Содержание
Введение
Глава 1 Понятие и содержание публичной финансовой деятельности
1.1 Правовое регулирование и понятие публичной финансовой деятельности
1.2 Субъекты, осуществляющие публичную финансовую деятельность государства
Глава 2 Методы осуществления публичной финансовой деятельности
2.1 Метод формирования государственных денежных фондов
2.2 Метод распределения государственных денежных фондов
2.3 Метод использования государственных денежных фондов
Глава 3 Направления и тенденции совершенствования правового регулирования публичной финансовой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития страны, проблемы правового регулирования публичной финансовой деятельности стоит в высшей степени остро. После того, как были приняты Бюджетный и Налоговый Кодексы Российской Федерации, возникла необходимость для переосмысления структуры финансового права, факторов, а также отдельных ее юридических конструкций, в том числе принципов, методов, форм и самой роли публичной финансовой деятельности.
Улучшение правового регулирования публичной финансовой деятельности является одной из важнейших задач государства. Без рассмотрения вопросов, касающихся правового воздействия на отношения, которые складываются в финансовой сфере между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, невозможно дальнейшее рассмотрение многих явления и процессов, на которых строиться Федерации.
Во время осуществления публичной финансовой деятельности государства происходят не только исключительно правовые, но и иные правоотношения. Данный факт не всегда учитывается при рассмотрении сущности публичной финансовой деятельности. Большая часть исследователей сводят публичную финансовую деятельность государства преимущественно к категории финансового права. К тому же, и сама категория «публичная финансовая деятельность государства» представляется в рамках финансовой науки.
Тем не менее тот факт, что государство формирует, распределяет и использует государственные средства фондов не только исключительно в рамках финансовых отношений, которые регулируются финансовым правом, но и через другие экономические отношения, такие как гражданским, трудовым, международным правом, указывает на то, что публичную финансовую деятельность нужно рассматривать шире.
В настоящее время, в теоретическом плане, категория «публичная финансовая деятельность», как предмет финансового-правового регулирования, определена достаточно точно. В тоже время, содержание данной деятельности, ее функции, задачи, методы реализации, несмотря на их важное значение, неполно разработаны. При этом анализ отдельных элементов публичной финансовой деятельности государства формировании, распределении и использовании государственных денежных средств не дают возможности объективно ответить на вопрос о характере такой важной категории, как «публичная финансовая деятельность государства».
Вместе с тем, интерес к исследованию был вызван необходимостью для более точного определения объема публичной финансовой деятельности государства. В данной работе рассматриваются теоретические вопросы понятия публичной финансовой деятельности государства, формы и методы осуществления публичной финансовой деятельности, компетенция органов государственной власти, осуществляющих публичную финансовую деятельность, а также тенденции совершенствования правового регулирования публичной финансовой деятельности.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление и решение проблем правового регулирования публичной финансовой деятельности государства.
Указанные цели достигаются путем постановки решения следующих задач:
- дать понятие публичной̆ финансовой̆ деятельности;
- определить содержание и сущность публичной финансовой деятельности;
- проанализировать методы осуществления публичной̆ финансовой̆ деятельности;
- выявить основные направления и тенденции совершенствования правового регулирования публичной финансовой деятельности.
Объектом работы являются общественные отношения, которые складываются в рамках публичной финансовой деятельности государства.
Предметом исследования является публичная финансовая деятельность государства.
Методологическую основу работы образуют диалектический̆ метод познания, а также ряд известных общенаучных и частно-научных методов (формально-юридический̆, исторический̆, сравнительно-правовой̆ и др.).
Нормативной базой работы является Конституция РФ, нормы российского законодательства, ряд федеральных законов и подзаконных нормативных актов, соответствующие положения практики применения.
Теоретическую основу исследования образуют труды таких авторов, как Карасева М.В., Крохина Ю. А., Лисицын Д.А, Лукьянова Т.Г., Мальцев Г.В., Назаров В.Н., Нерсесянц В.С., Нуриахметов Н.М., Селюков А.Д., Тихомиров Ю.А. и ряда иных.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной̆ литературы.
Глава 1. Понятие и содержание публичной финансовой деятельности
1.1 Правовое регулирование и понятие публичной финансовой деятельности
В 1952 г. М. А. Гурвич выпустил учебное пособие под названием «Советское финансовое право», в котором в первый раз было дано определение, что же такое «финансовая деятельность государства» или, другими словами, «советская финансовая деятельность». Вскоре Е. А. Ровинский сделал детальный анализ этого определения в собственной монографии. К. С. Бельский по этому вопросу считает, что «советская финансовая деятельность является категорией, которая появилась относительно недавно». Эта категория не встречается в учебных пособиях по финансовому праву Советского государства (годы выпуска литературы – 1942 и 1946), в трудах по финансовому праву времен царской России, а также ее не найдешь в иностранных публикациях по финансовому праву. Он считает, что такая категория, как ««советская финансовая деятельность», в науке финансового права, представляет собой тоталитарный режим управления государства всем его капиталом».
Наука Советского государства рассматривала финансовую деятельность как основополагающую категорию финансового права. Как считали многие специалисты, ее суть состояла в процессе формирования, распределения, а также использования публичных фондов денежных средств для того, чтобы цели и функции государства имели денежное обеспечение. В 1993 г. Конституцией Российской Федерации была зафиксирована независимость местных органов власти. По этой причине было сформировано общеизвестное всем утверждение про однородность отношений, которые создаются в пределах публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований. При нынешних обстоятельствах можно сделать вывод, что финансовая деятельность государства совместно с муниципальными образованиями представляет собой публичную финансовую деятельность, а она, в свою очередь, связывает между собой эти два понятия.
По причине того, что финансовое право обязано гарантировать подходящий правовой режим этой деятельности, основополагающей категорией финансового права считается именно публичная финансовая деятельность. Органы государства и местного самоуправления обеспечивают процесс аккумуляции финансовых ресурсов в фондах, а также их дальнейшее распределение для выполнения функций, заданий публичной власти в одностороннем властном порядке. Такой подход запрашивает применение конкретных императивных методов с целью координирования определенных взаимоотношений. По этой причине, упоминая о публичной финансовой деятельности в качестве основополагающей категории финансового права, необходимо определить ее как властную деятельность, реализуемую государством, а также муниципальными образованиями. Эта деятельность должна быть направлена на формирование публичных финансовых фондов, а также распределение их денежных ресурсов с целью формирования финансовой основы для осуществления публичных функций, задач.
Осознавая тот факт, для чего денежные средства из бюджета предназначены, муниципальные образования и государство в целом не могут их не применять. По этой причине публичная финансовая деятельность в обязательном порядке должна заключаться как в создании публичных финансовых фондов и распределении их денежных ресурсов, так и в обязательном контроле действий тех субъектов, которые эти средства куда-либо направляют с конечной целью получения существенного результата. Если рассматривать этот вариант, то публичная финансовая деятельность – это властная деятельность органов муниципальных образований, а также органов государства, которые имеют определенные полномочия. А направлена она:
- на накопление публичных фондов денежных средств, основываясь на формировании и реализации налогов, а также неналоговых платежей;
- распределении финансовых ресурсов фондов;
- контроль их применения с целью получения денежной гарантии функций, а также заданий публичных органов власти.
При рассмотрении данного вопроса, можно увидеть, что в учебной литературе большинство определений «финансовой деятельности» практически ничем не отличаются друг от друга. Так, например, Н.И. Химичева отмечает, что «финансовая деятельность — это осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов».
М.В. Карасева указывает: «Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач».
Ю.А. Крохина утверждает, что «в процессе финансовой деятельности страны формируется и почти реализовывается аккумуляция, перераспределение, а также использование фондов финансовых ресурсов для того, чтобы можно было осуществить все публичные задачи и функций».
Характер финансовой деятельности является публичным, причем осуществляется движение финансовых ресурсов в общественных интересах или, другими словами, вне зависимости от того, кто именно выступает субъектом определенных установленных финансово-правовых взаимоотношений. Финансовая деятельность является во всех случаях публичной в соответствии с собственным содержанием, а также методами правового регулирования. Именно по этой причине она в обязательном порядке реализовывается абсолютно каждым государственным органом.
Публичная деятельность тех субъектов финансового права, которые занимаются формированием эффективной системы финансово-правового регулирования с учетом всех норм и правил для того, чтобы осуществлять накопление, перераспределение, а также использование децентрализованных, централизованных финансовых фондов, называется публичной финансовой деятельностью государства.
Анализирую проблематику публичной финансовой деятельности, следует подчеркнуть, что И.В. Рукавишникова указывала на то, что «регулирование и управление публичными финансовыми ресурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период».
Важное теоретическое значение имеет вопрос о сущности публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Стоит указать к какой базовой категории относится публичная финансовая деятельность — экономической или же правовой.
Более весомым аргументом является мнение авторов, которые рассматривают данную деятельность в качестве правовой категории, которая определяется самими условиями развития общества, в котором существуют товарно-денежные отношения.
Е.А. Ровинский отмечал, что «через финансовую деятельность государства отражается взаимосвязь государства и экономики общества».
Необходимо согласится с утверждением, что категория «финансовая деятельность государства не является категорией исключительно финансового права, а выступает общеюридической категорией». Однако данная категория находится в основе определения предмета финансового права, так как в основном регулируются общественные отношения в области финансов.
Для того чтобы определить содержание публичной финансовой деятельности, нужно обозначить преследуемые ею цели по ходу собственного осуществления. Целью называют конечный результат, на который направляется деятельность. Цель считается ключевым критерием сущности публичной финансовой деятельности, а также она способна определить и прочие категории этой деятельности, такие как задачи, которые нужны для их осуществления, и объекты как итог ее реализации.
Публичная финансовая деятельность в своем содержании взаимосвязана со следующими поставленными целями:
- аккумулирование доходов, а также выполнение нужных затрат с целью исполнения государственных функций;
- денежное покрытие государством собственных расходов в процессе исполнения задач, связанных с осуществлением социальных, оборонных, а также экономических проектов;
- осуществление всех задач, которые направлены на экономическое и социальное развитие государственного потенциала, обеспечение возможностей оборонных структур, поддержание государственной безопасности, обеспечение денежными ресурсами деятельности органов государственной власти.
Поэтому публичная финансовая деятельность направлена на одну цель – обеспечить функционирование страны и общества в финансовом плане. Главной целью является обеспечение денежными средствами государственных интересов, а также общественности.
Прийти к этому можно через установление, реализацию, а также выполнение заданий по осуществлению этой цели. Такие задачи показывают ключевые особенности публичной финансовой деятельности с точки зрения содержания: аккумулировать, распределить, а также использовать денежные средства на разные потребности общества.
Если говорить о функциях, то как и любому виду организационной деятельности, публичной финансовой деятельности свойственны такие как: прогнозирование, планирование, координация, регулирование и контроль. Эти функции в совокупности нужны в момент сбора доходов, выявления направлений расходов, при будущем их перераспределении, необходимом с целью оптимального растрачивания. Они определены поставленной целью, распределены по заданиям финансовой деятельности, а также показывают качество организации сущности этой самой деятельности.
Стоит начать с функции финансового планирования, которая необходима для достижения цели по пропорциональному и сбалансированному развитию государства и его территориальных образований. Планомерная организация процессов формирования, распределения и использования денежных средств является одной важнейших составных частей содержаний публичной финансовой деятельности. Задача финансового планирования состоит в том, что оно необходимо для достижения сбалансированных возможностей и потребностей в денежном обеспечении государственных и муниципальных нужд.
Следующий функцией является финансовое прогнозирование общего состояния бюджетной, налоговой и иной денежной политики. В будущем прогнозирование помогает выявить саму динамику финансовых процессов и и их показателей. Под финансовым прогнозированием следует понимать суждение о возможных состояниях объекта в будущем, а также альтернативных путях и сроках их осуществления.
Координация — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей̆ и задач. В публичной финансовой̆ деятельности координация включает в себя нагрузку по согласованию и приведению в соответствие отдельных понятий, действий, функций, установлению их соподчиненности. Финансовое регулирование — это целая правовая и организационная система упорядочения финансовых отношений. Регулирование — это и есть целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов.
Финансовый контроль является предварительной, текущей и завершающей функцией публичной финансовой̆ деятельности. Контроль — это совокупность определенных действий, которые направлены на проверку финансовых и иных связанных с ними вопросов деятельности, и последующее определение форм и методов организации такой деятельности. Самостоятельность финансового контроля, в своей функциональной сущности вызвана надобностью отграничения, с объективной точки зрения, этой финансовой деятельности от определенных задач, которые она выполняет. Это влечет за собой формирование особенного механизма организации, а также системы тех субъектов, которые выполняют контроль за финансовыми ресурсами; отграничение целей, заданий финансового контроля; использование методов по осуществлению проверки конкретного результата в денежных вопросах.
Составляющим элементом деятельности страны считают именно финансовую деятельность, так как она проявляет себя в качестве публичной. Она подразумевает собой руководящие начала, обеспечивая аккумуляцию, распределение, использование денежных средств, а также отличается особенной функциональной сущностью.
Следует также упомянут, что публичная финансовая деятельность может реализоваться в различных формах. Так выделяется правовая и неправовая формы осуществления финансовой деятельности.
Принятие нормативно-правовых актов органами государственной власти, которые содержат общие правила поведения, раскрываются через правовую форму. Кроме того, она может реализоваться «путем издания индивидуальных финансово-правовых актов». Федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов — принятие таких финансово-правовых актов является очень важным.
Неправовые формы публичной финансовой деятельности могут проявляются через многие практические действия, которые способствуют принятию таких актов или их применению. Это может быть «инструктирование, проведение совещаний, заседаний, разъяснений финансового законодательства и т.д.».
Организационные действия по аккумулированию, распределению и использованию государственных фондов денежных средств могут осуществляться как в правой, так и в неправовой форме.
Важными вопросами, при рассмотрении финансовой деятельности, являются следующие:
- могут ли частные финансы регулироваться нормами финансового права;
- является ли публичная финансовая деятельность регулятором частных финансов.
В настоящее время существуют два основных подхода: узкий и широкий. Приверженцы первого подхода указывают на то, что финансовое законодательство направлено только на регулирование отношений, связанных с публичными денежными фондами. Впрочем, основная масса других (например, Ю.А. Крохина, Е.Ю. Грачева) считают, что «финансовое право регулирует функционирование частных финансов».
В настоящее время, следует поддержать второй подход, поскольку ликвидировать из сферы финансово-правого регулирования подобный массив отношений, связанного с аккумулированием, распределением и использованием частных денежных фондов не стоит. Публичная финансовая деятельность ориентирована на управление именно публичными денежными средствами, однако она касается и частных финансов тоже. Они считаются источником для пополнения публичных денежных фондов (налоги).
Таким образом, следует сказать, что публичная финансовая деятельность является сложным многоплановым явлением. Публичная финансовая деятельность является важной для любого уровня госвласти, а также для самоуправления на местах. Публичная финансовая деятельность является управленческой деятельностью государственной и муниципальной власти по организации денежного обращения. Кроме того, она направлена на аккумулирование, распределение и использование публичных фондов. Более того, это особый вид государственной деятельности, поскольку данный вид деятельности осуществляют органы государственной власти всех трех ветвей в пределах своей компетенции. В первую очередь данная деятельность обеспечивает денежными средствами все сферы общественной жизни. Важнейшим механизмом ее эффективного осуществление является должное законодательное закрепление основ публичной финансовой деятельности, их развитие и приведение в соответствие с современной действительности.
1.2 Субъекты, осуществляющие публичную финансовую деятельность государства
Государство и муниципальные образования проводят публичную финансовую деятельность посредством своих органов. Финансовая деятельность обязательно присутствует в действиях всех органов власти, что объясняется тем, что функции государства невозможно реализовать, не используя финансы.
Государственные органы представляют государство в качестве субъекта, который проводит публичную финансовую деятельность на уровне субъектов и самой Российской Федерации. Публичная финансовая деятельность также реализуется органами муниципальных властей, что объясняется невозможностью решить задачи местного самоуправления без использования финансовых средств. Поскольку задачи, которые решают государственные органы и органы местного самоуправления, а также их правовой статус, расходятся, существует различие между масштабами их действий и степенью участия в публичной финансовой деятельности.
Органами государственной власти, которые обладают общей компетенцией, являются Президент РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ. Преимущество законодательных органов заключается в принятии финансовых законодательных актов. Помимо этого, Федеральным Собранием Российской Федерации и органами с законодательными полномочиями, которые функционируют в субъектах Федерации, проводится финансовый контроль. Конституция имеет прямое указание в ст. 104 «о необходимости предварительного заключения Правительства РФ в случае внесения проектов законов о налогообложении». Например, этому требованию должен соответствовать процесс принятия законопроектов, которые содержат следующие положения: введение или отмена налога, условия освобождения от уплаты налога, выпуск государственного займа, введение положений о расходах из федерального бюджета.
Высшим органом исполнительной ветви государственной власти является Правительство РФ. Кроме того, это орган государства, которым осуществляется публичная финансовая государственная деятельность. Как отмечено в федеральном конституционном законе «о Правительстве Российской Федерации», принятом 17 декабря 1997 года, «Правительством Федерации должны реализовываться меры для того, чтобы действовали финансовые законы». В компетенцию его входят полномочия законодательного характера, поскольку Правительство РФ принимает и издает подзаконные нормативно-правовые акты, принимает участие в выполнении бюджета государства при наблюдении законодательных органов и т. п. Применимо к органам исполнительной ветви власти, которые действуют в субъектах РФ, следует отметить, что ими гарантируется процесс руководства финансами на тех территориях, которые ими контролируются. Департаменты при Аппарате Правительства Российской Федерации занимаются рассмотрением отдельных вопросов финансовой государственной деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации публичная финансовая государственная деятельность осуществляется Президентом РФ. Как указывает ст. 84 п. «е», «ежегодное послание Президента, с которым он обращается к Федеральному Собранию, относится к важнейшему элементу публичной финансовой деятельности». Президент, как глава государства, выступает гарантом согласованного взаимодействия и работы органов государства, в его обязанности входит определение основных векторов внешней и внутренней государственной политики, за счет чего вырабатывается политика в области финансов. Кроме того, к компетенции Президента входит издание указов и распоряжений, которые касаются проблем наполнения и выполнения бюджета, внебюджетных государственных фондов, расходов государства на высшем уровне, денежной политики, сферы кредитов. Подписывая законодательные акты, принятые Государственной Думой РФ, Президент также совершает публичную финансовую деятельность.
Рассмотрим государственные органы специальной компетенции. Функции Министерства финансов РФ имеют комплексный характер и охватывают разные аспекты публичной финансовой деятельности государственных органов. За счет такой особенности осуществляется целостное влияние на деятельность государства.
Министерство финансов РФ является органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит гарантирование проведения единой политики в области финансов, бюджета, валюты, налогов. К тому же оно осуществляет контроль за деятельностью других государственных органов, которые относятся к исполнительной ветви власти и занимается разработкой инструкций, методических советов и прочих документов, которым нужно следовать, проводя публичную финансовую деятельность.
Министерство финансов вырабатывает единую государственную политику в сфере финансов, аудита, кредитов, таможенных платежей, валюты и т.п.
Эти задачи обуславливают выполнение этим органом таких функций:
- подготовка предложений, которые относятся к установлению более совершенного механизма взаимодействия между субъектами РФ в сфере бюджетных отношений;
- ведет подготовку проектов, которые относятся к кредитно-денежной политике;
- должно контролировать, соответствует ли цели использование ресурсов из государственного бюджета;
- контролирует выпуск государством ценных бумаг и т. п.
Помимо этих задач Министерством финансов ведется разработка и утверждение порядка, которого нужно придерживаться при разработке проекта государственного бюджета, контролируется выполнение бюджета, ведется подготовка и представление в Правительство Российской Федерации отчетов о выполнении государственного бюджета.
Создание органов со схожими функциями предусмотрено в компетенции субъектов РФ, к примеру, министерства финансов либо финансовых управлений. В органах местного самоуправления возможно существование финансовых отделов.
Следует отметить функции Федерального казначейства РФ. Оно ведет общий контроль за реализацией бюджетной политики, управляет процессом выполнения бюджета, осуществляет наблюдение за тем, как ведется накопление и использование средств бюджета и других, следит за казной и за всеми принадлежащими государству финансовыми ресурсами.
Органами Федерального казначейства решаются задачи:
- организации, осуществления и контролирования за выполнением федерального бюджета;
- осуществление управлением доходной и расходной частью бюджета;
- регулировка денежных отношений федерального бюджета и государственных федеральных внебюджетных фондов контроль финансового выполнения фондов;
- реализация прогнозирования на краткосрочную перспективу объема государственных денежных ресурсов и своевременное управление ими;
- управляется и обслуживается внутренний и внешний долг государства, причем в этом процессе участвует Центральный Банк Российской Федерации.
Меры принудительного воздействия также могут быть применены органами, которые относятся к Федеральному казначейству РФ. В случаях выявления фактов нарушений законодательства, которые могут повлечь за собой уголовную ответственность, органы Федерального казначейства взаимодействуют с подразделами, учрежденными Центральным банком, а также с другими учреждениями финансово-кредитной деятельности, после чего данные передают в органы правопорядка.
Для того, чтобы совершать управление средствами, поступающими в местную казну, а также для обслуживания выполнения местных бюджетов создаются органы муниципальных казначейств.
К особой системе относятся налоговые органы Федеральной налоговой службы РФ и ее территориальных органов. Они составляют целую структуру, которая имеет компетенцию государственного органа исполнительной ветви власти и реализует функцию государственного контроля за тем, как соблюдаются налоговые и другие законы, а также контролирует правильность начислений, следит за тем, чтобы налоги и другие сборы обязательного характера платились в полном размере и своевременно.
Единая система налоговых органов РФ контролирует действия:
— начисление налогов;
— соблюдение законов Федерации, которые относятся к налогообложению и сборам;
— полноту и своевременную уплату налогов и прочих обязательных сборов;
— соблюдение законодательства о валюте, что осуществляется в рамках компетенции этих органов.
В области налогообложения вырабатывает и реализует государственную политику Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Ее задание заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и в полном объеме поступление налогов и платежей в разноуровневые бюджеты и внебюджетные фонды, принадлежащие государству. Значение этого органа в том, что он отвечает за государственное регулирование, координацию между отраслями, а также контролирует оборот и производство спирта и алкогольных напитков.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации занимается контролированием, кроме того ее полномочия позволяют содействовать тому, чтобы публичная финансовая деятельность государства в общем была более совершенной. Обязанностью налоговых органов является защита финансовых интересов государства с целью выполнения заданий контролирования соблюдения законов, которые устанавливают налоги и сборы.
Федеральное Собрание Российской Федерации формирует Счетную палату РФ как орган, который проводит финансовую деятельность и обязательно должен отчитываться перед ним. Счетная палата должна решать задачи:
- организовать и контролировать выполнение в срок статей дохода и расхода по объемам, структуре, наполнению и целевому назначению, в федеральном бюджете и бюджетах фондов, которые являются федеральными внебюджетными;
- рассчитывать эффективность и целесообразность расходов государственных финансовых ресурсов;
- проводить финансовые экспертизы законов Федерации;
- собирать и периодически предоставлять на рассмотрение Федерального собрания данные, которые относятся к ходу исполнения бюджета Федерации.
Центральному Банку Российской Федерации принадлежит уникальное положение среди органов, которые реализуют деятельность в сфере финансов, и особые полномочия, которые распространяются на сферу кредитно-денежных отношений. К ним относятся разработка политики в сфере экономики совместно с Правительством Российской Федерации и взаимодействии с Министерством Финансов. Согласно целям деятельности Центральный банк должен защищать и гарантировать стабильность рубля, развивать и укреплять банковскую систему РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что постройка системы органов, которые осуществляют финансовые действия государства, сегодня продолжается. Органы всех ветвей власти, которые проводят деятельность в сфере финансов, согласно законам РФ, обладают достаточной компетенцией. Необходимость эффективного решения задач вызывает появление особых способов связи, которые существуют между разными государственными органами. Этот процесс положительно влияет на развитие общества, экономики и государственную деятельность.
Глава 2. Методы осуществления публичной финансовой деятельности
2.1 Метод формирования государственных денежных фондов
Государство проявляет свою активность, проводя публичную деятельность в сфере финансов, что является целостным явлением, а также выполняет свои функции, применяя определенные методы и средства.
Существующие сегодня методы в сфере публичной финансовой деятельности должны рассматриваться в соотношении с направлениями этой деятельности. К ним относятся формирование, распределение и использование денежных фондов государства.
При рассмотрении способа создания финансовых фондов следует отметить, что процесс деятельности аппарата государства не связан с созданием стоимости. Пополнение государственных финансовых фондов происходит при получении денег со стороны. Однако следует отметить, что государственные предприятия как коммерческие организации, реализуя свои произведенные работы, товары или услуги, получают финансовые средства
Существуют такие методы деятельности.
Первый метод проявляется в принудительном и безвозвратном взимании финансовых средств у их собственников. К примеру, в виде налогов. За счет налогов происходит отнятие у собственников части финансов и переход этих средств в государственную собственность. Государство получает деньги, но не передает взамен ничего, таким образом в этом случае не существует эквивалентного обмена, которым характеризуются товарно-денежные отношения, что проявляется в сделках купли-продажи. Финансовые средства не берутся взаймы и не происходит возникновение кредитных отношений, таким образом деньги не должны возвращаться. Средства изымаются принудительно, хотя и согласно закону. При этом средства движутся к государству от налогоплательщика и нет встречного движения, никакого эквивалента, например, товаров, от государства, следовательно происходит безвозвратное и безвозмездное изъятие.
Привлекая финансовые средства при помощи налогов, государство многие века достаточно результативно воздействует на экономическую сферу и общество. Время возникновения налогов соответствует времени возникновения самих государств. Налоги должны были обеспечивать деятельность аппарата государства в материальном плане.
Если рассматривать налог с точки зрения финансовой и правовой, он является обязательным, а по правовой форме индивидуально-безвозмездным платежом. Представительные органы государственной власти принимают соответствующие правовые нормы и устанавливают платежи с целью пополнения бюджета, определяют их размеры и сроки уплаты.
Особенностью налога является его публичность, поскольку он должен обеспечивать интересы, которые имеют общественное значение вследствие его поступления в бюджет.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации указано легальное определение «налога как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который взимается с юридических и физических лиц, причем отчуждаются денежные средства, которые принадлежат этим лицам по праву собственности, управления или хозяйственного ведения». Целью взимания является денежное обеспечение функционирования государства и муниципальных органов.
Применяются налоги в качестве источника доходов казны государства или муниципальных образований согласно своей основной роли — фискальной и направлены на то, чтобы удовлетворять государственные и общественные интересы.
Также налоги применяются как регулировщики социально-экономических процессов, которые происходят в государстве. Посредством налогов стимулируют рост экономики и производство в отраслях хозяйства, так как они влияют на покупательную способность населения и его уровень жизни.
Кроме того, с помощью налогов можно реализовать контроль деятельности предприятий и организаций в финансово-хозяйственной сфере, а также размеры доходов отдельных частных предпринимателей и граждан. Налоги позволяют контролировать способы использования имущества, принадлежащего различным субъектам.
Другие платежи, которые имеют характер обязательных и существующие отдельно от налогов, например, обязательные страховые взносы, применяются и установлены согласно законам Российской Федерации. Предназначаются эти платежи для наполнения различных фондов финансовых средств.
С эти методом связано и законодательное закрепление платежей с обязательным характером, например, отчислений от прибыли. Применение их делает возможным развитие государством своих финансовых проектов, которые приносят прибыль в его финансовые фонды. Платежи отличаются от налогов тем, что в процессе их взимания не происходит смена формы собственности на деньги. Собственность остается государственной, происходит только смена владельца и финансовые средства переходят к государству. При взимании налогов в противоположность этому принципу происходит изменение собственника финансовых средств, причем негосударственная форма собственности меняется на государственную.
При проведении экономических преобразований платежи перестали делить и сегодня отношения государства с плательщиками строятся на одной налоговой основе, не принимая во внимание форму собственности плательщика.
Второй метод заключается в принудительно возвратном изъятии финансовых средств. Однако сегодня этот прием используется редко. По своему содержанию этот метод проявляется в качестве принудительных займов. При изъятии государством денег оно берет на себя обязательство впоследствии их вернуть. Одним из его проявлений является установленный государством порядок, при котором финансовые средства предприятий и организаций должны в обязательном порядке храниться в государственных банках, которые используют эти средства как источники их фонда для ссуд.
Третий метод заключается в добровольном и безвозвратном получении денежных средств. Его вес среди общего объема доходов государства незначительный за счет того, что практически он действует как пожертвования финансовых средств, валюты или в виде какой-нибудь другой благотворительности со стороны граждан и компаний государству. Такая деятельность проявляется в случае природных катаклизмов или при несчастных случаях, при которых бывает множество людей, которые пострадали. В этом случае государственные фонды могут получать большие суммы финансовых средств.
Различные негосударственные организации, например благотворительные, религиозные и общественные, в массовом порядке применяют такой метод. Однако эти финансовые средства не становятся собственностью государства, а их финансовые накопления не становятся государственными финансовыми фондами, поэтому эти пожертвованные и собранные средства не являются проявлением действий государства в публичной сфере.
Четвертый метод заключается в привлечении финансовых средств на основании добровольности и возвратности. Он основывается на заключении договоров займа в добровольном порядке. Этот метод широко применяется как разнообразные государственные займы. Долговые обязательства государства при этом закрепляются в разных государственных ценных бумагах. К тому же метод реализуется при хранении финансов в государственных банках.
Если рассматривать государственный заем с юридической стороны, то он относится к правовым взаимоотношениям, которые должны подчиняться правовым нормам по накоплению страной временно свободных финансовых ресурсов компаний и граждан, предоставляющих их добровольно. Здесь действует не только принцип добровольности, но и возвратности, срочности. Это требуется для контроля над финансовым обращением и для компенсации дефицита. Если рассматривать государственный заем с точки зрения правового регулирования взаимоотношений, то он обладает договорным характером. Таким образом, правовое регулирование будет диспозитивным. Это обусловлено тем, что с экономической стороны, когда предоставляется государственный заем, он предоставляется в форе заимствования, что приводит к появлению кредитных взаимоотношений. Рассматривая данный вопрос с юридической стороны, стоит отметить, что данные взаимоотношения имеют гражданский правовой характер.
В-пятых, это способ получения финансовых ресурсов на базе предоставления государственных услуг. В качестве распространенного примера тут можно привести госпошлину. Она тоже является своеобразным видом платы, которую государство получает во время оказания соответствующих услуг. Это осуществляется определенными органами, которые обладают юридическими полномочиями для этого.
К этому способу можно причислить и установку государственных сборов. К данным сборам относится фискальное взимание, которое проводится согласно законно сформированным государственным органам. Сборы берутся в финансовой форме. Они обусловлены выполнением некоторых действий, которые осуществляют уполномоченные муниципальные или государственные органы. Д.В. Винницкий указывает, что «практически все действия, которые выполняют вышеуказанные органы, обладают юридическим значением. Иногда они связаны с передачей каких-либо товаров, которые можно купить только у государства, и плательщик обязан это делать именно у государства, к примеру, если установлена монополия на торговлю в определенной отрасли».
Данный тип отношений похож на отношения при покупке и продаже товаров. Граждане и различные компании приобретают государственные услуги. Но здесь присутствует только внешнее сходство, так как те услуги, которые можно купить у страны, а также вытекающие из них права, это не товар. Более того, у них даже нет стоимостной оценки. Назначением этих сборов является возмещение затрат, которые понесли учреждения, обслуживающие физическое или юридическое лицо при выполнении услуги. Все эти платежи и сборы обладают фискальным характером, что показывает их не как источник компенсации затрат государства на предоставление услуги, которые пойдут на содержание работы учреждения. Здесь это характеризуется как источник государственного дохода. Данная ситуация приводит к увеличению объемов платежей, что, в свою очередь, ведет к ухудшению материального положения граждан. Также это может привести к сложностям с воплощением предоставленных прав.
В-шестых, способ обращения финансовых поступлений, которые пришли в качестве платы за покупку и применение имущества государства, в доход страны. Государство может получать финансовые средства не только от проведения вышеуказанных операций, к которым относятся финансовые правоотношения. Сюда также стоит отнести хозяйственную деятельность, где государство становится субъектом гражданских правовых отношений. Когда государство вступает в данные правовые отношения, это становится актом публичной финансовой деятельности. Это обусловлено тем, что начинается процесс сбора государством финансовых средств за счет аккумулирования денежных ресурсов, которые были получены от данной деятельности, в специальные фонды. Сюда стоит отнести прибыль от реализации имущества, которое было ранее государственным. Также это может быть приватизация компаний и средства от аренды имущества, которое снимают компании и физические лица.
Одним из последних способов является эмиссия. Она заключается в выпуске дополнительных единиц национальной валюты. С одной точки зрения, эмиссия должна носить сугубо технический характер. Она должна заключаться в замене купюр, которые уже пришли в негодность, или в наращивании финансового объема, который находится в обращении. Увеличение объема финансов должно происходить только при росте товарного оборота и увеличении спроса на национальную валюту. Но на практике нередко случается, что государство применяет данную операцию для того, чтобы получать финансовую прибыль. Соответственно, эмиссия такого рода приводит к обесцениванию национальной валюты. За последний период все более распространенной стала кредитная эмиссия. Суть данной операции состоит в том, что страна берет заем у Центрального Банка. Затем она направляет средства для финансового обеспечения проведения какого-либо мероприятия. Различия между данным вариантом и классической эмиссией заключается в том, что здесь не происходит печать новых денежных знаков. Они появляются в качестве банковского счета государства, иначе говоря, обладают безналичной формой.
Государство создает собственные фонды, подыскивая для себя необходимые источники финансовых доходов. Для этого применяются разнообразные экономические отношения, к которым относятся: финансовые (к примеру, налогообложение физических и юридических лиц); кредитные (тут стоит отметить как внутренние, так и внешние заимствования); товарные денежные (продажа государственного имущества и сдача его в аренду).
Таким образом, во время финансовой деятельности могут появляться разнообразные правовые взаимоотношения. Ими могут быть финансово-правовые, опосредованные экономические взаимоотношения, а также кредитные, которые появляются во время внутренних займов, международные правовые, появляющиеся при получении внешнего кредита.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф