Заявка на расчет
Меню Услуги

Психология страха. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.2. К вопросу об отличиях невротических тревоги и страха

 

Дифференциальная диагностика тревоги и страха при неврозах предполагает их четкое различение. В то же время клинические особенности указанных аффектов длительное время не были отражены в соответствующей литературе.

Одна из первых публикаций принадлежит болгарскому исследователю Хр. Христозов, который подразделял невротический страх на две группы: навязчивый страх и ипохондрический. Навязчивый страх называется также фобическим, он всегда связан с определенней ситуацией, при этом пациент понимает его бессмысленность, не обоснованность. Ипохондрический страх зависит от неприятных телесных ощущений поэтому полностью критичным к нему больной быть не может. Фобический страх при значительной интенсивности переживаний все больше приближается к ипохондрическому. Переживание страха при неврозах всегда связано с определенной ситуацией, имеющей тесное отношение к жизни больного.

Клиническое различение невротических тревоги и страха является несомненным достижением отечественных психотерапевтов и психиатров. Особый вклад на первых порах внесли исследователи, принадлежащие к т. н. Ленинградской школе (Немчин Т.А., Свядощ А.М., Вольперт И.Е., Карвасарский Б.Д., Губачев Ю.М., Иов- лев Б.В., Разумов С.А., Стабровский Е.М. и др.). В последующем имеющиеся представления получили конкретизацию и развитие в работах Московских авторов (Дементьева Н.Ф., Слуцкий А.С., Березин Ф.Б. и др.).

По мнению Т.А. Немчина развитие невротического страха проходит через три этапа:

1) невротической тревоги;

2) собственно невротического страха;

3) невротических фобий. Фобии больше связаны с патогенной ситуацией, а страх и тревога — с переживаниями по поводу здоровья

У больных с т. н. системными неврозами Т.А. Нем- чин выделил несколько вариантов развития невротического страха. При первом варианте внезапное сочетание неблагоприятных факторов (патогенная, ситуация, ослабление той или иной системы организма, особенности личности) порождает невротические нарушения функционирования внутренних органов и страх, который при повторении переходит в фобии.

При втором варианте имеется астенический общеневротический фон, с безотчетной тревогой, которая периодически усиливается до приступов страха. Конкретизация тревоги с формированиями ипохондрических переживаний происходит постепенно. До кристаллизации фабулы содержание приступов страха может меняться.

Невротический страх, согласно наблюдениям А. М. Свядоща, на первый взгляд, представляется первичным и психологически не выводимым. На самом деле в начале невроза больные обычно тщательно скрывают причину своих опасений, а затем уже не осознают связи страха с патогенной ситуацией. На первой стадии психогении страх может возникать по типу невроза ожидания (боязнь покинуть привычные условия и оказаться в неопределенной ситуации). Необходим, поэтому тщательный сбор анамнеза, знакомство с временем и местом возникновения страха, значимыми установками больных. Невротический страх парциален и психологически выводим из конфликтной ситуации, несмотря на кажущуюся беспредметность. У внимательного наблюдателя создается ощущение, что больные неврозами чего-то недоговаривают, а их страх несколько нарочит.

И.Е. Вольперт  считал, что беспокойство, тревога при неблагоприятных обстоятельствах порождают переживание страха, сам же страх с течением времени может перейти в хроническое состояние беспокойства, которое в условиях трудной ситуации вновь порождает страх. Наиболее часто невротический страх имеет характер фобии.

Ю.М. Губачев, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский, С.А. Разумов, Е.М. Стабровский указывали, что проявлениями невротической тревоги является безотчетность, немотивированный ее характер, выраженное беспокойство, предчувствие какого-то неотвратимого несчастья. При этом у пациента отсутствует ясное понимание взаимосвязи тревоги с психотравмирующей ситуацией. В отличие от психотической тревоги, у больных неврозами не утрачивается критическое отношение к своему состоянию, правильно оценивается обстановка, не обнаруживается признаков расстройств сознания и т. д.

Невротический страх, по мнению авторов, может быть представлен как легкой боязливостью, так и выраженным аффективным состоянием. Мотивы страха более определенны (страх скоропостижной смерти, сумасшествия, заболевания раком и др.). Отмечается недостаточно критическое отношение к травмирующим переживаниям, малая доступность пациентов разубеждению и коррекции. Наиболее четкую фабулу страх имеет в структуре фобий.

М.М. Ракитин указывал, что среди больных неврозом имеется большое число больных с внешне бессодержательными страхами или нестойкой фабулой опасений. На стадии невротической реакции в патогенной ситуации появляются беспредметная тревога и страх с которыми пациенты успешно борются (стараются избегать этих ситуаций или используют бегство в работу). При невротическом состоянии формируется отрицательная психологическая защита (фиксация страха на соматических или функциональных нарушениях деятельности внутренних органов). Основа отрицательной защиты подсознательная условная выгодность такого состояния («кто будет приставать к больному человеку ?!»). Невротическое развитие: ипохондрическое или астеническое характеризуется массивной ипохондризацией (ипохондрические сомнения существуют на фоне вторичной тревожности).

Отрицательная психологическая защита не может действенно защищать больных от патогенной ситуации достаточно долгое время. Постепенно гипертрофированные опасения начинают мешать решению иных жизненных задач и теряют свою «условную выгодность». На этом этапе вновь появляется внешне бессодержательный страх.

Собственно невротическая тревога по данным Н.Ф. Дементьевой проявляется по-разному. В одних случаях она выражается в возникновении приступов беспокойства по поводу вегетативных, соматических изменений (сердцебиения, затрудненного дыхания, головной боли и др.), как правило, появляющихся в определенной ситуации (во время пользования транспортом, в душных закрытых помещениях, в толпе народа и т. д.). При этом значительно выраженными являются вегетативные расстройства. Вербальный компонент тревоги представлен опасениями умереть, потерять сознание, упасть в обморок и т. д. Возникновение тревоги невротического характера не обязательно связано с травмирующей ситуацией, хотя и может носить психогенное начало. В основе подобного рода тревоги лежит механизм «оживления патологических следов».

В других случаях тревога на невротическом уровне развивается в рамках так называемых фобических состояний, выражается навязчивыми опасениями (заражения, загрязнения, смущения в большой аудитории и др.), которые сопровождаются навязчивыми действиями. Собственно аффективный компонент тревоги в таких случаях представлен меньше, чем вербальный и моторный. Однако неисполнение навязчивого действия ведет к усилению аффективного компонента тревоги. Исполнение этого действия устраняет тревогу ненадолго. Вскоре вновь возникают боязливые опасения, сомнения и желание повторить действие.

Таким образом, на невротическом уровне тревога может проявляться либо приступообразно, либо обнаруживая склонность к протрагированию. В первом случае она чаще является выражением собственно пограничных расстройств, во втором — помимо этого еще и проявлением неврозоподобных расстройств в рамках вялотекущей шизофрении, начальных стадий сосудистого поражения головного мозга и других заболеваний.

А.С. Слуцкий считает, что невротические опасения (интерпретационный страх) есть результат констатации: 1) пугающей ситуации; 2) физического, или 3) психичекого неблагополучия. Страх при неврозах сочетается с астенией, раздражительностью. Он нарастает при пугающих ситуациях (в ситуации соматической болезни, при необходимости первого контакта с врачом и т. д.). Страх развивается постепенно, и приобретает самостоятельное значение на поздних этапах болезни. Наибольшее значение невротический страх имеет при неврастении, при истерии наблюдаются их быстрые подъемы и спады переживаний страха, при неврозе навязчивых состояний страх за переделами переживания фобических ситуаций выражен относительно слабо.

Фобии обычно фиксируются резкими и внезапными изменениями физического состояния. В периоды обострения болезни имеет место не только усиление страха, но и астения (утомляемость, раздражительность, нарушения ночного сна). В рамках невроза навязчивых стояний обычно имеется несколько фобий, которые очень редко сопровождаются ритуалами. При неврастении страхи нестойки и не определяют состояния больных, при истерии — редки, в виде эпизодов, без глубокой фиксации на них. Беспредметные страхи могут быть одним из первых болезненных проявлений при неврозах. Они не связываются с наличием угрожающей ситуации, т. е. не являются продуктом осознания угрозы. Эти мимолетные страхи, в свою очередь, порождают опасения «сорваться», «не выдержать», «сойти с ума». Жалобы при этом часто аморфны, расплывчаты, непостоянны, высказывается в предположительной форме. В дальнейшем опасения конкретизируются, но эти предположения не отстаиваются.

Страх быть и в виде приступов во время которых, наряду с беспокойством имеет место усиление вегетативной активности. В межприступный период больные отличаются тревожностью, пугливостью. Все жалуются на нарушение ночного сна, тревожный сон, кошмарные сновидения, боязнь засыпания, страх наступления вечернего времени. В анамнезе часто сексуальная дисгармония.

Ф.Б. Березин, пишет, что одной из причин, обусловливающих разноречивость взглядов на тревогу и страх, может быть представление о том, что понятию «тревога» должно соответствовать единое феноменологическое выражение ее. «Если же допустить, что проявления тревоги закономерно изменяются в зависимости от ее интенсивности и особенностей формирования, то феноменологические различия между тревогой и страхом, между нормальной и патологической тревогой могут быть выражением этих изменений» [15]. Исследование феноменологии тревоги и ее динамики при гипо- талямических нарушениях у человека, позволило автору сформулировать представление о существовании тревожного ряда, являющегося, по его мнению, существенным элементом психической адаптации.

Тревожный ряд включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги. Наименьшую интенсивность тревоги отражает «ощущение внутренней напряженности». При нарастании тревоги ощущение внутренней напряженности сменяется «гиперестезическими реакциями», при этом ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, привлекают внимание, а при большой их выраженности, получают отрицательную эмоциональную окраску. Центральным компонентом рассматриваемого ряда является «собственно тревога» в виде немотивированной, свободно плавающей тревоги. На следующем этапе неопределенная угроза конкретизируется и появляется «страх» (конкретная тревога). Нарастание интенсивности тревожных расстройств, приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы и страх сменяется ужасом, «ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы». Наиболее выраженным из расстройств тревожного ряда Ф. Б. Березин считал «тревожно-боязливое возбуждение», характеризующееся паническими поисками помощи с дезорганизацией поведения и невозможностью целенаправленной деятельности.[6]

Авторы наиболее популярного за рубежом руководства по психиатрии, Г. Каплан и Б. Сэдок отмечают, что предметная неопределённость феномена тревоги субъективно выражается в ощущении её мучительности, трудной переносимости. Но если человек находит предмет тревоги, то у него возникает страх, который в отличие от тревоги появляется в ответ на конкретную причину. Страх следует квалифицировать как патологическое состояние только в том случае, если он переживается в связи с объектами и ситуациями, обычно не вызывающими его (например, при произнесении кем- либо слова «синусоида»)[8].

Таким образом, тревога и страх являются родственными, но разными, по определению, аффектами. На сегодняшний день наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревогу — как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера.

Если подходить еще дифференцированнее, то, принимая во внимание экзистенциальное представление о тревоге и страхе, страх испытывается при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревожность — при угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе отношениям с другими людьми, положению в обществе.

Тревога характеризуется переживанием внутреннего волнения, напряжения, беспокойства с опасениями пессимистического характера, направленными в будущее, а также вербальным и моторным выражением этих опасений. Страх является наиболее интенсивной и самой кратковременной из астенических отрицательных эмоций. Он возникает в ситуации непосредственного действия угрозы. При этом имеет место переживание ужаса происходящего в данный момент события, которое оценивается как роковое для жизни или чести человека. Данный аффект сопровождается временной дезорганизацией личности с определенным сужением поля сознания, остановкой мыслительных процессов и почти автоматической направленностью поведения на избежание объекта угрозы. Тревога и страх онтогенетически близки. Чувство неопределенной угрозы с отчетливым внутренним беспокойством по мере приближения и конкретизации опасности переходит в страх.

Невротический страх и тревога могут существовать в двух вариантах — бесфабульном (без конкретного содержания) и фабулизированном. Первый вариант имеет место на этапе становления невротических расстройств (свободноплавающая тревога и страх в рамках панических атак). Второй вариант — характеризует сформировавшуюся клиническую картину невроза (тревога, связанная невротическими симптомами и фобический страх).

 

1.3. Специфика детских страхов

 

Понятие страха широко освещено в современной психолого- педагогической литературе и имеет различные трактовки.

Таким образом, анализ трактовок понятия «страх» в современной научной литературе позволяет констатировать, что это — эмоциональное переживание человеком вследствие воображаемой или реальной угрозы  своему существованию (биологическому или социальному). Страх сопровождается симпатическими реакциями организма, физиологическими изменениями и специфическими переживаниями, проистекающими из ожидания опасности. Страх — это, таким образом, эмоциональная реакция на угрозу или опасность, боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха может заставить человека бросится наутёк, прочь от опасности, или, наоборот, оцепенеть на месте [10].

И.П. Павлов, известный русский физиолог, характеризовал страх как проявление естественного защитного рефлекса, сопровождающееся пассивно-оборонительными реакциями и физиологическими изменениями высшей нервной деятельности (изменения частоты пульса и дыхания, артериального давления, выделения желудочного сока) и основанное на инстинкте самосохранения.

Как указано выше, страх — это эмоциональная реакция на угрожающий стимул. При этом, как отмечает И.Вард, существует два основных вида угроз как предпосылок страха: смерть и крах жизненных ценностей. Это — крайние угрозы, противостоящие универсальным понятиям «жизнь», «здоровье», «благополучие» (социальное или личное), «самоутверждение». Эти угрозы вызывают наиболее сильные состояния страха, однако, есть и промежуточные степени угроз, характеризующиеся меньшей  интенсивностью угрожающих воздействий, но все равно вызывающие переживание воображаемой или реальной опасности [19].

В данном аспекте детский психолог Н.Г. Вологодина отмечает, что у ребенка понимание опасности и ее осознание формируется в процессе накопления жизненного опыта, в ходе межличностных отношений, когда прежде безразличные для ребенка раздражители приобретают характер опасных, угрожающих воздействий. В данном случае, как отмечает Н.Г. Вологодина, целесообразно говорить о появлении «травмирующего опыта» — событий, повлекших за собой боль, испуг, болезнь, конфликты, драку или мн.др. Впоследствии, похожие события (или возможность их наступления) будут способствовать появлению страха у ребенка. Распространены также и так называемые внушенные страхи, источником которых становятся окружающие ребенка взрослые (родители, родственники, воспитатели), которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, когда излишне эмоционально и настойчиво указывают на наличие опасности, угрозы  (например, «Не подходи! Упадешь!» или «Не гладь собаку! Укусит!»). Ребенок еще не сталкивался с подобными ситуациями и ему не известны их последствия, но он уже способен в эмоциональных реакциях взрослых распознать сигналы тревоги и, естественно, у него возникает чувство страха.

И данный страх может надолго закрепиться у ребенка, распространившись на более или менее похожие ситуации [22].

Это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере страха: при внезапном шуме или стуке, сопровождающимся крайне неприятными для ребенка переживаниями, которые он когда-либо уже ощущал, ребенок обязательно испугается. В памяти ребенка запечатлелся определенный эмоциональный след от подобных шумов или звуков, и теперь внезапное звуковое воздействие вызывает страх [23].

В психолого-педагогической литературе также часто, как и термин «страх», используется термин «тревога» (отрицательно окрашенная эмоция, трудноопределимое предчувствие, ощущение неопределённости и ожидание негативных событий). Это обусловлено тем, что, по мнению А.И. Захарова, у этих понятий есть общий эмоциональный, отрицательно окрашенный, компонент — сильное чувство беспокойства, волнения. Апофизом страха и  тревоги выступает ужас [18].

Анализ научной литературы по проблеме качественных или количественных различий в понятиях «страх» и «тревога», а также их взаимосвязи, позволяет утверждать, что страх и тревога — это степени тяжести одного и того же эмоционального состояния вследствие воображаемой или реальной угрозы. В книге «Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий» Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлева осуществили наиболее полный обзор представлений отечественных и зарубежных ученых о природе и интенсивности страха и тревоги. Так, тревога, согласно психологу А.Гусовой, является кратковременным расстройством, имеющим длительность в несколько часов, в то время как страх — переживание более стойкое и может длиться дни, недели, месяцы. З. Фрейд также указывает в своих работах на необыкновенную устойчивость и длительность страха. Прослеживаются существенные различия и в предметно-смысловом содержании тревоги и страха. А.И. Захаров, Г.Каплан, Б.Сэдок отмечают в своих исследованиях, что тревога — это реакция на неопределенный, неизвестный сигнал, в то время как страх — это реакция субъекта на конкретный сигнал опасности. Большинство ученых, как показали теоретические исследования

Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлева, придерживаются мнения, что между страхом и тревогой есть существенные отличия по временным особенностях; по признаку отношения к опасности; по действию на психику; по характеру стимулов, вызывающих эмоцию; по роли мыслительных процессов, формирующих психические ощущения; по форме реагирования. Эти различия достаточно принципиальны, они касаются как генезиса, так и психических проявлений [17]. В таблице 1 представлена дифференциальная диагностика страха и тревоги.

Таблица 1

Дифференциальная диагностика страха и тревоги (по Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлевой)

Признак, критерий Тревога как эмоциональная
реакция
Страх как эмоциональная
реакция
Отношение к опасности Сигнал опасности Ответ на опасность
Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности
Действие на психику Возбуждающее Тормозящее
Характер стимулов, вызывающих эмоцию Неопределенный, абстрактный характер Определенный, конкретный характер
Направление во времени Проецирована в будущее Источником является прошлый травмирующий опыт
Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений Иррациональный феномен Рациональный феномен
Локализация в коре Левое полушарие Правое полушарие
Форма реагирования Социально-обусловленная Инстинктивно- обусловленная

 

Таким образом, тревога — это предпосылка страха, тревога возникает при оценке ситуации как неблагоприятной, она возникает до наступления реальной опасности и носит неопределенный, абстрактный характер, и если источник тревоги не ликвидирован, то она переходит в страх. Страх можно, таким образом, рассматривать как тревогу, выраженную в конкретной объективизированной форме, как ответ на опасность.

Р.В. Овчарова в своих исследованиях называет следующие критерии, позволяющие размежевать понятия «тревога» и «страх» [12, С.169]:

степень конкретности угрозы;

направленность угрозы;

способ реагирования на угрозу;

сложность переживания;

интенсивность переживания.

В таблице 2 представлена дифференциальная диагностика страха и тревоги по критериям, которые предлагает Р.В. Овчарова.

Таблица 2

Дифференциальная диагностика страха и тревоги (по Р.В. Овчаровой)

Анализируя указанные в таблице 2 критерии, легко увидеть, что не все они практически применимы, а некоторые вызывают возражения. Бывает, например, совсем непросто различить «витальную» а угрозу и угрозу личности и социальным контактам человека. Разделение страха и тревожности по способу реагирования довольно условно, так же как и рассмотрение тревожности в качестве комбинации разных базовых эмоций.

Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является, по-видимому, первый: страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием. Убедительной кажется и концепция явлений тревожного ряда, позволяющая обозначить достаточно четкие различия между тревожностью и страхом.

Продуктивен подход к пониманию тревожности и проблеме различения тревоги и страха с позиции введенного известным отечественным психиатром Ф.Б. Березиным понятия «явления тревожного ряда».

Рисунок 1. Тревожный ряд как процесс нарастания эмоциональной дезадаптации индивид. «Явления тревожного ряда» (по Ф.Б. Березину)

Этот подход (рис.1) позволяет провести различия между конкретным иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В  этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху [28].

Сак представляется, продуктивными для понимания этой проблемы  являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности.

Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той  или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере [13]. Но большинство ученых считает, что одна из основных причин тревожности и детских страхов кроется в нарушении детско-родительских отношений (Ю.Е. Алешина, Г.М. Бреслав, А.Я. Варга, И. Вард, А.Л. Венгер, Н.Г. Вологодина, Л.Я. Гозман, Е.О. Котова, С.А. Панченко, Л.М. Фридман и мн.др.). Более подробно данный аспект будет изучен в следующем разделе работы.

Существуют различные классификации страхов. Традиционно выделяют 3 основных вида страхов: реальный страх, невротический страх и свободный [17]:

Реальный страх — рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический — разнообразные формы «бесцельного страха»  невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный — общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов [12]:

Возрастные страхи — отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.

Возникают они под действием следующих факторов:

наличие страхов у родителей,

тревожность в отношениях с ребёнком,

избыточное предохранение ребенка от опасностей и изоляция от общения со сверстниками,

большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями другого пола,

многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье,

отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола (преимущественно у мальчиков),

конфликтные отношения между родителями,

психические травмы типа испуга,

психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед воспитателем.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку на занятии в детском саду, это происходит в тех случаях, когда родители очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует [15].

Наиболее полной мож но считать классификацию страхов А.Захарова [18]:

По характеру — природные, социальные, ситуативные, личностные.

По степени реальности — реальные и воображаемые.

По степени интенсивности — острые и хронические.

Несмотря на то, что страх — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и  патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности [24].

В педагогической и психологической литературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный [13].

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или

шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга [16].

С.А. Панченко к традиционной классификации страхов добавляет также страхи: реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические — особенностями личности [12].

Несмотря на то, что страх — это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Жигарькова О., причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность.

Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект.

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [8].

По мнению А.И. Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении. При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное.

Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу,1 поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о 1 перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве [26].

При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия.

Существует множество классификаций страхов, но традиционно выделяют страхи: природные, социальные, ситуативные, личностные; реальные и воображаемые; острые и хронические.

Несмотря на то, что страх — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Однако, если речь заходит о патологическом уровне страха, ребенку необходима помощь специалистов.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф