Заявка на расчет
Меню Услуги

Профилактика девиантного поведения подростков в организации культурно-досуговой деятельности социального педагога

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Анализ форм девиаций подростков

1.2 Возрастные особенности развития подростков

Выводы разделу 1

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

2.1Формы и методы профилактической деятельности

2.2 Разработка тренинговой программы профилактики девиантного поведения подростков

Выводы к разделу 2

ВЫВОДЫ

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях населения. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше подростков вовлекается в уголовный бизнес.

На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается одной из острых проблем современного общества. Анализ ситуации дает право сказать, что происходит «омоложение» преступности несовершеннолетних: значительно увеличилась криминальная активность 14-15-летних подростков. По данным статистики, 16-17 – летними совершается до 62% всех преступлений [41].

Одной из причин подростковых правонарушений является отрицательное влияние внешкольной среды: незанятость свободного времени, негативное влияние СМИ, пропагандирующих культ физической силы и агрессии. Молодежь, которая оказывается объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые присущи обществу переходного периода. Сокращение системы учреждений досуга для несовершеннолетних приводит к незанятости свободного времени детей и подростков. Значительно ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, компьютерные игры, Интернет).

Все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом, определяет его положение в обществе.

Проблема девиантного поведения изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.

Проблему профилактики девиантного поведения исследовало много отечественных и зарубежных ученых. Учеными исследованы: социально-педагогические причины возникновения девиантного поведения несовершеннолетних (А. Безпалько, В. Оржеховская, Е. Костяшкин,
Г. Медведев), психологическую специфику правонарушений несовершеннолетних (В. Ковалев, В. Миллер, А Личко, Е. Змановская и др.), диагностику отклонений в поведении школьников (А. Кочетов, В. Обухов,
А. Белкин), профилактику девиантного поведения несовершеннолетних
(И. Козубовская, А. Яременко, А. Балакирева, А. Стойко).

Также значительную ценность представляют работы С. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции девиантного поведения.

Таким образом, остается нерешенной проблема необходимости выявления педагогических способностей культурно-досуговой деятельности в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Именно эта проблема и обусловила выбор темы нашей работы:«Профилактика девиантного поведения подростков в организации культурно-досуговой деятельности социального педагога».

Объект исследования:профессиональная деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

Предмет исследования:формы и методы профилактики девиантного поведения подростков.

Целью нашего исследования являетсянаучное обоснование эффективности профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Задачи нашего исследования:

  1. Дать характеристику различных форм девиаций подростков.
  2. Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
  3. Выявить формы и методы профилактической деятельности социального педагога в школе.
  4. Разработать и внедрить тренинговую программу профилактики девиантного поведения подростков с использованием средств культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза нашего исследованиязаключается в предположении, что эффективной профилактической деятельности социального педагога с девиантными подростками можно достичь при условии: использования средств культурно-досуговой деятельности, связанных с интересами подростков и направленных на развитие мотивационной сферы учащихся.

Методы исследования:теоретический анализ психолого-педагогическойлитературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

Экспериментальная база исследования.ГБОУ «Алчевской редней общеобразовательной школы» № 22.

Научная новизназаключается в совершенствовании профилактической деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения.

Практическое значениенашей работы заключается в возможности использования ее результатов социальными педагогами различных общеобразовательных учреждений, студентами специальностей «Социальная педагогика» и «Социальная работа».

Структура работы.Магистерская диссертация состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, общих выводов, списка использованных источников, приложений.

 

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Анализ форм девиаций подростков

 

Как отмечает А. Безпалько, среди исследователей нет единой точки зрения термина «девиантное поведение» [3, с. 95].

Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальным нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля личности над собственным поведением.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления девиантного поведения и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, незанятостью досуга, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

А. Капская считает, что девиантное поведение всегда связано с определенным несоответствием человеческих поступков, действий способов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам, стереотипам, ожиданиям, ценностям. При этом девиантное поведение может выступать средством достижения цели, как способ психологической разгрузки, как самоцель, удовлетворяющая потребности человека в самореализации и самоутверждении [47, c. 211].

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, которые содержат требования к поведению и обязанности членов этого общества. Норма – это явление группового сознания в виде представлений, которые принимает группа и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его [46, с. 213].

А. Краковский по признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного поведения делят на три группы:

–отклонения полезной ориентации – правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (кражи, грабежи, спекуляции, протекция);

–отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, пренебрежения к человеку; а именно, действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование);

–отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. Желание самоустраниться от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы. К последним автор относит злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение [19, с. 112].

С. Беличева классифицирует девиации:

–по направленности: позитивные (героизм), нейтральные (коллекционирование), негативные;

–за мотивацией: полезные и агрессивные;

–по масштабности проявления: индивидуальные, групповые;

–по ориентации: экстраверты (направленные на других людей), интроверты (направленные на себя: пьянство, суицид, наркомания);

–по форме проявления: хулиганство, агрессия, воровство, алкоголизм [2, с. 24].

А. Кочетов выделяет следующие уровни девиации (выраженность отклонений в поведении):

–докриминальный уровень – уровень поведения, когда человек еще не стал субъектом преступлений и социальные отклонения проявляются в виде мелких правонарушений, несоблюдения норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно полезного труда, злоупотребление алкоголем, немедицинского употребления наркотических, токсических средств, которые негативно влияют на психику;

–криминальный уровень – уровень поведения человека, когда социальные отклонения выражаются в преступных действиях, которые подлежат уголовной ответственности и рассматриваются органами следствия и суда.

Девиантность бывает:

–импульсивная – нарушения норм поведения, которые возникают неожиданно, непредсказуемо и в сравнительно короткий промежуток времени (агрессия, суицид);

–первичная – действия, которые позволяют делать вывод о наличии девиантного поведения;

–вторичная – поступки человека как ответ на определение девианта (высказывание американского социолога Э. Лемерта);

–субкультурная – поведение, которым человек отклоняется от норм окружающего общества путем попадания под влияние норм субкультуры [28, с. 87].

В результате анализа теоретической литературы мы обнаружили, что проявления девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, можно разделить на 3 группы:

  1. Делинквентный вид девиантного поведения – совокупность противоправных поступков и преступлений, которые не соответствуют формально зафиксированным социальным и юридическим нормам.
  2. Адиктивний вид девиантного поведения – поведение, которое обусловлено зависимостью от различных ложных страстей.

III. Психопатологический вид девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах – это проявления тех или иных психических нарушений и заболеваний [46, с. 215].

В отношении противоправного поведения подростков используются различные подходы. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие «делинквентное поведение происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином А. Змановская понимает противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях наказываются согласно статьям гражданского и уголовного кодексов. Личность, которая проявляет противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентая (делинквент). Это в основном психически и физически здоровый ученик с определенным негативным жизненным опытом, деформированным социально-этическими знаниями, нездоровыми привычками и потребностями, испорченный неправильным воспитанием или асоциальным влиянием определенной среды [18, с. 251].

В отличие от А. Змановской, А. Личко под делинквентным поведением понимает мелкие общественные действия, которые не приводят к уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и др. В. Ковалев не согласен с такой трактовкой делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным. Мы согласны с В. Ковалевым но, на наш взгляд, определение А. Змановской является более полным, поэтому в нашей работе мы будем опираться на него.

К противоправным действиям относятся проступки (проступки), правонарушения и преступления.

Среди типичных проступков выделяют сквернословие, систематическое нарушение дисциплины в школе, драки со сверстниками, бесчинства (например, бросание с балкона в прохожих разных предметов; звонки по телефону незнакомым лицам).

Правонарушение – это нарушение административных и правовых норм, которые проявляются через мелкие кражи, вымогательство, хулиганство.

Виды проступков несовершеннолетних:

–агрессивно-насильственное поведение (оскорбление других, драка, сквернословие и тому подобное);

–корыстное поведение (вымогательство, мелкие кражи, угон и тому подобное);

–бродяжничество.

Преступление – противоправное, общественно опасное деяние, которое классифицируется по определенным нормам уголовно-процессуального права (изнасилование, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений).

Психологи выделяют такие группы делинквентных лиц:

1) индивиды, которые совершают правонарушения под влиянием определенных обстоятельств или окружающих людей;

2) лица с достаточным уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям и правовым нормам;

3) люди, которые случайно совершают правонарушения;

4) лица, которые сознательно нарушают правовые нормы [6].

В свою очередь, такие ученые, как А. Долгова, Е. Горбатовская,
В. Шумилкин и др. среди подростков, совершивших правонарушения, выделяют следующие три типа:

  1. Последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта.
  2. Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являются инициаторами правонарушений.
  3. Ситуативный – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [27, с. 35]

А. Змановская в делинквентном поведении личности выделяет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов поведения личности, который отклоняется от нормы. Например, круг действий, которые признаются преступными, в разных государствах, в разное время отличается.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, потому что угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Главной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их выполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

В-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [18, с. 301].

Следующей формой девиаций несовершеннолетних, которую мы рассмотрим, является аддиктивное поведение.

Термин «аддиктивное поведение» был предложен американским исследователем В. Миллером и распространен для использования в отечественной наркологической практике С. Кулаковым и А. Личко. Эти ученые определили аддиктивное поведение, как поведение человека, для которого характерно стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния благодаря приему различных химических веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. В результате такого поведения человек существует в своеобразном «виртуальном» мире. Он не только не решает своих проблем, но и останавливается в личностном развитии, даже деградирует [55, с. 18].

Аддиктивное (зависимое) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, которые дифференцируют преимущественно по объекту аддикции. Исследователи различают три группы разновидностей аддиктивного поведения:

1) нехимические аддикции:

–патологическая склонность к азартным играм;

–компьютерная аддикция.

2) промежуточные формы аддикции:

–анорексия – отказ от еды;

–булемия – стремление к постоянному потреблению пищи.

3) химические аддикции (употребление и вдыхание психоактивных веществ):

–табакокурение;

–алкоголизм;

–наркомания;

–токсикомания.

Мы решили подробнее остановиться на химических аддикциях, так как они наиболее распространены в молодежной среде.

Табакокурение – это вдыхание дыма тлеющих, высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, трубок, кальяна. Наиболее важным компонентом табачного дыма является никотин, а также алкалоиды и гармин, которые в комбинации являются адиктивним стимулятором ЦНС и вызывают слабую эйфорию. Регулярное употребление никотина вызывает табачную зависимость.

Алкоголизм – болезнь, характеризующаяся патологической зависимостью от спиртного с постепенной социально-нравственной деградацией личности.

С каждым годом растет количество подростков, которые употребляют спиртные напитки [10, с 47].

Наркомания – болезненное психическое состояние, обусловленное хронической интоксикацией организма вследствие злоупотребления наркотическими средствами, которые отнесены к таким конвенцией ООН или Комитетом по контролю за наркотиками, и характеризуется психической и физической зависимостью от них [30, с. 45]. По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.

Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств. По
А. Личко, существуют разные уровни наркомании:

1) Однократное или редкое употребление наркотиков.

2) Многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости.

3) Наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений. Признаками неосознаваемого влечения могут быть: состояние неудовлетворенности при отсутствии наркотика, оживление в предвидении его приемки, разговоры на «наркотические» темы, не критическая положительная оценка соучастников наркотизации и неприязненные чувства к людям, которые препятствуют этому. Постепенно мысли о наркотике в сознании подростка занимают доминирующее место. Состояние наркотического опьянения становится для него наиболее желанным. Сфера влечений, чувств, перестраиваются, любые приятные переживания и ощущения теряют значимость в сравнении с действием наркотика. На этой стадии развития наркомании подросток теряет связи с позитивным социальным окружением, интерес к любимым ранее занятиям (спорт, музыка, развлечения), практически перестает учиться, часто прогуливает занятия. Постепенная утрата способности к сопереживанию, даже в отношении близких и ранее любимых людей.

4) Наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то, чтобы избежать мучений. Сейчас уже ощущения не только психического, но и физического комфорта достигается только при наличии наркотика в организме. Если действие наркотика прекращается, а очередной дозы нет, то возникает абстинентный синдром. Стремление к наркотику в состоянии абстиненции перебарывает все остальные желания, даже такие, как голод и жажда. Оно полностью подчиняет себе поведение индивида. Подросток в подобном состоянии думает только о наркотиках, он способен на все, чтобы как можно быстрее получить и принять наркотическое вещество.

На второй стадии наркомании полностью исчезает защитный рефлекс организма на передозировку, стабилизируется максимальный уровень переносимости наркотика. На этой стадии заболевания сопровождается физическими изменениями, которые свидетельствуют об интоксикации организма: общим истощением, изменением цвета кожного покрова; наблюдаются ломкость ногтей, выпадение волос, зубов, признаки раннего старения.

Наблюдаются также значительные изменения в психической сфере: снижение жизненной активности человека, интеллекта, памяти, окончательное угасание моральных чувств. Становится заметным полная потеря социальных и личных интересов, нарушаются связи с родными и близкими, привязанности угасают. Приобретение наркотика требует больших средств, которые, несмотря на потерю трудоспособности, сами не появляются. Это толкает наркомана на преступный путь.

Наркомания меняет характер человека, искажает его личность. Поведение наркомана становится обременительной для окружающих, особенно для родных и близких, поскольку они неприятны в общении, черствы, эгоистичны, видят в окружающих своих врагов.

5) На третьей стадии наркомании устойчивость к наркотику, наоборот, падает. Предыдущие дозы вызывают острое отравление. Состояние эйфории полностью отсутствует. Наблюдается выраженная нравственная и социальная деградация. Больной превращается в глубокого инвалида, его жизнь находится под постоянной угрозой смерти.

Редко кто из наркоманов доживает до третьей стадии. Большинство из них умирает гораздо раньше: от передозировки; заражения крови и других болезней, вызванных инфекцией, которая передается через нестерилизованный шприц с иглой; преступлений, в тюрьме во время драк и тому подобное. Многие наркоманы заканчивают жизнь самоубийством [29, с. 133-137].

Токсикомания – заболевание, вызванное психической и физической зависимостью вследствие употребления веществ, которые не включены в официальный список наркотиков, а также вдыханием паров веществ бытовой химии (клей, эфир, разбавители, аэрозоли) [32, с. 174].

Надо отметить, что зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасытное. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.

Различают два пути развития аддиктивного поведения подростков: полисубстантный и моносубстантный. При полисубстантном аддиктивном поведении подростки пробуют на себе действие различных веществ. Это этап так называемого поискового «полинаркотизма», когда принимаются много веществ. Постепенно подросток начинает оказывать предпочтение определенному химическому веществу, что означает переход к этапу фонового «полинаркотизма». При моносубстантном аддиктивном поведении подростки злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено доступностью определенного наркогенного средства.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Аддикция имеет начало (нередко невинный), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и завершение. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости [6].

Итак, аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или с кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Аддиктивное поведение – это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку опасно разрушает организм и личность.

Аддиктивная установка всегда приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни.

Остается рассмотреть психопатологический тип девиантного поведения несовершеннолетних. Он базируется на психологических симптомах и синдромах, которые являются проявлениями определенных психических расстройств и заболеваний. Среди наиболее типичных для детей и молодежи видов такого поведения ученые выделяют:

–аутоагресивное поведение;

–дисморфоманию;

–дромоманию;

–патологическую застенчивость.

Психолог Брукбэнк считает, что аутоагрессивное поведение проявляется в двух формах: самоубийстве (суициде) и самотравмировании (парасуицид). Самоубийство, суицид (от лат. «себя убивать») – это намеренное лишение себя жизни.

По мнению А. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и настоящим.

Различают еще следующие три типа суицидального поведения:

1) «аномичное», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;

2) «альтруистичное», который осуществляется ради блага других людей;

3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом вследствие неприемлемых индивидуумом социальных требований и норм поведения.

Суицидальным поведением являются внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями лишения себя жизни. Внутренние формы суицидального поведения включают: мысли, представления, переживания, тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. Суицидальные замыслы – это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству растет в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

К внешним формам проявления суицидального поведения относятся суицидальные попытки и завершенные суициды. Под суицидальной попыткой понимают целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, которое не закончилось смертью. Самоубийство рассматривается как процесс, включающий в себя:

–восприятие человеком значения жизни и смерти;

–отсутствие психологических и социальных ресурсов;

–семейные и физические обстоятельства.

Суицидальное поведение можно разделить на три фазы. Первая – это фаза размышлений, рождение сознательной идеи по осуществлению самоубийства. Со временем эти размышления выходят из-под контроля и становятся импульсивными, то есть, появляются спонтанно, вне воли человека. В первой фазе подросток становится замкнутым, не интересуется делами семьи, раздает друзьям дорогие ему вещи, внезапно меняет свои межличностные отношения, становится агрессивным, склонным к драке. Если к перечисленному прилагаются дополнительные стрессовые внешние факторы, наступает вторая фаза – фаза амбивалентности. Подросток может выражать конкретные угрозы или делиться своими намерениями с людьми ближайшего окружения. Но этот «крик о помощи» не всегда слышат и понимают. Для второй фазы характерны такие высказывания: «Я уже не буду долго с вами», «Скоро вы будете свободны», «Тебе не нужно будет обо мне заботиться». Дети, подростки чрезвычайно амбивалентные и если именно в течение этой фазы оказать им своевременную адекватную помощь, роковой ход событий можно прервать. Третья фаза суицида – фаза попытки [29].

Классификация мотивов суицидального поведения по В. Тихоненко основана на категории личностного смысла и состоит из мотивов:

  1. Протест, месть. Субъект пытается негативно повлиять на враждебную и агрессивную до него объективную составляющую конфликтной ситуации. Вербально это может выражаться во фразах: «Никто меня не понимает», «Все против меня», «Справедливости нет», «Нет сил бороться».
  2. Призыв. Вербальные показатели такого поведения: «Я никому не нужна», «За что вы меня так мучаете?».
  3. Суицидальные «уклонение». Возникают при угрозе личностного или биологическогоу существованию, которой противостоит высокая самоценность.
  4. «Самонаказание» происходит при внутреннем конфликте двух ролей: «Я-судья» и «Я-подсудимый».
  5. При самоубийстве «отказ», мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни [48, с. 357].

А. Моховиков выделил наиболее распространенные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних:

–переживания обиды, одиночества, отчужденности, невозможности быть понятыми другими;

–переживания потери родительской любви или неразделенной любви, ревность;

–переживания, связанные со смертью, разводом, насмешки, унижения, любовные неудачи, сексуальные эксцессы;

–чувство мести, протеста, желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации [47, с. 109].

Большинство суицидальных подростков (до 70%) обдумывают и осуществляют суицид в срок от 1 до 3 недель. Но подростковый возраст – период импульсивных действий. Поэтому иногда продолжительность всех трех фаз может быть короткой, даже равняться одному часу.

По дисморфомании – это патологическая уверенность в необходимости хирургической коррекции какой-либо части тела или органа с активным стремлением к исправлению мнимого дефекта.

Симптомы:

–мнимая полнота истощения себя строгими диетами, голодовками, тяжелыми физическими упражнениями;

–«безобразная» построение носа, ушей, глаз, желание исправить их хирургическим путем;

–«симптом зеркала» – человек старается подобрать такую позу, глядя в зеркало, чтобы скрыть свой «недостаток»;

–«симптом фотографии» – отказ делать фото, чтобы «не увековечивать уродства».

Эта форма психопатологического поведения наиболее типичная для подросткового возраста, имеет опасные последствия: увечья, самоубийство и др.

Дромомания как вид психопатологической поведения, характеризуется стремлением к бродяжничеству, побегами из дома, поездками в другие районы и города.

Что касается патологической застенчивости как формы психопатологического поведения, она характеризуется страхом перед общением, неспособностью действовать в незнакомой ситуации, страх перед незнакомыми людьми, отказ от знакомств, страх быть непринятым [46, с. 129].

Итак, мы определили, что такое девиантное поведение, предоставили характеристику ее основным видам, опираясь на концепции и теории разных авторов. А именно:

1) рассмотрели делинквентное поведение, в которой выделили такие формы проявления как проступки, правонарушения и преступления;

2) рассмотрели адиктивное поведение и детально описали химические аддикции (курение, алкоголизм, наркомания);

3) рассмотрели психопатологическое поведение и выделили такие формы ее проявления как аутоагрессивное поведение; дисморфоманичное поведение; дромомания и патологическая застенчивость.

 

1.2 Возрстные особенности развития подростков

 

В возрастной и педагогической психологии накоплен немалый опыт изучения психологии подростков. Такие отечественные ученые, как Л. Выготский, В. Бехтерев, П. Бельский, П. Блонский и др. рассматривали вопрос об отклонениях в поведении. Позже исследовали эту проблематику такие ученые-психологи, как Н. Алемаскин, К. Левин, Н. Боришевский, А. Краковский, Д. Леонтьев, Н. Максимова, С. Беличева, Г. Бочкарева, А. Глоточкин, Л. Зюбин и др., в педагогике этим вопросом занимались Г. Гуров, А. Кочетов, А. Мудрик, Т. Мальковская, И. Невский, В. Оржеховская др. [21].

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, то есть 5-9 классам современной школы. В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, на основании чего его еще называют тяжелым, критическим, переходным. Такая оценка обусловлена многими качественными изменениями, которые нередко связаны с коренной ломкой прежних позиций, особенностей активности, интересов и отношений ребенка. Происходят они за сравнительно короткое время, в основном бывают неожиданными и предоставляют процессу развития скачкообразного, бурного характера. Почти всегда эти изменения сопровождаются появлением у подростка субъективных трудностей. Усложняется и его воспитания, так как подросток не подчиняется эффективным относительно младшего школьника воздействиям взрослых, в разных формах проявляет непослушание, сопротивление и протест (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость) [13].

Подростковый возраст называют переходным потому, что в этот период происходит переход от детства к юности, от незрелости к зрелости. Эта особенность проявляется в физическом, умственном, моральном, социальном и духовном развитии личности.

По мнению К. Левина, подросток находится в положении маргинальной личности»: он уже вышел из детского возраста, но еще не стал взрослым [6].

Научными исследованиями И. Беха, Н. Боришевским, С. Максименко, Д. Колесовой, И. Мягковой, В. Татенка, Д. Фельдштейн и других, доказано, что подростковый возраст характеризуется переплетением противоречивых тенденций социального и личностного развития ребенка. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение интересов, а также протестный характер поведения подростков в отношении взрослых. С другой стороны, этот период отличается большим количеством положительных проявлений: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с ровесниками и взрослыми, значительно расширяется и существенно меняются сферы деятельности подростка, развивается ответственное отношение к себе и других людей. Главным в подростковом возрасте является выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [5].

Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральную сущность, социальную роль в коллективе, недостатки, эмоционально переживает и пытается завоевать уважение и доверие окружающих. На основе соотношения между уровнем притязаний и реальными успехами у подростка формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Не в меньшей степени она зависит также от оценки подростка окружающими людьми. У подростков обычно отмечаются завышенные самооценка и уровень притязаний, при условии плохих показателей в учебной, спортивной, общественной и других видах деятельности нередко приводит к аффективным реакциям, а иногда – к неуверенности в своих возможностях и даже возникновению устойчивых негативных качеств личности.

В подростковом возрасте возникают сложные межполовые взаимоотношения: проявления интереса к противоположному полу вызывают интерес ребенка и к самому себе, что служит толчком к самосовершенствованию. Чаще взаимоотношения между полами складываются неровно и, в определенной степени, конфликтно.

Формирование характера в подростковом возрасте происходит по-разному. В характере подростков могут сочетаться доброжелательность и жестокость, принципиальность и конформизм, коллективизм и индивидуализм и прочее, что обычно проявляется в акцентуации характера подростка и связано с социальными факторами – усложнением взаимоотношений с окружающими, а также биологическими изменениями нейроэндокринной перестройкой, которая составляет основу полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера ребенка в подростковом возрасте провоцирует возникновение напряжения, конфликтных взаимоотношений как в семье, так и в образовательно-воспитательном заведении. Нельзя не упомянуть вопрос о взаимоотношениях между подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе [2, с. 215].

Стоит добавить, что подростки «забияки», проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. У многих подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей, эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Но, в то же время, подростки очень ранимы и уязвимы. Подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д., что говорит о высокой физиологической энергии. Социальный педагог может направлять эту энергию в позитивное русло средствами культурно-досуговой деятельности. В противном случае, эта нерастраченная энергия может стать причиной поведения, которое отклоняется от нормы [12; 24].

Как отмечают В. Ротгенберг и С. Бондаренко, поведение подростков, отклоняющееся от нормы, включая немотивированные приступы жестокости, во многих случаях может быть «диким» проявлением неправильно ориентированной поисковой активности. В ходе психического, физического и полового созревания потребность в поиске очень острая, и если она неправильно ориентирована, то часто становится причиной девиантного поведения. Они считают, что неправильно ориентированная потребность в поиске может проявляться не только в немотивированной агрессивности и неожиданных антисоциальных поступках. По их мнению, и некоторые массовые молодежные движения (например, эмо, панки) имеют также в своей основе неудовлетворенную потребность в поиске[43].

Проблемы появления и перевоспитания педагогически запущенных детей беспокоили людей на протяжении всей истории общества. В наше время ученые применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии, которые накладывают своеобразный отпечаток на поведение, используют термины: «трудные подростки» (Л. Зюбин,
В. Степанов, Д. Фельдштейн и др.), к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «трудновоспитуемые» (Л. Выготский, А. Василькова); «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние (Л. Пожар); «дезадаптивные дети» (С. Биличева); дети «группы риска» (И. Невский). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет, порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении (асоциальные, ненормативные, противоправные, преступные поведения) (Е. Иванов, Л. Шипицина,
Г. Сафина) [7, c. 19]. На наш взгляд, более правомерным является использование обобщающего термина –«девиантное поведение».

Тяжелыми подростками считают группу неблагополучных детей от 10-11 до 14-15 лет, которые не имеют расстройств нервной системы, психики и не требуют специального режима и особых условий воспитания. Трудновоспитуемые подростки – это, по определению Л. Выготского, –«трудные дети в массовой школе», которых, по данным ученых, насчитывается больше половины от всего количества современных школьников. Такие ученики, переживая критические периоды своего развития, как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения [11].

Педагог и психолог В. Мясищев, выявляя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклонениями в поведении, перечисляет их более десятка: брезгливость к школе, вражда к учителю, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться общим правилам с демонстративным нарушением, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными виходками и др.

Отношения трудновоспитуемых школьников к обучению – один из существенных факторов, что способствует формированию личности в определенном направлении. Среди несовершеннолетних, совершивших правонарушение, большой процент составляют подростки, которые перестали посещать школу, подавляющее большинство из них плохо учится или не хочет учиться. Такие подростки-правонарушители отстают в своем умственном развитии, теряют перспективу, перестают переживать радость познания [22].

Довольно часто негативные проявления поведения говорят как о специальном средстве психологической защиты.

По мнению выдающихся психологов (И. Фрейд, А. Адлер,
А. Рубинштейн, И. Кон) подростковый возраст как кризисная стадия развития личности, предусматривает, что определенный подросток трудный как для себя, так и для других [39].

В. Кондрашенко обращает внимание на то, что нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм среди подростков – явление не исключительное. Подтверждением этому является то, что в СОШ – 50% подростков, которые попадают в психиатрические стационары, выявлены девиантные формы поведения.

Нарушения поведения у подростков могут носить очень разный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бродяжничество, и суицидальные проявления.

Сложность проблемы заключается в том, что трудно бывает ответить на вопрос, есть ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания. В исследовании подросткового возраста важно, по мнению Л. Выготского, выделить основное новообразование в психике подростка, выяснить социальную ситуацию его развития, которая в каждом возрасте предполагает неповторимую систему отношений ребенка и среды. А суть кризиса переходного возраста заключается в перестройке этой системы. Психологическое содержание подросткового кризиса связано с возникновением чувства взрослости, развитием самосознания, отношения к себе как к взрослой личности, своих новых возможностей и способностей. Подросткам свойственны стремление к идеалам, максимализм [11].

Следовательно, учитывая различные теории, можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных обстоятельств жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых. Решающая роль в его психическом развитии принадлежит прежде системе социальных отношений (отношений с окружающим миром). Биологический фактор влияет на подростка опосредованно – через социальные отношения с окружением.

В подростковом, как и в младшем школьном возрасте, основной социальной средой ребенка остается школа. Внешние условия развития тесно связаны с внутренними. На основе высшего, чем у младших школьников, уровня психического и личностного развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности подростка. На этом этапе у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, выражающийся в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений, общения со взрослыми и сверстниками, в освоении новых социальных функций. Все это, как отмечала Л. Божович, предопределяет новую позицию учащихся в отношении учителей, своеобразно эмансипирует их от непосредственного влияния взрослых, делает их более самостоятельными. Самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, по ее мнению, порожденная ролью в его жизни группе сверстников. Поэтому в учебно-воспитательной работе с подростками необходимо учитывать важность для их поведения и деятельности мнения сверстников.

Социальная ситуация развития подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями. Если эти отношения учитывают его потребности и возможности, выстраиваются на принципах взаимоуважения и доверия, подросток легко преодолевает трудности в обучении и общении, активно приобретает социальный опыт, утверждается в таких элементах социума, как школьный класс, группа сверстников и др.

Основным фактором развития подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение важных для него образцов поведения и ценностей, на построение отношений со взрослыми, ровесниками. Подростки включаются в различные виды общественно полезной деятельности, которые расширяют сферу их общения, возможности усвоения социальных ценностей, способствует формированию нравственных качеств личности.

Следовательно, для социальной ситуации развития подростка характерны переход в среднюю школу, изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями, расширение сферы социальной активности.

В этом возрасте подросток сталкивается со многими трудностями и не всегда при встрече с новой ситуацией может найти адаптивные способы ее решения.

Индивидуальные особенности трудновоспитуемого несовершеннолетнего полнее выражаются и проявляются в специфике направленности его потребностей, интересов, идеалов, мировоззрения. Наиболее выраженным отклонением от нормы в психологии трудновоспитуемого подростка являются его потребности. Материальные потребности очень часто преобладают над духовными. Для их удовлетворения используются средства, которые не всегда соответствуют нормам морали. Вследствие ослабленного контроля воспитанник попадает под власть негативных привычек и проявлений поведения (курение, влечение к употреблению алкоголя, кражи), что в конечном итоге приводит к деградации личности [5].

Л. Выготский считал, что новообразованием в подростковом возрасте является чувство взрослости, потребность в самоутверждении, потребность в межличностном общении, стремление к самостоятельности в поступках и действиях, формирование средств самовыражения, развитие самосознания, личностная рефлексия, появление полового влечения, формирование абстрактно-логического мышления и способность к проведению формально-логических операций.

Важнейшая психологическая особенность возраста – чувство взрослости, возникает в 11-12 лет и является началом подросткового возраста. Это центральное новообразование – новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами). Очень важно, чтобы это было замечено и принято друзьями, преподавателями, взрослыми [11].

Портрет подростка по Т. Драгуновой:

1) подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;

2) важно, чтобы форма его поведения была не детской;

3) ценность для подростка некоторой работы определяется ее взрослостью;

4) в любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем, его герой – человек активный, стремящийся к цели, преодолевает препятствия и выходит из них победителем;

5) склонность к мечтаниям и фантазирование, склонность рассказывать о своих реальных или вымышленных качествах;

6) возникновение «кодексов» (например общество);

7) возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых (обсуждение весьма непредвзято) [13, c. 79].

В педагогической деятельности очень важно знать мотивы негативных поступков подростка. Исследования М. Фицули убеждают, что чаще всего они допускаются из-за желания завоевать авторитет среди ровесников (21,5%), подражание более «опытных» педагогически запущенных учащихся (25,4%), озлобленность (10%), поиски приключений (9,6%), побудили их к такому поведению старше (5,4%), другие мотивы (5,6%), нет четких мотивов (22,4%) [49, c. 401].

Основу мировоззренческих взглядов и убеждений личности составляют знания об окружающей действительности, нормы права и морали, то есть ее интеллектуальный багаж. Для большинства этой категории детей характерна умственная пассивность, а в отдельных случаях и неразвитость. Отставание в умственном развитии проявляется не только в усвоении ими основ наук, но и в поведении. Недостаток такого развития препятствует анализ собственного поведения и прогнозирования его последствий. Отсутствие необходимых умений самостоятельного мышления, как отмечает Л. Зюбин, приводит к значительному внушению, податливости в различных случайных воздействиях. В отдельных трудновоспитуемых учащихся мировоззрение по своему смыслу правильное, но они им не руководствуются в своем поведении.

Специфическими особенностями характеризуются интересы несовершеннолетних. Они зависят от личного опыта, своеобразия духовного склада, который отражает их деятельность. Наблюдается повышенный интерес к деньгам как средства удовлетворения желаний, азартным играм, спиртному, сигаретам. Утилитарные интересы лишают таких несовершеннолетних перспективы развития, духовного роста, интеллектуального и нравственного совершенствования.

Черты характера проявляются в отношении к людям, фактам, событиям и тому подобное. Чем устойчивее и прочнее по своему содержанию сформированные личностью ранее черты, тем более она устойчива к соответствующим воздействиям. Здесь действует закономерность, присущая любой личности при отношении к внешним воздействиям. Человек «отбирает» из окружающей действительности, прежде всего то, что наиболее соответствует имеющимся у него представлениям, взглядам, убеждениям, ценностям. Именно поэтому одни и те же факты, явления, воздействия воспринимаются по-разному разными людьми [21].

М. Алемаскин выделяет такие негативные черты, характерные правонарушителям: лживость, грубость, слабая сила воли, лень, безответственность, агрессивность, неуравновешенность.

К характеру личности относятся и волевые качества. Они в основном связаны с действиями и поступками. Весьма характерным для таких лиц является отсутствие самоконтроля, выдержки, наличие подражания, упрямства, негативизма. Нередко несовершеннолетние не видят перспектив в своей жизни, равнодушны к будущему, живут сегодняшним днем или же остро переживают свое положение, ищут выход из него.

Важным фактором, который влияет на то, что подросток становится на путь правонарушений, является и его низкая общественная активность, и неблагополучное положение в коллективе школы. В результате длительной неудовлетворительной успеваемости в него складываются конфликтные отношения с классом, учителями и родителями. Такой ученик начинает самоутверждаться путем негативизма, курения и связей с подростками, ведет себя асоциально. Его ведущий мотив – завоевать определенное положение среди сверстников, получить высокую оценку товарищей. Притязания трудновоспитуемого противоречат реальным межличностным отношениям в коллективе класса. Тогда школа перестает быть для него основной сферой личного общения.

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции: предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки; резкая смена физического состояния, самочувствия; уязвимость; неадекватность реакций; конфликтность [1].

Д. Эльконин отмечал, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками (интимно-личностное общение). Очень важно не просто быть вместе, а главное – занимать положение среди них, удовлетворять их потребность в общении (лидер, признанный любимый товарищ, авторитет). Нарушение общения со сверстниками приводит к дезадаптации. Стремление подростков быть равноправными партнерами в общении со взрослыми (на равных). Если этого нет, начинается психологическое бунтарство.

Девиантное поведение подростков является результатом неблагополучных условий жизни и воспитания, особенностей личности подростка и конкретной психологической ситуации, в которой он находится [54].

Итак, подростковый возраст, характерный бурными биологическими и социальными проявлениями поведения, является одним из наиболее сложных периодов формирования растущей личности. К этому добавим, что обострение противоречий, которые сопровождают переломные периоды развития общества, неопределенность в жизни, отсутствие уверенности в будущем, способствуют росту отклонений в поведении несовершеннолетних: нигилизм, асоциальные и антигражданские проявления, частые крайние формы жестокости, агрессивности, употребления алкоголя, психотропных веществ.

Как свидетельствует практика работы современной школы, особую тревогу вызывают проявления девиантного поведения несовершеннолетних подросткового возраста, являются кризисными относительно психофизиологических изменений. Рост подростковой преступности опережает темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Ученый А. Краковский называет следующие возрастные особенности подростка:

–потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

–повышенная утомляемость;

–стремление иметь верного друга;

–стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

–повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

–отсутствие авторитета возраста;

–отвращение к необоснованным запретам;

–восприимчивость к промахам учителей;

–переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

–отсутствие адаптации к неудачам;

–отсутствие адаптации к положению «худшего»;

–тенденция предаваться мечтаниям;

–боязнь осквернения мечты;

–ярко выраженная эмоциональность;

–требовательность к соответствию слова делу;

–повышенный интерес к спорту;

–увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством [27, с. 63-64].

Таким образом, мы проанализировали различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно психолого-педагогической характеристики подростков с девиантным поведением. Мы определили, что подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. В этот период в личности подростка происходят сложные и противоречивые изменения физиологического и психического состояния, которые отражаются на его поведении.

 

Выводы к разделу 1

 

Мы проанализировали ряд теоретических материалов и определили, что девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальным нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушение процессов самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля личности над собственным поведением.

Опираясь на концепции и теории различных авторов, дали характеристику основным видам девиаций. А именно:

1) рассмотрели делинквентное поведение, в котором выделили такие формы проявления как проступки, правонарушения и преступления;

2) рассмотрели адиктивное поведение и детально описали химические аддикции (курение, алкоголизм, наркомания);

3) рассмотрели психопатологическое поведение и выделили такие формы ее проявления как аутоагресивное поведение; дисморфоманичное поведение; дромомания и патологическая застенчивость.

Также, рассмотрев различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно психолого-педагогической характеристики подростков, мы определили, что подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, которые отражаются на его поведении. Выделяют следующие наиболее типичные черты трудных подростков с отклонениями в поведении:

–брезгливость к школе;

–вражда к учителю;

–влечение к неорганизованному досугу;

–интереса к ярким впечатлениям улицы;

–склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами;

–неумение и нежелание подчиняться общим правилам с демонстративным их нарушением;

–дезорганизация общей работы;

–грубые, дерзкие и циничные поступки и др.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф