Заявка на расчет
Меню Услуги

Психология страха. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Диагностика детских страхов и фобий, психологические механизмы коррекции

 

Детские страхи и фобии — это иерархия страхов, различных по своей природе и интенсивности. Детские страхи и фобии определяются личностными особенностями ребенка, его индивидуальным опытом, условиями социальной среды, в которой он растет, воспитывается и обучается, а также общими для всех детей половыми и возрастными закономерностями развития. Несмотря на то, что страх или фобия — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать их обычный естественный или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Однако, если речь заходит о патологическом уровне страха или фобии, ребенку необходима помощь специалистов.

Обзор научной литературы по вопросам коррекции детских страхов и фобий позволил определить следующие этапы:

Диагностика детских страхов и фобий — позволит выявить детские страхи и фобии, их интенсивность, возможные причины и факторы возникновения и на основе полученной информации составить план коррекционной работы с ребенком и с его родителями.

Установление контакта с психологом — осуществляется с целью формирования доверительной атмосферы и атмосферы принятия, чтобы ребенок смог расслабиться, почувствовать себя в безопасности, проявил желание откровенного говорить с психологом о своих проблемах, страхах, свободно выражать свои чувства. Важно также отметить, что большинство диагностических методик по выявлению детских страхов — проективные, чтобы их правильно интерпретировать, психологу необходимо понимать символы, наполняющие мир фантазий ребенка, стать наблюдателем и участником детской игры.

Коррекционная работа с ребенком. Параллельная работа с родителями в форме тренингов и консультаций.

Завершающий этап — закрепляет результаты, полученные в ходе коррекционной работы

Рассмотрим данные этапы подробно.

Диагностика. В психолого-педагогической литературе на сегодняшний день представлено множество эффективных методик диагностики детских страхов. В ходе выбора методик, как отмечает Венгер А.Л., необходимо учитывать, что для эффективной диагностики детских страхов необходимо:

Выявить интересы, увлечения детей дошкольного возраста, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Выявить детей, склонных к частным и интенсивным переживаниям как предпосылкам детских страхов.

Выявить преобладающие виды страхов у детей среднего дошкольного возраста для последующей коррекционной работы по их преодолению [1, С.19].

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам диагностики детских страхов позволил определить следующий ряд наиболее эффективных для дошкольного возраста психодиагностических методик: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи», проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой: опросник для выявления тревожности П.Бейкера и М.Алворд, опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; тест тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен).

После диагностики детских страхов начинается этап психологической коррекции страхов у детей, в начале которого осуществляется установление контакта психолога с ребенком.

Установление контакта с ребенком. Для успешного установления психологического контакта с ребенком, важно учитывать такие факторы, как: возраст ребенка, его уровень интеллектуального и эмоционального развития, темперамент, тип родительского отношения в семье. Эти данные психолог получает на этапе диагностики. Так как в данной выпускной квалификационной работе речь идет о детях среднего дошкольного возраста, то психологу необходимо учитывать, что у детей среднего дошкольного возраста уже начинает формироваться Я-концепция, ребенок стремиться быть самостоятельным, не зависимым от взрослых. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому установление контакта должно происходить в игре. Например, психолог может использовать мягкую игрушку или игрушку перчатку, которой ребенок будет адресовать свои проблемы. При выборе игрушки нужно учесть эмоциональное состояние ребенка, его пол.

Коррекция детских страхов и фобий. В психологической литературе описаны различные способы коррекции и терапии детских страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

Игры со страхом.

Рисование страха.

Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).

Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».

Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Словари по практической психологии дают следующее определение понятия психологической коррекции: деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально рекомендуется использовать корреляционные приемы и упражнения, основанные на использовании игрового метода. Основная задача: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Для игры «В страх» подбирается сюжет, предметы, символизирующие то, чего ребёнок боится (собака, волк, вампиры, Баба — Яга), разыгрывается сюжет с этими предметами. Дети расправляются со своим страхом [33].

В «Игре с темнотой» ребёнок жестами изображает, чего он боится, а другие отгадывают страх. У учащихся могут возникать трудности, например, страх темноты и одиночества дети часто не могут изобразить жестами. Поэтому здесь возникают трудности с отгадыванием. Однако это не снижает коррекционной силы данной игровой методики.

В игре «Чехарда» участвуют 3 — 5 детей. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застревает на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу. Игра позволяет снять мышечные зажимы, страх прикосновений и робость у детей, помогает укрепить опору и расширить свободу движений.

В игре «Чего я боюсь?» дети называют первую и последнюю букву заданного слова, то, чего или кого они боятся. Другие дети отгадывают.

В игре «Прогулка вслепую» один ребёнок закрывает глаза, а другой служит проводником (говорил куда идти: направо, налево). Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в классе [39].

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Детям объясняется, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота), как он устроен, «откуда берётся», устраняются «пробелы» в восприятие ребёнка, которые обычно заполняются приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порождается случайной эмоциональной реакцией взрослого («осторожно, злая собака!») запечатлевается в сознании ребёнка или каким- либо другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдёт [28]. Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности. Затем можно использовать методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской [23].

Затем детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке. И говорит: «Собака добрая, она — мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх ничтожным и жалким [24].

Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.

Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

Детям предлагают методику «Сказка про страх», где они придумывают и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом.

Затем предлагается проводить методику «Придумай завершение сказки». Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: «Жили-были мальчик и девочка, которые всего боялись. Однажды они попали в дремучий тёмный лес. И вдруг на их пути…»

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи — это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми [12].

Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания. Главная цель работы — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку. В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина [14].

Анализ научной литературы по вопросам психологической коррекции детских страхов и фобий, таким образом, позволяет сформулировать следующие психологические механизмы коррекции:

Использование в коррекционной работе приемов, сочетающих в себе средства, адекватные возрастным особенностям ребенка, и общие психологические средства коррекции и терапии страхов, это такие приемы, как: игры (со страхом), рисование (страхов) вербализация (страхов), позволяющие творчески преобразовать объекты страха и фобии. Основные задачи коррекционной работы: обучение детей правильному восприятию и игровому проигрыванию своих переживаний; обучение адекватной психологической защите.

Коррекционная работа проводится не с конкретным страхом или фобией ребенка, а с его личностным отношением к ситуации или предмету, породившими данную негативную эмоциональную реакцию, то есть осуществляется целенаправленная работа по устранению трудностей восприятия ребенка, снятия ощущений угрозы, исходящий от окружающего мира.

Коррекционная работа предполагает и работу с родителями как обязательный компонент коррекции. Это обусловлено тем, что основные причины детских страхов и фобий кроются в неправильном стиле воспитания ребенка, отсутствием у родителей компетенций по организации коммуникации с ребенком и способам выражения любви к ребенку

Принципы коррекционной работы с детьми: безусловное принятия ребенка и его страхов со стороны психолога; доверие и равноправие на фоне общего безусловного принятия; поощрение достижений ребенка в аспекте обретения творческой самостоятельности и продуктивности; символическое отреагирование детских страхов и фобий, превращение их в объект творческой проработки.

Правильно подобранный комплекс коррекционных методик с учетом психологических механизмов коррекции детских страхов и фобий способствует снижению количества страхов у детей посредством изживания у них страхов, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира.

 

2.2. Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста (гендерный аспект)

 

Актуальность данной проблематики вызвана тем, что невзирая на огромное число исследований, проблема детских страхов у старших дошкольников и коррекция является всё также востребованной. В большинстве случаев взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Родители должны понимать, что ребёнок живёт в своём мире, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы способны оживать. На сегодняшний день возросло число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, закомплексованностью, психологической неустойчивостью.

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении. Они проявляются уже с детства. Так, мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, чаще между ними ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что именно страх оказывает негативное влияние на развитие личности, влияя на развитие эмоциональной сферы ребёнка, а впоследствии на школьную успеваемость. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В. И. Гарбузов, В. В. Лебединский и др.). Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, достаточно изучена (А. И. Захаров, B. C. Мухина, М. В. Осорина, A. M. Прихожан и др.). В то же время, страх как отражение отношений ребенка со значимыми взрослыми, осмыслен в гораздо меньшей степени. Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Возрастные проявления страхов на определённом возрастном этапе считаются нормой, кроме того, они подготавливают ребенка к окружающей действительности. Дети старшего дошкольного возраста боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами, дети начинают пугаться своей или смерти родителей, в результате чего возникают страхи перед бандитами, животными. Актуализируются фобии, связанные с поступлением в первый класс.

Независимо от того, как проявляется и что спровоцировало боязнь, взрослые не должны пренебрегать страхами ребёнка и вопросом их коррекции.

Целью исследования является выявление страхов и возможностей их коррекции у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

Мы предполагаем, что проявление страхов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста будет иметь различное содержание. Поэтомусистема коррекционно-развивающих мероприятий страхов у детей данного возраста должна проводиться с учетом гендерного аспекта. А именно, дифференциации содержания занятий для мальчиков и девочек, формы проведения, использования методов психокоррекции, привлечения к занятиям родителей обоего пола. На наш взгляд, все это будет способствовать более эффективному преодолению детских страхов.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захаров, М. А. Панфилова), где выявляются и уточняются преобладающие виды страхов; методика диагностики детских страхов «Незаконченные предложения» (А. И. Захаров), которая выявляет скрытые переживания ребёнка, проективная методика изучения страхов «Мои страхи» (А. И. Захаров); рисуночный тест «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №113 «Капитошка» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие дети старшего школьного возраста в количестве 40 человек, из которых 20 мальчиков и 20 девочек.

Результаты исследования по проведенным методикам, направленным на изучение гендерных особенностей детских страхов в дошкольном периоде, позволили выявить следующее.

Среднее число страхов у детей превышает возрастные нормы (по А.И. Захарову). У мальчиков показатель чуть выше (15,1), чем у девочек (14,35). Таким образом, проведённое исследование позволяет судить о том, что гендерный аспект страхов у детей в старшем дошкольном возрасте имеет свои проявления, которые необходимо учесть при проведении коррекционной работы. По количеству и содержанию, страхов больше у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков выявлены следующие виды страхов: страх смерти родителей, страха крови и уколов, неожиданных звуков, опоздания в детский сад, а у девочек: страх нападения бандитов, сказочных персонажей (чудовищ и Змея Горыныча), темноты и транспорта. Из этого следует, дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти. Обычно такие дети характеризуются неуверенностью в себе, они безынициативны в связи с постоянно испытываемым чувством страха. Далее нами была разработана программа коррекции страхов дошкольников с учетом гендера.

Целью программы являлось создание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с учётом гендерного аспекта.

Задачи программы:

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5-7 лет.

Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

Разработка рекомендаций педагогам и родителям.

Результаты такие (табл. 3).

Таблица 3

Сопоставление показателей первичной и контрольной диагностики старших дошкольников до проведения коррекционной программы и после нее

Группа ДО проведения программы ПОСЛЕ проведения программы
Среднегрупповое количество страхов
Мальчики 18,4 9,3
Девочки 8,7 9,1
Среднегрупповой индекс тревожности, %
Мальчики 76,45 28,45
Девочки 21,41 21,41
Среднегрупповой показатель интенсивности тревоги, баллы
Мальчики 10,6 5,1
Девочки 4,65 5,4
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, %
Мальчики 100 60
Девочки 15 20

 

Занятия с дошкольниками проводились 2 раза в неделю по 30 минут. К работе были привлечены родители и педагоги. С ними была проведена групповая консультация, в ходе которой они были ознакомлены с результатами исследования, с целями и задачами психокоррекционной работы, также им была предоставлена информация о детских страхах, их влиянии на психоэмоциональное состояние личности. Далее были проведены индивидуальные консультации с родителями, где освещались вопросы влиянии стиля родительского воспитания на развитие личности, роль отца и матери в воспитании мальчиков и девочек.

В ходе коррекционной работы, были использованы психогимнастические упражнения, направленные на отреагирование эмоций, подвижные игры, отдельные направленияарттерапии: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

Упражнения были направлены на снятие эмоциональной напряженности, формирование коструктивных навыков эмоционального реагирования, обучение детей элементарным навыкам ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля.

В процессе коррекционной деятельности, игры и рисование с детьми выполнялись под музыку (музыкотерапия). Для успокоения и расслабления была подобрана классическая музыка зарубежных и отечественных композиторов (П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, И. С. Баха). Для того, чтобы сделать эти процессы продуктивными, было рекомендовано родителям регулярно прослушивать классическую музыкусовместно с детьми.С целью успокоения, были подобраны спокойные, плавные, умиротворяющие звуки природы. А с целью превращения ужасного в смешное, либо с целью уничтожения страхов, ставили быструю, интенсивную и более решительную музыку. Особенно ценным была возможность заниматься под «живую» музыку с приглашением музыкального руководителя, который воспроизводил нужные мелодии на пианино.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти. Чтобы разгрузить психику у мальчиков, испытывающих страх смерти родителей, страх крови и уколов и одиноче- ствабыли использованы следующие методы: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия. Методикаизотерапии построена на перенесении тревожных мыслейи переживаний на результат творчества, то есть, построена на механизме сублимации. Мальчики и девочки рисовали «Мой страх» на бумаге, что именно их пугает в смерти, при этом проговаривая то, что чувствуют. С помощью оттенков передавая своё состояние. В этом и заключается исцеляющий эффект арт- терапии: ребенок отделяет проблему от себя и смотрит на неё со стороны.

Методикасказкотерапии оказывает влияние на снижение уровня зависимости детей от своих страхов и комплексов, формирует умение контролировать своё поведение в экстремальной ситуации, формирует позитивное мышление, и, в целом, уменьшает степень выраженности страхов у мальчиков и девочек. Психотерапевтические сказки посвящены проблемам любви, жизни и смерти. Сказка должна быть идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, для того, чтобы сказка обрела силу и оказала помощь. Так, для мальчиков рекомендовано использовать такие сказки: «Сказка про смелого Алёшу», «Не страшно. Расскажи мне сказку» и т. п.). Для девочек — сказки от скуки, страха и слёз «Алёнкино лето» (авт. Е. Бабок, А. Вересова), «Прививка от страха» (В. Постников) и т. п.В процессе сказкотерапевтических занятий мальчики проанализировали свои ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Например, персонифицировали смерть: сделали маску старухи и попросили ребёнка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение помогло преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное. Тем самым, объясняя мальчикам, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Девочкам была предложена методика «Сказка про страх», где они сочиняли и рассказывали разнообразные истории, связанные со своим страхом нападения бандитов, сказочных персонажей (чудовищ и Змея Горыныча). Кроме того, детям было предложено изменить сказку «Лиса и петух», и инсценировать её по ролям. По завершению работы, девочки осознали, что сказочные герои — это выдумка и их можно сделать такими, какими захочешь, т. е. хорошими, забавными и весёлыми.

Данные терапевтические сказки против страхабыли использованы в индивидуальной и коллективной работе с детьми, а также рекомендованы родителям.

На основе наших наблюдений можно отметить, что девочки лучше реагируют на музыкотерапию. Им больше всего понравились произведения А. Моцарта и природные звуки: шум моря, музыка воды, вальс дождя, красивое пение птиц. Произошли положительные изменения у девочек, которые испытывали страх заснуть.

При работе с мальчиками, на взгляд, более эффективнаигротера- пия. В основе страха у мальчиков опоздать, не успеть в детский сад — лежит неопределённое и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Главную роль в этом играют родители ребёнка. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заострённого и неразрешимого внутреннего беспокойства. При работе с мальчиками с целью устранения страхов внезапного воздействия неожиданных звуков, замкнутого пространства и одиночества нами применялись подвижные игры, а также игры с проигрыванием ситуации страха («Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»). С целью преодоления смущения, при ответах применялись следующие игры: «Брось мяч, произнеси нехорошее, ужасное, малоприятное слово», «Брось мячик, произнеси хорошее, превосходное, приятное слово». Игры, нацеленные на снятие психологических блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Отгадай, чего я боюсь», а также игры в переодевания — попросту одеться в костюм страха и проговорить, что чувствует и ощущает страх, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный.

Коррекционная деятельность проводилась не со страхом, а с индивидуальным отношением ребёнка к породившим его обстоятельствам. Применение методоварттерапии, психогимнастики, игротерапии помогает установить доверительные взаимоотношения дошкольнику с ровесниками и с психологом, справиться с ощущением одиночества и покинутости.

Проанализировав диагностические сведения, полученные до психологической коррекции и после, следует отметить позитивные перемены, как у мальчиков, так и у девочек.

Проведённое исследование дает возможность сделать заключение о том, что проблема психологических патологий у ребенка остаётся важной и играет существенную роль в сегодняшней психологии. Выявилось гендерное выражение страхов, болеевыражены страхи у мальчиков, нежели у девочек.

Практическая значимость работы заключалась в том, что полученные результаты психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с учётом гендера позволило правильно построить коррекционную работу с участниками образовательного процесса и получить положительный результат.

Комплексная программа, результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены в работе практических психологов, воспитателей, что улучшит психоэмоциональное состояние ребёнка, а в будущем повысит эмоциональную стабильность формирующейся личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате всего выше сказанного можно сделать вывод:

Большинство социальных страхов имеют множественный характер, и человек редко боится чего-то одного. Со страхом начальства он обычно боится критики, предъявлять требования, оказаться в центре внимания и других подобных ситуаций.

Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что может привести к повышенной тревожности и невротизации. Поэтому так важно для успешной адаптации не дать развиться социальным страхам, т.к. современное общество, одновременно выступая источником этих страхов, требует от нас обладать конкурентоспособностью и высокой стрессоустойчивостью. Целесообразно всегда помнить об иррациональной природе социальных страхов.

  1. Тревога характеризуется переживанием внутреннего волнения, напряжения, беспокойства с опасениями пессимистического характера, направленными в будущее, а также вербальным и моторным выражением этих опасений. Страх является наиболее интенсивной и самой кратковременной из астенических отрицательных эмоций. Он возникает в ситуации непосредственного действия угрозы. При этом имеет место переживание ужаса происходящего в данный момент события, которое оценивается как роковое для жизни или чести человека. Данный аффект сопровождается временной дезорганизацией личности с определенным сужением поля сознания, остановкой мыслительных процессов и почти автоматической направленностью поведения на избежание объекта угрозы. Тревога и страх онтогенетически близки. Чувство неопределенной угрозы с отчетливым внутренним беспокойством по мере приближения и конкретизации опасности переходит в страх.
  2. При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия.

Существует множество классификаций страхов, но традиционно выделяют страхи: природные, социальные, ситуативные, личностные; реальные и воображаемые; острые и хронические.

Несмотря на то, что страх — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Однако, если речь заходит о патологическом уровне страха, ребенку необходима помощь специалистов.

Коррекционная работа предполагает и работу с родителями как обязательный компонент коррекции. Это обусловлено тем, что основные причины детских страхов и фобий кроются в неправильном стиле воспитания ребенка, отсутствием у родителей компетенций по организации коммуникации с ребенком и способам выражения любви к ребенку

Принципы коррекционной работы с детьми: безусловное принятия ребенка и его страхов со стороны психолога; доверие и равноправие на фоне общего безусловного принятия; поощрение достижений ребенка в аспекте обретения творческой самостоятельности и продуктивности; символическое отреагирование детских страхов и фобий, превращение их в объект творческой проработки.

Правильно подобранный комплекс коррекционных методик с учетом психологических механизмов коррекции детских страхов и фобий способствует снижению количества страхов у детей посредством изживания у них страхов, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира.

Проведённое исследование дает возможность сделать заключение о том, что проблема психологических патологий у ребенка остаётся важной и играет существенную роль в сегодняшней психологии. Выявилось гендерное выражение страхов, болеевыражены страхи у мальчиков, нежели у девочек.

Практическая значимость работы заключалась в том, что полученные результаты психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с учётом гендера позволило правильно построить коррекционную работу с участниками образовательного процесса и получить положительный результат.

Комплексная программа, результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены в работе практических психологов, воспитателей, что улучшит психоэмоциональное состояние ребёнка, а в будущем повысит эмоциональную стабильность формирующейся личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2016. 200 с.
  2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  3. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
  4. Баринов Д.Н. Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии // Философия и культура. 2011. № 3 (39). С. 50-56.
  5. Баринов Д.Н. Тревога и страх: историко-философский очерк // Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 1-39.
  6. Барулин В.С. Диалектика взаимодействия сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 230 с.
  7. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.
  8. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.
  9. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 350 с
  10. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-41.
  11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 655 с.
  12. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
  13. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
  14. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.
  15. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
  16. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / под ред. Т. А. Данилиной. М.: Айрис-пресс, 2014. 160 с.
  17. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.
  18. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с.
  19. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 20-27
  20. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. 116 с.
  22. Зубкова А. С., Зубанова С. Г. Книга для родителей. Детские страхи. Ярославль: Академия развития, 2017. 250 с.
  23. Зайцев Д.В., Зайцева О.В. Разгосударствление социальной сферы в России: социальноправовой аспект // Общественные науки и современность. 2007. №3. С. 174-176.
  24. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностноструктурная концепция. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2003. 568 с.
  25. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. 448 с.
  26. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2015. 204 с
  27. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
  28. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
  29. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
  30. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. М.: МГСУ, 2003. 116с.
  31. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревожности // Воспитание школьников. 1990. №6. С. 34-41.
  32. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
  33. Лашина М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М.: Знание, 1983. 64 с.
  34. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  35. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
  36. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
  37. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.
  38. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
  39. Овчинников Г. К., Овчинникова М. В. Вуз как высшая форма социализации личности // Власть. 2013. № 8. С. 68-71.
  40. Овчинников Г.К. Cоциальная сфера как квинтэссенция социальной системы //Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 8. С. 77-84.
  41. Овчинников Г.К., Овчинникова М.В. Социальная сфера: сущность, место и роль в жизни общества // Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки». 2004. №1 (5). С. 5-20.
  42. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М.: Академический проект, 2003. 334 с.
  43. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2002. 656 с.
  44. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. Академический проект, 2002. 880 с.
  45. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
  46. Ремизова А.В. Тревога и страх как иррациональные установки: рационально-бихевиористский подход // Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. С. 110-113.
  47. Римашевская Н., Дискин И. Россия: социальная доктрина переходного периода. М.: Ин-т социально-экон. проблем народонаселения, 1995. 249 с.
  48. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 148-155.
  49. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность как психологические феномены // Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов. (Материалы V Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции 8-9 февраля 2003 года). СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2003. С. 126-128.
  50. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  51. Социальная сфера: политическое и духовное развитие общества / Отв. ред. В.Н. Иванов, В.З. Роговин. М.: Наука, 1991. 204 с.
  52. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  53. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1990. 456 с.
  54. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
  55. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. Мн.: Наука и техника, 1988. 168 с.
  56. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.
  57. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 156 с.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф