Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка бизнес-плана проекта «Online платформа для обучения (EdTech)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность, особенности, преимущества и недостатки проектов в сфере дистанционного обучения

1.2 Понятие и виды Online-платформ для организации дистанционного обучения

1.3 Инструменты диагностики и обоснования управленческих решений

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ TAWASAL)

2.1 Анализ российского рынка Online-платформ дистанционного обучения

2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.3 Анализ проектов предприятия в области EdTech

2.4 Обоснование целесообразности разработки проекта создания Online-платформы для обучения

3. ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОЕКТУ

3.1 Концепция проекта

3.2 Организационная структура проекта

3.3 Затраты на реализацию проект

3.4 Показатели экономической эффективности проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В период активного преобразования российского общества одной из важнейших задач является обновление системы образования, основанное на принципах гуманной педагогики, отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества. Для полной реализации потенциала учащихся на всех ступенях обучения важно использовать технологии, позволяющие адаптировать учебный процесс под их особенности, потребности, интересы, возможности. В этом свете особую актуальность приобретает создание дистанционных платформ обучения, позволяющих студентам осваивать учебные программы удаленно.

Для российского EdTech рынка создание Online-платформ для дистанционного обучения в настоящий момент особенно приоритетно на фоне санкций, ухода с рынка многих зарубежных поставщиков программного обеспечения и образовательных сервисов. Вся digital-сфера развивается в русле тенденции импортозамещения, повышая конкурентный потенциал новых проектов по созданию LMS-платформ.

В проектах создания дистанционных платформ обучения крайне важно рациональное планирование управленческих решений и применение современных технологий проектного менеджмента. Значимость управленческих решений состоит в том, что такая система позволяет всецело анализировать внутри организации проблемы проектного планирования, контроля и учета отдельных процессов реализации проекта. Более того, в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды разработчики платформ для дистанционного обучения нуждаются в таких подходах к управлению проектами, которые характеризуются наличием стратегического компонента, сопровождаются экономическими показателями эффективности и вниманием к рискам проектов.

Объект исследования: компания Tawasal Information Technology LLC.

Предмет исследования: возможности создания Online-платформы для дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC.

Цель исследования: разработка проекта создания Online-платформы для дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность, особенности, преимущества и недостатки проектов в области дистанционного обучения;

2. Изучить понятие и виды онлайн-платформ для обучения, технологии их разработки;

3. Определить инструменты диагностики и обоснования управленческих решений в области образования;

4. Проанализировать российский рынок LMS-платформ и тенденции его развития;

5. Рассмотреть организационно-экономические характеристики деятельности компании Tawasal Information Technology LLC;

6. Оценить проекты компании Tawasal Information Technology LLC в области образования;

7. Обосновать целесообразность реализации проекта по созданию платформы для дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC;

8. Разработать организационную структуру проекта по созданию платформы для дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC;

9. Оценить экономические показатели проекта создания платформы для дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC.

Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании аттестационной работы:

контент-анализ (при изучении научной литературы);

методы информационно-графического моделирования;

методы математической статистики;

общие эмпирические методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Теоретическая база исследования представлена трудами выдающихся специалистов в области информационных технологий, проектного менеджмента. В частности, при написании аттестационной работы были изучены труды таких авторов, как Акимова И.В., Баландин И.А., Весманов С.В, Кухтина Я.В., Майорова М.А., Сорокопуд М.С., Филипская А.В., Халтурин Ю.Л., и многих других.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что на практическом этапе выпускной квалификационной работы была разработана концепция проекта создания Online-платформы дистанционного обучения компанией Tawasal Information Technology LLC. Экономическое обоснование проекта свидетельствует о целесообразности его осуществления.

Структура аттестационной работы представляет собой научное исследование, состоящее из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность, особенности, преимущества и недостатки проектов в сфере дистанционного обучения

 

На протяжении последних нескольких десятилетий формировалась новая культура управленческой деятельности, получившая название «управление проектами». Основной предпосылкой формирования данной сферы управленческой деятельности стало то, что подавляющее большинство бизнес-структур приобрели проектно-ориентированную форму, обуславливающую необходимость использования проектного подхода в управлении.

Специфику управления проектами и его отличия от общего управления отражает такое определение: «Под управлением проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании)» [26, c. 99].

Управление проектами заключается в осуществлении и доведении проекта до логического завершения путем организации и управления людьми, временем, издержками и ресурсами. Сам термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Таким образом, объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем.

В историческом разрезе концепция управления проектами восходит к теории тройственной ограниченности. Тройственная ограниченность описывает баланс между содержанием проекта, стоимостью, временем и качеством.

Среди конкретных признаков проектной деятельности можно выделить следующие:

— во-первых, проект должен быть направлен на достижение конкретных, строго определенных целей;

— во-вторых, проект должен предполагать скоординированное выполнение взаимосвязанных и последовательных действий, обеспечивающих достижение установленных целей;

— в-третьих, проект должен иметь ограниченную и заранее спланированную протяжность времени исполнения, с фиксированными началом и концом;

— в-четвертых, каждый проект должен быть в определенной степени уникальным и неповторимым [27, c. 169].

Проекты реализуются в самых разнообразных областях, в том числе в образовании. Для проектов образовательной сферы характерны следующие особенности:

1. Целевая аудитория. Проекты в образовательной сфере ориентированы на обучение и развитие людей разных возрастов, профессий. Необходимо учитывать вариативность потребностей, уровень учащихся, а также обеспечивать доступность и инклюзивность образования;

2. Образовательный контент. Образовательные проекты требуют разработки качественного и актуального образовательного контента, включающего в себя дидактические материалы, учебные программы, видеоуроки, тесты и многие другие форматы контента;

3. Оценка и мониторинг. Оценка образовательных результатов и мониторинг прогресса обучения играют важную роль в таких проектах. Проекты должны предполагать наличие систем оценки, обратной связи и аналитики для контроля эффективности и качества образовательных процессов;

4. Соблюдение нормативных требований. Образовательные учреждения подвергаются регуляторным требованиям и стандартам (например, Федеральные государственные образовательные стандарты в России, GDPR в Европе или FERPA в США). Соблюдение законодательных норм должно быть неотъемлемой задачей проектов в сфере образования;

5. Партнерство и сотрудничество. В образовании часто успешными являются проекты, которые предполагают активное сотрудничество с другими учебными учреждениями, библиотеками, некоммерческими организациями, органами власти и прочими заинтересованными сторонами;

6. Педагоги и их компетентность. Роль педагогов остается ключевой в образовательных проектах. Их подготовка, обучение и уровень профессиональной компетентности играют важную роль в успешной реализации проектов в образовательной сфере;

7. Социальное влияние. Образовательные проекты могут оказывать существенное влияние на социальную среду, способствуя увеличению уровня образованности населения, поддержки экономического и социокультурного разнообразия государств;

8. Устойчивость и долгосрочность. Многие образовательные проекты ориентированы на долгосрочные результаты и устойчивость [14, c. 38].

В настоящий момент активно развиваются дистанционные технологии обучения. Учитывая численность учащихся в образовательных организациях, невозможно игнорировать проблему повышенной сложности работы с такими массивами данных вручную: очевидно, что образовательные организации не располагают достаточными человеческими, временными и прочими ресурсами для обеспечения возможности формирования индивидуальных траекторий учащихся вручную, в связи с чем активно реализуют проекты внедрения дистанционных платформ обучения. В научной литературе обнаруживается множество подтверждений этому тезису:

именно электронные образовательные ресурсы авторы считают ключевым средством реализации индивидуальных образовательных траекторий, на которые сейчас ориентируются как образовательные организации, так и корпоративные институты [18];

при ориентации на дистанционные технологии образовательная среда трансформируется до вида «информационно-образовательной» [32];

в условиях активного внедрения дистанционных технологий обучения процесс обучения может быть автоматизирован полностью [39];

наблюдается постепенный переход в деятельности образовательных организаций от использования информационных технологий в учетно-контрольных целях до полного охвата информационными технологиями всех образовательных процессов, что можно считать закономерной цифровизацией системы образования, подобной цифровизации экономики [3].

Проекты в области дистанционного обучения, как правило, ориентированы на внедрение конкретных технологий. Среди них можно выделить следующие (таблица 1).

Таблица 1 – Технологии дистанционного обучения [33]

Технология

Описание

Образовательные платформы (LMS)

Системы управления обучением, предоставляющие инфраструктуру для управления и организации обучения.

Видео-конференц-платформы

Технологии для виртуальных уроков и коммуникационного взаимодействия между учащимися и преподавателями.

Онлайн-курсы

Интерактивные курсы, доступные онлайн с использованием различных платформ.

Мобильные приложения

Приложения для обучения на смартфонах и планшетах.

Системы управления контентом (CMS)

Платформы для создания и управления веб-сайтами и порталами образовательных организаций.

Интерактивные доски и планшеты

Технологии, делающие обучение более интерактивным.

Аналитика и искусственный интеллект (AI)

Использование данных и AI для анализа успеваемости и адаптивного обучения.

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)

Технологии для создания интерактивных сценариев и симуляций в процессе обучения.

Блокчейн

Используется для подтверждения достижений и электронных дипломов.

Системы управления версиями (VCS)

Используются для совместной работы над созданием контента и приложений в процессе обучения.

 

           Также можно выделить преимущества и недостатки проектов в области дистанционного обучения (таблица 2). Среди основных преимуществ проектов в области дистанционного обучения выделяются их доступность, гибкость в планировании обучения, разнообразие образовательных ресурсов, индивидуализация обучения, сокращение затрат образовательных организаций. Среди недостатков выделяются отсутствие личного контакта, необходимость повышенной самодисциплины учащихся, возможные технические проблемы и проблемы безопасности, ограниченное взаимодействие.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки проектов дистанционного обучения [28]

Преимущества

Описание

Недостатки

Описание

1. Доступность

Обучение доступно из любой точки мира.

1. Отсутствие личного контакта

Физический контакт между преподавателем и учащимися отсутствует, что может негативно влиять на качество обучения и мотивацию.

2. Гибкость в планировании обучения

Учащиеся могут выбирать удобное для них время обучения.

2. Необходимость самодисциплины

Дистанционное обучение требует от учащихся самодисциплины и мотивации для успешного завершения курса.

3. Разнообразие ресурсов

Использование множества образовательных ресурсов.

3. Технические проблемы

Не всегда учащиеся имеют доступ к необходимой технической инфраструктуре и высокоскоростному интернету.

4. Индивидуализация

Создание адаптивных программ обучения.

4. Ограниченное взаимодействие

Ограничение возможности совместной работы, коллективного обучения.

5. Сокращение затрат

Экономия на строительстве и обслуживании физических учебных помещений.

5. Проблемы безопасности

Обеспечение защиты данных и конфиденциальности информации может быть сложной задачей.

 

Таким образом, проекты в сфере образования отличаются повышенной социальной значимостью, долгосрочной целевой ориентацией, важной ролью компетентности человеческих ресурсов, активной цифровизацией образовательной среды. Одной из базовых технологий дистанционного обучения являются LMS-платформы, сущность которых рассмотрена в следующем параграфе аттестационной работы.  

1.2 Понятие и виды Online-платформ для организации дистанционного обучения

Дистанционное обучение реализуется за счет использования различных технологий, основной среди которых является технология Online-платформ, которая также именуется как Learning Management System платформы (LMS-платформы). LMS определяется как всеобъемлющее полномасштабное решение для управления всеми учебными процессами, включая планирование занятий, онлайн-обучение, традиционные, виртуальные и дистанционные форматы образовательных процессов [35, c. 998].

Если рассматривать такие системы как хранилища графического и текстового контента (образовательного материала), с одной стороны, а с другой как инструменты организации процесса восприятия этого контента, то интеграция в них представленных результатов обеспечит возможность персонализировать контент под каждого конечного пользователя и организовать индивидуальные траектории обучения. При таком подходе, как уточняют исследователи, организация системного использования учебных данных является одной из важных задач, поскольку обеспечивает поддержку непрерывной реализации процесса обучения, своевременную координацию студентов в образовательной траектории [22]. Среди наиболее распространенных функций LMS-платформ можно выделить следующие:

1. LMS позволяют создавать, организовывать и хранить разнообразные учебные материалы, такие как текстовые документы, видеоуроки, тесты, презентации и др.;

2. LMS предоставляют средства для создания курсов, программ обучения и учебных планов. Преподаватели могут структурировать учебный процесс и задания;

3. С помощью LMS можно регистрировать пользователей, назначать им роли (студенты, преподаватели, администраторы), отслеживать прогресс и хранить информацию о успеваемости;

4. LMS обычно предоставляют средства для интерактивного обучения, такие как форумы для обсуждения, чаты, вопросы и ответы и другие инструменты для взаимодействия;

5. Платформы LMS позволяют создавать и проводить онлайн-тесты, а также автоматически оценивать результаты обучения, что упрощает процесс оценки знаний;

6. LMS предоставляют средства для отслеживания активности пользователей и анализа результатов обучения, что помогает улучшать качество образовательных программ;

7. Многие современные LMS обеспечивают доступ к обучению через веб-браузеры и мобильные приложения, что позволяет учащимся обучаться из любой точки мира и с любого устройства [34].

Также обратим внимание на виды LMS-платформ. Их классификации показаны в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация LMS-платформ [19]

Критерий классификации

Виды платформ

Модель развертывания

Облачные (Cloud-based) LMS

Локальные (Self-hosted) LMS

Функциональность

Базовые (Basic) LMS

Расширенные (Advanced) LMS

Рыночная направленность

Корпоративные LMS

Образовательные LMS

Целевая аудитория

LMS для высшего и дополнительного образования

LMS для корпоративного обучения

Лицензирование

Открытые (Open-source) LMS

Коммерческие (Commercial) LMS

Методы обучения

Традиционные LMS

Адаптивные LMS

Взаимодействие и социальные функции

Социальные LMS

Коллаборативные LMS

 

Несмотря на то, что LMS-платформы разнообразны, для большинства из них характерно наличие следующих структурных компонентов:

1. Административный модуль, на уровне которого фиксируются права пользователей системы, допуск к тем или иным данным, производится резервирование и восстановление данных;

2. Методический модуль, на уровне которого создаются обучающий сценарии. Этот модуль включает в себя тематические модули, ориентированные на индивидуальные потребности учащихся;

3. Пользовательские модули, а именно модуль студента и модуль преподавателя. Каждый такой модуль должен иметь интерфейс личного кабинета с понятной навигацией разделов, всеми необходимыми данными, последовательно открывающимися учебными программами, поддержкой коммуникационного взаимодействия между студентом и преподавателем;

4. Модуль сценариев, разделяющийся на два внутренних модуля для индивидуальных и групповых сценариев. Этот модуль обеспечивает интерактивное прохождение методических сценариев, то есть выполнение заданий, прохождение опросов, тестов, и т.п.;

5. Коммуникатор — отдельный модуль, который связывает между собой остальные модули, а также базу данных [25, с. 217].

Важно отметить, что образовательные организации и корпорации (реализующие корпоративное обучение своих сотрудников) не только используют готовые программные решения, но и создают собственные LMS-платформы. В качестве успешного кейса самостоятельной разработки такой платформы можно назвать УрФУ. На базе университета создана информационная система, включающая в себя следующие функции: управление образовательным пространством; управление нагрузкой преподавателей; управление индивидуальным расписанием обучающегося; поддержка удаленной сдачи контрольных мероприятий; цифровые профили рабочей программы дисциплины; рекомендаций по выбору курсов и обучающимися; сервис РОП по оценке качества образовательной программы [37].

Таким образом, теоретико-методологическую основу развития информационных систем управления дистанционным обучением составляют:

— диалектические принципы возможности и действительности, отражающие устойчивую взаимосвязь образования, социального развития, науки и техники, а также детерминирующие развитие цифрового образования;

— кластерный подход, обеспечивающий единство традиций и инноваций, интенсивность информационного обмена с окружающей средой, а также позволяющий структурировать учебный материал по разным логическим основаниям;

— концепции цифрового профессионального образования, способствующие адаптации теории и методики профессионального образования под запросы цифровой экономики, ориентирующие на организацию современной цифровой образовательной среды [23].

Следует отметить, что современные информационные системы, используемые высшими учебными заведениями, в основном нацелены на сбор и хранение данные об учащихся, о состоянии имущества заведения, о педагогах и прочих административных факторах. Другими словами, предназначение таких систем имеет скорей учетный характер, который, безусловно, облегчает задачу управления образовательной организацией, но не может быть эквивалентом полноценной цифровизации обучения. Электронный документооборот, он существенно облегчил работу вузов с информацией, но не решил проблем индивидуального подхода к обучению [12].

Более того, часто в информационных системах вузов хранятся данные о переписках в учебных чатах, записи онлайн-лекций и прочих форм обучения, реализуемых в дистанционном формате, многочисленные учебные материалы (в том числе выполненные студентами). Но обработка этих данных не дает представления о том, как лучше организовывать образовательный процесс, какие проблемы препятствуют индивидуальному подходу к обучению.

Сложившаяся ситуация достаточно закономерна: изначально информационные системы вузов имели другое предназначение, тогда как концепция индивидуальной образовательной траектории студента стала распространяться гораздо позднее. Однако для полноценного внедрения этой концепции недостаточно внедрения точечных цифровых решений в отдельные образовательные и административные процессы учебного заведения. Крайне важно, чтобы все цифровые решения не просто автоматизировали образовательный процесс, но и обеспечивали студента предложениями и рекомендациями о том, каким образом он может наиболее продуктивно организовать свое обучение [8].

В частности, при разработке LMS-платформ могут использоваться методики и методы:

проектно-ориентированного образования;

case-study (решение кейсов и разработка собственных кейсов студентами по анализу данных);

методика проектирования от результата (backward design);

методы организационно-управленческого анализа интеллектуальных обучающих систем (intelligent tutoring system);

метод анализа структуры управляемых данных (structure discovery);

методы модельного анализа и перевода данных для принятия решений об управлении качеством образования [4].

Все эти методики и методы сводятся к аналитическому осмыслению данных об образовательном процессе, в результате которого возможно принятие решений по автоматизации обучения.

Таким образом, LMS-платформа – это информационная система, предназначенная для обработки и использования информационных данных, используемых в процессе управления обучением, за счет цифровых технологий. Такая информационная система может разрабатываться как с нуля, полностью под потребности образовательной организации, так и внедряться на базе готовых программных решений. При разработке LMS-систем важно рационально скомпоновать информационно-аналитические модули, блоки данных, обеспечить понятный для пользователей (учащихся и преподавателей) интерфейс.

1.3 Инструменты диагностики и обоснования управленческих решений 

Управленческие решения являются неотъемлемой частью проектов в сфере дистанционного обучения и любых других. Управленческие решения представляют собой «акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению возникшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации об ее состоянии» [17, c. 8]. Также управленческие решения определяются как «вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании» [11, c. 22].

Управленческие решения разнообразны и могут быть дифференцированы по различным признакам (таблица 4).

Управленческие решения принимаются как на этапе планирования проекта, так и в процессе его реализации, по итогам завершения проекта. Эффективность проекта во многом зависит от того, насколько управленческие решения объективны, рациональны, в связи с чем они нуждаются в научном обосновании и методологическом обеспечении.

 

 

 

Таблица 4 – Основные классификации управленческих решений [29]

Признак

Виды

Описание

По уровню принятия решений

Стратегические решения

Охватывают долгосрочное планирование и стратегическое развитие организации. Принимаются высшим руководством и ориентированы на определение общих целей, направлений развития и принципов деятельности.

Тактические решения

Относятся к среднесрочному и тактическому управлению. Принимаются менеджерами на промежуточных уровнях организации и связаны с планированием ресурсов, координацией отделов, контролем выполнения задач и принятием оперативных решений.

Оперативные решения

Охватывают ежедневную операционную деятельность организации. Принимаются непосредственными руководителями и сотрудниками на основе установленных процедур и правил. Направлены на решение текущих задач, контроль процессов и управление ресурсами.

По характеру принятия решений

Программные решения

Основываются на заранее разработанных правилах, процедурах или стандартах. Используются для регулярных и повторяющихся ситуаций, где можно применить заранее определенные алгоритмы принятия решений.

Непрограммные решения

Требуют индивидуального анализа и оценки, поскольку не существует четких правил или стандартов. Такие решения принимаются в нестандартных ситуациях, где требуется творческий подход и экспертное мнение.

По области применения

Финансовые решения

Касаются финансового планирования, управления бюджетом, инвестиций, финансового анализа и принятия решений о финансовых ресурсах организации.

Маркетинговые решения

Связаны с разработкой маркетинговых стратегий, анализом рынка, продвижением товаров и услуг, управлением брендом и ценообразованием.

Операционные решения

Охватывают управление производственными процессами, снабжением, логистикой, улучшением операций и обеспечением качества продукции или услуг.

 

Диагностика управленческих решений может осуществляться с помощью качественных и количественных методов. Основополагающими методами качественного исследования являются экспертные методы. Например, SWOT-анализ (предполагает разделение факторов на сильные и слабые стороны, выделяет возможности и угрозы внешней и внутренней среды) или метод «Дельфи» (изучение объективных экспертных оценок; во время применения метода эксперты не могут совещаться между собой, оглашать свои ответы другим и учитывать мнение лидера). К количественным методам относятся:

– параметрический анализ – исследование статистических данных для первичной оценки управленческих решений;

– метод исторического моделирования – методология, которая изучает массивные данные о финансовой деятельности за предшествующие периоды времени;

– метод Монте-Карло (имитационное моделирование), и другие [7].

Также в научной литературе описаны конкретные методы принятия управленческих решений (таблица 5).

Таблица 5 – Методы принятия управленческих решений в проектной деятельности [6]

Название метода

Описание

Дерево принятия решений

Графическая модель, позволяющая структурировать проблему и рассматривать различные альтернативы и их последствия. Основывается на анализе событий и вероятностей.

Метод анализа иерархий

Систематический анализ иерархической структуры проблемы, позволяющий сравнивать альтернативы и определить важность критериев и взаимосвязи между ними.

Симуляционное моделирование

Создание компьютерных моделей для моделирования сценариев и проведения экспериментов с целью оценки результатов и рисков.

Метод множественного сравнения

Сравнение альтернатив по нескольким критериям для определения их относительной важности и принятия решений на основе этих оценок.

Принцип портфеля решений

Создание портфеля из различных альтернатив с разными уровнями риска и потенциальными результатами для достижения баланса и управления рисками.

 

              В условиях неопределенности наиболее предпочтительными являются следующие методы принятия управленческих решений (таблица 6).

Эти методы являются основными подходами к принятию управленческих решений в условиях неопределенности, если решения относятся к запуску нового проекта, продукта, выхода компании на новые риски сбыта.

 

Таблица 6 – Методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности [16]

Название метода

Описание

Критерий Гурвица

Критерий, используемый для выбора альтернативы в условиях неопределенности. Он основан на комбинации ожидаемой выгоды и максимальной потери. Веса выгоды и потери определяются коэффициентом оптимизма.

Критерий Лапласа

Критерий, основанный на расчете среднего значения ожидаемых результатов для каждой альтернативы. Он предполагает, что все исходы равновероятны и имеют одинаковую важность.

Критерий Сэвиджа

Критерий, который учитывает риски и взаимосвязи между исходами. Он основан на минимизации ожидаемых потерь и принципе максиминности. При его применении анализируются различные сценарии и их возможные потери.

Критерий Вальда

Критерий, который выбирает альтернативу с наибольшим возможным результатом в худшем случае. Он основывается на принципе максимаксности и уделяет внимание потенциальной максимальной выгоде.

 

Обоснование управленческих решений в рамках проектной деятельности опирается на категории «эффективности» и «риска», среди которых первая отражает общую целесообразность управленческого решения, а вторая – вероятность рисков и их влияния на результаты управленческого решения.

Оценка эффективности управленческих решений инвестиций необходима уже на этапе их планирования, т.к. результаты подобного оценивания дают возможность судить о возможных ожидаемых эффектах. Однако и сама эффективность управленческих решений на уровне проекта может быть различной – коммерческой, социальной, бюджетной, и т.д. (допускается оценка определенного вида эффективности проекта, как и единовременная оценка различных эффектов для одного и того же проекта) [20]. При этом оценка эффективности управленческих решений в рамках того или иного проекта может осуществляться за счет использования различных методов и методик. Наиболее полным видится такое оценивание, при котором проводится и технический, и финансовый анализ управленческих решений.

          Ключевым этапом финансового анализа является оценка финансовых потребностей, для чего необходимо определиться в следующем:

− определение точных финансовых потребностей предприятия и возможностей их покрытия внутренними или внешними источниками инвестициями;

− поиск и установление источников финансирования проекта;

− взвешенная оценка стоимости инвестированного капитала;

− прогнозирование денежных потоков от использования инвестиций, включая расчет приблизительной прибыли;

− общая оценка экономической эффективности проекта [21].

Важно отметить, что финансовому анализу, опирающемуся на различные показатели эффективности проекта, должен предшествовать общий экономический анализ, направленный на оценку нефинансовых аспектов: следует оценить состояние внешних условий реализации проекта, поскольку эти условия могут оказать негативное влияние на его результаты, даже в случае благоприятных финансовых показателей, спрогнозированных методами финансового анализа. Следовательно, оценка эффективности управленческих решений проекта – комплексная задача, которая предполагает всесторонний анализ различных условий и факторов, где первостепенны общие факторы, при удовлетворительном состоянии которых целесообразно детально рассчитывать экономические показатели эффективности.

Для оценки экономической эффективности проекта могут оцениваться следующие показатели (таблица 7).

Таблица 7 – Показатели экономической эффективности проектов [24]

№п

Показатель

Описание

1

NPV (Net Present Value)

Чистый дисконтированный доход, представляющий собой чистый показатель ценности проекта. Он определяется путем суммирования дисконтированных значений поступлений после вычета затрат, которые получаются ежегодно в течение жизненного цикла инвестиционного проекта

2

PI (Profitability Index)

Индекс доходности предприятия, характеризующий получение оптимального денежного потока при реализации проекта, за счет вложенных в него средств

3

IRR (Internal Rate of Return)

Внутренняя норма рентабельности, представляющая собой процентную ставку r, отождествляющую стоимость настоящих денежных потоков и первоначальных инвестиционных вложений

 

Рассмотрим эти показатели более подробно.

NPV (Net Present Value)

NPV – это чистый дисконтированный доход, представляющий собой чистый показатель ценности проекта. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле 1:

где CFt – денежный поток (Cash Flow), генерируемый инвестицией в t-ом периоде, 

  – количество денежных потоков (периодов выплат) в течение одного года,

   IC – стоимость инвестиций.

  i– ставка дисконтирования.

Денежный поток представляется в виде формулы 2:

где RC (Resource Conservation) – экономия ресурсов организации, вызванная изменением бизнес-процессов.

  RE (Related Expenses) – сопутствующие расходы на обслуживание.

Самым эффективным проектом инвестиций считается тот, показатель NPV которого выше. Эффективность рассчитывается в отношении альтернативных проектов вложения инвестиций в деятельность хозяйствующих субъектов.

PI (Profitability Index)

PI – это индекс доходности проекта, характеризующий получение оптимального денежного потока при реализации проекта, за счет вложенных в него средств. Математическая интерпретация формулы (3) представлена далее:

 

  (3)

 

Если речь идет о выборе проекта из ряда альтернативных, которые имеют приблизительно одинаковые показатели NPV, то использование данного критерия вполне оптимально.

IRR (Internal Rate of Return)

IRR – это внутренняя норма рентабельности, представляющая собой процентную ставку r, отождествляющую стоимость настоящих денежных потоков и первоначальных инвестиционных вложений.

Комплексный подход оценки экономической эффективности проекта подразумевает наличие связи между всеми показателями. Из этого утверждения складываются следующие математические условия (в рамках одного инвестиционного проекта):

если NPV > 0, то PI >1, IRR > r;

если NPV < 0, то PI <1, IRR<  r;

если NPV = 0, то PI =1, IRR = r.

Эффективность проекта определяется следующими условиями:

1. NPV > = 0.

2. IRR > = r

3. РI > =1.

Отдельно можно отметить методы и модели управления рисками управленческих решений в проектной деятельности. Они позволяют оценить возможные риски вложений инвестиционных средств в те или иные проекты:

1. Модель Modern Portfolio Theory (Модернизированная теория портфеля). Эта модель разработана Гарри Марковицем в 1952 году и представляет собой математическую модель оптимального распределения капитала между различными активами с целью минимизации риска и максимизации ожидаемой доходности портфеля. Эта модель учитывает корреляцию между активами, что позволяет диверсифицировать портфель и снизить риски.

2. Модель Value at Risk (VaR). Эта модель используется для оценки максимальной потери, которую может понести инвестор в заданный период времени при заданном уровне доверия. VaR является одной из наиболее популярных моделей управления рисками и используется в финансовой отрасли.

3. Модель Conditional Value at Risk (CVaR). Эта модель является расширением модели VaR и учитывает не только максимальную потерю, но и среднюю потерю. Таким образом, CVaR более точно отражает риски инвестиций и позволяет инвестору принимать более обоснованные решения.

4. Модель Black-Litterman. Эта модель используется для оценки оптимального распределения капитала между различными активами на основе ожидаемой доходности и риска каждого актива. Модель Black-Litterman учитывает предпочтения инвестора и позволяет ему принимать более информированные решения [13].

Подводя итоги первой главы аттестационной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Проекты в области дистанционного обучения играют ключевую роль в современной образовательной среде. Они позволяют обеспечивать доступ к знаниям и обучению из любой точки мира, предоставляя гибкость в расписании и адаптивные методы обучения. Основной задачей таких проектов является создание среды, в которой учащиеся могут эффективно учиться, взаимодействовать с преподавателями, а также оценивать свой учебный прогресс. Эффективное управление проектами в области дистанционного обучения требует тщательного планирования, использования современных технологий и учета специфических потребностей аудитории;

2. Системы управления обучением (LMS) представляют собой неотъемлемую часть технологической инфраструктуры дистанционного обучения. Они обеспечивают организацию, управление и мониторинг учебных процессов, предоставляя средства для создания курсов, хранения учебного контента, оценки успеваемости и взаимодействия между преподавателями и студентами. LMS-платформы позволяют персонализировать обучение, обеспечивать доступность к образованию и собирать аналитические данные для улучшения качества обучения;

3. Управление и оценка проектов в области дистанционного обучения требует особых подходов и инструментов. Эффективное управление включает в себя планирование, мониторинг прогресса, управление ресурсами и коммуникацией между участниками. Оценка успеваемости студентов может осуществляться с помощью онлайн-тестов, практических заданий и аналитики данных. Важно также обеспечить безопасность и конфиденциальность данных при оценке в онлайн-формате. Помимо этого, успешное управление и оценка проектов в области дистанционного обучения требует анализа экономических показателей проекта и внимания к его рискам.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф