Меню Услуги

Совершенствование программирования социально-экономического развития на региональном уровне в Краснодарском крае

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты программирования социально-экономического развития
  • 1.1. Эволюция программно-целевого подхода к управлению развитием
  • 1.2. Содержание программирования как инструмента управления развитием
  • 1.3. Особенности программирования на региональном уровне
  • Глава 2. Анализ программирования социально-экономического развития в Краснодарском крае
  • 2.1. Нормативно-правовая база программно-целевого подхода
  • 2.2. Исследование программ социально-экономического развития Краснодарского края
  • 2.3. Оценка эффективности реализации программ в Краснодарском крае
  • Глава 3. Направления совершенствования программирования социально-экономического развития
  • 3.1. Повышение эффективности применения программно-целевого подхода
  • 3.2. Перспективы программирования в Краснодарском крае
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Программно-целевой подход в планировании и управлении различными социально-экономическими процессами и объектами получил широкое распространение во всем мире. Разработка и реализация комплексных и целевых программ может быть эффективным инструментом решения сложных проблем, требующих концентрации усилий и ресурсов, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий широкого перечня участников.

Программно-целевой метод может применяться в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном и местном уровнях. Также он используется и в управлении на уровне хозяйствующих субъектов — предприятий и организаций. Можно выделить несколько предпосылок, способствующих активизации применения программно-целевого метода в управлении социально-экономической объектами и процессами.

На современном этапе развития экономических отношений наблюдается рост общественного производства, усложнение системы рынков и рыночных процессов, увеличение многообразия и спектра потребностей государства, социальных групп и отдельных домохозяйств. Это происходит на фоне ограниченности природных ресурсов и возрастания политической напряженности. Перечисленные факторы ведут к росту количества и повышению сложности постоянно возникающих социально-экономических проблем, требующих решения. Так как программирование является одним из ключевых инструментов решения подобных проблем, то соответственно расширяется и поле его практического применения.

Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его вариативность. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике и при соответствующей корректировке применяемого инструментария сохраняет свою актуальность в современных условиях.

По мере возникновения и обострения экономических, социальных и экологических проблем, требующих для своего решения реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий в условиях жесткой ограниченности ресурсов, роль программно-целевых методов в управлении будет только возрастать. При этом необходимо учитывать специфику применения программирования на региональном уровне.

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Цель исследования заключается в исследовании теоретических аспектов программирования социально-экономического развития, оценке эффективности реализации программ в Краснодарском крае и определении направлений и инструментов совершенствования программирования социально-экономического развития на уровне региона.

Достижение указанной цели требует определения и решения следующего круга взаимосвязанных задач:

— рассмотреть эволюцию программно-целевого подхода и раскрыть содержание программирования как инструмента управления развитием;

— выявить характерные черты и особенности программирования на региональном уровне;

— исследовать комплекс программ социально-экономического развития Краснодарского края;

— провести оценку эффективности реализации программ в Краснодарском крае;

— предложить способы и методы повышения эффективности применения программно-целевого подхода;

— определить перспективы программирования в Краснодарском крае.

Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является программирование как инструмент управления социально-экономическим развитием и решением сложных проблем на уровне региона.

Объектом исследования выступает комплекс государственных программ социально-экономического развития, разрабатываемых и реализуемых в Краснодарском крае.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы стали труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных рассмотрению вопросов эффективного применения программно-целевого подхода для решения сложных проблем и управлению региональным социально-экономическим развитием, раскрытию механизмов разработки и реализации программ социально-экономического развития, поиску направлений и способов повышения эффективности этого процесса.

Эмпирическая база исследования включает нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, стратегии и программы социально-экономического развития Краснодарского края, доклады о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, отчеты об основных показателях социально-экономического развития Краснодарского края.

Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты программирования социально-экономического развития и выявляются особенности программирования на региональном уровне. Во второй главе проводится анализ нормативно-правовой базы программно-целевого подхода и оценка эффективности реализации программ в Краснодарском крае. В третьей главе раскрываются инструменты эффективности применения программно-целевого подхода и перспективы программирования в Краснодарском крае.

 

Глава 1. Теоретические аспекты программирования социально-экономического развития

1.1 Эволюция программно-целевого подхода к управлению развитием

По нашему мнению исследование программирования социально-экономического развития на региональном уровне целесообразно начать с рассмотрения эволюции программно-целевого подхода как инструмента управления развитием.

Программно-целевое планирование представляет собой один из видов планирования, который предполагает ориентацию деятельности на достижение поставленных целей. Представляется очевидным, что любой метод планирования должен обеспечивать достижение каких-либо конкретных целей. Но при использовании рассматриваемого инструмента в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей, для достижения которых впоследствии определяется комплекс путей и средств.

Содержание программно-целевого подхода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования [1].

Внедрение программно-целевого подхода в нашей стране началось в 20-е годы XX века. Программно-целевое планирование стало достаточно активно использоваться как альтернатива затратным методам планирования в качестве инструмента концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях социально-экономического развития.

Положительным примером применения программно-целевого подхода можно считать разработку комплексной государственной программы электрификации страны, получившей название план ГОЭЛРО. Этот инструмент управления содержал в себе основные черты, характерные для целевых программ в современной трактовке данного термина. В первую очередь, это целенаправленность и соподчиненность целей низшего уровня генеральной цели по электрификации страны.

Успешное достижение поставленных целей и задач плана ГОЭЛРО обусловило активное развитие программно-целевого метода планирования в отечественной экономической науке. В 1923-1924 годах в СССР было принято девятнадцать отраслевых программ развития экономики, на перспективу определившие приоритетные цели промышленного развития страны. Результатами реализации данных целевых программ стали угольно-металлургическая база Кузбасс-Урал, Туркестано-Сибирская магистраль и другие [2].

Наиболее активно программно-целевое планирование в отечественной практике управления экономикой использовалось в 60-80 годы XX века. В этот период рассматриваемый подход получил практически повсеместное распространение как эффективный инструмент социально-экономического планирования в масштабах всей страны.

Именно тогда под руководством Госплана, Госстроя и Академии Наук СССР был разработан проект, получивший название «Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий». Комплексная программа должна была обеспечить выявление текущих потребностей и тенденций социально-экономического развития в масштабах страны, оценку имеющихся возможностей науки, техники и экономики в решении возникающих проблем, согласование действий всех участников программы в достижении намеченных на перспективу стратегических целей развития отраслей народного хозяйства и страны в целом, а также оценку необходимых для этого ресурсов и средств.

В результате целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов.

Фундаментом для программных разработок в этот период стала не только Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий на прогнозный период до 20 лет, но и Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР на прогнозный период до 15 лет с более детальной проработкой прогнозных показателей на ближайшее пятилетие.

Эти документы разрабатывались как в целом по стране, так и по отдельным отраслям народного хозяйства, отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта, по союзным и автономным республикам, автономным областям и округам, краям, областям и городам общесоюзного значения, территориально-производственным комплексам. Регулярно оценивалась и при необходимости корректировалась также Генеральная схема расселения СССР, в которой отражались периодические уточнения прогнозных показателей развития научно-технического, экономического и социального потенциалов страны в результате выполнения годовых и пятилетних планов народнохозяйственного, отраслевого и территориального планирования.

Предпосылками все более активного применения программно-целевого метода при этом являлись: постоянно углубляющиеся процессы специализации производства; все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем (проблемы регионального развития, как правило, отличаются комплексным характером). Все это свидетельствовало о том, что уже в рамках планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления.

Таким образом, происходило формирование программного разреза государственных планов, в который входили: отбор перечня важнейших проблем, подлежащих программной разработке; разработка целевых комплексных программ; отражение комплексных программ в государственных планах. В результате целевые программы начали включать в состав народнохозяйственных планов как отдельные приложения.

Несмотря на то, что программно-целевое планирование в той или иной форме применялось в СССР на протяжении всего периода его существования, о необходимости разработки целевых программ как инструмента планирования на государственном уровне было объявлено на XXV съезде КПСС в 1976 году. В связи с этим было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года №695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

Среди прочего в нем отмечалась необходимость в качестве важнейшей составной части государственных перспективных планов экономического и социального развития разработки целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ, а также программ развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов, обеспечивая увязку этих программ с материальными и финансовыми ресурсами [3].

В западных странах заметных успехов в развитии программно-целевого метода планирования достигли Соединенные Штаты Америки. Программно-целевое планирование традиционно реализовывалось в США на двух уровнях: государственный уровень в части бюджетного управления; внутрифирменный уровень.

В СССР в условиях директивного характера экономики, когда все значимые управленческие решения принимались на общегосударственном уровне, внутрифирменный уровень планирования не получил такого развития как в США. В результате стало наблюдаться снижение эффективности данного инструмента в нашей стране, что позволило США к 60-м годам XX века значительно повысить свои конкурентные преимущества за счет совершенствования комплексной системы планирования.

Первым успешным опытом применения данного инструмента в Соединенных Штатах можно считать разработанный в 1928 году пятилетний план, позволивший данной стране стать одним из лидеров в авиастроении, в том числе в сфере гражданской авиации. В связи с этим возникает вопрос, почему в дальнейшем власти США отказались от практики применения «пятилеток».

К этому же периоду относится разработка региональной целевой программы по электрификации территории в долине реки Теннеси. «Программа развития долины Теннеси» охватывала территорию семи штатов и помимо проектов в области электроэнергетики включала в себя целый ряд программ по строительству каскада электростанций, созданию искусственных водоемов, мелиорации земель и т.д. [4].

Созданная для реализации комплекса принятых программ государственная корпорация «Администрация долины Теннесси» предоставляла пользователям участки земли и рекреационные услуги, а также оказывала поддержку населению в вопросах экономического развития в регионе. Роль государства в регулировании деятельности «Администрации реки» проявлялась, прежде всего, в определении и корректировке ее целей и задач, в порядке финансирования и контроля над расходованием средств.

С момента создания корпорации и до конца 1950-х годов программы финансировались за счет специальных статей федерального бюджета. Это было обусловлено тем, что доходы от продажи электроэнергии являлись недостаточными для крупных инвестиций. Но в 1959 году Конгресс США принял Закон о самофинансировании энергетических программ, а к этому времени производственная деятельность корпорации уже приносила достаточные высокий доход.

В результате «Администрация долины Теннесси» стала финансироваться за счет прибыли от продажи электроэнергии без субсидий из бюджета. Получаемые доходы позволяли обеспечить финансовыми ресурсами все свои программы, включая те, которые были направлены на защиту окружающей среды, комплексное управление рекой и экономическое развитие за счет реализации электроэнергии, а также продажи облигаций на финансовых рынках.

Суммарный объем выпущенных облигаций и банковских билетов является совокупным долгом государственной корпорации [5]. При этом «Администрация долины Теннесси» осуществляет ежегодные платежи, эквивалентные налоговым, государству и бюджетам восьми штатов. С учетом этих выплат Администрация является одним из крупнейших «налогоплательщиков» в штатах Теннесси и Алабама.

В 50-е годы XX века решением Конгресса США была принята общегосударственная программа развития района Аппалачских гор. Она представляла собой систему отраслевых программ, нацеленных на создание единого территориально-производственного комплекса. В 1965 году 30% населения территории жили в бедности, доход на душу населения был примерно на 23% ниже, чем в среднем по США. Высокая безработица и низкий уровень жизни заставили более двух млн. человек покинуть регион в поисках работы [6].

Для содействия устойчивому экономическому развитию в зоне гор Аппалачей в 1965 году на основе акта Конгресса был сформирован такой институт развития как Региональная комиссия гор Аппалачей, представляющая собой объединение (ассоциацию) федеральных властей, представителей властей штатов и местных администраций. Она состоит из губернаторов 13 штатов, входящих в зону гор Аппалачей, и федерального сопредседателя (координатора), представляющего федеральные власти и назначающегося Президентом США.

При этом ежегодно один из тринадцати губернаторов выбирается в качестве сопредседателя федеральному координатору. Кроме того, каждый губернатор назначает заместителя, который контролирует программы региона и оказывает поддержку тем, кому нужно содействие в рамках реализуемых программ. Интересы штатов в рамках работы рассматриваемой комиссии отстаивают специальные представители в Вашингтоне, нанимаемые правительством.

Вовлечение в процесс развития территории местных органов власти обеспечивается за счет создания зон локального развития. Для этого формируются органы управления, объединяющие агентства из различных округов с советом, состоящим из избираемых официальных лиц и представителей бизнеса.

Эффективная реализация программно-целевого подхода обеспечивается посредством следующей схемы управления. Исполнительный директор возглавляет комиссию, включающую пятьдесят человек, в основном, финансовых аналитиков и исследователей. Они выполняют программу, сформированную представителями федерации и штатов. Управленческие расходы софинансируются федеральным правительством и штатами. Главный офис комиссии расположен в Вашингтоне (округ Колумбия).

Важнейшей характеристикой деятельности организации является наличие стратегического плана развития данной территории, а также применение комплексного подхода к решению таких задач, как: снижение безработицы и повышение доходов на душу населения для достижения среднего по стране уровня; повышение уровня и качества образования населения; развитие региональной инфраструктуры, в том числе, за счет строительства автомобильных дорог для уменьшения географической изоляции данной зоны.

При исследовании опыта работы Региональной комиссии Аппалачей мы считаем необходимым обратить внимание на то, что в рамках ее деятельности устанавливались не только непосредственно экономические, но и значимые в социальном отношении цели, например, сокращение бедности, создание рабочих мест, обучение населения. Следует учитывать, что неотъемлемой частью финансируемых за ее счет проектов было развитие инфраструктуры и повышение уровня диверсификация экономической деятельности.

Важным элементом планирования является проведение оценки динамики социально-экономических показателей не только региона в целом, но и более мелких территориальных единиц. Результатом подобной оценки может стать последующая корректировка целей при выявлении такой необходимости. Может быть также полезен практический опыт финансирования конкретных проектов, направленных на развитие территории. Для повышения эффективности управления может использоваться формирование специализированного органа, отвечающего за успешное развитие территории и облегчающего доступ местного населения к федеральным программам.

После начала успешной реализации проектов по развитию Аппалачей ряд штатов потребовали разработки подобных федеральных программ и для других проблемных территорий. Их инициативы не остались без внимания правительства.

В соответствии с Законом об общественных работах и экономическом развитии, принятом в 1965 году, Министерство торговли получило право выбирать территории экономического развития для разработки и осуществления стимулирующих программ. В указанном законе были определены признаки таких территорий:

— уровень безработицы существенно превосходит средне-национальный;

— уровень доходов на семью существенно ниже средне-национального;

— неудовлетворительное состояние жилищного фонда, здравоохранения, образования;

— сильная зависимость экономики региона от одной-двух депрессивных отраслей;

— значительный отток из региона рабочей силы и (или) капитала;

— отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, обусловленных научно-техническим прогрессом;

— сильная зависимость от военных заказов;

— сокращение промышленного производства [7].

Наивысшего уровня развития программно-целевое планирование в США получило в 60-70 годы XX века, когда были разработан широкий спектр целевых программ социально-экономического развития в целом ряде областей, в том числе, по освоению космоса (программа «Апполон»), развитию металлургии, энергетики и пищевой промышленности.

Кроме того, в Соединенных Штатах Америки программно-целевой метод планирования стал активно использоваться при разработке государственной бюджетной политики. Сформированная при этом концепция получила название «бюджетирование ориентированное на результат». Существенную роль в ее формировании и продвижении сыграл Департамент обороны США, который значительно повысил эффективность своей деятельности за счет применения программно-целевого подхода в качестве средства управления бюджетными расходами. С учетом данного положительного опыта действующий на тот момент Президент США Линдон Джонсон обозначил необходимость внедрения этого инструмента во всех сферах государственного управления [8].

Успешный опыт применения программно-целевого планирования в СССР и США обусловил наличие интереса к данному инструменту управления и при переходе экономики нашей страны к рыночной системе.

В условиях переходного этапа к рыночной модели ведения экономической деятельности сохраняют свою актуальность базовые предпосылки применения программно-целевого подхода: ориентация на преодоление целевой ограниченности в решении проблем развития отдельных ведомств и товаропроизводителей; необходимость обеспечения кардинальных сдвигов в структуре экономической системы, затрагивающих пространственные аспекты общественного воспроизводства (освоение ресурсов межрайонного значения, взаимодействие регионов при решении крупных территориальных проблем, строительство объектов производственной инфраструктуры межрайонного назначения и т.д.); изменение значимости существующих и появление ряда новых факторов, обусловленных особенностями переходного периода.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для экономики переходного периода характерен ряд кризисных явлений, преодоление которых требует коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности. В соответствии с теорией экономики переходного периода необходимо ориентироваться на обеспечение принципиально более высокого уровня эффективности.

При этом на практике, как правило, наблюдается процесс структурной перестройки «в обратном направлении», который осуществляется за счет «утяжеления» отраслевой структуры производства, сокращения наукоемких производств (особенно наглядно это проявляется на предприятиях военно-промышленного комплекса). В таких условиях основной задачей становится сглаживание или устранение негативных последствий, вызванных резким обострением депрессивных явлений в регионах с высокой концентрацией производств с устаревшим технологическим укладом, не способных обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности отечественной продукции. Особенно остро данная проблема возникает при активизации недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей и отсутствии последовательной государственной политики поддержки отечественных предпринимателей [9].

Следствиями указанных тенденций становятся такие процессы, как рост безработицы, ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение числа кризисных территорий. В этой ситуации особую роль приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов и населенных пунктов.

Одним из таких инструментов управления является программно-целевой метод, предпосылки использования которого (необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, тенденций развития экономики и социальной сферы, комплексность возникшей проблемы) в полной мере соответствуют особенностям переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов реализации качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Целесообразность активного использования программно-целевого метода для решения сложных проблем переходного периода обусловлена, с одной стороны, необходимостью поддержки позитивных тенденций в условиях кризиса — конструктивных структурных сдвигов, с другой стороны, важностью смягчения негативных социально-экономических последствий проводимых преобразований.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике связана с тем, что рыночный механизм в ряде случаев не позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Обеспечивая достаточно эффективное использование ресурсов, он не всегда справляется с задачами их воспроизводства, требующими значительной продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому обеспечение положительной динамики экономических процессов в долгосрочном периоде в значительной степени зависит от реализации государственных программ.

Для преодоления кризиса особенно важное значение имеет анти- инерционный потенциал программного метода. Это проявляется в его способности мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования [10].

В условиях переходного периода в нашей стране практическая ценность данного инструмента была существенно девальвирована. Было принято большое количество программ без достаточного анализа и обоснования их целесообразности и прогнозирования последствий реализации. Это усугублялось отсутствием необходимого финансирования программных мероприятий. В результате большая часть программ не достигла поставленных целей, потребовав пересмотра сложившейся практики применения программно-целевого подхода.

В настоящее время программно-целевой подход к управлению развитием применяется практически во всех странах с развитой экономикой, в том числе и как эффективный инструмент бюджетного регулирования. Это обуславливает необходимость эффективного использования данного инструмента и в современных российских условиях.

1.2. Содержание программирования как инструмента управления развитием

Обосновав актуальность и рассмотрев основные этапы эволюции программно-целевого подхода, мы считаем необходимым уточнить ключевые характеристики и элементы этого инструмента управления развитием.

При использовании программно-целевого метода планирования основное внимание уделяется достижению определенных стратегических целей и задач. В отличие от традиционных методов планирования, алгоритм которых предполагает принцип «снизу вверх», т.е. от имеющихся ресурсов к целям, в данном случае акцент переносится с потребности в средствах, необходимых для достижения задач, на то, какие результаты ожидаются и какие ресурсы для этого необходимы.

Цель программы первична в том смысле, что она задает направление приложения усилий для решения имеющейся проблемы. Достижение цели возможно только при наличии определенного ресурсного потенциала, который соотносится с поставленными целями и задачами на этапе технико-экономического обоснования целевой программы. В случае невозможности достижения выбранных целей и задач при имеющихся ресурсах они либо корректируются с учетом доступных средств, либо происходит отказ от разработки целевой программы.

Программно-целевой метод представляет собой вид планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение строго установленных стратегических целей [11]. При подобной трактовке в основе программно-целевого планирования лежат две взаимосвязанные категории, а именно «программа» и «цель». При этом программа понимается как совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях. Цель представляет собой намеченный и ожидаемый результат направленных действий.

Сопоставление выбранных целей и планируемых программных мероприятий позволяет сформировать комплекс действий, призванных обеспечить достижение стратегических приоритетов. Программно-целевой метод планирования может реализовываться на базе логической схемы, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема программно-целевого планирования

 

Данная схема отражает методологический принцип, согласно которому программные цели необходимо воплощать в систему мероприятий, обеспеченных необходимыми для этого ресурсами и средствами реализации. На первом этапе применения программно-целевого планирования определяется комплекс приоритетных целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе непосредственной реализации целевой программы. Этому этапу предшествует выявление основополагающих проблем, имеющих приоритетное значение для экономического субъекта.

На втором этапе программно-целевого планирования определяются пути достижения поставленных целей. При этом конкретизируются генеральные цели будущей целевой программы посредством их разделения на подцели. Затем составляется дерево целей, оцениваются риски, связанные с реализацией проекта, и прогнозируемое состояние системы в результате выполнения мероприятий программы.

На последующих этапах программно-целевого планирования разрабатываются детализованные способы достижения намеченных целей, а также оцениваются ресурсы (средства), необходимые для реализации целевой программы, определяется состав участников, которым делегируются определенные задания из иерархии подцелей в соответствии с принципом приоритетности. По каждому из заданий разрабатывается последовательность этапов их выполнения, а также производится увязка по срокам и ресурсам.

Необходимо отметить, что программно-целевое планирование в конечном итоге нацелено на изменение целевой системы. При этом целевая система рассматривается как сложная динамическая система, охватывающая процесс создания, обмена, распределения и потребления материальных благ [12].

В процессе реализации программно-целевого планирования должна быть обеспечена кардинальная перестройка экономической системы в соответствии с существующими потребностями, которые не могут быть достигнуты при использовании других методов планирования.

Применение программно-целевого подхода базируется на необходимости придания высокого уровня конкретики, точности и количественной определенности при постановке целей. Следует уточнить, что требование количественной определенности не является аксиомой, соответственно в ряде случаев допускается в качестве цели задавать некоторое направление деятельности, в конечном итоге формирующее целевой ориентир программы.

Программно-целевое планирование призвано содействовать концентрации значительных объемов финансовых и материальных ресурсов на наиболее приоритетных направлениях социально-экономического развития, в том числе, посредством сокращения финансирования второстепенных проектов. При этом, как правило, сроки реализации программы находятся в прямой зависимости от объема средств, в нее инвестированных.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5