РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Формы и методы профилактической деятельности
Под профилактикой понимают научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов «группы риска», сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутренних потенциалов [45].
Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, создания условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно реализуются другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
В зависимости от различных причин и обстоятельств, которые могут вызвать социальные отклонения, надо выделить несколько типов профилактических мероприятий:
–нейтрализующие;
–компенсирующие;
–предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
–контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты [48].
Эффективность профилактических мероприятий определяется наличием следующих условий:
–направленность на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним ребенком необходимого опыта для решения проблем, которые постоянно возникают;
–вооружение ребенка новыми навыками, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье.
С концептуальных позиций в профилактических технологиях выделяют информационный, социально-профилактический, медико-биологический и социально-педагогический подходы [48].
По нашему мнению, следует рассмотреть социально-профилактическое и социально-педагогический подходы, потому что именно они используются социальным педагогом школы.
В основе социально-профилактического подхода является выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, которые создают различного рода негативные явления. Суть этого подхода заключается в системе социально-экономических, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретными социально-педагогическими учреждениями, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Социально-педагогический подход предполагает восстановление или коррекцию качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств.
Таким образом, социально-педагогическая профилактика представляет собой систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, способствующих проявлению различных видов его активности [52].
Такие ученые как А. Яременко, А. Балакирева, А. Стойко и др. считают, что осуществление профилактической работы в школе является прерогативой социального педагога в сотрудничестве с психологом, учителями, родителями, работниками социальных служб. Эта работа включает ряд компонентов: воспитание, коррекция девиантного поведения, проведения предупредительно-просветительской работы, первичной профилактики и вторичной профилактики. В свою очередь, первичная профилактика носит сугубо информационный характер и направлена на формирование в личности неприятия и категорического отказа от асоциальных стандартов поведения и негативных привычек. Вторичная профилактика ставит целью ограничения распространения отдельных негативных явлений, имеющих место в обществе. Исходя из этого, социально-педагогическая работа в рамках вторичной профилактики сосредотачивается в различных очагах помощи личности: специальная линия «Телефона доверия»; анонимные кабинеты тестирования на ВИЧ; мобильные консультационные пункты; социально-психологические тренинги; центры ресоциализации наркозависимой молодежи. Проводят эту работу учителя, социальные педагоги, специалисты-психиатры, психотерапевты, психологи, медицинские работники, сотрудники общественных организаций и волонтеры [48].
Каждая школьная профилактическая программа содержит в себе превентивные компоненты, через которые осуществляется воспитательное воздействие на ученика.
Профилактическая деятельность социального педагога с подростками девиантного поведения направлена на помощь в решении индивидуальных проблем каждого ребенка.
На сегодня существует множество разнообразных форм и методов организации культурно-досуговой деятельности, применяемых социальным педагогом с целью профилактики негативных привычек в детской и подростковой среде. И прежде чем дать определение понятиям метод, и форма и начать их рассмотрение, необходимо определить, что такое организация культурно-досуговой деятельности.
Под организацией культурно-досуговой деятельности подростков понимают управление их свободным временем путем создания условий, обеспечивающих свободный выбор действительно культурных форм и средств проведения свободного времени, соответственно их разносторонним интересам и потребностям; наполнение свободного времени подростков содержанием, что особенно способствует формированию у них духовности, национального сознания, общечеловеческих качеств, творческих способностей и предотвращает проявления девиантного поведения [51, c. 77].
Метод (от др.-греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Форма – это сочетание способа и средств организации процесса деятельности, которое обусловлено его содержанием [44].
Серьезным и важным направлением работы социально педагога с учащимися является диагностика (выявление категории подростков, склонных к девиантному поведению). Социальный педагог диагностирует признаки, которые свидетельствуют о стремлении подростков к правонарушениям, наркотикам или алкоголю. Это направление профилактической работы выполняется с помощью таких методов как: наблюдения (обнаружения чего-то необычного в поведении ученика); анкетирование, тестирование, анализ документации (медицинская карта, дневник, характеристика и др.), беседа и другие.
Беседа – это обсуждение с подростками различных проблем с целью выявления, формирования или коррекции их позиции по определенному вопросу. Беседы проводятся индивидуально или в небольших группах, в ходе которых подробно раскрываются последствия девиантного поведения. Во время бесед акцент делается на здоровом образе жизни.
Первая беседа с учеником имеет своей целью заставить его обдумать свое положение, вызвать желание преодолеть проблему, осознать ее негативные последствия. Работа с учащимся, склонным к девиантному поведению происходит по определенным правилам. Прежде всего социальный педагог создает атмосферу, в которой подросток будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Социальный педагог не развивает темы, которые не касаются дела; поясняет, что информация, которую он сообщит не будет использоваться против него. С ребенком он всегда откровенен, внимательно слушает, концентрируется на видимом поведении и реальных внешних обстоятельствах, избегает ролей следователя, священника, прокурора, директора, специалиста. Разговор с девиантным подростком включает такие вопросы: «Видишь ли ты проблему?»; «Что ты сам делаешь с этим?»; «Тебе нужна помощь?»; «Какую роль могут сыграть родители?».
Задача социального педагога заключается в определении границы своих возможностей, возможностей школы и родителей, уместности обращения к другим специалистам. На этом этапе решается вопрос о следующей встрече, беседе.
Помощь подростку за пределами школы предоставляется при условии его согласия. В другом случае социальный педагог просто консультируется со специалистом по поводу проблемы подростка.
Также, социальный педагог способствует расширению у школьников знания об окружающем мире; пониманию собственной человеческой сущности и определению своего места в обществе; обучению человека рационально использовать время, освободив место для размышлений и разумной оценки важности и значимости события, собственного поведения, личностного выбора; воспитанию умения личности правильно определять собственные возможности, владеть собой в любой ситуации; воспитанию у человека умение рационального выбора целесообразных путей решения сложных жизненных ситуаций социально взвешенными способами [40].
Важным методом профилактики девиантного поведения подростков является социально-педагогическая деятельность в условиях семьи, где происходит формирование культа здорового образа жизни, профилактика заболеваний и соблюдение гигиенических правил, в том числе психогигиены, культуры межсемейных взаимоотношений в повседневной жизни, физическая активность, закаливание организма, полноценное питание и предотвращение вредным привычкам – курению, алкоголизма. Важным вкладом в профилактику негативных привычек в детской среде является такая форма работы с родителями, как родительские собрания. Социальные педагоги оказывают методические рекомендации классным руководителям и сами выступают на родительских собраниях.
Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление поведения личности, имеющей отклонения:
1 группа – методы нарушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера.
Специфическим и спорным является метод «взрыва», который внедрял и описал А. Макаренко. «Взрыв» – это протест, требование, наказание, выдвинутое воспитателем или коллективом, которое имеет очень мощную эмоциональную окраску.
Метод «взрыва» предполагает воздействие педагога на воспитание средствами, которые являются противоположными тем, что воспитанники обычно ожидают от своего воспитателя. Это довольно специфический инструмент воздействия, который требует от воспитателя проявления особого мастерства. Этот метод можно применять с учетом таких факторов: в случае необходимости перевоспитания школьников; глубокого знания индивидуальных особенностей воспитанника; совершенного владения техникой применения такого метода; наличии здорового психологического климата в коллективе, в котором находится воспитанник.
Метод «реконструкции» характера подростка вмещает в себя следующие элементы педагогической деятельности:
–выявление положительных качеств подростка, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь, развивая, развивающие и углубляя их;
–прогнозирование положительного развития личности подростка на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;
–восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;
–видоизменение тех отрицательных качеств, которые подросток считает положительными, от которых не хочет отказываться;
–переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;
–восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные качества, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. Главным в данном методе является момент нахождения моральной точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и реабилитации подростка.
II группа – методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентация самосознания;
в) убеждения;
г) прогнозирования отрицательного поведения.
III группа – методы перестройки жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переобучение;
г) переключения;
д) регламентация образа жизни;
IV группа – методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
а) поощрение и наказание;
б) соревнование;
в) положительные перспективы [50, c. 137-138].
В последнее время все больше внимания во всем мире привлекает к себе метод арт-терапии. Она предусматривает не только оказание лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разнообразными заболеваниями, но и работу с правонарушителями, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями. В общеобразовательных учреждениях арт-терапевтическая работа носит профилактический или развивающий характер. В работе с подростками арт-терапия используется с психотерапевтической целью, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить существующие в ней нарушения поведения.
Подросткам иногда трудно вербализовать свои проблемы и переживания. Невербальная экспрессия, в том числе, изобразительная, для них более естественной. Поэтому арт-терапия представляет уникальную возможность для создания девиантными подростками продуктов творчества, помогают в дальнейшем осознании и обсуждении внутренних и внешних причин такого поведения. Мы считаем, что этот метод, в комплексе с другими целесообразно использовать в программе профилактики девиантного поведения подростков [56].
Что касается форм профилактики девиантного поведения подростков, то одной из самых распространенных и эффективных форм работы, которые достаточно часто используются на практике, остается лекционная работа. Лекция – это развернутое и организованное в доступной форме систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного эстетического содержания. Лекцию как форму профилактики девиантного поведения определяет убежденность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, живое слово социального педагога [48].
В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние на ребенка и все большее значение для него приобретают взаимоотношения с окружением, с формальной и неформальной группами. Поэтому основной акцент в профилактической деятельности социального педагога делается на работе с группой, которая включает в себя:
1) профилактику причин и последствий девиантного поведения. Формами профилактической работы являются:
–проведение групповых дискуссий – это коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью формирования групповой позитивной мысли. В ходе дискуссии происходит сопоставление мнений по обсуждаемой проблеме. Ее ценность заключается в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя дискуссии каждый участник получает возможность увидеть, насколько велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций. Дискуссия считается эффективным способом заверения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу;
–диспут (от лат. «мыслю», «спор») – это специально организованное представление информации, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Так в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения;
–проведение ролевых игр. Под ролевой игрой понимают групповую дискуссию, но «в лицах», где каждому из участников предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения человека в ситуации, которую предлагается разыграть. Остальные участники выступают как зрители-эксперты, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была правильной. Благодаря ролевой игре достигается развитие личности, навыков общения в коллективе.
2) преодоление социально-педагогической запущенности подростков.
3) антиалкогольное, антинаркотическое воспитание, формирование прочных установок на здоровый образ жизни посредством организации спортивных соревнований, поездок на природу, проведения недель и часов здоровья, выставок рисунков с поощрительными призами.
4) воспитательная, просветительская работа с педагогическим коллективом. В этом аспекте социальный педагог стремится, чтобы все учителя следовали здоровому, нравственному образу жизни.
5) посредническая работа, привлечение к профилактике родителей, социальных служб, полиции и др. Основными формами работы является проведение родительских собраний, организация встреч с работниками органов здравоохранения, правоохранительных органов, общественных организаций и прочее.
6) организация свободного времени ребенка, поскольку несодержательный досуг является причиной привлечения к алкоголизму, наркомании и правонарушениям. В данном случае предоставляется информация о деятельности кружков, секций, клубов, детских и молодежных организаций, чтобы подросток мог выбрать себе увлечение по интересам [41].
Но, на наш взгляд, предоставление информации не достаточно. Организация досуга школьников должна иметь более активный характер. Социальному педагогу необходимо помогать подросткам выявить их скрытые способности к тому или иному виду деятельности, заинтересовать и привлекать их к кружковой или клубной деятельности. Ведь кружковая работа способствует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию интереса к новому, стремление к успеху. А с помощью клубных объединений, которые функционируют на базе самоуправления, подростки могут заняться социально-полезной или культурно-досуговой деятельностью. Клубная деятельность способствует удовлетворению разносторонних интересов подростков и потребностей в повышении своей духовной культуры, формирует умение самостоятельно высказываться, отстаивать свои мысли, взгляды и чувства. Именно поэтому организация досуга подростков имеет важную роль в профилактике девиантного поведения.
Также необходимо выделить следующие формы профилактики девиантного поведения подростков, которые используются социальным педагогом в общеобразовательном учреждении:
–видеолектории;
–тематические воспитательные часы;
–встречи с подростками, которые избавились от вредных привычек;
–вечера вопросов и ответов;
–круглые столы;
–профилактические консультации;
–выпуск школьных средств информации;
–просмотр и обсуждение документальных фильмов;
–тематические выставки и конкурсы [25, с. 179].
Надо отметить, что работа социального педагога в школе является необходимым и важным компонентом школьной политики в области профилактической работы с подростками девиантного поведения. Эта работа будет иметь положительные результаты только при условии высокого профессионализма, ответственности социального педагога, также при условии разностороннего влияния на личность учащегося, совокупности таких форм и методов работы, которые будут воспитывать активную, самостоятельную личность, которая добровольно откажется от негативных форм поведения и будет стремиться развивать свои способности, реализовывать собственные возможности.
Анализируя деятельность социального педагога школы по профилактике девиантного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности, мы определили, что под организацией культурно-досуговой деятельности понимают наполнение свободного времени подростков содержанием, что особенно способствует формированию у них духовности, национального сознания, общечеловеческих качеств, творческих способностей и предотвращает проявления девиантного поведения. Среди самых распространенных методов профилактики девиантного поведения подростков оказались: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера, убеждение, ограничение, переучивание, поощрение и наказание, соревнование, позитивной перспективы и другие. Наиболее распространенными формами культурно-досуговой деятельности, с помощью которых социальный педагог школы осуществляет профилактическое воздействие на девиантных подростков являются: лекция, дискуссия, диспут, ролевая игра, видеолектории, тематические воспитательные часы и другие.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф