Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


В.С. Мухина полагает, что в возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности [37.c.86].

Указанные особенности психического развития, особая социальная ситуация во многом обуславливают характер половой социализации в данный период. В частности, как пишет О. Дружинина, можно говорить о том, что дети младшего школьного возраста активно осваивают гендерные стереотипы. Так, если говорить о мальчиках, они в период младшего школьного возраста стремятся к маскулинности, наиболее ярким проявлениям мужественности. Это проявляется в том, что они выражено активны и требуют большего внимания, ведут себя агрессивнее. Мальчики, за редким исключением, ориентированы на высокие достижения и в большей степени должны полагаться на себя, нежели девочки.[11]

В группах мальчиков младшего школьного возраста все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей «территории». У них всех одна задача — самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства. Игры и занятия мальчиков имеют подчеркнуто мужской характер: война, спорт, приключения. Мальчики предпочитают героическую литературу и кино, увлекаются приключенческой, военной, рыцарской, детективной тематикой, их объектами для подражания являются мужественные и смелые герои популярных триллеров и сериалов.

В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры. В общении мальчиков между собой преобладает мотив совместной деятельности. Мальчики могут не обращать большого внимания на личностные качества своих партнеров по игре, на их отношение к ним, если совместная деятельность их удовлетворяет.

Важно отметить, что в этом возрасте у мальчиков появляется особая потребность в близости отцу как объекту идентификации, наличии общих с ним интересов; многие идеализируют отцов даже вопреки реальности. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в заменяющей его фигуре, которой может стать тренер в спортивной секции, учитель-мужчина.

При этом, независимо от состава семьи, мальчики младшего школьного возраста подавляют в себе стремление идентифицироваться с матерью, им приходится энергично подавлять в себе любые проявления женственности (слабость, слезы) — иначе сверстники будут дразнить «девчонкой». Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, и мальчики развивают чувство самобытности, культивируя в себе сознание собственного отличия от всего женского. Они отталкивают сострадание, жалость, заботу, уступчивость. Они не придают такого большого значения взаимоотношениям с окружающими. Важно только то, как они влияют на конечный результат. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тенденцией мальчиков к освоению маскулинного типа поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Если говорить о девочках, важно отметить, что у них самоидентификация развивается через идентификацию с матерью, их отношения с окружающими базируются на зависимости от других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными, рано осознают необходимость думать прежде всего о других. Для них главную ценность представляют человеческие взаимоотношения. Девочки учатся воспринимать все тонкости общения людей, ценить и поддерживать добрые отношения. С самого детства они всегда озабочены тем, как их поведение сказывается на окружающих. В группе обращают внимание, прежде всего на то, кто и как к кому относится, т.е. им важен не аспект деятельности, а аспект взаимоотношений. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений. У девочек всегда две задачи — быть «положительными», т.е. соответствовать социальным ожиданиям, и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругами. Девочки решают свои задачи, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.

Кроме того, девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных «принцев», начинают собирать портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые записывают песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в «женские» дела (обмениваются кулинарными рецептами, делают украшения). В этот период возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью: маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведение матери. Занятия девочек, их игры также развивают способность к сотрудничеству. Например, девочки не ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства. Совершенствуя навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания на победителей. В целом девочки в младшем школьном возрасте ориентированы на освоение феминных гендерных стереотипов, связанных с нормами женского поведения.

Следует отметить, что представленные особенности обретения гендерной идентичности детей младшего школьного возраста накладывают отпечаток на особенности построения отношений мальчиков и девочек с окружающими. Как отмечает О.Дружинина, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Девочки смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то и то-то. Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями других. Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться, а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения физической силы [11].

Мальчики успешно и эффективно функционируют в группах, что видно на примере спортивных команд. В группах мальчиков никто не заботится о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно строгому соблюдению правил. Мальчики младшего школьного возраста уже всячески стремятся утвердить свое положение в группе сверстников, поэтому они становятся все менее восприимчивы к вежливым просьбам и предложениям девочек. Неудивительно, что девочки находят игры с мальчиками неприятными и всячески избегают их.

Игры для мальчика означают совсем не то, что для девочки. Девочки учатся взаимодействовать, развивая и поддерживая хорошие отношения. Мальчики учатся совместным действиям, играя в спортивные и соревновательные игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения. Таким образом, и мальчики, и девочки младшего школьного возраста решают задачи гендерной идентификации, объединяясь с представителями своего пола, что, несомненно, накладывает отпечаток на особенности построения гендерных взаимоотношений.

В отношении построения отношений между мальчиками и девочками младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.

И.С. Кон также указывает, что одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста это образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря — мальчиков и девочек — со своими правилами и ритуалами поведения; измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния. Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации являются следствием психологических закономерностей, описанных выше.

С. Бем также отмечает, что в младшем школьном возрасте гендерная сегрегация довольно ощутима. Дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного [56.c.9-24].

М. Осорина также подчеркивает, что группы девочек и мальчиков не только играют по-отдельности, но могут даже враждовать друг с другом. Места игр и развлечений у детей часто дифференцированы, выделяются особые «девчоночьи» и «мальчишечьи» места, внешне никак не обозначенные, но оберегаемые от посторонних и избегаемые ими. При объединении мальчиков и девочек для общей игры для нее часто выбирается нейтральное место между двумя территориями [42.c.86].

При этом, несмотря на такое противостояние, нельзя отрицать и наличие противоположной тенденции, а именно тенденции к проявлению интереса к представителям противоположного пола. И для девочек и для мальчиков период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности это время самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений. Но как раз это развитие включает в себя и возникновение интереса к противоположному полу, проявляющегося в своеобразном ухаживании. Все его своеобразие понятно, если учесть, что это притяжение в ситуации отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации. Мальчику надо показать девочке, что он выделил ее среди других девочек, и обратить ее внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников.

Девочка, в свою очередь, не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек. Для мальчишек дерганье девчонок за волосы традиционный способ обратить на себя внимание. Сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми это ухаживание не вызывает. От хулиганства оно отличается тем, что всегда происходит публично и не несет в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда выглядит весьма задиристым. Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подшучивая над ними. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочки чувство своей неполноценности, непривлекательности.

При этом важно отметить, что в реальности наблюдается значительное разнообразие гендерных отношений между мальчиками и девочками младшего школьного возраста. Обобщая результаты проведенного ею исследования, Л.В. Шуцкус отмечает, что характер личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола связан с уровнем развития полового самосознания детей, чем полнее ребенок осознает свою половую принадлежность и адекватно воспринимает сверстников как представителей определенного пола, тем конструктивнее он строит свои отношения со сверстниками противоположного пола [60.c.56].

Наконец, следует отметить, что в литературе отмечается недостаточность целенаправленного полового воспитания детей младшего школьного возраста. Нередко усвоение представлений о вопросах пола, о мужском и женском происходит стихийно и не оптимально. По данным В.Е. Кагана, дети расспрашивают о различиях между полами, о зачатии и рождении, о половом акте, о менструациях и поллюциях, могут бояться потери половых отличий и, наоборот, хотеть изменить свой пол. При этом до начала школьного возраста большинство детей не получают самых необходимых сведений о поле и восполняют пробелы и упущения взрослых самостоятельно — в далеко не лучших формах [8.c.254].

Таким образом, младший школьный возраст, с одной стороны, это возраст гендерной сегрегации, с другой возраст формирования половой культуры, когда осваиваются социально приемлемые способы гендерных взаимоотношений в рамках общей активной социализации. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для половой социализации, формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного пола. Одним из аспектов общей социализации является половая социализация личности, которая представляет собой процесс формирования мужской или женской половой (гендерной) идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины. Среди механизмов половой социализации можно выделить подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификацию.

В современных условиях существует потребность в специальной организации процесса половой социализации, обеспечении полового воспитания.

1.3. Роль семьи в половой социализации младшего школьника

Одним из важнейших факторов социализации является семья. Проблеме влияния семьи на развитие и социальное становление личности сегодня посвящено множество исследований.

Наиболее широкое и ставшее классическим определение находим в Большой советской энциклопедии, где указано, что семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [4].

Н.Я. Соловьев указывает, что семья это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и другими родственниками, живущими и ведущими общее хозяйство.

В.И. Зацепин и В.И. Цимбалюк считают, что семья это форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей, а также, в некоторых случаях из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью [38.c.12].

По определению И.А. Зимней, семья это сеть межличностных отношений типа «принятие-непринятие», «симпатия-антипатия», «уважение-пренебрежение», «поддержка-безразличие», «любовь-неприязнь» и т.п. [14.c.86].

B.C. Торохтий рассматривает семью как активную социальную систему. С этой точки зрения под семьей понимается малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт и со временем по мере реализации своих потенциальных возможностей, превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме [57.c.79].

А.И. Антонов пишет, что семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

А.Я. Варга пишет, что семья это сложная система, особая группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное — взаимоотношениями. Семейные отношения в данном контексте следует понимать как субъективно переживаемые связи и отношения между членами семьи. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности членов семьи и их общения [6.c.15].

Э.Г. Эйдемиллер рассматривает семейные отношения как важнейший источник развития личности, интенсивность которого является уникальной по сравнению с другими факторами. Только семья и отношения в ней могут способствовать здоровому развитию личности или нанести непоправимую психологическую травму [61.c.86].

Разнообразие семейных отношений обуславливает возможности их разностороннего описания в психологической теории. В частности, изучение литературы позволяет увидеть, что сегодня можно наблюдать самые разнообразные модели семейных отношений. Под моделью семейных отношений сегодня принято понимать сложившуюся устойчивую структуру семьи и систему взаимоотношений между членами семьи.

Как указывает Е. Силяева, сегодня на основании разных критериев могут быть выделены различные социально-психологические модели семьи. Так, по составу супругов выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

По составу родственных связей выделяют нуклеарные, расширенные, полные и неполные семьи:

  • Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура семейных отношений в западном обществе.
  • Расширенная семья включает других родственников, помимо детей и родителей (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
  • Полная семья соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и детей.
  • Неполная семья предполагает семейные отношения, когда один из родителей отсутствует. Как правило, в российском обществе преобладают неполные семьи, в которых нет отца [50.c.86].

При этом отметим, что выделяют и дополнительную категорию, так называемая функционально неполная семья. К ней относятся семьи с двумя родителями, однако профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания детей и полноценного взаимодействия с другими членами семьи.

Также может быть обозначена большая (патриархальная) семья как группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Данная модель семейных отношений встречается в основном в аграрных обществах.

Е.Силяева указывает, что различают семьи и по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы, связанные с определенными этапами семейного функционирования. В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи. Этот показатель характеризует два основных типа семей:

  • Благополучные семьи это семьи, чьи проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

— с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи;

— с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и социальных требований.

  • Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные) это семьи, в которых психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов [50.c.83].

Таким образом, рассмотрение моделей семьи позволяет увидеть, что эти отношения весьма разнообразны, что, соответственно, сказывается на психологическом и социальном развитии членов семьи. При этом следует отметить, что семейные отношения функционируют на нескольких уровнях, что отражается на их содержании.

Так, уровень супружеских отношений включает сочетание разных аспектов социальных и межличностных взаимоотношений двух взрослых людей. В отличие от других социальных отношений супружеские отношения включают в себя естественно-биологический элемент — интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Н.Н. Обозов пишет, что супружеские отношения возникают в результате официального оформления отношений любви. Таким образом, под супружеством как формой межличностных взаимоотношений следует понимать совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами [40.c.24].

Уровень детско-родительских отношений. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев подчеркивают, что детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом [39].

Наконец, следует указать и на уровень семейных отношений с более широким кругом родственников – с бабушками, дедушками, тетями и дядями и т.д. Несмотря на то, что в современном обществе преобладает нуклеарная семья, связи с другими родственниками остаются достаточно сильными. Особенно это касается влияния родителей супругов. Для России это особенно актуально, поскольку нередко семьи проживают с родителями супругов, а потому бабушки и дедушки оказываются в значительной степени вовлечены в отношения в семье.

Обобщая, можно отметить, что отношения в семье реализуются на уровне взаимодействия супругов, на уровне отношений детей и родителей, а также включают отношения с более широким кругом родственников. Это составляет основное социальное пространство, в котором протекает социализация ребенка, в котором он осваивает основные представления об отношениях, нормах и правилах. При этом социализация возможна за счет того, что семья реализует некоторые функции, среди которых, по мнению Т.В. Андреевой, можно выделить следующие:

  • Репродуктивная функция — рождение детей.
  • Воспитательная функция — формирование личности ребенка.
  • Обучающая функция – в семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
  • Коммуникативная функция — посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством.
  • Эмоциональная функция — удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
  • Духовно-психотерапевтическая функция — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, поддержка, помощь в преодолении жизненных трудностей.
  • Развлекательно-рекреативная функция — совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи.
  • Хозяйственно-бытовая функция — питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
  • Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.
  • Функция социализации — семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности [2.c.244].

В семье осуществляется общая социализации личности в ее различных аспектах, в том числе и половая. При этом изучение данной стороны социализации сегодня во многом осложнено в силу табуирования темы детской сексуальности как таковой, противоречивости тенденций в организации половой социализации в рамках воспитательных институтов, а также преобладании стихийности данных процессов.

Говоря о табуировании, следует отметить, что исследования вопросов половой социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста долгое время было ограничено. Негласно было принято считать, что дети до подросткового возраста остаются в неведении относительно вопросов взаимоотношения полов. Этому во многом способствовало также принятое в психоаналитическом подходе представлении о латентности сексуальных переживаний в младшем школьном возрасте. В то же время исследования позволяют говорить о том, что вопросы пола, гендерных отношений для детей актуальны и в дошкольном, и младшем школьном возрасте (В.Е. Каган) [8].

На уровне научной теории также нет единства. С одной стороны, ряд ученых (А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейн и др.) выступают в целом против целенаправленного полового воспитания в младшем школьном возрасте, считая, что беседы на половую тему приводят ребенка к грубо рационалистическому взгляду на половую сферу, закладывают начало цинизму. С другой стороны, в педагогике существуют теории (Т.Ю. Абаева, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова), развивающие мысль о необходимости полового воспитания именно в этот период, так как семи-восьмилетние дети, не вступившие еще в подростковое половое созревание с присущей ему гиперсексуальностью, воспринимают сведения о поле так же спокойно, как любую другую информацию. Все это делает процессы половой социализации слабо управляемыми.

При этом доминирующая роль в половой социализации детей младшего школьного возраста по-прежнему принадлежит семье. В семье создается наиболее естественная для среда для усвоения гендерных норм и стереотипов. Родители, осознавая это или нет, оказывают непосредственное воздействие на процессы формирования гендерной идентичности своего ребенка. Как в этой связи пишет Эренберг: «Как бы нам ни хотелось иного, дети рождаются сексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки полового воспитания, сознательно или бессознательно» [56.c.9-24].

И.В. Захарова, оценивая семью как фактор половой социализации ребенка, отмечает следующие аспекты:

  1. хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей;
  2. семья влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком;
  3. успешность влияния семьи во многом зависит от степени его согласованности с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-феминности;
  4. семья служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру [13.c.140-142].

Родители могут по-разному проявлять себя в аспекте половой социализации, что будет оказывать влияние на формирование гендерной идентичности и полоролевых представлений детей. Как в этой связи пишет Эренберг: «Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения ребенка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу». Авторы описали также четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола:

  1. Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс — это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье.
  2. Избегающий тип — при данном типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах.
  3. Навязчивый тип — при этом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни.
  4. Эксперессивный тип — родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения).

В то же время существует и встречная активность в процессах половой социализации со стороны самого ребенка, что имеет свою специфику в период младшего школьного возраста. С началом обучения в школе роль семьи в половой социализации ребенка изменяется в связи с расширением круга его самостоятельного общения, ростом возможностей осмысления половых различий, полоролевого репертуара. Как пишет В.Е. Каган, первые женщина и мужчина в жизни ребенка — мать и отец. Но требуется немало времени, чтобы в сознании ребенка родительские и половые роли образовали единство [8].

Ряд исследований свидетельствует о различиях влияния отцов и матерей на половую социализацию детей. В целом матери являются носителями феминной гендерной роли – жены и матери. Для них более характерны проявления мягкости, тепла, зависимости, заботы об окружающих и т.д. Основываясь на этой роли, они подходят к построению отношений со своими детьми. В частности, И.В. Захарова пишет, что матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания. Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам.

Матери обеспечивают для дочерей формирование представлений о женских гендерных ролях матери, жены, женщины в целом. Благодаря им девочки осваивают типично женские формы поведения и реагирования. Для мальчиков же матери выступают как образец женственности, что обеспечивает формирование у них представлений о мужских ролях защитника, мужчины и т.д. [13.c.140-142].

Отец представлен в процессе половой социализации иначе. Так, в первую очередь он выступает как муж матери. Как полагает Ж. Лакан, уникальность значения отца проявляется в его последовательно произнесенных «нет» и «да». Его «нет» как мужа и отца относится и к его жене, и к ребенку. Своим «нет» он возвращает себе жену, прерывая ее симбиотические отношения с ребенком и запрещая ему иметь особенные отношения с матерью, а своим «да» он дает понять, что те вещи, которые придумывает его ребенок великолепны и он будет радоваться им, когда тот станет подростком [18].

При этом роль отца для мальчика и для девочки различна, на что указывал З. Фрейд и роль эта, в первую очередь, заключается в формировании половой и полоролевой идентичности. Отец имеет важнейшее значения для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежащим к мужскому или женскому полу (ядерная половая идентичность) и овладению способами поведения, свойственными мужчинам и женщинам (полоролевая идентичность). Как отмечал З. Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение для выбора объекта в противоположном поле. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует сепарации от матери и разотождествлению с ней [44].

Если говорить о влиянии отцов на дочерей, то следует отметить, что отец необходим для успешного формирования женственности дочерей: еще в 70-е годы прошлого века это утверждение вызывало большие сомнения исследователей. Теперь уже экспериментально показано, что фемининность девочек, в отличие от маскулинности мальчиков, коррелирует с маскулинностью их отцов, а отец должен восхищаться своей дочерью и гордиться ею. При этом, как указывают исследователи, восхищение не должно переходить в соблазняющее поведение, что может привести к регрессии девочки. Психоаналитически ориентированные исследователи считают, что для успешного принятия женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и идентифицироваться с материнской ролью в отношениях с отцом.

Таким образом, отец и мать выступают носителями гендерных ролей для своих детей. В то же время, описывая механизмы половой социализации в семье, И.С. Кон пишет, что вследствие врожденных половых различий, которые проявляются уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. То есть, ребенок сам «формирует» родителей в большей степени, чем они его. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола [19.c.24].

При этом, как пишет Т.А. Крылова, родительское поведение по отношению к ребенку зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом с полом родителя. Здесь выделяют 3 типичных проявления поведения:

  1. Каждый родитель стремится быть образцом для ребенка своего пола.
  2. Каждый родитель проявляет в общении с ребенком определенные черты, которые он привык выражать по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок.
  3. Родители склонны сильнее идентифицироваться с детьми своего пола, нежели противоположного [25.c.80].

Таким образом, родители с учетом пола ребенка ведут себя тем или иным образом, способствуя формированию гендерных представлений у ребенка. Также по мнению Р. Бернса, который исследовал развитие Я-концепции у детей, большое значение имеют социальное положение семьи, профессиональный статус родителей, полноту семьи, характер родственных отношений, наличие старших или младших братьев и сестер, доминантность матери и отца и т.д. Кроме того, по данным автора, значительную роль играет принятие или отвержение ребенка. Было выявлено, что властный, доминантный контроль отца приводил к негативизации образа Я у мальчиков (затрудняя идентификацию с маскулинными чертами отца), никак не сказываясь на образе Я у девочек (т.е. не мешая им осваивать феминные характеристики). В силу этого автор настойчиво подчеркивает значение родительского тепла и настаивает на презумпции родительской любви, утверждая, что если ни капризы ребенка, ни гнев родителей не подрывают внутреннюю преданность и любовь к ребенку матери и отца, формирование гендерной идентичности будет протекать благополучно. Именно родительская любовь и принятие ребенка представляет собой тот аспект личности каждого из родителей и семейных отношений, к которому можно эффективно апеллировать в ходе полоролевой социализации детей. Аналогичные данные были получены и в ходе исследования А.Я. Варги. Автор делает вывод о том, что в структуре родительского отношения главное место занимает эмоциональное принятие или отвержение ребенка [6].

Таким образом, в младшем школьном возрасте ведущую роль в половой социализации ребенка продолжает играть семья. Именно в семье ребенок получает базовые представления об основных гендерных ролях на примере отца и матери. При этом исследователи указывают, что большое значение имеет отношение родителей к проблемам пола и половой социализации, осуществляемое ими поведение, а также эмоциональное принятие или непринятие ребенка. Одним из важнейших факторов социализации является семья как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Сегодня выделяют множество моделей семьи и семейных отношений. При этом важнейшим аспектом функционирования семьи являются ее функции, среди которых можно выделить репродуктивную, социализирующую, воспитательную, рекреативную и т.д.

Вывод по 1 главе

На основании анализа литературы были сделаны следующие выводы:

  1. Социализация это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сегодня можно выделить три основных теории социализации в психологии: социализация как адаптация; социализация как самореализация; социализация как интегративный процесс адаптации – индивидуализации. Социализация выполняет такие функции как регулирование, обеспечение личностного развития индивида, ориентирование, включение индивида в коммуникацию и т.д. Механизмами социализации могут быть названы подражание, идентификация, аккомодация, индивидуализация и интеграция. Социализация осуществляется посредством воздействия множества факторов, среди которых можно выделить социальные факторы макро-, мезо- и микро-уровня и психологические факторы, связанные с разнообразными потребностями личности. Наконец, социализация это длительный процесс, который начинается с младенчества и длится всю жизнь. Наиболее активно социализации протекает в первые периоды жизни до юности.
  2. Половая социализация личностипредставляет собой процесс формирования мужской или женской половой (гендерной) идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины. Среди механизмов половой социализации можно выделить подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификацию.В современных условиях существует потребность в специальной организации процесса половой социализации, обеспечении полового воспитания. Младший школьный возраст, с одной стороны, это возраст гендерной сегрегации, с другой это возраст формирования половой культуры, когда осваиваются социально приемлемые способы гендерных взаимоотношений в рамках общей активной социализации. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для половой социализации, формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного пола.
  3. В младшем школьном возрасте ведущую роль в половой социализации ребенка продолжает играть семья как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Сегодня выделяют множество моделей семьи и семейных отношений. При этом важнейшим аспектом функционирования семьи являются ее функции, среди которых можно выделить репродуктивную, социализирующую, воспитательную, рекреативную и т.д. В семье ребенок получает базовые представления об основных гендерных ролях на примере отца и матери. При этом исследователи указывают, что большое значение имеет отношение родителей к проблемам пола и половой социализации, осуществляемое ими поведение, а также эмоциональное принятие или непринятие ребенка.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф