СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
1.1. Понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
1.2. Основные виды, принципы, критерии, методы, средства, формы отбора
1.3. Особенности спортивного отбора на этапах многолетней подготовки
1.4. Технология психологического отбора в спорте
1.5. Отличительные особенности игровых видов спорта
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
2.1. Структура профессионально-важных качеств спортсменов игровых видов спорта
2.2. Составление психограммы спортсменов игровых видов спорта
2.3. Анализ экспериментальных данных по отбору спортсменов в игровых видах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью работы является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к занятиям игровыми видами спортом. Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора. Слабое проявление свойств личности и физических способностей применительно к футболу не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало — предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп.
Важная роль в подготовке спортивных резервов принадлежит эффективной системе отбора перспективных юных футболистов. Больших успехов добиваются те из них, которые наряду с ярко выраженной двигательной одаренностью обладают высоким уровнем развития моральных и волевых качеств, значительной работоспособностью, в совершенстве владеют спортивной техникой и тактикой, а также обладают высокой степенью устойчивости к сбивающим факторам в соревнованиях. Все это обуславливает необходимость специального отбора лиц, обладающих высоким уровнем развития перечисленных качеств и способностей для успешной специализации в игровых видах спорта.
Кроме того, зависимость успешности спортивной деятельности от определенного набора индивидных и личностных качеств является одной из ключевых проблем в психологии спорта.
Особенно остро этот вопрос стоит в видах спорта, характеризующихся экстремальностью деятельности, к которой относится и футбол. Подготовке футболистов посвящен ряд исследований и научных разработок с приложением методических рекомендаций.
Однако проблема результативности технико-тактических действий юных футболистов остается одной из основных в теории и методике футбола.
Ввиду малой изученности данной проблемы в литературе задача настоящего исследования заключалась в выявлении уровня развития и влияния профессионально важных психологических качеств на результативность технико-тактических действий юных спортсменов.
Анализ литературы свидетельствует, с одной стороны, о важности таких специфических психологических качеств в футболе, как помехоустойчивость (А. В. Ивойлов), рефлексивность (Г. Д. Бабушкин), интуитивность (Е. А. Науменко), мыслительная оперативность (А. В. Родионов), переключение внимания (И. В. Поляков), реакция на движущийся объект (А. В. Родионов), способность к психорегуляции (А. В. Алексеев), с другой стороны, о недостаточной их изученности у футболистов в процессе спортивного совершенствования.
На сегодняшний день проблема результативности технико-тактических действий футболистов является недостаточно изученной. Возможно, это является одной из причин недостаточной результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов.
Анализ степени изученности проблемы подготовки юных футболистов свидетельствует о наличии ряда вопросов, требующих решения. Одним из таких вопросов является изучение уровня развития профессионально важных психологических качеств и их влияния на обучение технико-тактическим действиям, которые во многом определяют успешность выступления на соревнованиях. В этой связи разработка обозначенной проблемы считается актуальной и целесообразной для совершенствования подготовки юных спортсменов.
Объект исследования: процесс спортивного отбора в игровых видах спорта, а предмет исследования: психологические аспекты отбора и ориентации в игровых видах спорта.
Цель исследования – выявить психологические аспекты отбора и ориентации в игровых видах спорта на примере футбола.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»;
— исследовать основные виды, принципы, критерии, методы, средства, формы отбора;
— выявить особенности спортивного отбора на этапах многолетней подготовки;
— изучить технологию психологического отбора в спорте;
— выявить отличительные особенности игровых видов спорта;
— определить структуру профессионально-важных качеств спортсменов игровых видов спорта;
— составить психограмму спортсменов игровых видов спорта на примере футбола;
— провести анализ экспериментальных данных по отбору спортсменов в игровых видах.
Гипотеза исследования. Предполагается, что результативность технико-тактических действий юных футболистов связана со сформированностью профессионально важных психологических качеств, а при отборе детей для занятия футболом не следует руководствоваться показателями только физических качеств, следует также использовать данные их психофизиологических особенностей, поскольку существует взаимосвязь выбранных критериев.
Методы и методики исследования: анализ литературных источников, тестирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: показана недостаточно высокая результативность технико-тактических действий юных футболистов; выявлен уровень развития ряда профессионально важных психологических качеств, обусловливающих результативность технико-тактических действий; показана взаимосвязь психологических качеств с результативностью технико-тактических действий.
Теоретическая значимость заключается в дополнении положений теории спортивной тренировки новыми сведениями о содержании профессионально важных психологических качеств и их значении в овладении юными футболистами технико-тактическими действиями.
Практическая значимость полученных результатов заключается в выявлении значимости профессионально важных психологических качеств в овладении и выполнении технико-тактических действий спортсменами, что позволяет рекомендовать полученные результаты в практику.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
1.1. Понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы XX-го столетия, получив особенно большое развитие в 70-80-е годы.
У истоков создания целого направления в науке стояли доктор педагогических наук, профессор В. П. Филин (педагогического направление) и доктор медицинских наук, профессор Р. Е. Мотылянская (медицинское направление). В 60-е годы во ВНИИВКе в секторе юношеского спорта была открыта лаборатория спортивного отбора, а в секторе спортивной медицины – лаборатория возрастной функциональной диагностики. В развитие проблемы большой вклад внесли труды В. П. Филина, С. С. Грошекова, П. З. Сириса, Р. Е. Мотылянской, В. С. Гориневской, Э. Г. Мартиросова, М. С. Бриля, Н. Ж. Булгаковой, В. М. Волкова, А. А. Гужаловского, В. А. Запорожанова, В. Н. Платонова, В. Б. Шварца, С. В. Хрущева и других [10].
На основе методологических разработок сформировалась общая теория спортивного отбора. В настоящее время несмотря на достаточно полное освещение в научной литературе, считается, что теория спортивного отбора находится в стадии становления [10].
Из основных понятий теории спортивного отбора В. М. Волков и В. П. Филин [9] выделяют три:
- спортивный отбор;
- спортивная ориентация;
- спортивная селекция.
Спортивный отбор – это комплекс организационных мероприятий по выявлению способных детей для данного вида спорта или группы видов спорта.
Спортивная ориентация – это вид социальной ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации, с учетом индивидуальных способностей, склонностей и интересов.
Спортивная селекция – это отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования [11].
Таким образом, в целом можно сказать, что отбор – это поиск здорового ребенка, ориентированного на повышенную двигательную активность, а ориентация – это выбор для каждого отдельно взятого ребенка вида спортивной деятельности, исходя из требований вида спорта (межвидовая ориентация) или соответствия спортивному амплуа (внутривидовая ориентация) [10].
Рассматривая спорт как профессиональную деятельность человека, возникает необходимость и важность проведения спортивного отбора. От качества его проведения зависит развитие не только избранного вида спорта, но и спортивной деятельности в целом.
По мнению В.П. Филина, спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей в определенном виде спорта [50].
Отбор детей для занятий игровыми видами спорта в спортивные школы и организации является важнейшим условием, выполнение которого гарантирует высокий уровень подготовки юных волейболистов. Поиск идеала командного игрока подразумевает выявление требований, которым должен соответствовать спортсмен самого высокого класса. Образец (эталон) должен обладать комплексом необходимых свойств – физиологических, антропометрических, физических, социологических. [8]
На примере нормативов для зачисления в группы на этапе начальной подготовки видно, что основные критерии отбора спортсменов определены как скоростные, скоростно-силовые качества и координация (таблица 1.1) [1].
Требования по отбору детей по антропометрическим показателям отсутствуют. Хотя ранее, во всех примерных программах, рекомендованных Министерством спорта РФ, методических рекомендациях Всероссийской федерации волейбола одним из обязательных нормативов для зачисления в спортивную школу, являлись ростовые показатели ребенка. [3]
Таблица 1.1 — Критерии отбора спортсменов
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что высокорослые дети практически не справляются с требованиями к зачислению в спортивную школу. Это обусловлено низким индексом мышечной массы тела. Рост костей скелета опережает рост мышечной ткани. Соответственно координация и скоростно-силовые качества находятся на низком уровне. Но в дальнейшем, с возрастом, такой ребенок быстро догоняет сверстников по уровню подготовленности и имеет большое преимущество в ростовых показателях и, как правило, является первым кандидатом в команды высшего спортивного мастерства.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в современных требованиях к подготовке высококвалифицированного командного игрока первостепенную роль играют антропометрические показатели. Конечно, это не уменьшает значимости других аспектов спортивного отбора, таких как психофизические, технико-тактическая и физическая подготовленность, но главными критериями при отборе детей на этап начальной подготовки является ростовые показатели. Тренер, в первую очередь, при отборе (именно отборе, а не как принято – наборе) должен обращать внимание на длину тела, руки, кисти. Также следует анализировать и использовать в прогнозировании роста ребенка наследственность – данные родителей, дедушек, бабушек.
Требования, предъявляемые Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта волейбол, не отражают в полной мере всех критериев оценок для зачисления в группы на этапе начальной подготовки. Необходимо обязательно учитывать антропометрические данные ребенка, как одни из основных показателей для определения спортивной межвидовой ориентации, так и для внутривидовой ориентации, для выявления соответствия спортивному амплуа.
Совокупность всех вышеперечисленных требований к проведению отбора одаренных детей и зачислению их в группы этапа начальной подготовки позволит увеличить качественный состав начинающих спортсменов, улучшить показатели работы тренера и повысить процент перехода игроков из спортивных школ в профессиональные команды мастеров и сборные команды страны.
1.2. Основные виды, принципы, критерии, методы, средства, формы отбора
Существует несколько вариантов отбора в спорте:
Первый вариант – из протестированного и просмотренного количества детей были отобраны те из них, которые на 80 — 100% соответствуют 8 требованиям данного вида спорта и методическим принципам тренера-преподавателя.
Второй вариант – не отобранные дети, соответствующие этим требованиям менее 80%. Эти два варианта стандартный пример эффективного решения проблемы. Но, существуют ещё два варианта, которые в значительной мере понижают качество отбора.
Третий вариант – в процессе отбора были «отсеяны» дети, которые могли бы в дальнейшем достичь высоких спортивных результатов.
Четвёртый вариант – отбираются и зачисляются в группы дети, которые в дальнейшем не покажут высокий спортивный результат даже при напряженном тренировочном процессе. Несмотря на большие усилия тренеров, учёных, организаторов спорта в практике спортивного отбора всё ещё действуют несколько вариантов решения данной проблемы [19].
В игровых видах спорта процесс поиска одарённых детей и подростков проводится в трёх взаимосвязанных направлениях: спортивный отбор, спортивная ориентация и комплектование учебно-тренировочных групп по спортивной акробатике [29].
Процесс отбора групп начальной подготовки в спортивную школу делится на три этапа: этап предварительного отбора детей; этап углублённой проверки соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся к требованиям специализации в избранном виде спорта; этап спортивной ориентации.
Основными задачами первого этапа отбора являются привлечение к спортивным занятиям большего количества одаренных и талантливых детей, их предварительный просмотр и организация начальных занятий. На данном этапе необходима организация секций в детских садах и общеобразовательных учреждениях при участии преподавателей по физической культуры и тренеров-преподавателей.
В процессе занятий и соревновательной деятельности на протяжении учебного года выявляются наиболее перспективные обучающиеся. В завершении первого этапа отбора должны быть предусмотрены контрольные испытания и соревнования. В ряде мероприятий обучающиеся которые были отобраны зачисляются в спортивный лагерь, где они будут заниматься под руководством тренеров спортивной школы.
За время пребывания в спортивном лагере тренеры уточняют способности обучающихся на основе педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
Основными методами отбора на этом этапе отбора являются: медицинское обследование, педагогическое наблюдение, контрольные испытания, смотры-конкурсы по видам спорта, социологические исследования.
Второй этап отбора — углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта, в процессе первоначального обучения.
На протяжении 3-6 месяцев нужно в полной мере изучить возможности занимающихся и укомплектовать из их числа наиболее талантливых в учебные группы. По завершению второго этапа отбора комиссия рассматривает личные дела поступающих, заявление от родителей и рассматривается вопрос о приёме занимающегося в спортивную школу.
Контрольные испытания, результаты соревнований, характеристика тренера-преподавателя и заключение врача должны быть основными при решении вопроса о приёме подростков и детей в спортивную школу. Эта система отбора не должна исключать участие в приемных испытаниях тех подростков и детей, которые обладают достаточно хорошими спортивными данными, но которые не прошли два этапа отбора.
Основными методами отбора на данном этапе являются: педагогическое наблюдение, контрольные испытания, соревновательная деятельность и контрольные прикидки, психологические исследования, медико-биологические исследования.
Задача третьего этапа отбора — систематическое изучение многолетней подготовки каждого из обучающегося в спортивной школы на предмет окончательного определения индивидуальной спортивной специализации обучающегося (спортивная ориентация). Детальное и длительное изучение позволит тренеру наилучшим образом определить у юного спортсмена спортивные способности и в соответствии с этими данными выбрать для него специализацию в спорте. На данном этапе отбора будут осуществляться педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего выявления слабых и сильных сторон подготовленности у занимающихся. В этот период решается вопрос о правильной спортивной ориентации занимающегося.
Основными методами отбора на данном этапе являются: педагогическое наблюдение, контрольные испытания, соревновательная деятельность и контрольные прикидки, психологические исследования, медико-биологические исследования [36].
При начальном отборе, а также на этапах подготовки тренер использует контрольные испытания для объективной оценки различных сторон подготовленности занимающихся.
Повышается актуальность тестов, характеризующих показатели относительной и абсолютной силы, прыгучести, реактивности по показателям простой и сложной реакции двигательных действий, гибкости, пластики в движениях; артистизма, музыкальности.
Главными в процессе отбора являются тесты, характеризующие сенсомоторную координацию как основу технической подготовки [8].
Заинтересованность тренера состоит в том, чтобы у мальчика, девочки, юноши, девушки были длинные ноги, чтобы шея была удлиненной, а осанка фотогеничной. У специалистов, активно работающих в области отбора, есть ряд противопоказаний для зачисления детей в группы по акробатике: переразгибания в области локтевых и коленных суставах, длинное туловище, короткие ноги, плоскостопие, сильно выступающие лопатки, болезненное состояние осанки и другое [9].
Каждый из многих видов спорта предъявляет определённые требования к строению тела человека, причем, чем квалификация спортсмена будет становиться выше, тем требования станут намного строже. Наряду с этим тренер должен знать, какие морфологические признаки, положенные в основу отбора, в меньшей степени поддаются средовым воздействиям и как их можно развивать в тренировочном процессе.
На основании исследования близнецов В.Б. Шварц установлено, что в большей степени генетическую обусловленность имеют продольные размеры тела человека, а также вес. Правда, после 18 лет уменьшается влияние наследственности на вес. Меньшее влияние наследственность оказывает на поперечные размеры тела (диаметры), хотя достоверно известно, что поперечные размеры эпифизов бедра, голени, плеча и таз обусловлены наследственностью. Такие размеры, как, поперечный диаметр груди, ширина плеч и поперечный диаметр нижнего эпифиза предплечья, в большей степени находятся под влиянием внешних (средовых) факторов [37].
Обхватные размеры (периметры) зависят всего лишь на 50% от влияния наследственности. Наследственность не влияет на обхват плеча, предплечья и голени а лишь в какой-то степени – на обхватные размеры туловища. Поэтому при отборе способных детей к физической деятельности следует ориентироваться на вес, рост, состав тела и телосложение [16].
Таким образом, изучение морфологических особенностей физического развития спортсменов позволяет разрешить несколько практических задач, т.е. подойти к ряду вопросов спортивном отборе и индивидуализации тренировочного процесса с научно доказанных позиций.
В монографии В.Б. Зеленчонок, В.Г. Никитушкин, В.Б. Губа [16] рекомендована технология отбора, которая сводится к тому, что начинающий спортсмен в период с 5 – 6 до 10 – 11 лет должен попробовать себя по очереди во всех видах спорта и родители с помощью тренера могут выбрать наиболее приемлемый спорт для ребёнка. Причём, в начале спортивной деятельности следует заниматься видами спорта, в которых успех зависит от качеств, которые закреплены наследственно и плохо поддающихся тренировке.
Сообразуясь с этими данными, в первую очередь, ребенок, должен заниматься сложно координационными видами спорта. Спустя время (через 1 – 2 года) можно будет начинать заниматься другими видами спорта, требующими не только хорошего развития координационных способностей, но а также более высокого уровня сообразительности и мышления. Относящиеся к таким видам спорта это спортивные игры и единоборства. В скоростно-силовых видах спорта себя можно будет попробовать через один или два года.
И на конечном этапе подростки которые достигли возраста 10 — 12 лет, но не проявившие себя в других видах спорта могут попробовать себя в циклических видах спорта, многоборьями либо тяжёлой атлетикой. Однако авторы предостерегают, что даже такие показатели, как спортивный результат, не может иметь решающего значения в период отбора. Бриль считает, что выбор критериев и методов отбора на различных этапах обучения должен основываться на структурном анализе спортивного успеха.
На I уровне, учитывая возраст и подготовленность детей младшего школьного возраста, основное внимание следует уделять выявлению задатков и оценке двигательной активности.
Наличие базовой подготовленности специальных качеств на II уровне позволит оценить степень игровой одаренности.
На III уровне на основе умений формируются способности одаренности в сочетании с навыками, проявляющиеся в деятельности спортсмена.
IV уровень считается важнейшим в формировании спортивного мастерства, которое, в бедующем будет подкреплено надежностью (V уровень), ведет к спортивному успеху (VI уровень) [8].
Такая «лестница успеха» верно позволяет, расставлять акценты в организационно-методических мероприятиях по отбору. Как показали исследования (1963-1977 гг.), дети 7-8 лет должны проверяться на первом уровне, дети 9-10 лет — на втором уровне, дети 11 -12 лет — на третьем уровне. Стоит отметить, что на третьем уровне впервые в оценке перспективности важное место отводится анализу подготовленности, тогда как на более низких уровнях предпочтение отдается свойствам и качествам личности [8].
В каждом виде спорта существуют свои, характерные только для данного спорта требования к проявлению способностей. Но, наряду с этими специфическими требованиями, можно выделить и общие факторы для всех видов спорта, от которых будет зависеть спортивные достижения которые могут быть приняты в качестве критериев для определения спортивной пригодности.
К таким факторам, прежде всего, относят:
1) физические (кондиционные) способности;
2) состояние здоровья;
3) конституция тела (телосложение);
4) координационные способности;
5) мотивы занятий;
6) психический склад личности [13].
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Методика основывается на системе педагогических, психических показателей и медико-биологических, которые имеют высокую прогностическую значимость.
Учитывая начальный уровень, изменение исходных показателей обследования с возрастом а также под влиянием тренировочного процесса, взаимосвязь данных показателей со спортивными достижениями. Качество отбора является одним из главных условий успешности многолетней подготовки спортивного резерва. В процессе многолетней подготовки спортсменов комплекс методов отбора растёт, отбор в дальнейшем становится более углубленным, в результате чего количество отсеиваемых возрастает [33].
Одним из важнейших факторов, который в большей степени может определять спортивные достижения в спорте, а также выбор вида спорта зависит от конституции тела [27], поскольку между содержанием и формой существует тесная взаимообусловливающая связь[13]. Поэтому при выборе спорта важную роль имеет объективная оценка телосложения и возможных перспектив его изменения. При этом следует иметь в виду, что все люди по характеру своего телосложения могут быть отнесены к определенному соматическому типу.
В литературе предлагается большой ряд классификаций соматического типа человека, в основе которого лежит совокупность внешних признаков строения тела человека. Названные признаки устанавливаются путем антропометрических измерений или так называемой соматоскопии (наружным осмотром).
В нашей стране в практике наиболее часто употребляется классификация М.В. Черноруцкого, построенная на учете соотношения веса, роста, окружности грудной клетки и тела которые включают в себя три основных соматических типа телосложения человека (нормостенический, пикнический и астенический).
Резюмируя изложенные данные, важно вновь подчеркнуть, что конституция тела может являться важным фактором при выборе вида спорта, а в большинстве случаев и определяющим. Так же следует заметить, что все люди обладают сугубо индивидуальными, неповторимыми сочетаниями психологических особенностей. К ним, в первую очередь, прежде всего относятся особенности протекания психических процессов, характера, темперамента, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности. Все эти так называемые личностные качества в значительной степени могут определить выбор спортивной специализации [15].
Преобладающее, во многом определяющее значение для психического склада личности в целом имеют типологические особенности нервной системы. Приспособление организма человека к различным факторам воздействия внешней среды в полной мере обеспечивается нервной системой. Разные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к нервной системе [15, 20].
Безусловно, свойства нервной системы во многом определяют и формирование личностных характерологических особенностей человека, так же, как и в других сферах жизни людей, они так же имеют большое значение в спорте.
Таким образом, на особенности характера влияют: тип нервной системы и определяемый этим типом темперамент. Л.П. Матвеев [26] выделил три основных типа подходов в диагностике спортивной предрасположенности:
- Психодиагностические (включая и личностно-оценочные).
- Спортивно-интегративные.
- Избирательные, преимущественно биодиагностические.
В качестве биофункциональных показателей индивидуальной спортивной предрасположенности стремятся определить, прежде всего, те функциональные возможности организма, которые играют особенно важную роль для достижения высоких спортивных результатов в избранном (или избираемом) виде спорта.
Личностно-оценочные и психодиагностические подходы. Анализ спортивной и собственно соревновательной деятельности в целом убеждает, что причины её неуспешности или успешности не могут быть поняты, если пренебрегать личностно-психическим факторам спортивных достижений. Это положение остается в силе, несмотря на большинство сложностей и несовершенности существующих личностно-оценочных и психодиагностических подходов.
Спортивно-интегративные подходы. В отличие от избирательной диагностики отдельных показателей спортивной предрасположенности, спортивно-интегративные подходы характеризуются использованием объединенных показателей спортивных способностей, выявляемых на основе крупных параметров спортивной деятельности и целостных спортивных действий [26].
Проведение спортивного отбора воплощается с помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оценку психологической пригодности спортсмена. В зависимости от используемых тестов и условий форма обследования может быть групповой или индивидуальной. При проведении обследования соблюдаются два обязательных условия: стандартность и мотивированность.
Мотивированность выражается в том, чтобы обеспечить положительное отношение и заинтересованность в результатах у обследуемых: непринужденная обстановка, хороший контакт между испытуемым и экспериментатором. Стандартность означает, что внешние условия, обстановка, и методы проведения обследования должны быть совершенно одинаковыми во всех проведённых обследованиях. Опыт показывает, что даже незначительные изменения в процедуре обследования могут повлиять на полученные результаты.
После проведённого обследования результаты обрабатываются, для того чтобы получить окончательную оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три основные группы:
1) непригодные;
2) условно пригодные;
3) абсолютно пригодные.
Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но этот отбор считается довольно эффективным и позволяет свести на минимум среднюю ошибку. Известно, что только по результатам соревнования полностью может быть оценена спортивная одаренность, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер [15].
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети соответствующие паспортному возрасту, который определен для данного вида спорта.
Следует признать, отмечает Л.А. Семёнов, что такое подразделение является не всегда целесообразным, так как дети одного паспортного возраста по своим индивидуальным особенностям развития организма весьма часто существенно отличаются друг от друга. Биологический возраст должен лежать в основе спортивного отбора. Данные медицинского обследования являются первым критерием для зачисления в спортивную группу.
Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из главных условий достижения успеха в современном спорте. Отдельное внимание уделяется выявлению заболеваний, которые являются противопоказанием к занятиям спортом.
Для увеличения эффективности спортивной ориентации и отбора рекомендуется использовать генетические маркеры – легко определяемые устойчивые признаки организма, жестко связанные с его генотипом. Маркеры делятся на условные и абсолютные, но считается, что выявленные у детей, ведь они сохраняются до конца жизни человека. Генетические маркеры спортивных задатков. Маркером называют легко определяемый, устойчивый признак организма, по ним можно судить о вероятности проявления другой, тяжело определяемой характеристики организма.
Таким образом, генетические маркеры позволяют распознавать его врожденные возможности и наследственные задатки человека.
Соматотип – весьма важный маркер двигательных и физических качеств возможностей человека. Включает комплекс морфологических признаков: степень жироотложения, форма скелетных мышц, пропорции тела.
Гормональные маркеры – определяет уровень гормонов и их соотношение в крови. Гормональные маркеры могут служить показателями поведенческих реакций и морфологических особенностей человека.
Хромосомные маркеры – это особенности строения хромосом. Хромосомы включают регуляторные и структурные гены, а также гетерохроматин, который не несет информацию о строении белков, и в настоящее время еще не известно какую функцию он выполняет в организме человека. Состав мышечных волокон в одной и той же мышце имеют большие индивидуальные различия, которые зависят от врожденных особенностей человека.
Функциональные асимметрии. У человека различают психологическую, моторную а также сенсорную асимметрию, что тесно связано с работой ведущего полушария, ведущей нижней и верхней конечностей. Формирование генетически детерминированной асимметрии длится до 5-летнего возраста и в дальнейшем только совершенствуется. Ранее перечисленные – являются фенотипическими маркерами. И лишь молекулярно-генетический метод может использовать прямые генетические маркеры – регуляторные и структурные гены генома человека.
Говоря о признаках наследуемости, необходимо обращать внимание на то, что проявление и развитие физических качеств человека зависит в различном соотношении как от генетических, так и средовых факторов. Чем больше генетические факторы влияющие на те или иные физические качества (высокая степень наследуемости), тем меньше эти качества тренируемы, и наоборот.
В связи с этими данными на раннем этапе спортивной специализации актуальным является выявление у детей генетической предрасположенности к тем или иным видам спорта, успех в которых будет зависеть, прежде всего, от качеств с высокой степенью наследуемости (быстрота, гибкость, взрывная сила и др.) [34].
В современных условиях главными ориентирами при спортивном отборе, прогнозе и спортивной ориентации должны стать генетические маркеры индивидуально запрограммированных возможностей человека [34].
Однако в нашей стране, как нигде, существует большой разрыв между практическим использованиям новых разрабатываемых технологий и научными достижениями.
В связи с изложенным материалом, можно сказать, что создание новых технологий в спортивной подготовке на основе выявления генетической предрасположенности человека к выполнению физических нагрузок должно включать как накопленный так и уникальный опыт тренера, а так же результаты многолетних исследований спортивных генетиков по выявлению генетических маркеров мышечной деятельности. все эти данные дают возможность повысить эффективность и надежность системы в индивидуальном отборе, спортивной ориентации и подготовки высококвалифицированных спортсменов, или начальная ориентации детей для выбора определённого вида спорта.
Спортивная практика показывает то, что на первом этапе не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих функциональные, морфологические и психические качества, они необходимы для будущей специализации в определенном виде спорта.
В технологии ориентации контрольные испытания должны осуществляться с таким расчетом, чтобы определить не столько что, уже умеет делать занимающийся, а то, чнго он сможет достичь в дальнейшем, то есть выявить способности занимающегося к решению двигательных задач, умению управлять своими движениями, проявлению двигательного творчества.
Единовременные контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят только о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов, но и в меньшей степени о его перспективных возможностях. А вероятный спортивный результат спортсмена зависит не столько от первичного уровня физических качеств, сколько от скорости прироста данных качеств в процессе специальной тренировки. То есть темпы прироста будут свидетельствовать о неспособности или способности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности. Все же, как отмечают специалисты, высокий уровень развития способностей ещё не является показателем гарантии успеха.
Таким образом, окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете нескольких показателей.
1.3. Особенности спортивного отбора на этапах многолетней подготовки
Система спортивного отбора, как правило, включает в себя несколько этапов. Этапы спортивного отбора соответствуют этапам многолетней подготовки спортсменов [52].
Так условно выделяют четыре этапа (рисунок 1.1):
Проблема отбора на этапе начальной подготовки становится все более актуальной. По мнению многих исследователей [2, 10, 40], отбор на этапе ранней специализации позволит определить наиболее перспективных и предрасположенных детей к избранному виду спорта, а также правильно построить тренировочный процесс.
Рисунок 1.1 — Этапы спортивного отбора
Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер опирается на современные методы морфологических, функциональных, психических и физических исследований, создает модель возможного развития индивида с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию [13].
Но успехи в период начальной спортивной специализации еще не гарантия достижения высокого спортивного мастерства в старшем возрасте. Разница в результатах, показанных одногодками, может быть вызвана различной степенью созревания организма, что в свою очередь при недостаточном внимании может существенно повлиять на достижение высоких спортивных результатов [13].
Научно обоснованные методы отбора детей в спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становится наиболее важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса.
Рассмотрим подробно задачи отбора на этапе начальной подготовки, по мнению разных авторов. Основной задачей на данном этапе, по мнению В.М. Волкова и В.П. Филина, является процесс определения пригодности детей для совершенствования в избранном виде спорта. Длительность этапа 3-6 месяцев.
В течение этого времени тренер должен дать оценку развитию двигательных способностей и психофизиологических признаков.
Медико-биологические критерии отбора должны характеризовать состояние здоровья спортсмена, его биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функциональных и сенсорных систем организма, индивидуальные особенности развития высшей нервной деятельности.
На этом этапе, ориентируясь на темпы роста результатов в тестовых испытаниях, окончательно принимается решение о зачислении детей в спортивные школы [50].
В.Н. Платонов считает, что основной задачей на данном этапе является оценка способностей юных спортсменов к дальнейшему совершенствованию, а так же отсутствие противопоказаний в состоянии здоровья при адаптации организма к физическим нагрузкам, соответствие потенциальных возможностей различных систем организма требованиям соответствующего вида спорта, степень изменчивости функциональных систем под влиянием оптимальной тренировки. В результате отбора на этапе начальной подготовки должно остаться 15-20% детей [50].
Л.П. Сергиенко данный этап называет этапом «генетического отбора», на котором необходимо определить генетические предпосылки в развитии морфологических показателей, двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Высокие показатели генетически обусловленных в развитии признаков говорят о перспективности ребенка. На данном этапе является важным подбор тестов, позволяющих определить генетически обусловленные в развитии способности, а также дать правильную оценку полученных результатов [50].
По мнению В. Старосты целью отбора на этапе начальной подготовки является определение уровня двигательной подготовленности и особенностей строения тела всех детей, желающих заниматься спортом. Занятия, проводимые в рамках реализации данного этапа, должны быть направлены на всестороннее развитие двигательных способностей, улучшение здоровья и устранение отклонений от нормы [51].
Таким образом, можно установить, что основным задачами отбора на этапе начальной подготовки является:
— определение пригодности для совершенствования в определенном виде спорта;
— оценка морфофункциональных и психофизиологических признаков;
— определение темпов прироста спортивных результатов.
Помимо определения задач необходимо установить и информативные критерии для осуществления процесса отбора. Общепризнанными критериями отбора являются [49]:
— морфологические;
— функциональные;
— биомеханические;
— педагогические;
— психологические.
Морфологические признаки позволяют определить, насколько ребенок соответствует тому морфотипу, который типичен для наиболее выдающихся представителей избранного вида спорта [21].
Функциональные критерии выявляют состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечно-двигательной, вегетативной систем организма, вестибулярного аппарата и др.
Большую роль играют и педагогические контрольные испытания, по результатам которых можно судить о наличии специальных физических качеств и темпах прироста показателей.
Психологические исследования позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Многие специалисты [14, 24] считают, что вопросы отбора и ориентации должны решаться системно, включая все критерии, которые позволят качественно оценить способности и двигательные возможности отбираемых детей. Но ряд специалистов [33, 35] указывают на то, что на данном этапе отбора достаточно судить по нескольким эффективным критериям для избранного вида спорта.
Н.В. Миникаева отбор в спортивную гимнастику проводит по двум, на ее взгляд, наиболее информативным критериям, оценивая анатомо морфологические признаки и физическую подготовленность спортсменов [41]. По этим же критериям отбор юных футболистов осуществляет А.Ф. Мифтахов [42]. При отборе в секцию дзюдо Дворкин В.М. оценивает функциональные возможности организма и физическую подготовленность [18].
Таким образом, для того чтобы осуществить качественный отбор необходимо подобрать наиболее информативные и эффективные критерии. Выбор критериев зависит от особенностей избранного вида спорта, а также от этапа подготовки и возраста занимающихся.
Взаимосвязь между морфологическими характеристиками и видом спорта даёт конкретную ориентацию для правильного выбора спортивной специализации и отбора спортсменов в секции. Тот факт, что индивидуальная предрасположенность к занятиям определённого вида спорта влияет на спортивные достижения, убеждает в том, что отбор в различные спортивные секции следует проводить и по морфологическим особенностям занимающихся.
О физическом развитии позволяют судить морфологические показатели такие как длина и масса тела, обхватные размеры, которые сравниваются с должными величинами, полученными в результате статистической обработки антропометрических измерений большого контингента лиц различного возраста, пола, национальности и различной двигательной ориентации. Результатами сравнения является оценочная шкала: «слабое, «сильное», «хорошее», «плохое», «среднее», «ниже среднего», «выше среднего» физическое развитие [13].
Соматотипирование, как правило, производится путем анализа трех независимых уровней варьирования: габаритного, компонентного и порционного.
При соматотипировании так же определяется индивидуальный вариант развития обследуемого, то есть оценивается скорость его развития (морфологического созревания) [19].
В основу классификации соматотипов Шелдона положена степень развития производных зародышевых листков. Он выделил такие три компонента как: эндоморфию, мезоморфию и эктоморфию.
Эндоморфный сомототип — мягкие округлости в различных частях тела, чрезмерное развитие пищеварительных органов и т.д.
Мезоморфный — прямоугольные очертания тела, хорошо развитая мускулатура, костная система, соединительная ткань.
Эктоморфный — вытянутое в длину тело, хрупкое телосложение. По отношению к массе тела дериваты эктодермы занимают наибольшую его поверхность, развиты особенно сильно, и компонент называется эктоморфией. Степени выраженности каждого из трех компонентов отражаются в семи рангах и оцениваются в баллах:
1 — очень слабая выраженность компонента,
2 – слабая,
3 — ниже средней,
4 – средняя,
5 — выше средней,
6 — сильная,
7 — очень сильная.
Методику Шелдона в своих исследованиях используют многие авторы [33, 43].
Несколько иную классификацию используют отечественные исследователи в своих работах в области спортивной морфологии.
Выделяются пять основных соматотипов, компоненты оцениваются по пятибалльной системе (рисунок 1.2):
атлетический (варианты: узкокостный и ширококостный) крайне низкое развитие жира и мышц (1 балл); при ширококостном варианте хорошее развитие костной массы (4-5 баллов);
грудной (варианты: узкокостный и ширококостный) низкое развитие костной ткани (1 балл), развитие мышц и жира несколько выше (1-2 балла);
мускульный — слабое или среднее развитие жира (2-3 балла), мощная мышечная и костная масса (4-5 баллов);
брюшной — сильное развитие жира (4-5 баллов), слабое развитие мышц и костей (12 баллов);
эурисомный — предельное развитие мышц, жира и кости.
В. Чтецов наряду с «чистыми» соматотипами выделяет и промежуточные типы и предлагает схему соматической диагностики женщин, включающую семь соматотипов: астенический, стенопластический, пикнический, мезопластический, эурипластический, субатлетический, атлетический.
В исследованиях ряда авторов [14, 26, 30], соматотипирование проводится по методике В.Г. Штефко и А.Д. Островского в модификации Дарской.
Данная методика признана наиболее информативной, так как соматотип определяется с помощью пяти антропометрических показателей и индексной оценки. Выделяют четыре соматотипа [19]:
— астеноидный тип – характеризуется удлиненными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена и вытянута, спина сутулая, мускулатура развита слабо. Жировой компонент крайне незначителен;
— торакальный тип – относительно узко сложенный. Грудная клетка уплощена, при этом спина прямая, мышечный и жировой компонент развиты умерено. Тонус мышц высок, хотя их масса может быть и не велика;
— мышечный тип – массивный скелет с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье. Грудная клетка цилиндрическая, округлая. Мускулатура развита особенно сильно. Значителен и объем мышц, и их тонус;
— дигестивный тип – характеризуется обильным жироотложением. Грудная клетка имеет коническую форму и расширена книзу. Живот выпуклый, округлый. Спина прямая. Мышечная масса обильно, подкожножировой слой образует складки на животе.
Рисунок 1.2 — Схематическое изображение конституциональных типов по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому
Известно, что между соматотипом и уровнем спортивного мастерства существует тесная связь. Особенности телосложения оказывают влияние на развитие и проявление физических качеств.
Так в ходе исследований Л. Андреенко было установлено, что представители астеноидного типа телосложения показывают низки результаты в видах спорта, которые требуют проявления выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых способностей. У спортсменов торакального типа средний уровень развития выносливости, гибкости, силы и высокий уровень развития координационных способностей.
Представители мышечного типа отличаются хорошим уровнем развития гибкости, скоростно-силовых способностей и силы. А спортсменки дигестивного типа показывают низкий уровень скоростных способностей, выносливости и относительной силы, средний уровень развития координационных способностей и высокие показатели гибкости.
Таким образом, оценка уровня физической подготовленности спортсменов является важной и неотъемлемой частью тренировочного процесса. Грамотное диагностирование позволяет оценить перспективность и определить готовность спортсмена к предстоящему старту, следующему этапу спортивной подготовки, а также выявить недостатки построения тренировочного процесса с целью дальнейшей коррекции.
Если при первичном и предварительном отборе при отсутствии явных противопоказаний к спорту оценки в основном подозреваются и рекомендуются, они станут более точными и конкретными на следующих этапах. Основой для таких оценок являются данные опыта со спортсменом, которые собрали тренер, врач и другие специалисты. Эти данные вместе с результатами обширных обследований служат основой для более обоснованных выводов.
На каждом этапе спортивного отбора выявляется не только целесообразность дальнейшей тренировки спортсмена, но и детальная оценка его возможностей и навыков, сильных и слабых сторон технико-тактических навыков, функциональной подготовки, уровня развития двигательных навыков, психологических характеристик, анализ предыдущего этапа подготовки — его ориентация, размер и тип нагрузок, его соответствие индивидуальным характеристикам спортсмена и т. д. Все эти данные являются основой для ориентации подготовки спортсмена на следующем этапе многолетнего совершенствования. Таким образом, стадионы для спортивного отбора органически связаны со спортивной ориентацией.
Задачи определенного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, получаемой для каждого из этих направлений.
Информация о здоровье одинаково важна для каждого из этапов отбора. Данные по телосложению, характеристикам нервной системы, возможностям и перспективам улучшения основных функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах, если выявлен характер юного спортсмена для определенных видов спорта, определена будущая специализация, ориентация процесс лет подготовки. Уровень спортивных результатов, способность получать лучшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность адаптироваться к условиям определенных соревнований имеют решающее значение на заключительных этапах.
Очень высокая или очень низкая предрасположенность к физической активности имеет небольшое количество спортсменов — около 3-5%. Следует отметить, что особая предрасположенность к тренируемости в отношении тех или иных двигательных качеств и функциональных возможностей во многом обусловлена соматопом спортсменов, его морфонуцкоональными и психологическими характеристиками, а также генетической предрасположенностью. Высокоинтенсивная тренировка по некоторым показателям может сопровождаться низкой тренингом по другим. Например, высокоинтенсивная тренировка мышечной массы и максимальная сила обычно сопровождаются плохой предрасположенностью к развитию выносливости для аэробной работы. Предрасположенность к развитию координационных навыков обычно сопровождается значительным ресурсом адаптации с точки зрения гибкости, времени простых и сложных реакций. Высокие тренировочные способности не гарантируют высоких спортивных результатов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф