Меню Услуги

Психологическое просвещение как средство психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности психологического просвещения как одного из средств психологической подготовки матерей-одиночек к рожднию ребенка
  • 1.1. Теоретические аспекты психологического просвещения
  • 1.2. Методические аспекты психологического просвещения
  • Глава 2. Теоретические аспекты проблем психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка
  • 2.1. Исследования психологического здоровья в психологической науке
  • 2.2. Психологические проблемы, возникающие в неполных семьях
  • 2.3. Исследование психологических проблем одиноких матерей
  • Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности психологического просвещения как средства психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка
  • 3.1. Организация экспериментального исследования
  • 3.2. Результаты экспериментального исследования
  • Заключение
  • Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Сегодня рождение и воспитание ребенка в неполной семье не является редкостью. По статистике в нашей стране больше женщин, чем мужчин. Большинство мужчин избалованы чрезмерным к себе вниманием со стороны слабого пола и недостаточно строгим воспитанием, что приводит к тому, что они несерьезно и безответственно относятся к вопросу рождения ребенка. Зачастую, узнав о беременности женщины, они не способны взять на себя ответственность и оставляют женщину одну, не дожидаясь рождения ребенка.

В наше время женщины все больше стремятся к равенству с мужчинами и зачастую добиваются отличных результатов. Женщины начинают занимать все более ответственные, значимые и высокооплачиваемые должности, прерогатива на которые раньше была только у мужчин. Все большей сложностью становится для женщины встретить к 30-35 годам самостоятельного и ответственного мужчину, способного и согласного взять на себя ответственность создания семьи и рождения детей. Все, вышеперечисленные причины, приводят к тому, что число матерей одиночек растет год от года. И, если раньше женщина оставалась одна во время беременности преимущественно по инициативе мужчины, то теперь они все чаще осознанно желают родить и воспитывать ребенка без ведома и присутствия биологического отца.

Многие женщины, решая родить и воспитывать ребенка в одиночестве (стать матерью-одиночкой), вполне оправданно считают, что лучше вообще никакого отца, чем несамостоятельные и немужественные представители мужского пола, все чаще встречающиеся в наше время. Конечно, надо ждать и надеяться на встречу и создание семьи с любимым мужчиной, но если ничего не выходит, не стоит лишать себя радости материнства. Бесспорно, ребенок не заменит для матери-одиночки любимого мужчину, но женщине необходимо иметь рядом человека о котором можно заботится и с которым не будет слишком одиноко. Многие женщины в старости очень жалеют, что не родили ребенка, когда позволял возраст.

Решив стать одинокой матерью, необходимо четко осознавать, что помимо радостей придется столкнуться и с серьезными проблемами, решить которые в паре, вместе с отцом, намного проще. Одинокой женщине труднее обеспечить высокий материальный уровень семьи, ребенок требует больших расходов. И даже если материальных проблем не возникает, неполная семья неизбежно сталкивается с целым рядом психологических. На мать-одиночку полностью ложится вся ответственность по рождению и воспитанию ребенка, решению многочисленных семейных проблем, часть которых обычно возлагается на отца или разделяется с ним. Материальное обеспечение семьи забирает у женщины огромную часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства. Очень часто женщина проецирует на ребенка недовольство и раздражение на его отца. Другой крайностью выступает чрезмерная опека и привязанность к ребенку, необходимо помнить, что ребенок тоже человек и чем старше он становится, тем меньше нуждается в опеке матери.

Очень серьезной проблемой неполной семьи является отсутствие у ребенка возможности наблюдать и сравнивать мужскую и женскую модели поведения в одной и той же ситуации. У ребенка не формируется стереотип поведения который различается для мужчин и женщин. Что в равной справедливо как для мальчиков, так и для девочек. В отсутствии отца мальчик не видит, как должен вести себя взрослый мужчина в тех или иных ситуациях. А девочка не получает необходимого опыта общения с противоположным полом (как известно, первые навыки дочки всегда отрабатывают в играх и беседах с отцом). В результате дети из неполных семей часто имеют более низкую самооценку, они нервозны, хуже учатся, тяжелее переносят возрастные кризисы в детстве и подростковом возрасте. Желательно чтобы в доме иногда присутствовали знакомые или родственники мужского пола, чтобы ребенок имел возможность наблюдать мужскую модель поведения, в какой-то мере восполняющую отсутствие мужчины в семье. Мальчики особенно нуждаются в дружбе с взрослым мужчиной.

Конечно, подобные проблемы не обязательно возникают в неполной семье. Многим матерям-одиночкам удается создать в доме столь благоприятную атмосферу любви, заботы и необходимой строгости, какую встретишь далеко не в каждой семье с двумя родителями. Не стоит питать ложных иллюзий и продолжать жить вместе с мужчиной без любви и понимания только «ради детей», те, кто давно утратил интерес друг к другу, своим примером поведения в семье приносят гораздо больше вреда, чем пользы. В большинстве случаев, наблюдая неблагоприятную обстановку в семье и недостойное поведение своих родителей, дети неосознанно повторяют их поведение и так же строят семейную жизнь

Проблемы материнства исследовались в работах Э. Бадинтер, Е.В. Бопцовой, К. Боннэ, В.И. Брутмана, О.Р. Ворошниной, М. Мид, Р.Ф. Мухамедрахимова, В.А. Рамих, М.С. Радионовой и других. Проблемам неполных семей, причинам их формирования посвящены работы М. Босанац, Т.А. Гурко, М. Киблицкой, Л. Г. Луняковой и других. В трудах, посвященных неполным семьям, рассмотрены общие проблемы данных семей, особенности жизнедеятельности одиноких матерей в состоянии жизненных затруднений. Однако вопросы психологического благополучия и психологического здоровья матерей — одиночек недостаточно изучены, а имеющиеся исследования, как правило, затрагивают материальные затруднения семей одиноких матерей.

 

 

Глава 1. Особенности психологического просвещения как одного из средств психологической подготовки матерей-одиночек к рождению ребенка

1.1. Теоретические аспекты психологического просвещения

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания[16].

Психологическое просвещение выполняет три задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
  • информирование населения по вопросам психологического знания;
  • формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога независимо от того, в какой из систем (образование, здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы и др.) он работает.

Психологическое просвещение выступает как одна из форм и как один из способов реализации психопрофилактических задач. В рассматриваемом контексте основных направлений работы практического психолога психологическое просвещение занимает центральное положение в его психопрофилактической деятельности по определению.

Если другие направления психопрофилактики могут успешно реализовать свои задачи только в комплексном взаимодействии специалистов, социальных институтов и их посредников, от которых в конечном итоге зависит психологическое благополучие, то психологическое просвещение — это и прямая обязанность, и относительно самостоятельная активная форма деятельности в структуре психопрофилактической работы практического психолога. [16]

Любая деятельность и развитие проходит в определенных средовых (социальных, микросоциальных, гигиенических, педагогических) условиях. И, собственно, от адекватности этих условий во многом может зависеть эффективность выполнения той или иной деятельности и развития в целом.

Работа по созданию необходимых (или изменению) средовых условий может быть осуществлена только в тесном контакте с человеком, педагогическим коллективом образовательного учреждения, представителями общественных организаций и фондов, органов опеки, суда, прокуратуры и правопорядка.

В этой плоскости смыкаются задачи, выполняемые как социальным педагогом, так и практическим психологом образования. Не может рассматриваться как самостоятельное поле деятельности практического психолога «типологически определяемая профилактика». Под этим пока рабочим определением понимается конкретно направленное психопрофилактическое воздействие непосредственно на ребенка с учетом его здоровья, психических особенностей, возможных нарушений развития и т. п. Такая работа также реализуется в тесном контакте со смежными специалистами: социальными педагогами, врачами психиатрами, педиатрами и невропатологами (наркологами и др.), членами ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации/комиссии). [11]

Здесь психологу отводится хоть и важная, но вспомогательная роль. Проще говоря, психологу предстоит выполнять предписания медицинских работников и/или комиссии. Собственно вопрос о месте, роли и конкретных вариантах психопрофилактической работы в структуре деятельности практического психолога требует отдельного обсуждения вне рамок данной публикации. Конструирование новой для системы образования специальности — практического психолога, вероятно, осуществлялось в свое время по аналогии с моделью «врача лечебного профиля». Отсюда, в частности, и выделение в числе основных направлений такого вида деятельности как «коррекционная работа». Этим и объясняется столь странное обстоятельство, что почти во всех пособиях, ориентированных на использование практическими психологами, присутствуют обширные разделы по «психокоррекционной» и «психотерапевтической» работе, но при этом упускается из рассмотрения столь важное направление его деятельности как психопрофилактика.

Для специальности «практический психолог» более близка другая модель — «врача санитарно-гигиенического профиля». Общей характеристикой состояния психологического просвещения, как и такого же вида деятельности в медицине и психогигиене — санитарного просвещения в частности — является проработка лишь общих вопросов. С момента провозглашения психогигиенического просвещения как одного из приоритетных направлений в социальной и практической медицине в 30-е гг. прошлого столетия, как и в психологическом просвещении в образовании сегодня основной технологией является способ «делай как я». Этот вариант работы так и не стал предметом теоретических исследований и сколько-нибудь серьезных практических обобщений. Например, в своей монографии, специально посвященной этим вопросам, — весьма интересной работе, Д. Н. Исаев вопросу санитарного и психогигиенического просвещения отводит скромное место: только страницы заключения. [9] В целом же его книга посвящена вопросам первичной и вторичной профилактики через конкретную работу врача-педиатра с пациентами определенных нозологических групп. «При описании мер первичной и вторичной психопрофилактики мы опираемся, — пишет Д.Н. Исаев, — на клинико-психологический анализ клинической картины и ее формирования, диагностического процесса и лечебных вмешательств. [9] Важным моментом этой работы является то, что в ней выдвигается принцип необходимости комплексного участия в психопрофилактической работе, как врачей, членов семьи, так и педагогов. В частности, в абзаце «Работа с детьми в детских учреждениях», Д.Н. Исаев (1984) пишет: «Просвещение в интересах здоровья детей должно быть частью получаемого ими общего образования. Его цель снабдить их основными знаниями о нормальном физическом, психическом и психосексуальном развитии и о тех факторах, которые влияют на них, дать представление о связи между физическим и психическим здоровьем, привить необходимые навыки и развить у них способность оценивать свое психическое состояние.

Достижение этой цели осуществляется в индивидуальных и групповых беседах, через печатную продукцию, радио и телевидение. Для увеличения эффективности санитарно-просветительной работы необходимо изыскивать новые методы. [9] Уместно отметить, что сходной точки зрения придерживаются и эксперты ВОЗ в своем «Техническом докладе» от 1987 г. Наиболее развернуто и конкретизировано этот вопрос освещается в книге «Психология и медицина». Здесь авторы Р. Конечный, М. Боухал выделяют две формы санитарного просвещения: коллективную и индивидуальную. [7] В частности, обсуждают вопрос эффективности санитарного просвещения в работе врача, они подчеркивают, что это зависит от способности оценить информированность слушателей. Способен ли врач «исходить из того, как можно уловить отношение слушателей к теме (интерес, согласие, протест, неверие, ирония), и в какой степени ему удается тактичным способом положительные тенденции усилить, а отрицательные ослабить или изменить». В частности, эти авторы дают весьма ценный совет: «Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий, во-вторых — недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы». [7] Этому совету, вероятно, с поправкой на специфику психологического просвещения можно следовать и при оценке содержания и качества работы практического психолога образования. Следует обратить внимание и на то, что авторы указывают на такой нюанс как «формально осуществляют санитарное просвещение». В качестве основных видов деятельности педагога-психолога традиционно называются диагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование, организационно-методическая деятельность. И хотя психопрофилактика, номинально являясь одним из основных направлений работы, в реальности она игнорируется в пособиях и книгах, предназначенных для практического психолога. Психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования, возраста или специфики работы оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. В качестве таких потребителей психологического знания выступают и дети, и их родители, и самый широкий круг общественности. Главное отличие как психопрофилактической работы и такого ее раздела как психологическое просвещение в медицине и образовании в следующем: оно диаметрально противоположно. В медицине и медицинской психологии все проще и эффективнее, а в практической психологии образования — все заорганизовано, усложнено и малоэффективно, а главное зависит от самодеятельности муниципальных органов управления образованием. Уже сейчас в качестве рекомендаций для осуществления психорофилактической работы предлагается разрабатывать всяческие «программы». Психологическая служба образования развивается неуклонно и поступательно. Вероятно после выделения психологического просвещения из структуры психопрофилактической работы в самостоятельный вид — следующим этапом развития психологической службы образования будет уже разработка соответствующего пакета документов и программ по психологическому просвещению, обязательных для отчетности и заполнения практическим психологом учреждения образования. На сегодняшний день в практической психологии образования придумано такое количество документов, рекомендаций и предписаний, что значительная их часть не облегчает, а только затрудняет работу практического психолога. По степени активности самого психолога варианты психологического просвещения в образовании могут быть активными, когда активным субъектом просвещения (пропаганды психологического знания, агитации за внедрение и использование научных психологических знаний и разъяснения необходимости психологической помощи и т. п.) выступает сам психолог или формальным, предполагающим лишь информирование по запросу клиента. Последний вариант может одновременно рассматриваться и как консультативная работа. В профориентационной работе психологическое просвещение также является неотъемлемой составной частью, по формированию сознательного выбора профессии. Анализируя состояние психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению А.В. Массанов (1988) приходит к неутешительному выводу: «Результаты экспериментального исследования уровня развития психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению выявили особенность протекания процесса профессионального самоопределения у старших подростков и показали, что только 10% старших подростков готовы к профессиональному самоопределению». [24] Психологическое просвещение в рамках этого вида работы может осуществляться по трем направлениям. Первое — это информирование и профессиональная агитация на профессию практического психолога, осуществляемые представителем этой области практической деятельности. Второе — это работа по информированию подрастающего поколения о психологических требованиях к профессиям в рамках работы по сознательному профессиональному самоопределению. При всей работе по психологическому самоопределению — профессиональный выбор за детей традиционно делают родители. Следовательно, и психологическое просвещение среди этой категории потребителей психологической информации профориентационного плана должно занимать свое место. Собственно в плоскости работы с родителями учащихся и находится третье направление деятельности практического психолога и профконсультанта — психологическое просвещение. [24]

Профессия психолога относится и, к так называемым «коммуникативным сферам» практической деятельности, поэтому психолог должен быть специалистом по общению. Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности — большой пользы от такой работы не будет. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя (реципиента) в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы. Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора — лектора, можно заменить это приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. К настоящему времени в психологическом просвещении, как в медицине и медицинской психологической деятельности в частности, так и в образовании накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения. В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом. Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно. Наглядные формы психологического просвещения — психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как «Санитарный листок», «Санитарный бюллетень», буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос. Формами оперативного информирования являются традиционно используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку. Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно «интерьерную» функцию. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток — небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения. Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка. К примеру, способствуя определенному настрою, размещенные в психологическом кабинете плакаты, буклеты, подборки литературы и т. п., если они вовремя не убираются или не закрываются экраном (шторой) — такого вида наглядность только отвлекает внимание ребенка при индивидуальной работе с ним. Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения. К вербальным формам информирования и просвещения относят: Беседа (индивидуальная, групповая, беседа в форме выступления на радио и видеоканале); Коллегиальное обсуждение; Лекция; Публицистическая статья. [32]

1.2. Методические аспекты психологического просвещения

Средства и методы психологического просвещения:

  1. Вербальные (беседа, лекция, выступление по радио, на телевидении).
  2. Публицистика (печатные и электронные СМИ).
  3. Наглядные (плакат, буклет, памятка).
  4. Интерактивные (электронный журнал, электронная игра).
  5. Интернет (сайты, онлайн конференции).

Вербальные (беседа, лекция, выступление по радио, на телевидении).

Беседа

Беседа – это вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений  от последнего. [13]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Беседа – это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне, кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон. [17]

Беседа – это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации или область прояснится.

В процессе психологической беседы происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется не только в психологическом консультировании, но также и в психотерапии, в политической, в юридической, медицинской психологии и др.

Беседу в психологическом консультировании можно применять для нескольких целей:

  • чтобы выявить заряженные области для последующей работы;
  • чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику;
  • как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента

Первое применение беседы – обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить

Второе применение беседы – вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать. Как только консультант получает достаточно информации, он переключается на более мощную технику.

Третье использование беседы – как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы состоит в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать.

Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса. [17]

Виды беседы

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задает спрашиваемому человеку вопросы. В связи с этим можно выделить два вида беседы: управляемая и неуправляемая.

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

Неуправляемая беседа происходит при большей, в сравнении с управляемой, отдаче инициативы от психолога к респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Ведь любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы.

На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Выделяют два стиля ведения беседы, причем в ее ходе один может сменять другой в зависимости от контекста: рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежатреспондент и психолог).

Нерефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи и так далее. Что именно это значит, зависит в первую очередь от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие для этого вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого. И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме.

Главное, чего не нужно делать в беседе – это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.

Публицистика (печатные и электронные СМИ).

Средства Массовой Информации (СМИ) — представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам [3] — это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах, как, например:

  1. коммуникативная — функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией журналистики;
  2. непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
  3. идеологичесая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
  4. культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
  5. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)»;
  6. рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.


Страницы:   1   2   3   4