Глава 2. Анализ себестоимости продукции организации (на примере ПАО «ГТМ»)
2.1.Организационно-экономическая характеристика транспортной организации
Публичное акционерное общество «Глобалтрак Менеджмент» было создано 21 июля 2017 года, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и иным законодательством Российской Федерации в результате реорганизации в форме преобразования Общества с ограниченной ответственностью «Глобалтрак Менеджмент» в Акционерное общество «Глобалтрак Менеджмент», которое переименовано в Публичное акционерное общество «Глобалтрак Менеджмент».
Полное фирменное наименование: Публичное акционерное общество «Глобалтрак Менеджмент».
Сокращенное фирменное наименование: ПАО «ГТМ»
ПАО «ГТМ» и его дочерние предприятия является одним из крупнейших автомобильных грузовых FTL-перевозчиков в России. Компания является бесспорным лидером на рынках Урала и Сибири, и вторым FTL-перевозчиком на российском рынке по размеру парка. Клиентская база насчитывает более 1000 контрагентов, включая ведущие розничные торговые сети в продовольственном («Магнит», «Дикси», «ОКей», «Лента», «МЕТРО», X5 Retail Group) и непродовольственном (IKEA, «Спортмастер», «Детский мир») сегменте; крупных производителей и дистрибьюторов продуктов питания, косметики и бытовой химии, товаров медицинского назначения (Ferrero, Procter & Gamble, Unilever, «Протек», «Катрен»); лидеров рынка интернет торговли и доставки посылок («КИТ», DPD, «ПЭК»); промышленные холдинги (MMK, «Мечел», «Сибур», УГМК).
Маршрутная сеть предприятия охватывает центральные регионы России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, кроме того, осуществляет доставку грузов между Россией и странами Евросоюза, Средней Азии, Китаем.
Операционная деятельность осуществляют 11 подразделений Группы в Екатеринбурге, Новосибирске, Магнитогорске, Ногинске, Перми, Омске, Челябинске, Самаре, Уфе, Чебоксарах и Тюмени.
В компании создана собственная инфраструктура технического обслуживания и ремонта, что позволяет оптимизировать затраты на техническое обслуживание и повысить доступность услуг для заказчиков.
Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Местонахождение общества: 105082, город Москва, Спартаковская площадь, дом 16/15 строение 2.
Целью деятельности предприятия является получение прибыли и достижение иных целей, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного соморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
-деятельность головных офисов;
-торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности;
-торговля прочими автотранспортными средствами;
-техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
-торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
— торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
— деятельность автомобильного грузового транспорта;
— перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;
— транспортная обработка грузов;
— деятельность по складированию и хранению;
— деятельность вспомогательная прочая, связанная с автомобильным транспортом;
— деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг;
— деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения;
— деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества;
— аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;
— исследование конъюнктуры рынка;
— аренда и лизинг грузовых транспортных средств;
— аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
— иная деятельность, отвечающая целям Общества и не противоречащая действующему законодательству.
2.2. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации
Финансовое состояние предприятия в значительной мере зависит от целесообразности и правильности вложений средств в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура постоянно меняются.
Анализ финансовых показателей ПАО «ГТМ» представлен в таблицах 2.1–2.4. , составлен по исходным данным представленным в приложении Б.
Таблица 2.1 – Основные финансовые показатели деятельности предприятия ПАО «ГТМ» за 2017 – 2018 гг., тыс. руб.
| Показатель | 2017 г. | 2018 г. | Изменения |
| Выручка, тыс.руб. | — | 394929 | 394929 |
| Валовая прибыль | — | 46484 | 46484 |
| Отношение валовой прибыли/(убытка) к выручке | — | 11,77% | 11,77% |
| Прибыль/(убыток) до уплаты налогов и процентов | (314807) | (82998) | -231809 |
| Отношение прибыли/(убытка) до уплаты налогов и процентов к выручке | — | 21,01% | 21,01% |
| Чистая прибыль (убыток) | (252435) | (70126) | -182309 |
| Чистая прибыль (убыток) по отношению к выручке | — | 17,76% | 17,76% |
| Рентабельность активов | -16% | -8,5% | +7,5% |
| Рентабельность собственного капитала | -3,95% | -1,11% | +2,84% |
Как видно из таблицы 2.1, выручка предприятия в 2018 году составила 394929 тыс. руб.
Рентабельность активов имеет отрицательное значение в 2017 г., – 16% и -8,5% в 2018 г. Данный показатель увеличился на 7,5%, что является положительной тенденцией.
Рентабельность собственного капитала также имеет отрицательные значения, в 2017 г.- 3,95%, в 2018г. -1,11%, но видна тенденция к его снижению. Показатель увеличился на 2,84%, за счет увеличение чистой прибыли (в нашем случае за счет уменьшения убытка).
Сводная структура баланса ПАО «ГТМ» представлена в таблице 2.2, по исходным данным представленным в приложении А.
Таблица 2.2 Сравнительный аналитический баланс предприятия ПАО «ГТМ» за 2016-2018 гг. (тыс.руб)
«Финансовые вложения» в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, выросли на 29% и составили 4 783 748 тыс.руб. Рост стоимости финансовых вложений связан с вложениями в уставные капиталы дочерних обществ. «Денежные средства» в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, выросли на 100% и составили 1 428 294 тыс.руб.Как видно из таблицы 2.2, величина активов в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, выросла на 71% и составила 6 384 264 тыс.руб., что на 2 659 271 тыс.руб. больше. Основное повышение произошло за счет увеличения статей «Финансовые вложения» и «Денежные средства».
Величина пассивов предприятия в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, выросла на 71% и составила 6 384 264 тыс.руб., что на 2 659 271 тыс.руб. больше.
Основное повышение произошло за счет увеличения статей «Уставный капитал» и «Добавочный капитал». Рост связан с проведенной в 2017 году эмиссией акций.
В общей структуре пассива баланса на 31.12.2017 раздел «Капитал и резервы» составляет 99,95%.
Баланс предприятия в 2017 г. увеличился на 2659271 тыс.руб., а в 2018 г. – снизился на 54688 тыс.руб. изменения актива обусловлены, прежде всего, изменением внеоборотных активов, так как они увеличились в 2018 г. в сравнении с 2016 г. на 48,3%. Рост внеоборотных активов является следствием увеличения основных средств предприятия.
Положительное влияние оказали изменения по статьям «Финансовые вложения», увеличение на 13% до 5 426 432 тыс. руб. за счет предоставления займов компании, «Запасы», увеличение более 100% до 230 919 тыс.руб. за счет отражения в данной статье активов, предназначенных для перепродажи.
Наибольшее снижение произошло по статье «Денежные средства» до 425 883 тыс. руб. на 70%.
В общей структуре активов баланса на 31.12.2018 внеоборотные активы составляют 87%, оборотные активы 13%.
Величина пассивов общества в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, уменьшилась на 1% и составила 6 329 576 тыс.руб., что на 54 688 тыс.руб. меньше.
Основное изменение произошло по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Убыток на 31.12.2018 составил 322 568 тыс. руб., что на 28% больше показателя 2017 г.
В структуре раздела баланса «Капитал и резервы»:
— уставный капитал составляет 93%;
— добавочный капитал составляет 12%;
— нераспределенный убыток составляет -5%.
В общей структуре пассива баланса на 31.12.2018 раздел «Капитал и резервы» составляет 99,7%
Таблица 2.3 – Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия ПАО «ГТМ» за 2017-2018 гг.
Таким образом, предприятие ПАО «ГТМ» довольно устойчиво. Собственный капитал в структуре пассива занимает более 99%. Заемных средств меньше собственных, коэффициент финансового левериджа на 31.12.2018 составил 0,0029%. Оборотные активы существенно ниже внеоборотных, что обусловлено наличием значительных основных средств у компании.
Значения коэффициентов ликвидности свидетельствуют о способности ПАО ГТМ погасить обязательства в срок.
Наиболее срочные обязательства могут быть покрыты за счет наиболее ликвидных активов на 50913% в 2017 г., 2357% в 2018 г;
За счет оборотных активов – на 54790% в 2017 г., 4529% в 2018 г;
За счет реализации наиболее ликвидных активов и дебиторской задолженности – на 54790% в 2017г., 3254% в 2018г.
Таблица 2.4 – Динамика и структура оборотных активов предприятия ПАО ГТМ за 2014 – 2016 гг. тыс.руб
Как показывает анализ оборотных активов в таблице 2.4, в 2018 г. оборотные активы снизились на 717619 тыс. руб. основной удельный вес занимают денежные средства и денежные эквиваленты — 51,95% в 2018 году.
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев в 2018 г. составила 123950 тыс.руб. Доля дебиторской задолженности в общей величине оборотных активов в 2018 г. составила 15,12% . Увеличение дебиторской задолженности является негативным
изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой услуг
предприятия, либо активным предоставлением потребительского кредита
покупателям.
2.3. Оценка показателей себестоимости транспортной организации
Анализ себестоимости перевозок помогает выяснить, как выполняются мероприятия, направленные на снижение себестоимости, по каким статьям затрат получена экономия и по каким перерасход средств, какие факторы и в какой степени повлияли на уровень себестоимости, какие имеются резервы дальнейшего ее снижения.
Для начала проведем оценку парка подвижного состава. Анализ парка подвижного состава целесообразно начинать с характеристики парка по типам транспортных средств (таблица 2.5).
Таблица 2.5- Структура парка подвижного состава ПАО «ГТМ» по типам транспортных средств
Основными количественными показателями использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот. Представим ключевые операционные показатели ПАО «ГТМ» в таблице 2.6.Таким образом, согласно данным таблицы 2.5, в структуре парка подвижного состава преобладают тентовые полуприцепы (31,7 % в 2017 году и 29,7 % в 2018 году), тягачи представлены в основном марками Volvo и Scania (96%). Все грузовые автомобили оснащены системами GPS и GLONASS, что позволяет своевременно отслеживать их местоположение.
Таблица 2.6 — Выполнение плана перевозки грузов за 2018 год
Из данных таблицы 2.6 видим, что в отчетном году в распоряжении предприятия находилось фактически 1363 грузовых автомобилей.
План груженого пробега, который был рассчитан на 1245 машин, выполнен на 99.1%.
В 2018 году общий пробег автопарка по данным таблицы составил 237814 тыс. км, что на 2186 тыс. км меньше, чем предусмотрено по плану.
Для анализа затрат на эксплуатацию автотранспорта необходимо провести анализ общей суммы затрат и себестоимости перевозок, в том числе структуры и статей затрат.
Более детальный анализ затрат на эксплуатацию автотранспорта представлен в таблице 2.7
Таблица 2.7 – Калькуляция затрат на эксплуатацию подвижного состава ПАО «ГТМ» за 2017-2018 гг.
Сумма фактических затрат на перевозку грузов (табл. 2.7) увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2018 г. на 1162366 тыс. руб. Темп повышения уровня затрат по сравнению с 2017 г. составил 21,99 %.
При повышении общего пробега грузовых автомобилей в 2018 г. на 17,5 % (35446тыс. км) себестоимость 1 км пробега выросла на 1,0 руб. (3,8%). Эти изменения произошли за счет статей:
— затраты на топливо увеличились на 40,2% (782614 тыс. руб.) за счет роста отпускных цен, уменьшения скидки, изменения структуры пробега.
— заработная плата и премии возросли на 31,51 % (343102 тыс. руб.) вследствие увеличения численности персонала.
— расходы на экспедиторские услуги возросли на 19,89% (118445 тыс.руб.).
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. произведенных услуг оказывают четыре важнейших фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
Используя данные формулы, осуществим расчеты показателей за два года по фактическим и плановым данным.
Для расчета показателей воспользуемся дополнительными данными, представленными в таблице 2.8.
Таблица 2.8 — Дополнительные данные для расчета показателей
Произведем расчеты за 2017-2018 гг.
2017 год:
1)Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции (план) = =∑203000*26,04/203000*31,3= 0,83
Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции (факт)= =∑202368*26,12/202368*32,9= 0,79
2)Показатель влияния изменения структуры оказываемых услуг = =(∑202368*26,04/202368*31,3)-(∑ 203000*26,04/203000*31,3)=0,00
3)Показатель влияния изменения себестоимости отдельных услуг = =(∑202368*26,12/202368*31,3)-(∑202368*26,04/202368*31,3)= -0,02
4)Показатель влияния цен на товарную продукцию = =(∑202368*26,12/202368*32,9)-(∑ 202368*26,12/202368*31,3)= -0,04
2018 год:
1)Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.(план) = =∑240000*26,87/240000*32,0 = 0,84
Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.(факт)= =∑237814*27,12/237814*33,8 = 0,8
2)Показатель влияния изменения структуры оказываемых услуг = =(∑237814*26,87/237814*32)-( ∑240000*26,87/240000*32)=0
3)Показатель влияния изменения себестоимости отдельных =(∑237814*27,12/237814*32)-(∑ 237814*26,87/237814*32)= -0,02
4)Показатель влияния цен на товарную продукцию = =(∑237814*27,12/237814*33,8)-(∑ 237814*27,12/237814*32)= — 0,04
Таблица 2.9. Анализ фактических и плановых показателей затрат в ПАО «ГТМ»
Вывод: анализируя данную таблицу показателей за два года можно сказать, что в 2017 году фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции получился меньше по сравнению с плановым на 0,04, и в 2018 году фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции получился меньше по сравнению с плановым на 0,04.
Сравнивая отклонение фактического уровня затрат на 1 рубль товарной продукции от планового показателя за два года (2017 и 2018), видно что изменений не произошло — 0,02.
Сравнивая фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции в 2018 с фактическим уровнем затрат на 1 рубль товарной продукции в 2017 году, видно что данный показатель в 2018 меньше на 0,01.
Сравнивая плановый уровень затрат на 1 рубль товарной продукции в 2018 с плановым уровнем затрат на 1 рубль товарной продукции в 2017 году, видно что данный показатель в 2018 меньше на 0,01.
Показатель влияния изменения структуры оказываемых услуг в 2017 году и в 2018 году одинаковый и составляет 0,00. Что касается показателя влияния изменения себестоимости отдельных услуг, то данный показатель в ПАО «ГТМ» в 2017 году и в 2018 году тоже одинаковый и равен — 0,02.
2.4 Анализ себестоимости продукции организации
Регулярный анализ структуры затрат организации имеет очень важное значение, в первую очередь для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов для их снижения разработки плана мероприятий по их реализации в организации. Данные меры ведут к снижению себестоимости и повышению эффективности организации.
Получение наибольшего результата с наименьшими затратами, экономия материальных, финансовых, трудовых ресурсов зависят от того, как организация решает вопросы снижения себестоимости услуг.
Снижение себестоимости услуг является важным показателем увеличения прибыли. Этого можно достичь за счет экономии и рационального использования труда, энергии, сырья, сокращения различных потерь.
Анализ себестоимости услуг ПАО «ГТМ» по основным элементам представим в таблице 2.10
Для более наглядного представления структуры себестоимости на рисунке 3 представлены ее составные части в виде гистограммы в анализируемых периодах.
Рисунок 3– Структура себестоимости по элементам затрат
Фактическую структура затрат на оказание услуг в 2018 г. представим на рисунке 4.
Рисунок 4 — Структура затрат на оказание услуг в удельном весе за 2018 год.
Проанализировав данные таблицe 2.10 и рисунки 3-4 можно сделать следующие выводы об основных статьях калькуляции предприятия за анализируемый период, проанализировать каждую из них, выявить наименьшее и наибольшее значение , выявить положительное и отрицательное отклонение, рассмотреть факторы влияющие на снижение и повышение себестоимости.
В структуре затрат наибольшая доля топлива была в 2018 году – 2729237 тыс. руб., что на 782614 тыс. руб. больше 2017 года.
В 2018 г., как и в 2017 г. и в 2016 г., Затраты на топливо составляют саму большую долю (42,32%). Поэтому, одним из направлений снижения затрат на оказание услуг будет поиск резервов по снижению расходов данного элемента затрат.
Заработная плата и премии составили максимальный размер в 2018 г.- 1432102 тыс.руб., что на 343102 тыс. руб. больше 2017 года.
За 2016-2018 гг. затраты на оплату труда и премии увеличились на 46,28 %. При росте фонда оплаты труда наблюдается также увеличение среднесписочной численности работников (таблица 2.6) , это и является причиной увеличения затрат.
Таблица 2.11 – Динамика среднесписочной численности за 2016-2018 гг. ПАО «ГТМ», чел.
Амортизация основных средств увеличилась на 17,62 %, в результате частичной замены основных средств на новые.
Затраты на ремонт и текущее обслуживание составили максимальный размер в 2017 году — 257949 тыс.руб., что на 17848 тыс.руб больше чем в 2018 году, снижение обусловлено обновлением парка подвижного состава и снижения среднего возраста транспортных средств до 2,6 лет.
Таким образом себестоимость услуг за период 2016-2018 гг. увеличилась на 1606430 тыс.руб или 33,18 % и составила 644608 тыс.руб.
Существенное влияние на повышение себестоимости оказали такие статьи калькуляции как: топливо, заработная плата и премии, расходы на экспедиторские услуги, дорожные расходы и амортизация основных средств.
На основе проведенного анализа, можно сделать общий вывод об изменении себестоимости ПАО «ГТМ» за 2016-2018 годы: себестоимость ПАО «ГТМ» имеет тенденцию к росту.
Глава 3. Разработка рекомендаций по снижению себестоимости услуг транспортной организации ПАО «ГТМ»
3.1. Мероприятия, направленные на снижение себестоимости автотранспортной организации ПАО «ГТМ»
При расчете эффективности работы автотранспортной организации необходимо учитывать тот факт, что переменные затраты (горюче-смазочные материалы, техническое оборудование, текущий ремонт автомобилей) растут прямо пропорционально увеличению оборачиваемости транспорта, а постоянные остаются неизменными. В целях снижения себестоимости перевозок в ПАО «ГТМ» целесообразно использовать следующие методы, доказавшие свою эффективность:
— использование оптимальных норм расхода горюче-смазочных материалов для каждого автомобиля, учитывающих категорию транспортного средства, выполняемую работу, условия эксплуатации и еще ряд факторов;
— повышение коэффициента использования транспортного средства, включающего в себя оптимальную загрузку каждого конкретного автомобиля, установление оптимального маршрута и скорости движения;
— снижение затрат на техническое облуживание и ремонт автомобильного парка без потери качества работы;
— совершенствование и автоматизация методов погрузки/выгрузки машин, что значительно позволяет сократить простой автотранспорта;
— повышение производительности труда на всех уровнях;
— повышение квалификации работников предприятия;
— постоянное материальное стимулирование работников.
Любой производственный процесс требует грамотного управления, ведь от этого зависит объем и качество перевозок, а как следствие – финансовое благополучие предприятия. Поэтому важнейшую роль играет управленческий и бухгалтерский учет, в котором непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции. Правильная организация учета затрат обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, позволяет выявить фактическую себестоимость оказанных услуг.
Постоянный рост объемов перевозок автомобильным транспортом вызывает необходимость более эффективного его использования.
К числу факторов, определяющих интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся:
- улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта;
- сокращение простоев;
- ускорение погрузочно-разгрузочных работ. [1]
Рассмотрев организацию ПАО «ГТМ» по основным экономическим показателям, мы пришли к выводу что в период с 2016 по 2018 год наблюдается увеличение таких экономических показателей по грузовым перевозкам, как заработная плата, амортизация машин и оборудования, можно сделать вывод что в целом предприятие стабильно.
Проведя анализ себестоимости во 2 главе работы, мы выяснили основные статьи расходов по которым идет увеличение себестоимости, такие как топливо, заработная плата, но следует также обратить внимание на статью расходов «ремонт и текущее обслуживание». Так или иначе, инфраструктура ПАО «ГТМ» нуждается в глубокой модернизации, а как следствие, повышение эффективности автотранспорта, так как именно он — основной доход предприятия.
В частности в данном случае предлагается разработать рекомендации по снижению себестоимости услуг, подобрать актуальные пути решения для каждой выявленной проблемы управления затрат организации.
Первая проблема – затраты на топливо составляют саму большую долю – 42% – от себестоимости ПАО «ГТМ», это обуславливается повышением цен на топливо и ведет не только к снижению прибыли, но и к повышению тарифов на услуги организации. Предлагается для оптимизации топливных расходов, рассмотреть следующие меры:
- Покупать топливо у крупных поставщиков по дисконтной программе:
- Выбирать заправочные станции на маршруте централизованно с учетом лучших цен на качественное топливо;
- Обучать водителей и премировать за экономичный стиль вождения.
В транспортной организации ПАО «ГТМ» эксплуатируется 1245 единиц автотехники.
Для заправки используется топливо: бензин Аи-92, дизельное топливо. Расчет затрат на 1 т/км топлива приведен в таблице 2.13.
Таблица 3.1 — Стоимость израсходованного топлива на выполнение транспортных услуг в 2018 г.
Стоимость двух видов израсходованного топлива (дизельное топливо и бензин Аи-92) за 2018 год составила 2729237 тыс.руб. Соответственно стоимость топлива в расчете на 1 т/км, руб. за год составила 11,37 руб., при этом дизельного топлива – 11,36 руб., бензина Аи-92 – 11,44 руб. Максимальный пробег грузовые автомобили делают на дизельном топливе.Автотранспортной организацией ПАО ГТМ за 2018 год израсходовано 60620,44 тонн топлива
Таблица 3.2 — Динамика затрат на горючее за 2017-2018 гг.
Общая стоимость использованного в организации топлива увеличилась на 40,2%. Расходы на топливо относятся к переменным затратам.
Цены на топливо в связи с проведением государственной политики по ценообразованию на топливные ресурсы в течение 2017-2018 гг. изменились значительно, так, стоимость 1 л дизтоплива увеличилась на 7,86 руб.,Аи-92 – на 5,29 руб. Каждая единица автотранспортной техники имеет определенный расход топлива на 100 км пробега.
Стоимость топлива в расчете на 1 т/км увеличилась на 1,79 руб., таким образом влияние изменения стоимости топливных ресурсов на себестоимость услуг транспортной организации составила:
240000 км х (11,37-9,58) =429600 тыс.руб., что к общей сумме роста затрат составляет 6,66% (429600/6448608х100).
Рассматривая пути экономии топлива необходимо обращать внимание на устранение пустых пробегов, необходимо контролировать расход топлива в каждой транспортной единице, отслеживать маршруты движения автотранспортной техники в целях недопущения лишних пробегов.
Также снижение расхода топлива можно добиться по мере обновления парка на тягачи класса Евро 5.
Рассмотрим изменение себестоимости и изменение затрат на топливо при покупке его у крупного поставщика Газпромнефть.
Сеть АЗС Газпром имеет более 12000 АЗС в России и СНГ.
Корпоративная программа Газпромнефть предусматривает снижение стоимости топлива при использовании топливной карты ГАЗПРОМ — Сеть АЗС до 1,5 рубля литра, дает возможность заправляться с овердрафтом, экономия на топливе до 25%.
Таблица 3.3 — Стоимость израсходованного топлива на выполнение транспортных услуг в 2019 г. при покупке топлива на АЗС Газпромнефть
Таким образом на основании таблиц 3.1 и 3.3 можно сделать вывод, что при покупке топлива у крупного партнера Газпромнефть по корпоративной программе, расходы на топливо снизились на 71931,37 тыс.руб или на 3%, себестоимость услуг организации снизилась на 1,2%, можно сказать что мероприятие по снижению расходов на топливо оказалось эффективным.
Вторая проблема – увеличение расходов на заработную плату и премии. Для того чтобы избавиться от увеличения расходов на оплату труда и отчисления, нужно своевременно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Рекомендацией, направленной на снижение затрат, является планирование и контроль за производительностью труда работников и фондом заработной платы.
Возможностями роста объема выполняемых работ в автотранспортной организации и снижения расходов на оплату труда является рост производительности труда.
Резервом роста производительности труда является относительная экономия численности (Эч) работников за счет сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности в связи с улучшением условий труда.
Рост производительности труда для ПАО «ГТМ» является важным резервом роста объема работы и экономии затрат.
На 2019 год необходимо планировать увеличение объема услуг минимум на 5%.
Экономия фонда заработной платы на настоящем этапе может быть достигнуто за счет сокращения работников в количестве 75 человек, т.е. 3,7%. Сократить необходимо отдельные административные штатные единицы, также некоторых работников вспомогательного состава.
Проведя указанные мероприятия, можно ожидать выполнения следующих показателей, представленных в таблице 3.4.
Таблица 3.4 — Прогнозирование ФОТ и производительности труда работников ПАО «ГТМ» на 2019 г.
Таким образом, в 2019 году в ПАО «ГТМ» может быть достигнута производительность труда в размере 3974,42 тыс.руб., темп роста по сравнению с 2018 годом составит 109,03%. Темп роста производительности труда превысит темп роста объема услуг на 4,03 %, темп роста фонда заработной платы на 4,03%. Несмотря на то, что расходы на заработную плату увеличились, в 2019 году, при снижении численности работников увеличится производительность труда.
Третья проблема – затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. Данная статья затрат в 2017 году имела тенденцию к росту, так или иначе, инфраструктура ПАО «ГТМ» нуждается в модернизации, а как следствие, повышение эффективности транспорта, так как именно он — основной доход предприятия.
Решение данной проблемы заключается в обновлении парка транспортных средств и снижении его среднего возраста, а также повышении загрузки и эффективности использования парка за счет IT решений.
Парк транспортных средств состоит из 1245 единиц грузовых автомобилей, средний возраст тягачей в эксплуатации в 2018 году составил 2,6 года.
Несмотря на низкий средний возраст, парк подвижного состава требует обновления. Для этого следует продать грузовые автомобили с наибольшим физическим износом, которые требуют постоянного ремонта и закупить новые, соответствующие современным стандартам.
Поэтому предлагается продать 75 тягачей Volvo FH12 и 26 тягачей Scania. Находящихся в технически неисправном состоянии, по рыночной стоимости –2420000 руб. и 2200000 руб., соответственно, за единицу транспортного средства. Сумму выручки от продажи автомобилей представим в таблице 3.5.
Вследствие списания 101 единицы ПС транспортная организация получит экономию средств по ежегодному техосмотру ТС, по уплачиваемому транспортному налогу и налогу на имущество, по обязательному автострахованию.
Таблица 3.5 — Выручка от продажи автомобилей, руб.
В результате транспортная организация получит дополнительный доход на сумму 240000000 рублей в размере всей выручки от продажи сорока четырех автомобилей, сэкономив при этом 140000000 руб. на ежегодном техосмотре автомобилей, затратах по автострахованию.Благодаря списанию 101 единицы устаревшей техники, мы добились снижения расходов на ремонт и ТО транспортных средств на 47 млн руб. или 11,5%, расходов на страхование на 93 млн руб. или 48,5% за счет отказа от КАСКО с 2018 г.
Благодаря этому мероприятия, себестоимость услуг организации в 2018 году снизится на 2,2 % , поэтому его можно считать эффективным.
Предложенные мероприятия оказались эффективными, применяя их в организации ПАО «ГТМ», можно снизить себестоимость услуг на 4%
