2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ TAWASAL)
2.1 Анализ российского рынка Online-платформ дистанционного обучения
Рынок Online-платформ для дистанционного обучения является частью глобального Ed—Tech рынка, сформировавшегося в результате цифровизации социально-экономической среды. Этот рынок отличается высокими темпами роста – за последние три года рынок увеличился вдвое и по итогам 2022 года достиг 87 млрд. руб. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика объема российского рынка Ed—Tech, млрд. руб. [39]
В плане структуры рынка превалируют сегменты дополнительного образования (36%) и детского образования (33%) (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура рынка Ed—Tech в России в 2022 году, % [39]
Сегмент LMS-платформ на рынке Ed—Tech представлен программными и облачными решениями, позволяющими образовательным организациям и корпоративным клиентам создавать системы дистанционного обучения. Наиболее распространенные в России LMS-платформы описаны в таблице 8.
Таблица 8 – Распространенные в России LMS-платформы [36]
Платформа | Стоимость | Особенности |
1. iSpring Learn | Бесплатный тариф — 0 рублей до 10 пользователей. Тариф Start — От 143 рублей за пользователя в месяц при обучении 25 сотрудников. Тариф Business — От 138 рублей за пользователя в месяц при обучении 300 сотрудников. | Загрузка и хранение учебных курсов в формате SCORM, видео в форматах FLV и MP4, аудио — в MP3, справочные документы — в PDF, DOC, XLS, PPT, презентации PPT, а также диалоговые тренажёры. Создание траектории обучения под конкретную должность или группы пользователей. 25 видов отчётов с возможностью выгрузки в таблицу Excel. |
2. TeachBase | Тариф Demo — Бесплатно на 2 недели для 10 пользователей. Тариф «Оптимальный» — 163 рубля за пользователя для 50 сотрудников. Тариф Prime — От 500 пользователей, цена по запросу. | Загрузка и хранение уже готовых учебных материалов, в том числе в формате SCORM. Добавление сотрудников с помощью импорта XLSX файла или приглашением по email. Выдача сертификатов. Планирование мероприятий в очном и онлайн-формате. |
3. Skill Cup | Тариф для 50 пользователей —15 000 рублей в месяц. Тариф для 100 пользователей — 29 500 рублей в месяц Тариф для 500 пользователей — 59 500 рублей в месяц | Создание и загрузка лонгридов. Загрузка аудио и подкастов. Проведение тестов, опросов. Загрузка и создание пользователей |
4. Unicraft | Тариф «Начало» — От 430 рублей за пользователя в месяц при обучении 10 сотрудников. Тариф «Оптимум» — От 105 рублей за пользователя в месяц при обучении 100 сотрудников. Тариф «Бизнес» — От 31 рубля за пользователя в месяц при обучении 1 000 сотрудников. | Поддержка курсов формата SCORM 1,2/2004, Tin Can, AICC. Загрузка материалов из видеохостингов. Импорт и экспорт пользователей. Поддержка диалоговых тренажёров. Оценки успеваемости сотрудников и статистика по обучению. |
5. Motivity | Тариф для 100 пользователей — 196 рублей за пользователя в месяц Тариф для 1 000 пользователей — 99 рублей за пользователя в месяц. | Игры для повышения мотивации. Возможность создать корпоративную соцсеть. Отчёты по уровню знаний, мотивации и вовлечённости. Библиотека материалов. |
6. «Эквио» | Тариф подбирается индивидуально — Для 300 пользователей от 158 рублей в месяц за сотрудника. | Загрузка файлов HTML, PDF, Microsoft Office. Управление пользователями. Отслеживание прогресса обучения, анализ обученности. Сбор статистических данных по успеваемости сотрудников. |
iSpring Learn — одна из самых распространенных LMS на российском рынке, поскольку позволяет образовательным организациям и компаниям (в целях корпоративного обучения) запустить обучение максимально оперативно. Система действует в облаке и не требует от пользователей наличия навыков программирования. Она отличается простотой использования, широкой функциональностью, поддержкой создания множества отчетов, наличием технической поддержки, интуитивно понятным интерфейсом.
Teachbase — российская LMS с возможностью настройки учебного портала под запросы и потребности компании. На платформе можно организовать как дистанционное обучение, так и продажу курсов. Платформа включает в себя конструктор для формирования курсов, гибкие настройки геймификации обучения, смешанные программы обучения. Платформа интегрируется с различным программным обеспечением (1С, Webinar.ru, Zoom, Clickmeeting и другие), имеет встроенный прокторинг.
Skill Cup — платформа для микрообучения, когда курсы разбиты на короткие уроки по 10–15 минут, которые можно пройти в удобное время. Платформа поддерживает различные мультимедийные форматы учебных материалов, имеет функции создания тестов и опросов для контроля знаний, сопровождается мобильным приложением.
Unicraft — российская платформа для онлайн-обучения, которая помогает проводить аттестации учащихся. Платформу отличает широкая функциональность, удобство и встроенный редактор курсов. Имеется поддержка курсов формата SCORM 1,2/2004, Tin Can, AICC. На платформе возможно формирование индивидуальной программы обучения для каждого пользователя. Присутствуют диалоговые тренажеры, элементы геймификации, интеграция с внешними сервисами.
В Motivity обучение на портале осуществляется с помощью материалов, тестов и учебных планов, которые можно проходить как в учебном классе, так и с экрана смартфона. Поддерживает функцию тестирования в разнообразных форматах, составление индивидуальных учебных планов, опросы, отчеты, геймификацию. Имеет встроенную онлайн-библиотеку учебных материалов.
«Эквио» — это российская LMS, которая позиционирует себя как цифровая экосистема, которая упрощает процессы обучения. Поддерживает создание тестов, опросов, видеоуроков, практических заданий, курсов формата SCORM, управление пользователями, отслеживание прогресса обучения, анализ обученности, сбор статистических данных по успеваемости, проведение встреч и вебинаров через встроенный Zoom, имеет раздел с опросами.
Таким образом, LMS-платформы весьма разнообразны, но при этом поддерживают похожие функции, отличаются гибкостью настроек, возможностью адаптации учебных материалов и механизмов контроля обучения под специфику организации. Все больше компаний и учебных заведений предпочитают облачные LMS-платформы из-за их гибкости, масштабируемости и удобства использования. Облачные решения также обеспечивают автоматическое обновление и более низкие начальные затраты на инфраструктуру. Более того, LMS-платформы становятся частью более крупных систем управления образованием и корпоративных инфраструктур. Многие LMS-платформы предлагают мобильные приложения и адаптированные интерфейсы для удобства доступа к обучению с мобильных устройств. Современные LMS-платформы предоставляют аналитические инструменты, которые позволяют отслеживать и оценивать эффективность обучения и результаты студентов или сотрудников.
Также можно выделить конкретные платформы для дистанционного обучения на Ed—Tech рынке, каждая из которых действует на основе LMS-платформ. Для лидеров рынка Ed—Tech характерно использование собственных LMS-платформ, нежели «коробочных» решений ввиду повышенной сложности продукта и большого числа пользователей. Среди таких игроков лидером является SkyEng, специализирующийся на языковом образовании. Можно заметить, что большинство лидеров рейтинга онлайн-платформ для обучения в 2023 году относится к дополнительному профессиональному и бизнес-обучению (таблица 9).
Таблица 9 – Лидеры Ed—Tech рынка России в 2023 году [38]
№п | Компании, платформы | Сфера деятельности | Выручка 2 кв. 2022 – 2 кв. 2023, млн. руб. |
1 | SkyEng | Языковое образование, детское образование | 2815 |
2 | SkillBox | Дополнительное профессиональное образование | 2400 |
3 | Like Центр | Бизнес-образование | 1625 |
4 | Корпорация «Синергия» | Бизнес-образование и высшее образование | 1538 |
5 | Яндекс Практикум | Дополнительное профессиональное образование | 1350 |
6 | Учи.Ру | Дополнительное детское образование | 1200 |
7 | GetCourse | Разработка образовательных курсов | 974 |
8 | Фоксфорд | Дополнительное детское образование | 918 |
9 | Умскул | Дополнительное детское образование | 820 |
10 | Компьютерная академия Top | Дополнительное профессиональное образование | 725 |
В заключение параграфа отметим основные тенденции Ed—Tech рынка. Среди них можно выделить как позитивные, так и негативные. К позитивным тенденциям относятся следующие:
− цифровизация образования (дистанционный формат крайне востребован как в сфере высшего образования, так и в сфере корпоративного обучения);
− активная эмиграция, зарубежное трудоустройство (люди стремятся изучать новое для карьерного роста, и на фоне эмиграции многих специалистов в 2022-2023 году в связи с СВО дистанционный формат становится крайне актуальным);
− диверсификация направлений обучения (создаются новые программы обучения во всех отраслях, выделяются инновационные специальности профессионального обучения) [40].
Среди негативных факторов, препятствующих развитию Ed—Tech рынка, выделяются следующие:
− геополитическая обстановка и кризис (люди сокращают расходы из-за снижения платежеспособности, в том числе расходы на оплату образовательных услуг);
− уход зарубежных онлайн-площадок (происходит сокращение конъюнктуры рынка, что актуализирует разработку российских платформ);
− завершение пандемии COVID-19 (бум дистанционного обучения спадает, люди нуждаются в прямом социальном взаимодействии, в том числе в сфере образования) [40].
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия
В рамках настоящего исследования изучается возможность создания Online-платформы дистанционного обучения в деятельности компании Tawasal Information Technology LLC.
Tawasal Information Technology LLC – мультипродуктовая финтех компания, ориентированная на рынок Азии, основанная в 2019 году и локализованная в ОАЭ.
Основным проектом компании является SuperApp – многофункциональное мобильное приложение, предоставляющее возможности для коммуникации, создания и потребления контента, финансовых операций, электронной коммерции. В приложении помимо мессенджера и звонков встроены трансляции спортивных событий и сервис агрегации новостей из популярных СМИ. В ближайшее время планируется добавить кошелек и patreon-alike сервис. В качестве подобных продуктов можно привести WeChat, Яндекс.Go, Grab.
Экономические показатели компании неизвестны в силу того, что компания не публикует финансовую отчетность в открытых источниках.
Организационная структура компании относится к линейному типу. Схема организационной структуры показана на рисунке 3.
Рисунок 3 – Организационная структура Tawasal Information Technology LLC
Генеральный директор (CEO) принимает стратегические решения, разрабатывает бизнес-планы и определяет направления развития компании в целом, обеспечивая достижение ее целей и миссии.
Директор по продукту (CPO) отвечает за стратегическое управление портфелем продуктов компании. Он определяет направления развития продуктов, выявляет потребности клиентов и управляет их разработкой и совершенствованием.
Менеджер по продукту (Product-manager) работает с конкретными процессами разработки продуктов. Он формулирует требования к функциональности, планирует релизы, управляет бюджетом и обеспечивает соответствие продукта бизнес-целям.
Менеджер по проекту (Project-manager) отвечает за организацию и управление процессами разработки. Менеджер по проекту устанавливает сроки, распределяет ресурсы и координирует работу команды, чтобы проекты завершились вовремя и в рамках обозначенных бюджетов.
Технический директор (СТО) разрабатывает техническую стратегию, архитектуру продуктов и обеспечивает техническую сторону разработки, координирует деятельность разработчиков.
Дизайнер создает пользовательский интерфейс продуктов. Он отвечает за внешний вид и удобство использования продуктов, формирование графического контента для продвижения продуктов (например, баннеры).
Разработчики Backend-developer занимаются разработкой серверной части приложений и обеспечивают их работоспособность и производительность. Разработчики Mobile developer разрабатывают мобильные приложения для разных платформ.
QA-тестировщик проводит тестирование продуктов, выявляет и отслеживает ошибки, обеспечивая высокое качество и надежность продуктов компании.
Макросреда предприятия была изучена и проанализирована с помощью PEST-анализа, который предполагает выявление факторов, относящихся к политической, экономической, социальной и технологической сферам. Факторы каждой группы оценены с позиции их веса внутри группы, важности и влияния на деятельность компании. Для каждого фактора выделяется вес внутри групп по значимости. Затем определяется влияние на деятельность объекта исследования по шкале от -10 (крайне негативное) до +10 (крайне положительное). Далее вес и важность фактора перемножаются, в результате чего получается суммарная оценка по каждому показателю. Все оценки, полученные по факторам, суммируются, чтобы определить, каких факторов в макроэкономической среде больше – положительных или негативных (таблица 10).
Наиболее проблемными факторами внешней среды в деятельности Tawasal Information Technology LLC являются политические и экономические, что продиктовано нестабильной ситуацией в стране, наличием санкционного давления. Социальные и технологические факторы макроэкономической среды, в свою очередь, являются наиболее благоприятными, что обусловлено потребностью населения и бизнеса в дистанционном обучении, регулярно совершенствуемой технико-технологической базой LMS-платформ.
Таблица 10 – PEST—анализ внешней среды Tawasal Information Technology LLC
Сфера | Факторы | Вес (1-3) | Важность фактора (-10-10 баллов) | Влияние на стратегию компании |
Политическая | Ухудшение политических отношений между Россией и ЕС США | 2 | -1 | -2 |
Введение новых санкций против России | 3 | 2 | —6 | |
Возможные изменения в законодательстве РФ | 1 | -8 | -8 | |
Экономическая | Существенное снижение курса рубля | 1 | -5 | -5 |
Активный инфляционный процесс | 2 | -5 | -10 | |
Снижение уровня доходов населения, и низкая активность хозяйствующих субъектов в плане финансирования корпоративного обучения | 3 | -9 | -27 | |
Социальная | Устойчивая социальная потребность в дистанционном обучении | 3 | 8 | 24 |
Эмиграция трудовых ресурсов и их потребность в удаленных сервисах обучения | 2 | 6 | 12 | |
Популяризация идей саморазвития и непрерывного образования | 1 | 6 | 6 | |
Технологическая | Непрерывное возникновение новых технологий для развертывания LMS-платформ | 2 | 5 | 10 |
Сложность интеграции LMS-платформ с информационными системами организаций | 1 | -5 | -5 | |
Сумма положительной составляющей оценки | 52 | |||
Сумма отрицательной составляющей оценки | —63 |
Сумма отрицательных факторов PEST-анализа составляет 63 балла, а положительных – 52 балла. Следовательно, можно говорить о том, что макросреда деятельности объекта исследования характеризуется негативным состоянием.
Анализ микросреды деятельности Tawasal Information Technology LLC проведен за счет использования модели М. Портера, отражающей пять рыночных сил и соответствующих им угроз (таблица 11).
Таблица 11 – Анализ микросреды предприятия Tawasal Information Technology LLC по модели М. Портера
Угрозы | Сила | Описание |
Угроза со стороны товаров-заменителей | Высокая | В данном случае товары-заменители могут включать в себя альтернативные виды LMS-платформ, в том числе собственные разработки образовательных организаций, альтернативные виды платформ формата «мини-курсы» и т.п. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции | Высокая | Внутриотраслевая конкуренция достаточно высока. Наличие других коробочных LMS-платформы, как на мировом, так и на российском рынке, создает конкурентное давление на объект исследования. Конкуренты могут предлагать аналогичные или более привлекательные по цене и качеству продукты, что может снизить спрос на платформу компании. |
Угроза появления на рынке новых игроков | Средняя | Появление новых разработчиков LMS-платформ на рынке может представлять угрозу для компании. Если новые игроки предложат инновационные продукты, привлекательные цены или другие конкурентные преимущества, это может привести к потере рыночной доли. |
Угроза потери текущих клиентов | Высокая | При возникновении проблем с качеством платформы, стабильностью ее функционирования и недовольстве клиентов или конкуренции со стороны других производителей, существует риск потери клиентской базы, что может негативно отразиться на дальнейшем распространении LMS-платформы. |
Угроза нестабильности поставщиков | Средняя | Среди поставщиков выступают различные сервисы и разработчики программного обеспечения, используемого для создания платформы, однако поскольку компания базируется в ОАЭ, проблема ухода поставщиков с российского рынка несколько нивелируется. |
Резюмируя результаты анализа, можно сделать вывод о том, что на микроэкономическом уровне деятельности компании высока угроза со стороны товаров-заменителей, конкурентов и угроза потери текущих клиентов. Средняя угроза наблюдается в связи с нестабильностью поставщиков и появлением новых игроков на рынке.
В целом, внешнюю среду деятельности предприятия можно назвать рискогенной: на макро- и микроэкономическом уровне наблюдается множество рисков и угроз, которые должны учитываться в процессе реализации проекта.
2.3 Анализ проектов предприятия в области EdTech
По состоянию на 2023 год у объекта настоящего исследования имеется опыт реализации одного проекта в области дистанционного обучения – Campus-Learning management system. Это платформа для дистанционного обучения в рамках одного приложения. Проект был запущен в 2020 году, однако в 2021 году закрылся, команда проекта была расформирована и задействована в других проектах в разных странах. Изначально продукт был ориентирован на университеты и школы ОАЭ и Индии, был сформирован MVP и бетта-версия платформы, но на фоне пандемии коронавирусной инфекции проект был приостановлен и до сих пор не завершен. Учитывая имеющиеся наработки и бетта-версию платформы, компания планирует перезапуск Campus-Learning management system в 2023 году с ориентацией на рынок LMS-платформ в России.
Учитывая намерения компании перезапустить проект LMS-платформы на новом рынке, в данном контексте исследования необходимо провести оценку эффективности проектного управления в Tawasal Information Technology LLC.
Анализ проводился по ряду критериев, описанных в таблице 12. Все критерии системно охватывают различные аспекты проектного управления в Tawasal Information Technology LLC.
Таблица 12 – Критерии оценки эффективности проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC
Критерии | Низкий потенциал (1 балл) | Средний потенциал (2 балла) | Высокий потенциал (3 балла) |
К1. Документационное обеспечение проектной деятельности предприятия | Несформированный и неструктурированный комплекс документационного обеспечения | Имеются частичные элементы документационного обеспечения проектной деятельности | Имеется полноценное документационное обеспечение управления проектной деятельностью |
К2. Состояние ресурсов, задействованных в операционной деятельности | Ресурсное обеспечение предприятия не подходит для реализации инвестиционных проектов | Качество ресурсного обеспечения достаточно высокое, однако не все ресурсы адаптированы под реализацию инвестиционных проектов | Наблюдается высокое качество ресурсного обеспечения и широкие возможности его адаптации под реализацию инвестиционных проектов |
К3. Методы, используемые при принятии решений в управлении проектами | Используются преимущественно ненаучные методы, допускается субъективная оценка специалистов | Методы используются научные, однако они маловариативны и не позволяют получить объективные результаты | Используется множество различных научных методов при принятии управленческих решений |
К4. Уровень инноватизации бизнес-процессов предприятия | Меньшая часть бизнес-процессов предприятия подвергается инноватизации | Преимущественно внедряются инновации для операционных бизнес-процессов | Инновационные решения внедряются для всех видов бизнес-процессов |
К5. Компетентность персонала в работе с технологиями проектной деятельности | Персонал преимущественно не компетентен в работе с технологиями проектной деятельности | Требуется обучение значительной части персонала | Персонал преимущественно компетентен в работе с технологиями проектной деятельности |
Всего выделено пять критериев, каждый из которых оценивается по трехбалльной качественной шкале. Первый критерий предполагал оценку документационного обеспечения, регулирующего проектную деятельность Tawasal Information Technology LLC. Второй критерий был направлен на изучение состояния ресурсов, которые влияют на проектную деятельность. В рамках третьего критерия предполагалось оценить содержательность и научность методов принятия решений в управлении проектами. Четвертый критерий связан с охватом бизнес-процессов предприятия инновационными решениями, с которыми преимущественно связаны планируемыми инвестициями в новые проекты. Пятый критерий позволил оценить, насколько персонал предприятия готов к работе с различными технологиями проектной деятельности.
Рассмотрим результаты оценивания по каждому критерию.
Критерий 1. Документационное обеспечение проектной деятельности предприятия
Внедрение новых проектов требует наличия соответствующего документационного обеспечения, регламентирующего проектную деятельность предприятия и как следствие – процессы интеграции новых проектов в портфель продуктов компании-разработчика.
Анализ внутренней отчетности Tawasal Information Technology LLCпозволил выявить наличие следующих документов, прямо и косвенно связанных с проектной деятельностью:
долгосрочная программа развития на 2021-2025 гг. (в стратегии проекты упоминаются как один из важнейших атрибутов стратегического развития компании);
инвестиционная программа на 2021-2025 гг. (в инвестиционной программе уточняются объемы и источники финансирования мероприятий по расширению операционной деятельности за счет создания новых проектов).
Следовательно, объект исследования имеет инвестиционную программу, описывающую приоритетные направления финансовых вложений на среднесрочный и долгосрочный периоды. Однако в документационном обеспечении отсутствует планирования использования различных инструментов управления проектами, в связи с чем его можно назвать неполным.
Критерий 2. Состояние ресурсов, задействованных в операционной деятельности
Второй критерий анализа был направлен на оценку состояния ресурсов Tawasal Information Technology LLC, от чего зависит потенциал реализации проектов по созданию новых программных продуктов. Для оценки ресурсов Tawasal Information Technology LLCбыл использован метод VRIO-анализа. VRIO-анализ позволяет оценивать ценности следующих групп ресурсов организации: персонал организации (человеческие ресурсы); материально-техническое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности (операционные ресурсы); информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности (маркетинговые ресурсы, используемые для продвижения услуг организации).
Каждая группа ресурсов оценивается по четырем критериям, названия которых соответствуют аббревиатуре метода VRIO-анализа:
− ценность ресурсов (V) – конкурентные преимущества, достигаемые ценностью ресурсов, которыми обладает организация;
− редкость ресурсов (R) – отражает способность к приобретению таких же ресурсов со стороны конкурентов организации;
− воспроизводство ресурсов (I) – показывает, насколько легко конкурентам создать такие же ресурсы;
− организованность ресурсов (О) – указывает на уровень налаженности использования ресурсов, управления ими в финансово-хозяйственной деятельности организации.
Все 4 критерия оцениваются по десятибалльной шкале – от меньшей оценки к наивысшей. Результаты VRIO-анализа для Tawasal Information Technology LLCпоказаны в таблице 13.
Таблица 13 – VRIO-анализ потенциала ресурсов для Tawasal Information Technology LLC
Критерии | Группы ресурсов | Сумма | ||
Человеческие | Материально-технические | Маркетинговые | ||
Ценность (V) | 8 | 6 | 7 | 21 |
Редкость (R) | 6 | 4 | 4 | 14 |
Воспроизводимость (I) | 2 | 5 | 5 | 12 |
Организованность (O) | 8 | 8 | 6 | 22 |
Сумма | 24 | 23 | 22 | — |
Из результатов VRIO-анализа следует, что максимальный уровень потенциала наблюдается у человеческих ресурсов Tawasal Information Technology LLC. Но эти человеческие ресурсы достаточно просто воспроизводятся – конкуренты могут нанять такой же компетентный персонал или предпринять меры для профессионального роста действующих сотрудников, повышения их мотивации к труду.
Второе место по количеству набранных баллов занимают материально-технические ресурсы Tawasal Information Technology LLC. Они отличаются весьма высоким уровнем ценности и организованности. На уровне ниже среднего находится редкость данной группы ресурсов, и они легко воспроизводятся.
Третье место занимают маркетинговые ресурсы Tawasal Information Technology LLC. В отличие от материально-технических, маркетинговые ресурсы организации имеют большую ценность, но с точки зрения рациональности маркетинговых процессов они менее организованы – организация уделяет недостаточное внимание маркетингу.
Таким образом, для Tawasal Information Technology LLCнаиболее целесообразна ориентация на человеческие ресурсы, выступающие ключевым фактором конкурентных преимуществ.
Критерий 3. Методы, используемые при принятии решений в проектной деятельности
Эффективное управление проектной деятельностью предприятия во многом зависит от того, насколько продуктивно принимаются решения о вложении финансовых ресурсов в те или иные проекты. Важно, чтобы эти решения были продуманными, опирались на научное обоснование целесообразности инвестиций и конкретных проектных решений по продукту, его разработке, продвижению. Методы, используемые в процессе принятия решений в проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC, описаны в таблице 14.
Таблица 14 – Анализ методов, используемых в процессе принятия решений в проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC
Метод | Не используется | Частично используется | Используется |
Эвристические | |||
Логические приемы |
|
| + |
Использование опыта, прецедентов |
|
| + |
Использование интуиции | + |
|
|
Коллективные | |||
Мозговая атака |
| + |
|
Экспертные оценки |
|
| + |
Метод «Дельфи» | + |
|
|
Количественные | |||
Линейное моделирование |
|
| + |
Динамическое программирование |
| + |
|
Вероятностные и статистические модели |
|
| + |
Имитационные модели |
| + |
|
Экономическое моделирование |
| + |
|
Регрессионные прогнозные модели | + |
|
|
Стратегические | |||
Матричные методы |
|
| + |
Методы анализа макроэкономической среды инновационного проекта |
|
| + |
Методы анализа микроэкономической среды инновационного проекта |
|
| + |
Социологические методы (анкетирование, опрос, интервьюирование) | + |
|
|
Согласно полученным результатам, специалисты Tawasal Information Technology LLCиспользуют методы анализа, относящиеся к группам эвристически методов, коллективных методов и количественных методов, а также стратегические методы (они, в отличие от других, весьма разнообразны в методическом комплексе объекта исследования).
Среди остальных групп одни используются постоянно, другие – лишь частично. В целом, вариативность методов, используемых специалистами Tawasal Information Technology LLC, можно назвать содержательной – анализ возможных управленческих решений сопровождаются полноценным аналитическим аппаратом на основе использования эвристических, коллективных, количественных и стратегических методов. Специалисты объекта исследования не принимают решений, руководствуясь интуицией, – они ориентируются на научное обоснование.
Критерий 4. Уровень инноватизации бизнес-процессов предприятия
Во многом потенциал развития проектной деятельности Tawasal Information Technology LLCзависит от того, насколько проекты ориентированы на финансирование инновационных технологий, охватывающих различные бизнес-процессы компании, среди которых принято выделять операционные (связаны с основной деятельностью хозяйствующего субъекта), управленческие (распространяются на все уровни управления – от высшего до линейного), и поддерживающие (маркетинг, снабжение, сбыт, документационное обеспечение управления, бухгалтерский учет и т.п.). Поскольку предприятие действует в сфере IT, для него крайне важно вкладывать средства в инновационные решения, чтобы конкурировать с другими многочисленными разработчиками как азиатского, так и российского рынка. Для оценки уровня инноватизации бизнес-процессов Tawasal Information Technology LLCбыл проведен анализ методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступили 3 линейных руководителя Tawasal Information Technology LLC (СЕО, СТО, СРО). Каждому эксперту требовалось оценить, насколько различные бизнес-процессы в деятельности компании охвачены инновационными решениями. Результаты экспертной оценки представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты экспертной оценки охвата бизнес-процессов Tawasal Information Technology LLC инновационными технологиями, %
Операционные бизнес-процессы, по мнению экспертов, в наибольшей степени охвачены инновационными решениями. Можно вычислить средний уровень охвата бизнес-процессов инновациями:
поддерживающие: (20 + 35 + 15) / 3 = 23,3%
операционные: (55 + 70 + 65) / 3 = 63,3%
управленческие: (30 + 35 + 25) / 3 = 30%
Таким образом, можно говорить о достаточно существенном охвате операционных бизнес-процессов инновациями, но о малом проникновении инноваций в управленческую и поддерживающую деятельность предприятия. Следовательно, предприятие открыто к инноватизации операционных процессов, в том числе на уровне проектной деятельности.
Критерий 5. Компетентность персонала в работе с технологиями проектной деятельности
Последний критерий анализа предполагал оценку того, насколько компетентен персонал Tawasal Information Technology LLC при работе с различными технологиями проектной деятельности – от компетентности сотрудников во многом зависит рациональность выбора тех или иных инструментов управления проектами и вероятная экономическая эффективность их использования. Согласно данным, представленным на рисунке 5, большая часть руководящих кадров и специалистов объекта исследования обладает достаточной компетентностью.
При этом целесообразна организация дополнительного обучения (повышения квалификации) для руководящих кадров и специалистов. Однако важно понимать, что поскольку анализируется компетентность персонала в использовании различных инструментов управления проектами, выявленный уровень компетентности персонала может оказаться недостаточным в будущем: необходим регулярный мониторинг уровня профессионального развития сотрудников Tawasal Information Technology LLC на фоне расширения комплекса проектов и продуктов компании.
Рисунок 5 – Компетентность персонала Tawasal Information Technology LLC в работе с технологиями проектной деятельности
Результаты анализа эффективности проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC резюмированы в таблице 15.
Таблица 15 – Результаты оценки эффективности проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC
Критерии | Выводы | Эффектив-ность (баллов) |
К1. Документационное обеспечение проектной деятельности предприятия | Имеются частичные элементы документационного обеспечения проектной деятельности | 2 |
К2. Состояние ресурсов, задействованных в операционной деятельности | Наблюдается высокое качество ресурсного обеспечения и широкие возможности его адаптации под реализацию новых проектов | 3 |
К3. Методы, используемые при принятии решений в проектной деятельности | Используется множество различных научных методов при принятии управленческих решений | 3 |
К4. Уровень инноватизации бизнес-процессов предприятия | Преимущественно внедряются инновации для операционных бизнес-процессов | 2 |
К5. Компетентность персонала в работе с технологиями проектной деятельности | Требуется обучение незначительной части персонала | 2 |
Итого | 12 из 15 (80%) |
Можно сделать вывод о достаточно высоком уровне эффективности проектной деятельности Tawasal Information Technology LLC (12 баллов из 15, что составляет 80%). В то же время имеют место и проблемы управления, связанные с недостаточно содержательным документационным обеспечением, низким охватом бизнес-процессов инновационными решениями и недостаточной компетентностью персонала в работе с проектной деятельностью (рисунок 6)
Рисунок 6 – Результаты оценки эффективности проектной деятельности в Tawasal Information Technology LLC
Также для Tawasal Information Technology LLCбудет важным понимание научно обоснованных методических подходов к планированию и реализации проектов, особенно связанных с разработкой новых многопользовательских продуктов на подобие LMS-платформ.
2.4 Обоснование целесообразности разработки проекта создания Online-платформы для обучения
Проект создания Online-платформы для дистанционного обучения приоритетен для Tawasal Information Technology LLC в силу следующих факторов:
1 Компания имеет опыт разработки аналогичного проекта для клиентов из ОАЭ и Индии, в частности уже проработаны MVP и бетта-версия продукта;
2 Компания имеет организованную команду разработчиков, дизайнеров, тестировщиков, прочих специалистов в области управления проектами и продуктами, которые сохраняют связь между собой и готовы к дальнейшей совместной работе;
3 Несмотря на то, что компания зарегистрирована в ОАЭ, она имеет российское происхождение: руководящий персонал компании хорошо знаком с российским Ed—Tech-рынком и понимает его специфику;
4 В условиях санкций и ухода зарубежных проектов с российского Ed—Tech-рынка актуализируется спрос на отечественные разработки.
Для оценки возможностей Tawasal Information Technology LLC по реализации проектной деятельности за счет создания проекта Online-платформы дистанционного обучения был проведен SNW-анализ, предполагающий рассмотрение сильных и слабых, а также нейтральных сторон деятельности предприятия, связанных с проектной и инвестиционной деятельностью.
В первую очередь были выделены сферы анализа – те аспекты деятельности предприятия, которые важны для проекта. На уровне данных сфер были выделены факторы, которые подвергались оцениванию. Для каждого фактора в рамках группы был установлен удельный вес (от 1 до 5 ед.), показывающий значимость фактора в группе. Затем было определено влияние этого фактора на возможность осуществления проекта – при положительном влиянии фактор признавался как сильная сторона предприятия с оценкой +1, при негативном влиянии фактор признавался как слабая сторона предприятия с оценкой -1, и при нейтральном влиянии выставлялась оценка 0.
Результаты SNW-анализа для Tawasal Information Technology LLCописаны в таблице 16.
Таблица 16 – SWN-анализ возможностей Tawasal Information Technology LLCпо реализации проекта создания Online-платформы
Параметр | Вес (0-5) | S (сильные стороны) | N (нейтральные стороны) | W (слабые стороны) |
Стратегическая ориентация бизнеса | ||||
Стратегия развития предприятия нацелена на создание новых активов | 2 | 1 |
|
|
В стратегии развития предприятия присутствует ориентация на повышение конкурентоспособности | 2 | 1 |
|
|
В стратегии развития предприятия присутствуют планы по выходу на региональные рынки за пределы ОАЭ | 3 |
|
| -1 |
Сумма = 1 | ||||
Материально-техническое обеспечение бизнеса | ||||
Предприятие располагает материально-техническим обеспечением, необходимым для реализации проектов в IT | 3 |
|
| -1 |
Услуги предприятия соответствуют экологическим нормам и могут быть адаптированы под новые стандарты | 5 | +1 |
|
|
Изношенность основных фондов предприятия | 3 |
| 0 |
|
Сумма = 2 | ||||
Достаточность финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности | ||||
Предприятие является прибыльным и имеет ресурсы, которые могут быть инвестированы в проект | 4 |
|
| -1 |
Предприятие платежеспособно и финансово устойчиво, ввиду чего может привлекать заемные средства для финансирования проекта | 2 |
|
| -1 |
Сумма = -6 |
| |||
Качество человеческих ресурсов и опыта использования технологий проектного управления |
| |||
Человеческие ресурсы предприятия достаточно компетентны для использования проектных технологий | 4 |
|
| -1 |
У предприятия есть опыт деятельности на российском рынке | 2 |
|
| -1 |
У предприятия есть опыт создания LMS-платформ для других рынков | 2 | 1 |
|
|
Сумма = -5 |
| |||
Сума = 1 + 2 — 6 – 5 = -8 |
|
Итоговая сумма по результатам SNW-анализа составляет -8 баллов – отрицательное значение, которое свидетельствует о целесообразности расширения комплекса управленческих инструментов в проектной и инвестиционной деятельности Tawasal Information Technology LLC.
Проиллюстрируем результаты SNW-анализа по группам оценочных критериев (рисунок 7).
Рисунок 7 – Результаты SNW-анализа возможностей организации проекта для Tawasal Information Technology LLC
Таким образом, на фоне негативных факторов внешней среды целесообразно совершенствование проектной деятельности, в том числе за счет внедрения новых технологий управления проектами в Tawasal Information Technology LLC. При этом внутренняя среда предприятия, как показали результаты проведенного анализа, характеризуется достаточно высоким уровнем эффективности проектной деятельности (80%). Главным образом предприятие имеет опыт создания LMS-платформы, запуск MVP и бетта-версии – этот опыт может быть задействован в создании программного продукта для российского Ed—Tech рынка, который, согласно результатам проведенного анализа, активно развивается и ежегодно увеличивается, но при том отличается повышенной конкуренцией, требующей от Tawasal Information Technology LLC повышенного внимания к объективности проектных управленческих решений.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф