Скоро защита?
Меню Услуги

Профилактика девиантного поведения подростков в организации культурно-досуговой деятельности социального педагога. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.2 Разработка тренинговой программы профилактики девиантного поведения подростков

 

Прежде чем начать разработку тренинговой программы мы продиагностировали склонность подростков к девиантному поведению с помощью такой методики: «Методика диагностики склонности к поведению, которое отклоняется (СПВ). Н. Орел» (Приложение А). Она содержит 7 (для девушек 8) шкал:

  1. Шкала установки на социальную желательность;
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил;
  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению;
  4. Шкала склонности к самопричиняющего и саморазрушающего поведения;
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию;
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
  7. Шкала склонности к делинквентному поведению;
  8. Шкала принятия женской социальной роли [37, с. 362-370].

Методика проводилась в 8-м классе, в котором обучается 30 учеников. Результаты проведенной методики мы отразили в диаграмме.

Процентные показатели по шкалам

  1. Установка на социально-желательные ответы – L
  2. Склонность к преодолению норм и правил – НН
  3. Склонность к аддиктивному поведению – АП
  4. Склонность к самотравмирующему и саморазрушающему поведению– СП
  5. Склонность к агрессии и насилию – АН
  6. Волевой контроль эмоциональных реакций – КЕ
  7. Склонность к делинквентному поведению– ГП
  8. Принятие женской роли – ПЖР

Интерпретируя полученные результаты можно отметить, что 80% опрошенных имеют умеренные тенденции давать социально-желательные ответы; 20% опрашиваемых выявили тенденции демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, настороженность по отношению к ситуации обследования.

По шкале склонности к преодолению норм и правил 44% опрашиваемых продемонстрировали склонность подражать стереотипы и общепринятые нормы поведения; 41% – склонны к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению 45% испытуемых склонны к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния; у 10% опрашиваемых выраженная психологическая потребность в аддиктивных состояниях; в 45% опрашиваемых невыраженные выше перечисленные тенденции.

По шкале склонности к самопричиняющему и саморазрушающему поведению 79% опрашиваемых склонны к риску, выраженная потребность в острых ощущениях; у 21% – отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

По шкале склонности к агрессии и насилию у 75% опрашиваемых невыраженные агрессивные тенденции, неприемлемость насилия как средства решения проблем; 19% опрошенных проявили наличие агрессивных тенденций.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 63% проявляют слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, они склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, у них не сформирован волевой контроль своих потребностей и чувственных влечений. 37% опрашиваемых жестко контролируют любые поведенческие эмоциональные реакции чувственные влечения.

По склонности к делинквентного поведения 47% опрашиваемых склонны к делинквентной тенденции и низкому уровню социального контроля; 13% имеют высокую готовность к реализации делинквентного поведения; у 40% опрошенных невыраженные указанные тенденции.

По шкале принятия женской социальной роли в 65% опрошенных девушек адекватный уровень принятия женской социальной роли и имеют возможности реализовывать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы.

Таким образом мы определили, что в 8-м классе существуют подростки, которые имеют склонность к девиантному поведению. Поэтому мы считаем необходимым проведение профилактического тренинга с учениками этого класса.

Исходя из задач эксперимента, нами были определены следующие концептуальные принципы, которые будут положены нами в основу программы профилактики девиантного поведения среди подростков:

  1. Профилактику девиантного поведения мы рассматриваем как целостную педагогическую систему, нормальное функционирование каждого компонента которой поможет добиться положительного результата по профилактике девиантного поведения подростков.
  2. В основе разработанной нами программы профилактики девиантного поведения подростков лежат идеи активного использования средств культурно-досуговой деятельности.
  3. Профилактика девиантного поведения подростков должна быть направлена на формирование когнитивного (знания), мотивационного (желания) и операционного (умения) компонентов предотвращения девиантного поведения подростков, что является возможным при использовании тренинговых технологий.

Таким образом, опираясь на данные концептуальные положения, мы разработали тренинговую программу профилактики девиантного поведения среди подростков.

Цель программы: сформировать у подростков знания, желание и умение предотвращать девиантным проявлениям поведения.

Задачами программы являются:

–дать подросткам информацию о последствиях девиантного поведения;

–выработать у подростков навыки самоконтроля;

–расширить диапазон возможных способов поведения в различных ситуациях;

–акцентировать внимание участников занятий на формировании здорового образа жизни.

Целевой аудиторией данной программы являются подростки в возрасте от 13 до 14лет.

Структура тренинговой программы:

Упражнение

Ход проведения

Время

Вступление

Рассказать о целях и задачахтренинга. Мотивироватьнадальнейшуюработувгруппе.

Упражнения на развитие самоконтроля и саморегуляции

Игра «Земля и воздух»

Участники стоят в кругу. Один из игроков бросает вверх мяч и называет какое-нибудь слово, например, птица, насекомое и др. Если называется существо, которое передвигается по земле, надо поймать мяч, когда он отскочит от земли. Если называется существо, которое летает, мячик нужно поймать в воздухе. Тот, кто ошибся, выходит из круга.

Игра помогает тренировать выдержку и контроль импульсивности.

5 мин.

«Рисуем злость»

Участникам предлагается нарисовать на листах бумаги: а) свою злость так, как они ее представляют; б) портрет человека, к которому они испытывают злость и агрессию. А потом уничтожить рисунок, или сделать костер и сжечь собственную злость.

5 мин.

Ролевая игра «Как выразить обиду и недовольство»

Ведущий готовит листовки с наиболее типичными образами, характерными для подростков. Каждая открытка разрезается на 4 части, а на них записаны:

а) роль того, кто оскорбляет;

б) роль обиженного, который реагирует агрессивно;

в) роль обиженного, который реагирует неуверенно;

г) роль обиженного, который реагирует с чувством собственного достоинства.

Задача для участников: соединить части открыток в одно целое и разыграть сценку для всех. Каждая группа показывает различные типы реагирования на ту же самую ситуацию. После этого обсуждаются удачные и неудачные способы реагирования.

10 мин.

Как поднять плохое настроение: «Аукцион»

Подросткам предлагается аукцион способов, которые помогут поднять плохое настроение. Участники предлагают свои способы, а ведущий записывает их на доске. После этого происходит обсуждение.

5 мин.

Игра «Стоп! Подумай! Действуй!»

Ученики объединяются в группы по 3-4 участника. Для каждой группы предлагаются различные ситуации, которые связаны с какими-то реальными жизненными опасностями.

После того, как школьники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «Стоп!» на этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания ученика, которые могут возникнуть в такой ситуации. Участники обсуждают ситуацию и то волнение, которое она вызывает, и либо соглашаются с ними, поставил на листе «+» или отказываются поставил «-» и записывают свои.

Затем берется вторая карточка: «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции. Участники обсуждают, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и по желанию дописывают свои. После этого проводится совместное обсуждение.

15мин.

ІI. Упражнения на развитие правового поведения и негативное отношение к психоактивным веществам (ПАВ)

Информационное сообщение на тему: «Стоп, наркотик!»

Охарактеризовать основные группы наркотических веществ, не прибегая к детальному описанию и сделать основной акцент на последствиях их употребления (Приложение Б).

5 мин.

Упражнение «Правонарушители и полицейские»

Предлагается ситуация, когда подростки совершили правонарушение (например кражи) и полицейские их задержали. Первые объясняют причины совершения правонарушений. Вторые – последствия.

7 мин.

Упражнение «Мелкие нарушения в рисунках»

Участники группы объединяются в четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает задание проиллюстрировать типичные нарушения общепринятых норм школьной жизни учащимися школы. Во внимание можно брать итоговые отчеты дежурных по школе (на школьных линейках). Завершив работу, каждая группа презентует свой проект типовых нарушений». После презентации участникам подгрупп необходимо внести поправки в свои рисунки, чтобы предотвратить этим нарушение.

10 мин.

Информационное сообщение «Что надо знать о праве и законе»

Раскрывается сущность правовых отношений в обществе (Приложение В).

3 мин.

Ролевая игра «Дискотека»

Предлагается разыграть следующие ситуации на дискотеке:

Ситуация 1. К каждому по очереди подходит торговец или друг с наркотиками и предлагает«взбодриться». Задача участников–отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца–уговорить любыми способами.

Ситуация 2. Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, другие пытаются заставить его, говоря, что с ним не будут дружить, или угрожают физической расправой.

10 мин.

Мозговой штурм «Причины употребления ПАВ»

Предложить участникам определить те причины, которые они считают главными для возникновения влечения к наркотическим веществам. После этого происходит обсуждение.

7 мин.

Просмотр документального фильма «Услышь меня»

В фильме показывают подростков, которые совершили различные правонарушения или преступления и отбывают наказание. Они рассказывают о том, как они сожалеют о содеянном и как им плохо в неволе и все такое.

По желанию, после просмотра фильма, происходит обсуждение.

60-80 мин.

Социальная реклама на тему: «Алкоголь и наркотики разрушают человека»

Просмотр, обсуждение «необходимость профилактики употребления ПАВ путем СМИ».

Создание антирекламы ПАР.

Обмен впечатлениями.

20 мин.

ІІI. Формирование установок на здоровый образ жизни и организованный досуг

Мозговой штурм «Факторы, влияющие на здоровье»

Участникам предлагается определить те факторы, которые, по их мнению, наиболее влияют на здоровье. Все мнения записываются на доске. После этого происходит обсуждение.

7 мин.

Опросник на выявление интересов

Социальный педагог предлагает подросткам ответить на несколько вопросов с целью выявления их интересов. Что поможет в организации дальнейшей работы с ними.

5 мин.

Беседа «Как я провожу досуг»

Рассказать подросткам о досуг и его значение в их жизни. А также узнает о том, чем подростки желают заниматься в свободное время они имеют возможность этим заниматься.

30 мин.

Видеолекторий «Я и мое здоровье»

Социальный педагог проводит ряд взаимосвязанных упражнений и показывает видеоролики.

80 мин.

Итоги

Социальный педагог подводит итоги тренинга.

5 мин.

Внедрение разработанной нами программы профилактики девиантного поведения подростков длилось в течение 2-х месяцев на базе ГБОУ «Алчевской редней общеобразовательной школы» № 22 с подростками в возрасте от 13 до 14 лет. Занятия проводились один раз в неделю.

В самом начале внедрения программы профилактики девиантного поведения подростков нами было получено разрешение от директора «Алчевской редней общеобразовательной школы» № 22 на проведение предложенной нами программы.

По логике, профилактическая работа с подростками началась с диагностирования их склонности к девиантному поведению, что в свою очередь позволило сделать реальный анализ проблемы профилактики девиантного поведения среди подростков. Диагностирование было осуществлено на первом занятии с помощью методики «Методика диагностики склонности к поведению, которое отклоняется (СПВ). Н. Орел», данные диагностирования было описано выше [37].

На первом занятии, во вступлении, мы познакомились с участниками и определили цель нашей встречи. А также составили правила, которых все придерживались во время занятий:

–обращаться друг к другу только по имени;

–активное участие в занятиях каждого участника тренинга. В группе не должно быть пассивных наблюдателей;

–«Здесь и сейчас». Важно, чтобы разбирались чувства, мысли и процессы,возникающие в группе в данный момент;

–правило искренности и открытости. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь возможность свободно выражать свои мысли;

–каждый участник должен говорить от своего имени, не обобщать;

–внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.

После того как все согласились с определенными правилами, мы провели ряд упражнений, которые были направлены на развитие самоконтроля и саморегуляции.

Первым упражнением тренинговой программы была игра «Земля и воздух», целью которой было тренировку выдержки и контроля импульсивности. Подростки с увлечением играли в эту игру. После ее проведения участники делились впечатлениями и оказалось, что в начале игры многим из них было трудно контролировать себя, но в процессе они смогли обуздать свою импульсивность.

Второе упражнение «Рисуем злость», которая проводилась с целью уничтожения ощущение злости и агрессии к другому человеку. Подростки рисовали свою злость на листах бумаги и затем, по команде педагога, одновременно уничтожали и выбрасывали в корзину для мусора. После «уничтожения злости» участники делились впечатлениями друг с другом и оказалось, что все они почувствовали некоторое облегчение, когда разорвали рисунок.

Третьим упражнением была ролевая игра «Как выразить обиду и недовольство». Участников поделили на 4 группы. Каждой группе раздали листовки с наиболее типичными образами, характерными для подростков. Каждая открытка разрезалась на 4 части, а на них были записаны:

а) роль того, кто оскорбляет;

б) роль обиженного, который реагирует агрессивно;

в) роль обиженного, который реагирует неуверенно;

г) роль обиженного, который реагирует с чувством собственного достоинства.

Участники соединили части открыток в одно целое и разыграли сценку для всех. Каждая группа показывала разные типы реагирования на ту же самую ситуацию. После чего мы обсудили удачные и неудачные способы реагирования на обиду. Подростки заинтересовались и принимали активное участие в игре.

Четвертое упражнение «Аукцион» было направлено на совместное нахождение способов поднятия плохого настроения. Каждый из участников предлагал по несколько средств преодоления плохого настроения, все варианты записывались на доске. После обсуждения были приняты лучшие из них.

Пятое упражнение–игра «Стоп! Подумай! Действуй!». Учеников объединили в группы по 4-5 человек. Каждая группа получила описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы предлагались разные ситуации, но все они были связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретиться в жизни школьника. Например: старшие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики, нашли гранату и прочее.

После ознакомления с ситуацией школьники принимали первую карточку: «Стоп!», на которой раскрывались волнения, ощущения, желания ученика, которые могут возникнуть в такой ситуации. Участники обсуждали ситуацию и то волнение, которое она вызывает, и либо соглашались с ними, поставил на листе «+» или отказывались поставил «-» и записывали свои.

Потом брали вторую карточку: «Подумай!» На которой были записаны три возможные реакции. Участники обсуждали, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и по желанию дописывали свои. После этого проводилось совместное обсуждение.

Ведущий выделял конструктивные решения и обратил внимание участников на значимость 3-х предложенных этапов. «Стоп!», «Подумай!», «Действуй!». Чтобы избежать неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.

Следующие 8 упражнений (с 6-й по 13-ю) были направлены на развитие правового поведения и негативное отношение к психоактивным веществам (ПАВ).

Шестым упражнением было информационное сообщение на тему: «Стоп, наркотик!». С помощью учащихся нами были раскрыты основные группы наркотических веществ:

1) гипнотические средства: алкоголь (этиловый спирт) – включает такие напитки: пиво, вино, ликеры, водку, коньяк и др.; натуральные (опий, экстрагированный опий, морфин и тому подобное); полусинтетические (героин, гидроморфин и тому подобное) и синтетические (метадон, мепередин т.д) средства на опиумной основе; снотворные лекарства (барбитураты, уреиди: барбамил, нембутал, фанадорм, ноксирон); успокаивающие лекарства (транквилизаторы: радедорм, сибазон, седуксен, реланиум, диазепам и др).

2) стимулируя средства: амфетамины: фенамин, препараты из коки – кокаин (порошок, паста), крэк (синтетический кокаин), наркотики группы «экстази», эфедрин; кофеин (кофе, чай) и тому подобное.

3) галлюциногенные средства: препараты каннабиса (марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, псилобицин, амфетамины); ингалянты (бензин, краски, ацетон, клеи, аэрозоли и тому подобное).

4) неидентифицированные средства: наркотические вещества избирательного действия: табак, некоторые из ингалянтов и тому подобное.

Мы определили их влияние на организм человека при однократном и длительном употреблениях, подробнее остановились на последствиях, к которым приводят наркотики.

Седьмым мы провели упражнение «Правонарушители и полицейские». Участники разыгрывали ситуацию, когда полицейские задержали подростков, которые совершили правонарушения. Где подростки приводили причины совершения ими правонарушения, а полицейские – разъясняли последствия их поступка.

Восьмое упражнение–«Мелкие нарушения в рисунках». Всех участников поделили на четыре группы. Каждая группа нарисовала типичные нарушения общепринятых норм школьной жизни учащимися школы. Во внимание они брали итоговые отчеты дежурных по школе. Завершив работу, каждая группа презентовала свой проект типовых нарушений».

Девятая упражнение – информационное сообщение «Что надо знать о праве и законе». Участникам предоставлялась информация о том, что каждый человек имеет свое место в системе правовых и социальных норм, что каждый решает сам, какое место он будет занимать в этой системе.

Десятым упражнением стала ролевая игра «Дискотека», где участникам предлагалось разыграть одну из ситуаций, когда на дискотеке им предлагали попробовать наркотические вещества. Одни должны были уговорить или заставить принять наркотик, а другие – отказываться.

Одиннадцатое упражнение–мозговой штурм «Причины употребления ПАВ».

Участники разбились на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывала плакат «Причины употребления ПАВ» и представила его группе. Полученные результаты обсуждались. Ведущий вливал в контекст игры достоверную информацию о ПАВ и своим примером задавал тон открытого, серьезного обсуждения этой проблемы.

Двенадцатым упражнением был просмотр документального фильма «Услышь меня». В фильме показывали подростков, которые совершили различные правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и отбывают наказание. Они рассказывали о том, как они сожалеют о содеянном и как им плохо в неволе и все такое. На большинство подростков фильм составил очень большое впечатление. Было видно, что после его просмотра они серьезно задумались.

Тринадцатое упражнение–социальная реклама на тему: «Алкоголь и наркотики разрушают человека». Участникам сначала предлагалось пересмотреть социальную рекламу и обсудить ее, а затем создать свою антирекламу ПАР.

Следующий блок упражнений (с 14 по 17) был направлен на формирование установок на здоровый образ жизни и организованный досуг.

Четырнадцатым упражнением стал мозговой штурм «Факторы, влияющие на здоровье». Участников поделили на две группы. Каждая из групп методом мозгового штурма выделили те факторы, которые по их мнению влияют на здоровье человека, а затем представила свои соображения по этому вопросу другой группе. После того, как выступили обе группы, состоялось обсуждение и выделение, из представленных факторов, основных.

Пятнадцатое упражнение–опросник «Интересы». Мы провели этот опросник и обнаружили некоторые интересы подростков.

Шестнадцатым упражнением стала беседа «Как я провожу досуг». Мы рассказали подросткам о досуг и его значение в жизни человека. А также узнали о том, чем они занимаются в свободное время и нравится ли им это.

На последнем, семнадцатом занятии, мы провели видеолекторий «Я и мое здоровье». Который состоял из 15 взаимосвязанных упражнений и видеороликов, направленных на формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни.

В конце нашей встречи состоялось подведение итогов профилактической тренинговой программы. Ученики выразили свое отношение к тренингу и поделились своими впечатлениями, которые произвели на них наши занятия.

Данная тренинговая программа проводилась на протяжении 8 занятий (по несколько упражнений на каждом). Занятия проводились во время воспитательного часа, один раз в неделю. Все учащиеся 8 класса принимали активное участие в профилактическом тренинге, с интересом воспринимали новую информацию и охотно делились своими знаниями по тому или иному вопросу.

 

Выводы к разделу 2

 

Анализируя профилактическую деятельность социального педагога школы, мы определили, что наиболее распространенными методами профилактики девиантного поведения подростков являются: среди диагностических методов: наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальная и групповая беседа; среди методов направленных на исправление поведения личности, имеющей отклонения: метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера, убеждение, ограничение, переучивание, поощрение и наказание, соревнование, позитивной перспективы и другие. А также, с целью профилактики девиантного поведения, социальный педагог школы, посредством: лекций, дискуссий, диспутов, ролевых игр, видеолекториев, тематических воспитательных часов и других форм культурно-досуговой деятельности, организует свободное время подростков.

Учитывая формы и методы, которые уже применялись социальным педагогом в профилактике девиантного поведения и оказались эффективными, мы разработали тренинговую программу профилактики девиантного поведения подростков. В основу которой положили активное использование таких культурно-досуговых средств как: игра, ролевая игра, беседа, рисование на заданную тему и мозговой штурм.

Разработана тренинговая программа состояла из 8 встреч (по несколько упражнений на каждой) и проводилась на протяжении 2-х месяцев. Занятия проходили один раз в неделю, продолжительностью от 30 до 80 минут. За период внедрения тренинга у нас не возникло никаких проблем. Все учащиеся 8 класса принимали активное участие в профилактическом тренинге, с интересом воспринимали новую информацию и охотно делились своими знаниями по тому или иному вопросу.

В результате эксперимента у участников были расширены знания о поведения, о психоактивных веществах и последствиях их употребления, о способах контролирования своих эмоций, а также сформировано понимание ответственности за собственное поведение и мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, можно отметить, что определенную нами цель эксперимента по внедрению программы профилактики девиантного поведения подростков было достигнуто.

 

ВЫВОДЫ

 

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать основные выводы:

1) Девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие социальным нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля личности над собственным поведением.

К основным видам девиантного поведения относятся:

–делинквентное поведение, которое имеет такие формы проявления как проступки, правонарушения и преступления;

–аддиктивное поведение, которое имеет нехимические формы аддикции (патологическая склонность к азартным играм, компьютерная аддикция), промежуточные формы аддикции (анорексия и булемия); химические формы аддикции (курение, алкоголизм, наркомания);

–психопатологическая поведение, которое проявляется в таких как аутоагресивна поведение, дисморфоманічна поведение, дромомания и патологическая застенчивость.

2) Рассмотрев различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно психолого-педагогической характеристики подростков, мы определили, что подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, которые отражаются на ее поведении. Выделяют следующие наиболее типичные черты трудных подростков с отклонениями в поведении:

–брезгливость к школе;

–вражда к учителю;

–влечение к неорганизованному досугу;

–интереса к ярким впечатлениям улицы;

–склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами;

–неумение и нежелание подчиняться общим правилам с демонстративным их нарушения;

–дезорганизация общей работы;

–грубые, дерзкие и циничные выходки и др.

3) Анализируя деятельность социального педагога школы по профилактике девиантного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности, мы определили, что под организацией культурно-досуговой деятельности понимают наполнение свободного времени подростков содержанием, что особенно способствует формированию у них духовности, национального сознания, общечеловеческих качеств, творческих способностей и предотвращает проявления девиантного поведения.

Среди самых распространенных методов профилактики девиантного поведения подростков оказались: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера, убеждение, ограничение, переучивание, поощрение и наказание, соревнование, позитивной перспективы и другие. Наиболее распространенными формами культурно-досуговой деятельности, с помощью которых социальный педагог школы осуществляет профилактическое воздействие на девиантных подростков являются: лекция, дискуссия, диспут, ролевая игра, видеолектории, тематические воспитательные часы и другие.

4) Учитывая формы и методы, которые уже применялись социальным педагогом в профилактике девиантного поведения и оказались эффективными, мы разработали тренинговую программу профилактики девиантного поведения подростков. В основу которой положили активное использование таких культурно-досуговых средств как: игра, ролевая игра, беседа, рисование на заданную тему и мозговой штурм.

Разработанная тренинговая программа состояла из 18 упражнений (по несколько упражнений на каждой) и проводилась на протяжении 2-х месяцев. За период внедрения программы у нас не возникло никаких проблем. Все учащиеся 8 класса принимали активное участие в профилактическом тренинге, с интересом воспринимали новую информацию и охотно делились своими знаниями по тому или иному вопросу.

5) В результате эксперимента у участников были расширены знания о поведении, о психоактивных веществах и последствиях их употреблении, о способах контролирования своих эмоций, а также сформировано понимание ответственности за собственное поведение и мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, можно отметить, что определенную нами цель эксперимента по внедрению программы профилактики девиантного поведения подростков было достигнуто.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алемаскин М. Воспитательная работа с подростками / Михаил Алемаскин. – М., 1979.
  2. Беличева С. Сложный мир подростка / Светлана Беличева. – М.: Наука, 2004. – с. 24, с.112.
  3. БезпалькоО. Соціальна педагогіка в схемах і таблицях. Навчальний посібник / Ольга Безпалько–К.: Центр навчальної літератури, 2003.–С.93-119.
  4. Бобнева М. Социальные нормы и регуляция поведения / Маргарита Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
  5. Божович Л. Этапы формирования личности в онтогенезе / Лидия Божович // Вопросы психологии 1979 № 4. – С. 23-34.
  6. Бондарчук О.Психологія девіантної поведінки: Курс лекцій / ОксанаБондарчук – К., 2006.–88с.
  7. Братусь Б. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Борис Братусь – М., 1984.
  8. Валицкас Г.К. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 45-54.
  9. Василькова Ю. Методика и опыт работы социального педагога / Юлия Василькова – М., 2001.
  10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  11. Выготский Л. Психология подростка / Лев Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. т. 5 Трудное детство.
  12. Гилинский Я. Некоторые проблемы отклоняющегося поведения / Яков Гилинский. – М.: Наука, 2001. – с. 37.
  13. Драгунова Т. Психологические особенности подростка / Татьяна Драгунова – Советская педагогика, 1972, с. 79.
  14. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности (Современные буржуазные теории). / Эмиль Дюркгейм. – М.: Издательство «Прогресс», 1966. – С. 39-44.
  15. Завацька Л. Технології професійної діяльності соціального педагога. Навчальний посібник для ВНЗ /ЛюдмилаЗавацька – К.: Видавничий Дім«Слово», 2008.–240 с.
  16. Зайцева З. Школа і важковиховувані підлітки / З. Зайцева.–К.: Знання, 2001.–с.78, с. 80, 82.
  17. Зверева І. Соціально-педагогічна робота з дітьми та молоддю в Україні: теорія і практика / Ірина Зверева. – К., 1998.
  18. Змановская Е. Девиантология / Елена Змановская. – М, 2003.
  19. Караковский В. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / Владимир Караковский. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.
  20. Кобзар Б. Запобігання відхилень у поведінці школярів / БорисКобзар.–К.: Знання, 2002.–56 с.
  21. Кобильченко В. Формування особистості як психолого-педагогічна проблема / Володимир Кобильченко. – К.: Либідь, 2001. – 341 с.
  22. Ковалев А.Г. Темперамент и характер / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий. Тексты.–М., 1982.
  23. Козубовська І. Рання профілактика противоправної поведінки неповнолітніх (психолого-педагогічний аспект): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. пед. наук / Ірина Козубовська . – К.: 1996. – 48 с.
  24. Клейберг Ю. Психология девиантного поведения / Юрий Клейберг // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 141-145.
  25. Кондрашенко В. Девиантное поведение у подростка / В. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 1988. –244 с.
  26. Краковский А. О подростках / Александр Краковский – М.: Просвещение, 1970. – 272 с.
  27. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Азалии Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. – 912 с.
  28. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
  29. Личко А. Психопатия и акцентуации характера у подростков / Андрей Личко – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
  30. Максимова Н.Виховна робота з соціально дезадаптованими школярами. Методичні рекомендації/ Наталья Максимова. –Київ, 1997.
  31. Мардахаев Л. Социальная педагогика: Учебник / Лев Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  32. Менделевич В. Психология девиантного поведения / Владимир Менделевич. – СПб.: Речь, 2005, – 445 с.
  33. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Роберт Мертон. – Москва: Директ-Медиа, 2007, с. 299-313.
  34. Методика освіти «Рівний– рівному» / [Н. Лещук, Н. Зимівець, Т. Авельцева та ін.] – К.: Міленіум, 2002. – 132 с.
  35. Мясищев В. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе / Владимир Мясищев. – Л., 1933.
  36. Невский И. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. / Иван Невский – М.: Педагогика, 1982. – 212 с.
  37. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002, – C. 362-370.
  38. Оржехівська В.Педагогічна профілактика девіантної поведінки неповнолітніх /Валентина Оржехівська. – К.:Знання, 2000. – 264 с.
  39. Прихожан А. Проблемы подросткового кризиса / Анна Прихожан. // Психологическая наука и образование – № 1 – 1997 – С. 82-87.
  40. Профілактика вживання психоактивних речовин. Матеріали для проведення освітньо-профілактичної роботи. Частина ІІ./ За заг. ред. К.С. Шендеровського, І.Є. Ткач.–К.:КМЦСССДМ, 2005.
  41. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1999.
  42. Пятунин В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие / Виталий Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – Ч. 1 : Основные формы девиантного поведения. – 110 с.
  43. Ротгенберг В. Мозг. Общение. Здоровье. / В.С. Ротгенберг, С.М. Бондаренко. – М.: 1989.
  44. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Лев Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  45. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. Минненур Галагузовой. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 416 с.
  46. Соціальна педагогіка. Підручник. / За ред. професора Али Капської. – К.; Центр навчальної літератури,2006. – 468 с.
  47. Суицидология: Прошлое и настоящее / под. ред. Александра Моховикова – М., 2001.
  48. Тютюн, алкоголь, наркотики вмолодіжному середовищі: вживання, залежність, ефективна профілактика / О.О. Яременко, О.М. Балакірєва, О.О.Стойко та ін.–К.: Державний інститут проблем сім’ї та молоді, Український ін-т соціальних досліджень, 2005.–Кн. 7. 1996 с.
  49. Фицула М. Педагогика: уч. пособ. / Микола Фицула.–3-е изд., стереотип.–К.: Академвыдав, 2009.–560 с.
  50. Харченко С.Я., Соціально-педагогічні технології: Навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів /С.Я. Харченко, Н.П. Краснова, Л.П. Харченко – Луганськ: Альма-матер, 2005. – 552 с.
  51. Черніговець Т.І. Дитяче дозвілля як предмет педагогічних студій //Оновлення змісту, форм та методів навчання і виховання в закладах освіти: Зб. наук. пр. РДГУ. – Рівне.: РДГУ, 2000.–Ч.2.–С. 75-78.
  52. Школата її роль у профілактиці алкоголізму та наркоманії серед дітей і підлітків. –К., 1998. – 34 с.
  53. Шишковец Т. Справочник социального педагога. 5-11 классы / Татьяна Шишковец. – М.: ВАКО., 2009. – 366 с.
  54. Эльконин Д. Возрастные особенности младших подростков / Даниил Эльконин. – М., 1967.
  55. Юрьева Л.Н., Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
  56. http://revolution.allbest.ru/culture/00067088_0html

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф