Заявка на расчет
Меню Услуги

Преступность несовершеннолетних

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Преступность несовершеннолетних: понятие, факторы, особенности
  • 1.1 Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних
  • 1.2 Структура и динамика преступности несовершеннолетних
  • 1.3 Факторы, влияющие на развитие преступности несовершеннолетних
  • Глава 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников
  • 2.1 Типология личности несовершеннолетних преступников
  • 2.2 Особенности мотивации несовершеннолетних преступников
  • Глава 3. Предупреждение преступности несовершеннолетних
  • 3.1 Общие и специальные меры профилактики несовершеннолетних преступников
  • 3.2 Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних и пути ее совершенствования с учетом зарубежного опыта
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, преступность несовершеннолетних обладает некоторыми отличительными особенностями, проявляемые, прежде всего, в рамках причинного комплекса и мотивации в формировании преступного поведения и, как результат, в ее уровне и тенденциях развития.

В критериях нестабильной общественно-экономической и политической ситуации наиболее незащищенными оказались дети. Дети как практически никакая иная общественная группа самым непосредственным образом ощутили на себе издержки демократических и экономических преобразований. Вышеназванные проблемы и ряд других задели практически все семьи, в которых был весьма низкий заработок родителей, а также семей, где только один родитель. Массовая алкоголизация, проблема наркомании зрелого населения, системная безработица лишили детей нормальных и ответственных родителей, а также заботливой семьи.

Дети, не достигшие совершеннолетия в силу специфики их несформировавшейся психики, возрастных индивидуальностей, социальной бессознательности и юридической неграмотности очень быстро воспринимают все отрицательное, что происходит вокруг них, поэтому эта категория населения оказалась весьма криминальной. На сегодняшний день практически каждое третье преступление против собственности, совершенное на улице или в общественном месте, происходит с участием несовершеннолетнего. Сейчас уже можно говорить об организованной преступности несовершеннолетних, устойчивых экстремистских группах несовершеннолетних. Также в настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей, начинающих употреблять алкоголь чуть ли не с шести-семи лет, растет детская наркомания, токсикомания, проституция, а число административных правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними, уже давно исчисляются сотнями тысяч.

Объект и предмет исследования:

Объект исследования — правоотношения, которые возникают при раскрытии и расследовании преступлений, которые совершают несовершеннолетние.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие раскрытие и расследование преступлений, которые совершили несовершеннолетние.

Цель и задачи работы:

Цель – проведение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

  • охарактеризовать преступность несовершеннолетних;
  • рассмотреть групповую преступность несовершеннолетних;
  • исследовать рецидивную преступность несовершеннолетних и ее тенденции;
  • рассмотреть нравственные и психические особенности личности несовершеннолетних преступников;
  • выявить особенности мотивации преступного поведения несовершеннолетних;
  • изучить типологию личности несовершеннолетних преступников;
  • рассмотреть семью, школу, производственные коллективы и другие виды микросреды, влияющие на формирование личности и поведение несовершеннолетних;
  • проанализировать организацию досуга и досуговые группировки несовершеннолетних, влияющие на их преступное поведение;
  • определить общесоциальные и специальные меры профилактики преступности несовершеннолетних;
  • изучить вопросы предупреждения беспризорности, наркомании, пьянства и другого правонарушительного поведения несовершеннолетних;
  • рассмотреть деятельность правоохранительных органов по профилактике преступности несовершеннолетних;
  • рассмотреть институт ювенальной юстиции.

Теоретическая значимость работы, заключается в том, что было осуществлено проведение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних и даны рекомендации по действующему законодательству.

Практическую значимость дипломной работы определяет наличие в ней предложений относительно совершенствования законодательства РФ.

Методологическая основа исследования составляется современными достижениями теории познания. В рамках процесса исследования прибегали к использованию теоретических, общефилософских, эмпирических методов (диалектики, системного метода, анализа, синтеза, аналогии, дедукции, наблюдения, моделирования), традиционно-правовых методов (формально-логических), методах, используемых как конкретно-социологические исследования (статистических, экспертных оценках и др.).

Теоретическая основа исследования составляется крупными научными трудами и отдельными публикациями от таких известных ученых, как: Агаева Г.А., Сафина Ф.Ю., Белкина Р.С., Быстрянцева С.Б., Гармаева Ю.П., Ельчанинова В.А., Земцовой С.И., Зырянова В.В., Агабалаева М.И., Воронова А.М., Стахова А.И., Румянцева Н.В., Братановского С.Н., Коротких А.Г. и др.

Нормативная база исследования состоит из норм Конституции РФ, действующего законодательства РФ. В работе использованы положения решений Конституционного Суда РФ, Постановлений Пленумов Верховного Суда РСФСР, РФ.

Структура и объем работы обуславливают цели и задачи исследования. Дипломную работу составляет введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.


Глава 1. Преступность несовершеннолетних: понятие, факторы, особенности

1.1 Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних

 

Преступность является социально-правовым исторически изменяющимся негативным массовым явлением, которое складывает совокупность совершаемых в том или ином периоде в государстве (регионе, мире) преступлений, на характеристику которых указано количественными (состоянием, динамикой) и качественными (структурой и характером преступности) показателями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», государственная и общественная безопасность осуществляются при повышении эффективности деятельности таких структур, как правоохранительные органы и специальные службы, органы государственного контроля (надзора), совершенствуя единую государственную систему профилактики преступности, прежде всего, среди несовершеннолетних».

В первом десятилетии XXI века Министерство внутренних дел (далее по тексту – МВД) и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляли комплексные организационно-практические мероприятия, направленные на то, чтобы повысить эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также защитить их права и законные интересы. В частности, в 2009 году с целью обеспечить эффективную защиту прав и интересов ребенка был создан институт Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, наделенный рядом широких контрольных полномочий.

Указанное выше свидетельствует о высокой степени вовлеченности государственного аппарата в процессы предупреждения преступности несовершеннолетних. Меры, принимаемые правоохранительными органами в области борьбы с несовершеннолетними нарушителями уголовного законодательства, приносят определенные плоды.

Так, по данным МВД РФ, преступность среди несовершеннолетних за 15 лет сократилась в три раза. Пик преступности среди несовершеннолетних пришелся на начало 1990-х годов, однако активная работа созданного в структуре МВД подразделения по делам несовершеннолетних позволила существенно снизить показатели противоправных действий среди несовершеннолетних.

Вместе с тем, работу в данном направлении нельзя считать завершенной. Криминализация несовершеннолетних, которая выражается в повышении тяжести совершаемых последними преступных деяний, постепенном слиянии подростковой и организованной преступности, создают значительную угрозу для полноценного развития и безопасности государства и общества, одновременно формируя значительный интерес к вопросам преступности несовершеннолетних. Кроме того, немаловажным является и тот факт, что преступность несовершеннолетних, ее динамика и характер, составляют существенную базу для воспроизводства преступности в целом, служат определенным плацдармом для последующего ее развития.

Накопленный отечественной криминологической наукой опыт исследования различных проблем подростковой преступности дает современным правоведам основание для постановки науковедческого вопроса о формировании в пределах структуры криминологического знания самостоятельной подотрасли (иными словами – частной криминологической теории) – «криминологии несовершеннолетних».

Авторы подобного подхода к проблематике преступности лиц, не достигших совершеннолетия, определяют криминологию несовершеннолетних как: «учение о преступности подрастающего поколения, ее закономерностях и тенденциях, мерах предупреждения»; его целью является «построение модели будущего результата антикриминальной деятельности в отношении соответствующей преступности», а также обоснование последовательности практических действий в этом направлении.

Подобный подход активно развит известным криминологом советского периода М.М. Бабаевым, указывавшем на необходимость реализации комплексного подхода к особенностям преступности и выделявшем в структуре науки криминологии такие направления, как криминография, теоретическая криминология и криминологическая политика.

Предваряя подробное рассмотрение криминологической характеристики противоправного поведения лиц, не достигших совершеннолетия, необходимо сосредоточиться на определении самого понятия «преступность несовершеннолетних».

Данное понятие, исходя из формальной логики, состоит из двух отдельно стоящих понятий: «преступность» и «несовершеннолетние». В целях реализации комплексного подхода к определению рассматриваемого научного вопроса необходимо раскрыть каждое из них в отдельности.

Преступность – это базовое понятие для науки криминологии, в связи с чем научная литература изобилует разнообразными определениями, порой серьезно противоречащими друг другу. Отдельным направлением для научного интереса служит и вопрос соотношения понятий «преступность» и «преступление».

Для целей данной дипломной работы за основу взято определение, предложенное заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАН, В.Н. Кудрявцевым, в соответствии с которым преступность является относительно массовым и исторически изменчивым отрицательным социально-правовым явлением, запрещенным уголовным законом, несущим общественную опасность и требующим специфические государственные и общественные меры по контролю за ним.

Из этого следует что, преступность – это, в первую очередь, совокупность преступлений. Уголовный кодекс РФ (далее по тексту – УК РФ) в ч. ст. 14 определяет преступление в качестве виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного настоящим Кодексом (УК РФ) под угрозой наказания.

Современное уголовное законодательство дает определение и понятию «несовершеннолетние». В соответствии с ч.1 ст. 87 УК РФ таковыми признают лиц, которые в момент совершения преступления достигла возраста четырнадцати лет, но не восемнадцати лет.

Так, можно утверждать, что преступность несовершеннолетних – это социально-правовое явление, обладающее общественной опасностью, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и выражающееся в совокупности преступлений, которые совершили несовершеннолетние лица.

Вместе с тем очевидно, что восемнадцать лет – это длительный временной отрезок поступательного развития личности, который содержит в себе различные внутренние этапы. Разница между двенадцатилетним и семнадцатилетним подростками очевидно будет выражаться не только в физиологических проявлениях, но и в психоэмоциональных особенностях личности.

Аналогичного подхода придерживается и Всемирная организация здравоохранения, разработавшая периодизацию жизни человека, согласно которой наряду с прочими выделяются следующие этапы в развитии личности: первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 лет для мальчиков и 8-11 лет для девочек), подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет для девочек) и юношеский (17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек).

Выделение различных этапов несовершеннолетнего возраста является актуальным и для изучения особенностей преступности несовершеннолетних в рамках криминологических исследований. Безусловно, установленные нормативно-правовыми актами границы преступности несовершеннолетних (14-17 лет) предопределяют повышенный интерес ученых именно к этой возрастной группе. Однако, как показывают множественные криминологические исследования, процессы криминализации подростков начинаются еще в раннем возрасте, в связи, с чем криминология не может быть равнодушна к изучению противоправного поведения лиц, не достигших возраста 14 лет.

Как утверждается доктором юридических наук И.М. Мацкевичем, понятие преступности несовершеннолетних имеет взаимосвязь с таким фактором, как определенные возрастные границы и представлено четырьмя возрастными группами несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. В рамках этого возрастного периода определяется судьба каждого человека, поскольку в подростковом возрасте формируется характер и личность человека.

Преступность несовершеннолетних обладает множеством отличительных особенностей, которые предопределяют как мотивацию формирования преступного поведения, так и последующие тенденции ее развития. Одновременно с этим обращают на себя внимание и личностные особенности лиц, не достигших несовершеннолетия, а также их социально-правовой статус.

Лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, отличают от «взрослых» преступников, как личностные характеристики, так и само преступное поведение. Относительно преступности взрослой категории населения, преступность, совершаемая несовершеннолетними, наиболее активна и динамична. Характерная черта преступлений несовершеннолетних — насилие, немотивированная агрессивность и ожесточение. При этом несовершеннолетними часто преступается те грани насилия и ожесточения, которых в конкретной ситуации было бы вполне достаточно для достижения цели.

В этой связи существенный интерес представляют исследования насильственной преступности несовершеннолетних. В частности, В.Г. Рудь отмечает, что преступления несовершеннолетних стали качественно отличаться от тех, что совершались 15-20 лет назад, в первую очередь по способам их реализации.

Так, подростки стали чаще использовать оружие для завладения чужим имуществом, возросла организованность преступных подростковых групп, в рамках которых агрессия и насилие – единственный способ разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Возрастом несовершеннолетних определяются целые особенности психики, ее неустойчивости, обусловленной такими процессами, как становление личности, физическое и духовное развитие человека, половое созревание. Результатом этих особенностей психики несовершеннолетних становится:

— искаженное представление о сущности некоторых важных нравственных понятий: мужества, трусости, верности, предательства, дружбы, скромности и т.д.;

— неправильные представления относительно отдельных лиц, явлениях, событий, неумение оценить человека, учитывая все его свойства и качества, правильное понимание точных мотивов и целей его поступков;

— эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, подверженности несовершеннолетних к перемене настроения;

— обостренное отношение к таким категориям, как окружающий мир, новые впечатления при отсутствии необходимых знаний и опыта;

— повышенная физическая активность, в проявлении инициативы, избытке энергии;

— стремлении быть самостоятельным, самовыражаться и самоутверждаться, невзирая ни на что;

— неприятие «чужих советов», любой формы воспитательного воздействия; желание демонстрации и доказательства своей «взрослости», стремления к лидерству;

— а также внушаемость, наивность и склонность подражать.

В связи с неустойчивой психикой несовершеннолетним легко попасть под влияние взрослых преступников. Иными словами, они склонны к романтизации преступного мира. Ими, с одной стороны, болезненно реагируется на любое проявление по отношению к себе несправедливости, а с другой – не переносится излишняя опека со стороны старших. Для них характерно стремление быть взрослыми, чересчур самостоятельными для своего возраста. При этом наиболее частое неадекватное выражение такого стремления — это совершение противоправных поступков. Так, как оценивают специалисты, основной ведущий мотив при побеге подростка из дома – это тяга к приключениям.

Данные особенности доказывают, что люди с 14 до 17 лет подвергаются влиянию не только условий жизни, но и так называемых «старших товарищей». Именно данный промежуток жизни выделяется как «промежуточная» социализация индивида, и является одним из главных этапов в формировании самой личности, который впоследствии может стать одним из ключевых аспектов в том числе и с точки зрения психоэмоционального восприятия мира.

В этом возрасте молодые люди достаточно уязвимы со стороны внешних воздействий, а также подвергаются влиянию со стороны и сверстников, и взрослых людей, которые дают советы и пытаются наставить человека на жизненный путь, который является субъективно верным в их понимании. Вопрос лишь в том, под чье именно влияние попадет несовершеннолетний.

При рассмотрении личности несовершеннолетнего и взрослого преступников, можно выделить некую их общность. Грань, которой определена разница между преступниками разных возрастов исчезает при сравнении двух возрастных групп: 16-17 лет и 18-20 лет.

В данной ситуации вполне уместно обсудить единую возрастную группу при использовании понятия неполного совершеннолетия. Согласно статистическим данным МВД РФ, большая часть несовершеннолетних, которые совершили преступления, принадлежат к возрастной категории 16-17 лет. Подростками 14-15 лет совершается 30-32% преступлений.

Рассуждая о динамике преступности несовершеннолетних, исследователи отдельно отмечают высокую степень зависимости статистических показателей в данной области от социально-экономических факторов.

Так, динамика преступности несовершеннолетних носит ярко выраженный волнообразный характер – показатели росли с 1997 года вплоть до начала XXI века, к 2003 году наблюдается спад, затем незначительное повышение, однако с 2004 года по настоящее время показатель преступности несовершеннолетних стабильно снижается.

В целях отражения динамики преступности несовершеннолетних за основу в рамках данной дипломной работы взят промежуток в 4 года – 2011 – 2015 гг. Источником для статистических данных стал официальный сайт МВД России.

За выбранный промежуток в 5 лет наблюдается поступательное сокращение процента преступлений, совершенных несовершеннолетними:

Январь-декабрь 2011 г. – 5,5% от общего числа зарегистрированных преступлений совершено несовершеннолетними;

Январь-декабрь 2012 г. – 5,1% от общего числа зарегистрированных преступлений совершено несовершеннолетними;

Январь-декабрь 2013 г. – 5,4% от общего числа зарегистрированных преступлений совершено несовершеннолетними;

Январь-декабрь 2014 г. – 5,0% от общего числа зарегистрированных преступлений совершено несовершеннолетними;

Январь-декабрь 2015 г. – 4,9% от общего числа зарегистрированных преступлений совершено несовершеннолетними.

Позитивная динамика сохраняется и в начале 2016 года – в течение января 2016 года удельный вес преступлений несовершеннолетних составил лишь 4% от их общего количества.

Не стоит забывать и о так называемом географическом факторе, который в ряде случаев способен отражать объективную действительность. Так, на Дальнем Востоке и Сибири наблюдается высокая активность подростковой преступности, особенно если учитывать труднодоступные районы. В свою очередь, на Северном Кавказе и в Москве этот показатель стал ниже по сравнению с другими годами.

Причины различий региональных показателей варьируются в соответствии с особенностями областей и городов. Традиционно низкую преступность несовершеннолетних показывают республики Северного Кавказа, даже с учетом того, что в целом этот регион неблагополучный в криминальном отношении (нападения боевиков, террористические акты, захват заложников).

Низкий уровень преступности несовершеннолетних данного региона может объяснить прочность семейных уз, традиций: регион характерен многодетностью семей, низким коэффициентом разводов, особенностями строгого воспитания. Детей с малого возраста учат уважительно относиться к старшим, особо почитать родителей; старшие дети ухаживают за младшими братьями и сестрами; для них незыблемы авторитет учителя, воспитателя».

Вместе с тем, позитивная динамика в рамках преступности несовершеннолетних не означает полного разрешения данного вопроса. Ниже приведены лишь несколько резонансных преступлений, совершенных подростками:

— 11 января 2016 года в поселке Карсуне Ульяновской области учащиеся местного техникума набросились на свою сокурсницу в туалете общежития и жестоко избили ее. По словам подростков, причиной для нападения стал педикулез – девочка долгое время подвергалась унижениям из-за своего заболевания;

— 29 августа 2014 года в Нижнем Новгороде десятиклассник жестоко избил пожилую женщину, попутно призывая своего друга «снимать ее лицо». Позднее подростки выложили видеозапись в интернет, что вызвало широкий общественный резонанс. Позднее, отвечая на вопрос журналиста о причинах подобной жестокости, мальчик указал, что «не думал головой в тот момент»;

— 20 января 2016 года в одной из подмосковных электричек группа подростков бейсбольными битами избила мужчину кавказской национальности. По словам очевидцев, каждому из участников вооруженного нападения «на вид было не больше 14-15 лет».

— 18 декабря 2015 г. в Рязани были задержаны двое молодых людей – пятнадцатилетняя девушка Виктория и ее молодой человек, Александр, 18 лет. Злоумышленники посредством переписки в социальных сетях спланировали убийство родителей девушки и позднее попытались его осуществить. От полученных ножевых ранений отец девочки скончался на месте; мать малолетней убийцы притворилась мертвой и уцелела.

В целях демонстрации степени невозмутимой жестокости подростков, очевидно вызванных особенностями психоэмоционального развития, приведен пример фрагмента переписки между фигурантами дела, оказавшийся в распоряжении прессы, представленный на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Фрагмент дела

 

Обращает на себя внимание последнее сообщение в приведенном тексте: «Если…сможешь отца и мать, то гордость и уважение к тебе будет невероятным». Имеет место явное подстрекательство со стороны совершеннолетнего.

Приведенный перечень громких уголовных дел с участием несовершеннолетних нельзя считать закрытым, однако его вполне достаточно для отражения особенностей преступности несовершеннолетних, среди которых можно выделить:

— крайняя степень неосознаваемой жестокости;

— групповой характер совершения преступления;

— взаимное подстрекательство (участники групповых избиений одноклассников/сокурсников/соседей зачастую прибегают к взаимному стимулированию; индивидуальная ответственность размывается между всеми участниками злодеяния);

— несоразмерность конечных действий поставленной цели (в последнем приведенном примере отцу девушки было нанесено более 30 ножевых ранений).

Таким образом, рассмотрение общих особенностей преступности несовершеннолетних позволяет перейти к более конкретизированному раскрытию ее основных криминологических особенностей.

 

1.2 Структура и динамика преступности несовершеннолетних

 

Отечественными криминологами посредством научных исследований установлено, что преступность несовершеннолетних носит ярко выраженный групповой характер. Доля групповых преступлений, которые совершают несовершеннолетние, в 1,5 – 5 раз выше схожих статистических показателей взрослой преступности и составляет до 85% в структуре всей преступности лиц, не достигших совершеннолетия.

По информации ВНИИ МВД РФ более 100 тысяч подростков совершили преступления именно в группе. Величина таких групп варьируется от 3 до 5 человек, почти каждая вторая из которых включает лиц, ранее судимых.

Многие несовершеннолетние преступники вовлекаются в среду организованной преступности. Кроме того, подростки на протяжении первого десятилетия двадцать первого столетия активно осваивали преступные виды деятельности, до той поры характерные исключительно для взрослых преступников. Например, осуществление захвата заложников, разбойных нападений, вымогательства, торговли оружием и наркотиками, содержания притонов и сутенерства, валютного мошенничества, а также киберпреступности.

В начале двухтысячных преступления, совершенные несовершеннолетними совместно со взрослыми, увеличились на 13,7% (с 64,1 до 72,9 тыс.), а их удельный вес – с 30,6 до 35%. Так, из совокупного количества расследованных преступлений 8,9% совершены подростками или при их непосредственном участии. Большинство тяжкий преступлений (захват заложников и убийства) совершались последними с особой жестокостью. В 15,2% рассмотренных криминологами уголовных дел малолетние преступники цинично глумились над своими жертвами, 40% организованных преступных групп несовершеннолетних были вооружены огнестрельным и холодным оружием.

Участие взрослых лиц в преступных группировках несовершеннолетних делает их более организованными, устойчивыми, способствует большему упорству в достижении преступной цели за счет создания своеобразной преступной конкуренции, необходимости выделиться на фоне других участников группы с целью заслужить авторитет лидера. Теоретики психологии указывают, что именно взрослые, зачастую, способствуют приобщению подростков к совершению преступлений, становятся для них своеобразными «учителями» и «просветителями».

Ниже приведена статистическая информация по групповой преступности несовершеннолетних по различным составам преступлений:

— разбойные нападения – 93%, 33% из которых с применением оружия;

— убийства – 80,6%;

— причинение тяжкого вреда здоровью – 77,1%;

— изнасилования – 75%;

— хулиганство – 71,4%.

Несовершеннолетние в силу своего возраста и личностных особенностей стремятся к объединению в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в коммуникации со сверстниками и проявить лидерские качества. С одной стороны, подобные желания не являются отклонением от нормы, однако за такой группой может стоять преступное объединение.

Обычно это группы с подростками, у которых незначительная разница в возрасте. Такие объединения достаточно сплочены, в них распределены роли и обязанности между участниками. При этом в таких компаниях есть иерархия, во главе которой стоит некий лидер, авторитет, которому подчиняются младшие товарищи. Такие взаимоотношения, в свою очередь, порождают преемственность преступного поведения.

Личность преступника в группе может быть более устойчива к криминальной действительности, однако подростки зачастую привлекаются в преступные объединения в силу их доверчивости. Из этого можно сделать вывод о том, что подростки применительно к организованным преступным группировкам являются, в основном, исполнителями преступлений.

Преступная группа совершает в два раза больше, чем по одиночке, тяжких и особо тяжких преступлений. При этом увеличиваются по количеству особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в составе группы. Повышение общественной опасности групповой преступности несовершеннолетних происходит в связи с ухудшением таких категорий, как количественные ее показатели и качественные изменения. Происходит смена криминологического портрета участника преступной группы несовершеннолетних, постоянно увеличиваются по числу лица, не выполняющие социально-полезные функции (не работающие, не учащиеся).

Из негативных тенденций групповой преступности можно выделить тот факт, что, с одной стороны, наблюдается процесс снижения количества преступлений, совершенных в составе групп, но с другой – это не касается сельских местностей и малых городов, где растет число не выполняющих общественные и полезные функции подростков.

Проблема обостряется появлением новых форм совершения преступлений группами в силу их большей организованности и общественной опасности. Этот процесс характеризуется повышением подростковой немотивированной агрессии, которая сопряжена с посягательством на жизнь людей. Истоки этой агрессии кроются в несформированных сдерживающих факторах, связанных с развитием личности. Иными словами, подростки слабо контролируют свое поведение, а также не знают, как справиться с противоречиями между тем, чему их учили раньше, и тем, с чем и приходится сталкиваться в реальной жизни.

Вместе с тем, при анализе качественных показателей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать следующие обстоятельства:

— преступность несовершеннолетних отличается большей степенью латентности. Состояние и динамику преступности в целом можно определять по совокупному число ежегодно регистрируемых преступлений, тогда как в случае с преступностью несовершеннолетних – только по их раскрытой части;

— немалая часть несовершеннолетних не привлекается к уголовной ответственности за совершение преступлений в силу возраста;

— количественные показатели преступности несовершеннолетних находятся в прямой зависимости от изменений в уголовном, уголовно-процессуальном и административном законодательстве.

Значительное число групповых преступлений несовершеннолетних совершается «хаотично».

Примером преступности несовершеннолетних служит дело о 3 эпизодах разбойного нападения, совершенных группой подростков, самому старшему из которых на момент совершения преступления было 16 лет.

Согласно тексту решения суда, данная группа, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, без разбора нападала на проходивших мимо граждан, применяла в их отношении насилие и присваивала личные ценности. Из протоколов допросов следовало, что данные деяния совершались подростками «неосознанно», им «просто хотелось продолжать веселье». Итогом «развлечения» стали реальные наказания вплоть до 15 (!) лет лишения свободы.

Рассмотрение особенностей групповой преступности несовершеннолетних позволяет перейти к раскрытию вопроса о повторной преступности несовершеннолетних.

Для комплексного рассмотрения вопроса о криминологической характеристике преступности несовершеннолетних, ее современных тенденциях, немаловажным является вопрос рецидивной преступности несовершеннолетних.

Важной проблемой является тот факт, что большое количество подростков совершает преступления не один раз, а несколько. Рост этой цифры должен вызывать беспокойство у общества и государства, поскольку ее корень кроется в очевидно неверном воспитании особо уязвимой части несовершеннолетних, неправильных исправительных методиках и отсутствии социальных рычагов для постепенного встраивания трудных подростков в общественную жизнь без негативных для него последствий.

В криминологии под рецидивной преступностью понимают часть общей совокупности повторных преступных деяний, которые составляют одну из разновидностей преступности как социального явления в общественной жизни. В свою очередь криминологический рецидив преступления – это совершение уголовно наказуемых деяний как лицами, к которым применялось уголовное наказание либо меры, его заменяющие, независимо от снятия или погашения судимости за прежние преступные деяния, так и лицами, к которым уголовно-правовые меры воздействия по разным причинам ранее не применялись.

Значительные резервы в предупреждении противоправного поведения несовершеннолетних сосредоточены в воспрепятствовании повторной преступности несовершеннолетних. Это связано как с потенциальным ограничением уровня преступности (повторные преступления несовершеннолетних, как правило, являются более тяжкими), так и с борьбой с формированием новых преступных групп несовершеннолетних (повзрослевшие преступники активно вовлекают в криминальную среду товарищей помладше).

О необходимости уделения повышенного внимания рецидивной преступности говорит и тот факт, что «рецидивисты, составляя меньшую часть преступников, представляют повышенную общественную опасность, т.к. в силу социально-психологической запущенности они легко находят подходящую ситуацию для совершения новых преступлений, а при отсутствии последней сами создают ее, оказывают отрицательное влияние на неустойчивых членов общества, вовлекая их в преступную деятельность». Согласно исследованиям В.А. Лелехова, преступная активность лиц, имеющих судимость, в 25 раз выше, чем у всех остальных граждан.

По данным исследований ВНИИ МВД РФ, серьезную проблему представляет реальная безнаказанность подростков-правонарушителей. По состоянию на 2002 год более 68 тысяч подростков состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в связи с осуждением к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а почти в каждую вторую преступную группу несовершеннолетних входили лица, имеющие судимость.

По данным статистики МВД РФ за 2014 год, из числа несовершеннолетних, совершивших преступления, почти 18 тысяч отбывают наказание в местах лишения свободы. Примечательно, что в первые три года после освобождения повторно совершают преступления до 45% бывших воспитанников воспитательных колоний. Среди рецидивистов молодежного возраста 45 — 52% составляют осужденные, впервые совершившие преступление в 14-15 лет (ч.4 ст.18 УК РФ)

Многие исследователи, такие как Л.В.Мальцева, Р.А. Семенюк отмечают, что до 90% особо опасных рецидивистов и преступников-профессионалов свое первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте.

Все вышеперечисленное в крайней степени затрудняет эффективное правоприменение, которым отмечается падение предупредительной роли уголовной ответственности и наказания, ухудшение социальных характеристик несовершеннолетних осужденных, понижение значимости поощрительных норм в формировании позитивных стимулов их поведения.

Примером может служить тот факт, что в течение шести месяцев после амнистии 2000 года около 20% несовершеннолетних совершили повторные преступления. Также низкой остается и эффективность условного осуждения, поскольку среди воспитанников колоний для несовершеннолетних половину (49,7%) составляют лица, совершившие преступления в период испытательного срока.

По мнению Г.А. Аванесова, «преступность воспроизводит саму себя, сама является причиной последующих преступлений, она разлагает, вовлекает в преступную деятельность неустойчивых лиц».

Рассмотренная в предыдущих пунктах позитивная тенденция, связанная с уменьшением числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, к сожалению, не касается рецидивной преступности лиц, не достигших несовершеннолетия.

Так, по утверждению заместителя Министра внутренних дел РФ Игоря Зубова, «на протяжении последних пяти лет уголовная статистика свидетельствует о росте на 2-3% ежегодно рецидивной преступности несовершеннолетних. В 2014 году число несовершеннолетних рецидивистов превысило 14 тысяч человек. Значительная часть детей, уже находившихся под следствием, продолжает совершать новые преступления, втягивает своих сверстников».

В этой связи МВД РФ в 2013 году предложено активнее задействовать Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Согласно законопроекту, УПК РФ предлагалось дополнить новой статьей, «Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел». Минимально возможный возраст для реализации подобной процедуры, по мнению авторов законопроекта, должен составить 9 лет.

Целью подобной инициативы является попытка отделить несовершеннолетних правонарушителей от взрослых преступников для воспрепятствования обмену криминальным опытом.

Так или иначе, вопрос рецидивной преступности несовершеннолетних по-прежнему является крайне острым и требующим дальнейшего разрешения. Более подробно вопрос предупреждения преступности несовершеннолетних будет рассмотрен в рамках последующих глав.

Таким образом, в рамках данной главы последовательно рассмотрены следующие вопросы:

— понятие преступности несовершеннолетних, ее отличие от преступности взрослых и пределы соотношения;

— динамика преступности несовершеннолетних в современной России;

— структура преступности несовершеннолетних;

— групповая преступность несовершеннолетних, ее причины и характерные особенности;

— рецидивная преступность несовершеннолетних.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф