Меню Услуги

Роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.3. Практические рекомендации по формированию половой социализации младшего школьника

При работе с младшими школьниками классному руководителю нужно ставить такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую, гармоническую систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Большие возможности осуществления половой социализации детей предоставляется во внеклассной и внешкольной деятельности. Для работы с обучающимися начальной школы – это классные часы, беседы, проведение спортивных мероприятий, уроков нравственности, уроков здоровья.

Возрастные особенности развития определяют основную линию социализации детей 6-10 лет. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе.

Формы работы классного руководителя:1-4 класс

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  1. Игры на знакомство и взаимодействие: «Теремок», «Весёлые задания», «Иди к нам».
  2. Беседы: «уход за волосами», «уход за телом», «красивые ногти» «красивые ногти» «культура одежды», «уход за кожей лица», «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня»
  3. Весёлые старты: «Мама, папа, я – дружная семья»
  4. Уроки нравственности и классные часы: «уважительное отношение к пожилым людям, маме, папе, учителям», Значение дружной семьи, дружного класса, Помощь дома по хозяйству, О дружбе и откровенности с родителями, правила поведения за столом, умение вести себя дома, в школе, на улице, в общественных местах, мужчина должен защищать Родину, На плечах отца держится мир, женщина хранительница домашнего очага, Дружба девочек и мальчиков.

Работа с родителями

  1. Родительские собрания: на таких собраниях можно не только обсудить успеваемость учащихся, но и провести мостик к решению той или иной педагогической проблеме, и конкретно на нескольких собраниях учитель может проинформировать о корректном раскрытии знаний о полоролевых различиях детей, подвести их к осознанию разных подходов в воспитании мальчиков и девочек.
  2. «Переживание детских эмоций» (детские гримасы, любимая игрушка, мой сказочный образ, детские игры, воспоминания детства) предварительная игра с детьми «студия эмоциональной фотографии»
  3. На собрания так же можно приглашать школьного психолога. И провести анкетирование родителей, с помощью вопросов анкеты в Таблице 5 выяснить осведомлённость и посвященность родителей о проблемах полоролевого развития ребёнка в семье.

Таблица 5. Анкета для родителей

Вопрос Ответ
1. Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?  
2. Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?  
3. К кому больше привязан ребёнок?  
4. Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?  
5. Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?  
6. Читаете ли вы с ребенком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?  
7. Рассказываете ли вы ребенку, как он появился на свет?  
8. Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?  
9. Как вы реагируете на вопрос ребенка о телесном различии полов?  

 

Также можно сделать памятку для родителей при общении с мальчиками и девочками:

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Таким образом каждый педагог начальной школы должен способствовать развитию половой социализации детей. Поэтому воспитательный процесс должен строится с учетом всех перечисленных особенностей, и каждый педагог должен знать и читывать их при организации своих занятий, воспитательной работы.

Вывод по 2 главе

На основании эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Авторитарные родители стараются во взаимодействии с ребенком обходить вопросы пола, что говорит о наличии барьера в эмоциональных отношениях. Они считают, что когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом, а в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Либеральные родители в большинстве не задумываются, являются ли они достойным примером для ребенка в области половой социализации, процесс протекает стихийно. Демократичные родители считают, что следует с детьми строить доверительные отношения и обсуждать значимые для ребенка вещи совместно, в то числе и вопросы в области гендерных ролей отношений, пола.
  2. Существуют различия в условиях половой социализации в семьях с различными типами детско-родительских отношений. Так, в авторитарных семьях родители в наибольшей степени стремятся избежать открытого обсуждения вопросов гендерных различий, отношений полов, полагая, что дети младшего школьного возраста еще малы. В либеральных семьях родители скорее небрежно относятся к информированию детей относительно вопросов взаимодействия полов, а также демонстрации гендерных взаимоотношений. В демократичных семьях наблюдается стремление обеспечить оптимальные условия для информирования и предоставления детям примеров гендерного взаимодействия с учетом их возраста.
  3. При исследовании детей было выявлено, что наименьшей обобщенностью, чрезмерным преобладанием конкретных примеров в области гендерных представлений отличаются дети либеральных родителей. Наиболее обобщенные и ясные представления о типично мужском и женском имеют дети демократичных родителей. При этом все дети отличаются тем, что к актуальным занятиям мальчиков и девочек относят скорее типично женские занятия, что можно объяснить преимущественно материнским воспитанием в семьях.
  4. Все дети, вне зависимости от типа детско-родительских отношений в семье, ясно осознают и обозначают свою половую принадлежность. Обозначение своего пола играет для этих детей важную роль, связанную с их социальной позицией, о чем свидетельствует размещение данных характеристик на 1-2 местах. При этом дети авторитарных родителей, при достаточной широте гендерных представлений в связи с самоописанием ребенка, отличаются преобладанием нейтрального, дистанционного отношения к себе как представителю пола, акцентом на социальных характеристиках (ученик, сын, дочь и т.д.).У детей либеральных родителей наблюдается достаточно положительное восприятие детей своего пола. При этом необходимо отметить сравнительную ограниченность представлений о себе в этой области, что, возможно, связано с тем, что родители не уделяют особого внимания вопросам гендерного воспитания.Наконец, дети демократичных родителей также положительно воспринимают себя как представителя пола. При этом их гендерные характеристики отличаются большим разнообразием и широтой, что можно объяснить тем, что родители обращают достаточное внимание на вопросы гендерного воспитания.
  5. Следовательно, половую социализацию детей младшего школьного возраста следует проводить целенаправно и участвовать в этом должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни в том числе в человеке противоположного пола.
  6. Следовательно, существует связь между особенностями детско-родительских отношений и половой социализацией детей младшего школьного возраста.


Заключение

С целью исследовать роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели было предпринято теоретическое и эмпирическое исследование.

На основании анализа литературы было выявлено, что социализация это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Социализация выполняет такие функции как регулирование, обеспечение личностного развития индивида, ориентирование, включение индивида в коммуникацию и т.д. Механизмами социализации могут быть названы подражание, идентификация, аккомодация, индивидуализация и интеграция. Социализация осуществляется посредством воздействия множества факторов, среди которых можно выделить социальные факторы макро-, мезо- и микро-уровня и психологические факторы, связанные с разнообразными потребностями личности. Наконец, социализация это длительный процесс, который начинается с младенчества и длится всю жизнь. Наиболее активно социализации протекает в первые периоды жизни до юности.

Половая социализация личности представляет собой процесс формирования мужской или женской половой (гендерной) идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины. Среди механизмов половой социализации можно выделить подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификацию. В современных условиях существует потребность в специальной организации процесса половой социализации, обеспечении полового воспитания.

Одним из важнейших периодов для половой социализации является младший школьный возраст. С одной стороны, это время гендерной сегрегации, с другой формирования половой культуры, когда осваиваются социально приемлемые способы гендерных взаимоотношений в рамках общей активной социализации. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для половой социализации, формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного пола.

В младшем школьном возрасте ведущую роль в половой социализации ребенка продолжает играть семья как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Сегодня выделяют множество моделей семьи и семейных отношений. При этом важнейшим аспектом функционирования семьи являются ее функции, среди которых можно выделить репродуктивную, социализирующую, воспитательную, рекреативную и т.д. В семье ребенок получает базовые представления об основных гендерных ролях на примере отца и матери. При этом исследователи указывают, что большое значение имеет отношение родителей к проблемам пола и половой социализации, осуществляемое ими поведение, а также эмоциональное принятие или непринятие ребенка.

С целью самостоятельного изучения роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование. На основании эмпирического исследования было выявлено, что авторитарные родители стараются во взаимодействии с ребенком обходить вопросы пола, что говорит о наличии барьера в эмоциональных отношениях. Они считают, что когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом, а в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Либеральные родители в большинстве не задумываются, являются ли они достойным примером для ребенка в области половой социализации, процесс протекает стихийно. Демократичные родители считают, что следует с детьми строить доверительные отношения и обсуждать значимые для ребенка вещи совместно, в то числе и вопросы в области гендерных ролей отношений, пола.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Существуют различия в условиях половой социализации в семьях с различными типами детско-родительских отношений. Так, в авторитарных семьях родители в наибольшей степени стремятся избежать открытого обсуждения вопросов гендерных различий, отношений полов, полагая, что дети младшего школьного возраста еще малы. В либеральных семьях родители скорее небрежно относятся к информированию детей относительно вопросов взаимодействия полов, а также демонстрации гендерных взаимоотношений. В демократичных семьях наблюдается стремление обеспечить оптимальные условия для информирования и предоставления детям примеров гендерного взаимодействия с учетом их возраста.

При исследования детей было выявлено, что наименьшей обобщенностью, чрезмерным преобладанием конкретных примеров в области гендерных представлений отличаются дети либеральных родителей. Наиболее обобщенные и ясные представления о типично мужском и женском имеют дети демократичных родителей. При этом все дети отличаются тем, что к актуальным занятиям мальчиков и девочек относят скорее типично женские занятия, что можно объяснить преимущественно материнским воспитанием в семьях.

Все дети младшего школьного возраста, которые принимали участие в нашем исследовании, вне зависимости от типа детско-родительских отношений в семье, ясно осознают и обозначают свою половую принадлежность. Обозначение своего пола играет для этих детей важную роль, связанную с их социальной позицией, о чем свидетельствует размещение данных характеристик на 1-2 местах. При этом дети авторитарных родителей, при достаточной широте гендерных представлений в связи с самоописанием ребенка, отличаются преобладанием нейтрального, дистанционного отношения к себе как представителю пола, акцентом на социальных характеристиках (ученик, сын, дочь и т.д.). У детей либеральных родителей наблюдается достаточно положительное восприятие детей своего пола. При этом необходимо отметить сравнительную ограниченность представлений о себе в этой области, что, возможно, связано с тем, что родители не уделяют особого внимания вопросам гендерного воспитания. Наконец, дети демократичных родителей также положительно воспринимают себя как представителя пола. При этом их гендерные характеристики отличаются большим разнообразием и широтой, что можно объяснить тем, что родители обращают достаточное внимание на вопросы гендерного воспитания.

Следовательно, эффективной половой социализации младшего школьника способствует такой стиль детско-родительских отношений, как демократический.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Список литературы

  1. Аверьянов Л.Я. Порог социализации М., 2000, с.100
  2. Андреева Т.В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  3. Божович Л И Личность и её формирование в детском возрасте М Просвещение, 2006, с. 436-446
  4. Большая советская энциклопедия — [Электронный ресурс] http://slovari.yandex.ru
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер,2000. — 304 с.
  6. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2012. – 198 с.
  7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа № 2июнь 2000, с.15-23
  8. Воспитателюо сексологии / В.Е.Каган . – Москва : Педагогика, 1991 . – 254
  9. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.:ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176 с.
  10. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. – 246 с.
  11. Дружинина О. Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте — [Электронный ресурс] http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_03e.shtml
  12. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: КноРус, 2015. – 309 с.
  13. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 140-142
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999, с. 86
  15. Зиновьева М.В. Влияние стиля воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Дис. … канд. психол. Наук, М., 2001
  16. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов, и её влияние на социализацию младших школьников // Психология и школа. – 2010. — №1. – с. 24 — 39
  17. Ивакина В.В. Функции матери как детерминанта развития ребенка// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия«Гуманитарные науки», № 5 2007, 254 с.
  18. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психо¬логия и семейная терапия. 2006. № 1
  19. Кон И.С. Вкус запретного плода.- [Электронный ресурс] http://www.booksgid.com/health/13700-vkus-zapretnogo-ploda-seksologija-dlja.html
  20. Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек //Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. №1(2) – с. 54-58
  21. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах. №1-2, 2004, с.31-3
  22. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. – 336с.
  23. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи — [Электронный ресурс] http://www.koob.pro/kon/
  24. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  25. Крылова Т.А. Формирование половой идентичности дошкольника в семье. Дис. … канд. психол. Наук. Вологда, 2001. — 181 c.
  26. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000, с.86
  27. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 86 с.
  28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание — [Электронный ресурс] http://nashaucheba.ru/v34992
  29. Куприянова Б.В., Сапина Е.А., Крылова Н.Г. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: Академия, 2015. – 178 с.
  30. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ : Дис. … канд. социол. Наук. — Ставрополь, 2004. — 185 c.
  31. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: «Либроком»,2010. – 216 с.
  32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — [Электронный ресурс] http://lib100.com/book/age_psychology/psyche_child/.doc
  33. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2015. – 249 с.
  34. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология М.: Просвещение, 2003.—256 с.
  35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
  36. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — 2-е издание — М.: МПСУ, 2009. — 564с.
  37. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. — 9-е издание. М.: Академия, 2004, с. 86
  38. Мы и наша семья / Сост. В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк, — [Электронный ресурс] http://www.e-club/bookreader.php/62879/Zacepin%2C_Cimbalyuk_-_My_i_nasha_sem%27ya.html
  39. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. / Ред. Бодалев А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. – 400 с.
  40. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — [Электронный ресурс] http://www.koob.ru/obozov_n/
  41. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. — М., 2006. – 100 с.
  42. Осорина М. Секретный мир детей М., 2003. – 390 с.
  43. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. – 832с.
  44. Психоанализ детской сексуальности / З.Фрейд, К.Абрахам, К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. — [Электронный ресурс] http://www.livelib.ru/book/1000851233
  45. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 3-е изд., — М.: Прайм — Еврознак, 2007 – 672с.
  46. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана — СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. — 368 с.
  47. Психология развития. Словарь / под.ред. А.Л. ВенгераМ.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  48. РадинаН. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации и гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2006. №5
  49. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 380 с.
  50. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М: Асайегша, 2004, с.86
  51. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, с.196
  52. Современная сексология: энциклопедия / под. общ. ред. В. А. Доморацкого. Минск: 2008. – 600 с.
  53. Социализация личности. Психология от А до Я – [Электронный ресурс] http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=14
  54. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003, 1312 с.
  55. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология М., 2000, с.73 с.
  56. ТкаченкоИ. Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста / И. Ткаченко // Школьный психолог. — Апрель 2004. -№. 14. -С. 9-24
  57. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — [Электронный ресурс] http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url= /notices/index/IdNotice:77739/Source:default
  58. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства — [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/authors/a6778.shtml
  59. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — [Электронный ресурс] http://books.academic.ru/book.nsf/61083686
  60. Шукчус Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002 166 c.
  61. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.

Страницы:   1   2   3   4