1.2. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения
В настоящее время много внимания уделяется девиантному поведению. Общество все больше стремится к выявлению и предупреждению склонности к проявлениям девиаций у детей и подростков. В связи с этим, очень популярной стала профилактическая работа с обучающимися в образовательных учреждениях, просветительская деятельность для их родителей и педагогов.
Исторический опыт России по защите или перевоспитанию девиантных несовершеннолетних показал, хотя приюты появляются в XVIII веке, что наиболее пристальное внимание к этой проблеме проявляется в XIX веке. Продиктовано это было ростом в стране в указанный период детских преступлений и детской безнадзорности.
Создаются специальные суды для несовершеннолетних, облегчающие процедуру осуждения, появляются исправительные учреждения для несовершеннолетних с преступными наклонностями, приюты и дома призрения для обиженных обществом детей (сирот, инвалидов, безнадзорных).
Известны своим опытом: Рукавишниковский приют, Лисинская воспитательно-исправительная колония, Большевский ремесленно-исправительный приют, убежище святой Марии Магдалины. Значительную роль в преодолении девиантности несовершеннолетних сыграли общества, осуществляющие патронат над освобожденными из мест заключения и заботящиеся об их трудоустройстве [3,с.2].
В России до революции очень многие аспекты воспитания девиантных несовершеннолетних рассматривались в одном русле с западными учениями.
После революции 1917 года работа с отклоняющимися детьми в значительной степени обусловлена новой идеологией. И если впервые годы существования советской власти, существовало много направлений в решении этой проблемы, то в 30-е годы постановление ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпросов», окончательно закрывает путь многообразию подходов в воспитании, в том числе и с девиантными несовершеннолетними.
Идеологами общественного воспитания Крупской Н.К., Коллонтай А., Калининым М.И. и другими были разработаны положения, фактически сводящие на нет роль семьи, общечеловеческие нормы морали, уникальность каждой личности, роль духовного для человека. Осуществление названных идей попадает под контроль коммунистической партии и НКВД, первым председателем комиссии по улучшению жизни детей был Ф.Э.Дзержинский.
Вместе с тем, в эти годы, когда беспризорность была бичом общества, такая централизованность и жесткость системы принесла известные успехи. Благодаря усилиям государства к тридцатым годам беспризорность была фактически ликвидирована. В созданных детских домах трудовых колониях, трудовых коммунах практиковалось привлечение к труду и как основная ценность общества, рассматривалась не отдельная личность, а коллектив в целом.
Большую часть прошлого века приоритеты в преодолении девиантного поведения несовершеннолетних западных и советских учреждений были разные. Если для первых главным было привлечь семью, опираться на индивидуальные силы личности, воспитывать определенный прагматизм, отказываться от роли учителя, формирующего личность, переходя на педагога, взаимодействующего с учеником, то в Советском Союзе приоритетным направлением в борьбе с дезадаптацией были: опора на силы коллектива, привлечение к общественно полезному труду, использование общественного мнения, общеколлективных традиций, «проектирование» личности ученика педагогом и воздействие на него в целях его формирования, опора на определенные нравственные образцы, чаще всего навязанные извне.
В настоящее время подходы к предупреждению и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних западных стран и России во многом сблизились. Этому во многом способствовали объективные причины: появление международного сотрудничества в помощи детям, создание при ООН детского фонда ЮНИСЕФ (1946г.) и ЮНЕСКО, разработка «Декларации прав ребенка» (1959г.), появление «Конвенции о правах ребенка» (1989г.). Названные организации и созданные ими документы объединили усилия многих стран, в том числе и России в решении детских проблем. Тем не менее, менталитет каждой страны, ее политическое, экономическое, национальное своеобразие откладывает свой отпечаток на педагогическую деятельность.
Рассмотрим основные тенденции, существующие в современной отечественной науке в решении этой сложной и многогранной проблемы. В России в XX веке перед обществом стала острая необходимость как теоретического, так и практического разрешения этой животрепещущей проблемы. Возможности нового строя, интересные традиции 19 века, серьезные исследование на западе, появление науки о детях, все это дало мощный толчок в развитии не только практики, но и теоретических исследований в области преодоление девиантности несовершеннолетних.
Исследования выдающихся авторов в области детской педагогики и психологии Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацского стали мощным стимулятором развития педагогической науки в целом и проблемы преодоления дезадаптации в частности. Разрабатываются различные классификации трудных подростков, выдвигаются основы общественного воспитания, глубоко анализируются совершенно новые принципы и методы воздействия на детей (проектирование личности, параллельного действия, метод взрыва, и др.). Можно было говорить о целом комплексе совершенно новых педагогических приемов работы с девиантными несовершеннолетними.
Необходимо отметить, что профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности, который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности обучающегося. Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность воспитания школьников включает развитие личностностных качеств. В процессе учебной деятельности при умелом педагогическом руководстве возможно в противовес отрицательным качествам развивать волю, целеустремленность, выдержку и самообладание, решительность и смелость, настойчивость и упорство, уверенность в своих силах и другие положительные качества.
Одним из эффективных подходов к профилактике девиантного поведения считается деятельностный подход, подробно представленный С.Л.Рубинштейном. Он интересен тем, что позволяет подростку:
- Осознать ценности здоровья и бережное отношение своего и чужого здоровья.
- Выработать стереотип поведения на основе потребностей, способствующих приобщению к здоровому образу жизни.
- Определить систему жизненных ценностей, включая пути и методы их формирования [52].
Деятельностный подход предполагает профилактику таких подростков, как:
- личность, склонная к девиациям, имеющая социально-неустойчивый тип, не имеющая ценностные ориентации на здоровый образ жизни, но имеющая предрасположенность к саморазрушению, влияющую на адаптацию в социуме,
- подросток, имеющий социально-нейтральный тип, имеющий сформированные знания об основах ЗОЖ и социального поведения, но не имеющий положительного отношения к социальным видам деятельности,
- личность, имеющая социально-позитивный тип, характеризуется появлением стремления к знаниям, противостоянию негативным факторам социальной среды,
- подросток, имеющий творческий тип, сформированную личностную концепцию ЗОЖ, целостные знания.
Деятельностный подход формулирует собственные принципы психопрофилактической работы:
- Принцип позитивного отношения к жизни
- Принцип соответствия требованиям социальной среды
- Принцип компенсации (предоставление подросткам возможности участия в различных видах социальной деятельности)
- Принцип контроля (социального мониторинга).
Среди современных подходов к профилактике девиантного поведения подростков наиболее распространен информационный подход, в ходе которого у подростков формируется представление об опасности и негативных последствиях разного рода аддикций, проводятся ознакомительные мероприятия, объясняющие культуру общества и ценность соблюдения установленных норм [52].
Другой подход основан на аффективном воздействии, когда формирование социального поведения происходит через эмоциональную сферу: подростки учатся распознавать свои чувства, объяснять их, управлять ими. Основная задача данного подхода – формирование адекватной самооценки, определение значимых жизненных ценностей и формирование стрессоустойчивости.
Третий подход ориентируется на социальный фактор, включает в себя тренинги, направленные на формирование сопротивления социальному давлению, использует ролевые игры. Данный подход основан на формировании жизненных навыков, создании механизмов самоконтроля и саморегуляции.
В зарубежных программах профилактики девиантного поведения сформулированы три психологических модели:
1) Модель «знание-установки» утверждает, что знания о том, что представляет из себя девиантное поведение, формируют негативное отношение к любому проявлению девиаций. Тем не менее, знания о девиациях не гарантируют их неприятие, взаимосвязь знаний и установок не однозначна.
2) Модель «ценности-принятие решения» базируется на самоопределении, понимании собственных потребностей и удовлетворении их социально приемлемым способом, а также приспособлении собственного поведения к социальным условиям.
3) Модель социальной компетенции или психологического научения рассматривает девиации как отсутствие у подростка психосоциальных навыков [52].
Если подробнее рассматривать третью модель, можно выделить три психосоциальные техники:
- Моделирование типов поведения, способствующий ведению ЗОЖ
- Обучение навыкам сопротивления влиянию социума, способствующим девиантному поведению подростков.
- Обучение внутриличностным и межличностным жизненным навыкам.
На основе представленных техник могут проводиться профилактические занятия, направленные на развитие тех или иных социально важных компетенций на разных этапах работы с подростками.
Таким образом, мы выяснили, что существуют разнообразные программы, направленные на диагностику, профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков.
Обозначим профилактику девиантных форм поведения подростков «группы риска» [43, с.98]:
К методам первичной профилактики относятся наблюдение, влияние на факторы и причины проявления девиаций.
Технологическая направленность – воспитательная, адаптационная, превентивная.
Целевая ориентация – активизация жизненного потенциала, эмоционально-эстетическая, информационно-просветительская, культурно-развивающая, досуготворческая, спортивно-оздоровительная.
Вторичная профилактика – выявление группы риска, контроль и профилактика поведения.
Технологическая направленность – социальная, интеграционная, коррекционная.
Целевая ориентация – широкая пропаганда, санитарно-гигиеническая, коррекция отклонений, укрепление положительного нравственного начала, развитие познавательной деятельности, помощь в самореализации, культурно-досуговая, спортивно-ориентированная.
Третичная профилактика – лечение, изменение отклонений в поведении.
Технологическая направленность – защитная, реабилитационная, ресоциализация.
Целевая ориентация – изменение поведения, ведущее к достойному, взаимодействие социальных институтов, здоровый образ жизни, формировать положительную установку, стимулировать к личностному развитию, через инновационные технологии.
Развитие межличностных качеств в профилактике девиантного поведения во многом зависит от собранной индивидуальной информации о каждом обучающемся. Знание индивидуальных и психологических особенностей позволяет педагогу выбрать наиболее оптимальный стиль общения, подобрать те средства и методы воспитания, которые способствуют улучшению психоэмоционального состояния, развитию нравственных и этических качеств, позволяет повысить самооценку, сформировать позитивные жизненные ориентиры. Коррекция неблагоприятных личностных особенностей – это коррекция судьбы, развития жизненной ситуации в будущем.
Методы профилактического воздействия: просвещение, воспитание, организация творческой деятельности, рекреация (культурно-массовые), импровизация, убеждение, дифференцированные, инновационные (тренинги).
В настоящее время многие учебные заведения проводят профилактическую работу по предупреждению девиантного поведения с обучающимися среднего и старшего звеньев. Такое повышенное внимание к необходимости профилактики асоциального поведения объясняется, прежде всего, тем, что современные подростки все чаще идут на преступления, а подростковый возраст в целом является крайне восприимчивым к давлению социальной среды. Необходимые меры профилактики проводятся в рамках внеучебной деятельности педагогического коллектива.
Профилактика – это система общих и специальных мероприятий, направленная на предупреждение заболеваний, предохранение от чего-либо [49].
Профилактика бывает:
1) Первичная, направленная на устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Такая профилактика широко проводится у подростков.
2) Вторичная, на этой стадии выявляются нервно-психические нарушения, проводится реабилитационная работа с «группой риска», например, с подростками, склонными к проявлению девиантного поведения, но не являющимися девиантами на текущий момент.
3) Третичная профилактика – это лечение нервно-психических расстройств, имеющее коррекционное воздействие на подростков с нарушением поведения, предупреждение рецидивов у девиантов.
Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах проявления склонности к девиациям. Существуют также три уровня профилактики:
1) Личностный (работа непосредственно с подростком, проявляющим отклонения в поведении)
2) Семейный (организация влияния на семью с целью предупреждения негативного влияния или некорректного воспитания)
3) Социальный (изменение общественных норм относительно девиаций для наиболее благоприятной профилактической работы на двух других уровнях) [49]
Е.Змановской были выделены следующие факторы профилактической работы с подростками, предрасположенными к девиациям [10]:
1) организация благоприятной социальной среды
2) информирование (лекции, беседы, просветительская деятельность, направленная на обсуждение последствий девиантного поведения, выработку активной личностной позиции)
3) активное социальное-психологическое обучение социально-важным навыкам:
Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию: изменение установок на девиантное поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, формирование способности говорить «нет» в случае давления со стороны сверстников.
Тренинг ассертивности (аффективно-ценностного обучения): обучение распознаванию эмоций, выражению чувств приемлемым способом, преодолению стресса.
Тренинг формирования жизненных навыков: умение общаться, конструктивно решать конфликты, принимать на себя ответственность, навыки самоконтроля, постановки целей [10].
4) организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
5) приобщение к здоровому образу жизни
6) активизация личностных ресурсов (через спорт, творчество, социальную деятельность)
7) работа с последствиями девиантного поведения (коррекционная составляющая психопрофилактической работы)
По способу организации работы существуют три формы психопрофилактической работы:
1) Индивидуальная
2) Семейная
3) Групповая.
Для предупреждения девиантного поведения используются социально-психологические методы: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения, моделирование эффективного социального поведения, методы психокоррекции.
Существуют разные методы психопрофилактической работы:
- Психологический тренинг,
- Образовательная программа (например, школьный спецкурс)
- Психологическое консультирование,
- Кризисная помощь (например, телефон доверия),
- Психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
В психопрофилактической работе существуют свои принципы:
1) Комплексность (воздействие на личность с помощью всех составляющих ее развития: семья, особенности психики, социальное пространство)
2) Конкретная направленность (учет половозрастных и социальных качеств личности)
3) Массовость
4) Позитивность информации
5) Минимизация негативных последствий
6) Личная заинтересованность и ответственность участников работы
7) Активность личности
8) Направленность на будущее (оценка последствий девиантного поведения, планирование будущего без него) [46].
В настоящее время используются различные концептуальные подходы к психопрофилактической работе с девиантами. Эти подходы делятся на три направления в соответствии с целями работы:
1) Устранение факторов риска: реализуется на практике, выявляет и устраняет факторы, повышающие вероятность появления девиаций (к таким факторам относятся повышенная тревожность, низкий статус подростка в группе сверстников, низкая самооценка).
2) Развитие личностных ресурсов (таких как: стрессоустойчивость, толерантность, социальная компетентность)
3) Создание благоприятной среды для дальнейшего предупреждения девиаций (акцент на поддержку подростка в семье, творческий детский коллектив).
Таким образом, общая цель психопрофилактической работы – устранение конфликтов и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Для реализации поставленных решаются следующие задачи:
- Формирование ценности правил и социальных норм
- Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
- Развитие способности к целеполаганию и позитивным жизненным смыслам
- Повышение социальной успешности личности в жизненно важных для нее сферы активности
- Включение личности в социальную группу, способную на поддержку и имеющих позитивные социальные цели
- Развитие навыков саморегуляции, планирования и оценки последствий собственного поведения, создание стратегий совладания со стрессом
- Коррекция нарушенных межличностных отношений, социальной компетентности [38].
В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:
- Детско-подростковые коллективы,
- Педагоги и специалисты образовательных учреждений,
- Педагоги и специалисты учреждений дополнительного, образования,
- Волонтеры из числа подростков и молодых людей,
- Социальные работники,
- Организаторы молодежных объединений.
В психопрофилактической работе существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются специалисты с самого начала. К одной из главных относится своевременное определение подростка, склонного к девиантному поведению, при условии, что никаких отклонений от норм ранее обнаружено не было. В следствие этого был выделен список предпосылок, указывающих на риск возникновения девиаций:
- Инфантильность в поведении подростка,
- Плохая успеваемость,
- Систематические прогулы занятий,
- Проявление интереса только к развлечениям, отсутствие, стремления к умственному и физическому труду,
- Негативное отношение к взрослым,
- Обладание одним из типов акцентуации характера: эпилептоидно-возбудимый, аффективно-экзальтированный, шизоидно-экспансивный, психоастенический.
- Подавленное состояние: стрессы, дезадаптация, тревожность, фрустрация, депрессия, нервные срывы,
- Низкий интеллектуальный уровень,
- Своеволие,
- Агрессивность, враждебность, замкнутость,
- Склонность к риску [38].
Ю.А.Клейберг сформулировал принципы организации и осуществления психокоррекционной работы [15]:
- единство диагностики и коррекции;
- нормативности развития;
- системность развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия;
- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
- профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов, учителей и др.
Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.
Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются:
- моторная и психомоторная коррекция,
- коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов,
- коррекция эмоционально-личностных нарушений,
- работа с родителями.
Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся, особенно в сфере физических качеств, связанных с тонкими мышечно-двигательными дифференцировками, а также дифференцировками пространственно-временных отношений взаимодействия субъекта и объекта физической деятельности.
Выводы по первой главе
Девиантное поведение у детей разного школьного возраста возникает в силу блокировки либо недостаточной мотивации к ведущему виду деятельности в определенный возрастной период, недоразвития или блокировки развития ведущего психического процесса и, самое важное — вследствие влияния значимого взрослого окружения (родителей, учителей).
Одной из основных особенностей подросткового возраста является сложность во взаимоотношениях с более старшим поколением: родственниками, учителями в школе.
Влияние возраста на поведение подростка негативно отражается на отношении его к окружающим, в особенности к родителям и педагогам в школе, что часто приводит к возникновению конфликтов, ссор, непонимания, что провоцирует у ребенка агрессию и желание всеми способами проявить себя, следствием чего являются антисоциальные поступки.
При этом на разных возрастных этапах на возникновение девиантного поведения у ребенка оказывают наибольшее влияние отношения с разными категориями взрослых и сверстников, что обусловлено возрастными особенностями детей. На школьников среднего звена и старшеклассников наибольшее деструктивное влияние могут оказывать учителя и сверстники.
Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются:
- моторная и психомоторная коррекция,
- коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов,
- коррекция эмоционально-личностных нарушений,
- работа с родителями.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф