Меню Услуги

Приобщение к народной культуре как условие полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

Введение

Глава 1.Теоретические основы проблемы полоролевого воспитания детей на основе приобщения к народной культуре

1.1. Проблема полоролевого воспитания дошкольников в психолого – педагогических исследованиях

1.2. Роль народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников

1.3. Устное народное творчество – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Глава 2.Народная культура как условие полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика уровня полоролевой воспитанности детей старшего

2.2. Апробация педагогических условий полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.3. Результаты работы по приобщению дошкольников к народной культуре в контексте полоролевого воспитания

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена значимостью половой сферы и полоролевого поведения в личностном становлении и развитии человека, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к нравственному воспитанию детей в зависимости от пола. Изучение педагогических условий и поиск методов, необходимых для успешного полоролевого воспитания, является актуальной проблемой, требующей своего решения.

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных организаций показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных организаций показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. В целом воспитатели дошкольных образовательных организаций остаются неподготовленными к воспитанию дошкольников в ходе полоролевой социализации. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных организациях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полоролевого воспитания, традиций народной педагогики игнорируется или упрощается; дошкольникам не даются представления о традициях воспитания мальчиков и девочек в народной педагогике, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка. ФГОС ДО обозначает необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства, формирования у дошкольников представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях. В связи с этим, актуальной научной проблемой, требующей своего решения, является поиск научно обоснованных возможностей использования отечественных народных традиций в ходе воспитания детей разного пола.

В настоящее время решающим элементом духовно-нравственной культуры все более становятся общечеловеческие ценности. Это – истинно человеческие ценности, которые формируют личность ребенка. Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам.

Сегодня возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов, как заданной нормы в сфере отношений между полами выступает актуальной проблемой. Вот почему, мы обращаемся к народной культуре, которая сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского (мужского) достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.

Необходимость использования народной культуры в нравственном воспитании объясняется, прежде всего, что в ней наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. Исходя из этого, условием полоролевого воспитания выступает наследие народной культуры.

Имеющиеся исследования позволяют выделить ряд противоречий, суть которых состоит в значимости полоролевого воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста и не развернутости исследований в данном направлении; между необходимостью приобщения детей к народной культуре и не представленностью данной задачи в аспекте проблемы полоролевого воспитания; между требованиями ФГОС дошкольного образования формировать представления дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа и отсутствием методических материалов для решения этой задачи в контексте полоролевого воспитания.

Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.

Эти противоречия легли в основу проблемы исследования: как использовать идеи и опыт народной культуры в полоролевом воспитании дошкольников.

Цель исследования: выявить возможности приобщения детей к народной культуре в полоролевом воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс полоролевого воспитания дошкольника.

Предмет исследования: содержание и методы использования народной культуры как условия полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

В основу организации и проведения исследования была положена сформулированная нами рабочая гипотеза: процесс полоролевого воспитания дошкольника будет эффективным, если:

  • в нем будут использованы народные традиции воспитания мальчиков и девочек, адаптированные к половозрастным особенностям дошкольников;
  • отобраны произведения устного народного творчества, выступающие источником полоролевых моделей поведения, способствующие проявлениям мужских (женских) нравственных качеств;
  • разработаны методы и приемы использования устного народного творчества в полоролевом воспитании дошкольников.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

  1. Выявить содержание традиций народной культуры как источника и средства полоролевого воспитания дошкольников.
  2. Определить особенности приобщения дошкольников к народной культуре в практике ДОО.
  3. Разработать методы и приемы использования устного народного творчества в полоролевом воспитании дошкольников.


Глава 1. Теоретические основы проблемы использования устного народного творчества в полоролевом воспитании детей

1.1. Проблема полоролевого воспитания дошкольников в психолого – педагогических исследованиях.

 

В каждом обществе для половой идентификации ребенка существуют определенные половые роли, т.е. социальные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или другого пола. Дифференциация половых ролей связана с социальным положением мужчины и женщины и по традиции зависит от полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин и т.д. Конкретным выражением таких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена общества, являются социальные стереотипы. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Независимый, сильный, целеустремленный, с развитой деловой мотивацией и инструментальной сферой, доминирующий в отношениях, способный оказать поддержку мужчина и нежная, тактичная, тонко чувствующая и понимающая, несколько социально и инструментально беспомощная, ориентированная скорее на общение, чем на дело, поэтичная и эмоциональная женщина — таковы традиционные стереотипы маскулинности и фемининности.

С началом перехода к равенству ослабляется былая поляризация половых ролей и связанных с ними социально-психологических стереотипов. На смену патриархату идет новое состояние мира — биархат — главенство обоих полов. Биархатные перевороты пронизывают все отношения мужчины и женщины — экономические, социальные, семейные. Меняются жизненные роли мужчин и женщин. Революцией этой движут демократические идеалы: социальное равенство мужчин и женщин — равенство людей, разных душой и телом, одинаковая ценность мужского и женского вклада в жизнь человечества. Цель этой революции — очеловечивание всех отношений мужчин и женщин (общественных, трудовых, семейных), овладение людьми полоролевой культурой.

По мнению Н.Е.Татаринцевой [62; 63], полоролевая культура, как система стандартов и норм, регулирующих поведение мужчины и женщины, выражает полоролевые ценностные ориентации личности. Полоролевая культура представляет собой совокупность полоролевых знаний и представлений, полоролевого общения и полоролевого действия. Направление процесса социализации требует освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

И.С.Кон дает понятию «полоролевое поведение» такое истолкование: полоролевое поведение — поведение, реализующее социальные нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, или ориентированное на них [24, с. 169]. По мнению В.Е.Кагана, социальное поведение, реализующее комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского или женского пола, называется полоролевым поведением [18, с. 249].

Н.Е.Татаринцева в своем исследовании дает определение понятия полоролевое воспитание ребенка дошкольного возраста. Это «социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс становления полоролевой ориентации, идентификации, овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, способами полоролевого поведения в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения» [62, с.7].

В дошкольной педагогике изучается проблема взаимоотношений детей в обществе сверстников, в коллективе, а также пути организации детских взаимоотношений в условиях конкретной деятельности. Определяющим фактором, детерминирующим взаимоотношения в группе, выступает совместная деятельность (Я.Л.Коломинский [20], Т.А.Репина [55; 56], и др.), где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Т.В.Антонова, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская отмечают, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является совместная игра. В отличие от индивидуальных, в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом.

Исследователями Н.В.Плисенко [48], Г.Е.Ивановой [14] выявлена зависимость предпочтений детей от их половой принадлежности. Так, Г.Е.Иванова установила, что четырехлетние дети играют в смешанных группах, ни отдавая предпочтения детям ни своего, ни противоположного пола. Однако, девочки уже выбирают игрушки, отражающие сферу женского бытия, а мальчики- мужского. Начиная с пятилетнего возраста происходит дифференциация в выборе партнеров в игре, причем у девочек это выражено в большей степени, чем у мальчиков. А в шестилетнем возрасте эта дифференциация более четкая как у девочек, так и у мальчиков и сопровождается требованиями от партнеров по игре личностных качеств для положительного эмоционального общения и четкого проявления полоролевого поведения.

Вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек дошкольного возраста нашли отражение лишь в нескольких исследованиях, хотя и признаются одной из актуальных задач нравственного воспитания детей. Данные разработанного Т.А.Репиной и группой сотрудников социометрического эксперимента показали, что: а) на протяжении всего дошкольного возраста выборы между детьми противоположного пола, и особенно взаимные симпатии, малочисленны; б)существуют различия в статусе мальчиков и девочек — у девочек, как правило, ярче выражена «звездность» и обобщенный индекс их социометрического статуса более высокий, чем у мальчиков.

Проблеме дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола посвящено исследование Т.Ю.Абаевой [1], в котором различный подход к мальчикам и девочкам выступает как важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе. Автором намечаются пути организации воспитательно-образовательной работы, формирования умений и навыков с учетом пола учащихся, развития правильных взаимоотношений мальчиков и девочек. Т.Ю.Абаева определяет особенности проведения работы по профессиональной ориентации. Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек можно выделить в работах Н.А.Кудровой и С.В.Шаповаловой.

Изучение особенностей полоролевого поведения детей дошкольного возраста, их предпочтений, ценностных ориентаций, вопросы формирования мужественности и женственности у дошкольников освещались лишь в некоторых исследованиях, хотя в последние годы проблема полоролевой социализации становится все более актуальной. Это подтверждают исследования Л.А.Арутюновой, Л.В.Градусовой, Е.А.Кудрявцевой, Н.Е.Татаринцевой.

Одно из первых исследований, касающихся данной проблемы- диссертационная работа Л.А.Арутюновой [4], в которой автор изучает особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду. Исследователь считает, что дифференцированный подход в воспитании детей разного пола осуществляется стихийно, что находит отражение как в различии ценностных ориентаций родителей и в характере запретов в адрес детей разного пола, так и в особенностях поощрений и наказаний, а также в распределении трудовых поручений между сыновьями и дочерьми.

Л.В.Градусова [9] в своей работе исследовала проблему нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста. Автор считает, что при воспитании начал мужественности в дошкольном возрасте на первый план выступает формирование у мальчиков эмоционально-положительного отношения к будущим социальным ролям и осознание ими нравственного смысла качеств мужественности. Л.В.Градусовой намечены пути формирования предпосылок мужественности с помощью сюжетно-ролевых игр героической тематики.

В исследовании Е.А.Кудрявцевой [25] рассматриваются педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста. Автор отмечает, что в процессе формирования женственности у девочек «важным является не только обогащение представлений о желательных качествах женственности, но и необходимость воспитания у девочек положительного эмоционального отношения к будущей женской социальной роли и умения эффективно актуализировать эти представления в реальном взаимодействии с окружающими». Формирование начал женственности у дошкольниц автор осуществляет посредством восприятия ими литературных художественных произведений и инсценировки.

В исследованиях большинства ученых [4; 9; 18, 19, 41] обращается внимание на то, что в случаях усвоения детьми социального опыта стихийно, без надлежащего педагогического руководства, этот процесс происходит медленно и оказывается малоэффективным. При специально же организованном, целенаправленном обучении усвоение социального опыта совершается быстрее и в более полной форме.

Таким образом, проблема воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста является актуальной, что подтверждает правомерность нашей работы и ставит перед проблемой изучения педагогических условий полоролевого воспитания дошкольников.


1.2. Роль народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников

 

Сегодня возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов, как заданной нормы в сфере отношений между полами выступает актуальной проблемой. Вот почему, мы обращаемся к народной педагогике, которая сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского (мужского) достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Нам интересен опыт воспитания, наиболее яркие традиции и принципы воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.

Остановимся на характеристике русских народных традиций, которые могут служить источником полоролевого воспитания современных детей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

К типично русским относятся такие традиции, как крепкая семья, возвышенное отношение к женщине (особенно матери), уважение и почитание детьми своих родителей, беспредельная любовь к детям, мужество, трудолюбие, достоинство, преданность, гостеприимство, милосердие. Гуманные русские традиции воспитания развивают в детях нравственные полоролевые качества.

В аспекте нашего исследования мы выделили культурно-исторические традиции как ценностные ориентиры в воспитании мальчиков и девочек:

  1. Ценность семьи и традиционных семейных отношений, уважение родителей, взаимопомощь и сопереживание. Как отмечают П. Рожнова, М. Забылин, Н.И. Костомаров, Г.Н. Волков, И.И. Шангина, В.С. Кукушин и др., семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи — бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья. Традиционное почитание родителей, предков происходит из культа неперсонифицированного языческого божества Рода, как творца мира и домашнего бога, прародителя человека, воспринимаемого древними славянами как идеальный образ предка, к которому они обращались как к самому мудрому члену семьи.
  2. Беспредельная любовь к детям. Обычно в семьях было много детей, многодетностью гордились. Дети воспринимались, как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни. Рождение ребенка в семье, как правило, являлось радостным событием, воспринималось как дарование, Божья милость. Существовал целый комплекс обрядов, подтверждающий то, что рождение мальчика или девочки в семье было важным событием.

В крестьянской семье взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. И.И.Шангина говорит: «Крестьяне считали, что главное в отношении к ребенку – это «ласкота». Этнограф приводит такие ласковые обращения родителей к детям, как «ангельская душенька», «сахариночка моя», «дитятко мое любимое», «лоскуточек мой», «гостьюшка моя желанная» [70].

Ценностное отношение к производительному труду на родной земле.

Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. В семьях уделялось большое внимание физическому развитию мальчиков. Русские народные игры, например, лапта, включали в себя бег, прыжки, метание предметов. Они развивали у мальчиков такие качества, как выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку. С детства отец внушал сыну: «Ты – мой наследник». К мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии, главному помощнику. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. Девочку с самого рождения воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. С раннего возраста девочки участвовали во всех работах по дому: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. И.И. Шангина пишет: «Первой обязанностью семи-восьмилетней девочки было нянчить младших братьев и сестер» [70].

Сегодня, многие программы, образовательные модели, нацеленные на возрождение традиционной культуры, построены на праздниках народного календаря. Дети живут, готовя репертуар от одного народного праздника до другого. Такой подход может создать у детей представление о русской культуре, как сплошном праздничном действе, зрелище, призванном только веселить и развлекать народ. Совершенно упускается при этом из виду, что реальная история народа связана, прежде всего, с многообразными видами трудовой деятельности, с повседневной, зачастую очень тяжелой работой. Формирование у детей ценностного отношения к труду, как основе жизненного благополучия — одна из наиболее актуальных задач современного образования, которую необходимо решать на основе народного педагогического опыта.

Ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь, и к материнству, как единству природного (биологического) и духовно- нравственного начала.

Несмотря на то, что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего, матери. Если умирал муж, жена становилась хозяйкой в доме, даже при взрослых сыновьях. Если женщина брала на себя ответственность заниматься хозяйством, то на домашних советах она имела равные права с мужчиной. Домашние дела властно вершила хозяйка дома: приучала девочек к женским работам, оберегала от пересудов, помогала приготовить приданое. Мать создавала в доме атмосферу чистоты, вела беседы с дочерью о целомудрии, разъясняя все моменты взросления девичьего организма, выбирала будущего мужа или жену своим детям. Благоволение матери к браку имело особое значение.

Вообще, на протяжении всей истории развития русского народа материнство играло важнейшую роль в создании и трансляции культурных ценностей, являясь уникальным механизмом объединения природных и социокультурных начал в человеке. С образом матери в русской традиции ассоциируются такие духовно-нравственные качества как материнская любовь к детям, чуткое и заботливое отношение к ним, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и строгость, терпимость, готовность на самопожертвование во имя детей. Традиции воспитания благоговейного отношения к матери помогали сохранить и поддерживать культурную и семейную модели материнства.

В традициях православной педагогики закреплено и ценностное отношение к отцу. Исследуя православную педагогику, В.О. Ключевский отмечал ее взаимосвязь с семейными традициями русской культуры, в которых почитался отец. Отец традиционно был не только хозяином, а, прежде всего настоящим «народным учителем», главой своей семьи. Недаром его величали «батюшкой», «государем». Это создавало особенно эмоциональное, почтительное и уважительное отношение к отцу. Благодаря традициям русской культуры, закрепилось и безукоризненное выполнение мужских обязанностей, как рачительного и доброго хозяина, ставшее отцовским долгом.

Ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека. Проблема сохранения физического здоровья и красоты человека всегда волновала русского человека. Она является актуальной и в современном мире, когда остро встают вопросы сохранения здоровья детей и использования в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий. Формированию здорового образа жизни способствует эстетическая целостность идеала русского человека, раскрывающаяся в народных этико- эстетических представлениях, проявившихся в фольклоре, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Дополнительность смыслов слова и вещи, их взаимосемантичность позволяют ребенку создать собирательный образ совершенного русского человека.

В русской традиции идеал женской красоты содержит установку на крепкое здоровье. Это связано с образом жизни крестьян. В крестьянском быту женщина всегда работала больше мужчины, выполняя все, что потруднее, поэтому в ней особенно ценилось плотное, крепкое телосложение, которое связывалось в сознании народа со здоровьем, обладанием большой физической силой, работоспособностью, а также с благосостоянием и сытостью, с надеждой на способность стать многодетной матерью. «У кого много детей — тот не забыт от Бога», «Дал бы Бог дородность, а красоту я сама себе добуду», — говорилось в старинных русских пословицах. О русских красавицах говорят пословицы: «Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет, что рублем подарит», «Идет, да не тряхнетцы, на сторонку не оглянетцы». Ведущим отличием русской женщины — красавицы является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд, по народным традициям, есть творчество: красавица должна утверждать в жизни красоту. «Умница» и «красавица» — это самая высокая оценка женских качеств, идеальный образ русской женщины. Важное значение для развития у детей эстетического вкуса, художественных навыков и умений принадлежит русскому женскому наряду, который является элементом празднично-обрядовой культуры русского народа.

Этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал удалой, добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Образ «доброго молодца», черты его облика определены шире и масштабнее. Это — защитник родины и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. «Добрый молодец» представляет собой личность, наделенную богатырской силой, олицетворяет трудовой русский народ. Он любит родную землю, стоит на страже ее границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения.

В русской традиционной культуре сложились прекрасные образы-идеалы человека, которые могут стать основой воспитания современных мальчиков и девочек. «Русская красавица», «русский богатырь», «добрый молодец» -эти образы-идеалы запечатлены в русских народных сказках, на прекрасных полотнах художников, в произведениях известных композиторов. Традиционные русские характеристики человека — «умница», «красавица», «красная девица», «добрый молодец», «добрый человек» — подчеркивая главные черты народного идеала, дают простор для фантазии ребенка, что является очень важным положением для принятия ребенком данных образов и отожествления их с собственным «Я».

6.Традиционное отношение к человеку, как главной ценности на земле неразрывно связано с представлениями русского человека о красоте, чести, мужестве, достоинстве, и добродетелях (доброте, милосердии, сострадании, справедливости, нестяжательстве и трудолюбии). Русские люди учили детей своих проявлять доброту не только к родителям, детям, старшим по возрасту, к людям иной национальности, но и к нуждающимся. С ранних лет они видели, как старшие помогают странникам, обедневшим, немощным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают убогих, дают милостыню просящим.

Таким образом, народные традиции представляют богатейшую возможность для формирования у детей полоролевых ориентаций и ценностей. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в результате подражания положительным примерам мужского и женского поведения нравственные чувства закреплялись в конкретных поступках и действиях.

Формирование ценностей личности происходит в двух взаимосвязанных между собой процессах: осознание смысла действительности и эмоционально-творческого к ней отношения. Специфика формирования ценностей у мальчиков и девочек заключается в синтезе осознания целесообразности нравственной сущности мужского (женского) поведения, деятельности и непосредственном эмоциональном переживании потребности в реализации социокультурных требований, предъявляемых к представителям мужского и женского пола и побуждающих их к практической деятельности.

 

1.3. Устное народное творчество – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

 

Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы в чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, прикладное декоративное искусство) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящий попытки создания народной педагогики [64].

Тон народных поучений удивителен. Даже произнося их про себя, слышишь голос народа – то добродушно-лукавый, то доброжелательно-ирониче-ский, а то и грозно-суровый: предостерегающий, порой звучащий как угроза, проклятие. Пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки — народная память, сохраняющая духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающие прошлое с настоящим и будущим. Знать их, сохранить, передать следующим поколениям – задача людей, живущих сегодня.

Необходимость изучения памятников народного творчества как первоисточников культуры народа, в том числе и педагогической, отмечали все прогрессивные педагоги. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,– писал он,– имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [64, с.117].

В.А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа, он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. Он писал: «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [61, c.162]. Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность ее творческих основ. Каждый творец чем-то дополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде, в которой оно бытовало. По мнению В.И. Аникина, «все народные сказки, предания, былины, анекдоты, песни, пословицы, загадки,– словом, почти все произведения народного массового творчества прошли через этот процесс фольклоризации» [3, с.22]. В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цеди, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности. Именно педагогическую интуицию и педагогическую целесообразность несут в себе с начала и до конца все мысли, все пожелания, рекомендации, требования народной мудрости.

В самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписаными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье – что дождь в засуху».

Используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определенный педагогический такт, обращает взимание на людские слабости, пороки и недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки: «Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет», «Мягко стелет, да жестко спать», «На языке медок, а на сердце ледок», «Лень добра не делает, без соли обедает» [10].

Устное народное творчество представляет богатейшую возможность воспитывать нравственные чувства у детей. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в результате подражания положительным примерам нравственные чувства закреплялись в конкретных поступках и действиях. Именно при этих условиях можно надеяться, что в любой обстановке чувства детей найдут свое выражение в благородных, нравственных порывах, делах, добротворчестве.

Общий анализ памятников народной педагогики говорит о том, что она содержат огромный объем информации по вопросам воспитания и обучения, о семье, родителях и детях, о товариществе, дружбе и любви, об отечестве и приумножении его богатств. Это позволяет предположить, что народная педагогика может выступить условием полоролевого воспитания дошкольников.

Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т.д.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка — это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Воспитательная функция является одним из жанровых признаков сказки, дидактизм которой пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Вышеперечисленные произведения близки по идейному содержанию, в них противопоставляются добро и зло в лице двух девочек, которые вызывают у дошкольников соответствующие переживания.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса-Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович и др. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

Усвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике также осуществлялось через игру. Детские игры в народной педагогике носили опережающий характер, т.к. дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Иная девочка, оставленная матерью хозяйкой в доме и надзирательницей над целой кучей ребят меньше себя, распоряжалась ими как большая, покрикивала на них, поучала, и когда нужно, давала и «шлепки». Мальчик степенно вел разговор на счет семейных работ, аренды земли, скота, знал, сколько каким хлебом засеяно земли, сколько родится, важно сидел на возу с дровами или сеном, которые поручено ему отвезти в город.

Воспитательная ценность игры в том, что ребенок, играя, вполне сознательно выполняет определенные этические нормы поведения. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражению К.Д Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». В.И. Даль в поговорках и пословицах видел блеск народного ума, слышал голос сердца, ощущал силу житейской мудрости. Он называл пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «цветом народного ума», «житейской народной правдой».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены традиции народа: любовь к матери, уважение к старшим, трудолюбие, храбрость и стойкость, терпимость и т.п.: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Живы родители – почитай, померли-поминай», «Дочерями красуются, сыновьями в почете живут», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Терпи, казак, атаманом будешь», «Хорошему хозяину день мал», «Женский ум лучше всяких дум», «Женщине красота – домостройство», «Доброй жене домоседство не мука», «Полюбила молодца не из-за золотца», «Фетинья стара, да Федоту мила», «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «На что и клад, коли в семье лад».

Используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определенный педагогический такт, обращает внимание на мужские и женские слабости, пороки и недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки: «Мужик лукавый – что карман дырявый», «Туг мешок, да скуповат мужичок», «Оробей Еремей – обидит и воробей», «Жена верховодит – муж по соседям бродит», «У злой Натальи все люди канальи».

Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т.п. Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возбуждала в ребенке первую мысль. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Перед ребенком открывается огромный и сложный мир взрослых мужчин и женщин.

Колыбельная песня представляется и своего рода энциклопедией, в которой выразились познавательные и чувственные силы души женщины, излились ее горести и радости. Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращенные к мальчику, и колыбельные, обращенные к девочке. Так передается идеал мужчины и идеал женщины, выработанные народами на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина – трудолюбива, добра, скромна. Мать, напевая колыбельную песню, представляет ребенка будущим мужчиной или женщиной, рисует картины его будущей жизни, в которых отражаются традиции народов.

Мать напевает своей дочурке колыбельную, давая нравственные наставления:

«Баю, баюшки, бай, бай, глазки, Маша, закрывай

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна, При народе будь скромна».

Колыбельные — это русло начального воспитания мальчика и девочки. С их помощью ребенок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, об их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души.

Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы, пословицы и поговорки, потешки и колыбельные песни могут стать важным средством полоролевого воспитания. Любой родитель, учитель, воспитатель, наставник и все те, кто, так или иначе, причастен к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях могут и должны использовать бесценную народную мудрость.

Народные традиции представляют богатейшую возможность для формирования у детей полоролевых ориентаций и ценностей. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в результате подражания положительным примерам мужского и женского поведения нравственные чувства закреплялись в конкретных поступках и действиях.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3