Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие социальной готовности детей к обучению в школе. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.3. Анализ состояния проблемы подготовки детей к школьному обучению в условиях ДОУ

 

В настоящее время основными вопросами, стоящими перед семейными и дошкольными образовательными учреждениями, являются такие вопросы, как Как правильно готовить детей к школе, кто должен готовить ребенка к школе, кто отвечает за успешное обучение в начальной школе-родители, воспитатели детских садов и учитель начальных классов, школа. Как показывает практика, многие родители не жалеют времени и усилий, чтобы научить ребенка читать, считать, писать, полагая, что это подготовка к школе. Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечен персоналом детского сада. Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто ожидают, что детей подготовят к школе учителя. Среди других очень важных вопросов, вероятно, будет ответ на этот вопрос: Готовы ли будущие первоклассники стать школьниками, как они войдут в школьную жизнь, как они будут учиться, как им помогать.

Дошкольное образование обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к школе. Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы-дать всем детям возможность проявлять более полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Кроме того, детские сады направленные на сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка. Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, публичного решения проблемы занятости их родителей [6, С. 13]. В связи с этим особое значение имеет совершенствование всей воспитательной работы в детском саду и совершенствование подготовки дошкольников к школе. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, психологическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Реализация задач осуществляется через взаимодействие малых социальных групп (семья, учителя, сверстники). Развитие личности ребенка и его взаимоотношения с детьми во многом определяются общением дошкольника с воспитателем детского сада. Там много не меньше, чем родителей, опосредуется отношение ребенка с широким социальным миром за пределами групповой комнаты детского сада [35, С. 93]. Решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому он требует от учителя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития. Формирование организационных навыков во многом зависит от инструкций, которые дает детям учитель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. К использованию коммерческих сделок. Они побуждают ребенка самостоятельно решать проблемы в различных ситуациях, возникающих в процессе деятельности. Учитель способствует формированию у ребенка опыта в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного влияния сверстников как участников общей деятельности (умение помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отметить недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе. Как учитель дает детям навыки организованного поведения, учебной деятельности в коллективе. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Одним из условий формирования позитивных отношений у детей является поддержка педагогом естественных потребностей детей в общении. Общение должно быть добровольным и дружеским. «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, счастливее, ярче» [17, С. 56]. Н. Ошава указывает, что успешно организованная им социально-психологическая поддержка открывает перспективы личностного роста, помогает людям попасть в «зону развития», которая пока недоступна [27, С. 14]. Социальные и психологические предпосылки включения ребенка в классе и школе формируются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Это существенно влияет на развитие ребенка, его психологическое здоровье и развитие творческого потенциала личности. С межвозрастных взаимодействий различных социальных взаимодействий детей, реализующих и формирующих социальную активность ребенка, необходимо учитывать особенности и механизмы социальной активности в дошкольном возрасте. Социальная активность в дошкольном возрасте означает способность ребенка заниматься определенной для этого возраста деятельностью по решению социальных проблем, проявляя такой уровень психической активности, который способствовал бы получению значимых для окружающей среды и для ребенка результатов (В. Г. Олен, В. А. Ситаров). Ребенок, поступающий в школу, попадает в незнакомую среду, и от того, какой будет адаптация, приспособление к школе, во многом зависит его эмоциональное состояние, здоровье, самочувствие, успехи в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы-это процесс усвоения норм и способов поведения, утвержденных родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками. На момент поступления в школу, ребенок должен уметь организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную игру или работать с друзьями, планировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести дело до конца. В детском коллективе, влияние детей друг на друга, является важным подспорьем для воспитания самостоятельности детей, умения действовать организованно, совместно. В то же время у детей развивается индивидуальное поведение – способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать и рассказывать. Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входить в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к друзей, стремятся прийти на помощь. Вступление в новую команду иногда является одним из решающих факторов успешного обучения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание у них» качеств общественности», умения жить и работать в коллективе [21, С. 58]. В настоящее время занятия в основном состоят из двадцати-тридцати учеников, поэтому особенно важно умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности: трудно сосредоточиться, отстоять свою точку зрения, чувствовать себя хуже или лучше в чем-то, выступать перед большим количеством людей и многое другое. Широко распространено мнение, что дети, пришедшие в первый класс из детского сада, лучше адаптируются к ситуации группового обучения, а так называемые «домашние» дети труднее входят в школьную жизнь. На самом деле, все не так просто. Детские сады, привыкшие к постоянному шуму и резким фразам – взрослые коллективы, легче переносят то же самое в школе. Для домашних детей такие школьные условия кажутся намного неожиданнее, и дошкольникам нужно время, чтобы привыкнуть к ним. В то же время, по мнению многих учителей начальных классов, домашние дети более организованны, добросовестны, ответственны, внимательны. Им порой недостает боевого духа и самостоятельности детских садов, у которых уже сформирована психологическая защита от травмирующих обстоятельств окружающей среды и поведенческих стереотипов в этих условиях. Иногда такие стереотипы поведения не радуют ни родителей, ни учителей, но, скорее всего, они останутся характерными для детей надолго. Домашние дети могут только самостоятельно формировать способы переживания трудных ситуаций и соответствующие формы поведения. Поскольку процесс формирования поведенческих стереотипов у домашних детей старше, чем в детском саду, их поведение может иметь более «взрослые» формы. Дома, дети могут извлечь большую пользу из подготовительные занятия в группе сверстников, чтобы помочь им привыкнуть к школе. Это может быть танцевальный или хоровой коллектив, спортивная секция или художественная студия. Занимаясь музыкой или спортом, дети учатся слушать учителя, выполнять его задания, не отвлекаясь на общение с друзьями. Таким образом, ребенок обогащает свой ролевой репертуар. До школы осваивал в основном семейные роли: сын или дочь, брат или сестра, внук, племянник. Хорошо, если школьник попробует себя в роли ученика и друга, успешного и неудачника, хозяина и раба, если он опробует приемы общения, необходимые в новых школах: публичную похвалу и осуждение, агрессию со стороны сверстников или необходимость обратиться за помощью [13, 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад. Как, находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок выполняет различные социальные роли, общается не только с учителем, но и с другими сотрудниками, и это способствует лучшему включению в новую социальную сферу. Существует большое количество литературы по подготовке детей к школе. Поэтому, обобщая вышесказанное о влиянии детского сада на социально – психологическую готовность детей к школе в научно-теоретическом плане, мы считаем, что оптимальная социально-психологическая готовность ребенка к школе может быть успешной при наличии следующих умений:

  1. Умение работать в команде, помогать, советовать;
  2. Умение осознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его;
  3. Умение сформировать произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением;
  4. Умение выделить учебную задачу среди своих краткосрочных интересов;
  5. Уметь выслушивать взрослых, сверстников.

 

Выводы по главе 1

 

Проблема готовности ребенка к школе или школьной зрелости интересует как зарубежных, так и отечественных ученых, исследователей, психологов, педагогов, физиологов. Проблемами развития готовности ребенка к школьному образованию занимаются: С. П. Блонский, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, г. Вицлак, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.

Впервые вопрос о готовности детей к школе в отечественной педагогике и психологии возникла в конце 40-х годов прошлого века. Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов признают важность рассмотрения понятия «готовность к школе» с разных позиций. При этом каждый автор определяет свой определяющий критерий готовности.

Готовность к школе-это многокомпонентное образование. Выявлены основные компоненты готовности ребенка к школьному обучению: физиологическая готовность, предметная готовность, психологическая готовность.

Физиологическая готовность ребенка определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья. Предметная готовность-это знания, умения и навыки в конкретной предметной области: в области элементарных математических понятий и развития речи, социально-бытовые навыки, ориентация в мире, навыки воспитательной работы.

Психологическая готовность к школе рассматривается как сложное многокомпонентное образование, включающее в себя ряд компонентов: интеллектуальную готовность, эмоционально-волевую готовность, личностную готовность.

Личностная готовность к школе — это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к миру и к самому себе, поскольку в ситуации школьного обучения ребенку необходимо общение со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских коллективов, а также умение выполнять роль «ученика» в ситуации школьного образования.

Интеллектуальная готовность-один из компонентов психологической готовности, предполагает не объем знаний и умений, доступных ребенку, а уровень развития интеллектуальных процессов, позволяющих в дальнейшем усвоить систему научных знаний.

Эмоционально-волевая готовность является одним из компонентов психологической готовности, которое заключается в способности ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сравнения его с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Компоненты психологической готовности ребенка тесно взаимосвязаны. Отсутствие формирования одного из них создает препятствия для развития другого.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условия готовности детей к обучению в школе

 

2.1. Программа и организация эмпирического исследования

 

Программа включает описание теоретико-методологических основ, плана и замысла эмпирического исследования. В связи с этим исследования, она предусматривает выделение целей, задач, гипотез и т. д. принципы и методы исследования.

Цель исследования: обосновать психолого-педагогические условия развития готовности детей дошкольного возраста к школе.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что готовность к обучению в школе у детей посещающих дошкольное учреждение зависит от многих факторов – психических, социально-психологических, социальных и других. Координация усилий, организация взаимодействия родителей и воспитателей детского сада будет способствовать более успешному развитию компонентов готовности детей к обучению в школе, в том числе умения конструктивно взаимодействовать и строить отношения со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Цели эмпирического исследования:

— спланировать и провести эмпирическое исследование психолого-педагогических условий развития готовности детей к обучению в школе;

— разработать программу и содержание основных этапов эмпирического исследования;

— организовать исследование;

— осуществить анализ, обобщение и интерпретацию результатов исследования.

Выборка исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» г. Ельни Смоленской области. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 5 лет 10 месяцев – 6 лет 5 месяцев, в количестве 10 человек (4 мальчика и 6 девочек), родители (19 человек: 10 женщин и 9 мужчин, возраст которых 25 -30 лет) и специалисты дошкольного образовательного учреждения (воспитатели, логопед, врач).

Методы исследования.

— Метод экспертных оценок.

— Наблюдение.

— Опрос.

— Беседа.

— Анализ результатов деятельности.

— Тестирование.

— Методы математической статистки.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе проведены ознакомительная беседа с воспитателями ДОУ о предстоящей работе, оговаривался план работы и сроки проведения каждого из его этапов. Необходимое условие для организации исследования заключалось в максимальной объективности при оценке процесса анкетирования. Подготовлено и проведено вводное родительское собрание на тему предстоящего школьного обучения (Приложение №1). Осуществлена диагностики детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Обработаны диагностические данные. Ознакомлены родители и воспитатели группы с результатами диагностики.

На втором, экспериментальном этапе были проведены развивающие занятия, способствующие развитию готовности детей к обучению в школе.

На третьем этапе проведена вторичная диагностика готовности детей к к школьному обучению.

Изучение литературных источников по теме исследования позволило выбрать оптимальные методики для реализации поставленных далее целей. Надежность и достоверность результатов исследования достигалась путем применения комплекса взаимодополняющих методов и методик.

В качестве диагностической основы исследования была взята программа «Диагностика готовности детей к школе» (стандарт, принятый среди педагогов и психологов ДОУ).

С родителями и воспитателями группы проведено вводное родительское собрание с повесткой дня: «Скоро наши дети пойдут в школу!».

Цель — установить контакт с родителями и воспитателями группы Также ознакомление с информацией о ребенке у различных специалистов (воспитатель, детский врач, логопед) и родителей будущего первоклассника (были разработаны анкеты для родителей и для специалистов, работающих с детьми).

Выявлена дальнейшая готовность детей к обучению в школе:

Индивидуальное обследование проводилось с использованием следующих методов:

Тест » умение учиться в школе «( Г. Вицлак);

— Керн–Йирасек Тест;

Испытание «Лестница» (Пр. Марцинковска);

Тест » мотивационная готовность «(пр. Марцинковска);

— «Корректура»;

— «Разговор о школе «(М. Р. Гинзбург);

— «Рисуем лица «(А. С. Герасимов);

— «Разговор» (Н. Ильина.).

Также использовались методы:

— «Несуществующее животное «( С. Л. Колосова);

— «Школьный рисунок «(Е. Е. Кравцова);

— «Рисование семьи» (Р. Ф. Белявская);

— «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин);

— Тест «нарисуй картину» (Е. Е. Кравцов).

Методы определения психологической готовности ребенка к обучению в школе, мы разделены на индивидуальные и групповые. Рассмотрим их более подробно.

а) индивидуальное обследование методами:

Тест» умение учиться в школе » (г. Визлаб) проводился в персонифицированном виде с целью выявления, обучения; развития речи; овладение отношениями множеств; знание форм и их различий; уровень развития восприятия; умение работать карандашом; умение классифицировать предметы; память.

Испытание «Лестница» (Пр. Марцинковская) проводились индивидуально с целью диагностики самооценки ребенка. (Приложение №11).

Тест » мотивационная готовность «(пр. Марцинковска) проводились индивидуально с целью диагностики внутреннего положения школьника.

Для определения продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания в индивидуальной форме был проведен метод «пробного чтения».

Методика «Разговор о школе» (М. Р. Гинзбург) проводилась в индивидуальной форме для определения выраженности различных мотивов, побуждающих к обучению.

Проективная методика «Нарисуй лица» (А. С. Герасимов) выполнялась в индивидуальной форме с целью изучения эмоционального отношения к предстоящему школьному образованию и мотивационной готовности ребенка к школе.

Проективная методика » Что бы вы взяли в школу?»(Н. Ильина.) оно проводилось в индивидуальной форме с целью определения мотивационной готовности.

b) групповое обследование по методам:

Проективная методика «несуществующее животное» (С. Л. Колосова) проводилась в групповой форме с целью оценки эмоционального состояния и уровня агрессивности.

Проективный метод «Школа рисования» (Е. Е. Кравцова) проводится в группе для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Диагностическая методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) проводилась фронтально для определения предпосылок учебной деятельности .

Проективная методика «рисование семьи» (Р. Ф. Беляускайте) осуществлялась в групповой форме с целью отражения восприятия ребенком своего места в семье в целом и по отношению к отдельным членам семьи.

Тест Core-The Jirásek проводился в групповой форме для выявления развития речи, умственного развития, способности выполнять учебное задание, проверки навыков графической деятельности.

Тест «Нарисуй картинку» проводился в групповой форме с целью выявления навыков взрослого ребенка к принятию задания, к которым относятся: желание выполнить задание взрослого (принятие задания на себя); понимание того, что делать (понимание задания).

Некоторые из методик помещены в приложение. Таким образом, программа исследования дала возможность провести его и осуществить анализ, обобщение и интерпретацию результатов.

 

2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования

 

В ходе анализа анкеты для специалистов ДОУ было выявлено, что возраст детей в группе находится в диапазоне от 5 лет 10 месяцев до 6 лет 10 месяцев; антропометрические показатели детей соответствуют возрастному критерию; 8 человек из 10 относятся к первой группе здоровья, что составляет 80%; возраст поступления детей в ДОУ разнообразен: от 2 до 5 лет, половина детей — 5 человек (50%) стали посещать ДОУ с 3 лет, посещают занятия с логопедом 2 человека, что составляет 20%. Данные приведены в таблице №1.

Таблица 1. Социально-демографические и некоторые антропометрические данные детей

И.Ф.

ребенка

Возраст С какого возраста посещает ДОУ Рост Вес Г/здоровья Занимается с логопедом
1. Вероника Б. 6 лет 5 мес 4 года 128 см 25 кг I нет
2. Виктория В. 6 лет 6 мес 2,5 года 123 см 22 кг II нет
3. Елена З. 6 лет 5 мес 2,5 года 118 см 24 кг I нет
4. Анна Д. 6 лет 1 мес 2,5 года 126 см 21 кг I нет
5. Татьяна К. 6 лет 2,5 года 116 см 28 кг I нет
6. Алина М. 6 лет 5 мес 3 года 130 см 20 кг I да
7. Александр С. 6 лет 5 мес 2,5 года 129 см 29 кг I нет
8. Алексей С. 6 лет 7 мес 3 года 126 см 30 кг I нет
9. Вадим Ш. 6 лет 5 мес 2,5 года 126 см 26 кг I нет
10. Дмитрий Ф. 5 лет 8 мес 3 года 123 см 24 кг II да

 

Было выявлено, что 3 детей (30%) не имеют трудностей в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, а 7 детей (70%) имеют трудности в общении, связанные как конкретной ситуацией, так и с неумением устанавливать контакт..

Анализируя беседы с воспитателями, целью которой было выявление сотрудничества воспитателей и родителей группы, мы определили, что 3 человека (11%) советуются по поводу подготовки к школьному обучению, 16 человек (89%) советуются по другим вопросам.

Результаты анализа анкет для родителей по исследованию социальных факторов семей, мы выявили, что 7 детей (70 %) проживают в полных семьях; 3 детей проживают в неполных семьях (30%); все родители группы — 19 человек (100%) находятся в возрасте до 30 лет; 14 родителей (78%) имеют среднее специальное образование; 1 ребенок (10%) проживает в многодетной семье; 2 ребенка (20%) проживают в семьях с двумя детьми, являясь первым ребенком; 1 ребенок (10%) является 2 ребенком.

Анализируя анкеты для родителей группы по исследованию вопроса подготовки детей к обучению в школе, мы выявили, что 19 человек (100%) понимают готовность к обучению в школе как умение читать, писать, считать.

Также анализ анкет для родителей показал, что родители группы в подготовке детей руководствуются литературой по предметному обучению и советами воспитателей — 3 человека (17%), а 16 человек (83%) ничем не руководствуются. Данные представлены в таблице 2.1.8.

Анализируя отношения родителей к вопросу о том, надо ли заниматься подготовкой детей к школе, мы определили, что 5 родителей (28%) считают, что надо заниматься подготовкой ребенка к школе, 12 родителей (67%) считают, что необязательно готовить ребенка к школе, 2 родителя (5%) затрудняются ответить на вопрос. Данные представлены в таблице 2.1.8.

Проведя анализ анкет, касающихся отношения родителей к предстоящему обучению ребенка, мы выявили, что 6 родителей (34%) вполне готовы к школьной жизни своего ребенка, 13 родителей (66%) испытывают тревогу по поводу предстоящего обучения ребенка. Данные в таблице 2.1.8.

Анализ исследования особенностей взаимоотношений с ребенком в семье показал, что 6 родителей (33%) положительно относятся к ребенку, принимают его, уважают, одобряют интересы, проводят с ним много времени, заинтересованы в делах, стремятся помочь, стараются быть с ним на равных, проявляется легкая тревога, просматривается авторитаризм, неудачи как случайность, 4 из родителей (22%) положительно относятся к ребенку, принимают его, уважают, одобряют интересы, проводят много времени, заинтересованы в делах, стремятся помочь, стараются быть с ним на равных, проявляется легкая тревога, просматривается авторитаризм, считает ее неприспособленной, 9 родителей (45%) отрицательно относятся к ребенку, низко оценивая его способности, подавляя его, мало интересуются занятиями ребенка, мало общаются с ребенком, прослеживается небольшая тревога, отчетливо прослеживается авторитаризм, досадуют на его не успешность, неумелость, непослушание.

Проведя анализ исследования по определению готовности детей группы к обучению к школе с помощью теста Г.Вицлака, нами было выявлено, что 6 детей (60%) показали высокие показатели готовности к обучению в школе, 3 ребенка (30%) показали средние показатели готовности к обучению в школе, 1 ребенок (10%) – низкие показатели готовности к обучению в школе.

Анализ исследования самооценки детей группы с помощью теста Т.Д.Марцинковской показал, что у 3 детей (30%) неадекватно завышенная самооценка, у 5 детей (50%) – завышенная самооценка, у 2 детей (20%) – адекватная самооценка.

Анализ исследования мотивационной готовности по тесту «Мотивационная готовность» Т.Д. Марцинковской (см. табл. 2.1.11.) дал следующие результаты: 2 ребенка (20%) набрали 2 балла, 1 ребенок (10%) – 3 балла, 3 детей (30%) – 4 балла, 2 детей (20%) – 5 баллов, 1 ребенок (10%) — 1 балл, 1 ребенок (10%) – 0 баллов. Данное исследование выявляет, что у 4 детей (40%) сформирована мотивационная готовность, у 6 детей (60%) – не сформирована мотивационная готовность.

Проведя анализ исследования особенностей внимания методом «Корректурная проба» (см. табл. 2.1.12.), нами было выявлено, что 4 ребенка (40%) набрали 8 баллов, 1 ребенок (10%) – 5 баллов, 4 ребенка (40%) – 4 балла, 1 ребенок (10%) – 3 балла. Данное исследование показывает, у 4 детей (40%) высокий уровень развития внимания, у 5 детей (50%) – средний уровень, у 1 ребенка (10%) – низкий уровень.

Проведя анализ исследования мотивов учения с помощью теста М.Р.Гинзбург, мы определили , что у 4 детей (40%) присутствует мотив отметки, у 2 детей (20%) – мотив социальный, у 2 детей (20%) – игровой мотив, у 2 детей (20%) – учебный мотив.

Анализ определения эмоционального отношения к предстоящему школьному обучению и мотивационной готовности по методике А.С.Герасимова выявил, что у 3 детей (30%) эмоционально благополучное отношение к школе, а у 7 детей (70%) наблюдается небольшая тревога по поводу школьного обучения.

Определение мотивационной готовности по методике Н.И.Ильина показало, что у 3 детей (30%) сформирована мотивационная готовность, а у 7 детей (70%) – мотивационная готовность не сформирована.

Исследование уровня агрессивности с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» С.Л.Колосова показало, что у 3 детей (30%) выявлен высокий уровень агрессивности, у 3 детей (30%) – средний уровень агрессивности, у 4 детей (40%) – слабый уровень агрессивности.

Проведя анализ исследования отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности с помощью методики «Рисунок школы» Е.Е.Кравцовой (см.: табл. 2.1.17.), мы выявили, что у 3 детей (30%) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе, у 3 детей (30%) – тревожность по поводу школьного обучения, у 4 детей (40%) – страх по поводу школьного обучения.

Проведя анализ исследования отражения восприятия ребенком своего места в семье, его отношения к семье в целом и к отдельным членам семьи с помощью методики «Рисунок семьи» Р.Ф.Беляускайте , мы увидели, что 4 ребенка (40%) испытывают эмоциональный комфорт в семье, 6 детей (60%) – испытывают эмоциональное напряжение в семье.

Диагностическая методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина (см. табл. 2.1.19.) использовалась для определения уровня развития предпосылок учебной деятельности. Нами было выявлено, что у 4 детей (40%) высокий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, у 1 ребенка (10%) – средний уровень развития предпосылок учебной деятельности, у 5 детей (50%) – низкий уровень развития предпосылок учебной деятельности.

Проведя анализ исследования для определения сформированность функций, необходимых для школы, с помощью теста Керна – Йирасека, мы отметили, что у 3 детей (30%) уровень психомоторного развития оценивается как «зрелый», т.е. они готовы к школе, 4 ребенка (40%) – имеют средний уровень готовности, т.е. «зреющий», у 3 детей (30%) уровень ниже среднего, они не готовы к обучению в школе.

Тест «Раскрась картинку» Е.Е.Кравцовой проверял способности принимать задачи взрослого: желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя); понимание того, что надо делать (понимание задачи). С помощью теста было выявлено, что 6 детей (60%) принимают и понимают задачу взрослого, 4 ребенка (40%) – с заданием справляются частично.

Проведя анализ исследований по определению готовности детей группы к школьному обучению, мы определили, что 3 детей (30%) демонстрируют высокий уровень готовности к школьному обучению, 7 детей (70%) – средний уровень готовности (рис. 1) .

Рис. 1. Готовность детей группы к обучению в школе

Таким образом, проведенное нами исследование по вопросу готовности детей группы к обучению в школе на базе ДОУ «Улыбка» г. Ельни Смоленской области позволило выявить, что 3 детей (30%) – вполне готовы к школьному обучению, а 7 детей (70%) – обладают средним уровнем готовности к школьному обучению. Система работы по формированию готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Проанализировав результаты нашего исследования по вопросу готовности детей группы к обучению в школе на базе ДОУ «Улыбка» г. Ельни Смоленской области, мы можем предложить следующую комплексную работу для повышения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Содержание психолого-педагогическое сопровождение готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Разъяснить необходимость сотрудничества ДОУ и семьи в подготовке к системному обучению. Гармонизация детско-родительских отношений. Интеграция различных видов самостоятельной детской деятельности и целенаправленного обучения.

Задачи сопровождения:

  1. Защита прав и интересов ребенка;
  2. Консультирование всех участников образовательного процесса по возможным путям решения проблем;
  3. Групповые занятия по коррекции и развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности;
  4. Профилактические мероприятия.

Системное сопровождение предусматривает осуществление деятельности в нескольких направлениях:

  1. Создание психолого-педагогических программ по развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Консультирование всех участников образовательного процесса по возможным путям, решения проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Содержание психолого-педагогической программы по развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка старшего дошкольного возраста

Цель программы: развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности дошкольника.

Задачи программы:

  1. Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для старших дошкольников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей;
  2. Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

Методические рекомендации по организации и проведению занятий. При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадь в клетку, блокнот для записи слов, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку.

Методическое обеспечение программы:

  • игры и упражнения на развитие познавательных процессов;
  • игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой;
  • игры и упражнения на развитие коммуникативных умений;
  • упражнения на развитие графических умений.

Родительское собрание «В школу с радостью!» (Приложение 23)

Цель: просвещение родителей в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Задачи:

1.Познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста;

2.Порекомендовать содержательный материал, используемый для подготовки ребенка к школьному обучению;

3.Консультация родителей по результатам исследования готовности детей группы к школьному обучению.

Рекомендации для родителей

Цель: формирование адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста.

Задачи: формирование у родителей грамотного стиля общения со своим ребенком и гармонизации детско-родительских отношений.

Рекомендации для родителей

Цель: формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.

Задачи:

  1. формировать у детей правильные представления о школе и учении;
  2. формировать положительное эмоциональное отношение к школе;
  3. формировать опыт учебной деятельности.

Комплекс игр и упражнений, способствующих развитию коммуникативной, познавательной и эмоционально-волевых сфер детей:

Цель: развивать коммуникативную, познавательную и эмоционально-волевую сферы.

Методическое обеспечение: контактные, подвижные, объединяющие игры; терапевтические игры; театрализованные игры; игры для релаксации; соревновательные игры; детско-родительские игры.

Рекомендации для воспитателей

Цель: формирование мотивов учения и положительного отношения к школе

Задачи:

1.формировать у детей правильного представления о школе и учении;

2.формировать положительное эмоциональное отношение к школе;

3.формировать опыт учебной деятельности.

Подведение итогов и интерпретация результатов исследования

Анализ контрольно – педагогического тестирования, проводившегося на базе ДОУ «Улыбка» г. Ельни в подготовительной к школе группе в количестве 10 человек, родителей в количестве 19 человек и воспитателями группы, с целью анализа результатов после проведения комплексного психолого – педагогического сопровождения.

Контрольно-педагогическое тестирование позволило, выявить уровень сформированности функций, необходимых для школы, с помощью теста Керна – Йирасека выявило увеличение количества детей, готовых к школьному обучению. Данные представлены в таблице №2.

Таблица 2. Готовность детей группы к школьному обучению с помощью теста Керна — Йирасека

Повторная беседа с воспитателями, с целью выявления тех родителей, которые принимают активное участие в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе , позволила констатировать увеличение количества родителей, желающих сотрудничать по поводу подготовки детей к школьному обучению. Данные представлены в таблице№3

Таблица 3. Количество родителей, которые сотрудничают с воспитателем группы

Проведение повторной проективной методики «Рисунок школы» (Е.Е.Кравцова), с целью определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности , позволило констатировать, что после проведенной работы наметилось значительное снижение тревожности и формирование положительного отношения к школе. Данные в таблице №4.

Таблица 4. Отношение детей группы к предстоящему школьному обучению

Итак, по результатам повторного диагностического исследования, целью которого выявление уровня готовности к обучению в школе, определение сотрудничества ДОУ и семьи и отношения детей к предстоящему школьному обучению мы определили, что выбранное нами психолого-педагогическое сопровождение готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению развивающего характера способствует повышению уровня подготовки ребёнка старшего дошкольного возраста к школьному обучению.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф