Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста

1.1. Теоретический анализ понятия «эмпатия» в психолого-педагогической литературе

1.2. Возрастные особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

1.3. Совместная деятельность как условие развития эмпатии у младших школьников

Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности

2.1. Диагностическое исследование развития эмпатии у младших школьников

2.2. Программа развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности

2.3. Результаты апробации программы развития эмпатии младших школьников в условиях совместной деятельности

Выводы

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, обусловили изменения в моральной атмосфере общества. Утверждение демократических норм общественной жизни выдвигает новые требования к духовному развитию ребенка, его подготовке к жизни. В настоящее время одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционального развития и воспитания детей. Развитие у ребенка способности к сочувствию и сопереживанию будет способствовать успешной адаптации личности в социуме. Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатии является актуальным в контексте формирования у ребенка способности управлять своими чувствами, переживаниями.

Однако в практической деятельности эмоционально-нравственное воспитание детей осуществляется преимущественно стихийно, несмотря на существование различных методик. Именно поэтому данный вопрос нуждается в детальном изучении с целью разработки эффективных методов и форм работы по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста.

Различные аспекты развития личности освещались в работах известных отечественных психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Боришевский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинского), которые стали методологическим и теоретическим основанием многих исследований этой проблемы. Среди них значительное место занимают исследования эмоционального развития, чувствительности, содействие и сопереживания (Л.И. Джрназян, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова). Ряд исследований посвящены именно отдельным аспектам развития эмпатии и ее компонентов (Л.П. Алексеева, С.Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, И.М. Юсупов), соотношению эмпатии и нравственности (А.А. Валантинас, А.В. Соломатина), влияния различных факторов на процесс воспитания эмпатии (Р.О. Агавелян, Г.Ф. Михайличенко).

Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы развития эмпатии в период младшего школьного возраста т.к. данный возрастной этап является не только сензитивным для формирования учебной деятельности, но и выступает важным этапом в социальном развитии ребенка, в становлении его связей с окружающими людьми за пределами семейных отношений. Важную роль в развитии эмпатии играет совместная деятельность обучающихся начальной школы, в ходе которой у детей формируются способности к сопереживанию, сорадованию, выступающими основными формами проявления эмпатии.

В настоящее время в теории и практике воспитания детей возникли противоречия между требованиями, складывающимися в системе личностно-ориентированного образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

В связи с этим, в решении данной проблемы отмечается необходимость разработки программ развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Проблемой исследования является поиск возможных методических путей развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность обозначенной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности»

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании процесса развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Объект исследования – эмпатия детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – совместная деятельность как условие развития эмпатии у младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности эмпатии у детей младшего школьного возраста будет гораздо выше в условиях создания и внедрения эффективной программы развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать научные подходы по изучению проблемы развития эмпатии.
  2. Рассмотреть возрастные особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
  3. Охарактеризовать совместную деятельность как условие развития эмпатии у младших школьников.
  4. Описать и реализовать методику исследования развития эмпатии у младших школьников.
  5. Разработать и апробировать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.
  6. Экспериментально проверить эффективность апробации программы развития эмпатии младших школьников в условиях совместной деятельности.

Для реализации цели, решения поставленных задач на разных этапах исследования были использованы следующие методы исследования:

а) организационные: изучение передового педагогического опыта, научной и методической литературы по теме исследования (1.1.; 1.2.; 1.3.);

б) эмпирического уровня: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности детей, активные методы социально-психологического обучения; психолого-педагогический эксперимент; методы математической статистики: критерий согласия Пирсона (c2); комплекс психодиагностических методик: методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, метoдика «Неоконченные предложения» Е.Е. Щурковой, методика А.Д. Кошелевой, метoдика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы», методика Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, опросник Н.Л. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику» (2.1, 2.3);

в) экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), статистический анализ экспериментальных данных (2.1.; 2.2; 2.3.).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Суворовская средняя школа им. Д.А. Саруханова» Сакского района Республики Крым», МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «эмпатия», описании содержания и форм понятия эмпатии; выявлении возрастных особенностей развития эмпатии у младших школьников в том числе в условиях совместной деятельности; характеристике уровней развитости эмпатии у младших школьников (начальный, средний, высокий); теоретическом обосновании программы развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Научная новизна и теоретическое значение заключается в обосновании основных форм и методов развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении комплекса диагностических методик для определения особенностей развития эмпатии у детей младшего школьного возраста и программы развития эмпатии в условиях совместной деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, 6 параграфов, выводов, списка использованных источников, приложений. Основное содержание работы изложено на 66 страницах. Список использованных источников содержит 93 наименования.

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста

 

1.1. Теоретический анализ понятия «эмпатия» в психолого-педагогической литературе

 

Формирование нравственных качеств личности, содействие ее адекватному вхождению в социум, приобщение к ценностям культуры, развитие способности к восприятию эмоциональных проявлений других людей рассматриваются в современной науке и практике в качестве приоритетных направлений целостного становления личности.

Ильин Е.П. в своих исследованиях отмечает, что эмпатияот греч. pathos сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «эт», означающим направление внутрь [39, с. 365].

Термин «эмпатия» вошел научный оборот в начале XX века, но история этого вопроса началась гораздо раньше. Становление этого явления восходит, прежде всего, к понятию «симпатия». В XIX веке считалось, что симпатия – это врожденное свойство человека. Данная концепция активно развивалась А. Смитом, который видел в симпатии основу справедливости и альтруизма [42, с. 39]. Механизмом симпатии философ называет воображение, хотя фактически, по содержанию она тождественна механизма проекции. Г. Спенсером, который определял симпатию как способность сочувствовать людям и как явление, усложняющееся по мере психического развития человека.

У.М. Дауголл в своих научных работах обосновал теорию инстинктивного происхождения симпатии, а Т. Рибо полагал, что это психофизиологическое свойство, которое присуще как животному, так и человеку. С развитием научных теорий термин «симпатия» был заменен понятием «эмпатия» [13, с. 18-19].

Вскоре эмпатия стала психологическим термином для обозначения процессов «вчувствования» и эмоциональной отзывчивости, познание человеком других людей.

Интерес к проблеме эмпатии в зарубежной теории и практике возник раньше, чем в отечественной. В 50-70-е гг. XX в. на Западе получила широкое распространение гуманистическая психология (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм), послужившая теоретической основой персонологического направления в воспитании [24, с. 149].

В современных диссертационных исследованиях под термином «эмпатия» понимается не только эмоциональное явление, но и процесс понимания чувств и переживаний другого человека.

Дж. Мид в своих научных работах определяет эмпатию как способность принять на себя роль другого человека. В своих работах исследователь переносит акцент с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через воображаемое перевоплощение, интроекцию, принятие точки отсчета другого [30, с. 12].

Л.Б. Мерфи рассматривает эмпатию как определенную способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого человека, выражающуюся в стремлении помочь ему или проявить сочувствие и сострадание [34, с. 37].

Т.П. Гаврилова в своих научных исследованиях отмечает, что эмпатию следует рассматривать как способность индивида к эмоциональному отклику на неблагополучие и переживания другого человека, животного и т.д. [25, с. 82].

Л.И. Божович считает эмпатию мотивационной разнонаправленностью эгоистического или альтруистического поведения [13, с 31].

В.В. Бойко считает, что «…неподдельный искренний интерес к другой личности, к ее субъективной реальности – основная предпосылка глубокой эмпатии» [10, с. 9].

Рассматривая проблему природы эмпатии, ее развития, важно выяснить механизмы изучаемого явления. Этот вопрос представляется еще более сложным, чем определение самого понятия «эмпатия», поскольку в различных его трактовок прибавилось разнообразия в толкованиях содержания одних и тех же механизмов.

Некоторые исследователи механизмом эмпатии считали эмоциональное заражение или подражания. Другие психологи разделяли точку зрения Г. Олпорта и идеи У. Мак-Дауголл об эмоциональном заражении как основном механизме симпатии. Они предполагали, что социальная ситуация требует от человека сложных форм реагирования, чем подражание или заражения, поскольку перед человеком задачу понимания опыта других людей [15, 20].

Т.П. Гаврилова механизмами эмпатии называет эмоциональное заражение на низших уровнях ее развития (у маленьких детей) и частичную или полную идентификацию на высших уровнях – при определенной сформированности «Я» человека. В ее более поздних работах возникновения эмпатии объясняется и механизмом эмоциональной децентрации [26, с. 150].

Г.М. Бреслав также считает эмоциональную децентрацию начальным моментом сопереживания и сочувствия, которые он отождествляет [33, с. 75].

Основными личностными факторами, влияющими на эмпатийность человека, является эмоциональная чувствительность, заинтересованность в других людях, гибкость, высокая поведенческая приспособленность, экстраверсия, тревожность, устойчивость личности, принятия ролей, само отождествление индивида, доминирующая мотивация (коллективистская или эгоцентрическая), устойчивость мотивов, мера субъективной значимости в системе ценностей других людей и собственного «Я» [6] и т.п.

Указанные личностные факторы, влияющие на эмпатийность человека, дополнил российский психолог И.М. Юсупов. В отличие от К. Юнга, он утверждает, что более склонны к эмпатии не экстерналы, а интерналы; мешает формированию и проявлению эмпатии эгоцентризм, тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация, и соответствующие личностные установки: избегание «лишних» контактов, равнодушие к переживаниям других [92, с. 18-19]. А.П. Василькова характеризует высокоэмпантийных личностей как мягких, доброжелательных, коммуникабельных, эмоциональных, высокоинтеллектуальных, низкоэмпатийных – замкнутых и недоброжелательных [17, с. 24].

Для развития эмпатии важны и социальные факторы. Л. Мерфи исследовано влияние социальных групп, в которых воспитывается ребенок, на развитие его эмпатийности. И.М. Юсупов изучил некоторые демографические факторы и показал, что, только при условии социализации подростков в городе возможно развитие эмпатии, а социализация их в сельской местности тормозила развитие эмпатийности [89, с. 34].

Достаточно распространенным является взгляд на эмпатию как составную эмоциональной сферы личности. Так, эмпатия определяется: как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, или человека, или животного; как чисто эмоциональный феномен, представляющей трехзвенной процесс (сопереживание – сочувствие – внутреннее содействие) как постижение эмоционального состояния другого, как проникновение в переживания другого человека; как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания; как «вчувствование» в позицию другого, умение поставить себя на его место, взглянуть на все его глазами и почувствовать его состояние; как чувство, передает духовное единение.

Таким образом, в качестве видов эмпатии можно выделить:

1) эмоциональную, которая основывается на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

2) когнитивную эмпатию, которая включает в себя в первую очередь познавательные и интеллектуальные процессы, которые проявляются в способности предвидеть аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях [83, 92].

Т.П. Гаврилова и А.П. Сопиков считают, что эмпатия может быть направлена:

1) на себя – форма эмпатии, которая проявляется в сопереживании, чувстве дискомфорта, которые проявляются в ситуациях, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. Переживания, которые направлены на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида т.е. несут своеобразную охранно-защитную функцию;

2) на другого человека – проявляется в сострадании, сочувствии или эмпатической заботе. Процесс сочувствия проходит стадию оценки субъектом эмпатии переживаний другого относительно собственного благополучия. Процесс эмпатического сочувствия сопровождается стремлением оказать другому помощь и поддержку.

Проанализированные виды эмпатии детерминируют разную тактику поведения по отношению к другим индивидам и их нуждам. Например, в ситуации собственного дискомфорта и неблагополучия человек в первую очередь направляет все эмоциональные ресурсы на разрешение собственного негативного состояния. В ситуации сочувствия или эмпатической заботы порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой «за другого» [26, 73].

Ю.А. Менджерицкая поясняет, что вид и форма проявления эмпатии в первую очередь обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, которому свойственна эгоцентрическая центрация на собственном благополучии за счет других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого человека. Индивид, для которого характерна просоциальная мотивация и приоритет ценностей благополучия другого с большей долей вероятности будет испытывать сочувствие в ситуации определения неблагополучия и неприятных переживаний другим человеком [52, с. 56].

В своем исследовании процесс развития эмпатии мы рассматриваем в контексте развития эмоционально-нравственной сферы личности. В современной науке накопилось достаточно исследований о том, как связана структура личности человека с его склонностью к нравственным переживаниям. Так Б. И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека во благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние [29, с. 61].

А.П. Василькова, исследуя проблему эмпатии, определила, что для лиц с высокой эмпатийностью характерны такие поведенческие черты как: мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для индивидов с низким уровнем эмпатии – замкнутость, угрюмость, эмоциональная инертность, недоброжелательность [15, с. 57].

Дж. Сальзер и Р. Берглас считают, что индивиды с развитыми эмпатийными способностями практически не склонны приписывать другим людям вину за неблагоприятные события и проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми в качестве яркой характеристики высокоэмпатийных личностей называют независимость [8, с. 254-255].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить факторы, определяющие развитие и проявление эмпатии личности в детском и взрослом возрасте.

Среди научных исследований, посвященных анализу факторов и механизмов развития эмпатии можно выделить схожие умозаключения, в частности наибольшее количество научных работ посвящены взаимосвязи влияния семьи на развитие эмпатии у ребенка и форм ее проявления.

А. Валлон, изучая проблему эмпатии с точки зрения эмоционального развития ребенка, подчеркивал важность удовлетворения родителями потребности ребенка в эмоциональном контакте, что будет способствовать в дальнейшем формированию у него осознанного объективного понимания чувств, эмоций и переживаний партнера по коммуникации или взаимодействию, а также прогнозировать последствия своего поведения [34, 38].

Следующим немаловажным фактором, влияющим на развитие эмпатии и характер ее проявления у субъекта эмпатии, является система его социальных потребностей. Наибольшее внимание при анализе социальных потребностей, влияющих на проявление эмпатии, уделяется потребности в самоутверждении. Исследователи в данной области считают, что доминирование потребности в самоутверждении, с одной стороны, приводит к снижению частоты проявления эмпатии, а с другой – может активировать выражение эмпатии, если индивид преследует цель получить самоутверждение через социально одобряемый и моральный поступок [42, 46].

Таким образом, в рамках нашего исследования под эмпатией понимается способность индивида к определению и объективному анализу эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и реальной помощи другим людям.

Л.В. Веденеева в своем диссертационном исследовании выделяет три компонента эмпатии – эмоциональный, когнитивный, поведенческий, а также описывает следующие критерии сформированности компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого – умение конгруэнтно выражать свое собственное подлинное Я; способность передавать партнеру понимание его переживаний в вербальных и невербальных формах [30, 42].

Таким образом, на основе анализа вышеизложенного можно утверждать об отсутствии единого научного подхода к определению сущности и форм эмпатии. Исходя из обобщения полученных теоретических о содержательной наполненности эмпатии данных в ее структуре можно выделить следующие компоненты:

1) эмоциональный компонент эмпатии – выражается в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека. Данный компонент проявляется в форме пассивного сочувствия, соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала;

2) когнитивный компонент – способность мысленно отождествлять себя с чувствами и действиями другого человека, присутствует оценочный критерий. Когнитивный компонент взаимосвязан с эмоциями и переживаниями;

3) поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, которые помогают облегчать переживания другого человека. В основе поведенческого компонента лежит поведение, основанное на помощи, содействии и альтруизме [26, 92].

Анализ психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что в концепциях западной психологии эмпатия трактуется в основном как пассивно-созерцательное отношение к состояниям и переживаниям другого человека, без активного вмешательства с целью оказания действенной помощи. Между тем в системе межличностных отношений, характерных для развитого коллектива, формируется активное вмешательство субъекта эмпатии в сложившуюся ситуацию с целью устранения фрустрации других членов коллектива (объектов эмпатии).

Эмпатия предметом научного исследования в педагогике стала сравнительно недавно. Способность к сочувствию и сопереживанию является одним из свойств человека как общественного существа, которое позволяет человеку поставить себя на место другого, увидеть в нем себе подобного.

В своем исследовании мы рассматриваем эмпатию, как свойство личности и определяем как способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь. Анализ имеющихся исследований, изучающих феномен эмпатии, позволил нам выделить в структуре эмпатии следующие компоненты эмпатии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

 

1.2. Возрастные особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет. Границы возраста и его психологические характеристики определяются теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией, системой образования. Начало школьного обучения характеризуется переходом от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования [4, с.184] .

На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Самосознание ребенка перестраивается коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности, которая побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника [15, c. 18].

Существенные изменения происходят у детей начальных классов и в сфере нравственных чувств. Как показали исследования Л.С. Славиной, Л.И. Божович, отношения, которые складываются у младшего школьника с классом, во многом прямо пропорциональна успешности в обучении [28, с. 131].

У младших школьников наблюдается стремление к подражанию другим детям. В условиях совместной деятельности, коллективной классной работы на новую ступень поднимаются коллективистские отношения между детьми, возникают чувство настоящей товарищества и дружбы.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития эмпатии. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Все эти условия необходимо учитывать не только психологу, но и семье, самым близким ребенку людям, для рaзвития эмпатии [47, 55].

А. Бек и В. Штерн рассматривают проблему развития эмпатии в контексте формирования личности ребенка, развития различных форм поведения, социальной адаптации [59, с.102]. Развитие эмпатии формирует у ребенка способность к пониманию чувств и переживаний других индивидов (сверстников, взрослых) и представления о ценности другого человека. С развитием эмпатии у младшего школьника развивается и закрепляется потребность в эмоциональном благополучии других людей, что является неотъемлемым элементом гуманистической педагогики. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником благоприятного нравственного развития.

Х.Л. Рош и Е.С. Бордин в своих научных работах определяют эмпатию как один из значимых источников развития личности ребенка. По мнению исследователей, эмпатия выражается в сочетании теплоты, внимания и воздействия. Авторы опираются на концепцию о взаимосвязи в установлении  баланса между потребностями родителей и ребенка, который способствует  эффективности развития эмпатии. В данной научной трактовке эмпатия рассматривается как фактор, который определяет психологический климат обучения ребенка взаимоотношениям с людьми [64, 93].

Но эмпатические способности очень редко являются врожденными. Чаще всего человек приобретает их вместе с неизменно накапливаемым опытом. Эмпатия нередко вызывает сразу несколько вариантов откликов.

Процесс развития эмпатии в младшем школьном возрасте обусловлен  спецификой коммуникации детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. С точки зрения научных подходов воспитательные воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека [43, 79].

Так как в нашем исследовании развитие эмпатии мы рассматриваем в контексте эмоционально-нравственного развития, то считаем целесообразным проследить возрастную динамику развития эмоций детей.

Т.Б. Пискарева в своих научных исследованиях подчеркивает, что для младших школьников наиболее проще распознаются эмоции, которые возникают в уже знакомых им жизненных, бытовых ситуациях, но испытывают затруднения в вербализации эмоциональных переживаний. Дети продуктивнее дифференцируют положительные эмоции, например младшему школьнику сложнее отличить страх от удивления, испуг от восторга [62, с.44].

По мнению В.В. Абраменковой, гуманное отношение к сверстникам у детей может проявляться в различных формах действенного сопереживания: это сопереживание как сострадание в ситуации его наказания и сопереживание как сорадование в ситуации его награды [2, с. 28].

Таким образом, формы проявления эмпатии у детей младшего школьного возраста можно схематично представить следующим образом (рис.1.).

Рисунок 1. Формы проявления эмпатии в младшем школьном возрасте

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие обобщения по особенностям развития эмпатии у детей младшего школьного возраста:

1) в младшем школьном возрасте характерной особенностью является социальная восприимчивость по отношению к взрослым. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, так как они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не понимать, как на них реагировать;

2) нравственность поведения младших школьников обеспечивается такими свойствами личности, как способность к выделению нравственного аспекта в поступках, поведении людей, их нравственной оценке, предвидению социальных последствий собственных поступков, самооценке поведения, способности отдавать предпочтение общественному интересу в ситуациях морального выбора, активно противостоять нарушениям норм морали [4, 15, 27].

По мнению Г.Г. Гусевой в процессе приобретения детьми знаний формируются первые элементарные нравственные понятия, каждое из которых включает в себя определенную совокупность существенных признаков. Содержательная сущность нравственных понятий понимается младшими школьниками уже непосредственно в процессе их жизни. Однако понимание сущности моральных качеств людей не обеспечивает возникновение у ребенка соответствующих моральных чувств. Нравственные чувства являются проявлением отношение самого ребенка к соответствующему поступку человека и проявляются в разнообразных поступках человека и в разных ситуациях. Для того, чтобы определить собственное отношение к поступку или состоянию другого человека младший школьник должен уметь выделить их существенные нравственные качества и абстрагироваться от других внешних обстоятельств, уметь дифференцировать черты, которые уже стали для ребенка основой соответствующих эмоциональных характеристик и оценок [38, 42].

Таким образом, знание закономерностей развития нравственных чувств, в частности эмпатии, позволяет учитывать их при построении образовательного процесса т.к важным признаком зрелого гражданского общества является его гуманность, которая постоянно реализуется ее носителями – членами этого общества – через отношение друг к другу, к большим объединений людей, к природной среды.

Способность к сорадованию возникает и проявляется у детей как функция моральной нормы. Отличительной чертой сорадования является его относительно быстрый процесс распада в ситуации, когда, с точки зрения детей, нарушается норма справедливости.

Итак, совместная деятельность стимулирует проявление гуманного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте не только в форме действенного сострадания, но и активного сорадования – содействия получению награды за успех групповой деятельности одним их участников игры. По мнению В.В. Абраменковой у более старших детей этого уже не происходит, совместная деятельность как средство проявления антизависти оказывается бессильной.

Как указывает в своих исследованиях Л.П. Стрелкова, развитие эмпатии у младших школьников представляет собой эмоциональную цепочку (рис.2.) [75, с. 78].

Эмоциональная цепочка развития эмпатии

Рисунок 2. Эмоциональная цепочка развития эмпатии

В реальных отношениях дети тоже выражают сопереживание сверстнику или взрослому, но чаще реальные слезы, горе и болезни, пугают их, а реальные радости сверстников вызывают совсем другие чувства.

В научных работах Л. Мерфи говорится о том, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии [83, с. 80].

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме позволил нам выделить период младшего школьного возраста как наиболее благоприятный для развития эмпатии. Знание возрастных и психологических особенностей развития эмпатии в младшем школьном возрасте позволяют разработать эффективные средства их развития: использование ситуаций, включенных в совместную деятельность, которая выступает одним из важных условий развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф