Меню Услуги

Пути повышения конкурентоспособности организации

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 1.1. Понятие и сущность, факторы конкурентоспособности предприятия
  • 1.2. Критерии конкурентоспособности предприятия
  • 1.3. Методы анализа конкурентоспособности предприятия
  • 1.4. Возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 2.1. Характеристика предприятия
  • 2.2. Финансовое состояние ООО «Аметист-Челябинск»
  • 2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Аметист-Челябинск»
  • 2.4. Вывод по оценки конкурентоспособности предприятия ООО «Аметист-Челябинск»
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 3.1. Рекомендация по повышению конкурентоспособности предприятия на основе продвижения товара через интернет
  • 3.2. Рекомендация по повышению конкурентоспособности предприятия на основе разработки сертификата программы дополнительного сервиса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению понятия конкурентоспособности и методов ее исследования, с последующей разработкой мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере предприятия ООО «Аметист-Челябинск».

Целью работы является разработка рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности исследуемой организации.

Объект исследования: предприятие ООО «Аметист-Челябинск».

Предмет исследования: конкурентоспособность предприятия ООО «Аметист-Челябинск», успешность конкуренции товара в сравнении с ассортиментом ведущих компаний на рынке г. Челябинска и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО «Аметист-Челябинск».

Задачи исследования:

  • изучить теоретические аспекты темы;
  • провести финансовый и экономический анализ, и дать оценкуконкурентоспособности исследуемой организации;
  • предложить и обосновать мероприятия по повышению конкурентоспособности исследуемой организации.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых М. Портер, Г.Б. Клейнер, В.А.Салихов и другие. В работе использованы методы логического и аналитического анализа, сравнение, графический метод, метод опроса.

Практическая значимость работы: предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности позволят предприятию расширить реализацию товаров, сократить расходы, связанных с деятельностью предприятия, улучшить качество обслуживания клиентов, тем самым обеспечить гибкость предприятия под внешние изменения и требования клиентов.

Конкурентоспособность это — сложная концепция, состоящая из таких компонентов предприятия, как услуги и продукты, считается основным показателем устойчивости существования компании. В рыночных условиях важным значениемявляется управление конкурентоспособностью предприятия, обусловлено это тем, что от этого напрямую зависит доходность предприятия, и его развитие (расширение).

Проблемы достижения конкурентоспособности предприятия не могут быть решены без определенияхарактерности развития конкретного рынка. В настоящий момент для предприятий, конкурентоспособность на рынке, в большей степени зависит от состояния их экономического потенциала. Можно сказать, что здесь присутствует взаимозависимость при росте конкурентоспособности предприятия, аналогично повышается экономический потенциал. Одна из наиважнейших целей любого предприятия иметь преимущество перед предприятиями-конкурентами, как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается оно или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия и от конкурентоспособности предприятия в целом. Контроль за конкурентами, одна из необходимых задач для определение в каком положении находится предприятие и путем изучения сильных и слабых сторон конкурирующих предприятий, можно оценить свой потенциал, поставить цели и разработать или применить изменения в стратегию, которая создаст тенденцию к повышению конкурентоспособности перед конкурентами. Это станет лучшим способом для расширения своих собственных конкурентных преимуществ.

Актуальность темы очень высока в наше время, так как каждое предприятие стримится быть лидером на своем рынке. Все предприятия и организации, сталкиваются с проблемой, как конкуренция, чтобы сосуществовать в таких условиях, необходимо проанализировать ситуацию на рынке, а также разрабатывать меры по улучшению конкурентоспособности.

Выпускная квалификационная работа выполнена на 70 страницах основного текста, содержит 8 рисунков, 18 таблиц, 6 формул, и список использованных источников состоит из 25 наименований.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность, критерии и факторы конкурентоспособности предприятия

 

Конкуренция – это противостояние предприятий между собой за потребительскую аудиторию и получение наивысшей прибыли. Конкуренция по отраслевому признакубывает, как внутриотраслевая, так и межотраслевая. Внутриотраслевая – это борьба предприятий рабочие в внутри каждой отрасли, за самые прибыльные и выгодные рынки сбыта товаров, а межотраслевая — это борьба предприятий между различными отраслями.

По состоянию рынка, конкуренцию можно разделить на совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция- это соперничество множества предприятий, создающих примерно идентичный товар и примерно в одинаковом объеме. Характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают схожую, однородную продукцию, многим покупателям. Все субъекты должны знать цены на рынке, спрос и предложение.

Несовершенная конкуренция — это рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция состоит из трех основных видов: чистая, монополистическая и олигополия.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Ее отличительный признак: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой. Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи. Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию. Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде.

Олигополия – это рынок, на котором лидируют несколько фирм, все обладают значительной частью этого рынка, для которой характерны; тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контролирование цены; наличие существенных препятствий при вступлении предприятий в отрасль; неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта, методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы.

Чистая (абсолютная), монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерные черты: единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); отсутствие близких продуктов-заменителей, диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Разделение конкуренции по способам соперничества на ценовую и неценовую. Ценовая – характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения; и неценовая – выбор товаров диктуется такими критериями как их технический уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и т.д.

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях, которые позволяют конкурировать. Можно сказать, и иначе, конкурентоспособность — это конкурентные преимущества над конкурентом.

Рассмотрим факторы конкурентоспособности предприятия:

  • Качествопродукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, показана на рис. 1.

Рисунок 1
Пирамида конкурентных преимуществ

 

Таким образом, анализ конкурентоспособности фирмы ставит перед собой главную цель — выяснение того, каких конкретных конкурентных преимуществ может добиться фирма, а также того, как можно максимально эффективно защитить свои финансовые интересы. Последний факт напрямую зависит от того, насколько компания сможет успешно противостоять давлению основных конкурентных сил, представленных на рынке, а грамотный анализ конкурентоспособности как раз позволяет это выяснить.

Перед тем как перейти к факторам и критериями конкурентоспособности предприятия, выделим параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:

  1. Потенциал сбыта (объем сбыта, реализации продукции);
  2. Имидж предприятия (образ фирмы в представлении целевых аудиторий);
  3. Финансово-кредитный потенциал (Кредитные ресурсы, оборот капитала);
  4. Товар, продукт (ассортиментная структура, запасы товара, качество продукта);
  5. Инвестиционный потенциал;
  6. Управленческий и информационно-аналитический потенциал;
  7. Научно-технический прогресс (проводятся ли научные исследования);
  8. Бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установление вероятности успеха в предпринимательской деятельности;
  9. Трудовые ресурсы.

Факторы конкурентоспособности – понятие, которое подразумевает процесс изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и, или, реализацию продукции, и в итоге изменяет уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы могут и положительно повлиять на конкурентоспособность предприятия, и отрицательно. Но наличие только одних факторов не обеспечит повышение конкурентоспособности.

Виды конкурентных преимуществ подразделяются на категории, а именно на конкурентное преимущество высокого порядка и конкурентное преимущество низкого порядка.

Конкурентное преимущество высокого порядка, более надежное, но требует больших затрат на его реализацию, имеет продолжительный характер. Чтобы добиться преимущество высокого порядка, нужно вкладывать много труда, необходимо больше инноваций (новизны), и постоянного вложения бюджета. Конкурентное преимущество низкого порядка, менее надежное, так как легко достижима, имеет не продолжительный характер.

Формы проявления конкурентных преимуществ:

  1. Преимущество, на основе экономических факторах (лучшее экономическое состояние рынка, рост емкости рынка);
  2. Преимущество, на основе нормативно-правовых актах;
  3. Преимущество, на основе структурного характера (высокий уровень производства и сбыта);
  4. Преимущество, на основе с административных мер (ограничение выдачи лицензий, патентов и т.д.);
  5. Преимущество, на основе уровня развитости инфраструктуры предприятия;
  6. Преимущество технические (технологические);
  7. Преимущество информативности, осведомленности (базы данных);
  8. Преимущество выгодного географического расположения;
  9. Преимущество демографических условий;

 

1.2. Критерии конкурентоспособности предприятия

 

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, касающегося критериев конкурентоспособности предприятия, необходимо дать определение понятию «критерий». В современных экономических словарях под критериемпонимают признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Необходимость разработки и использования системы критериев и показателей конкурентоспособности предприятия обусловлена стремлением управлять экономическими процессами, целенаправленно вести работу по повышению конкурентоспособности предприятия.

Разобьем критерии на три группы, для соотношения их роли в конкурентоспособности предприятия.

Таблица 1 Критерии конкурентоспособности предприятия

Группы критериев конкурентоспособности Критерии конкурентоспособности
Удовлетворенность потребителя товарами и услугами предприятия — Выдержка качества продукта компании условия пользования

— Требование с целью увеличения качества продукта

— Присутствие направленностей к повышению собственной доли в доступных сегментах торга

— Степень формирования предпродажного и послепродажного сервиса

— Своевременный выход продукции на рынок

Эффективность производственной деятельности предприятия — Экономическая эффективность НИОКР

— Экономическая эффективность производства

— Эффективность (внепроизводственной) работы предприятия

— Производственная инициативность компании

— Экономическая стабильность компании

Имидж предприятия — Присутствие и обоснованность для кредитора стратегии развития компании

— Стабильность взаимоотношений потребителей к предприятию и его товарам

— Престиж рекламы

— Содействие в благотворительности

— Спонсорство в сфере науки, культуры

— Функциональность информационных взаимосвязей компании с покупателями

 

Критерий «Удовлетворение покупателя продуктами и предложениями компании», обязан гарантировать выгодное ценообразование в продукции и обслуживание компании, трудиться в эластичность стоимости и сделать хороший уровень качества. Гарантировать качество продукта, в согласовании с общепризнанными мерками, подходящими для использования продукции покупателями. Предоставлять гарантии сохранения заданного уровня качества продукции.

Критерий «Результативность производственной работы компании», обязан увеличивать результативность работы компании. Служить требованием потребности обеспечения результативности работы компании, применять целесообразно средства.

Задачи резервов увеличения результатов и снижения расходов, а кроме того учета внутренних и внешних условий, оказывающих большое влияние в деятельность компании в обстоятельствахфункционирования рынка из чего следует что это является важным учетом.

Критерий «Образ компании», обязан гарантировать формирование положительной авторитетности, за счет дружеского партнерства с кредиторами, покупателями и общественностью в целом, развития эффективной рекламы для целевой аудитории.

Показатель конкурентоспособности компании включает 2 элемента: критерий, отображающий в динамике уровень удовлетворения потребителя, и временной критерий эффективности работы.

Первый показатель конкурентоспособности продукта (Iт). Применительно к диверсифицированной компании. Он обусловливается взаимоотношением суммы потребительных стоимостей абсолютно всех продуктов продуцента к стоимости потребления этих продуктов.

Эффективность работы конкурентов может быть охарактеризована с помощью 2-го критерия (Iэ), являющегося отношением показателей эффективности у рассматриваемого продуцента и у соперника. Этот

критерий также зависит от времени.

Рассмотрим формулы для этих расчетов, начиная собщего показателя уровня конкурентоспособности предприятия в общем виде.

Общий показатель уровня конкурентоспособности предприятия в общем виде определяется по следующей формуле (1):

Кп=Iт х Iэ, (1)

где Κп – общий показатель конкурентоспособности предприятия;

Iт – индекс конкурентоспособности по товарной массе;

Iэ – индекс относительной эффективности

Показатель Κп является интегральной численной характеристикой конкурентоспособности продуцента. Если Κп<1, то рассматриваемая фирма уступает другой компании по конкурентоспособности, если Κп>1, то превосходит; при равной конкурентоспособности Κп=1.

Некоторые показатели эффективности деятельности предприятия можно посмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2
Показатели эффективности деятельности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия можно также определять по таким экономическим показателям, содержащимся в финансовой отчетности фирм, как:

  • динамика продаж в стоимостном и количественном выражении. В случае если цена реализованной продукции увеличивается стремительнее, нежели её физический размер, означает, потребность на нее увеличивается (при этом следует принимать во внимание условие инфляционного увеличения стоимости). В случае если ситуация противоположная, значит, продукт перестает пользоваться спросом, и компания должна уменьшать стоимости на нее;
  • соотношение доходов к объему продаж в случае повышения может обозначать увеличение конкурентоспособности;
  • соотношение размера продаж к цене материально–производственных резервов. Снижение данного показателя говорит о замедлении оборачиваемости запасов: это или понижение спроса на готовую продукцию, или повышение резервов материала. С целью уточнения рассчитывают часть цены непроданной продукции в материально–производственных запасах. В случае если она возрастает, значит, совершается затоваренность готовой продукцией в отношении с уменьшением спроса;
  • отнесение объема продаж и цены непроданной продукции дополняет 2 предшествующих и в случае снижения — значит понижение спроса либо избыток продукта;
  • отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности отображает размер торгового кредита, предоставляемого компанией покупателям. Как правило, чем больше потребность, тем меньше размер кредита. Снижение данного показателя свидетельствует о уменьшении продаж в кредит. Понижение темпа увеличения объема кредита говорит, то что компания должна давать наиболее льготные условия реализации своей продукции;
  • портфель заказов, в случае если он внушителен, определяет большой уровень спроса на продукцию компании;
  • загрузка производственных мощностей. Как только лишь компания начинает ощущать проблемы со сбытом готовой продукции, мгновенно уменьшается загрузка производственных мощностей;
  • объем и направленность финансовложений. Как правило компания вносит финансы в изготовление более многообещающих с её точки зрения продуктов. В случае если она заканчивает инвестирование капиталов в это производство, означает, компания никак не представляет для себя возможностей извлечения в перспективе достаточно большой нормы дохода, то что может указывать о уменьшении конкурентоспособности этой продукции.

Страницы:   1   2   3   4