Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Изучение содержания работы по формированию словаря у детей 3-4 лет в ГБОУ № 1788 города Москвы

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Первый этап констатирующего эксперимента был направлен на изучение содержания работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в ГБОУ № 1788 города Москвы, группа «Лучики».

Для проведения данного этапа эксперимента были использованы такие методы как:

— Анализ предметно – игровой среды в ГБОУ № 1788 города Москвы по развитию речи (формирование словаря);

Перечень условий и элементов предметно развивающей среды:

  1. Дидактические и настольно-печатные игры по речевому развитию.
  2. Пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
  3. Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановок сказок.
  5. Куклы и игрушки для различных ролевых игр.
  6. Справочная и познавательная литература, детские журналы.
  7. Книжки-расскраски, книжки-самоделки.

— Изучение медицинской и педагогической документации с целью выявления психолого-педагогических особенностей детей экспериментальной группы.

— Беседа с воспитателем с целью выявления наличия и разнообразия планируемых форм работ.

Второй этап констатирующего эксперимента был направлен на определение уровня сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Обследование проводилось в два этапа:

1) обследование словаря детей всей группы – этап фронтальной диагностики;

2) обследование словаря экспериментальной группы.

Условием проведения обследования на первом этапе являлся отбор слов для проверки. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком группы.

Развитие словаря оценивалось по следующим критериям:

— количественное накопление слов;

— освоение их смысловой стороны.

Для исследования словаря на первом этапе использовалась диагностика А.М. Бородич.

Детям предлагались три задания:

Назвать одним словом группу предметов.

Цель задания – выявить наличие обобщающих слов (игрушки, посуда, овощи, фрукты, семья, транспорт). Педагог предъявляет детям картинки, на которых изображены предметы определенной группы. и предлагает назвать их одним словом.

Подобрать определения к словам: мама, книга, дом. Цель задания — выявить наличие прилагательных. Педагог предъявляет ребенку слово и предлагает подобрать к нему подходящие слова. Например: Послушай, как я скажу о книге: книга новая, большая, красивая, интересная. А теперь ты расскажи о маме, о доме…

Назвать слова, обозначающие крики животных и птиц: мычит, ржет, хрюкает, лает, мяукает, чирикает, каркает, квакает.

Цель задания — выявить наличие глаголов у испытуемых. Ребенку предлагается подобрать слова, обозначающие действия: «Скажи, кто как голос подает? Лягушка квакает, собака …». При оценке словаря нами была разработана 3-х балльная система.

Оценивалось каждое слово, представленное в задание.

В соответствии с ней ребенок получал:

0 баллов – когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре;

1 балл – когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания;

2 балла – когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определённых ситуациях;

3 балла – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации.

Слово в этом случае имеет обобщённое значение. Суммарный балл за задание высчитывался следующим образом: сумма баллов делилась на количество слов в задание. Уровень сформированности словаря соответствовал сумме баллов, которую получит ребенок в результате выполнения трех заданий.

В соответствии с этим уровни сформированности словаря определены следующим образом:

1 уровень – высокий (7-11 баллов);

2 уровень – средний (4-6 балла);

3 уровень – низкий (0-3 балла).

На втором этапе обследования предполагалась работа по углубленному изучению словаря детей экспериментальной группы. В нее вошло 4 ребёнка, которые на этапе фронтального обследования показали низкие результаты сформированности словаря, 4 ребёнка, которые показали средние результаты и 2 ребенка с высокими результатами сформированности словаря. Для проведения второго этапа обследования использовалась диагностика Г.А.Волковой.

В соответствии с данной методикой детям было предложено выполнить четыре задания:

  1. Предлагалось назвать предмет по его описанию (функциональному назначению). Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Предполагаемый ответ ребенка: «Кастрюля». Или: «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата».
  2. Употребление относительных прилагательных. Инструкция: «Стол — какой (деревянный), а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Ребенку будут предлагаться слова: ваза, мяч, бочка, шуба.

3.Подбор антонимов. Инструкция: «Скажи наоборот: мокрый — …(сухой)». Слова, которые предлагались детям: мягкий, тонкий, острый, высокий. 4. Называние действий людей различных профессий. Инструкция: «Продавец что делает? – (продает)».

Слова, которые предлагались детям: летчик, швея, врач, повар, маляр. Оценивание выполнения заданий проводилось по критериям и оценочной системе, которые использовались нами на этапе фронтального обследования. Уровень сформированности словаря соответствовал сумме баллов, которую получит ребенок в результате выполнения четырех заданий.

В соответствии с этим уровни сформированности словаря определены следующим образом:

1 уровень – высокий (7-11баллов); Ребенок с желанием взаимодействует со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит правильный способ его выполнения.

2 уровень – средний (4-6 балла);

— Ребенок взаимодействует со взрослым, принимает задание, понимает его цели, но выполняет задачу с ошибками; в процессе обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

— Ребенок сразу начинает взаимодействовать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения, но допускает неточности при выполнении проб.

3 уровень – низкий (0-3 балла).

— Ребенок не взаимодействует со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

— Ребенок воспринимает задачи, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно по инструкции выполнить задание не может, в процессе обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задачи.

В эксперименте участвовал10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Цель формирующего эксперимента – повысить уровень сформированности словаря у детей 3-4 лет с помощью игровых средств.

Исходя из цели, были определены задачи работы по формированию словаря:

Образовательные задачи:

  1. Обогащение и активизация словаря по темам: игрушки, овощи, фрукты, продукты питания, посуда, мебель, одежда, домашние животные и их детеныши, дикие животные и их детеныши, части тела.
  2. Уточнения и закрепление словаря.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
  3. Развитие слухового восприятия.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

1.Вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

2.Воспитывать любовь к окружающим.

Логопедическая работа в рамках работы по каждой лексической теме проводилась поэтапно:

I этап – формирования словаря (уточнение, активизация и расширение словаря).

II этап – самостоятельное употребление словаря детьми экспериментальной группы в сюжетно-ролевых играх.

Содержание работы: Условием успешной реализации задач по формированию словаря являлась тщательная подготовка на подготовительном этапе, когда проводилась работа по отбору речевого материала для занятий с детьми, игры, игровые задания и упражнения, конспекты занятий.

Подбор материала для дидактических игр определялся задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирались игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря — природный материал (овощи, фрукты, животные и т.д.).

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми: («Разноцветный сундучок», «Чего не стало?», «Где наши ручки?», «Кто первым узнает?», «Чудесный мешочек», «Поручения», домино «Домашние и дикие животные», лото «Одежда, мебель, посуда» и т.д.).

Эти игры мы широко использовали в нашей практической работе.

Дидактические упражнения, в отличие от дидактических игр, не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание при подборе речевого материала мы уделяли постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

I этап.

Цель данного этапа-формирование словаря (уточнение, активизация и расширение словаря) Этот этап по времени занимал 2-3 дня и проводился перед каждой сюжетно-ролевой игрой. На данном этапе тема должна была соответствовать лексической теме сюжетно-ролевой игры. Работа была направлена на уточнение и углубление знаний о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.).

Дети учились последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко использовались такие приемы работы как: обследование предметов; сравнение предметов, позволяющее выделять различие и сходство между предметами, а также обобщать и классифицировать предметы по определенному признаку. Использовалась подборка познавательной и художественной литературы, иллюстраций по каждой теме.

II этап. Его цель: самостоятельное употребление словаря детьми экспериментальной группы в процессе сюжетно-ролевой игры. На этот этап было отведено десять дней.

В начале формирующего эксперимента мы проводили сюжетно-ролевые игры по темам, которые были близки всем детям и не должны были представлять трудности ни для кого из них. Но, мы заметили, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи изученные существительные, глаголы и прилагательные, допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеурочное время мы наметили проведение словесных дидактических игр и игровых упражнений на припоминание и называние слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Например,

«Что это может быть?» (сделано из дерева – матрешка, стол, стул; можно пришить – пуговицу; можно есть – хлеб, огурец, яблоко, помидор);

«Как назвать вторым словом?» (морковь – овощ, чашка – посуда, шуба – одежда);

«Что делает?» (мама – шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит);

«Какой, какое?» (снег – белый, пушистый, колючий, мокрый);

«Узнай по описанию» (оранжевая, хрустящая, сладкая – морковь).

Было проведено 10 сюжетно-ролевых игр по темам: «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Части тела», «Посуда», «Мебель», «Одежда».

Ниже приведены фрагменты двух игр.

Первая игра проводилась в начале формирующего эксперимента, а вторая игра проводилась в конце формирующего эксперимента.

Игра: «Подарки для Кати» по лексической теме: «Игрушки».

Цель: Развитие словаря детей через освоение первоначальных представлений ролевого взаимодействия.

Задачи:

— Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.

— Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге.

— Развивать мышление и воображение.

— Формировать умение оперировать игровыми монетами достоинством 1р, 2р, 3р, закрепить знание этих цифр.

— Обогащать словарный запас детей понятиями «монета», «цена», «продавец», «покупатель», «водитель», «пассажир».

-Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках.

— Учить пользоваться словами, обозначающими качество и действие предмета.

— Активизировать словарь по теме «Игрушки».

— Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

кукла Катя; коробка с новыми игрушками;

пустая полка;

касса магазина;

монеты достоинством 1, 2, 3 рубля, сделанные из картона;

ценники стоимостью 1, 2, 3 рубля;

бейджик для продавца;

20 оценочных карточек (10 с грустными и 10 с веселыми колобками).

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

— Посмотрите, кто к нам пришел на занятие? (Кукла).

— Её зовут Катя. Какая она? (Красивая, нарядная). Какого цвета у Кати волосы? (Черные). Какого цвета бант? (красный). Какого цвета платье? (белое) Какого цвета туфельки у Кати? (синие). На данном этапе занятия для мотивации детей к высказыванию будут использоваться такие методические приемы как сюрпризный момент, показ и наводящие вопросы. Причем основной упор будет сделан на активизацию слов, обозначающих основные цвета.

Катя: Ребята, у меня сегодня день рождение и я вас всех приглашаю!

Л: Принимаем приглашение? ( Да!!!) Нужно подарить Кате подарки. Она любит играть. Можно подарить ей … (игрушки). Игрушки продаются…. (в магазине).

— Где в магазине игрушки стоят? (они стоят на полках)

— Я как раз начала уборку делать на полках.

Проблемная ситуация:

— Как можно добраться до магазина. На каком транспорте? (ответы детей) Мы с вами поедем на автобусе. Дайте мы сделаем его из стульчиков, а потом выберем водителя? ( Дети соглашаются).

— Автобус готов, кто будет водителем? (по считалке определяем водителя)

— Пока едем я вам покажу деньги, монеты, которые сделала сама. (рассматривают монеты, определяют их достоинство: 1 рубль,2 рубля, 3 рубля)

— Вот мы и доехали до магазина игрушек.

Распределение ролей.

— Я буду продавец. Что делает продавец? (Продавец продает игрушки). Вы будете покупатели. Что делают покупатели? (Покупатели покупают игрушки).

Ролевое взаимодействие детей.

— Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине.

Хрюшки и зайчики, Куколки и мячики,

Пушистые котята, Матрешки, медвежата

Все на полочках сидят с нами поиграть хотят.

Подходите, не спешите

На игрушки посмотрите.

(Дети встают в очередь, выбирают игрушку, вступают в диалог с продавцом)

— Но для того, чтобы купить игрушку, вы должны о ней рассказать. Вот послушайте. Это цыпленок. Он желтый, пушистый. У него черные глазки и короткий хвостик. Он стоит 2 рубля. На данном этапе будут использоваться такие методические приемы, как речевой образец, показ.

Полина А. самостоятельно описала игрушку

– Это зайчик. Он серый и пушистый. У него короткий хвостик и длинные уши.

Матвею К. понадобилась незначительная помощь в форме дополнительного вопроса, так как его рассказ вначале звучал очень кратко:

– Это цыпленок. Он желтый. Какой еще?

Матвей отвечает – пушистый. Какие у него глаза?

— У него черные глазки. Какой у него хвостик?

— Короткий хвостик.

Затем Матвей дополнял ответы других детей. Саша К., Денис Ц., Максим З. и Захар Б. составляли рассказ с помощью наводящих вопросов воспитателя.

В результате у них получились примерно такие рассказы: «Это белка. Она рыжая. У нее пушистый хвост, черные глазки» (рассказ Саши). «Это собачка. Она черная. У нее пушистый хвост. Черные глазки» (рассказ Максима).

Как видно из текста рассказов, все они достаточно похожи и схематичны. Дети не отходят от образца, не проявляют творчества, что говорит о недостаточном уровне их речевых умений.

Миша Н., Оля П., Таисия В. и Настя Е затруднялись в оформлении предложений, использовали ответы других детей.

Заключительная часть:

— Вот мы и купили подарки для Кати, пора садится в наш автобус и возвращаться обратно. ( Дети садятся на стульчики с «купленной» игрушкой)

— Какую игрушку ты купил(а) (Имя)? Сколько она стоила? (спрашиваем каждого ребенка).

— Вот мы и приехали! Катя нас уже ждет! Катя: Ребята, как же я рада вас видеть!

— Давайте подарим ей наши подарки? (Дети несут игрушки Кате. Катя всех благодарит).

— Ребята, Кате очень понравились наши подарки, а вам понравилось наше занятие? У меня для вас есть маленькие карточки. Если вам понравилось занятие возьмите карточку с веселым колобком, а если нет- с грустным. (Берут оценочные карточки)

Игра: «В кафе» по лексической теме: «Посуда».

Цель: Закрепление словаря детей по теме «Посуда» посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

— Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.

— Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге.

— Развивать внимание, мышление, воображение.

— Обогащать словарный запас детей понятиями «кафе», «повар», «официант», «посетители», «посуда».

— Закреплять названия отдельных предметов посуды и представления об их функции.

-Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ о посуде.

— Воспитывать уважительное и доброе отношение друг к другу.

Оборудование: 2 стола, стулья, скатерти, салфетки, вазочки с игрушечными цветами, два колокольчика, колпачок для повара, фартук для официанта, посуда ( кастрюли, сковородки, разнос, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки), мешочек с карточками: 2карточки с рисунком колпачка, 2 карточки с рисунком разноса и 6 карточек с рисунком стула, карточки с перцем и конфетой (по две на каждого ребенка).

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

— Ребята, я вчера со своей семьей ходила в кафе. А вы когда-нибудь ходили в кафе? Что вы там делали? Вам понравилось там? (ответы детей) Полина А., Матвей К., Денис Ц., Максим З., Саша К., активно включились в работу, с интересом отвечали на все вопросы. Оля П., Таисия В., отвечали на вопросы одним словом. Миша Н. и Настя Е. отвечали только жестами (кивали и мотали головой).

— Сегодня я тоже хочу пригласить вас в одно кафе. Принимаете приглашение? (Да!)

— Тогда закрывайте глаза (закрыли). Раз, два, три, оказались мы внутри! (дети открывают глаза)

Проблемная ситуация:

— Ой, ребята посмотрите: в нашем кафе ничего нет!

— Как же мы будем тут обедать? (Нужно поставить столы)

— Правильно! Давайте все вместе сделаем большое красивое кафе? (Да!)

— Что нам нужно сделать? (ответы детей)

— Ставим столики, ставим стульчики.

— Что бы было в кафе уютно — положим на столы скатерти, салфетки, колокольчики для заказов и поставим на них вазочки с цветами (дети коллективно выполняют все, что сказал логопед).

3.Распределение ролей:

— Ребята, скажите, пожалуйста, кто готовит еду в кафе? (Повар)

— А где повар готовит еду? (На кухне) За ширмами у нас будут кухни.

-А в какой посуде можно готовить еду? (кастрюли, сковородки)

-А из какой посуды можно кушать еду? (тарелки)

— А чем мы кушаем? (ложки, вилки)

— А что можно в кафе пить? (чай, сок, компот)

— Из чего мы пьем чай? Сок и компот? (ответы детей) (после каждого ответа детей логопед достает из коробки, заранее подготовленную, посуду).

— Ребята, а кто в кафе принимает заказы и приносит еду? (ответ детей)

-Правильно, это официант. Все дети, кроме Миши Н., отвечали на все вопросы. Когда логопед повторно задавал вопросы Мише Н., то он повторял ответы ребят. Давайте решим, кто будет поваром, кто официантом, а кто посетителем. Что бы все было по-честному, у меня в мешочке есть карточки. Каждый возьмет одну. Кому попадется карточка с колпачком – тот будет поваром, кому попадется карточка с разносом – тот будет официант, а те, кому попадутся карточки со стульчиком – будут посетителями. Потом мы будем меняться (по очереди все дети берут одну карточку из мешочка).

Ролевое взаимодействие детей:

— Кто у нас повар? (дети, которые вытянули соответствующую карточку — отвечают)

-Попрошу вас одеть колпачки и пройти на свою кухню ( каждый встает за ширму).

— Кто у нас официант? (дети, которые вытянули соответствующую карточку — отвечают).

– Попрошу вас взять разносы и пройти на кухню к своим поварам. (берут разносы, уходят за ширму).

— А вы, дорогие посетители, проходите, пожалуйста, на свои места (дети садятся за столы: трое за один стол и трое за другой стол).

— Чтобы сделать заказ, нужно позвонить в колокольчик, и тогда к вам подойдет официант. Вот так (логопед берет колокольчик со стола и звонит в него).

Подходит официант.

— Теперь нужно сказать, что вы будете кушать или пить и обязательно назвать из какой посуды. Но говорить мы будем тихонько, что бы повар не услышал.

— Принесите мне, пожалуйста, суп в красной тарелке. Официант уходит к повару. Говорит, что ему заказали. Повар кладет на разнос красную тарелку. Официант приносит ее логопеду.

– Что вы мне принесли? (Я принес суп в красной тарелке) – Спасибо. Официант уходит. — Теперь заказывает (имя). Звони в колокольчик. (Звонит. Приходит официант и т.д.)

После того как официант принес заказ — дети меняются местами: повар на место официанта, официант на место посетителя, посетитель на место повара.( т.е. по часовой стрелке (Дети должны делать заказы по очереди с каждого стола.) Логопед следит за заказом каждого ребенка и за правильностью его выполнения. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли повара и официанта.

Дети с большим удовольствием играли в игру. Большинство детей «заказывали блюда» без помощи логопеда. Максим З., Оля П., Таисия В., частично повторяли ответы некоторых детей, но справились с заданием самостоятельно, без наводящих вопросов. Миша Н. и Настя Е. так-же активно включились в игру, как и все дети, Миша. Н отказался быть «посетителем», но охотно принял роль «официанта» и отлично с ней справился.

Насте Е. понадобились наводящие вопросы, но ответы девочки не повторялись с другими детьми, были сформулированы самостоятельно.

Заключительная часть.

— Ребята, наше кафе закрывается. Все успели сделать заказ и покушать? — Кем мы сегодня с вами были на кухне? А когда приносили заказы? А когда заказывали? (ответы детей)

— Какой посудой мы пользовались на кухне? Какой посудой пользовались за столом? (ответы детей)

— Сейчас я вам дам карточки. На одной нарисован перец, а на другой конфета. Если вам понравилось наше занятие поднимите карточку с конфетой, а если нет- с перцем. (Раздает карточки. Дети отвечают.)

Сделав анализ проведённой работы, которая была направлена на повышение уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста, можно сказать, что все дидактические, подвижные игры, игровые занятия заинтересовали детей, особенно сюжетно-ролевые игры. Многие ребята показывали хорошие результаты при выполнении заданий. Особенно это можно отнести к Матвею К., Полине А. Саша К., Денис Ц., Максим З., стали внимательней, увереннее называть предметы по описанию, употреблять в речи относительные прилагательные, глаголы. Благодаря этому словарь детей стал более обогащен.

Кроме этого, значительно повысилась речевая активность тех детей, которые вели себя на занятиях и в сюжетно-ролевых играх, требующих общения, очень пассивно – Миши, Насти, Оли, Таисии. Они стали проявлять интерес к настольно-печатным играм, сюжетно-ролевым и хороводным играм. Дети чаще стали обращаться к воспитателю с просьбой поиграть в ту или иную знакомую игру.

Активные дети (Полина и Матвей) стали делать попытки самостоятельно организовывать игры, подражая воспитателю. Таким образом, опытно формирующая работа, поспособствовала развитию словаря у детей экспериментальной группы. После проведения формирующей работы мы подошли к контрольному эксперименту.

 

2.3 Результаты контрольного эксперимента

 

Цель контрольного эксперимента: рассмотреть динамику формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить уровень состояния развития словаря по методике констатирующего эксперимента.
  2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента. Диагностика состояния словаря проводилась по методике констатирующего эксперимента.

Данные обследования развития словаря были внесены в таблицу 1.

Сравнительные индивидуальные показатели уровня сформированности словаря детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показаны в таблице 2.

Сравнительный анализ результатов обследования развития словаря на констатирующем и контрольном эксперименте показал, что после целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким и среднем уровнем состояния словаря. Со среднем уровнем стало на 1 человека больше, что составляет теперь 30% от общего количества детей, а с высоким уровнем стало на 2 человека больше, что составляет 40% от общего количества детей группы.

На высокий уровень перешли Максим З. и Денис Ц. Их речь, благодаря индивидуальной работе воспитателя, значительно обогатилась существительными — названиями предметов; глаголами и прилагательными. Девочки стали более уверенными на занятиях, употребляют в речи слова-обобщения. У Насти Е. и Таисии В. произошли положительные изменения при подборе антонимов. Значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем – с 45% до 30%.

Дети стали более активными, называют предметы по описанию, используют в речи глаголы, характеризующие голоса животных (лает, мяукает, мычит и т.д.) Кроме того, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей повысилась речевая активность и в детском саду, и дома – об этом нам говорили родители. Ребята стали интересоваться играми речевого плана, обращались к родителям и воспитателям группы.

Уровень развития словаря детей, с которыми не проводилась направленная логопедическая работа изменился не значительно либо не изменился совсем. Сравнивая показатели исследования детей, входящих и не входящих в экспериментальную группу на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод, что использования речевых игр способствовало успешному формированию словаря у детей 3-4 лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В нашей работе мы рассмотрели особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность.

Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития. При проведении констатирующего эксперимента мы увидели, что многие ребята из экспериментальной группы действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подборе антонимов.

Несформированность предпосылок словаря вызывали трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями или одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.

При организации экспериментальной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста, мы выделили следующие группы условий для формирования словаря:

— правильный отбор специального материала по формированию словаря;

— соблюдение принципа поэтапности при формировании словаря;

— организация соответствующего педагогического процесса для формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты контрольного эксперимента доказали, что систематическое, целенаправленное и планомерное использование речевых игр и игровых упражнений позволило повысить уровень по обогащению словаря. Это выразилось в том, что многие дети экспериментальной группы стали проявлять интерес к наименованию предметов, что выражается в возрастании количества вопросов типа «Как это называется?». А усвоение слов положительно повлияло на поведение детей, на совершенствование предметной и игровой деятельности.

Однако наиболее ценным в этой работе стало то, что дети стали обращать более пристальное внимание на качество своей и чужой речи, они приобрели интерес к речевым играм и стали 85 обращаться к ним самостоятельно. Об этом говорили и отзывы родителей детей, имеющих речевые недочеты. Таким образом, проведенная экспериментальная работа и полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

В ходе экспериментальной деятельности цель была реализована, задачи решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения
  2. родному языку дошкольников.- 3-е изд., стер.- М ., 2000.- 400 с.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999. — 288 с.
  4. Большой психологический словарь/ под. Ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб.- СПБ.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006.-672с.- ( Большая университетская библиотека).
  5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в младшей группе детского сада.- Воронеж, 2003.- 207с.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981. – URL: http://www/detskiysad.ru/resh/metodika.html
  7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — с.426-437.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, исп. –М., 1999.- 352С.
  9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Просвещение, 1983. — 174 с.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.,- 2007. -472С.
  11. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.
  12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович: ИЗД. 3-е перераб.- 244 с.- СПБ.: Детство- Пресс, 2008.
  13. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.
  14. Занятия по развитию речи в детском саду / Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др.// Под ред. О.С.Ушаковой.- М., 1993.-м271 с.
  15. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. /Под ред. О.С.Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2010.- 192 с.- (Развиваем речь).
  16. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие.- М.,Центр педагогического образования, 2008.-160 с.
  17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- 7-е изд., стер.- М., 2007.- 416с.
  18. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»/Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2012.- 247с.
  19. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить. М.С.Рузина. Пальчиковый игротренинг, изд.. САГА,2002Г.
  20. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности.- КомКнига,. 2006.- 248с.
  21. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М., 2000.
  22. Немов Р.С. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с
  23. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет.- СПБ. : Паритет, 2008.- 128с.
  24. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.- М., 2002.- 96 С.
  25. Новый энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- 1456с
  26. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. — М: Педагогика, 1985. — 258 с.
  27. Программа воспитание и обучение в детском саду. Ответственный редактор М.А.Васильева.
  28. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Сфера, 2003.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост. А.В.Брушлинский, К.А. Альбуханова- Славская.- СПБ.,2000.
  30. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду — М.: Просвещение, 1966. — 248 с.
  31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 164с.
  32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
  33. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 287 С.
  34. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2001. — 386 с.

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф