Меню Услуги

Роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Половая социализация личности как объект психологического исследования. Анализ роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста
  • 1.1. Понятие социализации в психолого-педагогической литературе
  • 1.2. Особенности половой социализации младшего школьника
  • 1.3. Роль семьи в половой социализации младшего школьника
  • Вывод по 1 главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста
  • 2.1. Методика проведения исследования
  • 2.2. Результаты исследования
  • 2.3. Практические рекомендации по формированию половой социализации младшего школьника
  • Вывод по 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Актуальность исследования роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста обусловлена несколькими причинами. В первую очередь следует отметить, что младший школьный возраст это период, значимый с точки зрения освоения социальных норм, требований, стереотипов и представлений, т.е. социализации в различных ее аспектах. В частности, активно протекает процесс половой социализации, в рамках которого происходит формирование гендерной идентичности ребенка, системы полоролевых установок, гендерных норм поведения и т.д.

При этом анализ литературы позволяет говорить о недостатке исследований в области половой социализации в детском возрасте, в частности, в период младшего школьного возраста. Во многом данная ситуация связана с тем, что долгое время тема детской сексуальности, гендерного развития игнорировалась, а младший школьный возраст считался латентным с точки зрения сексуального развития. В то же время результаты эмпирических исследований убедительно доказывают, что младшие школьники открыты для восприятия гендерных норм поведения, процесс половой социализации не останавливается.

С учетом имеющихся данных особый интерес вызывает вопрос факторов половой социализации детей младшего школьного возраста. В частности, остается недостаточно раскрытой роль семьи. Несмотря на то, что ребенок поступает в школу и круг его общения расширяется, семья продолжает занимать ведущее место как агент социализации. Однако сегодня, в силу указанных выше причин, недостаточно данных, раскрывающих значение семейного фактора.

Это и обуславливает актуальность нашего исследования.

Объект: половая социализация личности.

Предмет: роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста.

Гипотеза заключается в предположении о том, что эффективной половой социализации младшего школьника способствует такой стиль детско-родительских отношений, как демократический.

Цель: теоретически и эмпирически исследовать роль семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие половой социализации личности;
  2. Проанализировать исследования роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста;
  3. Провести эмпирическое исследование роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста.

Теоретической базой исследования стали работы зарубежных и отечественных авторов в области половой социализации в младшем школьном возрасте (И.С. Кон, А.А. Грицанов, Т.Б. Легенина, Е.В. Кулебякин), психологии семьи (Н.Я. Соловьев, В.И. Зацепин, В.И. Цимбалюк) и влияния  семьи на процессы половой социализации детей (З. Фрейд, И.С. Кон, Т.А. Крылова, И.В. Захарова).

Эмпирическая база исследования: исследование было проведено Егорьевском районе  на базе МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина в период с 14.03.2016 г. по 15.04.2016 г. В исследовании приняли участие 80 чел., из них 40 чел – родители, 40 детей в возрасте от 7 до 8 лет.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературы;
  2. Тестирование;
  3. Количественный и качественный анализ.

Структура исследования включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение и список литературы.

 

Глава 1. Половая социализация личности как объект психологического исследования. Анализ роли семьи в процессе половой социализации детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие социализации в психолого-педагогической литературе

Проблема социализации является объектом изучения многих наук, в частности, философии, социологии, психологии и т.д. Впервые понятие социализации было использовано американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в работе «Теория социализации», вышедшей в 1887 году, в которой под социализацией понималось «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»[36.c.12].

В психологии проблема социализации индивида является одной из ключевых, поскольку рассматривается в связи с такими психологическими процессами как формирование личности, адаптация индивида в социальной среде, соотношение индивидуальных и личностных черт и т.д. При этом в современной психологии разработан целый ряд подходов к понятию социализации. Например, Так, Т.Парсонс и Р.Мертон характеризуют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит ее приспособление[36.c.12]. Таким образом, фактически социализация раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливают сущность социализации Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода. В работах данных авторов социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», а субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода во многом противоположных подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И. С. Кон, Б.Д. Парыгин, А. В. Мудрик и др.) пониманию социализации. Например, А.В. Мудрик дает следующее понятие социализации: это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии индивида со стихийным, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах[36.c.12].

И.С.Кон пишет, что социализация это усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей[23.c.191].

Кроме того, отечественные авторы предпринимают попытки объединения указанных выше подходов. В частности, Д.И. Фельдштейн рассматривает социализацию как двуединый процесс и отмечает, что в ходе социализации происходит осознание и принятие социальных норм, правил поведения, общественных отношений (с учетом индивидуальных особенностей – темперамента, характера, разнообразные способностей) [59.c.86], а также «присвоение «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что позволяет индивиду не только воспроизводить социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта» [58.c.24].

Таким образом, в понимании Д.И. Фельдштейна социализация предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию, обобщаются, вербализуются, становятся способными к последующему развитию. Под экстериоризацией понимается объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими элементами данного процесса являются следующие: социальная среда (с ее многообразными сферами), субъект социализации, направленность его сознания, социальная ситуация развития и др. Каждый из элементов выступает всегда в качестве системного образования, взаимодействуя с другими элементами, образуя системы механизмов интериоризации и экстериоризации человека, которые в совокупности обеспечивают его социальный модус (потребности, интересы, убеждения и др.).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социализация, с одной стороны, обеспечивает и сохраняет устойчивость и самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Следовательно, анализируя указанные выше подходы к пониманию феномена социализации можно сделать вывод, что сегодня существует 3 основных психологических теории социализации:

  • социализация как адаптация;
  • социализация как самореализация;
  • социализация как интегративный процесс адаптации – индивидуализации.

Мы склонны соглашаться с авторами, которые рассматривают социализацию как интегративный процесс, поскольку данный подход позволяет учитывать и воздействие социальной среды, и активность самой личности. В то же время анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что данный подход требует дальнейшей разработки. В частности, весьма спорным является вопрос о роли самого индивида в ходе социализации.

В частности, Т. Парсонс говорит о пассивной позиции  индивида в процессе социализации [43.c.86]. Данный подход может рассматриваться как субъект-объектный.

Ч.Кули, Д.Г. Мид, сторонники второго подхода рассматривали социализацию в другом ключе, утверждая о том, что индивид активно участвует в процессе социализации.  Этот подход может рассматриваться как субъект-субъектный [36.c.94].

Д.И. Фельдштейн, как было показано выше, говорит о значимой роли активности самого индивида в процессе социализации. В ходе освоение социальных ценностей и норм личность усваивает их своим индивидуальным образом, обусловленным особенностями ее индивидуального психологического развития, уникального опыта. При этом индивид активно взаимодействует с социальной средой, чем по факту оказывает влияние на общество. Итогом данного процесса становится не только адаптация в социальной среде, но и обретение идентичности (в терминологии Э.Эриксона), самотождественности, ощущаемой как равенство индивида самому себе, обязательно подкрепляемое значимыми другими. В целом следует отметить, что сегодня вопрос влияния индивида на собственную социализацию остается открытым.

Социализация личности есть результат воздействия целого ряда условий и факторов. Как указывает В.А. Сластенин, в отечественной и западной психологической теории имеются различные подходы к описанию факторов социализации и социальной адаптации [51.c.196].

Наиболее общая классификация принадлежит А.В.Мудрику, который выделяет мега-, макро-, мезо- и микрофакторы социализации индивида.

  • Мегафакторы (от «мега» что означает очень большой, всеобщий), к таким факторам можно отнести такие как космос, планета, страна, общество и т.д.
  • Макрофакторы (от «макро» — большой). К ним автор относит – страну, этнос, общество, государство, т.е. данные факторы, влияют на социализацию всех индивидов, живущих в определенной стране или принадлежащих к какому-либо этносу.
  • Мезофакторы (мезо — средний) – факторы по месту, типу поселения, принадлежности к аудитории СМИ, к той или иной субкультуре и др.
  • Микрофакторы — семья, группы сверстников, микросоциум и т.д. [36.c.94].

Наиболее заметное влияние, безусловно, оказывают мезо- и микрофакторы социализации и социальной адаптации. Кроме того, данные группы и в большей степени контролируются. Именно поэтому данным группам факторов уделяется особое внимание. В частности, И.С.Кон выделяет такие наиболее значимые факторы как семья, отношения со сверстниками, особенности обучения, особенности СМИ, особенности трудовой деятельности, включенность индивида в общественные организации.

  • Семья рассматривается как основной фактор социализации в ранние годы жизни, поскольку именно в семье ребенок получает первые представления о социальном устройстве мира, нормах и ценностях общества.
  • Отношения со сверстниками. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и взрослыми, а потому в этих отношениях ребенок имеет больше возможностей для самореализации. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.
  • Обучение. Включение ребенка в педагогический процесс является важнейшим условием нормативной социализации и социальной адаптации личности. Кроме собственно процесса обучения, в ходе которого ребенок осваивает необходимые для жизни в социуме знания, в школе существуют правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей, нормирующие поведение и т.д.
  • Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на нормативную социализацию и социальную адаптацию индивида. Именно СМИ способствуют популяризации тех или иных представлений, образцов, моделей и норм.
  • Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида. Освоение трудовой деятельности предполагает и освоение индивидом социальных норм, обуславливающих успешное выполнение данной деятельности.
  • Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т.д. тоже играют свою роль в нормативной социализации и социальной адаптации личности, оказывая влияние на формирование мировоззренческих установок, представлений о правильном и неправильном и т.д. [23.c.191-205].

Кроме того, в психологической литературе особое внимание уделяется исследованию психологических факторов социализации личности. Наиболее полный подход описания таких факторов представлен П.С.Кузнецовым, который выделяет ряд комплексных факторов, выделенных на основе анализа наиболее значимых потребностей человека: самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный и самореализации. Каждый комплексный фактор включает в себя ряд частных факторов [26.c.86].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Изучение литературы позволяет увидеть, что социализация это длительный процесс, проходящий несколько основных этапов.

  1. восприятие социальной информации на уровне ощущений, эмоций. Этот этап ребенок проходит в период младенчества, раннего детства, дошкольного возраста. Ребенок в ходе непосредственно эмоционального общения, затем предметной деятельности во взаимодействии со взрослым осваивает первые социальные представления и нормы.
  2. формирование первичного отношения к социальным нормам. На данном этапе в период дошкольного возраста ку ребенка формируется элементарное оценочное отношение к социальной действительности, ценностям и требованиям. Ребенка начинает интересовать вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  3. выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. Данный этап характерен для младшего школьного возраста, когда у ребенка уже сформированы первичные оценки и отношение к социальной действительности.
  4. формирование ценностных ориентаций и установка на действие. Данный этап протекает в период подросткового возраста и ранней юности. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.
  5. система поведения. На данном этапе, который приходится на юность и более поздние возраста, когда человек выстраивает целостную систему поведения в соответствии с социальными требованиями, осознавая их значимость и ценность[55.c.73].

Таким образом, социализация это длительный, развернутый во времени процесс освоения личностью социальных требований и самореализации в социальной среде.

Социализация, как было показано выше, представляется сложным многоаспектным явлением, которое проявляется в различных видах и осуществляется на многих уровнях жизнедеятельности человека. Говоря о видах социализации, Л.Я. Аверьянов выделяет следующие.

Полная социализация. Из всего объема знания и культуры данной социальной группы или окружения ребенок и взрослый человек усваивают тот объем, который им необходим для решения задач адаптации в конкретных условиях их жизни.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью, что несколько затрудняет его социальную адаптацию.

Частичная социализация. Из необходимого и достаточного объема знаний и норм индивид овладел только какой-то его частью. Так, не имея фундаментальных знаний (институтских), в ряде профессий очень трудно работать, хотя можно быть и неплохим специалистом.

Односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один аспект жизнедеятельности человека.

Актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе [1.c.100].

Таким образом, социализация представляется сложным процессом, который может быть представлен в различных видах. Доминирование того или иного вида социализации у конкретного индивида обусловлено уникальными социальными условиями его жизни и его индивидуально-психологическими характеристиками.

Наконец, следует отметить, что понятие социализации описывает как процесс, так и результат данного процесса, что позволяет говорить о различных уровнях социализации. В таком случае встает вопрос о выделении критериев социализации личности. М.И. Рожков в этой связи указывает, что критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются:

  • социальная адаптированность;
  • социальная автономность;
  • социальная активность [49.c.380].

Таким образом, процесс социализации является объектом психологического изучения достаточно долгое время, что обусловило разработку целого ряда подходов к его пониманию. Сегодня можно выделить три основных теории социализации в психологии: социализация как адаптация; социализация как самореализация; социализация как интегративный процесс адаптации – индивидуализации. Социализация выполняет такие функции как регулирование, обеспечение личностного развития индивида, ориентирование, включение индивида в коммуникацию и т.д. Механизмами социализации могут быть названы подражание, идентификация, аккомодация, индивидуализация и интеграция.

Социализация осуществляется посредством воздействия множества факторов, среди которых можно выделить социальные факторы макро-, мезо- и микро-уровня и психологические факторы, связанные с разнообразными потребностями личности. Наконец, социализация это длительный процесс, который начинается с младенчества и длится всю жизнь. Наиболее активно социализации протекает в первые периоды жизни до юности.

1.2. Особенности половой социализации младшего школьника

Одним из аспектов общей социализации является половая социализация личности. В целом, как отмечает Т.Б. Легенина, в настоящее время научные проблемы, связанные с половой социализацией, являются актуальными [30.c.185]. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы половой социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные половой социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института половой социализации.

Обратимся к понятию пола. Следует отметить, что в самом общем значении категория пола используется для обозначения совокупности генетически детерминированных признаков особи, определяющих ее роль в процессе размножения. Развитие признаков мужского и женского полов определяется хромосомными наборами. У млекопитающих и человека у женских особей в хромосомном наборе содержатся две идентичные Х-хромосомы, а у мужских отличающиеся друг от друга Х- и Y-хромосомы.

И.С. Кон пишет, что понятие пола на самом деле многоаспектно и рассматривается следующим образом:

  • комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку,
  • совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих продолжение рода.

Формирование пола продолжается с момента зачатия и до половой зрелости, когда завершается становление направленности влечения и происходит выбор полового партнера. Собственно, категория пола многоаспектна и было бы более справедливо использовать данное понятие во множественном числе, поскольку пол индивида есть сумма результатов полового формирования на разных этапах онтогенеза:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • при зачатии закладывается генетический (хромосомный ХХ или ХУ) пол;
  • в процессе эмбриогенеза появляется гонадный (семенники или яичники) и соответственно гаметный (сперматозоиды или яйцеклетка) пол;
  • под влиянием гормонального пола (андрогены или эстрогены) складывается пол рождения (соматический мужской или женский), который фиксируется в документах как гражданский (паспортный мужской или женский), являющийся промежуточным, переходным от биологического к социальному;
  • социальный пол формируется под влияниям воспитания в раннем детстве складывается как половая аутоидентификация (самосознание). В подростковом и юношеском возрасте на нее наслаиваются половые роли и сексуальные ориентации [20.c.30].

Следовательно, как пишет И.С. Кон, пол это одна из самых сложных и многозначных научных категорий в современной психологии. Во многом это связано с тем, что долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной [21.c.3]. Однако в ХХ в выяснилось, что пол сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза. Отсюда расчленение категории пола на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д., что указано выше. Под влиянием результатов исследований, предпринятых в течение 20 в, в психологии менялись представления о мужских и женских качествах. Безусловно, в репродуктивном процессе (продолжение рода) мужчина и женщина выступают как противоположные, альтернативные, взаимоисключающие и взаимодополнительные начала. Однако многие другие различия выглядят менее определенными, изменчивыми, даже факультативными. Результатами исследований стала необходимость обозначения собственно психологических аспектов представленности пола, ведь психологическая наука изучает не морфофункциональные особенности человеческого организма, а психологическую реальность, которая связана с физиологическими основаниями, но не сводится к ним. В итоге сегодня для обозначения психологического аспекта пола все чаще можно видеть использование английского термина gender.

Понятие гендера ввел в науку о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить общеполовые свойства, пол как фенотип, и сексуально-генитальные, сексуально-эротические и сексуально-прокреативные качества. Сегодня понятие гендера активно разрабатывается в целом ряде социально-психологических направлений, однако и сегодня не обрело однозначного трактования. А.А. Грицанов отмечает, что гендер следует рассматривать как понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время [54.c.1312].

Т.Б. Легенина отмечает, что половая/гендерная социализация является частью общего процесса социализации. Половая/гендерная социализация включает два взаимосвязанных процесса: усвоение индивидом социального опыта, психосексуальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола, а также это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности) [30.c.185].

Как пишет Е.В. Кулебякин, половая социализация – это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами [27.c.86].

Авторы Сексологической энциклопедии также отмечают, что половая социализация это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Это процесс социальной адаптации, в результате которого ребенок усваивает поведенческие, культурные психологические и другие нормы, соответствующие определенной половой роли [52.c.600].

Как указывает И.С. Кон, половая роль — это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус [23.c.191].

Т.А. Крылова отмечает, что половые роли мужчины и женщины различаются по характеру деятельности (служба, воспитание детей, домашняя работа, занятия на досуге). Разделение ролей происходит в детстве, которое включает игры, типичные для детей разного пола и другие различия между мальчиками и девочками [25.c.181].

Как было отмечено, в процессе половой социализации происходит формирование гендерной идентичности. И.С. Кон указывает, что гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого.

Говоря об основных механизмах половой социализации, Т.Б. Легенина относит к ним подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификацию. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы [30.c.185].

Следовательно, половая социализация осуществляется на основе работы целого ряда механизмов. При этом в современных условиях актуальной становится проблема целенаправленной половой социализации, полового воспитания. Как отмечает Т.Б. Легенина, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует множество причин. Первая связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая — общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери) [30.c.185].

Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков просоциального поведения.

Процесс половой социализации личности охватывает длительный период времени. Е.В. Кулебякин указывает, что первичная половая социализация ребенка начинается с рождения – родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2–х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 – 4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 – 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 – 7 лет дети окончательно дети окончательно осознают половую принадлежность [27.c.86].

При этом младший школьный возраст является важнейшим с точки зрения половой социализации, что обусловлено характером физического и социального становления, а также социальной ситуацией развития в данный период. В целом, как пишет И.В. Дубровина, младший школьный возраст это этап онтогенеза, границы которого (от 6-7 до 10-11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в этот период составляет переход к систематическому школьному обучению [47.c.176].

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Также в этом возрасте качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения, самоконтролю и самоорганизации. Происходящая в период кризиса семи лет «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно — потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами, способами поведения. Психическое и личностное развитие ребенка в рассматриваемый период обеспечивается не только его включением в систематическое обучение, но и через включение в другие виды деятельности, такие как игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и др.

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, принято считать, что основными новообразованиями, связанным с формированием осознания себя и мира, являются новообразования кризиса 7 лет, а именно открытие значения новой социальной позиции, позиции «Я» школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции качественным образом меняет его самосознание и, соответственно, самооценку. Л.С. Выготский полагает, что в начале младшего школьного возраста у ребенка происходит обобщение собственных представлений о себе, переживаний и регуляция собственного поведения. Ребенок начинает регулировать свое поведение посредством образа «Я», т.е. образ «Я» начинает выполнять свою регулятивную функцию при достаточном его осознании ребенком, при этом важнейшая роль в процессе регуляции поведения и деятельности принадлежит именно самооценке.

Как считает Л.И. Божович, это период рождения социального «Я» ребенка. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств [3.c.436]. На наш взгляд, формирование внутренней позиции становится основой личностного развития ребенка.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4