Меню Услуги

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации школьников 8-9 классов

Вид работы: Проект

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации школьников 8-9 классов

Введение

Общеобразовательная средняя школа – это центр всей профориентационной работы, так как именно школа гарантирует высокий уровень образования молодого поколения, как общего, так и политехнического. Профориентация в школе воспитывает у молодежи моральную готовность работать. Также она формирует трудовые навыки и основания для сознательного выбора профессии.

Для того чтобы профориентация в школе осуществлялась эффективно, важно соблюдать следующие основные требования:

Профориентация должна строиться на основе тщательного учета текущих и высокоперспективных потребностей производства в кадрах рабочих на местах, на основе анализа профессиональной структуры производства и хозяйства.

Профориентация невозможна без тщательного изучения способностей, склонностей, интересов и состояния здоровья школьников.

Профориентация в школе должна быть органически связана со всем учебно-воспитательным процессом, опираться на общеобразовательную и трудовую подготовку учащихся. Это обеспечивает их широкий политехнический кругозор и облегчает сознательный выбор профессии.

Профессиональную ориентацию в общеобразовательной школе следует рассматривать как базисную составляющую всей системы воспитательной работы, а не как совокупность отдельных мероприятий, к тому же связанных только с выпуском учеников. Она имеет тесное отношение к процессу формирования всестороннего развития личности, подготовке учащихся к жизни, к труду и воплощается в действительность планомерно посредством учебной и внеклассной работы в школе. Неправильной является позиция тех, кто совмещает профориентацию только с внеурочной работой.

Основная предпосылка профориентационной работы — воспитание у учащихся любви к труду, активного желания и потребности участвовать в общественно полезном и особенно в производительном труде. Такую работу следует проводить с детьми уже с начальных классов, закладывая надежную основу для последующей профессиональной ориентации учащихся.

В течение всей своей жизни люди занимаются поиском своего предназначения и места в этом мире. Самоопределение – это процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является изучение педагогического сопровождения профессиональной ориентации школьников.

Для реализации этой цели в дипломной работе ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные понятия и методы изучения психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации школьников;
  2. Исследовать особенности психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся на примере МАОУ СОШ №13;

Предметом исследования в работе выступает профессиональной ориентации школьников

Объект исследования – учащиеся 8-9 классов МАОУ СОШ №13.

Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации школьников

Профессиональная ориентация – это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы подготовить молодое поколение к выбору той или иной профессии. При этом непременно учитываются не только такие объективные факторы, как социально-экономическая обстановка на рынке труда, но и особенности личности каждого школьника.

Мероприятия (психолого-педагогические, социально-экономические, медико-биологические, производственно-технические), которые включены в профориентацию, призваны оказать реальную помощь подросткам в самоопределении, а также трудоустройстве именно по той профессии. При этом профессия будет той, к которой у молодого человека «лежит душа» и к которой он имеет способности. А основной девиз, которому следует профессиональная ориентация школьников, можно раскрыть в такой фразе: «Работа как призвание».

еперь же рассмотрим подробнее те основные компоненты, из которых складывается профориентация.

Профессиональная ориентация как профессиональное просвещение Просвещение (или профинформирование) представляет собой комплекс мер, которые направлены на ознакомление школьников средней школы и выпускников с различными видами деятельности, особенностями профессий, требованиями к ним и их актуальностью здесь и сейчас, то есть в современном мире и непосредственно в нашей стране.

Многие молодые люди сегодня интересуются при этом также и тем, каковы возможности и условия квалификационного и карьерного роста на различных рабочих местах. В конечном итоге профинформирование должно сформировать у подростком мотивированные намерения, в основе которых будет лежать объективное, а не голословное («просто мне хочется быть….») обоснование привлекательности той или иной трудовой деятельности.

Профессиональной диагностикой занимаются специалисты, следуя при этом сугубо индивидуальному подходу. Так, к каждому конкретному школьнику применяют различные методики, которые позволяют изучить особенности нервной деятельности, состояние здоровья, мотивы и интересы, ценностные ориентации и установки, которые движут им при выборе профессии.

Профессиональные консультации заключаются в оказании школьникам помощи в трудовом самоопределении. По результатам диагностических методик специалисты дают дельные рекомендации ученику по поводу наиболее предпочтительного вида трудовой деятельности, который максимально соответствует его психологическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям. [2]

Профессиональная ориентация как психологическая поддержка Психологической поддержкой используется ряд методов, которые призваны снизить психологическую напряженность подростков, сформировать позитивный настрой и придать уверенность как в будущем в целом, так и в завтрашнем дне.

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились новые профессии, такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация – это занятия с учащимися старших классов. Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений. [3]

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация – это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах.

Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству. Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями. На классный час по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное — не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Профориентация школьников — процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.

Профориентация – это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии. профориентация для подростков Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное.

Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о профессии электрика. Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.

В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень. В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности.

Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом – будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план. профориентация в классе Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Особенности развития профессиональной ориентации подростков

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями. Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом. Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то — подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае – подростка). Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише. Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

Однако зачастую к возрасту 14-16 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда — лишь как косвенное влияние на чадо.

Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения. То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя – это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными. Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или — что хуже всего – не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей. К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) – ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность. Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями.

Для подростка окончание средней школы – это всегда психологическая травма в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы – устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.мотивы выбора профессии Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений.

Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно – психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно. Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно – подросток учится, потерянного времени нет. Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней – сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия. Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

Для современных родителей не новость, что в пределах 14-16 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы – все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы – лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист – юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе – на этот вопрос сможет ответить лишь время.

Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей профессии ребенка. Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса подростковой психологии и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка. Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

Немаловажную роль играет близкое окружение подростка – его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи. И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями. выбор рабочей профессии Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

Прикрепленные файлы:

_soprovozhd_8-9_klpishem24

_soprovozhd_8-9_klpishem24_20160521_172259

soprovodlenie_proforientatsii_vakhtel_e_6897_1116-2