3.2 Результаты экспериментальной работы по профилактике девиантног о поведения подростков кадетских классов
На контрольном этапе эксперимента проведена вторичная диагностика уровня склонности к девиации для проведения анализа эффективности проделанной работы. Использовались те же методики подобным образом, что и на констатирующем этапе
Таблица 5. Результаты тестирования по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел (контрольный этап).
Из таблицы 5 мы видим, что данная группа исследуемых добросовестно отвечали на вопросы, о чем говорят показатели по шкале №1. У 93,75% испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении теста социально-желательные ответы.
Шкала №2 предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Проанализировав результаты по данной шкале, выяснилось, что для 3,75% респондентов характерна выраженность вышеуказанных тенденций (в отличие от 65% на констатирующем этапе), о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
У 1,25% (на констатирующем этапе 13,8%) чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма, что заставляет сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
95% (на констатирующем этапе 21,2%) испытуемых присущи конформные установки, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
По шкале №3 «Склонность к аддиктивному поведению» у 96,25% (на констатирующем этапе 21,2%) респондентов низкие показатели. Это свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
У 3,75% (на констатирующем этапе 38,8%) респондентов проявляется предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
Сомнительных результатов не получено
По шкале №4 «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» ни у кого не выявилась вероятность низкой ценности собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, садо-мазохистские тенденции.
У 3,75% (на констатирующем этапе 62,4%) наблюдается отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги, отсутствие склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
У остальных 96,25% отсутствуют показатели саморазрушающего поведения.
Шкала №5 «Склонность к агрессии и насилию». 91,25% (на констатирующем этапе 58,8%) респондентов имеют низкие показатели по данной шкале, это говорит о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
2,5% (на констатирующем этапе 21,2%) респондентов имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.
6,25% испытуемых показали наличие агрессивных тенденций.
Шкала №6 «Волевой контроль эмоциональных реакций» 95% (на констатирующем этапе 35%) респондентов имеют по данной шкале низкие показатели, которые свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Показатели у 5% (на констатирующем этапе 35%) испытуемых свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Шкала №7 «Склонность к делинквентному поведению».
У 93,75% (на констатирующем этапе 15%) респондентов низкие показатели говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 6,25% (на констатирующем этапе 46,2%) испытуемых свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Респондентов с высокой готовностью к реализации делинквентного поведения.
Таким образом, мы видим, что уровень предрасположенности к девиантному поведению в кадетских классах снизился по всем показателям. Следовательно, работа по профилактике девиантного поведения подростков в условиях ОУ дала положительный результат.
Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
Педагогам
— Называйте ученика по имени.
— Благодарите учеников за хорошее поведение, делайте поощрительные записи в дневнике.
— Делайте письменные замечания, если вы проводите урок, где есть ученик с проблемой поведения, направленной на привлечение внимания. Запаситесь записками с одинаковым содержанием, например: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь!» Ничего не говорите, а просто кладите записку на парту перед ребенком, который уж сильно разошелся.
— Найдите хоть что-то хорошее в ученике. Попробуйте поддержать его.
— Принимайте ученика таким, какой он есть.
— Отнеситесь хотя это и нелегко с уважением, одобрением, с теплыми чувствами к ученику, который вам неприятен.
— Учитесь распознавать, управлять и адекватно использовать свои эмоции.
— Говорите вслух о чувствах учеников. Например, во время агрессивной вспышки ученика задавайте вопрос: «Какие чувства ты испытываешь, делая это?».
— Сделайте уголок в классе, где можно учащимся разрядиться физически, успокоиться, разминая глину, трогая песок, воду и т.д.
— Доведите до предела выходку ученика с демонстративным поведением. Если ребенок роняет карандаш, попросите его еще уронить пятьсот раз и поднять.
— Присоединяйте весь класс к выходке. Например, Оля стучит по парте ручкой. Предложите всему классу взять ручки и постучать по парте 3-5 минут. Оля не получает к себе внимания со стороны учителя, потому что стучит со всеми вместе и теряет интерес к данному занятию.
— Меняйте учеников местами. Если нарушителя дисциплины отсадить от зрителей, то он успокоится.
— Необходимо давать советы подросткам, но не давить ими. Ребенок должен всегда иметь выбор.
— Учитесь слушать, слышать и понимать учеников.
— Отделяйте поступки от личности ребенка.
— Умейте плавно перейти от общения с позиции «над» к позиции «наравне». Чтобы общение было полноценным, вкладывайте в него всю душу, не будьте отстранены и безразличны, не допускайте формальности в общении.
— Стремитесь к тому, чтобы с каждым учеником возникал психологический контакт.
— Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности учеников.
— Помните, что младшему ученику необходима любовь, поддержка, забота; подростку – равноправие; юноше – уважение!
— Если вы задаете вопрос, подождите, когда учащийся ответит на него.
— Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением учеников.
— Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов учениками.
— Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себя захватывать все «коммуникативное пространство».
— Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
— Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не права!»
— Необходимо изменить методы объяснения материала и по необходимости вести дополнительные методы обучения (помощь взрослых, ученики – репетиторы, классы коррекции).
— Создать такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.
— Формировать веру в успех, т.е. подчеркивать любые улучшения, отмечать сильные стороны учеников, демонстрировать свою веру в них.
— Анализировать, повторять и закреплять прошлые достигнутые успехи.
— Признавать трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивать время на их выполнение.
— Обязательно отмечать даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки ит.д.)
Советы родителям.
Как вести себя с «трудным» ребенком?
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
Делинквентное поведение – направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего род балансирование ребенка на грани закона.
Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребенка – пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Как вести себя с агрессивным ребенком?
— Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
— Санкция должна соответствовать поступку.
— Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
— Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
— Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
— Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
— Используйте удивление для реагирования на агрессию.
— Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
— Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
— Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
— Дайте понять ребенку, что он любим.
— Как вести себя с нервным ребенком?
— Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
— Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
— Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
— Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
— Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
— Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
— Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
— Всегда выслушивайте вашего ребенка. Дайте ему понять, что он в любой момент может рассчитывать на вашу защиту, поддержку и помощь.
— Не контролируйте чрезмерно детей, откажитесь от покровительственного тона, потому что данный вид общения вызывает у детей неуверенность и скрытый гнев.
— Научите ребенка адекватно выражать свой гнев, чтобы он не перешел в депрессию.
— Не будьте самоуверенны, не думайте, что вы лучше детей знаете, что им надо, что они ощущают.
— Сумейте посмотреть на проблему со стороны, т.е. другими глазами.
— Избегайте возникающих внутренних сомнений. Если не знаете как себя вести, так или эдак, то из двух вариантов поведения, найдите третий – он и будет верным.
— Попробуйте на семейном совете совместно с вашим ребенком найти решение данной проблемы.
— Больше гуляйте совместно с ребенком, совершайте прогулки в лес, на речку, занимайтесь спортом.
— Помните, ваше личное поведение, главный пример для ребенка! Подумайте о своем поведении, поступках. «Дурной пример» всегда заразителен. Если родители злоупотребляют курением, алкоголем, нецензурной речью, и говорят ребенку, что это плохо, ребенку поверить в это трудно.
— Отделяйте поступки от личности ребенка! Это самое главное и самое трудное.
— Учитесь слушать, слышать и понимать своего ребенка.
Советы детям.
Если есть проблемы с родителями.
— В твоем возрасте любая мелочь может вызвать бурю раздражения, несогласия, протеста. Постарайтесь контролировать эмоции, ведь своим поведением ты можешь причинить боль самому родному и близкому человеку.
— Если родители «суют нос» в твои личные дела, подумай. Почему они это делают? Может быть, пытаются уберечь от ошибок молодости? Попробуйте поставить себя на их место. Для них ты – самое любимое, дорогое существо во всем мире, а упреки и замечания – проявление самой обыкновенной заботы о тебе.
— Ты можешь возразить, что родители иногда бывают просто невыносимы, «достают» своими нравоучениями. Я с тобой полностью согласна, но не накаляй обстановку, а прояви хитрость. Пусть они ругаются, а ты нарочно будь вежлив и спокойно реагируй на повышенный тон. Такое поведение собьет родителей с толку, и они вынуждены будут прислушаться к тебе. Надеюсь, вы обязательно найдете общий язык.
— Иногда в этом возрасте очень трудно сдержать эмоции. Хочется кричать, возражать, ругаться, протестовать. Выплесни весь свой гнев не на близких, а используй например, для этого бумагу, которую можно разорвать на мелкие кусочки, только потом не забудь убрать в своей комнате; или подушку, которую можно бить до тех пор, пока не выдохнешься и не успокоишься.
— Если тебя обидели родители, постарайся относиться к каждому их слову как к оскорблению и не дерзи. Попробуй объяснить, что они никогда бы не сказали ничего подобного своим родителям, друзьям, а значит и с тобой не должны так общаться. Чтобы успокоиться позвони подруге, другу по телефону и поделись с ними происшедшей ссорой с родителями. Они обязательно поддержат и помогут советом.
— Главное, ты должен всегда давать выход отрицательной энергии, но при этом выбирать правильное направление.
— Если хочешь, чтобы тебя понимали и уважали, научись понимать и уважать других.
Если есть проблемы со сверстниками.
— Не ориентируйся на косые взгляды подружек и одноклассников, а принимай себя такой, какая есть.
— Если унижают, подумай, нужны ли тебе такие друзья?
— Когда тебя унижают, не молчи! Попробуй сказать им, что не позволишь так общаться с собой никому. Поговори с ними по душам.
— Ни в коем случае, не думай, что ты хуже других. А тому, кто пристает к тебе, унижает, неплохо бы понять, что он невоспитанный и злой.
— Умей отличить добрую шутку от злой!
— Умей посмеяться над собой!
— Не опускай руки! Держись! Пройдет время и все станет на свои места.
Если есть проблемы с учителями.
— Педагогам следовало бы иногда ставить себя на место учеников, и не забывать, что сами когда-то были школьниками.
— Если учитель не верит в тебя, не замечает твоих потенциальных возможностей, не опускай руки!
-Иди вперед и не оглядывайся!
— Будь уверен, что ты сможешь сделать многое, стоит только захотеть.
Советы психологам.
— Изучить психологическое состояние ребенка в семье, ОУ, классе.
— Изучить положительные и отрицательные качества личности ребенка.
— Изучить статус ребенка в детском коллективе.
— Дать установку на успех.
— Выработать совместно с ребенком план минимума и максимума жизненной перспективы на будущее.
— Научить приемам релаксации.
— Обучить приемам бесконфликтного общения со сверстниками, родителями, педагогами.
Выводы по третьей главе
На основании первичной диагностики подростков, учащихся кадетских классов, нами была разработана профилактическая работа по профилактике девиантного поведения. Субъектами работы являлись: педагоги, подростки и родители.
Цель данной программы — профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а также формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
После реализации программы была проведена повторная диагностика учащихся.
Мы обнаружили существенное снижение по всем критериям предрасположенности к девиантному поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования мы решили ряд задач:
- На основе анализа педагогической и психологической литературы изучили особенности подросткового возраста как фактора риска возникновения девиантного поведения.
- Исследовали возможности психологической профилактики в коррекции девиантного поведения подростков.
- Провели профилактическую работу с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы.
Девиантное поведение у детей разного школьного возраста возникает в силу блокировки либо недостаточной мотивации к ведущему виду деятельности в определенный возрастной период, недоразвития или блокировки развития ведущего психического процесса и, самое важное — вследствие влияния значимого взрослого окружения (родителей, учителей).
Одной из основных особенностей подросткового возраста является сложность во взаимоотношениях с более старшим поколением: родственниками, учителями в школе.
Влияние возраста на поведение подростка негативно отражается на отношении его к окружающим, в особенности к родителям и педагогам в школе, что часто приводит к возникновению конфликтов, ссор, непонимания, что провоцирует у ребенка агрессию и желание всеми способами проявить себя, следствием чего являются антисоциальные поступки.
При этом на разных возрастных этапах на возникновение девиантного поведения у ребенка оказывают наибольшее влияние отношения с разными категориями взрослых и сверстников, что обусловлено возрастными особенностями детей. На школьников среднего звена и старшеклассников наибольшее деструктивное влияние могут оказывать учителя и сверстники.
Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются:
- моторная и психомоторная коррекция,
- коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов,
- коррекция эмоционально-личностных нарушений,
- работа с родителями.
На основе анализа результатов констатирующего этапа исследования мы сделали следующие выводы.
Основными тенденциями в развитии девиантного поведения среди обследованных подростков являются:
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к делинквентному поведению,
- саморазрушающее поведение,
- склонность к преодолению общественных норм и ценностей.
Данные показатели говорят о серьезной ситуации среди подростков. Возникла необходимость проведения целенаправленной профилактической работы в данных направлениях.
Цель данной программы — профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а также формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
После реализации программы была проведена повторная диагностика учащихся.
Мы обнаружили существенное снижение по всем критериям предрасположенности к девиантному поведению.
Таким образом, гипотеза исследования, что профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении будет эффективной при комплексной работе со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса (дети, учителя, родители), подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. – СПб.: Питер, 2012. – 336 с.
- Быковская Т.Е. Взаимодействие семьи и школы в профилактике девиантного поведения подростков // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США. — М.: РГСУ, 2009. — С .270-281.
- Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2016.
- Губанова М.И. Педагогическое взаимодействие. — Кемерово, 2010.
- Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №. 3. – С. 99-102.
- Егоров А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2010.
- Зиннуров Ф.К Организация социокультурной деятельности детей с девиантным поведением//Проблемы развития личности и формирования здорового образа жизни: ценностно-мотивационный подход: международная научно-практическая конференция. — М.: АНО «ЦНПРО», 2011. — С.72-78.
- Зиннуров Ф.К. Одаренность и девиация в системе социокультурных отношений XXI века. — Казань, 2012. – 174 с.
- Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. – СПБ.: Питер, 2017.
- Иванченко В. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.
- Исаев Е.И. Педагогическая психология. – М.: Бакалавр, 2015.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Москва: Флинта, 2010.
- Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия. СПб: Питер, 2010.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Юрайт, 2017.
- Ковальчук М., Кузнецова И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2014.
- Ковальчук М.А.., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014.
- Кошкина В.С. Социально-педагогическая служба и социализация учащихся// Сборник научных трудов: Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация. — СПб, 2011. — с.253-258.
- Курбатов А.В.Социализация подростков в современном обществе //Педагогика. -2009. — №3. -C. 62-65.
- Лебедева Ю.В. Развитие эмоциональной отзывчивости как условие предупреждения девиантного поведения детей и подростков // Сибирский психологический журнал. — 2010. — №36. — С.68-71.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ИОИ, 2016.
- Лукина А.К. Социальная педагогика. – М.: Проспект, 2015.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2017.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М.: РГСУ, 2013.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Городец, 2016.
- Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016.
- Мокаева М.А.Развитие смысложизненных ориентаций как условие предотвращения девиантного поведения подростков //Воспитание школьников. -2010. — №3. — С.57-60.
- Молодцова Т.Д. Проблема подростковой дезадаптации и пути ее преодоления. – М., 2012.
- Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону, 2005.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2013.
- Немов Р.С. Психология Кн. 2 Психология образования. – М: «Владос», 2016.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2015.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2008.
- Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С.54-60.
- Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Дрофа,2014.
- Петрова Л. Ребенок группы риска. Откуда берутся трудные дети. – Ростов- н/Д, 2013.
- Подковко Е.Н. Социально-педагогические условия организации деятельности социального педагога с подростками девиантного поведения // Психология, социология и педагогика. – 2012.– № 5 (8).– С.17-25
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка./ под ред. Л.Шипициной. – М.: Владос, 2011.
- Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – М.: Учитель, 2014. – 148 с.
- Расчетина С.А. Методологические основы исследования социально-педагогической ситуации. – М., 2013.
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.,2016.
- Свиридов А. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога. – М.: Учитель, 2015.
- Скачкова Е.Б. Коррекция профилактики девиантного поведения подростков «группы риска» посредством социально-культурной деятельности // Социальная работа: проблемы и перспективы: сб. материалы VI Межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В.В.Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2012. — С.98-99.
- Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2014.
- Соколова. Н.А. Теория и практика социально-педагогической поддержки адаптации подростков в условиях дополнительного образования детей: Монография. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2015.
- Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми// сост. М.Павлова. – М.: Учитель, 2015.
- Хагуров Т.А., Позднякова М.Е., Ракачев В.Н. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования). – М.: Институт социологии РАН. 2014.
- Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. – М.: 2007.
- Энциклопедия социальных практик / под ред Е.И.Холостовой, Г.И.Климантовой. – М.: Дашков и Ко, 2012.
