Меню Услуги

Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ
  • 1.1. История развития российского законодательства о гражданстве
  • 1.2. Определение понятия, содержания и принципов гражданства РФ
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РФ
  • 2.1. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ
  • 2.2. Понятие и способы приобретения гражданства РФ
  • 2.3. Понятие и особенности прекращения гражданства РФ
  • 2.4. Проблемы приобретения и прекращения гражданства
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек, его права и свободы признаны наивысшей ценностью во всем мире. Но что или кто будет защищать и охранять эти права и свободы, на кого возложена эта обязанность? Конечно, на государство, гражданином которого он является. Государство гарантирует защиту и покровительство своих подданных даже за пределами своей территории. Гражданин, в свою очередь также обладая правами и свободами, несет обязанности по отношению к государству. Право на гражданство является одним из наиболее важных неотъемлемых прав человека, которое определяет устойчивою правовую связь, принципиальные начала во взаимоотношениях государства и личности.

Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Конституция Российской Федерации закрепляет сложные связи государства и человека в юридической форме – в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Право на гражданство – основной начальный элемент права, связывающий человека с государством. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить по своему желанию.

На сегодняшний день в Российской Федерации институт гражданства обеспечивает стабильность и сплоченность общества, направлен на укрепление российской государственности, сбалансировать личные интересы граждан, социального общества и государства. Между тем, практика реализации Закона о гражданстве показывает, что формирование института гражданства в Российской Федерации не завершено, что происходит его укрепление и совершенствование.

В Российской Федерации вопросы гражданства в последние годы встают очень остро, привлекают много внимания. В первую очередь это связано с принятием в состав Российской Федерации, по результатам Референдума о статусе Крыма от 16 марта 2014 года, двух новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно этому закону граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. В связи с этим одним из главных и первостепенных вопросов для граждан, проживающих на территории Крыма, является вопрос получения гражданства России.

К тому же в настоящее время остаются не решенными вопросы, имеются пробелы и коллизии законодательстве, возникают спорные ситуации, связанные с получением или с восстановлением утраченного российского гражданства лицами, имевшими ранее гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР. Приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, не может обеспечить право на гражданство всех бывших российских соотечественников, желающих воспользоваться данным правом предусмотренный российским законодательством.

Конституционное закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, практическая включенность России в механизм международно-правовой защиты прав и свобод человека актуализируют не только разрешение вопросов регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, вынужденных переселенцев, но и вызывают необходимость совершенствования института политического убежища.

Современная нестабильная ситуация во всем мире, а в частности: гражданская война на Украине, борьба с международным терраризмом в Сирии, различные конфликты на Ближнем Востоке, разного рада стихийные бедствия; и в то же время развитие мировой экономики и политики, в связи с этим национально-государственные границы становятся все более прозрачными, возрастающая мобильность населения, все эти факторы приводят к появлению на территории России значительного числа лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

За 2014-2015 года за статусом беженца и о предоставлении убежища в Российскую Федерацию обратилось более четырехсот тысяч человек, а на конец 2015 года число лиц ранее признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации и сохранившие полученный статус превысило триста тысяч. Основную массу, сохранивших предоставленный статус, составляют граждане Украины (311 тыс. чел.), далее Сирия (1302 чел.), Афганистан (572 чел.), Грузия (292 чел.), Узбекистан (79 чел.), а также граждане КНДР, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Йемен и многих других стран.

Одной из проблем реализации права на гражданство в РФ стало увеличивающееся количество случаев изъятия органами Федеральной миграционной службы паспортов гражданина Российской Федерации как необоснованно выданных. Хотя изъятие документа, удостоверяющего личность, ведет к ограничению прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

Таким образом, становление института гражданства как основы государственности, нестабильность законодательства, его регулирующего, а также многогранность проблемных вопросов, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности исследуемой темы.

Объект исследования является совокупность правовых отношений, связанных с приобретение и прекращением гражданством.

Предметом исследования составляет институт гражданства в РФ в процессе его становления, развития и функционирования.

Целью проведение комплексного анализа особенностей приобретения и прекращения российского гражданства.

Для достижений цели определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные этапы истории развития института гражданства;
  2. Разобрать теоретические и законодательные подходы к определению гражданства и его видов;
  3. Раскрыть понятие, принципы института гражданства;
  4. Обозначить основные проблемы, связанные с приобретением и прекращением гражданства;
  5. Отметить основные положения двойного гражданства;
  6. Определить государственные уполномоченные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации,

В работе использовалась Конституция Российской Федерации, федеральные законы, кодексы, судебная практика, статьи и книги Бархатова Е.Ю., Блинов А.Б., Варлен М.В., Выстропова А.В., Головко С.Н., Горшкова С.А., Дальдинова И.С., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Мосин О.В. , Миронов В.Ф., Миронов А.В. и многие другие.

Методологическую основу исследования составляют системный подход и базирующиеся на нем общие и частные (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический) научные методы познания.

Структура работы включает введение, главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, показана методологическая основа исследования.

В первой главе рассматриваются исторические аспекты развития российского гражданства, понятие и конституционные принципы гражданства России.

Во второй граве дается анализ основных положений приобретения и прекращения российского гражданства, порядок, способы, проблемные моменты.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В заключении подведен итог рассмотренным вопросам, сделаны выводы и сформулированы предложения по совершенствованию процесса приобретения и прекращения гражданства РФ.

Список использованных источников и литературы содержат перечень нормативных актов и документов, литературы положенной в основу написания выпускной квалификационной работы.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ РФ

1.1. История развития российского законодательства о гражданстве РФ

В процессе развития Российского государства понятие, сущность и проблемы института гражданства, как самостоятельного конституционно-правового института, являясь важнейшим элементом правового статуса личности, изменялись и расширялись.

К основным этапам становления института гражданства в России можно отнести:

  1. дореволюционный (до 1917 г.);
  2. советский (1917-1991);
  3. переходный (1991-2002);
  4. современный (с 2002 г. по наст. вр.).

В законодательстве царской России существовало подданство, которое не устанавливало принцип равенства всех перед законом, сохраняя остатки сослоных различий, черты средневековых феодальных начал. Подданные подразделялись на следующие разряды:

  • природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: дворяне; духовные лица; городские обыватели и сельские обыватели;
  • инородцы;
  • финляндские обыватели.

Отнесение лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. Основные привилегии в правах и обязанностях предоставлялись дворянам. Вопросы подданства регламентировались в основном обычным правом.

«До принятия в России в 1864 г. Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства» вопросы подданства в царской России регулировались постановлениями, которые были обобщены в Своде законов».

Установление в стране советской власти, период существования которой охватывает второй этап, связаны существенные изменения института гражданства в России.

После революции в феврале 1917 года временное правительство приняло законодательный акт – постановление от 20 марта 1917 года «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», которое имело непосредственное отношение к правовому положению граждан.

Так, в 1917 года было упразднено понятие «подданный», характерное для государств с монархической формой правления, и заменено понятием «гражданин». Правовое закрепление статуса гражданина Российской Республики провозглашено в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»: «все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской Республики».

В связи с образованием Союза ССР было установлено и гражданство СССР. В статье 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. Основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев относилось к предмету ведения Совета Народных Комиссаров СССР.

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года в ст. 1 было провозглашено, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союзной республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик».

Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Положение о союзном гражданстве 1924 г. послужило основой формирования важнейшего института государственного права СССР – института гражданства. Ранее законы о гражданстве определяли, что каждый, проживающий в СССР, независимо от него признавался гражданином СССР, кто не имел каких-либо доказательств наличия иного гражданства или не было доказана его принадлежность к иностранному государству.

Также как и предшествующая, Конституция СССР 1936 г., закрепила принцип единого союзного гражданства. Предметом ведения законодательства о гражданстве и о правовом положении иностранцев на территории Союза ССР, сохранялось за высшими органами СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят первый закон о гражданстве Союза ССР, в котором был закреплен ряд новых положений, так, например, автоматического признания гражданства СССР не происходило, ввиду отсутствия доказательств наличия гражданства иностранного государства, а также впервые употреблен термин «советское гражданство».

«Он установил, что гражданами СССР являются:

  • все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;
  • лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке».

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами).

По прошествии сорока лет после принятия первого Закона о гражданстве был принят второй – Закон СССР «О гражданстве СССР» 1978г., основанный на принятой в 1977 году Конституции СССР. Законом устанавливалось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения».

Изучая законодательство о советском гражданстве можно придти к выводу о том, что зависимости от изменений происходивших внутри страны, и на международной арене особенно заметных после Второй Мировой Войны, законодательство претерпевало значительные изменения, происходило его обновление и совершенствование. Отчетливо наблюдалось тенденция приведения в единую систему многочисленных норм и предложений, направленных на совершенствование правовой регламентации гражданства.

Следующий, третий этап развития гражданства России можно охарактеризовать как переходный (1991-2002).

«Законодательный акт, впервые установивший институт гражданства России как суверенного государства, — Закон о гражданстве 1991г. Он был разработан и принят в переходный период становления России после распада СССР и образования на его территори новых независимых государств».

Закон о гражданстве 1991г. внес значительные изменения в содержание института гражданства, положил начало к новому подходу его понимания как основы конституционного строя. В указанном законе были четко регламентированы основания и порядок приобретения гражданства РСФСР, можно сказать, произошло закрепление республиканского гражданства, до этого носившее формальный характер.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

«Закон о гражданстве был направлен на признание гражданами России всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории РСФСР, пожелавших иметь российское гражданство. Это было связано с тем, что Российская Федерация считала себя правопреемницей СССР и должна была помочь соотечественникам приобрести российское гражданство либо гражданство другого государства».

Изменения в законе о гражданстве 1991 г. существенно отличали его от советских законов, так как в нем были закреплены демократические начала, признанные в международном праве, которые значительно обогатили институт гражданства. Таким образом, были восполнены пробелы в законодательстве о гражданстве, в том числе с учетом принципов и норм международного права, международной практики по решению вопросов гражданства.

Положенные в основу Закона о гражданстве принципы вошли в Конституцию РФ 1993 года, а наиболее важные нормы в этой области были отнесены к основам конституционного строя. Впервые в России на законодательном уровне было признано и закреплено двойное гражданство.

С установлением Закона о гражданстве 1991г. Россия стала придерживаться такой позиции в отношении двойного гражданства, по которой допускается наличие гражданства иностранного государства у своего гражданина, но на определенных условиях. Признание института двойного гражданства на законодательном уровне явился важной предпосылкой для реализации государством обязанности обеспечить защиту прав и свобод и законных интересов российских граждан, проживающих за рубежом.

Четвертый этап становления института гражданства в России охватывает современный период – с 2002 г. по настоящее время, в течение которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.

При подготовке и принятии таких важных актов, как федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», были учтены международно-правовые нормы и принципы, в частности Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Необходимость разработки нового Закона была обусловлена с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада СССР и были связаны с определением гражданства России лиц, переселяющихся на нее из других союзных республик, ставших самостоятельными и независимыми государствами. Последний закон о гражданстве РФ принимался уже в иных политических и экономических условиях, с учетом которых были сформированы основы демократической правовой российской государственности, с закреплением в нем положений о гражданстве, отвечающим международным правовым актам. Появление данного закона было обусловлено подписанием Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве.

В федеральном законе о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года закреплены основания, условия и порядок приобретения и прекращение гражданства, определены полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, установлен порядок производства по делам о гражданстве, а также регламентирован порядок обжалования решений уполномоченных органов.

В 2014 году в Закон о гражданстве РФ 2002 г. внесены изменения, в том числе касающиеся граждан Российской Федерации, приобретающих гражданство РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Внесенные изменения касаются норм, регулирующих подачу уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, также норм, устанавливающих ответственность за несоблюдение установленного порядка.

Таким образом, новый Закон о гражданстве РФ 2002 г. построен на модели классического национального гражданства с учетом обширного международного опыта. Он более четко регулирует вопросы гражданства и условия его получения, предусматривает эффективно действующие механизмы защиты прав и интересов граждан России.

1.2. Понятие, содержание и принципы гражданства РФ

Исторически гражданство является порождением Французской революции. «В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного участвовать в жизни страны, и страны как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности пришло государство как основой источник идентификации любого лица». Далее за Францией и другие европейские страны в своем законодательстве стали использовать понятие «гражданство» вместо «подданство».

В имперской России, население приносили присягу быть верным, добрым и послушным рабом и подданным, каждому новоположенному монарху, начиная с Петра Великого. Можно сказать, подданство являлось институтом частноправового рабства. Возникновение гражданства в России приходится на 1917 г., в результате свержения монархии, а вместе с ней, существовавшего института подданства. В связи с становлением Российского Государства, законодательство о гражданстве, также претерпевало, иной раз существенные изменения, носящие поэтический характер.

Подданство, обладая аналогичными качественными чертами, отличается от гражданства терминологически: в монархическом государстве – подданный, а в государстве с республиканской формой правления – гражданин. Говоря о подданстве и о гражданстве, в обоих случаях речь идет о связи «подвластных» с государством, обладающих общими чертами, это: постоянство, действует вне связи со временем, не существует условий, предполагающих сроков давности.

Состав населения многих современных государств можно условно разделить на группы, в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Каждая группа наделена соответствующим объемом прав и обязанностей. Установление характера взаимоотношений с государством проживания, необходимо рассмотреть гражданство, как правовой институт, обозначить его принципы, раскрыть содержание и сущность права на гражданство, его значение в системе прав и свобод человека и гражданина.

Значение гражданства рассматривается как особый статус, получив который гражданин устанавливает устойчивую правовую сявзь с государством, приобретая признание государственной принадлежности лица внутри страны и зарубежом. Наделение гражданина, предусмотренных в законодательстве этого государства, комплексом прав и обязанностей в полном объеме.

В Конституции РФ, как и в Законе о гражданстве, не раскрывается понятие «право на гражданство». Конституция выступает в качестве правового механизма для реализации этого права, а Закон о гражданстве закрепляет процедуру, реализующую данное право. Сущность права на гражданство, можно сказать, есть возможность лица приобрести гражданство выбранного государства, при соответствии предъявляемым условиям и требованиям.

Рассматривая понятие и содержание гражданства, необходимо обратить внимание на следующие стороны гражданства:

  1. Гражданство есть субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;
  2. Гражданство – правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;
  3. Гражданство – правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Как видно гражданство является многогранным элементом, в котором находятся в тесной связи части, отражающие его содержание. Так лицо, пользуясь правом вступления в гражданство, вступает в правоотношения по его приобретению, которые в свою очередь регулируются нормами института гражданства.

Надо отметить, что в советском периоде содержание гражданства излагалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к тому, что на лицо принадлежало государству, на него распространялась суверенная власть государства внутри страны, так и за ее пределами. Государство превозносилось по отношению к личности, рассматривалось, как «всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа».

Принадлежность к государству может выражаться в различных статусах, определенных правовыми нормами для лиц, не являющихся гражданами, это вид на жительство, статус беженца, вынужденного переселенца. Лица, имеющие указанный статус, являются лицами носителями специального правового статуса. Понятие «принадлежность» в большей степени отражает прикрепление лица к конкретному государству или членство лица в государстве, что, возможно, более подходит для определения гражданства лица в международно – правовом отношении.

Специальный правовой статус предполагает приобретение определенных прав и обязанностей, на территории государства их предоставивших, но не дает возможности для реализации полного объема прав и свобод, предоставляемых при приобретении статуса гражданина. Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного перемещения внутри страны, свободного выезда за ее пределы и беспрепятственного возвращения на родину. Именно на интересы граждан в большинстве государств сориентированы социальные и экономические программы исполнительной власти, законодательство в области труда и социального обеспечения.

Можно сказать, существует своего рода разграничение прав человека и прав гражданина, также вытекающее из различения гражданского общества и государства, человека вообще как частного человека и «политического» человека — гражданина государства. «Следует подчеркнуть, что, вопреки наименованию, в сфере гражданского общества мы имеем дело не с гражданином, а с неполитическим человеком — носителем частных интересов». Отделение граждан от государства позволяет человеку отстаивать свои права не непосредственно перед государством, а через институты гражданского общества. Тем самым создаются условия не только для ограждения личности от возможного произвола государства, но и для ее самоопределения, самореализации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Разделив права и обязанности человека и гражданина, а также рассмотрев статус гражданина и различные статусы принадлежности к государству, можно сформулировать понятие гражданства как устойчивую политическую правовую связь физического лица с государством, пораждающую взаимные права и обязанности. Это правовая связь есть основной начальный элемент права, пораждающий основания для отношений государства и гражданина. Взаимосвязь государства и граждан, носит особо важный характер, служит поддержкой существующего строя, основана на четкой урегулированности и упорядоченности этих отношений.

Как и любой правовой институт построен на конституционных началах, так и в основу института гражданства положены принципы, которые не могу противоречить Конституции РФ. В статье 4 Закона о гражданстве РФ определены принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 6 Конституции гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Федеративное устройство России, наличие в её составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость принципу единства граждан. Как отмечают исследователи, единое гражданство в федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

Также наравне принципом важнейшее значение имеет принцип равного гражданства, который закреплен в шестой статье Конституции РФ и в части 2 статьи 4 Закона о гражданстве. Данный принцип обозначает, что все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства, способов приобретения гражданства. В данном аспекте принцип равного гражданства распространяется и на правовое положение гражданина. Согласно части 2 статьи 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство Соединенных штатов позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории страны.

Еще одним началом гражданства выступает принцип свободы и добровольности выбора гражданства. В части 3 статьи 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в части 4 статьи 4 Закона о гражданстве.

Этот принцип означает, что лицо в праве самостоятельно решать вопросы, связанные с приобретением и прекращением гражданства, возможностью восстановления утраченного гражданства или выходом из гражданства России. Лицо, являющееся дееспособным, невозможно принудить, как к принятию гражданства какого-либо государства, так и к выходу из гражданства. Принцип свободного волеизъявления по поводу смены статуса гражданства подразумевает, что существующая устойчивая связи государства и лица ненасильственная, не существует принудительного удержания человека в состоянии гражданства. Гражданин РФ в праве и на условиях, которые предусмотрены законом о гражданстве, изменить статус гражданина РФ на статус гражданина иностранного государства или на статус лица без гражданства.

С принципом выбора гражданства взаимосвязаны принципы недопустимости принудительной утраты гражданства без согласия лица, и принцип сокращения числа лиц без гражданства.

По Конституции РФ и Закону о гражданстве гражданин не может быть лишен своего гражданства. Невозможно лишение гражданства в одностороннем порядке, вытекающее из двустороннего характера связи между гражданина и государства, которая предполагает невозможность разрыва этой связи, согласия одной из сторон. Данные обстоятельства предоставляют гражданам свободно пользоваться своими правами и свободами, не боясь вдруг, без законных на то оснований, утратить связь с Россией. Выход из гражданства является добровольным, это закреплено в законе о гражданстве. По иным основаниям утрата гражданства регулируется Федеральным законам о гражданстве и соответствующими международными законами РФ.

Существует ряд мер направленных на сокращение числа лиц без гражданства, так как с государственно-правовой точки зрения, такое состояние человека можно считать аномальным. Понятие лица без гражданства определено в статье 3 Закона о гражданстве: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Как правило из-за не совпадения принципов законодательства о гражданстве ряда стран приводит к тому, что лицо не получив одного гражданства, утратило имеющееся.

Статья 61 Конституции РФ закрепляет принцип, дающий гарантию свободного использования гражданами своих правил свобод. Согласно этой статьи: «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Данная статья соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну.

Данный принцип распространяет свое действие в отношении лиц, совершивших преступления на территории иностранного государства. По УК РФ данные лица не подлежат выдаче этому государству. В тоже время лицо не освобождается от ответственности, а отвечает за эти преступления по законам РФ, если иное не предусмотренно Международными законами РФ.в этом принципе выражается ответственность гражданина перед государством необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе. Таким образом Российская Федерация обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Сохранения гражданства является одним из принципов гражданства РФ, и это соответствует естественному права человека на свободу передвижения как внутри страны, так и выезда заграницу и свободного возвращения(статье 27 Конституции РФ). Этот конституционный принцип соответствует статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, где говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (часть 2 статья 12) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (часть 4 статья 12).

Не признание этого принципа в прошлом указывает на несовершенство законодательства, которое приводит к ущемлению прав и свобод гражданина РФ. Сохранение гражданства РФ для лиц, проживающих за пределами РФ, является важным условием для свободного выбора места жительства, свободного перемещения через государственную границу России. Право беспрепятственно возвращаться в Россию имеет только гражданин России. Данным правом не наделены эмигранты.

Среди ученных возникали дискуссии по поводу взимания сборов при выезде за пределы РФ с российских граждан, что рассматривалось как нарушение конституционного права граждан на свободу передвижения. Однако Конституционный суд поставил точку в решении спорного вопроса в Постановлении от 11 ноября 1997 г. №16-П по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», где признал не противоречащим Конституции РФ взимание сбора за пограничное оформление. Мы придерживаемся позиции, высказанной в особом мнении судьи А.Л. Кононова, согласно которой введение сбора за пограничное оформление непосредственно затрагивает осуществление провозглашенного частью 2 статьи 27 Конституции РФ права каждого свободно выезжать за пределы РФ, так как исходя из смысла ст. 11 и 11.1 Закона «О Государственной границе РФ» неуплата сбора может быть поводом для отказа в пропуске лица, транспортного средства или груза через Государственную границу, а, следовательно, носит характер фискального ограничения конституционного права на выезд из страны.

Следующим конституционным принципом гражданства выступает принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за ее пределами, закрепленный в части 2 статьи 61 Конституции РФ. Оказание покровительства относится главным образом к таким случаям, которые не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации).

Следует обратить внимание, что в законодательстве не содержится определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями, что отмечается как недостаток.

Термины «поддержка» и «защита» являются близкими по своему значению, но не тождественными. Защита предполагает осуществление более активных действий, при нарушении прав или посягательства на права граждан, поддержка связывается больше с оказанием моральной, материальной помощи в определенных обстоятельствах. Данный термин по содержанию близок к термину «помощь», который наряду с термином «покровительство» используется в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Помощь — это оказание содействия в чрезвычайных, экстраординарных ситуациях, когда произошло существенное снижение имевшихся ранее гарантий реализации прав и свобод или есть реальная угроза этому, например, при гуманитарной катастрофе. «Покровительство — как бы общий принцип заботы нашего государства о гражданах».[19] Институт покровительства вряд ли применим ко всем соотечественникам за рубежом, поскольку он строится на началах зависимости, подчиненности (буквально кровного родства). Лица, к которым предполагается его применять, в большинстве своем — граждане государств, признаваемых суверенными субъектами международного права.

Согласно части 2 статьи 7 Закона о гражданстве органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульства РФ, находящиеся за пределами России, должностные лица этих учреждений обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам обеспечивалась возможность пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, правилами проживания в иностранных государствах, а также осуществлять защиту прав законных интересов.

Развитие и конкретизация норм по защите и покровительству граждан, закрепленных в законе о гражданстве, получили в Законе о государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом. Согласно статье 3 данного Закона к числу соотечественников относятся лица, имеющие гражданство РФ и проживающие за рубежом. Закон содержит основы политики РФ в отношении граждан указанной категории, предусматривает поддержку соотечественников в области соблюдения прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации. Аналогичные нормы имеют место и в Федеральном законе от 15 августа 1996 №114-ФЗ.

Разработка и подписание двухсторонних договоров, охватывающих различные проблемы, позволит эффективнее реализовывать вопросы защиты прав соотечественников, на территории государств проживания. Но на практике, стороны не последовательны в их реализации, а нередко вовсе не исполняют подписанные соглашения, в том числе Россия.

При правильном и долгосрочном прогнозировании действий, соблюдение интересов всех сторон международных отношений, можно добиться эффективных результатов в защите прав соотечественников за рубежом. Такие действия будут способствовать формированию положительного имиджа Российской Федерации на международной арене.

Таким образом, рассмотрев институт гражданства в историческом аспекте, раскрыв понятие и сущность гражданства, можно сказать, что гражданство является самостоятельным, специфическим институтом права. Институт гражданства является универсальным по своему демократизму, охватывает различные области человеческих отношений и интересов.


Страницы:   1   2   3