Глава 2. Анализ эффективности долгосрочного развития ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Группа Ренессанс Страхование»
ООО «Группа Ренессанс Страхование» является частью финансового холдинга группы «Спутник», объединяющего страховую компанию «Группа Ренессанс страхование», компании «Ренессанс Жизнь», «Ренессанс Жизнь и Пенсии», управляющую компанию «Спутник — Управление капиталом» и направление банковско-инвестиционного и консалтингового бизнеса «Спутник Advisory».
Президент группы «Спутник» Борис Йордан, а также основной владелец и держатель контрольного пакета является президентом «Группы Ренессанс Страхование» и собственнолично занимается руководством компании.
В России финансовую надежность страховых компаний ежегодно проверяет рейтинговое агентство Эксперт РА, уже более 10 лет подтверждающее высокий уровень надежности ООО «Группа Ренессанс Страхование».
На данный момент компании присвоен исключительно высокий уровень надежности [61].
Клиентами ООО «Группа Ренессанс Страхование» являются такие крупные компании как Honda, Boeing, Lotte Hotel Moscow, Mail Group, Радио Energy, Panasonic, Johnson & Johnson, Leroy Merlin, Mtv, Декатлон, The Boston Consulting Group, Северсталь и многие другие.
Партнерами компании являются не менее крупные и известные организации. Например, в сфере перестрахования «Группа Ренессанс Страхование» сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями: Swiss Re, Munich Re, Hannove, синдикаты Lloyd’s и другие.
Гибкая система перестраховочной защиты обеспечивает компании высокую степень финансовой устойчивости и служит для клиентов ООО «Группа Ренессанс Страхование» гарантией полных и оперативных страховых выплат.
Также у ООО «Группа Ренессанс Страхование» подписаны договоры с международными страховыми брокерами: Marsh, Willis, Aon.
Компания имеет аккредитацию и партнерские программы во всех ведущих банках, работающих в России: Сбербанк, ВТБ 24, Росбанк, Райффайзенбанк банк, Газпромбанк, Абсолют банк, DeltaCredit, Промсвязьбанк, Ренессанс Кредит, Нордеа банк, банк «Тинькофф Кредитные Системы», ОТП банк, «Кредит Европа Банк», Хоум Кредит, ЮниКредит, Уралсиб, Связной банк, Банк Москвы, банк «Санкт-Петербург» и др [8].
На официальном сайте компании представлены основные ее данные и реквизиты:
— Полное наименование компании: Общество с ограниченной ответственностью «Группа Ренессанс Страхование»;
— Номер в ЕГР субъектов страхового дела – 1284;
— Юридический адрес: 115114, Москва, Дербеневская наб., 7 стр. 22;
— Телефон: +7 (495) 725-10-50;
— ИНН 7724023076;
— КПП 775001001;
— ОКОНХ 96220, 72200;
— ОКПО 29919401;
— ОГРН 1027739506233;
— Расчетный счет 40 702 810 600 010 880 025;
— Банк АО «ЮниКредит банк» г. Москва;
— БИК 044525545;
— Корреспондентский счет 30 101 810 300 000 000 545 [61];
Страховые компании как никто другой знают, насколько важно диверсифицировать риски, присущие данному бизнесу. Поэтому для поддержания собственной надежности ООО «Группа Ренессанс Страхование» стремимся соблюдать баланс между разными видами страхования, имеющимися в портфеле компании, и соотношением частных и корпоративных клиентов. Ведь именно большое число частных клиентов обеспечивает страховой компании устойчивость и независимость от предпочтений крупных корпоративных клиентов.
Продуктовый портфель компании представлен следующими видами страхования:
— Автокаско (добровольное страхование средств передвижения от возможного причиненного ущерба, угона, либо хищения);
— ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
— ДМС (добровольное медицинское страхование);
— Страхование имущества и ответственности;
— Страхование от несчастного случая;
— Страхование судов и грузов;
— Другие виды страхования.
Наибольшую часть прибыли «Группе Ренессанс Страхование» на данный момент приносит продажа автовладельцам полисов КАСКО (44%) [8].
ОСАГО также занимает значительную долю в общем портфеле «Группы Ренессанс Страхование» (19%) вместе с добровольным медицинским страхованием (22%) [8].
Филиалы Ренессанс Страхования представлены по всей России:
— Владимир;
— Волгоград;
— Екатеринбург;
— Ижевск;
— Казань;
— Калининград;
— Краснодар;
— Красноярск;
— Мурманск;
— Нижний Новгород;
— Новосибирск;
— Омск;
— Пермь;
— Петрозаводск;
— Ростов-на-Дону;
— Самара;
— Саранск;
— Саратов;
— Тольятти;
— Тула;
— Челябинск;
— Ярославль [8].
Миссию ООО «Группа Ренессанс Страхование» можно сегодня сформулировать следующим образом: предоставление страховых возможностей и гарантированных страховых услуг населению.
В корпоративных документах компании детально описана философия ООО «Группа Ренессанс Страхование». В ней упор делается не только на принципы работы самой организации, но и на ее сотрудниках, их профессиональных качествах и компетенциях.
«Группа Ренессанс страхование – это:
— высокие темпы развития и прочная финансовая база;
— надежность и репутация;
— современный, системный, инновационный подход;
— профессиональная команда;
— максимально комфортные условия для достижения результатов и эффективного применения собственных идей и накопленного опыта!
Ренессанс страхование – одна из немногих компаний-лидеров, где работает профессиональная команда, сплоченная общими идеями. Самый главный капитал компании – ее сотрудники – полноправные участники бизнес-процессов компании. Наши сотрудники обладают лидерскими качествами, здоровыми амбициями, ставят смелые цели, не боятся перемен, готовы развивать Компанию и развиваться вместе с ней сами. Это команда единомышленников, которые думают в первую очередь о развитии бизнеса.
Мы ценим в сотрудниках такие компетенции, как:
— инициативность;
— клиентоориентированность;
— ориентация на результат;
— понимание коммерческих принципов;
— командная работа и позитивное сотрудничество;
— ответственность» [61].
В компании действуют принципы разделения стратегии и тактики операционного управления бизнесом. Это способствует повышению эффективности работы и управляемости филиальных сетей.
Штаб-квартира: принимает ключевые для всей компании решения; разрабатывает и утверждает стратегию компании; устанавливает единые стандарты; отвечает за постановку целей региональным подразделениям и контролирует их исполнение.
Центральным органом, принимающим стратегические решения в компании, является Исполнительный комитет. В него входят президент, исполнительные вице-президенты, вице-президенты, руководящие стратегически важными направлениями бизнеса.
Региональные Штаб-квартиры в дивизионах: реализовывают стратегию Компании на территории своих дивизионов. Дивизионы объединяют филиалы по географическому принципу и отвечают за оперативное руководство ими.
В ООО «Группа Ренессанс Страхование» на данный момент существует 6 дивизионов, изображенных на рисунке 2.7, в каждом из которых есть свой дивизиональный центр [61]:
- Центр – Москва;
- Северо-запад – Санкт-Петербург;
- Сибирь – Новосибирск;
- Юг – Волгоград;
- Урал – Екатеринбург;
- Поволжье – Самара.
Региональная сеть компании насчитывает 35 филиалов в крупнейших региональных центрах России и 50 дополнительных офисов.
Уставной капитал компании — 2,1 млрд рублей. Активы компании составляют более 13,5 млрд рублей. Лидер рынка прямого страхования в России в 2010, 2011 году. Медиа-активность компании примерно соответствует масштабам бизнеса — в 2011—2013 годах она стабильно занимает 13-11 строчки рейтинга «В фокусе внимания», в 2014 году — 10-ое место, в 2015 — 9-ое, в 2016 — 9-ое [8].
Исходя из этого, можно сделать вывод о стабильном конкурентном положении компании на страховом рынке. В своей корпоративной документации ООО «Группа Ренессанс Страхование» также делает акцент на месте компании среди конкурентов.
В своей презентации «О компании – 2016» ООО «Группа Ренессанс Страхование» опубликовали следующие данные:
— 2,1 млрд. рублей уставный капитал;
— 14,7 млрд. рублей страховые резервы;
— 5,4 млрд. рублей собственные средства.
Законом в настоящее время установлены строгие требования к минимальному размеру уставного капитала и жесткие правила формирования резервов для страховых компаний. Именно из этих средств страховая компания и отвечает по своим обязательствам перед страхователями. Чем эти показатели выше, тем больше гарантий оперативного и полного возмещения даже очень существенного ущерба.
Резервы и капитал ООО «Группа Ренессанс Страхование» в разы превышают установленные законом требования, а достаточно существенные средства страховых резервов компании инвестируются только в очень надежные консервативные активы.
Начиная с 2010 года по 2016 год включительно (кроме промежутка времени с 2011 по 2012 год) в «Группе Ренессанс Страхование» наблюдается исключительно положительная динамика роста страховых резервов.
На конец 2016 года данный показатель составил 15391 млн. руб. Относительно предыдущего 2015 года произошло уменьшение размера страхового резерва на 2,5%, но рассматривая ситуация более масштабно, с учётом данных прошлых лет, можно отметить позитивную и стабильную динамику [61].
Страховой рынок – это бизнес, где одним из важнейших факторов является объем, так, как только большие объемы продаж могут позволить страховым компаниям выполнять свои обязательства по выплатам и делать это эффективно, окупать инфраструктуру, диверсифицировать риски и многое другое.
Ситуация, сложившаяся на страховом рынке в России, выглядит следующим образом: небольшим компаниям все труднее и труднее быть конкурентоспособными, сохранять свою независимость и выходить из убыточности на прибыльность.
Кроме этого при выборе страховой компании очень важно обратить внимание на то, какие темпы роста у компании — они должны соответствовать темпам роста рынка или быть несколько выше. Значительное превышение среднерыночных темпов может указывать на привлечение компанией крупного корпоративного клиента, или на недавнюю покупку компанией другого страховщика, или на демпинговую политику или использование, так называемых, схем для оптимизации налогообложения.
ООО «Группа Ренессанс Страхование» вот уже в течение 5 лет входит в десятку компаний-лидеров рынка по объемам собранных страховых премий. В условиях существующей на данный момент конкуренции — это возможно только благодаря ежегодному росту на одном уровне или быстрей роста самого рынка.
Финансовый кризис 2009 – 2010 годов отразился на результатах деятельности всех компаний, функционирующих на страховом рынке России. Одни были вынуждены работать в убыток, другие – уходить с рынка, третьи – намеренно снижать цены и так далее.
«Группа Ренессанс Страхование» придерживалась ответственной ценовой политики и осознанно пошла на снижение объемов продаж ради сохранения финансовой устойчивости и надежности для своих клиентов.
Также компания стремится к постоянному развитию и совершенствованию. Так «Группа Ренессанс Страхование» ввела услугу продажи полисов через интернет и колл-центр, где является абсолютным лидером.
В результате динамика роста компании с 2010 года выглядит следующим образом (млн. руб.) [61]:
По данным ЦБ РФ Группа Ренессанс Страхование занимает 11 место в ТОП-15 страховых компаний по занимаемой доле рынка в целом по компании, не беря в расчет отдельные виды ее деятельности [8].
По показателю узнаваемости бренда ООО «Группа Ренессанс Страхование» занимает 4 место их десяти представленных к опросу компаний [8].
Среди страхователей с высоким уровнем дохода узнаваемость бренда составляет 30%, что является достаточны высоким и хорошим показателем. А среди клиентов со средним и низким уровнем – 23%.
Организационная структура «Группы Ренессанс Страхование» представлена на следующем рисунке 2.13 [61].
Фронт-офис – это продающие подразделения – блок розничных продаж и блок корпоративных продаж. От профессионализма, активности сотрудников фронт-офиса, их умения найти подход к клиенту зависят основные показатели компании.
Мидл-офис компании составляют продуктовые подразделения (автострахование, страхование имущества, личное страхование). Сотрудники мидл-офиса создают и модифицируют страховые продукты, а также продумывают стратегию их вывода на рынок.
Бэк-офис – это административно-техническая поддержка по различным функциональным направлениям: ОПЕРУ, колл-центр, управление персоналом, управление делами, маркетинг, правовая поддержка, IT, риск-менеджмент, служба безопасности, урегулирование, документооборот, финансы, аудит и др.
Помимо традиционных для любой компании функций многие из этих подразделений отвечают за специфические для страхования вопросы.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что в ООО «Группа Ренессанс Страхование» функционирует матричная структура управления компанией. В каждом регионе у каждой функции есть свой руководитель. Например, за выполнение плана по корпоративным продажам в Ижевске отвечает директор ижевского филиала и директор корпоративных продаж, находящийся в московском офисе.
Группе Ренессанс Страхование присуща относительно централизованная структура управления. Все серьезные решения в компании касательно затрат значительных материальных и трудовых ресурсов или направления деятельности организации в новое русло принимаются на высшем уровне руководства.
Естественно, руководители подразделений и отделов имеют некую самостоятельность относительно круга их полномочий, однако согласование предложенных решений в любом случае обязательно производить с директорами.
Учитывая масштабы деятельности ООО «Группа Ренессанс Страхование», выбранные направления развития компании, можно сделать вывод о рациональности и эффективности выбранной структуры управления, ее соответствии стратегии и целям организации.
Говоря о финансовой отчетности компании ООО «Группа Ренессанс Страхование», представленной в таблице 1 (приложение 1), можно пронаблюдать положительную динамику финансовых показателей.
В 2016 году общая стоимость активов увеличилась на 5% по сравнению с 2015 годом и на 8% относительно трёх прошлых лет.
Сумма обязательств «Группы Ренессанс Страхование» увеличилась на 2,4% в 2016 году относительно 2015, однако за три года с 2013 уменьшилась на 3%, что свидетельствует о положительной динамике развития компании и о правильно выбранном направлении ее деятельности.
Также можно рассмотреть отчет о совокупном доходе «Группы Ренессанс Страхование» за последние три года: 2016, 2015, 2014 и 2013 (таблица 2.1.2) [61].
Исходя из приведенных в таблице данных, можно сделать вывод о стабильно положении на рынке компании ООО «Группа Ренессанс Страхование» в последние 2 года: 2016 и 2015.
Рассматривая динамику совокупного дохода в 2016 году относительно трёх предшествующих лет, можно увидеть, что чистая заработанная премия изменилась в положительную сторону на 1,12%, чистая сумма убытков сократилась на 7,5%, доход от страховых операций возрос на 209,66%. Реформы ОСАГО повлияли на уровень совокупного дохода, но в целом можно говорить позитивной динамике и в общем о положительном направлении развития компании.
Это говорит о том, что ООО «Группа Ренессанс Страхование» выбрала грамотную и правильную антикризисную политику в своей компании. Ведь в последние несколько лет огромное количество компаний покинуло страховой рынок России. Но не только экономический кризис, но также и жесткая конкуренция в отрасли выживает многие компании с рынка. Однако ООО «Группа Ренессанс Страхование» не только выжила в тяжелых экономических условиях, но и достойно конкурирует со страховыми компаниями – лидерами, о чем свидетельствуют и ее финансовые показатели.
Таблица 2.1.2 Отчет о совокупном доходе за 2016, 2015, 2014 и 2013 годы (в тысячах российских рублей)
Показатель | По состоянию на 31декабря 2016 года | По состоянию на 31декабря 2015 года | По состоянию на 31декабря 2014 года | По состоянию на 31декабря 2013 года |
Чистая заработанная премия | 20 583 791 | 18 867 226 | 18 212 714 | 17 736 881 |
Страховые выплаты | (10 978 395) | (12 043 068) | (12 312 720) | (12 175 429) |
Доля перестраховщиков в страховых выплатах | 95 896 | 109 714 | 110 403 | 180 663 |
Изменение резерва убытков, брутто | 85 955 | 2 261 671 | (776 266) | (601 754) |
Изменение доли перестраховщиков в резерве убытков | (121 091) | (114 032) | (101 046) | 78 359 |
Чистая сумма произошедших убытков | (10 917 635) | (9 785 715) | (13 079 629) | (12 518 161) |
Аквизиционные расходы, нетто | (4 056 858) | (3 494 043) | (3 868 340) | (3 719 562) |
Резерв под обесценение и прочие списания | 6 049 | 7 549 | (142 842) | (181 257) |
Результат от страховых операций | 5 615 347 | 5 595 017 | 1 121 903 | 1 317 901 |
Административные расходы | (2 721 997) | (2 111 619) | (2 283 730) | (2 604 476) |
Доходы от финансовых активов | (1 740 003) | 467 671 | 154 595 | 928 254 |
Прочие доходы от инвестиционной деятельности, нетто | 690 196 | 93 167 | 161 360 | 59 439 |
Процентные расходы | (461 030) | (480 420) | (408 031) | (119 054) |
Доходы от изменения курсов валют | (451 158) | 337 535 | 1 524 155 | 176 375 |
Прочие операционные расходы, нетто | (229 308) | (236 561) | 18 739 | (108 396) |
Прочие расходы | (4 861 209) | (1 886 765) | (832 912) | (1 667 858) |
Доход до налогообложения | 754 138 | 3 708 252 | 288 991 | (349 957) |
Расходы по налогу на прибыль | (170 061) | (930 927) | (104 238) | (31 718) |
Всего совокупный доход | 584 077 | 2 777 325 | 184 753 | (381 675) |
2.2. Анализ действующей стратегии развития продукта ОСАГО ООО «Группа Ренессанс Страхование»
Предоставление услуги по продаже продукта ОСАГО – обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из основных направлений деятельности ООО «Группа Ренессанс Страхование» и составляет 19% в общем портфеле компании [61].
На сегодняшний день рынок ОСАГО для страховых компаний является неприбыльным или приносит несущественную низкую прибыль, поэтому многие страховые компании в последние несколько лет покинули рынок автострахования. Закрываются офисы и филиалы в регионах в связи с их убыточностью, тем самым затрудняя жизнь страхователям, вынужденным прибегать к услугам других компаний в отсутствии альтернативы. К примеру, ООО «Группа Ренессанс Страхование» ликвидировала свой единственный офис продаж в городе Липецк, сократив владельцам транспортных средств выбор между страховыми компаниями.
Помимо больших очередей, с которыми из-за этого приходится сталкиваться страхователям в регионах, существуют и другие проблемы, такие как навязывание клиентам вместе с покупкой полиса ОСАГО страхования жизни или имущества, в противном случае – отказ от предоставления услуги. Кроме этого одной из составляющих стоимости страховки ОСАГО является коэффициент бонус-малус (КБМ), представляющий из себя зависимость страхового стажа и наличия страховых случаев. То есть чем больше стаж и, если отсутствовали страховые выплаты, тем больше коэффициент бонус-малус, который влияет на снижение стоимости полиса ОСАГО. Однако многие страховые компании отказываются от предоставления скидки по КБМ, что и является еще одной важной проблемой страхового бизнеса.
В апреле 2015 года произошло существенное повышение базовых ставок страховых тарифов на 40%, что должно было решить возникшие на рынке проблемы [64]. Центральный Банк Российской Федерации установил максимально и минимально возможные их величины. Однако именно страховщики вправе выбирать из этого установленного коридора приемлемый для своей компании тариф. Для легковых автомобилей физических лиц категории В, ВЕ стоимость базовой ставки может варьироваться с 3432 руб. до 4118 руб., то есть тарифный коридор составляет 20% [64]. Повышение ставок было обусловлено увеличением страховых выплат по ущербу, количество которых также стало значительно больше, с чем страховщики не могли справляться.
Кроме этого целью такой политики ЦБ РФ в сфере страхования являлось усиление конкуренции на данном рынке, где страховщики должны были продумывать ценовую политику, ориентируясь на своих клиентов. Однако такая ситуация наблюдается только в центральном регионе, а именно в Москве. Основная же масса страховых компаний в регионах выбрала максимальную базовую ставку для того, чтобы покрыть свои убытки. Ситуация с навязыванием дополнительных услуг так же не изменилась в связи с тем, что именно за счет премий по ним страховщики могут получать дополнительную прибыль для создания страховых резервов на выплаты по ОСАГО.
Для написания данной дипломной работы была разработана анкета-опросник для владельцев транспортных средств на выявление недостатков и проблем в страховом продукте ОСАГО, которая представлена в таблице 2.2.1.
По представленной в таблице 2.1.1 анкете было опрошено 50 автовладельцев со средним уровнем дохода, проживающих в центральном регионе, а конкретно в Москве.
Большинство опрошенных потенциальных страхователей, а именно 46 из 50 человек, недовольны своими страховыми компаниями, независимо от того, в каких именно они покупали предыдущие полисы ОСАГО. Половина опрошенных планирует в следующем году менять страховую компанию, другая не видит в этом смысла.
Таблица 2.2.1 Анкета для опроса страхователей
1 | Есть ли у Вас транспортное средство? |
2 | Придется ли Вам в ближайшее время приобретать/продлевать страховку ОСАГО? (при ответе «да» на предыдущий вопрос) |
3 | В какой страховой компании Вы планируете оформить новый полис/продлить старый? Почему? |
4 | В какой страховой компании Вы покупали предыдущую страховку? |
5 | Почему решили сменить компанию-страховщика? (при ее смене) |
6 | Что для Вас является главным фактором при выборе страховой компании? |
7 | Что для Вас важней: цена страховки или надежность компании? |
8 | Оформили бы Вы полис ОСАГО в «Ренессанс Страхование», учитывая степень надежности, которой обладает компаний, и минимальный базовый тариф, используемый в ней? |
9 | Если нет, то почему, и какую бы компанию предпочли? |
10 | Что Вас не устраивает в существующих правилах обязательного страхования? |
11 | Что бы Вы хотели в них изменить? |
Везде существуют одни и те же проблемы. 42 из них оформили страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств совместно с полисом страхования жизни или имущества. 23 страхователям произвели неверный расчет страховой премии в связи с использованием наибольшего коэффициента КБМ, равного единице, независимо от того, каким он был на самом деле.
После внедрения нововведений 12 апреля 2015 года и 40% повышения стоимости страхового полиса ОСАГО для большинства автовладельцев главным фактором стал ни опыт компании, ни ее надежность, ни рейтинг, а именно величина базовой ставки.
Кроме этого, отвечая на 8 вопрос о возможности оформления полиса в ООО «Группа Ренессанс Страхование» около 62% дали положительный ответ, так как в центральном регионе компания предоставляет услугу страхования по минимально возможному тарифу – 3432 руб. Кроме «Группы Ренессанс Страхование» такая базовая ставка предоставляется в компаниях «Ингосстрах», «Альфастрахование» и «МАКС». Остальные 38% остаются в неопределенности в выборе страховой копании для продления/заключения полиса ОСАГО.
Как уже было сказано, основными проблемами рынка страхования на данный момент, которые так же очень не устраивают автовладельцев, являются цена, навязывание дополнительных услуг, отказ в предоставлении скидки по КБМ и даже отказ от заключения договора страхования.
Кроме этого существует вероятность покупки поддельного полиса. В случае, например, с закрытием не добросовестно выполняющей свои обязанности страховой компании, бланки полисов которой могли остаться у сотрудников организации, имеющих возможность дальнейшей их продажи. По подсчетам РСА – Российского союза автостраховщиков в год в России продается приблизительно 1 млн. поддельных полисов ОСАГО из общего количества 42 млн. Это означает, что на 100 проданных договоров приходится 2 бланка поддельных.
Для борьбы с данной проблемой 1.07.16 РСА введет новые бланки, на которые придется обменять существующие [64]. Страховые компании остались недовольны таким нововведением, так как расходы на замену полисов полностью будут лежать на них. Также страховщики не уверены в действенности такого метода, они считают, что мошенникам не составит труда подделать и напечатать банки нового образца.
Однако в связи с обязательностью полиса ОСАГО владельцам транспортных средств выбирать не приходится, альтернативы другого вида страхования не существует. Поэтому необходимо провести анализ пяти сил Портера. Одним из элементов данного анализа является угроза возникновения товаров-субститутов, которой, как уже было сказано, на данный момент не существует. Анализ 5 сил Портера состоит из 5 конкурентных сил:
— рыночная власть поставщиков;
— рыночная власть потребителей;
— угроза появления новых конкурентов;
— угроза появления товаров-заменителей;
— власть существующих конкурентов.
Результаты анализа 5 сил портера продукта ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование» представлены на рисунке 2.14.
Анализ рыночной власти поставщиков.
Поставщики как таковые в страховой деятельности отсутствуют. Однако есть сотрудники, разрабатывающие страховые программы, анализирующие и классифицирующие возможные риски, которые могут устанавливать свои цены.
В целом поданному показателю можно сделать вывод, что на рынке страхования в общем и конкретно для продукта ОСАГО в компании ООО «Группа Ренессанс Страхование» рыночная власть поставщиков низкая.
Анализ рыночной власти потребителей.
Клиенты в страховом бизнесе, как и практически в любой коммерческой компании, играют важную роль. Однако такого страхового продукта как ОСАГО это не касается, потому что большую часть своей прибыли компании получают за счет предоставления других услуг. В связи с тем, что для многих страховщиков обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является неприбыльным продуктом, многие из них перестают или отказываются предоставлять такую услугу. В том числе и такие крупные компании, которые имеют существенную долю рынка. И даже тот факт, что 12 апреля 2015 году произошло подорожание на 40%, не облегчил положение дел страховщиков относительно ОСАГО. Потому как выплаты по данной страховке все равно превышают страховые сборы. Доля рынка Ренессанс Страхования по ОСАГО на данный момент равна приблизительно 4% [63]. Причем в общем портфеле этот продукт имеет существенную часть, равную 19% [61].
Подытожить результаты анализа рыночной власти потребителей можно выводом, что на данный момент в существующих условиях и правилах заключения договоров ОСАГО для компании ООО «Группа Ренессанс Страхование» уровень власти клиентов – средний.
Анализ угрозы появления новых конкурентов.
Страховое дело – сложный бизнес, требующий больших капиталовложений, компетентных сотрудников, репутации, страховых резервов для того, чтобы составлять конкуренцию крупным страховым компаниям, функционирующим на рынке. Кроме этого на сегодняшний день не выгодно внедряться на страховой рынок с заранее маловыгодным или убыточным продуктом – ОСАГО по нескольким причинам:
1) В России в страховой отрасли оперирует огромное количество организаций, в 3,5 раз большее, чем государством изначально планировалось, каждая из которых имеет свою клиентскую базу, соответственно, пробиться на данном рынке с существующими страховыми продуктами для отечественной компании крайне сложно. Риск возникновения новых конкурентов может исходить только от зарубежных, иностранных страховых компаний со своей технологией, либо новыми услугами.
2) На данный момент на рынке страхования наблюдается кризис, связанный не только с продуктом ОСАГО. Следовательно, для вывода новой компании да этот рынок абсолютно неблагоприятное время.
3) Сложность самого страхового бизнеса, высокие барьеры входа в отрасль, огромный стартовый капитал, недостаточность квалифицированного персонала и так далее.
Обобщая все вышеупомянутое, можно сделать вывод о низком уровне угрозы возникновения новых конкурентов.
Угроза появления товаров-заменителей.
Субституты – это взаимозаменяемые товары. Данный вопрос о возникновении заменителей ОСАГО можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, субститутом данного продукта может быть другой страховой продукт, например, КАСКО или ДАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности).
С другой же стороны, ОСАГО – это обязательное страхование, равнозначного страхового продукта ему не существует. И без вмешательства государства просто так новый вид обязательного страхования для автовладельцев не появится. Следовательно, угрозу возникновения товара-субститута можно охарактеризовать как низкую.
Анализ власти существующих конкурентов.
Уровень конкуренции на страховом рынке, где функционирует огромное количество компаний, очень высокий. По доле рынка ОСАГО «Группа Ренессанс Страхование» занимает 6 место (4%). Основными ее конкурентами являются РЕСО (23%), Ингосстрах (23%), РГС (19%), АльфаСтрахование (9%), ВСК (5%) [63].
У ООО «Группа Ренессанс Страхование», как и у любой компании, есть своя сложившаяся клиентская база, которая из года в год заключает полисы ОСАГО, продлевает их там. Однако необходимо сделать упор на данный страховой продукт в маркетинговой политике компании на привлечение новых клиентов для расширения доли рынка. Ведь у Ренессанс Страхования есть некоторое преимущество для страхователей в Москве – наименьшая базовая ставка.
Уровень конкуренции среди уже существующих страховых компаний очень велик, поэтому ООО «Группа Ренессанс Страхование» должно разработать грамотный стратегический план для развития одной из предоставляемых компанией услуг – ОСАГО. Это обеспечит компании стабильные, устойчивые конкурентные позиции, повысит эффективность ее деятельности, компания сможет обеспечить себе прирост клиентской базы за счет предоставления усовершенствованной страховой услуги ОСАГО, отличающейся от той, которую предоставляют в других страховых компаниях.
Кроме анализа 5 сил Портера для того, чтобы оценить состояние и положение ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование», необходимо провести SWOT-анализ, состоящий из изучения сильных и слабых сторон продукта, возможностей и потенциальных угроз, результаты которого представлены в трех нижеприведенных таблицах: 2.2.2, 2.2.3 и 2.2.4.
Итак, сильные стороны ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование»:
— минимальная базовая ставка;
— надежность и репутация страховой компании;
— наличие квалифицированного персонала;
— оформление полисов ОСАГО через интернет и колл-центр.
Слабые стороны страхового продукта:
— небольшое количества офисов-продаж полисов ОСАГО;
— навязывание дополнительных услуг (страхование жизни, имущества);
— неверный расчет страховой премии (без учета КБМ);
— нестабильность страховых выплат по ОСАГО.
Таблица 2.2.2 SWOT – анализ продукта ОСАГО ООО «Группа Ренессанс Страхование»
Сильные стороны (S) | Оценка | Слабые стороны (W) | Оценка | ||
S1 | Минимальная базовая ставка | 3 | W1 | Мало офисов-продаж | 1 |
S2 | Надежность и репутация страховой компании | 2 | W2 | Навязывание дополнительных услуг | 3 |
S3 | Наличие квалифицированного персонала | 1 | W3 | Неверный расчет страховой премии (с неправильным КБМ) | 2 |
S4 | Оформление полисов ОСАГО через интернет и колл-центр | 2 | W4 | Нестабильность страховых выплат | 2 |
Возможности (O) | Оценка | Угрозы (T) | Оценка | ||
O1 | Привлечение новых автовладельцев | 2 | T1 | Появление преимуществ у конкурентов | 2 |
O2 | Совершенствование процесса заключения договора ОСАГО | 3
| T2 | Ужесточение правил обязательного страхования | 3 |
O3 | Рост доходов населения | 1 | T3 | Повышение транспортного налога | 1
|
T4 | Появление аналогичного страхового продукта | 1 |
Сильные стороны, которыми обладает «Группа Ренессанс Страхование», дают ей много преимуществ, которыми не обладают другие компании, за счет чего ООО «группа Ренессанс Страхование» может обеспечить себе удержание постоянных клиентов и привлечение новых. Например, on-line оформление полисов ОСАГО, а также через колл-центр.
Слабые стороны ООО «Группа Ренессанс Страхование» присущи практически всем функционирующим на данный момент на страховом рынке компаниям в связи со сложившимися экономическими условиями в России.
Однако, реализовав возможности, которыми обладает продукт ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование», можно преобразовать слабые стороны в преимущества компании. Но и наоборот, если не реализовать эти возможности, это могут сделать другие страховые компании.
Итак, возможностями развития продукта ОСАГО в Ренессанс Страховании являются:
— привлечение новых владельцев транспортных средств;
— совершенствование процесса заключения и оформления полисов;
— рост доходов населения.
К сожалению, для данного страхового продукта существует и ряд угроз:
— появление преимуществ у ОСАГО в других компаниях;
— ужесточение правил обязательного автострахования;
— повышение транспортного налога;
— появление аналогичного страхового продукта.
Все вышеперечисленные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы из таблицы 2.2.2 были оценены по трехбалльной шкале (от 1 до 3) важности того или иного фактора для страхового продукта ОСАГО компании Ренессанс Страхование.
Также была составлена сводная таблица перекрестного SWOT-анализа 2.2.3, объединяющая показатели и демонстрирующая их зависимость друг от друга.
Таблица 2.2.3 Сводная таблица перекрестного SWOT-анализа
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |||||||||
S1 | S2 | S3 | S4 | W1 | W2 | W3 | W4 | |||
Возможности (O) | O1 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | |
O2 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 | ||
O3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | 3 | ||
O4 | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Угрозы (T) | T1 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 | |
T2 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4 | 6 | 5 | 5 | ||
T3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | ||
T4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Далее были выбраны пересечения факторов, которые набрали в сумме по 6 баллов, и проанализированы их взаимосвязи и взаимозависимость. Выводы представлены в таблице 2.2.4, представленной ниже.
Таблица 2.2.4 Выводы по SWOT-анализу продукта ОСАГО ООО «Группа Ренессанс Страхование»
№ | Наименование фактора | Вывод | |
S + O | S1 | Минимальная базовая ставка | Такое конкурентное преимущество, как минимальная базовая ставка, обуславливает возможность для совершенствования процесса заключения договоров ОСАГО |
O2 | Совершенствование процесса заключения договора ОСАГО | ||
W + O | W2 | Навязывание дополнительных услуг | Навязывание дополнительных услуг может препятствовать совершенствованию процесса оформления полисов ОСАГО |
O2 | Совершенствование процесса заключения договора ОСАГО | ||
S + T | S1 | Минимальная базовая ставка | Угроза появления преимуществ у страховой услуги конкурентов может отодвинуть на задний план преимущество минимальной базовой ставки ООО «Группа Ренессанс Страхование» |
T1 | Появление преимуществ у конкурентов | ||
S1 | Минимальная базовая ставка | Ужесточение правил обязательного страхования авто, вполне возможное в современной ситуации, может привести к единой стоимости базовой ставки во всех компаниях | |
T2 | Ужесточение правил обязательного страхования | ||
W + T | W2 | Навязывание дополнительных услуг | Тот факт, что в ООО «Группа Ренессанс Страхование» существует навязывание дополнительных услуг, усугубляет угрозу появления преимуществ у конкурентов |
T1 | Появление преимуществ у конкурентов | ||
W2 | Навязывание дополнительных услуг | Также навязывание страхования жизни или имущества может привести к тому, что РСА решит ужесточить правила автострахования | |
T2 | Ужесточение правил обязательного страхования |
По проведенному SWOT-анализу можно сделать вывод, что основное внимание при разработке стратегического плана развития продукта ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование» компания должна уделить устранению своих главных недостатков: навязывание дополнительных услуг и неверный расчет страховой премии. Так как именно они ведут к усилению потенциальных угроз, таких как появление преимуществ у компаний-конкурентов и ужесточение правил обязательного страхования. Безусловно, также необходимо развивать и укреплять те сильные стороны, которыми обладает организация.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности компании ООО «Группа Ренессанс Страхование» и стратегии развития продукта ОСАГО по основным экономическим, организационным, маркетинговым и социальным направлениям были выявлены главные и наиболее распространенные проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В целом состояние ООО «Группа Ренессанс Страхование» можно оценить, как хорошее, компания имеет стабильные позиции на рынке страхования, свою сложившуюся клиентскую базу, широкий портфель услуг, обеспечивающие эффективность деятельности организации. Опыт, надежность, репутация, отзывы постоянных крупных клиентов и партнеров служат тому дополнительным доказательством. Однако продукт ОСАГО, который имеет относительно большую долю в портфеле, нуждается в более глубоком изучении, так как на данный момент обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет определенный ряд проблем.
На данный момент основными проблемами рынка, которые так же очень не устраивают автовладельцев, являются цена, навязывание дополнительных услуг, отказ в предоставлении скидки по КБМ и даже отказ от заключения договора страхования.
После проведения анализа внешней среды, положение страхового продукта ОСАГО в ООО «Группа Ренессанс Страхование» можно охарактеризовать как относительно стабильное и устойчивое, но уровень конкуренции среди уже существующих страховых компаний очень велик и проблемы продукта ОСАГО приблизительно одинаковые во всех страховых компаниях, поэтому ООО «Группа Ренессанс Страхование» должна разработать грамотный стратегический план для развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это обеспечит компании стабильные, устойчивые конкурентные позиции, повысит эффективность ее деятельности.
В третьей главе будет представлен разработанный в данной выпускной квалификационной работе стратегический план развития страхового продукта ОСАГО для ООО «Группа Ренессанс Страхование» с учетом недостатков, выявленных в результате исследования и анализа действующей стратегии компании.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф