Рассмотрим порядок начисления имущественного вычета.
В 2014 году Иванов А.А. купил квартиру за 2 млн. рублей. В 2014 году Иванов А.А. зарабатывал 50 тыс. рублей в месяц и в сумме заплатил 78 тыс. руб. подоходного налога за год.
В данном случае, сумма имущественного вычета составляет 2 млн. рублей, т.е. вернуть можно:
2 млн.руб. x 13% = 260 тыс.рублей
Но за 2014 год Иванов А.А. сможет вернуть только 78 тыс. рублей уплаченного им подоходного налога (оставшиеся 182 тысячи рублей он сможет вернуть в следующие годы).
Рассмотрим порядок начисления социальных вычетов.
В 2014 г. П.П. Петров потратил на свое лечение 35 000 руб. и оплатил дорогостоящее лечение своему отцу в размере 180 000 руб. Также он купил медицинскую страховку жене и своему ребенку (до 18 лет) за 40 000 руб. (по 20 000 руб. за каждую), потратил на очное обучение своего ребенка 38 000 руб. и на собственное обучение — 27 500 руб. Кроме того, в 2014 г. Петров заключил два договора негосударственного пенсионного обеспечения на себя и свою жену. Взносы по ним он перечислил в общей сумме 24 000 руб.
Все это время Петров работал и получал зарплату 75 000 руб. в месяц (с учетом НДФЛ), с которой работодатель удерживал и уплачивал в бюджет НДФЛ. Других облагаемых доходов у него не было.
В 2015 г. Петров вправе заявить вычет по дорогостоящему лечению отца в сумме 180 000 руб. (так как годовой доход Петрова позволяет ему это сделать):
75 000 руб. x 12 мес. = 900 000 руб. в год > 180 000 руб.
Общая сумма других социальных расходов Петрова:
35 000 руб. + 40 000 руб. + 27 500 руб. + 24 000 руб. = 126500 руб.
Она больше максимально возможного значения этого вычета (126 500 руб. > 120 000 руб.). Поэтому заявить к вычету получится только 120 000 руб.
При этом Петрову нужно выбрать, какие виды расходов и в каких суммах он будет заявлять к вычету в пределах 120 000 руб.
Одновременно Петров сможет воспользоваться вычетом по расходам на обучение своего ребенка в сумме 38 000 руб.
Соответственно, из бюджета за 2014 г. удастся вернуть 43 940 руб., в том числе:
- по дорогостоящему лечению отца — 23 400 руб. (180 000 руб. x 13%);
- по обучению ребенка — 4940 руб. (38 000 руб. x 13%);
- по остальным социальным расходам — 15 600 руб. (120 000 руб. x 13%).
Также в число основных видов удержаний входят алиментные платежи. Удержание и выплата алиментов осуществляется на основании либо нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов, либо выданного судом исполнительного листа. Исполнительные листы должны учитываться в книге учета исполнительных документов, форму этой книги предприятие разрабатывает самостоятельно. Удержание алиментов осуществляется предприятием ежемесячно, алименты переводятся получателю не позднее чем через три дня со дня выплаты заработной платы и иного дохода плательщика, из которого они удержаны, а оплата почтового перевода алиментов производится за счет самого плательщика.
Алименты могут исчисляться как в размере определенной доли заработка плательщика алиментов, так и в твердой сумме. Как правило, первый вариант применяют при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с родителей в судебном порядке. Алименты здесь начисляются из следующего расчета: на одного ребенка — одна четвертая часть дохода, на двух детей — одна третья часть, на трех и более детей — половина дохода. Во втором варианте определенную судом сумму алиментов необходимо обязательно индексировать пропорционально росту минимального размера оплаты труда, установленного законом.
Согласно законодательству, взыскание алиментов осуществляют после удержания из доходов налога на доходы физических лиц. В результате сумму удерживаемых алиментов можно найти как произведение разности заработной платы, начисленной за месяц, и суммы удержанного НДФЛ, на процент алиментных платежей.
Рассмотрим пример.
Доход инструктора по вождению Соколова А.Ю., который обязан уплачивать алименты на несовершеннолетних детей по двум исполнительным листам в соответствии с решением суда, составляет 65 тысяч рублей. Величина удержания по первому исполнительному листу составляет четвертую часть дохода, по второму — половине дохода. Размер алиментов находится:
65 000 х 13 % = 8 450 (НДФЛ)
65 000 – 8 450 = 56 550 (сумма для исчисления суммы алиментов)
(56 550 х 25 %) + (56 550 х 50 %) = 14 137, 5 + 28 275 = 42 412, 5 (общая сумма алиментов)
56 550 х 70 % = 39585 (общая сумма алиментов, которая может быть удержана с учетом законодательных ограничений)
56550 / 42 412,5 х 14 137,5 х 70 % = 13 195 (алименты по первому исполнительному листу)
56 550 / 42 412, 5 х 28 275 х 70 % = 26 390 (алименты по второму исполнительному листу)
При увольнении работника с предприятия удержание алиментов прекращается. Об увольнении сотрудника, который обязан платить алименты в соответствии с решением суда или нотариального соглашения, администрация обязана в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю, который направил исполнительный документ, а также получателю алиментов.
Расчеты по заработной плате осуществляют по счету 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и корреспондирующим с ним счетам. Здесь учитывают суммы по всем видам оплаты труда, пособиям, премиальным начислениям и доходам по ценным бумагам предприятия. Суммы заработной платы, причитающиеся работникам, могут учитываться по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу, а также со счетом 96 “Резервы предстоящих расходов”, в случаях начисления заработной платы за счет резервов на оплату вознаграждений за выслугу лет, и оплату отпусков.
Доходы, которые получают работники от участия в капитале предприятия, отражаются в корреспонденции со счетом 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, а начисленные пособия по социальному страхованию – со счетом 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”.
Выплаченные суммы зарплат, премий, доходов от участия в капитале, пособия, налогов на доходы физических лиц отражают по дебету счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”. В случаях, когда предприятие необходимые суммы начислило, но не выплатило, они должны учитываться по дебету счета 70 и кредиту счета 76 “расчеты с разными кредиторами и дебиторами” субсчет “Расчет по депонированным суммам”.
Удержания из заработной платы отражают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с различными счетами, в зависимости от вида удержания. К примеру, сумму причиненного материального ущерба учитывают по кредиту счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” субсчет “Расчеты по возмещению материального ущерба”, суммы в счет погашения ранее выданного сотруднику займа – субсчет “Расчеты по предоставленным займам”, а аванс, начисленный за первую половину месяца, — по кредиту счета “Касса”. Алименты учитывают по дебету счетов, на которых производится начисление дохода работнику (70, 73, 84), и кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” субсчет “Алименты”.
Депонированная заработная плата необходимо переносить на счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” субсчет “Депоненты”. Невыплаченные деньги возвращают на расчетный счет предприятия и отражают по дебету счета 51 “Расчетные счета” и кредиту счета 50 “Касса”. Получение с расчетного счета депонированных сумм заработной платы на оплату депонентов отражают обратной записью, то есть по дебету счета 50 и кредиту 51.
Депонированную заработную плату, которая выдается работникам из кассы предприятия, учитывают по дебету счета 76 “ Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ” субсчет “Расчеты по депонированным суммам” и кредиту счета 50 “Касса”. При этом встречаются ситуации, когда невыплаченная зарплата остается невостребованной. В таких ситуациях предприятие обязано хранить невостребованную депонированную зарплату на своем расчетном счете в течение трех лет, и затем может указанные суммы отнести на финансовые результаты деятельности. Это отражается по дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” субсчет “Расчеты по депонированным суммам” и кредиту счета 91“Прочие доходы и расходы”.
Аналитический учет по счету 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” ведут в отношении каждого сотрудника предприятия. В целях аналитического учета предприятия ведут лицевой счет сотрудника, налоговую карточку по учету доходов и налога на доходы физических лиц и расчетно-платежные ведомости. Учет депонированной заработной платы ведут по каждому работнику в реестре невыданной заработной платы, на депонентских карточках или книге невыданной заработной платы.
Лицевой (личный) счет открывают при найме сотрудника на работу, и применяют для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, которая выплачивается работнику на протяжении календарного года. При найме работника сведения из личной карточки сотрудника (форма №Т-2) переносят в его лицевой счет. Здесь фиксируют все начисления и удержания из заработной платы сотрудника на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на различные виды оплаты.
Новый лицевой счет на сотрудника открывается 1 января каждого года. Данные расчетов, которые отражены в лицевых счетах работников, затем записывают в налоговую карточку работника и в расчетно-платежную ведомость. В расчетно-платежную ведомость заносятся суммы начисленной заработной платы в разрезе ее видов, суммы удержаний и суммы непосредственно к выдаче работнику.
Далее рассмотрим порядок учета больничных и отпускных в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры.
Расчет больничного листа зависит от такого фактора, как стаж работника. Минимальный размер пособия рассчитываться исходя из МРОТ.
Работнику НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры для получения оплаты за дни болезни необходимо сдать больничный лист работодателю. Сделать это следует не более, чем через полгода со дня его выдачи. Работодатель не позднее 10 дней, прошедших после получения листка, обязан начислить пособие и выплатить его в ближайшие дни установленной заработной платы.
Для определения суммы пособия учитывают следующие показатели:
- заработок сотрудника за предыдущие 2 года;
- определение среднего дневного заработка;
- определение размера пособия.
За основу берутся все доходы работника, облагаемые страховыми взносами. То есть из общей суммы заработка исключаются выплаты больничных листов и необлагаемых пособий. Если в течение 2-х предыдущих лет застрахованное лицо было занято у другого работодателя, принимаются и эти данные.
Для определения величины среднедневного заработка берется весь доход за предыдущий период за исключением выплат, необлагаемых страховыми взносами. Получившаяся сумма делится на 730 дней. Таким образом, высчитывается средний дневной заработок.
В случаях, когда человек за предыдущие 2 года не работал, или имел недостаточный доход, берется величина среднедневного заработка из расчета МРОТ. Его размер в 2015 году равен 5965 рублям. Величина дохода по МРОТ за предыдущие 2 года равна 5965*24=143 160 рублей, среднедневной заработок из МРОТ равен 143 160/730=196,11 рублей.
Если при расчете эта величина будет меньше уровня МРОТ, то за основу берется среднедневной заработок, высчитанный из МРОТ.
Рассмотрим на примере порядок начисления пособия по нетрудоспособности.
И.В. Пирогова работает в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры секретарем-референтом с ноября 2012 года. В феврале 2015 года И.В. Пирогова проболела 10 календарных дней, в подтверждение чего представила в бухгалтерию больничный лист. Страховой стаж И.В. Пироговой составляет 9 лет, поэтому пособие ей будет выплачено в размере 100% среднего заработка. Расчетный период для начисления пособия по временной нетрудоспособности — с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года.
За 2013 год сотруднице было начислено 498 100 руб., за 2014 год — 590 000 руб. Сумма за 2013 год не превысила предельного значения (568 000 руб.). И доход за 2014 год (624 000 руб.) не превысил максимум. Поэтому при расчете больничного листа будет учтен фактический заработок И.В. Пироговой за 2013-2014 годы.
Итого средний дневной заработок сотрудницы составил:
(498 100 руб. + 590 000 руб.) : 730 дн. = 1490,55 руб.
Следовательно, величина начисленного пособия по временной нетрудоспособности составила:
1490,55 руб. ×10 дн. = 14905,5 руб.
Далее рассмотрим, как образом производится начисление пособия по беременности и родам.
В феврале 2015 г. секретарь Воронова Т.С. взяла декретный отпуск на 140 дней. При расчете суммы пособия по беременности и родам учитываются доходы за 2014 и 2013 годы.
В 2013 году сумма заработной платы Вороновой Т.С. составила 250000 руб., отпускные – 20000 руб., больничные – 6000 руб. (15 дней). В 2014 г. размер заработной платы составил 300000 руб., отпускные 30000 руб., больничные 3000 (6 дней).
Соответственно, пособие по беременности и родам Вороновой Т.С. составит:
(250000 + 20000 + 300000 + 30000)/(365 + 365 – 15 – 6)*30,4*0,4 = 118476,73 руб.
После рождения ребенка Вороновой Т.С. положено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:
(250000 + 20000 + 300000 + 30000) / (365 + 365 — 15 — 6) × 30,4 × 0,4 = 600 000/ 709*30,4*0,4 = 10 290,55 руб. в месяц
Согласно положениям Трудового кодекса РФ, работник обладает правом на отпуск. Основной размер положенного на отдых периода составляет 28 календарных дней и предоставляется ежегодно.
Резерв, предназначенный для отпусков в будущем, в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры учитывается на кредите счете 96 в корреспонденции со счетами, на которых учитывается размер зарплаты сотрудников (20, 26, 44). Это отражено в учетной политике организации.
Расчет отпускных связан с определением следующих моментов:
- продолжительность расчетного периода;
- предыдущий заработок сотрудника в расчетном периоде;
- величина среднедневного заработка.
Стандартным расчетным периодом считается предыдущий год. Однако этот показатель может быть и меньше, при условии, что сотрудник отработал меньшее количество времени.
Величина заработка за расчетный период включает все выплаты, начисленные за отработанное время, за исключением отпускных и больничных листов (дни по этим начислениям также следует исключить из расчетного периода).
При расчете отпускных используется коэффициент для определения среднемесячного числа календарных дней, равный 29,3
Рассмотрим порядок начисления отпускных в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры.
Водителю Васильеву О.Г. был предоставлен отпуск с 15.08.2015 по 11.09.2015.Заработная плата в расчетном периоде (с 01.08.2015 по 31.07.2015) составляла ежемесячно 28 000 рублей в месяц. В декабре 2014 года эта сумма была равна 2545,45 рублей (остальное время с 04.12.2015 по 31.12.2015 сотрудник находился в отпуске).
- Количество расчетных дней в декабре равно 2,84 =(29,3/31*3).
- Расчет календарных дней равен 29,3*11+2,84=325,14 дней.
- Начисленная зарплата равна 28 000*11+2545,45=310 545,45 руб.
- Среднедневной заработок равен 310 545,45/325,14=955,11 руб.
- Сумма отпускных 955,11руб.*28дней= 26 743,08 руб.
Таким образом, Васильеву О.Г. была предоставлена сумма отпускных в размере 26 743,08 рублей.
2.3. Анализ фонда оплаты труда
Основная цель анализа фонда оплаты труда состоит в выявлении недостатков в аккумулировании и расходовании средств, которые направляются на эти цели.
К основным направлениям аналитической работы относятся:
— анализ формирования совокупных затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды в разрезе категорий работников;
— анализ использования фонда заработной платы в разрезе основных направлений их расходования.
Методика анализа заключается в определении абсолютного и относительного изменения фактического фонда оплаты труда и социальных выплат по сравнению с их плановой (базовой) величиной. При проведении относительного анализа учитывается степень выполнения плана по производству, на величину которого корректируется плановая величина фонда оплаты труда.
В таблице 2.1 приведены сведения о заработной плате персонала НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ.
По данным таблицы 2.1 можно сказать, что в 2014 году, по сравнению с 2013 годом ФОТ работников вырос на 10,38%, причинами этого послужило увеличения общей численности работников НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ.
Таблица 2.1. Заработная плата работников НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ
Вид персонала | Годовой ФОТ работников, тыс. руб. | Отклонение 2014 от 2013 | |||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Тыс.руб. | % | |
АУП (директор, заместители директора) | 2019,48 | 2069,97 | 2148,42 | 78,45 | 103,79% |
Специалисты (бухгалтерия, юридический отдел) | 1215,84 | 1477,25 | 2051,16 | 573,91 | 138,85% |
Обслуживающий персонал (сторожа, уборщицы) | 687,38 | 740,99 | 843,77 | 102,78 | 113,87% |
Основные рабочие (работники тира, инструктора по вождению) | 2134,60 | 2271,22 | 2298,93 | 27,71 | 101,22% |
Служащие | 1129,15 | 1201,42 | 1224,12 | 22,71 | 101,89% |
ИТОГО | 7186,45 | 7760,84 | 8566,40 | 805,55 | 110,38% |
На основании сведений о фонде оплаты труда и выплат социального характера проведем анализ затрат на содержание персонала НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Динамика затрат на оплату труда в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | Темп роста |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Затраты на оплату труда с отчислениями, всего, тыс. руб. | 9342,39 | 10089,10 | 11136,32 | 110,38% |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 7186,45 | 7760,84 | 8566,40 | 110,38% |
ФОТ в % к общим затратам на оплату труда | 76,92% | 76,92% | 76,92% | 100,00% |
Социальные выплаты, тыс. руб. | 2155,94 | 2328,25 | 2569,92 | 110,38% |
Социальные выплаты, в % к общим затратам на оплату труда | 23,08% | 23,08% | 23,08% | 100,00% |
Численность работников, чел. | 31 | 30 | 32 | 106,67% |
Выработка на одного работника, тыс. руб. | 1009,60 | 1096,01 | 951,43 | 86,81% |
Средняя величина оплаты труда с отчислениями | 301,37 | 336,30 | 348,01 | 103,48% |
В т.ч. средний размер оплаты труда | 231,82 | 258,69 | 267,70 | 103,48% |
Средняя величина социальных выплат | 69,55 | 77,61 | 80,31 | 103,48% |
Как видно из таблицы 2.2, средняя величина оплаты труда незначительно выросла (на 3,48%). Это обусловлено расширением оказания услуг в 2014 г. За счет роста выручки фонд оплаты труда вырос по сравнению с предыдущим периодом на 3,48%. То же самое касается величины социальных выплат и выработки на одного работающего. При этом рост численности персонала в 2014 году составил 6,67%.
Что касается доли ФОТ и доли социальных отчислений в структуре общих затрат на оплату труда, то они не изменились.
Таблица 2.3. Направления и структура расходования средств на заработную плату
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | Отклонение | Уд. вес | ||
Тыс. руб. | % | 2013 | 2014 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Использовано средств на заработную плату и отчисления на социальные нужды, всего | 9342,39 | 10089,10 | 11136,32 | 1047,22 | 110,38% | 100,00% | 100,00% |
Из них: | |||||||
1. На заработную плату, в т.ч. | 7186,45 | 7760,84 | 8566,40 | 805,55 | 110,38% | 76,92% | 76,92% |
— оплата фактически отработанного времени | 6108,31 | 6596,52 | 7248,56 | 652,04 | 109,88% | 65,38% | 65,09% |
— оплата неотработанного времени | 587,03 | 633,94 | 733,15 | 99,21 | 115,65% | 6,28% | 6,58% |
— единовременные поощрения | 419,38 | 452,89 | 478,67 | 25,78 | 105,69% | 4,49% | 4,30% |
— выплаты на питание, топливо | 71,74 | 77,49 | 106,01 | 28,52 | 136,81% | 0,77% | 0,95% |
2. Выплаты социального характера | 2155,94 | 2328,25 | 2569,92 | 241,67 | 110,38% | 23,08% | 23,08% |
Общий анализ формирования и расходования фонда заработной платы и отчислений на социальные нужды должен быть дополнен анализом использования средств ФОТ в разрезе основных направлений (таблица 2.3):
— оплата за фактически отработанное время;
— оплата неотработанного времени;
— единовременные премиальные выплаты;
— социальные выплаты.
Как следует из таблицы 2.3, средства на заработную плату и отчисления на социальные нужды в НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ РОССИИ ХМАО-ЮГРЫ в 2014 г. увеличились на 10,38%. При повышении оплаты за фактически отработанное время на 9,88% величина оплаты неотработанного времени увеличилась на 15,65%, а наибольшими темпами увеличивались выплаты на питание и топливо (+36,81%).
Различные направления использования средств содержания персонала незначительно изменили структуру этих затрат.
Определим динамику показателей производительности труда.
Показатели производительности труда работающих и рабочих определяем по следующей формуле:
ПТтп = ТП / ЧР ,
где ПТтп – производительность труда;
ТП – товарная продукция (выручка от продаж);
ЧР – численность работников.
В целом по организации:
ПТ2012 = 31297,5/31 = 1009,59 тыс. руб.
ПТтп 2013 = 32880,4/30 = 1096,01 тыс. руб.
ПТтп 2014 = 30445,9/32 = 951,43 тыс. руб.
Для основного персонала:
ПТтп 2012 = 31297,5/16 = 1956,09 тыс. руб.
ПТтп 2013 = 32880,4/15 = 2192,03 тыс. руб.
ПТтп 2014 = 30445,9/17 = 1790,94 тыс. руб.
Результаты всех расчетов заносим в таблицу 2.4.
Таблица 2.4. Расчет производительности труда
Показатель | абсолютные показатели | Темпы роста | ||||
2012 | 2013 | 2014 | ||||
2013/ 2012 | 2014/ 2012 | 2014/ 2013 | ||||
Выручка, тыс. руб. | 31297,5 | 32880,4 | 30445,9 | 105,06% | 97,28% | 92,60% |
Численность ППП, чел. | 31 | 30 | 32 | 96,77% | 103,23% | 106,67% |
В т.ч. основной персонал, чел. | 16 | 15 | 17 | 93,75% | 106,25% | 113,33% |
Производительность труда | ||||||
ППП в целом | 1009,597 | 1096,013 | 951,434 | 108,56% | 94,24% | 86,81% |
рабочих | 1956,094 | 2192,027 | 1790,935 | 112,06% | 91,56% | 81,70% |
Как видим, рост производительности труда в 2013 г. составил 8,56%, в 2014 по сравнению с 2013 г. производительность труда снизилась на 18,3%, а по сравнению с 2012 г. – на 8,44%.
Определим, как изменился объем выпуска продукции в результате изменения производительности труда и изменения численности персонала.
Факторная модель имеет вид:
ТП = Ч*ПТтп
Отклонение выручки составляет:
— 2013 от 2012
DТП = 32880,4 – 31297,5 = 1582,9 тыс. руб.
— 2014 от 2013
DТП = 30445,9 – 32880,4 = -2434,5 тыс. руб.
— 2014 от 2012
DТП = 30445,9 – 31297,5 = -851,6 тыс. руб.
Определим, под влиянием каких факторов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. произошел рост объема продукции. Для этого применим метод абсолютных разниц.
— влияние изменения численности
DЧПч = DЧ*ПТ0 = 2*1096,01 = 2192,03 тыс. руб.
— влияние изменения производительности труда
DЧПпт = Ч1*DПТ = 32*(-144,58) = -4626,53 тыс. руб.
Общее отклонение:
DЧП = 2192,03 – 4626,53 = -2434,5 тыс. руб.
Таким образом, основное влияние на снижение объема продукции оказало снижение производительности труда (-4626,53 тыс. руб.). Изменение численности привело к росту объема продукции на 2192,03 тыс. руб.
Аналогичным образом рассчитываем отклонения по другим периодам. Расчеты заносим в таблицу 2.5
Таблица 2.5. Влияние факторов на объем произведенной продукции
Влияние численности | Влияние производительности | Общее отклонение | |||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | ||
2013/2012 | -1009,597 | -63,78% | 2592,497 | 163,78% | 1582,900 |
2014/2013 | 2192,027 | -90,04% | -4626,527 | 190,04% | -2434,500 |
2014/2012 | 1009,597 | -118,55% | -1861,197 | 218,55% | -851,600 |
Как видно из таблицы 2.5, изменение объема продукции по всем периодам обусловлено изменением производительности труда, тогда как изменение численности работающих обеспечило меньший прирост (снижение) объема продукции.
Рассчитаем удельный вес основного персонала в общей численности работников предприятия, определим влияние изменения структуры персонала на показатели производительности труда в расчете на всех работников предприятия (таблица 2.6).
Таблица 2.6. Расчет удельного веса основного персонала
Показатель | абсолютные показатели | Темпы роста | Отклонения | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2013/ 2012 | 2014/ 2012 | 2014/ 2013 | 2013/ 2012 | 2014/ 2012 | 2014/ 2013 | |
Удельный вес основного персонала в общей численности ППП | 0,5161 | 0,5000 | 0,5313 | 96,88% | 102,93% | 106,25% | -0,0161 | 0,0151 | 0,0313 |
Численность ППП, чел. | 31 | 30 | 32 | 96,77% | 103,23% | 106,67% | -1 | 1 | 2 |
Объем продукции | 31297,5 | 32880,4 | 30445,9 | 105,06% | 97,28% | 92,60% | 1582,9 | -851,6 | -2434,5 |
Производительность труда в целом | 1009,597 | 1096,013 | 951,434 | 108,56% | 94,24% | 86,81% | 86,417 | -58,162 | -144,579 |
Производительность труда основного персонала | 1956,094 | 2192,027 | 1790,935 | 112,06% | 91,56% | 81,70% | 235,933 | -165,158 | -401,091 |
Удельный вес рабочих в общей численности персонала определяется как отношение численности рабочих к численности персонала:
УДр = Чр/Чппп *100%
Как видно из таблицы 2.6, удельный вес рабочих в общей численности ППП изменялся незначительно. В 2013 г. произошло снижение доли рабочих на 3,12%, в 2014 г. удельный вес рабочих вырос на 6,25 п.п. по сравнению с 2013 г. и на 2,93 п.п. — по сравнению с 2012 г.
Увязать производительность труда рабочих с производительностью труда в расчете на всех работающих можно с помощью следующей факторной модели:
ПТппп = УДр * ПТр
Определим влияние изменения структуры персонала на производительность труда в 2014 г. по сравнению с 2013 г.:
— влияние изменения удельного веса основного персонала
DПТуд = DУДр*ПТр0 = 0,0313*2192,03 = 68,501 тыс. руб.
— влияние изменения производительности труда основного персонала
DПТпт = УД1*DПТр = 0,5313*(-401,09) = -213,08 тыс. руб.
В целом отклонение составит -144,58 тыс. руб. Таким образом, основное влияние на снижение производительности труда персонала в целом оказало влияние снижение производительности труда основного персонала.
По другим периодам расчет ведем аналогично.
Расчеты сводим в таблицу 2.7.
Как видно из таблицы 2.7, изменение производительности труда по всем периодам обусловлено ростом производительности труда рабочих, тогда как сокращение удельного веса рабочих привело к сокращению производительности труда в целом.
Таблица 2.7. Влияние изменения структуры персонала на показатели производительности труда
Влияние удельного веса рабочих | Влияние производительности труда рабочих | Изменение производительности труда в целом | |||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | ||
2013 к 2012 | -31,550 | -36,51% | 117,966 | 136,51% | 86,417 |
2014 к 2013 | 68,501 | -47,38% | -213,080 | 147,38% | -144,579 |
2014 к 2012 | 29,578 | -50,85% | -87,740 | 150,85% | -58,162 |
Определим абсолютное отклонение в использовании ФЗП промышленно-производственного персонала, распределим его по следующим причинам: изменение численности ППП, изменение среднегодового уровня заработной платы.
Среднегодовую заработную плату определим как отношение ФЗП к численности персонала:
ЗП = ФЗП/Чппп
Результаты сводим в таблицу 2.8.
Как видно из таблицы 2.8, в 2013 г. ФЗП увеличился на 574,39 тыс. руб., или на 7,99%. В 2014 г. ФЗП вырос по сравнению с 2013 г. на 805,506 тыс. руб., или на 10,38%. Соответственно, по сравнению с 2012 г. ФЗП вырос на 1379,95 тыс. руб., или на 19,2%.
Таблица 2.8. Расчет среднегодовой заработной платы
Показатель | абсолютные показатели | Темпы роста | Отклонения | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2013/ 2012 | 2014/ 2012 | 2014/ 2013 | 2013/ 2012 | 2014/ 2012 | 2014/ 2013 | |
ФЗП ППП, тыс. руб. | 7186,45 | 7760,84 | 8566,4 | 107,99% | 119,20% | 110,38% | 574,39 | 1379,95 | 805,56 |
Численность ППП, чел. | 31 | 30 | 32 | 96,77% | 103,23% | 106,67% | -1 | 1 | 2 |
Среднегодовая з/п | 231,82 | 258,69 | 267,70 | 111,59% | 115,48% | 103,48% | 26,87 | 35,88 | 9,01 |
Определим, за счет каких факторов в 2014 г. произошел рост, используя факторную модель:
ФЗП = Чппп*ЗП
Используем метод абсолютных разниц.
— влияние изменения численности
DФЗПч = DЧппп*ЗП0 = 2*258,69 = 517,39 тыс. руб.
— влияние изменения заработной платы:
DФЗПзп = Чппп1*DЗП = 32*9,01 = 288,17 тыс. руб.
Общее отклонение ФЗП составляет 805,56 тыс. руб. Таким образом, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на рост ФЗП в большей степени оказал влияние рост численности (+517,39 тыс. руб.), тогда как рост среднегодовой заработной платы оказал меньшее влияние (+288,17 тыс. руб.)
Аналогично рассчитываем для остальных периодов. Результаты сводим в таблицу 2.9.
Таблица 2.9. Факторный анализ ФЗП
Влияние численности персонала | Влияние заработной платы | Изменение ФЗП | |||
2013/2012 | -231,82 | -40,36% | 806,21 | 140,36% | 574,39 |
2014/2013 | 517,39 | 64,23% | 288,17 | 35,77% | 805,56 |
2014/2012 | 231,82 | 16,80% | 1148,13 | 83,20% | 1379,95 |
Как видно из таблицы 2.9, в 2014 г. ФЗП по сравнению с 2012 г. увеличился в основном за счет роста заработной платы (+1148,13 тыс. руб., или на 83,2%), а также за счет изменения численности персонала ФЗП увеличился на 231,82 тыс. руб., или на 16,8%.
В 2013 г. ФЗП по сравнению с 2012 г. вырос на 574,39 тыс. руб. под влиянием роста заработной платы (+806,21 тыс. руб., или на 140,36%), тогда как под влиянием изменения численности персонала ФЗП сократился на 231,82 тыс. руб., или на 40,36%.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф