Меню Услуги

Проблемы правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Часть 2.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

 2.1.Обязательное пенсионное страхование

Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения.

C принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году в России началась пенсионная реформа[1]. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию.

Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке, формируя дополнительно накопительную часть

Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства туда перечисляются непосредственно из Пенсионного Фонда России по умолчанию, то есть, в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны».

Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия.

С 2002 г. в России введено обязательное пенсионное страхование (ОПС), в рамках которого у каждого работника – гражданина Российской Федерации 1967 года рождения и моложе формируются страховая и накопительная части трудовой пенсии за счет уплаченных работодателем страховых взносов. Всего на индивидуальный пенсионный счет работника отчисляется 22% от средств годового фонда оплаты труда в пределах 624 тыс. руб. (примерно 52 тыс. руб./мес.). До 2005 года накопительная часть трудовой пенсии формировалась также и у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, но в связи с пенсионной реформой новые отчисления были прекращены.

Страховая часть трудовой пенсии существует в рамках распределительной пенсионной системы: на счету застрахованного лица формируются пенсионные права, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам. Предполагается, что сформированные за весь трудовой период права будут финансировать аналогичным образом будущие поколения (см. подробнее Демография). Обслуживает соответствующий пенсионный счет исключительно Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). При этом страховая часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом инфляции и средней заработной платы в стране.

Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для индивидуального накопления, ее средства, в отличие от страховой части трудовой пенсии, могут быть направлены исключительно на пенсионные выплаты конкретному застрахованному лицу – владельцу пенсионного счета или его правопреемникам. Существует только 2 способа управления накопительной части трудовой пенсии:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР; используется по умолчанию при начале трудовой деятельности, к этому способу всегда можно вернуться);
  • через негосударственный пенсионный фонд (НПФ; чтобы стать клиентом НПФ следует заключить с ним договор и написать соответствующее заявление в ПФР).

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Страховая часть пенсии рассчитывается в ПФР исходя из размера Вашей официального заработка и общего стажа работы (он должен быть более 5 лет). Она включает в себя базовую часть. Размер страховой части пенсии рассчитывается по специальной формуле в ПФР. Гарантированная — базовая часть трудовой пенсии не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум в Вашем регионе.

Накопительная часть пенсии формируется за счет пенсионных отчислений работодателя на Ваш личный пенсионный счет (СНИЛС) в ПФР или НПФ (до 2014г. — 6% к размеру Вашей зарплаты, если Вы младше 1967 г.р., с 2014г. — 2 или 4% по вашему выбору в 2013г.). Накопительная часть пенсии — это Ваши реальные пенсионные накопления и, что важно, заключив договор обязательного пенсионного страхования (ОПС) с НПФ Вы можете самостоятельно управлять ими, например:

— инвестировать через негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющую компанию и получать высокий инвестиционный доход,

— увеличить пенсионные накопления, участвуя госпрограмме софинансирования пенсий и инвестируя ее через НПФ,

— сменить правопреемников, выбрать пожизненную или срочную пенсию (с правом наследования через НПФ ) и т.д.

Однако, государство не позволяет Вам забрать пенсионные взносы со своего личного пенсионного счета (СНИЛС) и потратить их как вам захочется, т.к. это все-таки Ваши целевые пенсионные накопления – государственная пенсия.

В то же время, государство предусматривает для человека, реализующего программу обязательного пенсионного страхования (ОПС) в НПФ, облегченную процедуру наследования пенсионных накоплений, возможность получения срочной (наследуемой) пенсии, госгарантию сохранности пенсионных накоплений в НПФ и т.д.

Дополнительную часть пенсии Вы накапливаете сами в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) через:

— пенсионные программы дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) или страхования жизни,

— госпрограммы: софинансирования пенсий, материнского капитала и т.п.

Заключив договор обязательного пенсионного страхования (ОПС) с НПФ, вы можете за счет дополнительного инвестиционного дохода увеличить размер своих пенсионных накоплений по госпрограммам материнского капитала, обязательного пенсионного страхования (ОПС) и софинансирования пенсий.

Государство позволяет гражданам, накапливающим свою пенсию в НПФ, получить социальный налоговый вычет, если они вносят личные пенсионные взносы в госпрограмму софинансрования пенсий или в добровольные пенсионные программы дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО).

Накопительная часть пенсии.

С 1 января 2015 года накопительная часть трудовой пенсии будет выделена в самостоятельный вид пенсии. Принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», устанавливающий основания возникновения прав на накопительную пенсию, а также порядок ее назначения и выплаты.

Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Выплачивается пенсия независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания.

Согласно закону накопительная пенсия будет устанавливаться при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Размер накопительной пенсии будет определяться исходя из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, а также ожидаемого периода выплаты пенсии.

До 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). После указанной даты этот период будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии в соответствии с методикой, определяемой Правительством РФ.

Ежегодно размер накопительной пенсии будет корректироваться исходя из суммы поступивших страховых взносов, а также результатов их инвестирования.

Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.

Государственная программа софинансирования пенсии была запущена в 2009 году. Суть ее сводится к принципу «тысяча на тысячу». Все россияне, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, могли вступить в нее и в течение десяти лет перечислять от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год на свое пенсионное обеспечение. Такую же сумму вносило государство (все средства поступают в накопительную часть пенсии). Третьей стороной софинансирования мог выступить работодатель. За пять лет участниками программы стали 15,8 млн граждан (правда, взносы уплачивает лишь около 10%). Однако с 1 октября 2013 года вступление в программу прекратилось.

Сейчас ведется работа над тем, чтобы вновь разрешить гражданам вступать в программу. Законопроект, разработанный Министерством труда, находится на межведомственном согласовании: он устанавливает, что участником госпрограммы можно стать до 1 января 2015 года. Эксперты недовольны такими временными ограничениями: законопроект будет принят Госдумой в лучшем случае в весеннюю сессию, так что у граждан будет лишь полгода на то, чтобы принять решение о вступлении в программу. При этом Минтруд предлагает ввести еще одно ограничение: на господдержку (то есть на софинансирование) смогут рассчитывать лишь те, кто уплатит первый взнос не позже 1 января 2015 года.

В негосударственных пенсионных фондах настоятельно рекомендуют в программу вступать, а взносы — уплачивать. «Участвовать необходимо — государство меняет правила игры из сиюминутной конъюнктуры бюджета, что будет через 10, 20, 30 лет — неясно, а статус отчислений работодателя не однозначен (то ли это средства государства, то ли часть зарплаты, то ли собственность фонда), но взносы граждан вряд ли пострадают — это приговор для чиновников»,— уверен исполнительный директор НПФ АО «Мосэнерго» Сергей Зыцарь. Без учета инвестиционного дохода, полученного за счет вложений средств софинансирования, ежемесячная прибавка к пенсии в течение десяти лет составит 2 тыс. руб.

2.2. Негосударственное пенсионное обеспечение

С 1 апреля 2014 года средний размер трудовой пенсии по старости составит 11,6 тыс. руб., сообщил в конце марта Пенсионный фонд России. «Очевидно, что государственная пенсия — это пособие для выживания»,— в один голос твердят эксперты . Участники российского пенсионного рынка, в частности негосударственные пенсионные фонды, уверены: они могут помочь гражданам накопить на достойную старость. Необходимо разобраться в том, что они предлагают, какие инструменты являются наиболее выгодными и удобными для накопления и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Любая пенсионная система своей целью ставит обеспечение достойного уровня жизни старшего поколения. Для оценки его используется так называемый коэффициент замещения, показывающий отношение уровня пенсии к допенсионному уровню доходов. Как отмечает директор по стратегическому развитию «Альфа-капитала» Вадим Логинов, «рекомендуемый и комфортный уровень — 40% и выше, тогда как наши текущие уровни не дотягивают и до 30%»По данным Росстата, в 2013 году среднемесячная зарплата составляла около 30 тыс. руб., при этом средняя пенсия немногим превышала 10 тыс. руб. Но это средние уровни, в реальности соотношение значительно хуже.

Практика показывает, что распределительная часть пенсионных систем с обеспечением такого уровня в силу демографических причин не справляется. Повышать тарифы или пенсионный возраст, о чем часто говорят чиновники, не всегда возможно. Поэтому «целесообразно комбинировать подходы к реформированию пенсионной системы с обязательными и добровольными накопительными механизмами», отмечает господин Логинов.

В рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель делает отчисления в ПФР на будущую пенсию своих работников. Взнос составляет 22% от зарплаты (если она не превышает 624 тыс. руб. в год). Вплоть до 2014 года у всех граждан, родившихся в 1967 году и позднее, 16% этого взноса направлялось в распределительную часть пенсии (то есть на текущие выплаты), а 6% формировали пенсионные накопления. Пенсионные накопления — это «живые» деньги, которые попадают на счета граждан в ПФР или НПФ (в зависимости от желания гражданина) и затем инвестируются управляющими компаниями.

По текущему законодательству гражданин имеет право сделать выбор в пользу накопительной части до конца 2015 года. Участники пенсионного сообщества активно агитируют граждан сохранить накопления. Во-первых, это фиксированный объем средств: «человек в любой момент может определить, какую сумму он получит в качестве накопительной пенсии», настаивает замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев . Страховая пенсия, напротив, непрозрачна: правительство законодательно закрепило новый порядок ее расчета, согласно которому пенсионные права будут вычисляться в баллах, а значение каждого балла может ежегодно меняться. Во-вторых, пенсионные накопления наследуются, указывают представители НПФ. Впрочем, обычно они забывают добавить, что наследуются накопления лишь в том случае, если гражданин умер до того, как ему были назначены выплаты.

Для наиболее сознательных (и обеспеченных) граждан негосударственные пенсионные фонды реализуют программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Участники этих программ регулярно, в течение длительного периода делают взносы на свои «негосударственные» счета в НПФ. «Это программы для граждан среднего класса и выше, которые могут себе позволить не только тратить деньги на нужды сегодняшнего дня, но и откладывать на будущее»,— говорит замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев . Он признает, что инструментов для индивидуального накопления довольно много. Самыми популярными являются банковские депозиты. «Но программы НПФ выгодно отличаются от банковских вкладов тем, что существенно снижается риск снять эти деньги и потратить. В фондах усложнена процедура досрочного расторжения договора и получения выкупной суммы, это займет от нескольких недель до месяцев, в то время как в банк достаточно просто прийти, чтобы забрать свои деньги. Кроме того, депозиты — это достаточно короткие инструменты (обычно годовые), а НПФ ориентированы на длительное накопление. Плюс математически доходность НПО на большом промежутке времени выше, чем у депозитов»,— объясняет господин Алексеев.

Впрочем, популярностью продукты НПО пока не пользуются. «У нас достаточно людей, которые могли бы откладывать на пенсию, но, к сожалению, культуры накопления нет»,— сетует президент НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Сергей Эрлик. А ведь именно негосударственные программы можно подстроить под потребности определенного человека. «Можно выбрать срок получения пенсии, определить в зависимости от желаемого размера выплат регулярность и объем взносов. Пенсии могут копиться в пользу пережившего супруга: если один умирает, второй продолжает получать выплаты. Есть программы накопления для родителей, есть для детей. В общем, масса вариантов»,— резюмирует господин Эрлик.

Законодательство не стоит на месте, и с 1 января 2015 года на российском рынке должны появиться индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), которые можно использовать как пенсионные. Законодательно они уже введены, осталось принять ряд подзаконных уточняющих актов. По словам Вадима Логинова, «это адаптированные аналоги американских IRA, британских ISA, японских NISA». Счета можно будет открывать у брокеров или управляющих. В качестве стимула в России предполагается предоставлять налоговый вычет с 400 тыс. руб. ежегодных взносов при условии соблюдения горизонта инвестирования в три года. Далее деньги можно будет размещать на банковский депозит, в паевой фонд или другой консервативный инвестиционный продукт (например, с защитой капитала), что вполне может заинтересовать широкий круг будущих пенсионеров. По оценке господина Логинова, это выгодно отличает ИИС от механизма государственного софинансирования пенсий. «Даже при условной стопроцентной доходности люди не готовы отдавать деньги в ПФР с потерей контроля и возможности распоряжения ими»,— считает эксперт.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Тем не менее в настоящее время формирование дополнительной пенсии происходит с участием НПФ. До 2013 года клиентами НПФ в части накопительной пенсии стали 20 млн граждан, а по итогам переходной кампании 2013 года из ПФР в НПФ решили перейти 8,5 млн человек. Но сами участники пенсионного рынка признают: столь быстрый рост клиентской базы — не следствие желания граждан перевести свои средства в НПФ, а плоды активной работы агентов. Тем, кто все-таки планирует осмысленно подойти к выбору НПФ для перевода накоплений или собирается сам копить на пенсию, эксперты рекомендуют обратить внимание на несколько индикаторов.

В первую очередь они выделяют рейтинг надежности фонда, например, от рейтингового агентства «Эксперт РА» или Национального рейтингового агентства. «Российские рейтинговые агентства ответственно подходят к присуждению рейтинга и рассматривают не только отдельные показатели фонда, но и то, как они в совокупности влияют на устойчивость фонда»,— поясняет гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.

Во вторую очередь эксперты обращают внимание потенциальных клиентов НПФ на размер его активов, так называемый размер собственного имущества. Чем он больше, тем фонд надежнее, уверены эксперты. Кроме того, следует посмотреть на размер страхового резерва. «Сейчас он формируется только по активам НПО, но с 2015 года будет также формироваться и по пенсионным накоплениям; он должен составлять не менее 5% от активов. Те НПФ, которые имели страховой резерв на уровне 25% и более, смогли безболезненно покрыть убытки 2008 года»,— говорит Сергей Околеснов.

Как стало известно РБК daily, ряд негосударственных пенсионных фондов, таких как НПФ Сбербанка, НПФ «Промагрофонд», Европейский пенсионный фонд и НПФ «Сберегательный», снова привлекают клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). «Индустрия НПФ начинает оживать после пережитого шока от принятия пакета пенсионных законопроектов в авральном режиме», — считает глава НПФ из топ-10.

По словам президента НПФ Сбербанка Галины Морозовой, фонд приступил к заключению договоров ОПС еще не во всех регионах. «Новые правила требуют изменения программного обеспечения и переобучения персонала», — поясняет она. В начале года ряд фондов, включая НПФ Сбербанка, объявили о том, что приостановили процесс заключения договоров по ОПС.

Оживлению рынка помогли пенсионные агенты, через которые НПФ привлекают до 80% клиентов. По оценке «Эксперт РА», их более 100 тыс. по всей стране. Из-за отмены трансферагентских соглашений (заявление о переводе накопительной части в фонд теперь нужно подавать в ПФР) и заморозки накопительных счетов в НПФ агенты фактически остались без работы, что заставило их придумать новую схему по привлечению клиентов.

Представители других фондов скептически относятся к инициативе конкурентов продолжать привлечение клиентов через агентские сети. «Несмотря на все усилия, застрахованный все равно может не дойти до ПФР», — говорит один из них. Несколько представителей НПФ из топ-10 рассказали, что, по их подсчетам, только 10—20 человек из 1 тыс. проходят всю процедуру до конца.

Средства, получаемые НПФ в рамках обязательного пенсионного обеспечения, были основным каналом поступлений в последние годы. За два года — с октября 2011 года по сентябрь 2013-го — пенсионные накопления НПФ увеличились на 646 млрд руб., тогда как пенсионные резервы (добровольные накопления) — только на 130 млрд руб.

Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного.

Основным отличием негосударственного пенсионного фонда от государственного является то, что Пенсионный Фонд РФ не осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (страховщика).

Что касается деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, то алгоритм действий НПФ аналогичен действиям ПФР. Отличие же в том, что ПФР передает пенсионные накопления для управления только одной Государственной управляющей компании, которая вкладывает их в основном в государственные ценные бумаги. НПФ работают, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Более того, в процессе работы они могут производить замены управляющих компаний на основании итогов деятельности за определенный период.

Так, НПФ может сотрудничатьс несколькими управляющими компаниями.

Основными преимуществами негосударственных пенсионных фондов по сравнению с государственным Пенсионным фондом являются следующие:

  • более высокая доходность — в 2-3 раза выше, чем в Пенсионном фонде Российской Федерации. Доходность Пенсионного фонда Российской Федерации составляет порядка 5-7 процентов годовых — ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что государственная управляющая компания, которой является «ВнешЭкономБанк», инвестирует пенсионные деньги исключительно в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Надежность этих инструментов — высокая, но при этом у них низкая доходность. В негосударственных пенсионных фондах же доходность составляет порядка 15-20% годовых — выше уровня инфляции;
  • возможность в любой момент узнать состояние своего счета. Некоторые фонды предоставляют такую информацию через Интернет;
  • возможность выбора способа получения своих накоплений, в Пенсионном фонде Российской Федерации такого выбора нет;
  • право наследования. В Пенсионном фонде Российской Федерации, если человек не доживает до пенсии, его накопления забирает государство. В негосударственных пенсионных фондах, если человек не доживает до пенсии, его накопления наследуются детьми и супругой (супругом) или еще кем-либо, кого человек указал в правопреемниках при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом.

Негосударственные пенсионные фонды в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющими инвестиции в ценные бумаги. Негосударственные пенсионные фонды выполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым для удовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем.

Для российского бизнеса необходимость негосударственных пенсионных фондов становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение — это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников. Негосударственные пенсионные фонды, как и любые другие организации, в своей деятельности подвержены различным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на ряд трудностей и проблем, будут жить и развиваться, поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам негосударственных пенсионных фондов — вопрос времени и доверия.


Страницы:   1   2   3