Меню Услуги

Работа начальника подразделения пограничного контроля по противодействию коррупции

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Коррупция как антисоциальное явление
  • 1. Понятие коррупции и её элементы
  • 2. Причины и виды коррупции
  • Глава 2 Особенности борьбы с коррупцией в зарубежных странах и российской федерации
  • 1. Международное законодательство и опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах
  • 2. Нормативная правовая база по противодействию коррупции в Российской Федерации и органах федеральной службы безопасности. 35
  • Глава 3. Противодействие коррупции в пограничных органах
  • 1. Модели коррупционных нарушений и специфика борьбы с коррупцией в пограничных органах
  • 2. Меры, принимаемые начальником подразделения пограничного контроля по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений
  • 3.Пути совершенствования по борьбе с коррупцией в органах пограничного контроля
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

Каждое современное государство, стремящееся к созданию правового и демократического общества, в котором права каждого человека и гражданина признаются наивысшей ценностью, обязано решать проблему коррупции.

К настоящему времени существуют определённые перечни коррупционных правонарушений в целом, однако нужно учитывать, что перечень коррупционных правонарушений следует формировать в каждой конкретной сфере деятельности отдельно с учётом специфики задач, решаемых государственными органами. Так будет более понятна сущность коррупционных правонарушений в каждой сфере, более детально будут описаны условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений, и, как следствие, становится очевиднее, какие антикоррупционные меры необходимо разрабатывать и применять.

В 2015 году наша страна заняла 119 место из 168 представленных стран. (Приложение А). По сравнению с 2014 годом, когда Российская Федерация находилась на 136 местом, несомненно, продвижение в области борьбы с коррупцией на лицо, но если обратится к статистике, то число коррупционных преступлений, зарегистрированныхправоохранительными органами в 2015 году выросло на 3,8% по факту получения взятки (5,6 тыс.) и на 17,3% преступлений о даче взятки (6 тыс.).

Актуальность

В силу сложности социальных процессов и явлений, обусловливающих возникновение коррупции, множественности причин, способствующих ее превращению в долговременный фактор современной российской действительности, результативное противодействие коррупции в пограничной сфере Российской Федерации возможно только на основе комплексного и системного использования всего арсенала сил и средств, имеющихся в распоряжении, как государства, так и формируемого в стране гражданского общества.

Коррупция, которая проникла во все сферы государственной деятельности, коснулась и органов безопасности, осуществляющие в числе прочих функцию по осуществлению пограничного контроля. Подразделения пограничных органов, исполняющие указанную государственную функцию, находятся в зоне повышенных коррупционных рисков, что многократно увеличивает ответственность должностных лиц подразделений пограничного контроля и требует создания эффективного и адекватного механизма профилактики борьбы с коррупцией в этой сфере.

Объектом исследования является коррупция, складывающиеся в пограничной сфере, а в частности в подразделениях пограничного контроля.

Предметом исследования является работа начальника подразделения пограничного контроляпо выявлению, предупреждению и пресечению коррупционной деятельности в подразделениях пограничного контроля.

Целью работы является рассмотрение явления коррупции в обществе, изучение влияния коррупции на оперативно-служебную деятельность подразделений пограничного контроля, а также определение роли и места начальника подразделения пограничного контроля в организации работы по противодействию коррупции.

Задачи:

  • Ознакомится с понятием коррупции и рассмотреть её виды и причины;
  • проанализировать опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах, законодательное регулирование вопросов противодействия коррупции и существующие в этой сфере проблемы;
  • рассмотреть правовые основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации;
  • рассмотреть направления борьбы с коррупцией в пограничных органах;
  • разработать примерный алгоритм работы начальника подразделения пограничного контроля по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений.

Методологическую базу исследования составляет использование общенаучных методов исследования проблемы (анализ и синтез, моделирование, сравнительный анализ, дедуктивные и индуктивные умозаключения, заключения по аналогии и др.), а также специальных методов, применяемых в науке юриспруденции (сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод и др.)

Теоретической значимостью работы является возможность и целесообразность использования результатов для дальнейшего изучения предупреждения коррупции в системе органов безопасности, а также совершенствование практики борьбы с коррупцией в пограничных органах.

Практической значимостью работы состоит в том, что сформулированные автором предложения могут быть использованы в деятельности начальника подразделения пограничного контроля по организации работы по противодействию коррупции.

Научная новизна исследования. В работе подводятся итоги, формулируются выводы и предложения автора, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности руководителей подразделений пограничного контроля в сфере противодействия коррупции. Рассматриваются вопросы укрепления законности и правопорядка, осуществления эффективного метода борьбы с коррупцией.

Структуру работы предопределяют поставленные при ее написании задачи, соответственно работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В первой главе рассматривается различные понятия и сущность коррупции, причины её возникновения и формы коррупции.

Во второй главе приводится международное законодательство по борьбе с коррупцией, опыт противодействия коррупции в различных зарубежных странах, нормативная правовая база по борьбе с коррупцией в России и органах безопасности Российской Федерации.

В третьей главе раскрываются особенности борьбы с коррупцией в пограничных органах и рассматриваются меры по выявлению, предупреждению и пресечению коррупции в подразделениях пограничного контроля.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения автора, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности руководителей подразделений пограничного контроля в сфере противодействия коррупции. Рассматриваются вопросы укрепления законности и правопорядка, осуществления эффективного метода борьбы с коррупцией.

 

Глава 1. Коррупция как антисоциальное явление

§ 1 Понятие коррупции и её элементы

 

Одно из первых упоминаний о коррупции встречается в третьем тысячелетии до нашей эры, в клинописях древнего Вавилона (вторая половина ХХIV в. до н.э.), а позднее (XXI в. до н.э.) и в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи. Из расшифрованных текстов известно, что перед вавилонским царем стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения:

«§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде».

В римском праве «соrrumpere» — разламывать, портить, повреждать, сфальсифицировать показания и прочее, в том числе, подкупить претора (судью).

Современное понятие коррупции начинает складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем.

В своих трудах Николо Макиавелли сравнивал коррупцию с чахоткой – вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена – ее легко распознать, но излечить трудно. Макиавелли полагал, что в монархиях, «правящих при помощи слуг», коррупция менее опасна, поскольку все слуги обязаны милостям царя и их трудно подкупить.

Наша страна в смысле наличия коррупции не является исключением из общего правила.

Истоки произвола отечественных чиновников следует, видимо, искать еще в Х веке, во времена существования Киевской Руси. Тогда в каждый крупный город Великий князь назначал своего полномочного представителя — посадника (воеводу, наместника), без денежного вознаграждения. Если город признавал посадника от Великого князя — это означало добровольное признание над собой его власти. Как представитель князя в городе, посадник выполнял ряд его функций: вершил суд, собирал дань и пошлины, руководил военными силами и т.д., а часть собранных с населения средств он оставлял в свою пользу. Кроме того, посадник получал с населения «корм» (продуты питания и фураж). Данная система получила название «кормления». В законодательстве того времени не были определены границы «кормления» — количество «кормлений» в год определял сам «кормящийся». Таким образом, нередко, причинами народных волнений того времени были действия потерявших чувство меры «кормления» представителей князя. Постепенно система «кормления» трансформировалось в лихоимство (подкуп за нарушение законодательства) и мздоимство (подкуп за не нарушение закона).

Первым законом, определившим наказание за взятку судей явился «Судебник» 1497 г. Новое проявление взяточничества — вымогательство стало известно с ХVI в. С этого же времени возникает практика «взятки за лицензию», начатая боярином И.Милославским. Глава Земского приказа Л.Плещеев превратил суд в инструмент беспредельного вымогательства. П.Траханиотов — глава Пушкарского приказа, месяцами не выплачивал жалованье стрельцам, оружейникам и иным подчиненным, присваивая их деньги. Доведенный до отчаяния народ 25 мая 1648 г. учинил в Москве бунт, требуя выдачи и казни П.Траханиотова, Л.Плещеева и других преступников. Поскольку мятеж не удавалось пресечь, царь Алексей Михайлович был вынужден выдать народу преступников. Московский бунт 1648 г. оказался единственным в российской истории массовым выступлением против взяточников и коррупционеров.

Распространение коррупции на Руси привело к тому, что в 1713 г. Петр Первый, потрясенный ее масштабами, пытался бороться с ней репрессивными мерами вплоть до смертной казни. Петром были введены в действие законы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство», «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Но даже столь суровое наказание не устрашило любителей казнокрадства. Были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь М.Гагарин, обер-фискал (Главный прокурор) А.Нестеров, ведавший Смоляным двором адмиралтейств — советник А.Кикин и др. Среди известных взяточников того времени был и сподвижник Петра Великого — первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга — А.Меншиков.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в период правления Николая II. Из книг по российской истории мы хорошо помним, как во время Первой мировой войны продавались планы наступлений российских войск, как за крупные взятки от промышленников формировались государственные заказы по линии военного ведомства и т.д.

С приходом советской власти ситуация не изменилась. 8 мая 1918 г. был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О взяточничестве», который стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Следует отметить, что согласно Декрету, покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению, при этом, если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам», а все имущество подлежало конфискации.

Коррупция продолжала активно развиваться как при В.И.Ленине, так и при продолжателях его дела (достаточно вспомнить «узбекские», «казахские», «молдавские», «одесские» и прочие «дела» и процессы, отразившие лишь видимую, поверхностную часть явления коррупции в советский период нашей истории).

Начало реформирования российской экономики в 90-е годы ХХ века, ее переход на рыночные рельсы создали благоприятные условия для выхода отечественной коррупции на новый уровень своего развития. Следует выделить два основных этапа в развитии современной российской коррупции:

1-й этап охватывает период с начала и до конца 90-х годов. Основной целью участников коррупционного процесса этого этапа было удовлетворение своих тривиальных материальных потребностей.

2-й этап берет свое начало с конца 90-х и продолжается в настоящее время. На данном этапе, основные материальные потребности участников коррупционных действий уже удовлетворены, и возникает стремление к формированию личных богатств.

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления. Коррупция многообразна и постоянно трансформируется.

Коррупция поражает все сферы общества — это «проблема не только уголовного права, а проблема общеюридическая, социальная и политическая».

Обратимся к современному пониманию коррупции.

Понятие «коррупция» дается в ряде международных правовых актов. Так, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) определяет коррупцию как « просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) не давая непосредственно определения «коррупция» понимает под коррупцией ряд действий связанных с активным и пассивным подкупом должностных лиц, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета и прочее.

Статья 8 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. определяет коррупцию, как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

  1. Обещание, предложение или предоставление публичному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, что бы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
  2. Вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического лица или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

В науке сложилось несколько подходов к определению коррупции, среди которых: абстрактный и казуистический, широкий и узкий, социологический, экономический, политологический, правовой, в том числе криминалистический, и др.

Правовым аспектам коррупции посвящены работы К.С. Бельского, С.А. Денисова, П.А. Кабанова, Л.М. Колодкина, Ю.К. Краснова, А.В. Куракина, В.В. Лунеева, С.М. Максимова, И.М. Мацкевича, Э.В. Талапиной, Ю.А. Тихомирова, Е.Н. Трикоз, А.М. Цирина, В.Е. Чиркина, С.М. Шахрая, В.Е. Эминова и многих других.

Казуистический подход характеризуется тем, что исследователи пытаются охватить при формулировании предельное количество конкретных ситуаций (возможных случаев преступного бытия).

Казуистический подход использован в Федеральном законе «О противодействии коррупции» № 273, где сказано, что коррупция — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Для абстрактного подхода характерно предельное обобщение признаков, при помощи которых сформулировано уголовно-правовое предписание. Яркий пример абстрактного способа определения коррупции содержится в Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»

В исследованиях российских ученых выделяются также узкий и широкий подходы к определению понятия «коррупция»

Сторонники широкой трактовки видят в коррупции явление, происходящее в сфере социального управления и выражающееся в использовании субъектом своего правового статуса ради достижения личных интересов (В.В. Лунеев, Г.К. Мишин, Б.В. Волженкин, П.А. Кабанов, Г.А. Сатаров, А.Э. Беницкий, Г.И. Богуш и др.). Так, В.В. Лунеев считает, что необходимо к коррупции относить не только взятки, но и лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д., так как они являются завуалированными формами коррупции.

Коррупция в рамках узкой трактовки определяется через понятия подкупа, продажности должностных лиц. Н.А. Лопашенко отмечает, что «именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке». Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, с подкупом не связанные, с точки зрения Н.А. Лопашенко, не могут расцениваться как коррупционные.

С социологической точки зрения проблемы коррупции рассматривали Г.А. Сатаров, М.И. Левин, А.Л. Римский, В.И. Добреньков, Н.Р. Исправникова, С.В. Алексеев, А.А. Шедоев, И.В. Мошкина и др. В Социологической энциклопедии под коррупцией понимается особое социальное явление, сущность которого заключается в «использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения».

Особое место в научной литературе занимает экономическое направление изучения коррупции. В экономической теории сложился ряд подходов к определению данного понятия. В рамках экономического подхода коррупция рассматривается как разновидность экономического поведения, целью которого является максимизация полезности, а средством — извлечение непроизводительного дохода за счет манипуляции ресурсами, которые находятся в распоряжении должностных лиц в соответствии с должностными полномочиями. В рамках экономического подхода поведение взяткодателя и взяткополучателя трактуется как рациональный расчет выгод и потерь.

Политологический аспект коррупции раскрыт в работах зарубежных авторов (Г. Мюрдаль, Л. Гевелинг, Л.И. Шелли), а также российских исследователей (В.Л. Римский, A.B. Дуванов, И.А. Терещенко). Под коррупцией в политологическом аспекте также понимается криминализация сферы государственной власти и управления, проявляющаяся в срастании органов государственной власти, аппарата влиятельных политических партий, групп давления, судебных органов с преступными группировками, преследующими цели использования возможностей управленческих структур для контроля над определенными ресурсами и кадрами, получения прямого дохода или прикрытия противозаконной деятельности уголовных элементов.

Итак, коррупция в обществе может проявляться редко, а может носить массовый характер. Если коррупция выражается в том или ином обществе лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие открытых, конкурентных отношений. Систематическая коррупция существует в том случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможности доступа к этим благам.

Как видно из выше изложенного спектр взглядов на определение сущности явления коррупции достаточно широк, и сложность решения этой проблемы отражается в неоднозначности толкования данной категории.

 

§ 2 Причины и виды коррупции

 

Коррупция — это комплексное многоструктурное, широкомасштабное явление экономического, социального и политического характера, сложность которого обусловлена различными причинами экономического, институционального, законодательного, политического, социального и морального характера.

Экономические причины заключаются: в высокой стоимости жизни, имеющей тенденцию к постоянному росту, деградации экономики и обнищании в результате этого населения; в низких и выплачиваемых с опозданием заработных платах государственных служащих; в нежизнеспособном государственном бюджете; чрезмерном регулировании частного сектора.

Институциональные причины включают: неправильную кадровую политику; выдвижение на ответственные посты некомпетентных и коррумпированных лиц; отсутствие гласности в деятельности органов центрального и местного публичного управления и правоохранительных органов; предоставление чрезмерной свободы действия ответственным лицам; низкие возможности по разоблачению коррумпированных лиц; недостаточное оснащение правоохранительных органов техническими средствами; отсутствие людских, материально-технических ресурсов и эффективной тактики.

Законодательные причины состоят в некоторых законодательных недоработках, а также в отсутствии эффективных механизмов исполнения законодательства.

Политические причины заключаются: в отсутствии политической воли и ответственности; существовании некоторых внутренних и внешних факторов, навязывающих групповые интересы при принятии решений; ошибках в ходе реализации экономических и социальных реформ; недобросовестной политической конкуренции; злоупотреблении властью в отношении средств массовой информации и правоохранительных органов.

Социальные и моральные причины связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах власти и правоохранительных органах и выражаются в разобщении и деморализации общества; разрушении этических ценностей; недостаточном информировании гражданского общества; гражданской апатии и пассивности; общественной толерантности; социальной поляризации; зависимости средств массовой информации.

Теоретический анализ коррупции с точки зрения отклоняющегося поведения провел профессор Ю.А. Тихомиров. «Коррупция, — пишет автор, — одно из наиболее редких негативных отклонений деятельности от целей и содержания правового регулирования. Ее причины кроются в уровне и укладе жизни людей, их сознании, в низком уровне деятельности звеньев публичной власти и плохой правовой регламентации оказания услуг гражданам и юридическим лицам».

Развитие коррупции в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации. Это преступные сообщества, созданные для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности, участники которых объединяются не только для извлечения прибыли из такой деятельности, но и в целях эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Наиболее активны здесь отдельные группы государственных чиновников, определенные коммерческие или финансовые структуры, криминальные образования для защиты коррупционных сетевых структур и др.По оценкам специалистов, большие масштабы коррупция приобрела в органах государственной и муниципальной власти, имеют место коррупционные правонарушения в государственных корпорациях, бизнес-структурах. При этом она имеет тенденцию не только к расширению, но и к институционализации и легализации. При характеристике коррупции и ее динамике важно учитывать причины ее возникновения и развития:

  • неэффективность государственной власти при осуществлении экономических и социальных реформ, их неудовлетворительная подготовка, в том числе с позиции научной составляющей;
  • криминализация политической элиты российского общества, ее сращивание с нелегальным бизнесом и капиталом;
  • отсутствие или низкое качество антикоррупционных законов, а также подзаконных актов;
  • прогрессирующая высокими темпами моральная деградация определенных слоев общества;
  • низкий уровень нравственной и профессиональной подготовки (кадровой, технической и т.д.) правоохранительных органов, не всегда способных противодействовать организованной преступности, коррумпированным структурам всех уровней;
  • весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных структур, их лидеров, а также неприятие к ним соответствующих правовых, профессиональных и нравственных мер; и др.

Кроме этого, при характеристике российской коррупции нужно учитывать и такие факторы:

  • неоправданное и многократное увеличение чиновников, часто служащих кадровой основой для развития коррупции;
  • быстрый рост теневой экономики и незаконно нажитых денежных ресурсов, являющихся источником финансирования коррупции;
  • сложившаяся привычка терпимости слоев населения к коррупции и снисходительное отношение к ней;
  • наличие огромного и все возрастающего разрыва между доходами наиболее богатых и беднейших слоев населения;

Коррупция многообразна в своих проявлениях. Нельзя не обратить внимание на то, что национальное и международное право достаточно «равнодушно» взирают на многочисленные формы коррупционного поведения.

Для выработки системных мер противодействия коррупции эксперты, как правило, классифицируют это явление по определенным критериям:

  • по уровням управления — «верхушечная» и «низовая» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти в целом или с отдельными организациями, наделенными властными полномочиями;
  • по статусу субъекта — различают коррупцию в органах власти и коррупцию в частном секторе;
  • по типам участников — инициированная взяткодателем, принудительная или по договоренности, централизованная или децентрализованная;
  • по стратегиям группового поведения — легальная (нелегальная), направленная на снижение издержек или получение выгоды, захват бизнеса (захват государства);
  • по характеру целей — деловая и бытовая. Деловая коррупция возникает при решении корпоративных интересов, в то время как бытовая — при преследовании личных интересов;
  • по составу преступления — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения и др.;
  • по видам государственной деятельности — коррупция в сфере государственных закупок, в судебной и правоохранительной системах, в сфере лицензирования, при операциях с земельными участками, назначении на государственные должности и должности государственной службы и др.;
  • по типу выгоды — получение прибыли, уменьшение расходов или получение нематериальной выгоды;
  • по направленности — существующая вне или внутри хозяйствующих объектов и т.п.;
  • по периодичности — разовая и систематическая коррупция.

Таким образом, проблемы противодействия коррупции на современном этапе развития общества можно обнаружить практически в любой стране мира. Однако это не означает, что коррупция везде одинакова. Причины возникновения коррупции — в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития стран — весьма различны, в связи с чем попытки разработать универсальные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции представляется практически нереальными.

Классификация осуществляется не ради классификации. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов противодействия коррупции. Кроме того, классификация имеет важное значение для теоретико-правовых исследований.

Вывод: не смотря на различные подходы, используемые при изучении коррупции экономисты, социологи, политологи и юристы единодушно сходятся во мнении, что она углубляет неравенство и несправедливость, усиливает социальную и политическую напряженность в обществе, подрывает эффективность действия государственных институтов и т.д. Особая опасность коррупции, по мнению специалистов, заключается в ее вторжении в систему правосудия и органы безопасности, что неизбежно приводит к деформированию общей практики правоприменения и создаёт дополнительные трудности в борьбе с угрозами национальной безопасности Российской Федерации.

Так же следует отметить, что без уяснения сущности коррупции, причин её появления и выработки критериев ее классификации осуществить реализацию поставленных в антикоррупционном законодательстве задач будет практически невозможно. Приведенные классификация не носит исчерпывающий характер, коррупцию можно дифференцировать и по иным основаниям; при этом важно учитывать, что каждая выделенная классификация должна иметь реальное основание и научно-практическое значение, ведь «классификация — способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения»


Страницы:   1   2   3