Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемные аспекты правового регулирования деятельности полиции

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Оглавление

 

Введение

1. Теоретические основы деятельности полиции в РФ

1.2. Понятие и предназначение полиции в РФ, система полиции

1.1. Конституционно-правовые основы деятельности полиции

2. Правовое регулирование деятельности полиции в РФ

2.1.Правовые основы деятельности полиции РФ

2.2. Права и обязанности как элемент правового статуса сотрудника полиции Российской Федерации

3. Проблемные аспекты правового регулирования деятельности полиции

3.1.Существующие проблемы правового регулирования деятельности полиции.

3.2. Правовая основа переподготовки сотрудников как мера совершенствования функционирования полиции

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Важнейшей задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции РФ. В реализации ее положений в той или иной мере участвуют все органы публичной власти, но основную нагрузку выполняют правоохранительные структуры. Эффективной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина способствует процесс конституционализации отраслевого законодательства, что влечет укрепление конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования и деятельности государственного аппарата, включая органы обеспечения правопорядка1.

Актуальность темы исследования. Анализ правового статуса полиции в РФ приобретает особую актуальность в свете того, что полиция, как таковая, является гарантом Конституции, гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.

С другой стороны, данная тема имеет особую актуальность в ключе рассмотрения вопросов, связанных с правовым статусом сотрудника полиции, так как именно сотрудники полиции, являясь государственными служащими, обладают правом применения мер государственного принуждения в отношении граждан, нарушивших установленные в государстве правовые нормы. В соответствии с этим, несомненно, можно утверждать, что исследование правового статуса сотрудника полиции имеет важнейшее значение в аспекте дальнейшего построения правового государства в Российской Федерации.

В целом, положения Конституции РФ аккумулируют в себе исходные конституционные основы деятельности тех или иных правоохранительных органов, включая органы внутренних дел (полицию), которые конкретизируются в положениях действующего законодательства. Следовательно, органы внутренних дел пусть и завуалированно, но присутствуют в Конституции РФ в качестве элемента исполнительной власти (ст. ст. 10, 72, 77, 78 Конституции РФ). Потому конституционно-правовые основы деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод личности занимают первостепенное значение, а функционирование полиции должно рассматриваться сквозь призму Конституции Российской Федерации и развивающих ее положения правовых актов. Положения Конституции РФ ориентируют полицию на реализацию важнейших конституционных принципов, которые развиваются в действующем законодательстве.

Цель дипломной работы – изучить правовое положение полиции России. Задачи дипломной работы:

  • рассмотреть теоретические основы деятельности полиции в РФ ;
  • изучить конституционно-правовые основы деятельности полиции;
  • изучить понятие и предназначение полиции в РФ, система полиции;
  • изучить права  и   обязанности   как   элемент   правового  статуса сотрудника полиции Российской Федерации;
  • систематизировать существующие       проблемы       правового регулирования деятельности полиции;
  • изучить правовую основу переподготовки сотрудников как меру совершенствования функционирования полиции.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе участия полиции в организационно-правовых отношениях.

Предмет    исследования     —     нормы    административного    права    и доктринальные положения соответствующих отраслевых наук, в совокупности

определяющие   правовое   положение   полиции    как    участника   правовых отношений.

Методологической основой настоящей работы выступил материалистический метод познания правовой действительности, кроме которого были использованы также общенаучные методы. Например, исторический метод применялся для анализа функций основного правоохранительного органа. Системный подход позволил рассмотреть правовой статус полиции в совокупности взаимосвязанных элементов. При работе с текстами нормативных актов в качестве основного использовался формально-юридический метод.

Теоретическая основа дипломной работы представлена юридической литературой. В ходе исследования были использованы труды ученых- правоведов, таких как: С.И. Балабкин, Н.Н. Беляевский, А.В. Бецков, Д.В. Бойко, С.П. Булавин, А.Г. Елагин, А.Г., И.Б. Кардашова, Е.В. Киричек, Николаев, В.В. Черников, И.В. Буянов, Р.Г. Гусев, А.А. Дегтярева, Н.Н. Демидов, В.В. Елистратова, О.А. Манжукова, П.Е. Захурдаев, А.А. Коловоротный, которые разрабатывали категорию правового статуса, как с общетеоретической, так и каких-либо отраслевых позиций, к примеру, административной и трудовой. Также была исследована монографическая и периодическая научная литература, публицистический материал, который посвящен проблемным аспектам правового положения полиции в современной России.

Нормативно-правовой основой работы выступили Конституция РФ, настоящее законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, также и международные правовые акты. Особое внимание было уделено документам, которые непосредственно закрепляют особенности правового положения полиции и ее сотрудников.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его анализы и выводы могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой базы, а также в учебном процессе в системе высшего профессионального образования юридического профиля.

 

1. Теоретические основы деятельности полиции в РФ

1.1. Понятие и предназначение полиции в РФ, система полиции

 

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, провозглашая Всеобщую декларацию прав человека, определила такие первоочередные задачи: всемерное содействие уважению прав и свобод человека; обеспечение прав и свобод человека путем национальных и международных прогрессивных мероприятий. В подтверждение приверженности исполнению этих задач Конституция Российской Федерации, считая человека, его права и свободы высшей ценностью, провозглашает признание, соблюдение и защиту этих ценностей обязанностью государства (ст. 2). Причем Конституция РФ не только признает, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17, 45), устанавливает их неотчуждаемость, нерушимость, принадлежность каждому от рождения (ст. 17), определяет систему гарантий их защиты (ст. 6,7, 15, 18-64, 80, 82, 85, 115 и др.), указывает на непосредственность их действия (ст. 18)1.

Таким образом, конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Во всей этой деятельности велика роль Конституции РФ. Она закрепляет основополагающие принципы правоохраны: законность; осуществление правосудия только судом; право граждан на судебную защиту; равенство граждан на получение квалифицированной юридической помощи, защиту чести и достоинства личности; неприкосновенность личности, частной жизни, личной и семейной тайны, жилища и т.д. Достижение указанной выше цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод человека. Конституционные гарантии, по сути, требуют участия в охране прав и свобод человека и гражданина всех государственных структур РФ. Однако понятно, что для эффективной реализации данной функции необходимы специализированные правоохранительные структуры, ибо для других эта деятельность неизбежно будет носить лишь вспомогательный, факультативный характер.

На современном этапе развития Российского государства вопросам формирования и развития правоохранительной системы уделяется все больше внимания со стороны Президента РФ, правительства и руководителей федеральных органов государственной власти. Обусловлено это тем, что деятельность правоохранительных органов неразрывно связана с жизнью российского сообщества, которое стремится к общему процессу развития российской государственности, превращению России в зрелое гражданское общество. За прошедшее десятилетие накоплен огромный опыт становления правоохранительных структур. Он отражает многообразие процессов российской государственности в рамках системы «гражданское общество – правовое государство». Гражданское общество требует признания интересов личности в качестве правовых, а также обеспечения их защиты1.

Сегодня идет процесс создания системы обеспечения общественной безопасности с учетом тех изменений, которые произошли в государственно- политическом и социально-экономическом устройстве России. Целью деятельности этой системы должно стать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина путем достижения общественного порядка, в первую очередь, организацией и проведением на постоянной основе мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, соблюдению законности при осуществлении правоохранительной деятельности.

К числу субъектов, входящих в систему обеспечения общественной безопасности, относится полиция. Ее подразделения во взаимодействии с другими государственными органами, опираясь на общеправовые принципы – уважения прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм и гласность, – должны согласно ст. 1 Закона РФ «О полиции» защищать «жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств».

Полиция, как таковая, является гарантом Конституции, гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.

Рассмотрим понятие «полиции» и её предназначение. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» 1 (далее – Закон о полиции) понятие «полиция» раскрывается через призму её социальной роли в российском обществе.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) понятие «полиция» раскрывается через призму её социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В то же время следует отметить, что Закон о полиции не содержит законодательного определения термина «полиция», ограничиваясь категорией

«полиция предназначена» что, на наш взгляд, требует внесения изменений в действующее законодательство и введения данной дефиниции в законодательный и научный оборот.

Сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. Учтены нормы и рекомендации, содержащиеся во многих международных документах, в числе которых Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.

В настоящее время в РФ, как и в большинстве стран мира, полиция представляет собой «специализированный правоохранительный орган, призванный охранять жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность». Полиция в Российской Федерации – это система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Авторы отмечают, что данная дефиниция нуждается в законодательном закреплении.

Таким образом, в настоящее время в РФ, как и в большинстве стран мира, полиция представляет собой «специализированный правоохранительный орган, призванный охранять жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и публичную безопасность»1.

Рассмотрим структуру и систему полиции в целом. Система органов внутренних дел в Российской Федерации построена по объектовому принципу с учетом обслуживания  объектов  железнодорожного,  водного  и   воздушного транспорта и закрытых административно-территориальных образований.

В своей деятельности каждое звено системы органов внутренних дел ограничено масштабом обслуживаемой территории.

На федеральном уровне возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Также второй уровень составляют окружные главные управления по федеральным округам, окружные управления материально -технического снабжения, научно- исследовательские и образовательные учреждения МВД России, органы внутренних дел на транспорте и др.

На уровне субъектов Федерации действуют МВД республик, ГУВД, УВД по краю, области, городу федерального значения, автономному округу, автономной области1.

На муниципальном уровне созданы отделы внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В ОВД по району (городу) могут входить городские (поселковые) отделы (отделения) полиции, а также территориальные пункты полиции. К низовому звену можно отнести и отделы (отделения) внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им линейные пункты полиции. Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти. Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии1.

Главное управление, Департамент, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Следственный департамент, Главное управление по вопросам миграции, Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Главное управление по противодействию экстремизму, Главное управление собственной безопасности, Главное управление на транспорте, Главное управление уголовного розыска, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Департамент государственной службы и кадров, Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению, Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, Договорно-правовой департамент, Организационно-аналитический департамент, Национальное центральное бюро Интерпола, Контрольно-ревизионное управление, Оперативное управление, Организационно-штатное управление, Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой

информации, Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации, Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, Управление оперативно-разыскной информации, Управление по организации дознания1.

Главное управление МВД России (ГУ МВД России) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант.

Управление МВД России (УМВД России) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД по Пензенской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД: например ОМВД по городу Кузнецку Пензенской области), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.

Министерство внутренних дел Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.

Отдел МВД России (ОМВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;

Отдел полиции — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

Следует отметить, что принципы административной деятельности органов внутренних дел не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

При рассмотрении структуры правового статуса полиции необходимо отметить, что все ее свойства и элементы тесно взаимосвязаны между собой. Из цели деятельности полиции следуют ее задачи, трансформирующиеся в современном законодательстве в основные направления деятельности, т.е. функции. Последние, в свою очередь, предопределяют полномочия, представляющие собой совокупность прав и обязанностей, взятых в единстве. Лишь будучи опосредованы конкретными полномочиями, функции могут быть представлены как конечный этап реализации целей управляющей системы. Полномочия полиции призваны наделить ее возможностью практической реализации возложенных на нее функций. Функция, не подкрепленная соответствующими правами, не может быть осуществлена и лишается практического смысла1. Кроме того, все элементы правового статуса: права, обязанности, ответственность и иные ограничения — вытекают из принципов ее деятельности.

Например, принцип беспристрастности (ст. 7 Закона «О полиции») означает, в том числе, ограничение (запрет) для сотрудника полиции состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. Принцип взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона «О полиции») детерминирует как обязанность полиции оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка, так и право при выполнении возложенных на нее обязанностей требовать соответствующего содействия от вышеперечисленных субъектов. Только в своем неразрывном единстве свойства и элементы правового статуса полиции образуют целостную систему, обладающую уникальными качествами, отсутствующими у них по отдельности, которые характеризуют социальное назначение полиции, определяют ее место и роль в обществе.

Таким образом, к числу субъектов, входящих в систему обеспечения общественной безопасности, относится полиция. Ее подразделения во взаимодействии с другими государственными органами, опираясь на общеправовые принципы – уважения прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм и гласность, – должны согласно ст. 1 Закона РФ «О полиции» защищать «жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств». Полиция, как таковая, является гарантом

Конституции, гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.

Полиция в Российской Федерации — это система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств1. При этом, данная дефиниция нуждается в законодательном закреплении.

 

1.2. Конституционно-правовые основы деятельности полиции

 

Важнейшей задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции РФ. В реализации ее положений в той или иной мере участвуют все органы публичной власти, но основную нагрузку выполняют правоохранительные структуры.

Эффективной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина способствует процесс конституционализации отраслевого законодательства, что влечет укрепление конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования и деятельности государственного аппарата, включая органы обеспечения правопорядка2.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не устанавливает систему органов исполнительной власти и не содержит перечень правоохранительных органов, тем не менее, отдельные ее положения относят кадры судебных и правоохранительных органов к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72); закрепляют единство системы федеральных и региональных органов исполнительной власти, предусматривают возможность передачи ими друг другу осуществления части своих полномочий (ч. 2 ст. 77, ст. 78 Конституции РФ), а федеральным исполнительным органам власти — возможность создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ).

Таким образом, положения Конституции РФ аккумулируют в себе исходные конституционные основы деятельности тех или иных правоохранительных органов, включая органы внутренних дел (полицию), которые конкретизируются в положениях действующего законодательства. Следовательно, органы внутренних дел пусть и завуалированно, но присутствуют в Конституции РФ в качестве элемента исполнительной власти (ст. ст. 10, 72, 77, 78 Конституции РФ). Потому конституционно-правовые основы деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод личности занимают первостепенное значение, а функционирование полиции должно рассматриваться сквозь призму Конституции Российской Федерации и развивающих ее положения правовых актов.

Полиция является основным элементом системы обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Основные принципы и направления ее деятельности определены в Федеральном законе «О полиции».

Положения Конституции РФ ориентируют полицию на реализацию важнейших конституционных принципов, которые развиваются в действующем законодательстве. В ст. 1 ФЗ «О полиции» установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, охраны собственности.

Деятельность подразделений МВД России по обеспечению правопорядка, прав и свобод человека и гражданина представляет собой систему организационно-правовых форм, которые группируются в юридической литературе по нескольким (от трех1 до семи2) сферам деятельности. Представляется оптимальным сгруппировать четыре основных блока деятельности органов внутренних дел — административно-правовую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и организационно-правовую деятельность. Обобщенно охарактеризуем их.

Административно-правовая деятельность связана с проведением мероприятий административно-правового характера, реализуемым органами внутренних дел. Такая деятельность наиболее обширна и объемна, связана с обеспечением правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, включает также производство по делам об административных правонарушениях; профилактику административных правонарушений и др. Особенно значима роль полиции по обеспечению прав и свобод человека и правопорядка при организации и проведении публично-массовых мероприятий, выборов и референдумов.

Первостепенно такая деятельность органов внутренних дел должна осуществляться исходя из принципов и предписаний, установленных Конституцией РФ, в первую очередь, при условии обеспечения конституционных прав граждан, среди которых: право на охрану достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), право на объединение и манифестации (ст. ст. 30, 31 Конституции РФ), избирательные права (ст. 32 Конституции РФ) и др.

Содержательно такая деятельность непосредственно обусловливает эффективность деятельности полиции по обеспечению правопорядка, в том числе за счет применения мер административного принуждения. Исходя из целей, способов обеспечения правопорядка меры административного принуждения подразделяются на меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административной ответственности1.

Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться уполномоченными сотрудниками на основе Конституции РФ, положения которой конкретизируются в действующем законодательстве и реализуются оперативными подразделениями.

Законодателем она определена как деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, включая органы внутренних дел, которые в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их компетенции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Конституционное содержание оперативно-розыскной деятельности во многом обусловлено как системой конституционных принципов и задач, стоящих перед государственными органами в целом, так конституционно- правовой регламентацией охраны, защиты и допустимости ограничения прав и свобод человека правоохранительными органами. Поэтому особенно важно в этой сфере деятельности сотрудникам полиции обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в частности право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ); неприкосновенность частной жизни и жилища (ст. ст. 23, 25 Конституции РФ). Ограничение таких прав человека возможно, как правило, только по судебному решению, строго по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом (ст. ст. 22 — 25 Конституции РФ), что необходимо соблюдать органам правопорядка.

Уголовно-процессуальная деятельность во многом ориентирована на установление и обеспечение правопорядка. Рассматриваемая деятельность осуществляется многими органами государственной власти (судами, МВД, ФСБ, СК, ССП), в ней участвуют органы юстиции, прокуратура, иные органы. Органами внутренних дел уголовно-процессуальная деятельность осуществляется посредством предварительного расследования в двух формах: предварительного следствия и дознания.

Конституция Российской Федерации в главе 2 напрямую закрепляет и содержит важнейшие принципы уголовного судопроизводства, имеющие прямое действие, которые нашли отражение в уголовно-процессуальном законодательстве и, безусловно, должны соблюдаться сотрудниками органов внутренних дел при осуществлении процессуальных и следственных действий. В их числе: право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ); презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50 Конституции РФ); право не свидетельствовать против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ).

Сущность предварительного расследования заключается в получении доказательств и объективном установлении обстоятельств конкретного дела, по результатам анализа которых уполномоченным органом или должностным лицом принимается правоприменительное решение по делу.

Исходя из подпрограммы «Предварительное следствие» Государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»1, основной целью органов следствия является совершенствование деятельности следователей органов внутренних дел по расследованию преступлений. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; повышение качества и уровня объективности предварительного следствия; возмещение потерпевшим причиненного ущерба; защита личности от незаконного ограничения прав и свобод в ходе предварительного следствия1.

Эффективность работы следственных подразделений МВД России в современный период подтверждаются статистическими сведениями.

В 2016 году всеми правоохранительными органами было раскрыто почти один миллион двести тысяч преступлений. Более 80% из них приходится на долю органов внутренних дел. Повысилась раскрываемость ряда наиболее опасных криминальных деяний. В первую очередь, убийств и покушений на убийство, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, похищений человека, изнасилований, разбоев, грабежей. Улучшились показатели работы следственных подразделений органов внутренних дел. Возросло число уголовных дел, направленных в суд. Почти в два раза сократилось количество прекращенных дел2.

В целом же общая оценка следственной работы правоохранительных структур Генпрокуратурой России за последние годы несколько иная. Несмотря на рост числа дел, направленных в суд и другие позитивные результаты, существенным недостатком остается затяжной характер следствия более чем по трети уголовных дел. Причем в последние годы в работе следователей наблюдается тенденция роста этого показателя3.

Организационно-правовая деятельность заключается в проведении организационно-управленческой и правовой работы, направленной на слаженную организацию функционирования и качественную нормотворческую деятельность подразделений органов внутренних дел.

Органы внутренних дел осуществляют подзаконное нормотворчество посредством аналитико-творческой деятельности, направленной на создание, изменение или отмену правовых предписаний в форме принятия нормативных правовых актов (приказов, распоряжений и др.). Ключевую роль играют правовые подразделения, которые осуществляют ведомственное нормотворчество, правовую экспертизу и правовой мониторинг.

По сведениям Договорно-правового департамента МВД России, Министерство не только разрабатывает нормативные правовые акты, но и активно проводит мониторинг практики применения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, противодействия экстремизму и терроризму, а также участвует в разработке законопроектов, нормативных правовых актов Президента России, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти1. Так, в 2011 — 2015 гг. при участии МВД России принято 485 федеральных законов, 90 актов Президента РФ, 311 актов Правительства РФ и 111 международных правовых документов. Издано 6452 приказов МВД России, в том числе 3900 содержащих нормативно-правовые предписания2. из положений ч. ч. 1, 4 ст. 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан участвовать в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе.

В числе проблем организации нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел остаются такие как: обеспечение соответствия ведомственных правовых актов федеральному законодательству и правовым актам, имеющим большую юридическую силу; качественности и своевременности правового регулирования; корреляции нормативных предписаний МВД России с предписаниями других правоохранительных структур; недопущение ошибок в нормотворчестве.

Таким образом, основу правового регулирования деятельности полиции в РФ составляет Конституция РФ. Сформированная конституционно-правовая основа деятельности правоохранительных органов развивается в действующем законодательстве и на практике, а полиция является одним из важнейших субъектов реализации положений главы 2 Конституции РФ, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Помимо Конституции РФ полиция руководствуется в своей деятельности нормами международного права, а также следующими законодательными актами: УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Федеральными законами: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»1, от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; от 13 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3, от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»; от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1, от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

Отдельного внимания в данном ряду занимает ранее упомянутый ФЗ «О полиции». Политико-юридические предпосылки переименования российской милиции в полицию связаны с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 254), в котором подчеркивалась необходимость модернизации существующей структуры органов внутренних дел, организации их деятельности, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения милиции. Принятие Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации»2 стало отравной точкой в разработке ФЗ «О полиции».

Действующая редакция ФЗ «О полиции» регулирует назначение полиции, направления деятельности полиции, правовая базу деятельности полиции, принципы деятельности полиции, права и обязанности сотрудников и прочее. Также в своей деятельности полиция руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, в данной главе рассмотрены теоретические вопросы правового положения полиции РФ. Полиция, как таковая, является гарантом Конституции, гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.

Основной перечень прав и свобод человека и гражданина закреплен в главе 2 Конституции РФ. В реализации ее положений в той или иной мере участвуют все органы публичной власти, но основную нагрузку выполняют правоохранительные структуры. Эффективной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина способствует процесс конституционализации отраслевого законодательства, что влечет укрепление конституционного правопорядка, повышает эффективность правового регулирования и деятельности государственного аппарата, включая органы обеспечения правопорядка1.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф