ГЛАВА II. Методология и методы исследования проявлений девиантного поведения подростков в кадетских классах
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по диагностике девиантного поведения подростков в кадетских классах
Приступая к эмпирическому исследованию, мы обратились к выявлению уровня склонности у подростков к девиантному поведению с последующим проведением программы, направленной на профилактику девиаций среди подростков.
Экспериментальная база исследования:
В исследовании приняли участие обучающиеся 7-8 классов в количестве 80 человек. Из них
Главная цель эмпирического исследования – изучение уровня склонности к девиациям у детей подросткового возраста.
В опытно-экспериментальной деятельности мы ставили перед собой следующие задачи:
- Исследовать склонности к проявлению девиантного поведения у подростков с помощью стандартизированной методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел.
- Разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков.
В экспериментальную часть исследования включены 3 этапа исследовательской деятельности:
- Констатирующий этап. Включает в себя подбор методик, направленных на исследование склонности к проявлению девиантного поведения у подростков Проведение первичной диагностики уровня склонности.
- Профилактический этап Разработка и апробация программы профилактики девиантного поведения у подростков.
- Контрольный этап. Проведение вторичной контрольной диагностики уровня склонности к проявлению девиантного поведения для оценки сдвига значений исследуемого результата при помощи выбранных методик на констатирующем этапе. Подтверждение эффективности проведенной профилактической работы.
В качестве методики исследования использовалась методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел.
2.2. Анализ полученных результатов
Анализ результатов по тесту А.Н.Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группе подростков-кадетов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестирования по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел.
| №п/п | 1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала) | 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил | 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению | 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | 5. Шкала склонности к агрессии и насилию | 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций | 7. Шкала склонности к делинквентному поведению | |
| М 1 | 35 | 37 | 37 | 24 | 36 | 51 | 57 | |
| М 2 | 44 | 59 | 39 | 37 | 48 | 44 | 50 | |
| М 3 | 50 | 59 | 81 | 70 | 62 | 62 | 66 | |
| М 4 | 50 | 40 | 64 | 32 | 60 | 55 | 59 | |
| М 5 | 44 | 50 | 62 | 35 | 58 | 58 | 39 | |
| М 6 | 50 | 53 | 67 | 40 | 58 | 55 | 57 | |
| М 7 | 58 | 63 | 78 | 45 | 55 | 62 | 66 | |
| М 8 | 55 | 66 | 75 | 70 | 65 | 65 | 71 | |
| М 9 | 62 | 66 | 72 | 29 | 60 | 65 | 62 | |
| М 10 | 50 | 63 | 78 | 48 | 67 | 62 | 68 | |
| М 11 | 44 | 56 | 67 | 32 | 55 | 44 | 57 | |
| М 12 | 50 | 53 | 64 | 37 | 53 | 48 | 50 | |
| М 13 | 58 | 37 | 44 | 32 | 41 | 55 | 55 | |
| М 14 | 65 | 40 | 50 | 35 | 48 | 58 | 53 | |
| М 15 | 58 | 50 | 81 | 40 | 60 | 62 | 66 | |
| М 16 | 55 | 53 | 78 | 70 | 62 | 62 | 62 | |
| М 17 | 35 | 56 | 35 | 43 | 58 | 48 | 59 | |
| М 18 | 50 | 59 | 44 | 45 | 55 | 44 | 48 | |
| М 19 | 58 | 50 | 50 | 48 | 51 | 58 | 39 | |
| М 20 | 44 | 56 | 67 | 32 | 55 | 44 | 57 | |
| М 21 | 50 | 53 | 64 | 37 | 53 | 48 | 50 | |
| М 22 | 50 | 59 | 81 | 70 | 62 | 62 | 66 | |
| М 23 | 50 | 40 | 64 | 32 | 60 | 55 | 59 | |
| М 24 | 50 | 63 | 78 | 48 | 67 | 62 | 68 | |
| М 25 | 58 | 66 | 64 | 45 | 53 | 62 | 59 | |
| М 26 | 55 | 66 | 75 | 70 | 65 | 65 | 71 | |
| М 27 | 62 | 63 | 78 | 29 | 60 | 65 | 57 | |
| М 28 | 35 | 37 | 37 | 24 | 36 | 51 | 57 | |
| М 29 | 44 | 59 | 39 | 37 | 48 | 44 | 50 | |
| М 30 | 62 | 66 | 72 | 35 | 62 | 62 | 62 | |
| М 31 | 35 | 40 | 37 | 24 | 36 | 51 | 57 | |
| М 32 | 65 | 40 | 50 | 35 | 48 | 58 | 53 | |
| М 33 | 44 | 50 | 62 | 35 | 58 | 58 | 39 | |
| М 34 | 55 | 53 | 78 | 70 | 62 | 62 | 62 | |
| М 35 | 44 | 56 | 67 | 32 | 55 | 44 | 57 | |
| М 36 | 50 | 53 | 64 | 37 | 53 | 48 | 50 | |
| М 37 | 50 | 50 | 72 | 70 | 60 | 62 | 57 | |
| М 38 | 50 | 56 | 64 | 37 | 53 | 48 | 50 | |
| М 39 | 58 | 40 | 35 | 32 | 41 | 62 | 55 | |
| М 40 | 65 | 40 | 50 | 35 | 48 | 58 | 53 | |
| М 41 | 58 | 50 | 81 | 40 | 60 | 62 | 66 | |
| М 42 | 55 | 53 | 78 | 70 | 62 | 62 | 62 | |
| М 43 | 35 | 59 | 35 | 45 | 58 | 48 | 59 | |
| М 44 | 50 | 59 | 44 | 45 | 55 | 44 | 48 | |
| М 45 | 58 | 50 | 50 | 48 | 51 | 58 | 39 | |
| М 46 | 50 | 59 | 81 | 70 | 62 | 62 | 66 | |
| М 47 | 50 | 40 | 64 | 32 | 60 | 55 | 59 | |
| М 48 | 35 | 56 | 35 | 43 | 58 | 48 | 59 | |
| М 49 | 50 | 59 | 44 | 45 | 55 | 44 | 48 | |
| М 50 | 50 | 63 | 78 | 48 | 67 | 62 | 68 | |
| М 51 | 55 | 53 | 78 | 70 | 62 | 62 | 62 | |
| М 52 | 62 | 66 | 72 | 29 | 60 | 65 | 62 | |
| Д 1 | 50 | 48 | 49 | 36 | 49 | 48 | 48 | |
| Д 2 | 44 | 48 | 36 | 34 | 49 | 51 | 50 | |
| Д 3 | 55 | 57 | 55 | 36 | 57 | 48 | 53 | |
| Д 4 | 50 | 54 | 60 | 57 | 55 | 55 | 43 | |
| Д 5 | 50 | 54 | 77 | 54 | 51 | 73 | 68 | |
| Д 6 | 50 | 45 | 64 | 47 | 64 | 77 | 45 | |
| Д 7 | 54 | 42 | 66 | 50 | 55 | 43 | 50 | |
| Д 8 | 55 | 45 | 70 | 57 | 66 | 51 | 58 | |
| Д 9 | 44 | 57 | 72 | 59 | 61 | 62 | 65 | |
| Д 10 | 65 | 51 | 77 | 57 | 66 | 81 | 73 | |
| Д 11 | 62 | 60 | 55 | 66 | 53 | 62 | 60 | |
| Д 12 | 50 | 57 | 74 | 59 | 55 | 62 | 68 | |
| Д 13 | 54 | 57 | 72 | 36 | 51 | 46 | 73 | |
| Д 14 | 50 | 54 | 53 | 59 | 64 | 48 | 58 | |
| Д 15 | 50 | 51 | 72 | 70 | 55 | 48 | 68 | |
| Д 16 | 54 | 45 | 70 | 57 | 66 | 51 | 58 | |
| Д 17 | 44 | 57 | 72 | 59 | 55 | 62 | 65 | |
| Д 18 | 50 | 51 | 77 | 57 | 51 | 81 | 73 | |
| Д 19 | 55 | 60 | 55 | 66 | 64 | 62 | 60 | |
| Д 20 | 55 | 57 | 74 | 59 | 55 | 48 | 68 | |
| Д 21 | 54 | 57 | 53 | 36 | 66 | 51 | 73 | |
| Д 22 | 50 | 54 | 53 | 59 | 55 | 48 | 58 | |
| Д 23 | 54 | 60 | 72 | 57 | 51 | 55 | 43 | |
| Д 24 | 55 | 54 | 55 | 66 | 64 | 73 | 68 | |
| Д 25 | 44 | 57 | 72 | 59 | 55 | 62 | 45 | |
| Д 26 | 50 | 60 | 49 | 59 | 51 | 48 | 68 | |
| Д 27 | 35 | 57 | 36 | 70 | 64 | 51 | 58 | |
| Д 28 | 50 | 57 | 55 | 57 | 55 | 48 | 65 | |
Из таблицы 1 мы видим, что данная группа исследуемых добросовестно отвечали на вопросы, о чем говорят показатели по шкале №1. У 90% испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении теста социально-желательные ответы.
Шкала №2 предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Проанализировав результаты по данной шкале, выяснилось, что для 65% респондентов характерна выраженность вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
У 13,8% чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма, что заставляет сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
21,2% испытуемых присущи конформные установки, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
По шкале №3 «Склонность к аддиктивному поведению» у 21,2% респондентов низкие показатели. Это свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
У 38,8% респондентов проявляется предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
40% испытуемых получили сомнительные результаты, что может свидетельствовать либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.
По шкале №4 «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» ни у кого не выявилась вероятность низкой ценности собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, садо-мазохистские тенденции.
У 62,4% наблюдается отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги, отсутствие склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
У остальных 27,6% обнаружены сомнительные результаты.
Шкала №5 «Склонность к агрессии и насилию». 58,8% респондентов имеют низкие показатели по данной шкале, это говорит о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
21,2% респондентов имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.
Шкала №6 «Волевой контроль эмоциональных реакций» 35% респондентов имеют по данной шкале низкие показатели, которые свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Показатели у 35% испытуемых свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Шкала №7 «Склонность к делинквентному поведению».
У 15% респондентов низкие показатели говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 46,2% испытуемых свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. У остальных 38,8% респондентов показатели свидетельствуют о высокой готовности к реализации делинквентного поведения.
После первичной диагностики была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа, целью которой является профилактика девиантного поведения у подростка. На данном этапе, мы предположили, что при помощи психолого-педагогической программы уровень склонности к девиации снизится. Программа рассчитана на детей 14-15 лет с высоким уровнем склонности к девиантному поведению.
Выводы по второй главе
Итак, на основе анализа результатов исследования социально-педагогических проблем девиантных подростков из кадетских классов можно сделать следующие выводы.
Основными тенденциями в развитии девиантного поведения среди обследованных подростков являются:
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к делинквентному поведению,
- саморазрушающее поведение,
- склонность к преодолению общественных норм и ценностей.
Данные показатели говорят о серьезной ситуации среди подростков. Необходимо проводить целенаправленную профилактическую работу в данных направлениях.
ГЛАВА III . Профилактическая работа с подростками в кадетских классах общеобразовательной школы
3.1. Характеристика основных направлений работы по профилактике девиантного поведения подростков кадетских классов
Цели и задачи программы
Цель программы – профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а также формирование целенаправленных адаптивных стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Задачи:
— оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
— способствовать формированию у подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
— формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива классы и школы;
— формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих;
— приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании – преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения;
— выработка адекватных и эффективных навыков общения;
— повышение воспитательного потенциала семьи, психолого-педагогической компетенции родителей, помогающих формированию у детей успешного, самостоятельного и ответственного поведения, а также развитие ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку несовершеннолетним, испытывающим трудности в процессе адаптации;
— организация комплексной методической помощи педагогам и всем работникам школы.
Структура программы
Программа состоит из трех направлений:
Направление 1. Работа с педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения.
Цель: повышение педагогической культуры специалистов общеобразовательного учреждения в области предупреждения формирования девиантного поведения и организации профилактических мероприятий по его предупреждению.
Работа с педагогическим коллективом ОУ носит учебно-методический характер и предполагает:
— формирование устойчивой мотивации к проведению профилактических мероприятий в рамках реализации данной программы;
— повышение осведомленности специалистов ОУ в области факторов риска возникновения девиантного поведения подростков;
— повышение педагогической компетенции специалистов ОУ в области особенностей формирования девиантного поведения подростков и его предупреждения;
— повышение педагогического мастерства специалистов ОУ в области организации и проведения профилактических мероприятий по предупреждению возникновения девиантного поведения.
В рамках данного направления планируется:
— проведение консультаций, обучающих семинаров для психологов, социальных педагогов и классных руководителей по повышению их профессиональной компетенции в области профилактики девиантного поведения подростков;
— подготовка информационных материалов для педагогов, психологов о видах девиантного поведения, факторах возникновения;
— подготовка методических материалов (конспектов) воспитательных мероприятий.
Обучающий семинар структурирован по блокам, включающим себя следующую тематику.
Таблица 2. Тематика структурно-содержательных блоков для работы с педагогическим коллективом
Направление 2. Работа с подростками.
Цель: формирование устойчивых механизмов противостояния подростков к возникновению отклоняющегося поведения, через информирование, нейтрализацию личностных факторов риска, которые могут подтолкнуть к возникновению девиаций и формирование личностных ресурсов, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации подростка.
Данное направление включает в себя два элемента:
Информационно-познавательный элемент, предполагающий:
— овладение основами знаний о психологии человека, психологических особенностях подросткового возраста, основных проблемах взросления;
— получение подростками информации о межличностных отношениях в микросоциальном окружении, их особенностях, способах конструктивного взаимодействия;
— развитие рефлексивного мышления, способности адекватно воспринимать и объективно оценивать действительность;
— развитие критического мышления для сопротивления негативному влиянию сверстников и СМИ;
— развитие у подростков умения адекватно оценивать и разрешать проблемные ситуации;
— информироание подростков о причинах возникновения девиантного поведения, его видах.
Личностно-формирующий элемент, предполагающий:
— формирование навыков самоанализа и наблюдения через осознание внутренних состояний;
— развитие независимости и личной ответственности;
— формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и самооценки;
— формирование психологического иммунитета к негативным внешним воздействиям и способности к бесконфликтному противостоянию негативному внешнему воздействию, действиям;
— развитие способности конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
Структура программы представлена тремя блоками:
— Блок 1. Профилактика девиантного поведения.
— Блок 2. Коррекция эмоционально-личностной сферы.
— Блок 3. Формирование позитивных жизненных целей.
Таблица 3. Тематика структурно-содержательных блоков для работы с подростками
Направление 3. Работа с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к выполнению обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, повышение педагогической культуры в области формирования основ здорового образа жизни и информационной осведомленности в области профилактики девиантного поведения.
Работа с родителями носит информационно-просветительский характер и предполагает:
— повышение информированности родителей о психологических особенностях подростка, проблем свойственных данному возрасту;
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей, ориентация их на конструктивное взаимодействие в системе «родитель-ребенок»;
— формирование устойчивой мотивации к реализации социально поддерживающих и развивающих стратегий поведения в семье;
-повышение осведомленности родителей в области факторов риска возникновения девиантного поведения у подростков.
Информирование родителей осуществляется в форме бесед в рамках плановых родительских собраний и распространения информационных материалов, которые позволяют охватить более широкий круг родителей.
Таблица 4. Тематика структурно-содержательных блоков для работы с родителями
