Меню Услуги

Совершенствование программирования социально-экономического развития на региональном уровне в Краснодарском крае. Часть 5.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.2. Перспективы программирования в Краснодарском крае

Перспективы применения программно-целевого подхода в Краснодарском крае обусловлены, с одной стороны, продолжением осуществления мероприятий уже реализуемого комплекса программ, с другой стороны, его дополнением и расширением за счет принятия и реализации новых государственных программ.

Необходимость расширения перечня программ объясняется тем, что, несмотря на достигнутые успехи в реализации государственных программ, в ряде сфер остаются нерешенными серьезные проблемы, затрудняющие социально-экономическое развитие Краснодарского края.

Социально-экономическая дифференциация развития локальных территорий обусловлена тем, что в отдельных муниципальных образованиях Краснодарского края сохраняется низкий уровень обеспеченности объектами общественной инфраструктуры. Основные проблемы в этой сфере: необходимость модернизации региональной системы дошкольного образования; низкая степень обеспеченности населения общеобразовательными организациями; проблема обеспечения инженерной инфраструктурой муниципальных образований, которая вызвана, в первую очередь, состоянием основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства, высоким удельным весом ветхих и аварийных водопроводных и канализационных сетей, техническим состоянием тепловых сетей.

Несмотря на достаточно высокую инвестиционную привлекательность Краснодарского края, необходимо совершенствовать систему продвижения конкурентных преимуществ и целенаправленное привлечение потенциальных инвесторов на основе использования передовых технологий маркетинга территорий.

Следует отметить наличие ряда проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, а также инновационной сферы Краснодарского края:

— высокая стоимость инновационных технологий;

— низкий инновационный потенциал организаций:

— недостаточная степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы;

— отсутствие стабильного спроса со стороны реального сектора экономики на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности;

— недоступность банковского кредитования для малых предприятий, начинающих предпринимательскую деятельность;

— отсутствие в достаточном объеме финансовых ресурсов в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

— недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— недостаток квалифицированных кадров у субъектов малого и среднего предпринимательства;

— недостаточная финансовая и юридическая грамотность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для решения отмеченных проблем в 2016 году начнется реализация государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В качестве основной цели программы определено обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края [45].

Достижение поставленной цели возможно лишь при успешном решении следующего комплекса задач:

— повышении уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры;

— формировании и продвижении экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами;

— развитии малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае;

— обеспечении эффективного исполнения государственных функций органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации государственной программы;

— улучшении качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края;

— развитии торговли путем повышения качества обслуживания и уровня сервиса на территории Краснодарского края.

Мероприятия государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» сгруппированы в три направления.

Реализация подпрограммы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» должна содействовать повышению уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры посредством строительства, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретения объектов недвижимости, движимого имущества (необходимого для обеспечения функционирования приобретаемого (приобретенного) объекта недвижимости).

При этом предполагается, что уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования за счет субсидий из краевого бюджета должен составлять не менее 10% и не более 90% от расходных обязательств муниципального образования; уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из краевого бюджета для финансирования мероприятий, направленных на модернизацию региональной системы дошкольного образования в Краснодарском крае, должен составлять не менее 5% и не более 95% от расходного обязательства муниципального образования.

Реализация мероприятий подпрограммы «Формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами» направлена на формирование и продвижение экономически и инвестиционно привлекательного образа Краснодарского края за его пределами за счет развития и координации выставочно-ярмарочной деятельности, обеспечивающей продвижение интересов края на рынке товаров и услуг.

Подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае» призвана обеспечить создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и, как следствие, увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов Краснодарского края. Это будет достигаться посредством развития системы финансовой, информационной, правовой и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортно ориентированных.

Следует отметить, что при реализации мероприятий данной подпрограммы уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из краевого бюджета должен составлять не менее 5% и не более 95% от расходного обязательства муниципального образования.

В процессе реализации рассматриваемой государственной программы планируется применение мер государственного регулирования в виде возмещения затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, а также возмещения затрат или недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.

Следует отметить, что реализация государственной программы сопряжена с возникновением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации государственной программы включает в себя: предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов государственной программы; текущий мониторинг наступления рисков; планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.

Как правило, на ход реализации государственных программ существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.

Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования государственной программы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов краевого бюджета, увеличение непредвиденных расходов краевого бюджета, что приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.

Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и как следствие недостижение значений целевых показателей государственной программы. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования государственной программы, может осуществляться при помощи следующих мер:

— соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий государственной программы;

— привлечение дополнительных средств, в том числе из федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования;

— корректировка государственной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями государственной программы.

Правовые риски реализации государственной программы связаны с возможными изменениями законодательства Российской Федерации. В первую очередь данный риск может оказать влияние на увеличение планируемых сроков и (или) изменение условий реализации мероприятий государственной программы. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением законодательства Российской Федерации, следует осуществлять при помощи следующих мер: регулярный мониторинг изменений законодательства; проведение при необходимости корректировки государственной программы и реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга и изменений законодательства Российской Федерации.

К организационным рискам реализации государственной программы можно отнести несогласованность и отсутствие должной координации действий координаторов подпрограмм и участников государственной программы. Данный риск может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий государственной программы. Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи таких мер, как:

— составление детальных планов-графиков реализации мероприятий государственной программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения;

— обеспечение контроля за координацией действий координаторов подпрограмм и участников государственной программы;

— заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости — замена исполнителей работ (услуг).

По нашему мнению, для повышения эффективности применения программно-целевого подхода на региональном уровне следует обратить особое внимание на четкое соблюдение требований, предъявляемых на всех этапах согласования и экспертизы проекта государственной программы.

На первом этапе проект государственной программы, согласованный со всеми координаторами подпрограмм и участниками программы, направляется координатором на экспертизу в министерство экономики и министерство финансов Краснодарского края. К проекту государственной программы должно прикладываться обоснование потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации мероприятий, в том числе показатели, на основании которых был произведен расчет объема финансирования государственной программы. При соответствии проекта государственной программы предъявляемым к ней требованиям выдается заключение. В противном случае проект государственной программы должен возвращаться ее координатору на доработку.

На втором этапе проект государственной программы должен направляться ее координатором в контрольно-счетную палату Краснодарского края для проведения финансово-экономической экспертизы. При этом к проекту следует приложить как обоснование потребности в финансовых средствах, необходимых для реализации мероприятий программы, так и результаты экспертиз министерства экономики и министерства финансов Краснодарского края.

Особую роль в процессе экспертизы проекта государственной программы должно играть его публичное обсуждение. Следует также предусмотреть обязанность направления проектов государственных программ в профильные комитеты и комитет по финансово-бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Краснодарского края.

Порядок проведения публичного обсуждения проектов государственных программ целесообразно организовывать по следующему алгоритму. Ответственный исполнитель государственной программы размещает ее проект на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также представляет информацию о: сроках начала и завершения публичного обсуждения проекта; официальном адресе электронной почты ответственного исполнителя государственной программы, по которому направляются замечания и предложения представителей общественности к проекту; требованиях к замечаниям и предложениям представителей общественности к проекту.

Публичное обсуждение проекта государственной программы заключается в направлении представителями общественности замечаний и предложений на официальный адрес электронной почты ответственного исполнителя программы. Замечания и предложения представителей общественности к проекту должны соответствовать требованиям, предъявляемым к обращениям граждан. Следует отметить, что замечания и предложения представителей общественности, поступившие после срока завершения публичного обсуждения проекта программы, не могут учитываться при его доработке.

По истечении срока публичного обсуждения проекта государственной программы, который, как правило, составляет 10 дней, ответственный исполнитель должен:

1) подготовить таблицу замечаний и предложений, в которой указываются содержание замечаний и предложений представителей общественности, а также результаты рассмотрения указанных замечаний и предложений;

2) выполнить одно из следующих действий:

— доработать проект государственной программы с учетом поступивших замечаний и предложений представителей общественности;

— оставить проект государственной программы без изменений, дав соответствующее обоснование.

Для информирования общественности об учете (отклонении) замечаний и предложений ответственным исполнителем государственной программы таблица замечаний и предложений должна размещаться на его официальном сайте после истечения срока публичного обсуждения.

Третий этап предполагает согласование проекта государственной программы в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края с учетом результатов публичного обсуждения и финансово-экономической экспертизы контрольно-счетной палаты. Успешно прошедший все этапы экспертизы и согласования проект государственной программы подлежит утверждению нормативным правовым актом главы администрации не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала реализации программы.

Соблюдение всех обозначенных требований способствует улучшению качества принимаемых программ, вовлечению всех заинтересованных субъектов в этот процесс и, как следствие, повышению эффективности реализации программ на региональном уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать ряд обоснованных выводов.

В настоящее время программно-целевой подход к управлению развитием применяется практически во всех странах с развитой экономикой, в том числе и как эффективный инструмент бюджетного регулирования. Это обуславливает необходимость эффективного использования данного инструмента и в современных российских условиях.

В процессе реализации программно-целевого планирования должна быть обеспечена кардинальная перестройка экономической системы в соответствии с существующими потребностями, которые не могут быть достигнуты при использовании других методов планирования.

Особенностью программно-целевого подхода является то, что он позволяет решать сложные задачи, находящиеся на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы.

Использование программирования для решения оперативных задач управления не является оправданным. В связи с этим его применение целесообразно только при наличии возможности достижения существенного мультипликативного эффекта.

Повышение эффективности результатов применения программирования наблюдается при его сочетании с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также стратегического и индикативного планирования.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Специфика региональных программ в значительной степени обусловлена тем, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, и является отражением как общегосударственных, так и территориальных интересов.

Региональные программы характеризуются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и издержек, обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Региональные программы не должны становиться инструментом государственного давления и необоснованного вмешательства в дела территорий, в особенности, в отношении муниципального самоуправления.

Базовые принципы разработки и финансового обеспечения реализации государственных программ закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Основные понятия и требования программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием устанавливаются федеральным законом №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Конкретные инструменты и рекомендации по применению программно-целевого подхода содержатся в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, установленном постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 года №588.

В законе Краснодарского края №384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края» кроме государственных программ предусмотрена также возможность разработки и реализации долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ.

Основной целью программы социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы стало повышение уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста. Подобная формулировка цели достаточно стандартна и соответствует распространенной в последние годы в различных управленческих инструментах трактовке.

Эффективная реализация программных мероприятий должна обеспечить достижение стратегической цели развития Краснодарского края за счет модернизации экономики, улучшения делового и инвестиционного климата Краснодарского края, институциональных преобразований, совершенствования механизмов государственного и муниципального управления и повышения качества человеческого потенциала.

По первому стратегическому направлению данной программы можно сделать вывод, что в ряде сфер указаны лишь контуры планируемых мероприятий, но не раскрыты механизмы их реализации. Расплывчатые формулировки средств и способов решения актуальных проблем могут существенно снижать эффективность реализации запланированных мероприятий.

Пространственное развитие края в исследуемой программе связано с функционированием шести зон опережающего роста. Серьезным недостатком можно назвать то, что в рассматриваемой программе отражена лишь констатация текущего положения и роли этих зон, но не представлены конкретные мероприятия по их развитию или повышению степени их положительного воздействия на развитие края в целом.

Необходимо подчеркнуть, что комплекс мероприятий по модернизации системы государственного и муниципального управления представлен лишь типовыми трактовками, характерными для любой программы подобного рода.

По мнению разработчиков программы, развитие институтов гражданского общества должно обеспечиваться за счет патриотического воспитания граждан. Однако не совсем понятно, каким образом «комплектование в установленном порядке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований физически, морально и психологически подготовленными призывниками» будет обеспечивать развитие институтов гражданского общества.

Достижению обозначенных целей скорее способствовало бы развитие механизмов обратной связи и контроля за деятельностью органов государственного управления со стороны населения.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется 26 государственных программ, направленных на развитие различных сфер и отраслей. Наиболее комплексное воздействие на социально-экономическое развитие призваны оказывать две государственные программы, координируемые министерством экономики Краснодарского края — «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований».

Одним из существенных недостатков первой программы является то, что в ней не прослеживаются пути и способы формирования инновационной экономики, что предполагается названием данной государственной программы. Мы считаем, что формулировка названия является одним из важных элементов программно-целевого подхода и должна отвечать содержанию данного управленческого инструмента, а не политическим трендам.

По мнению авторов программы «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований» в связи с тем, что основная часть мероприятий связана с последовательной реализацией «длительных» социальных проектов, выделение этапов реализации государственной программы не требуется. Мы считаем, что это затрудняет оценку качества управления реализацией программных мероприятий вследствие отсутствия «контрольных точек» и может снизить эффективность программы в целом.

Практически по всем основным параметрам по итогам 2013 года плановые показатели были достигнуты или перевыполнены, что свидетельствует как о достаточно эффективной реализации мероприятий комплексной программы социально-экономического развития Краснодарского края, так и о благоприятной ситуации во внутренней и внешней среде.

В целом, из 1077 запланированных мероприятий государственных программ (отдельных мероприятий, мероприятий подпрограмм и ведомственных целевых программ) выполнено 997 мероприятий, то есть степень реализации программных мероприятий в 2014 году составила 92,6% (в 2013 году – 90%).

Согласно ранжированному перечню государственных программ Краснодарского края, плановые значения целевых показателей в полном объеме достигнуты по 995 показателям из 1217, предусмотренных к достижению в 2014 году, что составляет 81,7% (в 2013 году – 83,3%). Средняя степень достижения целевых показателей составила 92,8%.

Как показывает практика, несмотря на ряд существенных недостатков, программно-целевой метод планирования является достаточно эффективным методом решения многих социально-экономических задач. Даже в тех случаях, когда не удается в полной мере реализовать целевую программу, она может задавать желаемый вектор социально-экономического развития, тем самым закладывая основу для последующих действий по решению возникающих проблем.

Следует учитывать, что эффект от реализации программ может иметь как экономическое, так и общественное (социальное) измерение. Значимость общественной эффективности характеризуется соответствием реализации программ достижению общественных целей и социально значимых результатов.

В рамках разработки инструментария для оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ особую роль играет установление соотношения между эффективностью в экономическом и общественном смысле.

Показатели реализации программ могут выражаться как в качественной, так и количественной форме. Основным преимуществом качественных показателей является возможность получения более широкой оценки за счет того, что оценка формулируется в виде качественного описания эффективности реализации мероприятий программы. Основным недостатком является высокий уровень субъективности оценки.

Перспективы применения программно-целевого подхода в Краснодарском крае обусловлены, с одной стороны, продолжением осуществления мероприятий уже реализуемого комплекса программ, с другой стороны, его дополнением и расширением за счет принятия и реализации новых государственных программ.

Необходимость расширения перечня программ объясняется тем, что, несмотря на достигнутые успехи в реализации государственных программ, в ряде сфер остаются нерешенными серьезные проблемы, затрудняющие социально-экономическое развитие Краснодарского края:

— социально-экономическая дифференциация развития локальных территорий;

— необходимость совершенствования системы продвижения конкурентных преимуществ и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых технологий маркетинга территорий;

— наличие ряда проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, а также инновационной сферы Краснодарского края.

Для решения отмеченных проблем в 2016 году начнется реализация государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В качестве основной цели программы определено обеспечение комплексного, сбалансированного и устойчивого социально-экономического и инновационного развития Краснодарского края.

Для повышения эффективности применения программно-целевого подхода на региональном уровне следует обратить особое внимание на четкое соблюдение требований, предъявляемых на всех этапах согласования и экспертизы проекта государственной программы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Райзберг, Б. А. Программно-целевое планирование и управление: учебно-практическое пособие / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. — М: Инфра-М, 2009. — 143 с.

2 Петров, М. Н. Целевые комплексные программы в СССР и в РФ / М. Н. Петров, Р. Н. Голдаков // Экономические отношения. – 2011. – №1. – С. 25-31.

3 Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.1979 №695 [электронный ресурс] // Система «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=2832&req=doc (дата обращения: 8.10.2015)

4 Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для студентов вузов / А. Г. Гранберг. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. – 494 с.

5 Митрофанова, И. В. Региональная экономика и политика: учебное пособие / И. В. Митрофанова, В. В. Батманова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 378 с.

6 Митрофанова, И. В. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегапроектов / И. В. Митрофанова, А. Н. Жуков // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – №22. – С. 2-10.

7 Поспелов, Г. С. Программно-целевое планирование и управление: учебное пособие / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. — М: Экспо, 2008. — 440 с.

8 Теплицкая, А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования / А. А. Теплицкая // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 54-62.

9 Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров / под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 570 с.

10 Аветисян, И. А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов: учебное пособие / И. А. Аветисян. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 159 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

11 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 615 с.

12 Руднева, Е. В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм / Е. В. Руднева. — М.: Наука, 2007. — 119 с.

13 Серебрякова, Л. А. Проблемы программно-целевого планирования регионов / Л. А. Серебрякова // Вестник СевКавГТУ. — 2004. — №2. – С. 47-51.

14 Лапыгин, Д. Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования / Д. Ю. Лапыгин // Экономика региона. — 2007. — №18. С. 24-29.

15 Курченко, Л. Ф. Разработка ведомственных программ при программно-целевом бюджетировании / Л. Ф. Курченко // Финансы. — 2012. — №2. – С. 31-36.

16 Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. — М.: ИНФРА-М, 2010. – 220 с.

17 Ильенкова, С. Д. Социальный менеджмент / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов. — М.: ЕАОИ, 2008. – 325 с.

18 Лозовский, Л. Ш. Словарь по экономике и праву / Л. Ш. ЛозовскийБ. А. Райзберг. – М.: Омега, 2009. – 520 с.

19 Батиевская, В. Б. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона / В. Б. Батиевская, И. Д. Тургель // Чиновник. — 2012. — №1. – С. 38-44.

20 Минченко, О. С. Подходы к оценке целевых программ в российской практике / О. С. Минченко // Вопросы управления. – 2012. — №4. — С. 29-35.

21 Кривошеева, М. Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления: учебное пособие / М. Ю. Кривошеева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 189 с.

22 Жуковский, А. И. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ / А. И. Жуковский, С. В. Васильев, Д. С. Штрейс. — М.: ИНФРА-М, 2006. – 175 с.

23 Цыгичко, В. А. Основы прогнозирования систем: учебное пособие для вузов / В. А. Цыгичко. — М.: Финансы и статистика, 2008. – 264 с.

24 Шорова, Б. В. Алгоритм разработки и реализации программно-целевого метода управления устойчивым развитием региона / Б. В. Шорова, А. Х. Думанова // Вопросы экономики и права. — 2012. — №2. — С. 75-79.

25 Лукьяненко, З. Ю. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой / З. Ю. Лукьяненко, Л. Ю. Юргова // ARS ADMINISTRANDI. — 2014. — №2. — С. 72-78.

26 Васильев, С. В. Разработка и реализация региональных программ / С. В. Васильев. — М.: Диалог, 2009. — 195 с.

27 Митерев, М. А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем / М. А. Митерев // Труды МЭЛИ. — 2009. — №3. – С. 19-24.

28 Райзберг, Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой / Б. А. Райзберг. — М.: Лаборатория Книги, 2012. — 332 с.

29 Рисин, И. Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона / Е. И. Рисин, Ю. И. Трещевский. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – 176 с.

30 Бексултанов, К. Б. Субсидиарные механизмы в реализации программно-целевых методов управления и бюджетирования / К. Б. Бексултанов // Экономика и управление. — 2010. — №10. — С. 141-144.

31 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) [электронный ресурс] // Сайт информационно-правовой системы «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_111111 (дата обращения: 12.11.2015)

32 О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ [электронный ресурс] // Сайт информационно-правовой системы «Гарант». – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70684666/paragraph/1:1 (дата обращения: 25.10.2015)

33 Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 2.08.2010 №588 [электронный ресурс] // Сайт информационно-правовой системы «Гарант». – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/198991/paragraph/1:3 (дата обращения: 15.10.2015)

34 О прогнозировании, индикативном планировании, стратегии и программах социально-экономического развития Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 10.07.2001 №384-КЗ [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Краснодарского края. — URL: http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 24.10.2015)

35 Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края. Постановление главы администрации Краснодарского края от 8.05.2014 №430 [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Краснодарского края. — URL: http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 14.11.2015)

36 О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 №1465-КЗ [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. — URL: http://economy.krasnodar.ru/strateg/mascot/05-06-08.html (дата обращения: 13.10.2015)

37 О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы. Закон Краснодарского края от 9.07.2013 №2767-КЗ [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. – URL: http://economy.krasnodar.ru (дата обращения: 12.11.2015)

38 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». Постановление главы администрации Краснодарского края от 14.10.2013 №1201 [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Краснодарского края. — URL: http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 27.11.2015)

39 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований». Постановление главы администрации Краснодарского края от 11.10.2013 №1167 [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Краснодарского края. — URL: http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 29.11.2015)

40 Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края в 2013 году [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. – URL: http://economy.krasnodar.ru (дата обращения: 8.10.2015)

41 Результаты деятельности в 2013 году [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства курортов и туризма Краснодарского края. — URL: http://min.kurortkuban.ru/dokumenty/zakonodatelstvo-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 12.10.2015)

42 О выполнении государственных программ Краснодарского края в 2014 году. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22.04.2015 №1592-П [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. – URL: http://economy.krasnodar.ru (дата обращения: 18.10.2015)

43 Доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Краснодарского края за 2014 год [электронный ресурс] // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. – URL: http://economy.krasnodar.ru (дата обращения: 16.10.2015)

44 Стиглиц, Д. Экономика государственного сектора / Д. Стиглиц. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 340 с.

45 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». Постановление главы администрации Краснодарского края от 5.10.2015 №943 [электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Краснодарского края. — URL: http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 29.11.2015)


Страницы:   1   2   3   4   5