2.2.3 Структурная схема программного комплекса
Дерево вызова программных модулей представлено на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 — Дерево вызова программных модулей
Характеристика программных модулей представлена в таблице 2.14.
Таблица 2.14 Характеристика программных модулей
| № п/п | Условное обозначение | Наименование модуля | Функции модуля |
| 1) | ПМ1 | Модуль авторизации | Содержит процедуры, позволяющие определить наличие пользователя при входе в систему, а также пересылку его при правильном вводе логина и пароля |
| 2) | ПМ2 | Модуль вызова подменю «Справочники» | Содержит предопределенные процедуры и формы, позволяющие получить подменю Справочники |
| 3) | ПМ2.1 | Модуль справочника « Услуги» | Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника |
| 4) | ПМ2.2 | Модуль справочника «Категории» | Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника |
| 5) | ПМ2.3 | Модуль справочника « Пользователи» | Содержит предопределенные процедуры формы списка и элемента справочника |
| 6) | ПМ3 | Модуль изменения статусов заказов | Содержит процедуры изменения статуса заказа |
| 7) | ПМ 4 | Модуль формирования корзины и заказа | Содержит процедуры добавления товаров в корзину, оформления и редактирования товаров |
Из главной формы необходимо предусмотреть переход на все остальные формы программного продукта, обеспечивая тем возможность заполнения всех таблиц программного продукта. Тем самым, обеспечивая полную функциональность реализованного программного продукта.
В программном продукте реализовано несколько таблиц, в которых осуществляется хранение информации необходимой для работы программного продукта.
2.2.4 Детальная блок-схема основных расчетных модулей и ее описание
Рассмотрим схему учета клиентов. При учете клиентов учитываются необходимые реквизиты, в том числе наименование и контактные данные клиентов. Блок-схема учета клиентов представлена на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 Блок-схема учета клиентов
2.2.5 Организация технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации (схема работы системы)
Технологический процесс анализа данных делится на предмашинную, внутримашинную и послемашинную оценку.
Предмашинный анализ включает в себя получение, отслеживание и передачу первичных документов. В момент, когда в первичном документе найдена ошибки, документ передается обратно к источнику для корректировки, иначе документ направляется для ввода данных в ПЭВМ.
В рамках машинного анализа данные первичных документов переносятся в ПЭВМ, на их базе создаются результатные документы. На этом этапе сразу подключаются информационные файлы с условно-постоянной информацией. Подобное решение сильно упрощает ведение макета документа.
К внутримашинному анализу можно отнести ведение электронных справочников, которое реализовано параллельно, являясь самостоятельным технологическим процессом. Справочники применяются при вводе оперативных данных по приходящим проектным документам, а также при создании итоговых документов и отчетов.
Послемашинный анализ состоит в проверке корректности ведения выходных документов и отправке их пользователям.
Технологический процесс внутримашинного анализа информации является совокупностью операций, выполняющиеся в диалоговом режиме работы с ПК и в различной последовательности. То есть череда технологических операций выражена в процессе диалога пользователя с ПК.
Работа в диалоговом режиме не содержит чётко определенной последовательности действий. Потому схема технологического процесса в диалоговом режиме становится комплексом технологических операций, отвечающих в схеме диалога за задачи и существующих в рамках схемы работы системы.
Пользователь ИС оснащен своим интерфейсом доступа. Любой пользователь может выполнить только те действия, на которые у него есть права. По факту авторизации пользователь получает перечень возможных действий с системой. Тут он может выбрать требуемый ему справочник или таблицу для передачи нужных данных. Для этого в меню программы ищется контролирующий это пункт. Затем в выбранном справочнике или таблице добавляются, или корректируются уже имеющиеся записи, просматриваются готовые документы или база остается неизменной.
Схема технологического процесса состоит из следующих основных этапов:
- ввод информации о поступлении или отправке товара, реализующих транзакционный механизм функционирования предметной области;
- внесение информации о клиентах и поставщиках;
- фиксирование информации о выполнении заказа;
- выполнение отчетов.
Ниже приведены инструкционные карты основных операций технологического процесса, реализованных в виде программных модулей.
Технологический процесс внутримашинного анализа информации является совокупностью операций, выполняющихся в диалоговом режиме работы с ПК и в различной последовательности. То есть череда технологических операций выражена в процессе диалога пользователя с ПК.
Программирование считается процессом разработки программы, который при стандартной неавтоматизированной разработке ПП при любом методе построения является последовательностью таких шагов, как:
- Выделение требований к программе;
- Определение или реализация алгоритма решения описанной задачи;
- Набор команд;
- Отладка;
- Тестирование.
Нахождение требований к ПО можно считать основным этапов, где четко прописывается исходная информация и готовятся требования к итоговым значениям. Также описывается поведение программы в некоторых случаях.
В процессе реализации и выбора алгоритма нужно отразить череду действий, которые должны быть сделаны для реализации нужного результата. Часть задач решаются разными способами. В этом случае программист, применяя отдельный критерий, к примеру, быстродействие работы алгоритма или его точность, отбирает подходящее решение. Далее пишется подробное описание алгоритма. И по факту выражения требований к программе и подготовки алгоритма решения, алгоритм забивается на языке программирования.
Отладка программы состоит в нахождении и исправлении ошибок, которые имеют место на всех этапах подготовки задачи для работы на ЭВМ.
Ошибки делят на синтаксические и семантические.
Синтаксические ошибки, связанные с неправильным написание операторов языка программирования, находятся на этапе трансляции программы. Тут даже можно увидеть сообщение, описывающее оператор, в котором допущена ошибка, место, где она обнаружена, а также текст, поясняющий суть проблемы.
Семантические ошибки, связанные, зачастую, с неправильным построением математической модели и алгоритма выполнения задачи, при процедуре прохода программы сразу не обнаруживаются, поскольку программа выполняется и даже выдает итоговый результат.
Для сверки корректности программы выполняется ее тестирование, т.е. ее реализация при таких исходных данных, для которых итоги решения уже известны. При подборе тестовых наборов исходных данных важно учесть доступность проверки разных вариантов решения задачи. Оценка корректности программы реализуется методом сравнения результатов, полученных при реализации программы, с имеющимися тестовыми.
Тестирование помогает доказать факт наличия смысловой ошибки. Для ее определения и выявления причины, реализовавшей ошибку, лучше всего применять отладочные операторы, позволяющие контролировать проход программы, следить за чередой выполнения операторов программы и корректировкой значений элементов массивов и переменных в процессе работы программы, отследить правильность индексирования элементов массивов, отслеживать обращение к подпрограммам.
Тут же важно проверить, как работает программа на максимальном количестве входных наборов данных, пусть даже не самых верных. Опишем более подробно основной шаг процесса программирования — алгоритмизацию.
Задача программиста заключена в продумывании последовательности действий, выполнив которые, можно достигнуть требуемого результата.
Алгоритм — четкое предписание, отражающее процесс перехода от начальных данных к итогу.
Предписание можно считать алгоритмом, если оно имеет 3 свойства:
- Определенность, т.е. точностью, которая не оставит места для произвола;
- Универсальность, т.е. доступность опираться на меняющиеся в известных пределах значений начальные данные;
- Продуктивностью, т.е. направленностью на реализацию результата.
В создаваемом ПО необходимо реализовать такие алгоритмы, как:
- Алгоритм взаимодействия со справочниками;
- Алгоритм нахождения отчетов.
Исходя из применяемой модели БД, для ввода данных применяются формы, в каждое поле которых переносится какой-то атрибут.
В описываемой информационной системе имеются 2 схемы технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Первой является схема с точки зрения пользователя ИС (администратор, оператор), описывающая процесс взаимодействия пользователя с системой.
Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации приведена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации
Работа начинается с загрузки системы. Выход из системы осуществляется при выборе меню «Выход».
При выборе пункта меню «Отчеты» и конкретного документа специалист может заниматься просмотром и анализом с помощью инструментов сортировки и фильтрации предварительно введенных документов с исходными данными, которые он может выбрать используя меню видов операций для работы с документом, а если это необходимо то выдавать их на печать, для чего он должен выйти в пункт Печать .
Работа с остальными документами проходит по аналогичной схеме.
Пользователь информационной системы взаимодействует с ИС средствами графического интерфейса. После авторизации в интерфейсе ИС пользователю предоставляются права соответственно его заранее определенной роли. После авторизации пользователь или администратор может выбрать интересующий его пункт действий из главного меню для вызова экранной формы взаимодействия. Далее пользователь может добавить или откорректировать уже имеющиеся записи, либо просто просмотреть имеющиеся документы и оставить их без изменений. Новые записи пользователя или корректировки имеющихся моментально попадают в базу данных информационной системы и становятся активными для операций с ними.
2.3 Инструкция пользователю
Попадая на сайт, клиент (потенциальный) видит главную страницу с информацией о компании (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 Главная страница сайта
Также клиент может ознакомится с контактными данными :
Рисунок 2.12 Контактные данные
С информацией, размещенной на сайте:
Рисунок 2.13 Статьи на сайте
Далее опишем порядок работы клиента для оформления заказа.
Для этого необходимо перейти на страницу Каталог.
Рисунок 2.14 Каталог товаров
Каталог представляет собой список категорий, при переходе на каждую из которых появляется список подкатегорий.
Рисунок 2.15 Подкатегории категории Швейные машины
При переходе на каждую из подкатегорий открывается список товаров (в данном случае, машины Штробель).
Рисунок 2.16 Запасные части
Рядом с каждым наименованием указано количество отзывов. Для ознакомления с ними необходимо перейти на страницу с отзывами, нажав иконку в виде лупы.
Рисунок 2.17 Страница с отзывами
На странице с отзывами указаны имя пользователя, оставившего отзыв, дата и время отзыва. Особо выделены ответы администрации.
Для добавления отзыва предусмотрена специальная форма.
Отзыв появляется на сайте после его проверки модератором.
Для добавления товаров в заказ необходимо ввести нужное количество в поле ввода и нажать на кнопку «Добавить в заказ». После перехода на страницу Корзина клиент может видеть свой заказ полностью.
Рисунок 2.18 Страница заказа
Здесь же возможно добавление услуг к товарам, а также изменение количества товаров или их удаление, в результате чего стоимость всего заказа пересчитывается.
Рисунок 2.19 Заказ с добавленной доставкой
После окончания выбора клиент вводит необходимые данные и заканчивает оформление заказа, получая его номер.
Рисунок 2.20 Сообщение об успешном окончании оформления заказа
После этого клиенту доступен личный кабинет, для доступа в который необходимо ввести указанный email и номер заказа.
Рисунок 2.21 Форма авторизации клиента
В личном кабинете клиент видит состав заказа, и может его удалить, если заказ не изменил статус (рисунок 2.22).
Рисунок 2.22 Личный кабинет клиента
Также клиент имеет возможность записи для оказания каких-либо услуг в компанию:
Рисунок 2.23 Запись на услуги
