2.3. Психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей к обучению школе
Готовность ребёнка к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Что могут сделать родители, как первые и самые главные его воспитатели? Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. [20,13]
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.
- Недопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
- Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми.
- Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.
- Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.
- Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.
- Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
- Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
- Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
- Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
- Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
- Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.
Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо:
–дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;
–организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;
–проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;
–сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.
Вразвитии волевой и эмоциональной готовностиможет помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки). [1,42]
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
–поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
–организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
–практиковать приходы детей – школьников в детские сады;
–использовать загадки на школьную тему;
–использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»;
–создавать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания»;
Существуют следующие методы и средства для развития готовности в сфере общения:
–инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;
–методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);
–психогимнастика – специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.
Выводы по главе 2
Анализ состояние проблемы готовности ребёнка старшего дошкольного возраста на базе ДОУ «Улыбка» г. Ельни Смоленской области показал, что 3 детей (30%) – вполне готовы к школьному обучению, а 7 детей (70%) – обладают средним уровнем готовности к школьному обучению.
Проанализировав результаты нашего исследования по вопросу готовности детей группы к обучению в школе, мы можем предложить следующую комплексную работу для повышения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Апробация психолого-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе на базе ДОУ «Улыбка» г. Ельни помог выявить, что при создании полноценного пространства для развития и комплексного сопровождения индивидуального развития способствуют повышению уровня подготовки ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Также повышению уровня готовности способствует активное включение родителей в процесс подготовки ребёнка к школьному обучению.
Теоретические и практические разработки в области изучения вопроса подготовки ребёнка к обучению в школе, изложенные в главе II, дают возможность понять, что только при создании полноценного пространства и комплексного сопровождения индивидуально развития ребёнка повышают уровень подготовки к школьному обучению.
Заключение
Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению позволяет констатировать следующее.
Проблема готовности ребенка к школе или школьной зрелости интересовала как зарубежных, так отечественных ученых, исследователей, психологов, педагогов и физиологов, определивших, что готовность – это многокомпонентное образование, основными составляющими которого являются педагогическая, физиологическая и психологическая готовность.
Теоретический анализ, а также проведенное нами в рамках второй главы опытно-экспериментальное исследование говорят о том, что в науке существует огромное количество диагностик по определению готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и исследованию детско-родительских отношений. Но исследования определения и влияния сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи недостаточно. Поэтому нам пришлось доработать диагностический инструментарий. Подобный инструментарий позволил на опытно-экспериментальном уровне добиться большей достоверности.
Рабочая гипотеза была подтверждена. Готовность к обучению в школе у детей посещающих дошкольное учреждение зависит от многих факторов – психических, социально-психологических, социальных и других. Координация усилий, организация взаимодействия родителей и воспитателей детского сада будет способствовать более успешному развитию компонентов готовности детей к обучению в школе, в том числе умения конструктивно взаимодействовать и строить отношения со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Проанализировав результаты исследования, мы можем рекомендовать систему работы по формированию готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению, связанную с созданием полноценного пространства для развития ребенка и с комплексным сопровождением индивидуального развития детей. Насыщенная событиями жизнь в ДОУ, событийность, взаимосвязь взрослого и ребенка будут способствовать эффективной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника, необходимые для освоения мира. Педагог должен обладать высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетенции, быть готовым самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности, и в том числе грамотно организовать подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В процессе обучения в ДОУ реализуются все составляющие педагогического сопровождения: организация разных видов деятельности ребенка (игра, лепка, рисование, конструирование и т.д.), учет возрастных особенностей, естественная мотивация к занятиям за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации, развитие речи и всех познавательных процессов. Также правильно организованный процесс способствует полноценному психическому, физическому развитию, укреплению здоровья, повышению уровня образования и благополучия детей и их семей.
Всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе можно осуществить только благодаря объединенным усилиям воспитателей и родителей. Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить, что важнее, детский сад или семья, нельзя, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада.
Проведенная нами работа не исчерпывает заявленной проблематики, остается одной из самых актуальных на сегодняшний день, до конца не разработанной, требует, соответственно, дальнейшего и углубленного изучения.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены
Список использованных источников
- Алферов А. Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.
- Азарова Т.В., Барчук О.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. — СПб.: Питер, 2014. — 178 с.
- Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 2014. – 96 с.
- Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. – 2014. – № 1. – С.4–7.
- Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. – 2015. – № 2. – С. 12–14.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2014. – 144 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2016. – 224 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Астрель, 2014. – 672 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2017. – С. 51–67.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 256 с.
- Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. – [Электр. ресурс].
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2016. – 184 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
- Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс].
- Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – Тула: Родничок, 2015. – 832 с.
- Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 10. – С. 197–203.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2014. – 120 с.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. – [Электр. ресурс].
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2014. – 152 с.
- Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2015. – № 2. – С. 75–86.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2016. – 426 с.
- Люблинская А.А. Детская психология [Электр. ресурс].
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – 2-е изд. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
- Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2016. – № 4. – С. 25–27.
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2009.—272 с.
- Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 258–262.
- Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. – 2-е изд. – Ярославль: Аверс Пресс, 2014. – 90 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2015. – 256 с.
- Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – [Электр. ресурс].
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
- Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 232 с.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2014. – 432 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – [Электр. ресурс].
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 464 с.
- Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7-летнего возраста. – [Электр. ресурс].
- Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – 2013. – № 1. – С. 173–178.
- Славина Л.С. Трудные дети: Авторский сборник / Ред. В.Э. Чудновский. – М.: МПСИ, 2017. – 432 с.
- Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2015. – № 3–4. – С. 30–34.
- Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 224 с.
- Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – Т. 67. № 1. – С. 12–16.
- Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2015. – № 9. – С. 58–61.
- Фатихова Л.Ф. Проблема готовности к школьному обучению. – [Электр. ресурс].
- Цукерман Г.А. Готовность к школе. – [Электр. ресурс].
- Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2017. – 60 с.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 2014. – 388 с.
- Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2012. – № 1. – С. 60–66.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 3-е изд. – М.: Владос, 2018. – 360 с.
