Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологические особенности деятельности медицинского персонала

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Содержание

 

Введение

Глава1. Теоретико-методологические предпосылки к изучению психологических особенностей деятельности медицинского персонала

1.1. Основные теоретические подходы к изучению деятельности в психологической науке

1.2. Сущность и содержание психологических особенностей деятельности медицинского персонала

2.Экспериментальное исследование психологических особенностей деятельности медицинского персонала

2.1 Методический замысел экспериментального исследования психологических особенностей деятельности медицинского персонала

2.2. Описание и анализ результатов исследования

2.3. Коррекционно-развивающая программа формирования здоровья и личностного развития работников медицинского центра

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессиональная деятельность остается важнейшим предметным полем современных психологических исследований. Мир труда испытывает сегодня существенные изменения. Профессия как социальный институт также претерпевает изменения и требует от исследователей глубокого переосмысления. Ряд профессий устаревает и уходит в прошлое, но появляются новые виды деятельности, которые до сих пор остаются неизученными.

Профессия врача, медицинской сестры, фельдшера, иными словами, профессии медицинских работников, многие исследователи рынка труда справедливо относят к «вечным». Они всегда востребованы. Более того, на российском рынке труда остро стоит проблема нехватки кадров здравоохранения. Сегодня в России устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень овладения профессией: высокую результативность труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности, наличие профессионально-важных качеств (ПВК). Сегодня все чаще используется термин — компетенция. Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

Для того чтобы пропагандировать и обучать специалистов с определенными профессиональными качествами, необходимо детально анализировать эти сферы деятельности. Кроме того, портрет «успешного» и «не успешного» специалиста поможет построить индивидуальную работу по коррекции негативных и наиболее значимых характеристик, что в свою очередь приведет к профессиональному улучшению и изменению профессиональных стереотипов.

Труд медицинского работника содержит ряд дополнительных стрессовых факторов, таких как высокий уровень ответственности за здоровье и жизнь человека, опасность для собственного здоровья, необходимость проявления высокого уровня эмпатии, толерантности. Данная профессия ориентирована на оказание помощи больным, поэтому проходит преимущественно в негативном эмоциональном поле, сопряжена с негативными эмоциями и негативным эмоциональным опытом.

Накопление подобного опыта в процессе работы, с одной стороны, ведёт к истощению ресурсов, с другой — развитию защитных психологических механизмов в виде личностной отстранённости, расширения сферы экономии эмоций и других признаков эмоционального выгорания. В психологии синдром эмоционального выгорания (СЭВ) в наиболее общем виде понимается как стереотип эмоционального поведения, приобретенный вследствие длительных, чаще всего профессиональных, стрессов средней интенсивности [1, с.4].

Именно эмоционально-волевой компонент в деятельности медицинского работника выступает ведущим, к нему предъявляются повышенные требования. Поэтому этот компонент требует углубленного изучения в ходе нашего эксперимента.

Степень изученности темы. Подчеркнем, что у истоков концепции труда встают такие выдающиеся теоретики, как М. Вебер, Е. Дюркгейм, К. Маркс [57].

Серьезный вклад в психологическое изучение профессий, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию молодежи внес Е. А. Климов [8]. Е. М. Иванова [7], опираясь на труды А. Н. Леонтьева [11] и других отечественных психологов, разработала комплексную инструментально-методическую систему психологического изучения профессиональной деятельности.   Благодаря исследованиям отечественных ученых появились психологические дисциплины прикладной направленности, ориентированные на задачи научного управления: «рефлексология труда» (В.М.Бехтерев), «эргология и эрготехника» (В.Н.Мясищев), «психология труда» (Г.И.Челпанов), «индустриальная психотехника» (И. Н. Шпильрейн). И.Н.Шпильрейн разработал «трудовой метод», сущность которого заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профессионально труд, и работика, знающего этот труд.

Принципы деятельностного подхода активно разрабатывались в трудах отечественных ученых С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева [11]. Центральной идеей этого подхода выступает постулат о единстве сознания и деятельности, которая рассматривается с марксистской точки зрения, проповедующей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой.

Проблематику общественно-эмоциональной особенности труда человека, характерные черты характера работника, мотивацию рабочий деятельности лица благополучно изучали Дж.Аткинсон, А.Маслоу, Д.Мак-Клелланд. Особенность работы как социокультурного феномена жизнедеятельности общества и лица в обстоятельствах глобализации совокупно изучена в работах Н.Гнилицкой. Исследование развития формы и нахождения труда в 21 веке показано в работе М.Волошина, И.Семченко, В.Гашкова.

Цель работы — изучение психологических особенностей деятельности медицинского персонала и разработка практических рекомендаций по минимизации воздействия негативных психогенных факторов.

Объектом исследования является медицинский персонал.

Предметом исследования является психологические особенности деятельности медицинского персонала.

Гипотеза: Психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников заключаются в высокой эмоциональной насыщенности, психофизическом напряжении и наличии большого количества факторов, вызывающих стресс и приводящих к эмоциональному выгоранию. Мы предположили:

1) что между преобладающим типом темперамента и уровнем выгорания в профессиональной деятельности медработников существуют значимые взаимосвязи;

2) степень эмоционального выгорания у работников медицинского центра зависит от стажа профессиональной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению деятельности в психологической науке.
  2. Раскрыть сущность и содержание психологических особенностей деятельности медицинского персонала.
  3. Обосновать методический замысел экспериментального исследования психологических особенностей деятельности медицинского персонала.
  4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей деятельности работников медицинского центра.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу формирования здоровья и личностного развития работников медицинского центра.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по исследованию психологических особенностей деятельности медицинского персонала.

Практическая значимость состоит в возможности использования изученного и систематизированного материала в своей практической работе. Кроме того, материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы практическими психологами медицинских учреждений при разработке занятий по повышению уровня психологической компетентности сотрудников и составлении практических рекомендаций для поддержания психологического климата организаций.

Проведя анализ актуальности темы, мы видим противоречие между практической востребованностью применения знаний психологических особенностей деятельности медицинских работников и наличием разнообразных противоречащих исследований на эту тему.

Из противоречия логично вытекает и проблема – устранить сформулированное выше противоречие путем проведения исследования по теме данной дипломной работы по психологии.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретические методы анализа данных (изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и материалов научной периодики).

2.Эмпирические: тестирование.

2.1 Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

2.2 Методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана.

2.3 Методика «Оценка темперамента» А. Белова.

2.4.Математическая обработка данных (критерий ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни).

База экспериментального исследования:

Исследование проводилось на базе АО «Европейский медицинский центр». В исследовании приняли участие 2 группы исследования: в первую включили сотрудников со стажем работы менее 10 лет, во вторую, — со стажем работы более 10 лет, всего в исследовании приняли участие 40 медицинских работников.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки к изучению психологических особенностей деятельности медицинского персонала

 

1.1. Основные теоретические подходы к изучению деятельности в психологической науке

 

Изучение образа мира профессионала является важной и актуальной задачей, поскольку профессиональная деятельность человека, придавая специфичность как отражению мира профессиональных явлений, так и не связанных с профессиональной деятельностью объектов окружающего мира, оказывает комплексное влияние на восприятие мира. Изучение профессиональной специфичности образа мира позволяет получить данные, которые могут быть использованы для консультирования специалистов на различных этапах и в различных ситуациях профессионального развития.

Профессиональная деятельность – это способ духовного и социально-экономического взаимодействия человека с трудовым коллективом. В ходе собственной профессиональной деятельности индивид вступает в социальные отношения с другими индивидами. Поэтому одним из ключевых признаков профессиональной деятельности индивида является её социальная обусловленность.

Профессиональную деятельность определяет, с одной стороны, развитие производственных отношений в социуме, а с другой — субъективное отражение этих отношений индивидом. Карл Маркс считал, что профессиональную деятельность можно представить в двух интерпретациях: во-первых, как естественную необходимость, а во-вторых, как социальную обязанность [57].

В рамках изучения различных сторон профессиональных отношений, особенный интерес вызывают проблемы профессионального самоопределения и повышения мотивации сотрудников. Современная наука исследует какую-либо деятельность индивидов, соотнося её с совокупностью взаимоотношений в социуме. А.Н. Леонтьев в монографии «Деятельность. Сознание. Личность» даёт характеристику связи социальных отношений и деятельности человека, указывая на то, что без этих отношений деятельность человека, как таковая, невозможна [11].

Многие авторы, в том числе Е.А.Климов [8], Е.М.Иванова [7], поддерживают точку зрения А.Н.Леонтьева, считая, что основным видом деятельности индивида является осознанный, социально обусловленный, целенаправленный труд, т.е. профессиональная деятельность.

Суть профессиональной деятельности невозможно раскрыть без такого важного понятия, как «профессия». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «профессия обозначает основной род занятий, деятельности (характер работы, специальность)» [13].

По мнению Е.А.Климова, под «профессией» понимают область приложения духовных и физических сил индивида, дающую ему возможность существования и развития. Климов также считает, что под «профессией» следует понимать и «общность всех людей, занятых данным видом труда» [8].

К.М.Гуревич понимает под «профессиями» длительно существующие комплексы трудовых обязанностей (Гуревич, 2011). Он же даёт и другое толкование: «Профессия – это некая объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности» (Гуревич, 2011). Эти определения показывают экономическую, социальную, правовую, физиологическую и психологическую сущности профессии как сложного явления, определяющего действия субъекта профессиональной деятельности.

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.Марковой, профессия – это приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Профессия характеризуется рядом признаков. Она представляет собой род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций, социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост, имеет определенную систему профессиональной подготовки, предполагает наличие определенной квалификации и опыт специалиста, представляет собой общность людей, занятых определенным родом деятельности.

Современное знание о профессиональной деятельности – это комплекс представлений, в который входят трактовки понятия «профессия», определение свойств трудового процесса, их характеристик и т.д. Главным компонентом этой системы является субъект труда – человек, исполняющий профессиональную деятельность. Ему присущи специфические свойства:

  • психологические,
  • личностные,
  • физиологические,
  • индивидуально-типологические,
  • анатомические.

Объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и условия труда) также обладают разнообразными свойствами, обусловливающими конкретную профессиональную деятельность человека. К таким свойствам относятся: форма, размеры, нормативные характеристики, предмет, фактура результата труда. Также к свойствам трудового процесса можно отнести характер специфических действий и точность реализации профессиональной задачи. Орудия труда, безусловно, обладают пространственными, информационными, временными характеристиками. Что касается условий труда, то им присущи социально-психологические, санитарно-гигиенические и морально-правовые характерные черты, которые регулируются соответствующей документацией. Таким образом, изучение профессиональной деятельности требует целого комплекса различных современных знаний

Изучение профессиональной деятельности в ряде работ ведётся сквозь призму психологии, базирующейся на знаниях о психике человека. Как правило, знания, полученные другими дисциплинами, имеют второстепенный характер и используются как вспомогательные при объяснении психологических явлений, определяющих профессиональную деятельность человека.

По мнению Е.М.Ивановой, научное объяснение деятельности индивида возможно только, если известны закономерности деятельности индивида и социума. В свою очередь, эти связи объясняются общей социологией в таких её частях, как теория развития общества, теория механизмов действия, теория социальной идентичности. Любой индивид является личностью, обладающей социальными качествами, которые проявляются, как раз, в его профессиональной деятельности. Суть социальности профессиональной деятельности выражена:

  • в социально-обозначенной цели деятельности;
  • в социальном статусе и роли деятельности;
  • в нормах и ценностях, обусловливающих профессиональное поведение;
  • в уровне образования и специальной подготовки.

Социальные отношения, возникающие между субъектами труда, определены социальными статусами, или позициями, занимаемыми индивидами в коллективе. Им присущи социальные роли, которые представляют собой выработанные обществом объективные функции, т.е. обязанности человека на конкретной трудовой позиции. При этом нормальное исполнение социальной роли связано с соблюдением субъектом строго регламентированных правил поведения, которые именуются социальными нормами.

Взаимодействие субъектов труда в рамках профессиональной деятельности обусловлено также условиями их социального взаимодействия, включающего следующие уровни (Занковский, 2009):

  • общности требований социальной позиции в организации и в ожидании индивида;
  • совпадение целей социальной организации, социальной системы и личности;
  • совпадение ролевых требований социальной организации и реального поведения личности;
  • общности систем ценностей, принятых социальной организацией, социальной системой и личностью;
  • совпадение нормативных требований социальной организации, норм социальной группы и норм личности.

Представления о характерных чертах, о социальном качестве субъекта труда, социальных связях, которыми он связан и уровнях социальных взаимоотношений людей являются необходимым звеном при оценке профессиональной готовности индивидов к исполнению ими профессиональной деятельности. Знания об этом также необходимы для определения возможностей соответствия человека избранной им профессии. Эти знания имеют ценность при осуществлении управленческого воздействия на социально-психологическую адаптацию субъекта труда в профессиональной среде

Профессиональная деятельность чрезвычайно важна как объект изучения не только в теоретическом смысле, но и в практическом. Поведение субъекта труда должно изучаться в целях повышения качества реализации профессиональной деятельности. Грамотная интерпретация поведения субъекта профессиональной деятельности требует:

1) знания закономерностей формирования и изменения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и др.;

2) знания закономерностей и тенденций формирования и изменения его профессиональной направленности и определяющих её факторов: интересов, мотивов, ценностных ориентаций, личностных установок, воли и т. п.;

3) знания индивидуально-типологического своеобразия и его проявления в поведении человека.

Во многом эффективность использования индивидуальных возможностей конкретного человека определяют психологи. Психологическое тестирование позволяет адекватно оценить психическое состояние этого человека и его возможности, сложившиеся к данному этапу возрастного и профессионального развития. Рекомендации психологов, психологическое тестирование помогают прогнозировать перспективы освоения человеком новой профессии на основе учёта его психологических особенностей (Пряжников,2012).

Профессия обозначает основной род занятий, деятельности (характер работы, специальность). Профессия – это занятие, которому надо специально учиться. Но это занятие должно соотноситься с конкретной профессиональной реальностью, которая объективно задана, и в рамках которой протекает деятельность субъекта труда или профессионального коллектива (Дикая, 2009).

Профессиональная деятельность – это способ духовного и социально-экономического взаимодействия человека с трудовым коллективом. Профессиональная деятельность отождествляется с осознанным, социально обусловленным, целенаправленным трудом. На стыке социологии и психологии профессиональная деятельность рассматривается в контексте социальных взаимоотношений участников деятельности, имеющих субъективную оценку этой деятельности. Это рождает потребность в исследовании профессиональных представлений как важных элементов, сопровождающих профессиональную деятельность.

Таким образом, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. Для успешной реализации человека в профессиональной деятельности нужно соблюдать эффективные условия реализации трудового процесса.

 

1.2 Сущность и содержание психологических особенностей деятельности медицинского персонала

 

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания определенными личностными и профессиональными качествами [48, с.28].

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Поэтому, медицинский работник должен обладать чувством долга, ответственностью, эмпатийностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.

Сущность любой деятельности можно раскрыть через четыре компонента: эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный.

Рассмотрим деятельность медицинского работника через эти компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент. Любая деятельность полимотивирована, т. е. вызывается несколькими мотивами, которые находятся в соподчинении. Так, например, мотивы-стимулы выполняют побуждающую функцию.

Показателями уровня развития мотивационного компонента медицинского работника являются: преобладание профессиональных, познавательных и моральных мотивов выбора профессии, отражающих сущность профессиональной направленности, в частности, на медицинские специальности; устойчивый интерес специалиста к выбранной профессиональной деятельности; желание работать по выбранной специальности; стремление заниматься научно-исследовательской работой и изучать новейшие достижения в этой области.

Выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. В поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс. Но у медицинских работников наблюдается небольшой перевес в сторону мотивации избегания неудач. Скорее всего, это связано с основополагающим принципом работы врача — «не навреди!»

Операционально-деятельностный компонент. Действие – основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действие – это одновременно и акт поведения. Всякое сложное действие состоит из действий и операций.

Показателями уровня развития операционально-деятельностного компонента медицинского работника являются: развитость коммуникативной компетентности (динамичность и адекватность установления контакта; организация общения как сотрудничества; развитие речевых форм общения); способность сопереживать, соучаствовать, умение понять пациента на основе сопереживания, поставить себя на его место; преобладание моральных качеств, качеств, выражающих отношение к людям, пациентам, т.е. тех, которые занимают ключевые места в структуре профессионально значимых личностных качеств медицинского работника.

Когнитивный компонент. В основе когнитивного компонента лежит профессиональная компетентность, владение необходимыми знаниями.

Показателями уровня развития когнитивного компонента медицинского работника являются: ясное осознание цели, задач профессиональной деятельности, наличие системы в работе; высокая профессиональная умелость; высокая результативность ухода за пациентами; систематический контроль за лечением больных.

Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более или менее постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности. Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

Именно к эмоционально-волевому компоненту деятельности медицинского работника предъявляются повышенные требования. Важными качествами на уровне этого компонента для медиков являются стрессоустойчивость и эмпатия.

Профессия медицинских работников, оказывающих помощь в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную перегрузку и высокий процент факторов, которые вызывают стресс. Существенным является раскрытие таких понятий и составляющих психологического портрета, как эмпатия и стрессоустойчивость личности врача. Рассмотрим подробнее основные концептуальные точки зрения на данные составляющие.

В классификации профессий по «критерию трудности и вредности», предложенной С.В.Бобрецовой, медицину относят к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом, то есть профессиональной компетентностью и своим эмоциональным состоянием Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся:

— большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

— повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

— ответственность за жизнь и здоровье других людей;

— производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

Профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ [17].

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании) [23].

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

В картине синдрома у врачей преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами. [17]

Т.В.Форманюк описывает вариант симптомокомплекса эмоционального выгорания так: дегуманизация; деперсонализация; негативное самовосприятие в профессиональном плане; тенденция развивать негативное отношение к клиентам; чувство эмоционального истощения, изнеможения. А далее, анализируя «эмоциональное сгорание», выделяет три ключевых признака: 1) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; 2) индивидуальный предел, потолок возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохраняясь; 3) негативный индивидуальный опыт, концентрирующий проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [24, с. 55].

Описывая симптомы «эмоционального выгорания», Г. С. Абрамова и Ю .А. Юдчиц указывают одиннадцать основных: 1) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); 2) бессонницу; 3) негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений); 4) отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»); 5) пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий; 6) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства); стереотипизацию личностной установки, социальный стереотип, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций; тревожные состояния; 9) усталость, утомление, истощение; 10) функциональное, негативное отношение к себе; 11) чувство вины [1 , с. 231], акцентируя внимание на том, что содержание «синдрома эмоционального выгорания», приобретаемого профессионалами, изначально обладающими большим творческим потенциалом, ориентированными на другого человека, фанатично преданными своему делу, тесно связано с содержанием «синдрома хронической усталости», проявляющегося в изначальном принятии готовых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизации профессионального сознания, приобретении функционального подхода к другому человеку (отношение как к объекту) и к себе. При этом оба синдрома выступают содержательными характеристиками профессиональной деформации [1, с. 238].

Современное знание о профессиональной деятельности в психологической науке – это комплекс представлений, в который входят, в том числе, определение свойств трудового процесса, их характеристик и т.д. Главным компонентом этой системы является субъект труда – человек, исполняющий профессиональную деятельность. Человек, как субъект труда обладает психологическими, личностными, физиологическими, индивидуально-типологическими, анатомическими свойствами.

Психологи исследуют психические характерные черты разных видов трудовой деятельности в их взаимосвязи с социально-историческими и определенными производственными обстоятельствами, от средств труда, способов обучения труду, до психологических свойств личности трудящегося.

Говоря о профессии медицинского работника, стоит отметить, что она относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, и, что особенно важно, обладания определенными личностными и профессиональными качествами.

Сущность любой деятельности можно раскрыть через четыре компонента: эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный. Критериями психологической готовности к профессиональной деятельности медицинского работника являются высокие уровни развития любого из этих компонентов.

Но именно эмоционально-волевой компонент в деятельности медицинского работника выступает ведущим, к нему предъявляются повышенные требования. Поэтому этот компонент требует углубленного изучения в ходе нашего эксперимента. Важными качествами на уровне этого компонента для медиков являются стрессоустойчивость и эмпатия, так как труд медицинского работника содержит ряд дополнительных стрессовых факторов, таких как высокий уровень ответственности за здоровье и жизнь человека, опасность для собственного здоровья, необходимость проявления высокого уровня эмпатии, толерантности. Таким образом, наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами профессиональной значимости данного понятия по отношению к личности медицинского работника.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф