устав о службе гражданской» 1720 г. | «верность к службе»; «радение о должности»; «усердие к общему добру»; «добрую волю в отправлении порученного»; «правый и равный суд всякому состоянию»; «честность, бескорыстие и воздержание от взяток». |
При Екатерине II большинство реформ были направлены на сферу местного самоуправления, изданное ею Учреждение о губерниях 1775 года, было тем документом, «который ликвидировал чрезмерную централизацию управления, произошло перераспределение функций центральных и местных органов власти. Перед органами местного самоуправления ставилась задача не только сбора налогов с местного населения для государственных нужд, но и оказания населению ряда культурно-просветительских услуг»3. В ходе этой реформы губернии стали почти самодостаточными, так как в руках губернатора были многие сферы деятельности, а также после роспуска коллегий большая часть их полномочий перешла именно в губернии. Вторым важным законом в период правления императрицы была «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.4
Жалованная грамота вводила корпоративные начала в дворянском сословии, так, например, «дворянские собрания собирались раз в три года и выбирали должностных лиц местной администрации, по два кандидата на места уездных и губернского предводителей дворянства, из которых губернаторы утверждали в должности одного из кандидатов, а также дворянские собрания могли обращаться с жалобами и представлениями о дворянских нуждах в Сенат и непосредственно к верховной власти». Таким образом, можно сказать, что дворянство после получения установленных льгот и привилегий, а также освободившись от обязанностей, превратилось в закрытое, корпоративное сословие.
Следующим правовым документом при Екатерине II была «Грамота на права и выгоды городов» 1785 г., которая «являлась первым правовым актом, который утвердил местное самоуправление в городах и предоставил им некоторую самостоятельность, а также этот документ оформил юридическое положение города как самостоятельной административной единицы»6.
К середине XIX века государственная служба вышла на новый виток развития. Видным государственным деятелем страны, доверенным лицом императора Михаилом Михайловичем Сперанским был подготовлен ряд документов по вопросам государственной службы, в частности, Указ 1809 года о придворных званиях, об обязательном экзамене на чин для занятия государственных должностей. Этим Указом был установлен образовательный ценз для замещения ряда государственных должностей: обязательно требовалось наличие высшего университетского образования. В связи с изданием Указа повысился уровень компетентности лиц, занимающих государственные должности. Несмотря на то, что данный документ впоследствии отменили под напором бюрократических элементов, Указ ввел в России новые подходы к занятию должностей государственной службы, что в дальнейшем нашло закрепление в других документах. Например, во второй половине XIX века утверждены основные положения для прохождения государственной службы. Среди них: запрет на прохождение службы родственниками; достойное поведение и образ жизни лицами, находящимися на государственной службе, которые не должны принижать авторитет государства; запрет на занятие определенными видами деятельности; денежное содержание и жалование, зависящие от определенных чинов и должностей; право на получение пособия и пенсии при выходе в отставку. Лицaм, испoлнявшим oбязаннocти нa гocудapcтвeннoй cлужбe, былa гapaнтиpoвaнa серьезная oхpaнa и установлен специальный поpядoк привлечения их к cуду. Для государственных чиновников Российской империи ввели форму учета — ведомость о прохождении каждым лицом службы с указанием образования, перемещения по службе, наград, взысканий и других данных, характеризующих работников и прохождение ими службы; увольнение со службы происходило по их личному прошению; на государственной службе ввели форменную одежду и т.п.
Таблица 3 — Характеристика новообразованных органов при Александре I7
Орган | Характеристика |
1. Государственный совет | Манифест 1 января 1810 г. положил начало деятельности высшего законосовещательного органа – Госсовета, который имел следующие основные компетенции: Создание новых и ликвидация существующих законопроектов; Рассмотрение частных изменений в законах и их толкование; Рассмотрение административных вопросов; Участие в рассмотрении финансовых вопросов ; Ведение государственной росписи о доходах и расходах, а также финансовых смет министерств и главных управлений.
|
Продолжение таблицы 3
1 | 2 |
| Члены Государственного совета назначались императором. Первоначально он состоял из 35 человек, к концу XIX в. из 60 человек. Это были крупнейшие государственные деятели и влиятельные государственные служащие России, такие как В. П. Кочубей, Н. С. Мордвинов, А. А. Аракчеев, Н. П. Салтыков и др. Вся совокупность членов Государственного совета делилась на две категории: одни сверх общего назначения в Совет получали еще поручение присутствовать в одном из департаментов, другие присутствовали лишь в общих собраниях. Большинство членов Государственного совета были дворянами. |
2. Министерства | Министерства появились взамен коллегиям, которые имели схожую структуру с министерствами, деятельность которых определялась и регулировалась Манифестом от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств».
|
3. Комитет министров | Комитет был образован 8 сентября 1801 г. Комитет состоял из 15 членов: восьми министров, четырех председателей департаментов Государственного совета, главнокомандующего Петербурга, начальника Главного штаба и начальника Морского штаба. Со времени правления Николая I в Комитет входил и наследник престола. Комитет был учреждением совещательным при императоре, самостоятельной власти он не имел. Все постановления приводились в исполнение только после утверждения императором. |
Весомую роль в улучшении государственной и муниципальной службы сыграли законы Николая II, несомненно таким является его Устав «О службе по определению от Правительства» 1896 года. Причиной принятия «предшествовало расширение перечня лиц, имеющих права доступа к государственной службе, но с сохранением основного – сословного – принципа формирования государственной службы. Расширение перечня лиц, допущенных до службы и имеющих недворянское происхождение, побудил составителей Устава к ужесточению правил приёма на службу и использованию в нём таких морально-этических единиц, как «добропорядочность», «дурное поведение», «предосудительные поступки»»8. Устав содержал 7 разделов, 840 статей. Он детально регулировал все основные вопросы, входившие в правовой институт государственной службы: от возникновения служебных отношений до их прекращения. Также из-за отчуждения власти от общества, лишь после первой русской революции в 1906 г., был принят закон об отмене сословного принципа при получении чинов и замене его критерием образования, поэтому с 1906 г. все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении на государственную службу при наличии соответствующего уровня образования10.
Таким образом, реформы периода царской России положили начало становлению типового законодательства о государственной службе в России, которое просуществовало до советской власти и было отменено в 1917 году, но какого-либо специального закона о государственной службе не было принято.
Советский период начался с не очень хороших идей, так как в ноябре 1917 г. власти решили, что необходимо создавать правовую базу государственной и муниципальной службы с самого начала, поэтому декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» была вычеркнута государственная служба дореволюционной России. Первым шагом в советской системе государственной службы явилась «принятая на V Всероссийском съезде Советов Конституция РСФСР 1918 г., которая закрепила новую систему государственного управления, основой которой являлись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, причем все лица, которые были заняты в центральных и местных органах власти и управления, являлись государственными служащими»11. Далее, буквально спустя несколько дней, издается постановление СНК «О размерах вознаграждения народных комиссаров и бывших служащих и чиновников», которое установило должностные оклады для служащих.
Важнейшим документом для советского периода стало принятие 21 декабря 1922 г. «Временных правил о службе в государственных учреждениях и на предприятиях», что дало примерное представление о многих аспектах государственной службы как служащим, так и многим представителям общественности. Следующим документом, характеризирующим уже непосредственно должности государственной службы, стала принятая в 1967 г. «Единая номенклатура должностей служащих», в соответствии с которой все чиновники делились на три группы: руководители; специалисты; технические исполнители. На основании номенклатуры в 1969г. был принят Квалификационный справочник должностей служащих.
Вместе с тем, государственная служба в России всегда являлась неотъемлемой частью жизни общества, несмотря на изменения политического устройства, общественно-экономической формации, административной системы. Изменение задач, решаемых государственной службой как элементом системы государственного управления, происходило в зависимости от общественно-политического развития страны. Различные условия создавали и определяли взаимозависимость отношений между государственной системой и действующими в ее рамках кадрами, например, привлечение к работе в органах управления прежде всего юристов. В зависимости от этого складывались как принципы деятельности, так и структура государственной службы. Действующих чиновников государственной службы отстранили от дел и заменили на угодных новой власти людей, не являвшихся компетентными управленцами — на смену пришел принцип номенклатуры.
В России вплоть до 1991 года государственная служба не была создана в качестве социально-политического института и не существовала как понятие. Понятие «аппарат» употреблялось для разграничения различных категорий служащих: партийных, советских, профсоюзных, комсомольских работников и хозяйственных руководителей. Все они назывались «аппаратчики».
На протяжении двух лет, начиная с 1992-1993 гг., велась усердная работа по разработке концепции реформирования государственной службы и спустя небольшое время Президентом РФ был издан Указ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» от 1993 года, «ставший первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе, но только в федеральных органах власти», который достаточно подробно описывал порядок прохождения государственной службы, но этот документ был временным.
Далее следующим крупным шагом для государственной службы стало принятие Федерального закона от 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «который регламентировал службу в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, но, несмотря на положительное значение указанного закона, его нормы носили рамочный характер, так это привело к тому, что на федеральном и региональном уровнях складывались различные подходы к правовому регулированию государственной службы». Что же касается муниципальной службы, то в 1998 г. был издан Федеральный закон 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», состоявший из 3 глав и 23 статей, устанавливающий такие нормы, как статус муниципального служащего, его правовые элементы и многое другое, но ни в 119-ФЗ, ни в 8-ФЗ «тем не менее, не были решены вопросы организации прохождения государственной и муниципальной службы».
В таблице 4 приведены и раскрыты основные этапы развития законодательства о реформировании государственной службы в Российской Федерации:
Таблица 4 – Основные этапы развития государственной службы в РФ
Нормативно-правовой акт | Цели | Мероприятия |
1 | 2 | 3 |
1. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)»
| создание целостной системы государственной службы, органов государственной власти и построение демократического правового федеративного государства, которое обеспечивает развитие гражданского общества и реализацию функций
| создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
|
Продолжение таблицы 4
1 | 2 | 3 |
|
| выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации; внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих; формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. |
2. «Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261
| Повышение качества трудового потенциала государственной службы | создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих; выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих; внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих |
Продолжение таблицы 4
1 | 2 | 3 |
3. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы»
| Развитие государственной гражданской службы в Российской Федерации | совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение качества его формирования; совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности; повышение престижа гражданской службы; совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. |
Также необходимо отметить, что помимо довольно успешной реализации концепций реформирования государственной службы в Российской Федерации, в сфере государственной гражданской службы было издано 2 закона, которые полностью смогли охарактеризовать весь процесс прохождения государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.
Среди первых результатов следует отметить принятие 27 мая 2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым впервые была закреплена видовая классификация государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба, которая в настоящий момент времени относится к службе иных видов.
В развитие указанного закона был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», полностью закрепивший вопросы государственной гражданской службы, но, тем не менее, ряд задач данного этапа реформирования остался нерешенным, на тот момент еще не были реализованы положения Концепции о формировании системы управления государственной службой, не проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы, внедрение управленческих технологий на государственной службе, также требовалось совершенствование антикоррупционных механизмов на гражданской службе. Федеральный закон № 79 утвердил понятие государственная гражданская служба как – «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации».
За истекший период законодательство Российской Федерации в этой сфере деятельности не стояло на месте, в связи с этим было издано множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы государственной службы.
1.2 Правовое регулирование кадровой политики на государственной гражданской службе
Государственная гражданская служба осуществляется на основе определенных умений, знаний, навыков, специальной подготовки и квалификации.
В соответствии с существующей структурой государственных органов государственную гражданскую службу проходят в тех государственных структурах, работа в которых отнесена в установленном порядке к государственной службе Российской Федерации или ее субъектов. Их правовой статус закреплен в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и иных законах федерального и регионального уровня. Задачи, выполняемые этими органами и непосредственно государственными служащими этих органов, имеют важное значение для общества в целом по формированию государственной политики и решению социальных задач. Каждый из государственных органов выполняет установленные законодательством полномочия и функции.
Понятие «государственная служба» учеными — правоведами трактуется по-разному. Так, Григорий Васильевич Атаманчук дал следующее толкование понятию государственной службы: «это практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности в конкретном государственном органе».
Известный ученый, доктор юридических наук, профессор, специалист в области административного права Юрий Николаевич Старилов, в диссертационной работе на тему: «Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование» следующим образом обозначал цели государственной гражданской службы: «практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации»19.
Российский учёный-юрист, политолог, профессор Александр Валентинович Оболонский дает трактовку понятию государственной службы — «вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими государственные должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд».
По мнению доктора юридических наук, профессора Александра Филипповича Ноздрачева, государственная служба — это «непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях».
Таким образом, все ученые сходятся во мнении, что государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, работающих на должностях в федеральных органах государственной власти либо органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие «управление кадровой работой на государственной службе» до недавнего времени в управленческой практике не употреблялось, что является свидетельством слабой разработанности этой проблемы и имеет непосредственное отношение к состоянию самой государственной службы, ее характерным чертам как отрасли общественно-полезной деятельности. По определению, приведенному в юридическом словаре, «кадровая работа на государственной службе — это деятельность субъектов по реализации государственной кадровой политики (органов управления, администрации, руководителей, работников кадровых служб) в сфере управления кадрового состава».
При этом следует отметить, что работа с кадрами на государственной службе одномоментно рассматривается как система, как процесс и как структура
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф