Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Основными причинами ненависти к сверстникам являются: подлость и предательство; личная обида; ложь и высокомерие; соперничество между детьми [4].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Активно развивается в этот период и самооценка – важная форма проявления самопознания [34].

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов у дошкольников.

Во-первых, специфика конфликтов у дошкольников определяется возрастной психологией. Возраст детей оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст – определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида.

Основным конфликтным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, является процесс социализации детей. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Одним из способов проявлений социализации у дошкольников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликта ребенок понимает, как можно и нельзя поступать по отношению к сверстникам.

Во-вторых, особенности конфликтов у дошкольников определяются характером их деятельности в детском саду. Причина в большей степени конфликтов у детей заключается в общей раздражительности и неспособности выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Продолжительность конфликтов носит сиюминутный характер. Во многих случаях бывает не ясно, кто стал виновником ссоры. Чаще всего, конфликты у детей возникают:

Кто-то кого-то дразнит;

Кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает;

Кто-то к кому-то пристает;

Кто-то кому –то сознательно причиняет боль;

Кто-то без спросу берет чужие вещи;

Кто-то кого-то «достает» [28]

Реакция на эти действия (толкания, крики, шлепки, шутки и т.д.), часто носит открытый агрессивный характер и влечет за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии. Особенно в щекотливой ситуации оказывается воспитатель перед другими детьми, которые сознательно причиняют другим боль, очень трудно обращаться к их разуму и пытаться пробудить чувство сострадания.

А.Я. Анцупов, утверждает, что окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга и считает, что завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта по любым причинам[5].

Завершение конфликта имеет следующие формы:

  • Разрешение – совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению;
  • Урегулирование – устранение противоречия между оппонентами третьей стороной;
  • Затухание – временное прекращение конфликта при сохранении основных признаков конфликта;
  • Устранение – воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;
  • Переход в другой конфликт – в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта [5].

Нас интересует такая форма завершения конфликта как его разрешение.

Особенности разрешения дошкольниками конфликтов выявлялись в исследованиях Л.Н.Абрамовой, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, А.Г.Рузской, С.Г.Якобсон, В.Я Зедгенидзе[31].

Так, В.Я. Зедгенидзе использует термин «разрешение» конфликта и понимает его минимизацию проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляющуюся через поиск компромисса, достижение согласия.

По ее мнению, существуют два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивный способ предполагает либо уход от ситуации, либо агрессивное разрешение, либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта. Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и ее разрешение [31].

Критерием конструктивного разрешения конфликта является степень разрешенности противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем более разрешено противоречие, тем больше шансов на нормализацию отношений между участниками, меньше вероятность перерастания в другой конфликт. Одним из условий разрешения конфликта является выбор стратегии: сотрудничество, компромисс, приспособление, уход от решения проблемы, соперничество.

Н.В. Гришина понимает разрешение конфликта как, во-первых, устранение и минимизацию проблем, разделяющих стороны; во-вторых, достижение согласия между участниками. Разрешение конфликта у детей, наиболее желательная и вместе с тем наиболее сложная форма завершения противоборства конфликтующих [22].

Для выбора способа разрешения необходимы не только знания педагога, его психологический настрой, но и практическая готовность к поиску и определению более продуктивных способов, которые помогут использовать конфликт в воспитательных целях.

С.М. Емельянов рассматривает процесс управления конфликтами как взаимосвязанные виды деятельности: прогнозирование, предупреждение или профилактика конфликтов, регулирование и разрешение. Рассмотрим подробнее их содержание[39].

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектов в социальной личности ребенка.

Воспитатель, родитель и любой взрослый, кто вмешивается в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще.

Необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликтной ситуации. Управлять и регулировать можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление и регулирование может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.

Управление конфликтами — это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороны. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта [59].

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами дети, воспитатели и родители. Она может вестись по следующим направлениям:

  • Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить развитие предконфликтных и конфликтных ситуаций в ДОУ невозможно. Создать объективные условия для минимализации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо;
  • Оптимизация организационно-управленческих условий работы ДОУ — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;
  • Устранение социально-психологических и личностных причин возникновения конфликтов[5].

Так, А.Я.Анцупов выделяет условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов в ДОО:

  • Создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей. Это, несомненно, важное условие предупреждения конфликтов. Если условия, в которых находится ребенок, а к ним относится в первую очередь: материальная база, возможность самореализации в учебной деятельности, условия в которых пребывают дети, взаимоотношения между детьми в группе — будут не сформированы, конфликтов будет больше.
  • Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди дошкольников. Анализ конфликтов между детьми показал, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных благ (т.е. игрушек и других атрибутов) и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов бывает несправедливое распределение поощрений, наград.
  • Успокаивающая среда, окружающая ребенка. К материальным факторам, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку групповых комнат, оптимальные характеристики воздушной среды, освещения, электромагнитных и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, наличие комнатных растений, аквариум, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов [53].

Таким образом, особенности конфликтов между детьми определяются, прежде всего, особенностями образовательного процесса ДОО, возрастными особенностями развития дошкольников и организацией учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Следующий фактор, воздействия на конфликты, заключается во взаимоотношениях детей их отношения в игровой деятельности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и принимающая определенные средства для регуляции своего группового поведения.

Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя.

Профилактика конфликтогенности воспитателя обеспечивается соблюдением администрацией ДОО режима труда, полноценном отдыхе, о благоприятном нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В процессе социального взаимодействия в ДОО дети постоянно оценивают друг друга. И при негативной оценке товарищами может завязаться ссора. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет нравственное воспитание, гуманные представления, чувства, нормы. Это направляет поведение ребенка, его поступки не только по отношению к сверстникам, но и к старшим дошкольникам [4].

Управление конфликтом включает не только профилактику и предупреждение конфликтов, но и их преодоление.

Преодоление включает признание существования конфликта, определение предмета конфликта и поиск вариантов разрешения конфликта.

И.И. Рыданова, исследователь педагогических конфликтов, считает, что успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики. Стратегия определяет принципиальную линию поведения воспитателя, направленную на реализацию долговременных учебно- воспитательных целей. Тактика, как ее основная часть, детерминирует алгоритм непосредственного взаимодействия, выбор педагогических реакций в конфликтной ситуации[52].

Также автор отмечает социально-психологическое содержание конфликта во многом определяющее его возникновение и развитие. Социально-психологические условия профилактики конфликтов привлекают и наше внимание.

Эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия [4].

Нашему исследованию соответствует определение А.Я Анцупова «преодолеть конфликт, значит разрешить его путем сотрудничества сторон в процессе поиска и реализации взаимовыгодного решения проблемы, путем ориентации оппонентов на интересы и потребности друг друга».

Признать существование конфликта между детьми — это, значит, признать наличие противоположных целей, интересов, средств достижения целей, правил поведения участников столкновения. При этом важно определить самих участников конфликта (открытых и скрытых).

Определить предмет конфликта, т.е. выявить, что конкретно выступает: материальная (игрушка, вещь, книга и т.д.) или духовно — нравственная ценность (дружеские отношения, чье — то внимание, признание и т.д.) к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Поиск вариантов разрешения — это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение противоборствующих сторон [36].

Таким образом, психолого-педагогической литературе мы встречаем большое количество рекомендаций по предотвращению конфликтов у детей. Некоторые из авторов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, И.И. Рыдановой и др.) предлагают контроль эмоций, выяснения причины, поиск приемлимых методов разрешения конфликтных ситуаций. При этом И.И. Рыданова, Н.В. Вишневская, рассматривают индивидуальные стратегии и тактики поведения педагога в конфликтных ситуациях.

Выявляя, особенности разрешения конфликтов у дошкольников мы придерживаемся точки зрения (А.Я Анцупова, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, В.Я. Зедгенидзе), которые делают акцент на действиях педагога направленных на организацию эффективного общения и уменьшения конфликтных взаимодействий дошкольников, а также построения отношений между детьми в условиях конфликта и выхода из него. К особенностям разрешения конфликтов у старших дошкольников следует отнести:

  • целенаправленное воздействие воспитателя на устранение (или ликвидацию) причин, породивших конфликт;
  • коррекция поведения участников конфликта, обеспечивающая нормальный обмен вербальными действиями (чтобы слушали и слышали друг друга и воспитателя);
  • создание атмосферы позитивного внимания к интересам участникаов конфликта;
  • а главная особенность, на наш взгляд, профессиональная ответственность воспитателя за правильное разрешение конфликтов, поскольку детский сад для ребенка – модель общества, где он усваивает социальные нормы отношений между людьми. Кроме того, разница в возрасте и жизненном опыте педагога порождает высокую степень ответственности в разрешении конфликтов у детей, требующей на первое место ставить интересы формирующейся личности.

Вывод по I главе

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах[51].

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть «айсберга», а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние[44].

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: «Да он медведь косолапый!» или «Он всегда такой нервный и грубиян!».

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у детей не возникало сомнений в крепости отношений, если решаете конфликт между ними. [57].

Таким образом, особенности конфликтов между детьми определяются, прежде всего, особенностями образовательного процесса ДОУ, возрастными особенностями развития дошкольников и организацией учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Следующий фактор, воздействия на конфликты, заключается во взаимоотношениях детей их отношения в игровой деятельности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и принимающая определенные средства для регуляции своего группового поведения.

Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя.

 

Глава II. Реализация педагогических условий формирования готовности будущего педагога к разрешению конфликтов в педагогическом процессе ДОО

2.1 Диагностика уровня готовности будущих педагогов к разрешению конфликтных ситуаций

Цель опытно — экспериментальной работы вытекает из общей цели исследования и состоит в выявлении теоретических, психологических, практических уровней формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи опытно — экспериментальной работы:

1.Выявить уровень теоретических знаний педагогов о педагогических
конфликтах.

2.Определить психологические установки, уровень конфликтности педагогов.

3.Выявить практическую готовность к выбору стратегии и тактики разрешения конфликтов у детей.

Исследования проводились на базе ГБОУ Школа №1125Имени Я. Н. Федоренко г. Москвы. В исследовании принимали участие 12 педагогов.

Для выявления уровней готовности педагогов к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено3 методик: на выявление теоретической готовности 2 методики; на выявление психологической готовности 3 методики; на выявление практической готовности к разрешению конфликтов 4 методики. В исследовании применялись следующие методики:

  • На определение теоретической готовности

Методика№1 Опрос

Методика№2.Тест «Конфликтная личность» [24] М.Ю.Горбунова

Методика№3.Тест «Умеете ли вы контролировать себя?». Н.В. Гришина[22]

  • На определение практической готовности

Оценка уровня формирования готовностей воспитателей по разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста проводилась на основе следующих критериев и показателей:

  • наличие теоретических знаний методологических основ разрешения конфликтов у дошкольников:
  • наличие интереса к проблеме конфликтов, убеждённости в необходимости разрешать конфликты конструктивными способами:
  • умение видеть конфликт, опознавать его как выражение противоречивости образовательного процесса и владеть способами и приемами воздействия на конфликтных детей, решения конфликтных ситуаций.

Признаки готовности:

Научно-теоретическая готовность:

Низкий уровень. Нет знаний методологической основы решения конфликтов, нет системы знаний методики обучения и воспитания, нет знаний продуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

Допустимый уровень. Слабо выраженная методологическая подготовка к разрешению конфликтных ситуаций, нет системы знаний методов разрешения конфликтов и нет знаний основ педагогического руководства конфликтной ситуацией, этапов ее разрешения и развития.

Высокий уровень. Достаточно выраженная методологическая готовность к разрешению конфликтных ситуаций, знание продуктивных способов разрешения конфликтов, знание основ педагогического руководства конфликтной ситуацией.

Психологическая готовность:

Низкий уровень. Интерес к противоречиям и конфликтам выражен слабо, не до конца осознается конфликт как выражение противоречивости педагогического процесса; нет ориентации на положительное начало в поведении воспитанников, нет удовлетворенности результатами разрешения противоречий педагогического процесса.

Допустимый уровень. Интерес к проблеме противоречий и конфликтов есть, осознается конфликт как выражение объективных противоречий педагогического процесса, есть убежденность в необходимости разрешения конфликтов и ориентация на положительное в поведении воспитанников, но нет удовлетворенности результатами разрешения конфликтов и нет творческой установки на противоречивость педагогического процесса.

Высокий уровень. Интерес к проблеме противоречий и конфликтов есть, осознается конфликт как выражение объективных противоречий педагогического процесса, есть убежденность в необходимости разрешения конфликтов и ориентация на положительное начало в поведении воспитанников, есть удовлетворенность результатами конфликтов, присутствует творческая инициатива.

Практическая готовность:

Низкий уровень. Нет умения видеть и осознавать конфликтную ситуацию как выражение объективной противоречивости педагогического процесса; нет умения определять объективные условия возникновение конфликтов и выявлять их причины.

Допустимый уровень. Слабо выраженные видения и осознания конфликтов как выражений противоречивости педагогического процесса; плохое оперирование приемами и методами педагогического воздействия на ход конфликтов и поведение воспитанников.

Высокий уровень. Умение увидеть и осознать конфликтную ситуацию, определить объективные и субъективные условия возникновения конфликтной ситуации, умение выявлять причины возникновения столкновений, усвоен и применяется арсенал приемов и методов моделирования и разрешения конфликтов, умение использовать конфликт в воспитательных целях, творческая установка на применение методов конструктивного разрешения конфликтов[19].

В нашем исследовании планируется применение следующих методов и способов выявления готовности педагогов к разрешению конфликтных ситуаций: наблюдение, самооценка, диагностические задания, тестирование, упражнения по анализу и разрешению конфликтных ситуаций, беседа.[18]

На основании критериальных показателей и признаков готовности, нами были условно выделены три уровня готовности воспитателей к разрешению конфликтов,

К высокому уровню относятся педагоги, имеющие достаточную базу: теоретическая готовность: проявляют интерес к конфликтологии и убеждённые в необходимости разрешения конфликтов; имеют достаточный уровень знаний по конфликтологии, в том числе о педагогических конфликтах;

Психологическая готовность: ярко выражено положительное эмоциональное отношение с детьми; воспитатель с помощью вербальных и не вербальных средств отношения дает ребенку понять, что он для него не безразличен; умеет владеть собой в конфликтной ситуации определять причины возникновения конфликтов; способен к эмпатии;

Практическая готовность: ориентируются на положительное поведении воспитанника; в постоянной заботе, внимании к детям, тактичной помощи при затруднениях; умеет моделировать конфликт и использовать его в воспитательных целях: владеет практическими умениями конструктивного разрешения конфликтов. Знания о способах управления педагогическими конфликтами; знает и правильно выбирает стратегию и тактику поведения в конфликте; ориентируется в способах выхода из конфликта, применяет их[19].

Ко второму (среднему) уровню относятся педагоги, которые:

Теоретическая готовность: проявляют интерес к проблеме конфликтов; имеют представления о конфликте, но нет четких теоретических знаний, знают о способах выхода из конфликта; слабо выраженная методологическая подготовка нет системы знаний; грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в конфликте;

Психологическая готовность: педагог испытывает усталость, нет удовлетворенности результатами разрешения конфликтов; частично способен к эмпатии; характерна нестабильность, ситуативность поведения педагога;

Практическая готовность: есть убежденность в необходимости разрешения конфликтов и ориентация на положительное в поведении детей; нет творческой установки на конфликт как противоречие педагогического процесса, нет владения конструктивными методами разрешений конфликтов и руководства конфликтными ситуациями; доброжелательно реагирует на вопросы, просьбы детей, однако не проявляет в этом отношении инициативы; малая грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в конфликте, знает, но не применяет способы выхода из конфликта[30].

К третьему (низкому) уровню относятся педагоги, у которых:

Теоретическая готовность: отсутствуют знания о конфликте и конструктивных способах его разрешения; нет знаний методологической основы решения конфликтов; не проявляют интерес к конфликтам или он выражен слабо; не до конца осознают конфликт как выражение противоречивости педагогического процесса,

Психологическая готовность: воспитатель испытывает раздражение, усталость; не способен к эмпатии; проявляет заботу лишь в необходимости, не чувствителен к настроению, переживанию детей;

Практическая готовность: отсутствует умение использовать продуктивные способы решения конфликтов, в общении с детьми чаще использует наказание, порицание; не умеет выбирать стратегию и тактику поведения в конфликте; не знает способов выхода из конфликта; использует доминирование, соперничество[31].

Педагоги, принявшие участие в исследовании: 1) Нина Тарасовна, 2) Елена Викторовна, 3) Елена Анатольевна, 4) Татьяна Викторовна, 5) Наталья Михайловна ,6) Марина Александровна, 7) Галина Николаевна, 8) Виктория Сергеевна, 9) Альбина Васильевна, 10) Людмила Викторовна, 11) Раиса Александровна,12) Лидия Николаевна.

Исследования мы начали с определения теоретической готовности:

Методика №1. Опрос.

Цель: Выявить начальный уровень конфликтологических знаний.

Инструкция: Дайте ответы на следующие вопросы.

  • «Что такое конфликт?»

67%педагогов ответили, что ссоры, разногласия; 23% педагогов ответили, что недопонимание, дискомфорт.

  • «Что для вас конфликтный человек?»

46% педагогов ответили, что проблемный человек, неудобный; 33% педагогов ответили не уступчивый человек, не понимающий; 11% педагогов, затруднялись с ответом.

  • «Какого цвета конфликт?»

Педагоги проявили не поддельный интерес, так 54% педагогов ассоциируют как багрово-красный, 26% указали, как черный, 10% называли болотный, 10% синий.

  • «Какие чувства вы испытывали, находясь в состоянии конфликта?»

38% высказались о состоянии, близком к стрессовому, при этом испытывали многообразие чувств: страха, недовольство противоположной стороной, агрессии, обиды, желания отомстить, бессилия и др.; 39% испытывали чувства растерянности, стремления уйти или переложить возникшую трудность на кого-либо другого; 10%педагогов отмечали о некотором внутреннем смятении; и 3% отмечали чувства удовлетворенности от того, что проявили принципиальность и не унизили собственного достоинства и достоинства противника.

  • «Какой выбор стратегии выхода из конфликта вы предпочитаете?»

выбор доминирования, применения авторитарных мер разрешения выбрало 58%педагогов; выбор компромисса, методов убеждения выбрало 24%, педагогов; выбор стратегии игнорирования, ухода от конфликта выбрало 18 % педагогов, и только 2%педагога выбрало сотрудничество и комплекс методов разрешения конфликтов.

  • «Каковы источники получения знаний о конфликтах?»

62%педагогов ответили, что главный источник – жизненный опыт; 36% — назвали средства массовой информации; и только 5% педагогов сказали, что из литературы, опираясь на эти знания, они могут накопить положительный опыт разрешения своих конфликтов и конфликтов у детей.

  • «Необходимы ли дошкольникам знания способов выхода из конфликта?» 35% как существенную значимость, но при этом отмечали, что разрешение конфликтов не всегда зависит от действий воспитателя, 9% считают, что главное в разрешении конфликтов детей — это атмосфера, которая царит в группе, она смягчает возникающие детские конфликты или ликвидирует их, 55% не высказали определенной позиции на данный вопрос.

Изучение данных проведённого анкетирования показало, что 81%педагогов рассматривают конфликт на бытовом уровне, как ссору, драку, выяснение отношений; 8% педагогов определяют конфликт как нарушение общепринятых правил, как отступление от норм поведения; неуверенность в определении понятия «конфликт» проявил 1% исследуемых. Не ответили на вопрос 4педагога. Последний вопрос анкеты показал, что педагоги не компетентны в вопросе о регулировании конфликта, никто не назвал конкретных способов разрешения, все ответы состояли из общих фраз, следовательно, нам необходимо уточнить наличие теоретических знаний, для определения выявления следующих компонентов готовности, продолжаем определять уровни теоретической готовности.

Методика №2. Н.Ф. Гришина.[22]

Инструкция: «Перед вами 10 вопросов и 3 варианта ответа, подчеркните ответ, который близок вам».

Характерной особенностью данного тестирования явилось то, что педагоги со стажем были более близки к ответам на вопросы с точки зрения практических действий, но что касается опять же теоретических знаний, то здесь наблюдается большое различие, так у 21% педагогов наблюдается высокий процент знаний в теоретической подготовленности, 35% педагогов показали средний уровень знаний, 44% низкий уровень готовности. Большинство педагогов понимают конфликт, как «противоречие борьбу, возникающую в результате столкновения противоположных интересов мнений, взглядов, сопровождающееся эмоциональными переживаниями» «противоречие, разногласие во взаимоотношениях людей возникающее из-за несовпадения интересов, установок при постижении единой цели «спор, противоречие между людьми, где каждый высказывает свою точку зрения», «противоречие между людьми, носящее для них очень важное значение, и приносящее обеим сторонам дискомфорт», «спор противодействие двух или более сторон», «ссора, спор, разногласие», «столкновение двух или более сторон, стремящихся достичь своей цели отстаивающих свои интересы конфликт может сопровождаться негативными эмоциями[22].

Таким образом, говоря о теоретической готовности педагогов к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, анализ анкет показал: что теоретические знания по отношению к конфликтам и способам их разрешения находятся ниже среднего уровня, так у 21% педагогов выявлен высокий уровень теоретической готовности, 35% педагогов относятся к среднему уровню и 44% педагогов имеют низкий уровень теоретической готовности, следует отметить, и то, что ответы на вопросы педагоги давали весьма односложно, не могли объяснить, почему они так думают, все ответы можно сказать были на интуитивном уровне. Отсутствует система знаний, они фрагментарны: настораживает то, что есть стремление избегать конфликты, а не исследовать, изучать и применять в воспитательных целях. Не обнаружены в ответах раздумья педагогов о важности анализа, выявления мотивов конфликтующих сторон; отсутствие самостоятельности в поиске знании о конфликтах и способах их разрешения.

Данные анкетирования привели нас к тому, что теоретический курс должен пробудить интерес педагогов к конфликтологии, дать основу знаний по конфликтологии в определённой последовательности.

Психологическую готовность педагогов мы определяли методами тестирования.

Методика 2

Конфликтная личность» [24] Горбунова М.Ю.

Цель: Исследовать уровень конфликтной личности педагогов.

Инструкция: «Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности выберите один из трех предложенных вариантов ответа «а» «б» или «в».

Проанализировав ответы, мы получили, что 29% педагогов являются довольно принципиальными и конфликтными личностями, они настойчиво отстаивают своё мнение, невзирая на то, как это отразится на их отношениях с окружающими. Что может говорить об отсутствии или проблемах в знаниях из области психологии, социологии, конфликтологии и о работе человека над собой, 61% по результатам тестирования получили следующую характеристику: «вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то учитываете, как это отразится на вашем положении в коллективе или дружеских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь её оказать, теряя уважение в глазах других».

Таким образом, высокой психологической готовности не обнаружено ни у одного из опрошенных педагогов. Что может говорить об отсутствии или проблемах в знаниях из области психологии, конфликтологии[24].

Данная методика позволила выявить уровень конфликтной личности, но не показала умения контролировать себя в конфликтных ситуациях, поэтому мы провели следующий тест.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф