Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Оглавление

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧИ

1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ.

1.3. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

1.4. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ

1.4.1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.4.2 СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

1.4.3 ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

2.1 АНАЛИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.2. Изучение содержания работы по формированию словаря у детей 3-4 лет в ГБОУ № 1788 города Москвы

2.3 Результаты контрольного эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью [1].

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, эстетическое, умственное и физическое воспитание. При этом речевое развитие имеет большое значение, так как речь, тесно связанна с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка.

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течении многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники- педагоги, методисты: Н. С. Карпинская, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, Е. И. Тихеева, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева и др.

Введение в детские сады систематического обучения на организации непосредственно образовательной деятельности явилось важным этапом развития дошкольного воспитания в нашей стране. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на организации непосредственно образовательной деятельности процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики. На организации непосредственно образовательной деятельности создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей. Государственные стандарты дошкольного образования ориентируют на комплексное построение образовательно-воспитательного процесса. В современной педагогической литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста, неоднократно встречаются понятие «комплексное занятие».

Это связанно с усилением деятельностной основы содержания образования как одной из тенденций, наметившихся в современном образовательном процессе.

Актуальность выбранной темы, определяется, прежде всего, теми принципами, на которых строится программа и методика словарной работы в ДОУ. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы. Посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность) и работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. Таким образом, комплексная организация непосредственно образовательной деятельности наиболее соответствуют осуществлению работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. В комплексных подходах следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Тема: «Развитие словаря детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с предметным миром».

Вышеизложенное позволит определить:

Цель: Теоретическое рассмотрение основ развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром и проведение педагогической работы по развитию словаря младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.

Задачи:    

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
  2. Выявить особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
  3. Проанализировать программу по развитию речи в детском саду по разделу развитие речи.
  4. Смоделировать и провести серию комплексных организаций непосредственно образовательной деятельности направленных на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Объект нашего исследования – активизация словаря детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что в ходе ознакомления с предметно-пространственным миром детского сада, включающего в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности, в работе с детьми развитие словаря будет иметь положительную динамику при следующих условиях:

— мы изучим теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

— ознакомимся с особенностями развития словаря детей младшего дошкольного возраста в ДОУ;

— проанализируем программу воспитания и обучения в детском саду по разделу развитие речи;

— составим и апробируем план воспитательной работы по развитию и развития словаря младших дошкольников.

Методы:

— изучение научно – методической литературы по проблеме

— наблюдение;

— беседы с детьми, родителями;

— сравнение, классификация, обобщение;

— игровые методы.

Методологическими основами исследования являются: методика развития речи и обучения родному языку дошкольников (Алексеева М.М., Бородич А. М., Рубинштейн, С. Л., Струнина Е. М., Ф.А. Сохин, Яшина Б.И)

Комплексные занятия в младшей группе детского сада ГБОУ № 1788 города Москвы, группа «Лучики».

Практическая значимость исследования состоит в:

— анализе и выявлении уровня сформированности активного словаря младших дошкольников;

— составлении и апробации плана по развитию и развития словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром.

Апробация исследования: исследование может быть апробировано в выступлениях студенческих или преподавательских научно-практических конференциях.

База исследования ГБОУ № 1788 города Москвы, группа «Лучики»

Содержание выпускной квалификационной работы изложено в двух главах, имеется список литературы, приложение.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧИ

 

Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций.

М.М.Кольцова отмечает, что слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 – 9-м месяце его жизни. Исследуя двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, Кольцова пришла к выводу, что формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следовательно, выработке тонких движений пальцев.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя).

Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):

  • Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;
  • Речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;
  • Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;
  • Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.

Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью.

Речь активно формируется в первые три года жизни (М. М. Алексеева [1], М. М. Кольцова [11] и др.). К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно- личностными (1- е полугодие жизни ребенка) и ситуативно- деловыми ( 6 месяцев до 3 лет). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения — внесутиативно — познавательной форме общения (3 года – 5 лет). Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к 6-7 годам общение приобретает внесутиативно — личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Выделяют три основные функции речи:

1)Речь – это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2)Речь служит орудием осуществления многих психических функций,

поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3)Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения

информации из общечеловеческого социально- исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все- таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже и межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Развитие детской речи распадается на три основных этапа.

Первый этап, доречевой (или довербальный), предшествующий овладению речью как таковой,- приходится на первый год жизни (2-11 мес.)

В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность е фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Второй- это этап первичного освоения языка, переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ( от 11мес. примерно до 1,7 мес.). Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладение ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

Третий этап, который можно назвать периодом овладения структуры языка (совершенствование речи как ведущего средства общения), продолжается от одного года семи месяцев примерно до трех лет. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, происходит лишь увеличение словаря и увеличение количества (отчасти также характера) используемых грамматических форм [6, 14, 20].

Так на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными.

Ко 2-му году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3-го года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов.

Итак, в раннем возрасте ребенок усваивает все компоненты родного языка.

 

1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт.

Слово-основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду. (А.М. Бородич [4]).

Язык как средство общения – это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении; усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать внеязыковую реальность: предметы и явления, отвлеченные понятия, действия, признаки предметов, признаки действий, числа, указания на предметы, признаки и числа.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским [5], установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражение им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.

Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, бабушка, чашка, стол). Дети, начинающие говорить (конец первого – начало второго года жизни), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения): для них мама, стульчик, мячик, ваза – это такие же имена собственные, как Витя, Маша.

Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «кися — мама», уже понимает обобщающее значение слова мама; ребенок, Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.

Вторая степень обобщения- слова, обозначающие родовые понятия: мебель ( это и стульчик, и стол, и шкаф), игрушка ( это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты ( это и яблоко , и груша, и апельсин). Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет.

Третья степень обобщения- слова. Обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения (деревья, травы, лишайники); вещи (игрушки, посуда, мебель); плоды (овощи, фрукты, злаки); движение (бег, полет, плавание); цвет (белизна, синева). Дети усваивают смысл слов третей степени обобщения к пяти или шести годам.

Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение. Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвертой степени обобщения, значит они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий; в полной мере эта возможность появляется не раньше подростковой возрастной ступени[20, 25].

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях [4].

Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:

1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2.Обеспечить освоение, социально закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;

Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду [20]. Рассмотрим их:

Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. В структуре программ этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

2.Формирование словаря происходит одновременно с развитием

психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

— Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

— Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на

основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

— Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает изучение нескольких тематических групп слов, которые называют:

1)близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их

имена;

2)самого ребенка, части его тела;

3)предметы быта, игрушки;

4)вещи из интерьера помещений, где живет и «учится» ребенок,

предметы, окружающие его во дворе, саду, огороде, парке, встречающиеся ему на ближайшей и более отдаленной улице;

5)объекты живой природы, животных, части их тела, их повадки;

растения, их части, изменения, которые с ними происходят;

6)объекты неживой природы во все времена года;

7)различные виды труда людей

Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся и с их признаками (прилагательными), их действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), их количеством (числительными). Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка, и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос. Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).

Забота воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо), сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной ему степени обобщения. Иначе будет нарушена закономерность усвоения родного языка, которая требует полного понимания лексического смысла слова. А не только запоминания его звуковой оболочки [25].

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарем ребенка оказывает подлинно развивающее воздействие, если не ограничивается его количественной стороной, а предусматривает углубленное понимание значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (Е.М Струнина) [7,22].

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки.

В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой (См.: Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности//Ученые записки: МГЗПИ.-1970. — Вып. 31) установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10 – 11 мес., по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание.

Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: « что это?»; давать задания: «принеси то-то».

В данной возрастной группе основной задачей является количественное накопление словаря, которое решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.

Наряду с этим следует иметь в виду и решение задач качественного накопление словаря, привлечение внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, т.е. задач развития в речи ребенка, помимо имен существительных и имен прилагательных, глаголов. С этой целью чаще следует ставить вопросы: «какой?», « что можно делать?»,» что делает?». Можно предложить детям сравнить предметы, называя самые разные качества. На организации непосредственно образовательной деятельности малыши не всегда могут правильно называть какие-то качества. Действия, в этом им помогает воспитатель. Необходимо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в их активный словарь, а также для того, чтобы ребенок мог использовать освоенный материал в построении простейших высказываний.

В младшей группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению детьми обобщающих понятий служат игры, для которых подбираются предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда и т.д.) [7].

Ф.А. Сохин отмечает, что на третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и т.д.).

Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника; рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т. п )

Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например, чашки, тарелки, кастрюли, сковородки и т.п. независимо от цвета и величины отличаются от близких предметов других видов и называются соответственно)[20].

Лексические упражнения редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи, в занятия по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой[25].

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Анализ программ воспитания и обучения в детском саду по разделу развитие речи

В детском саду в основном используется две типовые программы : «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и программа развития и воспитание детей в детском саду «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А. Ноткиной и др.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой – формирование словаря:

На основе обогащения представлений об окружающем расширять и активизировать словарь детей.

Обогащение словаря. Учить детей различать и называть части предметов (у платья, рубашки – рукава, воротник, пуговицы), качества предметов (величину, цвет, материал), различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, чашка – стакан, стул — табурет); понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Активизация словаря. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия и местоположения в пространстве).[23]

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А. Ноткиной и др. – развитие словаря:

Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети учатся:

— активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);

— называть некоторые материалы ( глина, песок, бумага, ткань);

— активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных ( кошка, собака, лошадь, медведь, заяц, лиса и др.);

— активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями. [7]

Программные требования к уровню развития речи младших дошкольников:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой

Таким образом, проанализировав методическую литературу, пришли к выводу — словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все развивающие программы детского сада уделяют большое внимание разделу – развитие речи. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильевой и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А. Ноткиной определенны общие критерии, такие как работа, по обогащению словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т.д.

Отличие состоит в том, что в программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией В.И Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Ноткиной определенны не только уровни, но и критерии усвоения детьми родного языка. В частности в программе М.А. Васильевой представлены требования к уровню развития импрессивного и экспрессивного словаря детей. В программе «Детство» под редакцией В.И.Логиновой определенны уровни освоения детьми родного языка, в том числе и определен, объем словарного запаса на каждом возрастном этапе.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф