Меню Услуги

Совершенствование программирования социально-экономического развития на региональном уровне в Краснодарском крае. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Конкретные инструменты и рекомендации по применению программно-целевого подхода содержатся в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, установленном постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 года №588.

В частности, он определяет, что при разработке государственных программ необходимо:

— дать характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития, представив основные показатели и проведя анализ социальных и финансово-экономических рисков;

— составить прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;

— сформировать прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

— оценить риски реализации государственной программы, в том числе, не достижения целевых показателей, а также дать описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации;

— представить обоснование набора подпрограмм;

— дать описание мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;

— обосновать необходимый объем финансовых ресурсов на реализацию государственной программы;

— представить методику оценки эффективности государственной программы;

— в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам – составить прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;

— в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов – дать обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;

— в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, публичных акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов – представить соответствующую информацию, включающую данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы;

— в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта – дать характеристику целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также дать сведения об их ресурсном обеспечении [33].

В законе Краснодарского края №384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края» кроме государственных программ предусмотрена также возможность разработки и реализации долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ.

При этом долгосрочная краевая целевая программа понимается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных межведомственных стратегических задач социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития края, а также развития внешнеэкономической деятельности.

А ведомственная целевая программа трактуется как комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи в области развития определенной сферы деятельности.

Рассматриваемый закон устанавливает, что на основе параметров прогноза социально-экономического развития края и с учетом определенной в стратегии социально-экономического развития системы целей и приоритетов социально-экономического развития высший исполнительный орган государственной власти края организует разработку программы социально-экономического развития Краснодарского края.

Программа социально-экономического развития Краснодарского края разрабатывается на среднесрочный период и состоит из следующих разделов: социально-экономическое положение и основные направления развития Краснодарского края; цели, задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий; механизм реализации программы; ресурсное обеспечение программы; оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации [34].

Высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края организует разработку государственных программ, исходя из прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края и приоритетов, сформулированных в стратегии и программе социально-экономического развития, с учетом возможностей финансового и ресурсного обеспечения.

Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, определенные в качестве координаторов государственных программ, перед внесением проектов государственных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы на утверждение высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края представляют их в Законодательное Собрание Краснодарского края.

По каждой государственной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.

Следует отметить, что государственными программами могут быть предусмотрены расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленные на достижение целей, соответствующих целям государственных программ Российской Федерации.

Ведомственные целевые программы разрабатываются исполнительными органами государственной власти Краснодарского края для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Краснодарского края в соответствующих сферах деятельности. Необходимо отметить, что высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края один раз в полугодие представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края отчет о ходе выполнения ведомственных целевых программ.

Правила принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Краснодарского края и оценки эффективности их реализации, а также контроле за их выполнением регламентируются соответствующим порядком, установленным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края №430.

В нем определено, что государственная программа разрабатывается и утверждается на срок не менее 6 лет, если государственная программа в целом не связана с реализацией мероприятий по участию в организации и проведении международных спортивных соревнований, осуществляемых в более короткие сроки, или если иное не установлено решением краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации Краснодарского края.

Государственная программа может включать подпрограммы, ведомственные целевые программы и основные мероприятия. Подпрограммой государственной программы является комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, направленных на решение отдельных целей и задач в рамках государственной программы [35].

Ведомственной целевой программой является утвержденный (планируемый к утверждению) комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств) на срок не более 3 лет, направленных на решение конкретной задачи в области развития соответствующей сферы деятельности (в том числе на исполнение нормативных правовых актов).

В непосредственной деятельности по применению программно-целевого подхода в крае задействованы следующие виды субъектов. Координатор государственной программы — ответственный исполнитель государственной программы, орган исполнительной власти Краснодарского края, являющийся ответственным за разработку и реализацию государственной программы, определенный таковым в соответствии с перечнем государственных программ Краснодарского края.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Координатор подпрограммы выступает как соисполнитель государственной программы, является органом исполнительной власти Краснодарского края, который отвечает за разработку и реализацию подпрограммы, определенный таковым в соответствии с Перечнем государственных программ.

В качестве участника государственной программы рассматривается орган исполнительной власти и иной главный распорядитель средств краевого бюджета, участвующий в реализации одного или нескольких мероприятий государственной программы (подпрограммы, основного мероприятия), не являющийся координатором государственной программы (подпрограммы), а также субъект бюджетного планирования ведомственных целевых программ, включенных в государственную программу, и государственное учреждение Краснодарского края, наделенное в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы. Следует подчеркнуть, что выбранная цель должна обладать следующими свойствами:

— специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);

— конкретность (не допускаются нечеткие формулировки, ведущие к произвольному или неоднозначному толкованию);

— измеримость (достижение цели можно проверить);

— достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);

— релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы).

Формулировка цели должна быть ясной, без использования специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы.

Задача государственной программы призвана определять результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели реализации государственной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

Целевые показатели должны количественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач государственной программы, а также: отражать специфику развития конкретной области, проблем и задач, на решение которых направлена реализация государственной программы; иметь количественное значение; непосредственно зависеть от решения задач и реализации государственной программы; включать показатели энергетической эффективности и энергосбережения, производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест (для государственных программ, направленных на развитие отраслей экономики).

Система целевых показателей должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в государственной программе. Целевые показатели подпрограмм и ведомственных целевых программ должны быть увязаны с целевыми показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы, и не могут их дублировать.

Следует обратить внимание, что в случае несоответствия значений целевых показателей государственной программы целевым значениям показателей, установленным в утвержденном правовым актом главы администрации Краснодарского края плане мероприятий («дорожной карте») при его наличии, а также при планировании сохранения текущих значений либо ухудшения значений целевых показателей в течение срока реализации государственной программы приводятся обоснование предлагаемых значений целевых показателей государственной программы и необходимые расчеты к нему.

Особое внимание в условиях динамично меняющейся среды необходимо уделять анализу рисков реализации государственной программы и описанию мер управления рисками. Это направление деятельности предполагает: идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы; качественную и количественную оценку факторов рисков; обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.

В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, на которые координатор государственной программы (подпрограммы) и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием в целях настоящего Порядка понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации государственной программы не менее чем на 10% от планового уровня.

В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы приводятся:

— меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);

— мероприятия подпрограмм государственной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;

— мероприятия по управлению реализацией государственной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию государственной программы.

2.2. Исследование программ социально-экономического развития Краснодарского края

Использование программно-целевого подхода к управлению развитием предполагает учет специфических условий конкретного региона, а также комплекса факторов, определяющих потенциал его развития.

Краснодарский край является приграничной территорией и выходом России к Черному морю, а через него — к важнейшим международным морским путям. Краснодарский край обеспечивает реализацию интересов России в зоне азово-черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества.

Основу экономической системы Краснодарского края закладывают промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы.

Необходимо подчеркнуть, что агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют стратегическое значение Краснодарского края в экономике страны [36].

Агропромышленный комплекс Краснодарского края призван содействовать обеспечению продовольственной безопасности страны, так как край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объемам производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, семян подсолнечника и меда, яиц, мяса скота и птицы, молока.

Уникальные для России природно климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, способствующего формированию позитивного имиджа страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом.

Несмотря на наличие положительных тенденций практически во всех сферах социально-экономической жизни Краснодарского края в 2010-2012 годах, сохранялся ряд проблем, способных замедлить социально-экономическое развитие и негативно повлиять на уровень жизни населения края. По итогам 2012 года в Краснодарском крае номинальная заработная плата все равно оставалась ниже величины аналогичного показателя по России. Мы считаем, что в значительной степени это было обусловлено высокой долей населения региона, занятого в низкопроизводительных отраслях.

Фактором, затруднявшим развитие, можно назвать и несоответствие уровня развития инфраструктуры региона (энергетической и транспортной) его потребностям. Высокий износ основных производственных фондов и электросетевого комплекса, недостаточная пропускная способность дорог и портов требовали увеличения инвестиций, в том числе и бюджетных.

Таким образом, был достаточно четко определен круг вопросов и проблем, решение которых требовало применения программно-целевого подхода. В первую очередь, это проявилось в разработке и реализации программы социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы. Основной целью программы стало повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста. Очевидно, что подобная формулировка цели достаточно стандартна и соответствует распространенной в последние годы в различных управленческих инструментах трактовке.

По мнению разработчиков, эффективная реализация программных мероприятий должна обеспечить достижение стратегической цели развития Краснодарского края за счет модернизации экономики, улучшения делового и инвестиционного климата Краснодарского края, институциональных преобразований, совершенствования механизмов государственного и муниципального управления и повышения качества человеческого потенциала.

С учетом того, что исследуемая программа является инструментом реализации приоритетов, предусмотренных стратегией социально-экономического развития Краснодарского края, она также содержит мероприятия, сгруппированные в 4 стратегических направления.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Первое стратегическое направление посвящено мероприятиям, ориентированным на кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.

Можно обратить внимание на то, что помимо достаточно традиционных мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, обновлению оборудования развитию данной сферы должно способствовать внедрение информационных технологий, в частности, единой системы удаленной записи на прием к врачу через Интернет; создание абонентских телемедицинских пунктов — к 2017 году 80% муниципальных медицинских учреждений и 100% краевых медицинских учреждений планируется подключить к таким пунктам; создание 29 консультационных телемедицинских центров к 2017 году [37].

Кроме того, неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности Краснодарского края и модернизации всех сфер жизнедеятельности региона названо обеспечение доступности к культурным ценностям и развитие культурного потенциала личности и общества.

В целом по данному направлению можно сделать вывод, что в ряде сфер указаны направления планируемых мероприятий, но не раскрыты механизмы их реализации. Расплывчатые формулировки средств и способов решения актуальных проблем могут существенно снижать эффективность реализации запланированных мероприятий.

Второе стратегическое направление рассматриваемой программы посвящено обеспечению высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, необходимой для формирования глобальных конкурентных преимуществ экономики Краснодарского края.

Достижение указанной цели требует усиления мер государственной поддержки отдельно взятых отраслей экономики, формирования высокоэффективной инфраструктуры, последовательной модернизации хозяйственного комплекса и усиления инвестиционной активности.

Мы считаем, что основное внимание было уделено мероприятиям, ориентированным на развитие строительного комплекса, транспортной инфраструктуры, агропромышленного комплекса и санаторно-курортного комплекса. Вместе с тем мероприятия по развитию машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности обозначены лишь в общих чертах. Это может свидетельствовать о том, какие отрасли, по мнению авторов программы, должны стать «точками роста» и обеспечить устойчивый экономический рост экономики Краснодарского края.

Рост промышленного производства планировали обеспечить за счет реализации мероприятий, направленных на сохранение и развитие научно-технического потенциала, поддержку кубанских товаропроизводителей в соответствии с законодательством, стимулирование создания новых производств и модернизации действующих, осуществляющих разработку и внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий.

Третье стратегическое направление включает мероприятия, направленные на формирование потенциала опережающего развитие края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества. По нашему мнению, акцент здесь ставится на создание привлекательного образа Краснодарского края и продвижение его интересов во внешней по отношению к региону среде. Для обеспечения этого было предусмотрено:

— формирование единой имиджевой политики Краснодарского края, реализация которой включает создание и продвижение региональных брендов, информационную поддержку средств массовой информации с целью создания привлекательного образа региона и продвижения его интересов на внешних рынках товаров, услуг и капиталов;

— привлечение региональных производителей к участию в специализированных выставках за рубежом;

— инициирование и координация продвижения образа Краснодарского края и товаров кубанских производителей.

Необходимо обратить внимание на то, что в рамках данного направления значительную роль должно играть совершенствование и развитие экологической политики как инструмента обеспечения устойчивого развития Краснодарского края и достижению высокого качества жизни его населения. В течение всего срока реализации исследуемой программы предусмотрена реализация мероприятий по сохранению биологического разнообразия, охране и развитию особо охраняемых природных территорий Кубани.

Неэффективность существующих систем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера и реагирования на них обусловила включение в программу мероприятий, направленных на их совершенствование. Они должны существенно повысить охват населения и организаций новыми техническими средствами оповещения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций для сокращения ущерба о них.

Четвертое стратегическое направление исследуемой программы направлено на повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования. Мы считаем, что с учетом значимости этих инструментов управления можно сказать, что от эффективности реализации мероприятий данного направления во многом зависит как успешность выполнения предусмотренных рассматриваемой программой мероприятий, так и социально-экономическое развитие Краснодарского края в целом.

Основными инструментами территориального развития названы генеральные планы поселений и городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов. Их разработка должна способствовать совершенствованию системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также проведению мероприятий, направленных на осуществление рационального природопользования, укрепление системы охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

Кроме того, пространственное развитие края в исследуемой программе было связано с функционированием шести зон опережающего роста, которые характеризуются сравнительно развитой инфраструктурой и высокой степенью развития ведущих отраслей экономики. По мнению разработчиков, выделенные зоны опережающего экономического роста закрепляют сложившуюся специализацию территории края и будут способствовать развитию агломераций, инфраструктуры и кластеров.

Серьезным недостатком можно назвать то, что в рассматриваемой программе отражена лишь констатация текущего положения и роли этих зон, но не представлены конкретные мероприятия по их развитию или повышению степени их положительного воздействия на развитие края в целом.

Необходимо подчеркнуть, что комплекс мероприятий по модернизации системы государственного и муниципального управления представлен лишь типовыми трактовками, характерными для любой программы подобного рода. Достаточно большое внимание уделяется внедрению информационных технологий, призванных облегчить получение государственных услуг, но и это направление требует большего раскрытия и конкретизации.

По мнению разработчиков программы, развитие институтов гражданского общества должно обеспечиваться за счет патриотического воспитания граждан. Однако не совсем понятно, каким образом «комплектование в установленном порядке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований физически, морально и психологически подготовленными призывниками» [37] будет обеспечивать развитие институтов гражданского общества. По нашему мнению, здесь явно наблюдается подмена понятий. Достижению обозначенных целей скорее способствовало бы развитие механизмов обратной связи и контроля за деятельностью органов государственного управления со стороны населения.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется 26 государственных программ, направленных на развитие различных сфер и отраслей, например, содействие занятости населения, формирование условий для духовно-нравственного развития граждан, развитие санаторно-курортного и туристского комплекса, развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание условий для обеспечения доступности финансовых услуг и др.

По нашему мнению, наиболее комплексное воздействие на социально-экономическое развитие призваны оказывать две государственные программы, координируемые министерством экономики Краснодарского края.

Для создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышения инновационной активности бизнеса и реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края реализуется программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ее структура включает комплекс мероприятий, сгруппированных в четыре подпрограммы.

Целью подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 — 2018 годы» является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства за счет увеличения доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края; развития системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информационной, правовой, консультационной поддержки и подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства [38].

Подпрограмма «Качество» должна содействовать развитию торговой деятельности посредством совершенствования и реализации политики Краснодарского края в области качества; разработки комплекса мер по повышению качества, безопасности продукции, а также доступности основных товаров на потребительском рынке края.

Подпрограмма «Формирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края за его пределами» в 2014 — 2018 годах» предполагает ускоренное социально-экономическое развитие региона, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг кубанских товаропроизводителей и привлечения необходимых ресурсов, в том числе, за счет развития и координации выставочно-ярмарочной деятельности края, обеспечивающей продвижение его интересов на рынках товаров, услуг и капитала.

Подпрограмма «Поддержка экспортно ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2014 — 2018 годы» призвана обеспечить создание условий эффективного развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края путем увеличения объемов регионального экспорта за счет развития инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; информационно-консультационной поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как видно, поставленные цели и задачи отражают выбранные приоритеты экономического развития. Вместе с тем, в них не прослеживаются пути и способы формирования инновационной экономики, что предполагается названием данной государственной программы. Мы считаем, что формулировка названия является одним из важных элементов программно-целевого подхода и должна отвечать содержанию данного управленческого инструмента, а не политическим трендам.

Механизм реализации исследуемой государственной программы предполагает закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет средств краевого бюджета в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом общий объем финансирования государственной программы составляет 3681,26 млн. рублей, в том числе из: средств федерального бюджета – 723,74 млн. рублей; средств краевого бюджета – 2934,61 млн. рублей; средств местного бюджета – 22,9 млн. рублей.

Распределение финансовых ресурсов, необходимых для реализации программных мероприятий, по годам представлено в таблице 1.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таблица 1 – Финансирование государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»

По годам реализации государственной программы Всего (тыс. руб.) в том числе
федеральный бюджет (тыс. руб.) краевой бюджет (тыс. руб.) местный бюджет (тыс. руб.)
1 2 3 4 5
2014 1 544 880,1 189 000,0 1 355 880,1 0,0
2015 1 256 490,7 534 738,5 706 238,2 15 514,0
2016 329 768,7 0,0 327 496,6 2 272,1
2017 274 768,7 0,0 272 496,6 2 272.1
2018 275 352,0 0,0 272 496,6 2 855,4
Всего 3 681 260,2 723 738,5 2 934 608,1 22 913,6

 

Как видно из таблицы, основной объем финансирования мероприятий программы был предусмотрен на 2014-2015 годы. Оценка эффективности реализации государственной программы базируется на принципе сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей с их плановыми значениями по результатам отчетного года.

Государственная программа «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований» направлена на повышение уровня жизни населения, проживающего в муниципальных образованиях Краснодарского края, в том числе, развитие города Краснодара как краевой столицы посредством развития общественной инфраструктуры.

Это предполагает осуществление строительства и реконструкции, модернизации и технического перевооружения социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе объектов системы образования, безопасности дорожного движения, инженерной транспортной инфраструктуры объектов историко-культурных ценностей.

По мнению авторов программы в связи с тем, что основная часть мероприятий связана с последовательной реализацией «длительных» социальных проектов, выделение этапов реализации государственной программы не требуется. Мы считаем, что это затрудняет оценку качества управления реализацией программных мероприятий вследствие отсутствия «контрольных точек» и может снизить эффективность программы в целом.

Подпрограмма «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» реализуется путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения (строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения, приобретение объектов недвижимости).

Подпрограмма «Краснодару — столичный облик» реализует мероприятия по следующим направлениям:

— разработка проектов планировки и проектной документации развития территории муниципального образования город Краснодар;

— благоустройство и озеленение территории муниципального образования город Краснодар;

— строительство, реконструкция и ремонт сетей ливневой канализации;

— улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования город Краснодар;

— развитие транспортного обслуживания населения;

— строительство, реконструкция и объектов социальной инфраструктуры (образование, физкультура и спорт, культура);

— мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании город Краснодар за счет строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства [39].

Распределение объема финансирования мероприятий государственной программы по годам представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Финансирование государственной программы «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований»

Источник финансирования Сумма расходов

(млн. руб.)

Плановый период реализации программы по годам (млн. руб.)
2014 2015 2016 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7
Федеральный бюджет 2 366,05 1 159,07 1 206,98 0,0 0,0 0,0
Краевой бюджет 16 081,37 4 263,75 2 550,48 1 240,0 2 191,14 5 836,0
Местный бюджет 3 752,11 448,11 237,92 26,67 26,67 3 012,74
Всего 22 199,53 5 870,94 3 995,38 1 266,67 2 217,8 8 848,74

 

Как видно, общий объем финансирования государственной программы составляет 22199,53 млн. рублей. Необходимо отметить, что объемы финансового обеспечения государственной программы в 2014-2018 годах рассчитаны исходя из подходов, принятых при формировании краевого бюджета с учетом оценки объемов расходов на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

2.3. Оценка эффективности реализации программ в Краснодарском крае

Об эффективности реализации комплексной программы социально-экономического развития в целом можно судить по основным итогам развития Краснодарского края.

Валовой региональный продукт в 2013 году вырос на 1,7% и составил более 1,5 трлн. рублей. При этом данный показатель на душу населения в 2013 году составил около 287,6 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года на 6,1% [40].

В 2012-2013 годах в Краснодарском крае наблюдался стабильный рост всех основных секторов хозяйственного комплекса региона. Это позволило краю занять первое место в Южном федеральном округе, как по абсолютному, так и по среднедушевому объему валового регионального продукта, инвестиций, внешнеторговому обороту, объему строительных работ, жилищному строительству, производству сельскохозяйственной продукции, автомобильным грузоперевозкам, розничным продажам, а также по финансовым результатам организаций.

В сельском хозяйстве по итогам 2013 года был получен высокий результат – более 258 млрд. рублей валовой продукции, что составило 106,9% к уровню 2012 года. Основное позитивное влияние на результаты работы отрасли оказали увеличение урожайности и валовых сборов зерновых и масличных культур.

Положительную динамику демонстрировали показатели рынков товаров и услуг, что стало следствием роста доходов и платежеспособного спроса населения. В результате по итогам 2013 года прирост к 2012 году по обороту розничной торговли составил 5,7%, общественному питанию – 3,6%, платным услугам населению – 7,5%. Очевидно, что рост отмеченных показателей обусловлен увеличением денежных доходов и уровня потребительского спроса населения, развитием потребительского кредитования, приходом на рынок крупных российских операторов и представителей международных торговых сетей, эволюцией форматов торговли (строительство современных торговых центров, гипермаркетов), развитием современных форм обслуживания, а так же малого бизнеса.

О достаточно успешной реализации программных мероприятий свидетельствует и наращивание в 2013 году инвестиционной активности. В развитие экономики и социальной сферы было вложено свыше 907 млрд. рублей (прирост к уровню 2012 года составил почти 110 млрд. рублей).

Мы считаем, что рост был обусловлен реализацией большого количества инвестиционных проектов, связанных не только с Олимпиадой, но и с развитием агропромышленного сектора, транспортной инфраструктуры, нефтепереработки, стройиндустрии, деревообработки и других секторов промышленности. По темпам роста инвестиций край вошел в первую двадцатку регионов России, а по объему привлекаемых инвестиций занял 3 место.

Одним из результатов применения программно-целевого подхода к управлению развитием Краснодарского края можно назвать рост уровня жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2013 года превысили величину прожиточного минимума в 3,3 раза, а средняя заработная плата составила 24 тыс. рублей. Это самый высокий показатель в Южном федеральном округе. Существенное влияние на это оказал рост оплаты труда работников бюджетного сектора (медицинских и педагогических работников, работников культуры и социальной сферы, научно-исследовательского персонала). Кроме того, были увеличены темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения – со 106,4% в 2012 году до 109,6% по итогам 2013 года.

По итогам 2013 года в крае отмечается положительная демографическая ситуация. Зафиксирован естественный прирост населения (около 1500 человек). В 2013 году в крае родилось более 70 тысяч младенцев, что на 1,8% больше, чем в 2012 году. Показатель рождаемости увеличился на 0,8% и составил 13,2 на 1000 населения (2012 год – 13,1). Показатель общей смертности снизился на 1,5% (с 13,1 до 12,9 на 1000 населения), что на 1,5% лучше показателя по Российской Федерации (13,1) и на 1% лучше целевого значения на 2013 год (13,0). На реализацию мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в 2013 году было израсходовано около 50 млрд. рублей.

Строительный комплекс Краснодарского края входит в число лидеров в России. В 2013 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» по полному кругу предприятий составил 459,3 млрд. рублей или 100,2% к 2012 году в сопоставимых ценах. Таким образом, плановое задание выполнено на 116,4%. По итогам 2013 года по объемам строительно-монтажных работ Краснодарский край остался на третьем месте в России после Москвы (635,9 миллиардов рублей) и Тюменской области (503,0 миллиардов рублей).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5