Сессия под ключ!
Меню Услуги

Разработка предложений по использованию интернет-технологий в государственном управлении ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

1.1 Сущность, определение государственного управления

1.2 Роль использования интернет-технологий в государственном управлении

1.3 Обоснование электронного муниципалитета

Выводы

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ГАУ ЯНАО «КУЛЬТУРНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР» Г. САЛЕХАРД

2.1 Характеристика деятельности ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»

2.2 Организационная структура управлении

2.3 Проблемы формирования предоставления услуг в электронном виде

Выводы

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ГАУ ЯНАО «КУЛЬТУРНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР»

3.1 Описания проекта по совершенствованию интернет-технологий

3.2 Реализация проекта использования интернет-технологий в государственном управлении

3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время актуальность вопроса применения ИКТ органами государственной и муниципальной власти в Российской Федерации существенно возросла. Это обусловлено проводимой в стране информатизацией

административных процессов, которая в свою очередь была вызвана осознанием необходимости ликвидации таких негативных феноменов, как: недостаточно высокий уровень качества и полноты оказания государственных услуг, неэффективность принимаемых управленческих решений, значительное увеличение коррупционной составляющей, неэффективное расходование бюджетных ассигнований и т.д.

Перечисленные недостатки обусловили необходимость внедрения в Российской Федерации концепции «электронного правительства», которое не является субсидиарным к традиционному правительству. Данная концепция основана на применении информационных и коммуникационных технологий органами различных уровней власти с целью повышения эффективности государственного, регионального, местного управления, повышения качества взаимодействия членов гражданского общества и бизнес–сферы с органами государственной власти, некоторыми другими организациями, в том числе в процессе оказания не только государственных, но и муниципальных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует достаточно обширный пласт нормативных правовых актов, который содержит правила оказания государственных услуг в электронной форме, в котором при всем прочем наблюдаются некоторые пробелы и коллизии, влекущие за собой проблемы в сфере административно–правового регулирования. Так, например, действующее отечественное законодательство до сих пор не предусматривает определение категории «электронная государственная услуга», которое бы в полной мере отражало его административную и правовую сущность, соответствовало его основным признакам. Отсутствие обоснованной научно системы принципов оказания государственных услуг в электронной форме влечет за собой проблемы в судебной и иной правоприменительной практике при использовании ИКТ в деятельности органов власти.

Таким образом, актуальность изучения сферы электронного правительства определяется существованием достаточно большого числа нерешенных проблем в рассматриваемой сфере. Сюда входит как необходимость эффективного взаимодействия публичной власти любого уровня с гражданским обществом посредством частного сектора, так и эффективная реализация прав личности на получение социально значимой информации, важно обеспечить потребность в серьезном повышении уровня доверия населения к представителям и органам государственной, региональной и муниципальной власти, и, таким образом, повышение качества оказания государственных услуг в электронной форме с целью постоянного совершенствования деятельности современного государства. Вышеперечисленные проблемы и факторы существенным образом актуализируют тему настоящей работы.

Степень разработанности темы. Вопросам оказания отдельных государственных услуг посредством современных информационных технологий посвящены исследования таких ученых, как С.В.Байбаков, Д.В.Баснак,   А.Р.Данилов, В.И.Дрожжинов, Е.Г.Иншакова, И.У.Кулдыбаева, Д.Милованцев,   В.А.Никонов, А.В.Осташков, Н.Палюлис, М.В.Паршин, В.В.Солодов, Е.М.Стырин, Э.В. Талапина, В.И.Фадеев, Т.Я.Хабриева, А.В.Чугунов,  А.Е.Шадрин, О.Ю.Якимова и др.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию использования интернет-технологий в государственном управлении ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр».

Задачи выпускной квалификационной работы:

— рассмотреть теоретические основы интернет-технологий в государственном управлении;

— провести анализ использования интернет-технологий в государственном управлении ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» г. Салехард;

— разработать предложения по совершенствованию использования интернет-технологий в государственном управлении ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр».

Объектом выпускной квалификационной работы является ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр».

Предмет выпускной квалификационной работы — интернет-технологии в государственном управлении.

Методологическая основа исследования представлена следующим комплексом методов: фундаментальным диалектическим методом познания, который дает возможность рассмотреть административно–правовые феномены в их тесном переплетении и динамике; а также рядом других общенаучных методов решения научных задач и получения соответсвующих предмету знаний (анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы, аналогия). Кроме того, в работе использовались некоторые частно–научные методы, которые характерны для правовых изысканий (сравнительно–правовой, системный, структурный, доктринальный и т.д.).

Теоретическую основу исследования составили исследования таких ученых-юристов, как С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, С.В.Байбаков, А.Г.Барабашев,  Д.В.Баснак,  В.Н.Галузо,  В.В.Гриценко,  А.Р.Данилов, В.И.Дрожжинов,  Е.Г.Иншакова,  Ю.М.Козлов,  И.У.Кулдыбаева,  О.Е.Кутафин,  Н.И.Матузов,  Д.Милованцев, В.А.Никонов, А. Ф.Ноздрачев, А.В.Осташков, Н.Палюлис,  М.В.Паршин, В.В.Солодов, Ю.Н.Старилов, Е.М.Стырин, Э.В.Талапина, В.И.Фадеев, Т.Я.Хабриева, В.Н.Хропанюк, А.В.Чугунов, А.Е.Шадрин,  О.Ю.Якимова и др.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы при выработке рекомендаций по совершенствованию использования интернет-технологий в государственном управлении ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

1.1 Сущность, определение государственного управления

 

Государственная политика в сфере информационных технологий — представляет собой совокупность мероприятий в таких сферах жизнедеятельности общества как: политическая, правовая, экономическая, социокультурная и организационная. Данные мероприятия направленны на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания благоприятных условий перехода к информационному обществу.

Отрасль информационных технологий занимает в экономике страны особое место, ее эффективное функционирование является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики.

В целях формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий в Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020  годы и на перспективу до 2025 года. Реализация системного подхода к улучшению условий для развития отрасли информационных технологий при сохранении ее свободного рыночного развития, продолжение информатизации всех отраслей экономики, снижение административных барьеров и развитие телекоммуникационной инфраструктуры являются необходимыми условиями повышения конкурентных преимуществ Российской Федерации в области информационных технологий. Реализация указанной стратегии будет способствовать улучшению инвестиционного климата, повышению количества высокотехнологичных рабочих мест и обеспечит рост объема производства отечественной продукции и услуг в отрасли информационных технологий.

В условиях сложившейся внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, характеризующейся введением санкций, направленных на ограничение свободного движения товаров и технологий, важное значение приобрели вопросы импортозамещения, в том числе в отрасли информационных технологий.

Отрасль информационных технологий в Российской Федерации является наиболее зависимой от использования импортного программного обеспечения – до 90 процентов программного обеспечения операционных систем и систем управления базами данных. Обеспечение технологической независимости Российской Федерации в сфере информационных технологий является основой не только информационной безопасности, но и безопасности государства в целом [2].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», одним из направлений реализации которой определено противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях предотвращения угрозы национальным интересам России.

Основными направлениями реализации указанной государственной программы являются: развитие отечественного производства элементной базы; исключение использования иностранной элементной базы для российских космических аппаратов; внедрение в промышленную эксплуатацию отечественных технологий защиты информации; создание национальной программной платформы; создание отечественной среды сборки операционной системы и приложений на свободном программном обеспечении; создание отечественной системы управления базами данных на основе открытых разработок; создание российской среды разработки программного обеспечения; создание базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности; создание отечественных инновационных технических изделий в сфере информационных технологий; создание национального фонда алгоритмов и программ.

Задачи Государственной программы:

–       обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи;

–       развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

–       предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

–       обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

К 2024 году планируется достичь следующих ожидаемых результатов:

–       осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий;

–       принципиальный рост качества и доступности услуг почтовой связи, создание спектра новых услуг для населения на всей территории страны на базе почтовых отделений;

–       обеспечение роста производительности труда и сокращение трансакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;

–       обеспечение высокой степени интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество;

–       обеспечение осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде;

–       создание на всей территории Российской Федерации современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем для 95 процентов граждан страны;

–       обеспечение прав и основных свобод человека в информационном обществе; предупреждение информационной изолированности отдельных граждан и социальных групп;

–       достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

–       обеспечение развития сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сферах культуры, образования, науки и здравоохранения.

Главной задачей информационной инфраструктуры является развитие сетей связи, развитие системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Важным элементом информационной инфраструктуры являются спутники. По оценкам экспертов, к 2020 году ожидается ввод в действие свыше 100 сквозных высокопроизводительных связных спутниковых систем, которые будут работать в экосистеме 5G, соответствующей требованиям технологической базы умных городов. Их использование позволит наладить соединения, способные обеспечить терабитные скорости, что гарантирует передачу огромных массивов данных в короткие сроки.

В условиях информатизации современного общества обеспечение позитивного старения невозможно без активного использования ИКТ. Однако, в этой области, как в России, так и за рубежом существуют значительные проблемы. Информационная компетентность должна придавать уверенности в своих силах пожилым людям, что пока существует только на уровне пожеланий. Мобильные устройства и технологии, обеспечивающие экономические, социальные и эмоциональные условия благополучия созданы в первую очередь для молодого поколения, и очень малая доля ресурсов целенаправленно проектируется для лиц пожилого возраста с учетом их интересов и возможностей.

Таким образом, рассматривая государственную политику в информационной сфере, следует отметить, что это специфический вид управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти, либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, которые возникают по поводу информации в связи с ее оборотом в социальных системах [4].

Можно выделить две функции государственной политики развития информационной (цифровой) инфраструктуры: политические и административные. Политические функции позволяют определяют стратегическое значение. Разработка политической стратегии информационной (цифровой) инфраструктуры является общим направлением деятельности государства, определением целей, задач и принципов информационного развития на определенный период. В структуре Администрации Президента функционирует Управление по разработке политики, которое разрабатывает основы различных видов политики, в том числе информационной [5].

К формам государственной политики развития информационной (цифровой) инфраструктуры можно отнести: государственные программы, государственно – монополистический комплекс, государственное регулирование.

 

1.2 Роль использования интернет-технологий в государственном управлении

 

В современных условиях социально-экономического развития функционирование российского государственного сектора связано с наличием целого ряда проблем, препятствующих росту эффективности его деятельности. К таким проблемам можно отнести следующее:

  • во-первых, существенные недостатки в законодательной базе и сложная организация органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые усиливают процессы бюрократизации в государственном управлении, приводят к дискуссиям при исполнении государственных гарантий перед населением и решении социальных проблем, довольно непростым взаимоотношениям между органами государственной власти на всех уровнях, а также между домашними хозяйствами, государственным и предпринимательским секторами;
  • во-вторых, недостаточная социальная ответственность органов государственного управления, поскольку общественные проблемы, такие как, демографические, безработица, качество жизни, бедность, изменение реальных доходов населения и многие др., решаются очень медленно, социальные трансферты оказываются малоэффективными, а основные государственные нормативы, такие как, установленная величина минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, пенсий и пособия по безработице слишком малы, что не обеспечивает повышение уровня общественного благосостояния;
  • в-третьих, довольно неоптимальное распределение ресурсов государства и очень неэффективное использование государственного имущества, и, прежде всего, рост государственных управленческих расходов, нарушения в сфере государственных закупок и контрактов, а также нерациональное владение и распоряжение многими объектами государственной собственностью, низкая эффективность деятельности на предприятиях общественной инфраструктуры, невысокое качество в процессе производства общественных благ и оказания услуг;
  • в-четвертых, существенная численность государственных служащих в России и довольно высокая коррупционная составляющая в системе государственного управления, которые способствуют не только увеличению государственных расходов, но и возникновению существенных проблем в развитии национальной экономики в целом, поскольку «…одним из главных препятствий для экономического, социального и политического развития страны продолжает оставаться взяточничество и коррумпированность чиновников» [14, с. 33].

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии целого комплекса противоречий, а также довольно сложных, существенных управленческих проблем, которые препятствуют росту эффективности функционирования в России государственного сектора экономики. Такие проблемы и противоречия сдерживают переход системы государственного управления на более высокий качественный уровень, который соответствует потребностям и запросам общества, а также росту производительности госсектора. При этом государство уже не хочет мириться с невысоким уровнем эффективности деятельности самого государственного сектора экономики [22, с. 31].

По нашему мнению, основной и важной предпосылкой решения в России вышеперечисленных противоречий и проблем может стать повсеместное внедрение системы цифрового правительства. Сама по себе такая идея не нова и в нашей стране уже довольно успешно функционирует электронное правительство, которое способствует увеличению производительности труда государственных служащих и повышению качества оказываемых государственных услуг населению и бизнесу, а также во многом снижению бюрократических проволочек и коррупционной составляющей в государственном секторе. При этом сократилось время документооборота и улучшилось взаимодействие между структурами государственного управления всех уровней.

Сегодня в рамках системы электронного правительства в России функционируют такие основные структурные элементы, как «Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) – Госуслуги; Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ); Информационная система головного удостоверяющего центра (ИСГУЦ); Досудебное обжалование; Ситуационный центр» [13, с. 76]. Функционирование электронного правительства обеспечивает, как действенность самого государственного сектора, так и оказывает положительное влияние на развитие системы национальной экономики в целом.

Однако современные технологии стремительно развиваются и появляются цифровые ресурсы, такие как искусственный интеллект, нейротехнологии, аналитика «больших данных», облачные и туманные вычисления, блокчейн, виртуальная реальность, беспроводные каналы коммуникации, «интернет вещей» и др. Поэтому «в России проводится большая работа по практическому внедрению и освоению цифровых сервисов и технологий в государственном управлении» [5, с. 94], а государством ставятся новые более масштабные задачи в процессе проведения цифровой трансформации в государственном секторе национальной экономики. В целом цифровые технологии в госсекторе способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию системы электронного правительства и его модифицированию в цифровое правительство, основными элементами которого становятся:

  1. Единая база законодательных актов и информационных ресурсов, которая организована по жестко установленным правилам и в соответствии с существующей структурой государственного сектора экономики. Она характеризуется систематизированной, достоверной и комплексной совокупностью процесса централизации государственной цифровой информации, которая нужна для качественного и полного удовлетворения потребности любого пользователя. Такая цифровая база данных отражает более тесные взаимосвязи и взаимоотношения, возникающие между всеми субъектами государственного управления с целью совместной обработки информации и принятия действенных, результативных управленческих решений на уровне государства.
  2. Единый государственный портал представляет собой общий и объединенный веб-сайт госсектора экономики, сформированный в интегрированном виде. Такой государственный мега-сайт работает в удобном для каждого пользователя режиме и концентрирует в себе информацию, как о структуре государственного сектора экономики, так и о перечне государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу на определенной географической или административной территории. Этот единый госпортал позволяет любому пользователю оперативно производить цифровые транзакции без перенаправления на веб-сайты других структурных элементов государственного сектора.
  3. Цифровая инфраструктура госсектора экономики является системным комплексом для всех взаимосвязанных и взаимозависимых государственных структур, которые обслуживают все сферы системы национальной экономики. В ней используются унифицированные цифровые элементы, а также стандартизированные сервисы и системы межведомственного государственного взаимодействия, в том числе с использованием «облачных» технологий. Такая инфраструктура в госсекторе способна обеспечить онлайновую систему идентификации и аутентификации, визуализировать межведомственные услуги для коллективного использования. В цифровой инфраструктуре также используются технологии «аналитики больших данных», способные обработать огромные массивы данных в системе национальных счетов, рассчитать ключевые индикаторы и макроэкономические показатели.
  4. Оптимизированные государственные сенсорные сети в управленческих структурах госсектора национальной экономики, которые имеют большую территорию покрытия и множество датчиков контроля параметров. Все это позволяет уполномоченным органам проводить аудит доступа к удаленным системам государственного мониторинга в системе он-лайн, использовать ресурсосберегающие технологии, организовывать управление в режиме реального времени государственным имуществом, осуществлять контроль экологических параметров, производить нужное техническое обслуживание и др.
  5. Обеспечение со стороны государства кибербезопасности и защиты конфиденциальной информации, в том числе сохранность государственных единых информационных баз данных и информации персонифицированного учета, выявление и предотвращение разных угроз, реализация прав и свобод человека в цифровом пространстве. Государство гарантирует защиту информации в электронном виде в цифровой правительственной системе, обеспечивает целостность и доступность базы данных для заинтересованных пользователей, но, в то же время, без какого-либо урона для общества в целом.

Таким образом, основой для функционирования цифрового правительства в России «…должны стать «прорывные» …технологии и «радикальные» инновации, которые позволяют: существенно увеличить общую производительность…; обеспечить достижение нового качества…технологических процессов, а именно – скорость, точность, гибкость, сложность…; перейти к выпуску продуктов, «закрывающих» старые и «открывающих» новые рынки» [1, с. 197]. Переход к этой цифровой системе позволит государственному сектору экономики эффективно, действенно и производительно использовать достаточно масштабный спектр цифровых технологий, а внутренние процессы государственного управления перейдут на более высокий уровень. При этом существенно может повыситься оперативность и результативность организации межведомственного взаимодействия между всеми элементами госсектора, а государственные услуги в цифровом формате, оказываемые для предпринимательского сектора экономики и домохозяйств, станут доступнее, качественнее и дешевле.

 

1.3 Обоснование электронного муниципалитета

 

Как вытекает из ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», любая предоставленная государством услуга должна рассматриваться в качестве особо упорядоченной деятельности компетентных субъектов нацеленной на реализацию определенной функции специального органа, которая осуществляется на основании поступившего запроса заявителя в пределах, предусмотренных конкретным нормативным правовым актом.

В то же время, под процессом предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме предлагается понимать процесс оказания государственных либо муниципальных услуг с применением информационных и коммуникационных технологий, в том числе посредством обращения к ЕГПУ (www.gosuslugi.ru) либо на соответствующие региональные порталы услуг (как государственных, так и муниципальных), а также применение единой универсальной электронной карты, при этом в рамках данного процесса осуществляется активное информационное взаимодействие между определенным государственным органом (органом местного самоуправления) и заявителем (физические и юридические лица) .

Таким образом, по мнению отечественного законодателя, нет значительных различий между государственной услугой как таковой и государственной услугой в электронном виде. По мнению законодателя, применение качественного прилагательного «электронный» не указывает на новую сущность или содержание государственной услуги, а всего лишь говорит об инновационной форме порядка предоставления государственных услуг. Абсолютно верной представляется позиция С.М.Смышляева, данный исследователь оперируя терминами «электронные услуги», «электронное государство», характеризует их в качестве особой возможности осуществления предусмотренных законом процедур с применением информационных технологий а также телекоммуникационных сетей удаленно, то есть без личного присутствия обратившегося в государственный орган лица .

Таким образом, думается, что представленное выше легальное определение интересующего нас понятия не лишено некоторых недочетов. Во–первых, с содержательной точки зрения данное определение является явно неполным, поскольку предусматривает всего лишь указание на формально–технологический способ оказания услуги, без характеристики весьма важных сущностных признаков электронных услуг. Во–вторых, сама категория «предоставление государственных услуг в электронном виде» имеет достаточно пространственный характер, поскольку сама по себе услуга подразумевает реализацию определенного комплекса действий. В связи с этим, более правильным представляется употребление таких терминов как «электронная государственная услуга» и «электронная муниципальная услуга» [11].

В связи с этим, полагаем необходимым внести изменения в ст. 2 ФЗ №210, а именно, заменить используемую категорию «предоставление заявителю государственных и муниципальных услуг» на две категории «электронная государственная услуга» и «электронная муниципальная услуга».

Хотелось бы отметить, что в доктринальной литературе так же не наблюдается единого общепризнанного подхода к определению содержания понятия «электронная государственная услуга». Так, например, отдельные исследователи, выражающие согласие с легальным определением, характеризуют электронные государственные услуги исключительно с формальной, то есть технологической стороны, говоря исключительно о форме взаимодействия органа власти и заявителя, в рамках которой подача соответствующего заявления и требуемых от заявителя документов для получения государственной услуги происходит исключительно дистанционно, то есть посредством сети Интернет. Другая группа исследователей уделяет значительное внимание исключительно  практическому аспекту предоставления электронных государственных услуг.

Так, например, М.Г.Суховская, характеризует государственные услуги в качестве специфического инструмента, который предоставляет дополнительный исполнительный механизм,  в  общей  системе  взаимодействия  власти  и  гражданина [28]. А.Е. Шадрин основной акцент делает на социальном предназначении государственных услуг, оказываемых в электронной форме [31].

По мнению указанного исследователя, электронные услуги – это специфическая разновидность информационных услуг, которая нацелена на осуществление информационных потребностей гражданского общества посредством формирования электронных документов и некоей электронной информации справочного характера, которая содержательно соответствует действующим законодательным актам и постановлениям.

Учитывая, что электронные услуги, оказываемые государственными органами, обладают специфическими особенностями, с целью их более обширной характеристики (в качестве инновационной формы обеспечения деятельности органов власти, нацеленной на повышение эффективности государственного управления при помощи информационно–коммуникационных технологий),  следует рассмотреть присущие этим услугам признаки, то есть наиболее важные и  существенные черты, комплекс которых существенным образом отличает  электронные услуги от любого другого правового феномена.

Таким образом, к числу наиболее специфических признаков электронных государственных услуг можно отнести следующие:

  1. Электронная государственная услуга – это упорядоченная управленческая деятельность компетентных органов публичной власти, а также специализированных юридических лиц. Абсолютно любая государственная услуга, оказываемая в электронном виде, вбирает в себя комплекс закрепленных в нормативных правовых актах административных процедур, которые осуществляются субъектами предоставления данных услуг и направлены на получение необходимого для заявителя результата.
  2. Государственная услуга, оказываемая в электронном виде, является одним из способов реализации управления публичной власти. Активное проникновение информационных и коммуникационных технологий в управленческую деятельность органов современного государства, оказание этими органами государственных услуг в электронном виде, переводит порядок и способы реализации внутренней и внешней политики в любом государстве на качественно иную ступень. Применение автоматизированных систем в управленческой деятельности муниципальных и государственных служащих существенным образом повышает оперативность, качество и обоснованность принятия конкретных решений, качество государственных услуг, которые оказываются физическим лицам и организациям. Как видим, оказание государственных услуг в электронном виде, как совершенно верно отметил С.С. Купреев, «является одним из способов современного государственного управления» [23].
  3. Предоставление гражданам электронных государственных услуг осуществляется посредством применения современных информационных технологий в деятельности органов различного уровня публичной власти. В современный период не представляется возможным обеспечить достижение значительных показателей деятельности органов государственной власти без применения коммуникационных технологий и компьютерной техники. В связи с чем Правительство Российской Федерации, а так ряд федеральных и региональных органов власти, которые несут ответственность за внедрение проектов информатизации администрирования на территории России, особо важное внимание уделяется именно техническому обеспечению. Так, например, по распоряжению Правительства Российской Федерации был установлен график перехода органов исполнительной власти федерального уровня на применение только российского программного обеспечения, которое предусмотрено в едином реестре отечественных программ для ЭВМ и баз данных.
  4. Направленность государственных услуг в электронной форме на повышение качества содержания и организации деятельности органов публичной власти. Действующая в настоящее время стратегия формирования информационного общества в России, в качестве важнейших целей и задач, предусматривает: формирование соответствующей времени информационной инфраструктуры, развитие цифровой инфраструктуры, оказание на базе коммуникационных технологий качественных услуг населению, расширение уровня доступности для граждан любой не запрещенной законом информации и информационных технологий; активизация работы в сфере социальной защиты граждан, медобслуживания, науки и образования при помощи информационных технологий; повышение эффективности системы обеспечения конституционных прав граждан в отношении доступа к информации; повышение оперативности и качества взаимодействия представителей предпринимательства и отдельных граждан с органами исполнительной власти; формирование единообразного порядка управления в том числе местного самоуправления, качества предоставления электронных государственных услуг.
  5. Государственные услуги в электронном виде обеспечивают доступ граждан к сведениям, характеризующим направления и итоги деятельности органов исполнительной власти. Применение информационных технологий с целью раскрытия информации о показателях и направлениях деятельности конкретных органов власти является одной из важнейших задач любого государства. Как следует из программных актов Президента России и Правительства Российской Федерации, наше государство должно формировать условия для полноценного и равного доступа всех групп пользователей к необходимой им информации.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что само понятие электронной государственной услуги имеет многогранный и разноаспектный характер, поскольку касается целого ряда сфер развития и осуществления государственного управления: от применения коммуникационных технологий в деятельности исполнительных органов публичной власти до обеспечения оперативного получения необходимого результата заявителем. В то же время, определению, данному отечественным законодателем, наоборот, присуща излишне узкая, «технологическая» направленность. В связи с этим, с целью более объективного и широкого раскрытия содержания понятия электронная государственная услуга, полагаем необходимым дать следующее его определение, которое носит теоретический характер.

Итак, электронная государственная услуга – это упорядоченная деятельность компетентных органов публичной власти, а также специализированных организаций, реализуемая при помощи информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающая оперативное и качественное получение отдельной государственной услуги заявителем (физическим и юридическим лицом).

Основополагающие положения, на основании которых могут быть предоставлены государственные услуги в электронном виде, в настоящее время пронизывают всю актуальную отечественную нормативно–правовую базу. Тем не менее, в рамках данного магистерского исследования, существенную значимость имеет характеристика основополагающих принципов, которые предусмотрены в документах, имеющих узконаправленный характер, то есть направленных на регламентацию конкретных отношений при предоставлении государственных услуг в электронном виде. Основное значение в данной сфере имеют положения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в четвертой статье которого названы наиболее общие принципы оказания государственных и муниципальных услуг:

1)      правомерность услуг, которые предоставляются соответствующими властными структурами и уполномоченными организациями. Осуществление данного принципа в реальной деятельности государственных органов влечет за собой полное соблюдение требований, предусмотренных в действующем законодательстве, любыми субъектами, которые предоставляют государственные услуги. Таким образом, вне зависимости от формальной организации акта предоставления услуги (на бумаге или в виде файла), при нарушении субъектом требований порядка предоставления услуги, заявитель вправе обжаловать любые несоответствующие закону действия, которые допустил государственный служащий [17].

2)      заявительный порядок обращения заключается в том, что любой заявитель, то есть физическое лицо или организация при выражении желания получить государственную или муниципальную услугу, обязан направить соответствующее заявление (которое соответствует предусмотренной в регламенте форме) в государственный орган либо организацию, которые имеют полномочие на предоставление данной услуги. Для обеспечения указанного принципа на официальных сайтах уполномоченных субъектов осуществляется размещение бланков и заполненных образцов заявлений в виде файлов, что в полной мере обеспечивает их соответствие установленным нормативно правилам и требованиям. Реальная возможность отправки указанных заявлений посредством круглосуточно работающих официальных порталов делает процесс оказания услуг заявителям удобным для повседневного использования. Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», на действующих порталах государственных и муниципальных услуг, а также на всех официальных страницах и порталах государственных органов, должны быть предусмотрены заполненные образцы электронной формы для подачи соответствующего запроса.

3)      правомерность взимания с заявителя государственной пошлины. В настоящее время все государственные либо муниципальные услуги предоставляются заявителю бесплатно, помимо случаев, которые предусмотрены действующим законодательством. Указанный принцип в полной мере относится и по отношению к государственным услугам в электронной форме. Как уже отмечалось ранее, в настоящее время вопрос размера пошлины, взимаемой за предоставление определенной услуги очень и очень актуален, поскольку в современный период в Российской Федерации предусмотрены дифференцированные ставки пошлин, которые обязательны для оплаты заявителем, в случае его обращения за оказанием государственных или муниципальных услуг в бумажной или электронной форме.

4)      информационная публичность управленческой деятельности государственных органов и уполномоченных организаций, которые принимают участие в процессе оказания как государственных, так и муниципальных услуг. Указанный принцип в полной мере раскрывается в тексте ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [18]. По поводу государственных услуг в электронном виде говорится, что к сведениям, которые органы государственной или муниципальной власти должны в обязательном порядке обнародовать в глобальной сети, относятся не только сами административные регламенты или стандарты предоставления гражданам государственных услуг, но также утвержденные формы и бланки обращений и заявлений, а также других сопутствующих документов, раскрыт порядок и способы обжалования актов и управленческих решений, которые были приняты  государственным органом или его служащим2.

5)      общедоступность способов обращения заявителей за оказанием государственных либо муниципальных услуг, данный принцип также касается граждан с ограниченными физическими и психическими возможностями. Отечественный законодатель гарантирует заявителям различные способы оказания требуемых им услуг, в основном на основании принципа «одного окна» в том или ином органе исполнительной власти либо МФЦ при помощи информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время на официальном портале ЕПГУ указано, что оказание услуги по регистрации гражданина по его месту проживания возможна как в электронном виде, так и при помощи МФЦ.

6)      расширение способов оказания электронных государственных и муниципальных услуг, при условии, что иные способы не запрещены законодательно. В законе говорится о возможности оказания государственных услуг в других допустимых формах по выбору заявителя при условии, что они соответствуют с законодательству Российской Федерации.

Полагаем, что отечественный законодатель в значительной степени уделяет внимание регламентации общих принципов оказания государственных услуг в первую очередь «бумажными» способами, то есть при личном обращении заявителя в государственный орган либо МФЦ), при этом законодатель не принимает во внимание специфику оказания именно электронных услуг, отмечая только возможность получения электронных услуг. Не выделение на нормативно– правовом уровне специальных принципов оказания государственных услуг в электронной форме влечет за собой ненадлежащее осуществление властными органами своих непосредственных обязанностей, частичное несоблюдение положений действующего законодательства со стороны государственных служащих тех или иных органов власти, а также рядовыми сотрудниками МФЦ.

Более того, значительная часть охарактеризованных выше общих принципов оказания государственных услуг так же имеет неконкретный и декларативный характер, что влечет за собой снижение эффективности администрирования.

Подводя итог, отметим, что электронная государственная услуга была определена нами как упорядоченная деятельность компетентных органов публичной власти, а также специализированных организаций, реализуемая при помощи информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающая оперативное и качественное получение отдельной государственной услуги заявителем (физическим и юридическим лицом).

Предусмотренные законодателем в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» наиболее общие принципы оказания государственных и муниципальных услуг или в части, или же в полной мере следует признать в качестве декларативных, поскольку они не обладают необходимым механизмом реализации, в связи с чем нарушаются законные права и свободы заявителей вследствие их обращения в МФЦ или органы власти за оказанием государственной услуги.

В связи с тем, что специальных принципов оказания государственных услуг в электронном виде не обнаружено, в реальной практике наблюдаются проблемы с организацией их оказания в полном соответствии с установленными в законодательстве требованиями, поэтому, наблюдается выраженная необходимость в нормативном закреплении данных принципов.

 

Выводы

 

В первой главе были рассмотрены преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий государственного управления: цифровизация процесс сложный и поэтому он имеет как преимущества в виде ускорения, упрощения и автоматизации процессов государственного управления, так и недостатки: сокращение замененного новыми технологиями персонала, уменьшение степени защищенности персональных данных, а также неготовность российского законодательства к внедрению цифровых технологий.

Для преодоления негативных последствий от внедрения цифровых технологий потребуются большие инвестиции в развитие технической сферы государственного управления и другие отрасли необходимые для цифровизации государственных процессов. Для решения большинства задач государственного управления нужно внедрение новых методов защиты цифровых персональных данных и информации. Для применения новейших технологий будет необходимо изменение настоящего законодательства и издание совершенно новых нормативно-правовых актов, но, как было сказано раннее, все это поможет государственной власти перейти на совершенно новый уровень управления обществом и принесет большие результаты для всего общества.

Подводя итог исследованию, касающемуся правовой основы использования информационных технологий, в частности при оказании государственных услуг населению в электронной форме, сделан вывод о том, что несмотря на большой интерес правительства к данной сфере, количество трудов правоведов и экспертов в области информационного права и информационных технологий, вопросы реализации стратегии электронного правительства и принципов открытости, в том числе применения электронной подписи, являются дискуссионными и весьма актуальными, требующими не только законодательного урегулирования, но изменения самой формы предоставления таких услуг.

В целом предлагаемые действия по улучшению доступа потребителей госуслуг к программному обеспечению, позволяющему пользоваться электронной подписью для получения электронных государственных услуг позволят значительно повысить вовлеченность граждан в данного рода форму взаимодействия с государством.


1  2  3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф