Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения развития воображения с помощью малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области

1.1 Понятие воображения в зарубежной и отечественной литературе

1.2 Виды воображения

1.3 Специфика развития воображения в среднем дошкольном возрасте

1.4 Малый жанр фольклора как средство развития воображения в среднем дошкольном возрасте

1.5 Краткие выводы по главе I

Глава II. Эмпирическое исследование развития воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области

2.1 Характеристика группы испытуемых. Организация констатирующего этапа исследования

2.2 Реализация программы по развитию воображения детей среднего дошкольного возраста средствами малого жанра фольклора

2.3 Итоги заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми и реальные отношения со сверстниками, приносит новые принципиальные достижения. Помочь в этом может воображение. Нужно только помочь ребенку воспользоваться им. Воображения связанно с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В тоже самое время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочных характер человека.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека[51].

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы [19, с.107]. Так же как и восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предложить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание ученых к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует.

Изучением проблемы воображения занимались как зарубежные (Т. Рибо, Вундт, Э. Фрейд, В. Штерн, К. Бюлер), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, Т.А. Кириллова, О.М. Дьяченко, Л.А. Галигузова).

Обширный круг исследований посвящен проблеме воображения в вербальном плане (словесное творчество): Дж. Родари, М.В. Осорина, Попова О.М., Н.А. Репина, М.А. Рыбникова, Л.П. Стрелкова, К.И. Чуковский и в невербальном его аспекте: Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, А.В. Шибицкая, Кершенштейнер.

Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов.

Одним из средств, способствующих развитию воображения детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и т.д.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе.

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, поэтому при развитии воображения детей среднего дошкольного возраста я активно использую возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эффективного воображения.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение.

Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет нам, быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию воображения на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям среднего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Вышеизложенное показывает актуальность данной проблемы, и обуславливает определение темы дипломной выпускной квалифицированной работы и позволяет определить параметры исследования.

Объект исследований: развивающая образовательная среда.

Предмет исследования: процесс развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследований: определить возможности малого жанра фольклора в развитии воображения детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследований:

1. На основе анализа психолого – педагогической литературы, уточнить понятие «воображение» и «малый жанр фольклора».

2. Внедрить программу развития воображения детей среднего дошкольного возраста с помощью малого жанра фольклора и проверить ее эффективность.

3. Дать методические рекомендации по теме исследования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что малый жанр фольклора будет способствовать развитию воображения детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

  1. Систематичность использования малых жанров фольклора.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при подборе малого жанра фольклора
  3. Последовательность проведения образовательной деятельности.

Новизна исследования заключается в том, что была внедрена программа развития воображения с помощью малого жанра фольклора на данной выборке испытуемых.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для воспитателей, психологов и родителей с целью развития воображения у детей дошкольного возраста с помощью малого жанра фольклора.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Анкета для родителей
  4. Методика «Сочинение сказки»О. М. Дьяченко[13].
  5. Методы математической статистики: U – критерий Манна-Уитни, T – критерия Вилкоксона.

База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Сказка» г. Долинска, в качестве испытуемых – воспитанники средних групп («Почемучки» и «Фантазёры»)

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом – констатирующем – этапе (декабрь 2017 года) изучалась психолого-педагогическая литература, определялась база для проведения исследовательской работы, подбирался психодиагностический материал.

На втором – формирующем – этапе (январь-февраль 2018 года) были подобраны средства малого жанра фольклора и апробирована программа, направленная на развитие детей среднего дошкольного возраста.

На итоговом этапе (март 2018 года) подводились итоги, определялась степень подтверждения гипотезы, формулировались выводы и разрабатывались рекомендации.

Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения и двух глав темы, сформулированы параметры исследовательской работы, обозначена практическая значимость, описаны этапы исследования и структура курсовой работы.

В главе I «Теоретические основы изучения развития воображения с помощью малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области» был проведен теоретический анализ литературных источников по работе по развития воображения у детей дошкольного возраста, малый жанр фольклора определения как средство развития воображения.

В главе II «Эмпирическое исследование развития воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области» проведена диагностика на определение уровень развития воображения, составления групп, внедрена программа.

В заключении определялась степень подтверждения гипотезы, оценка результатов, описание работы, а также выводы и рекомендации.

База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Сказка» г. Долинска, в качестве испытуемых – воспитанники первой и второй групп среднего дошкольного возраста(4-5 лет).

 

Глава I. Теоретические основы изучения воображения с помощью малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области

1.1 Понятие воображения в зарубежной и отечественной литературе

 

Воображение – это психологический процесс создания нового в форме образа, представлений или идей.

Воображения — это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления[51].

“Воображение, — пишет С. Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”.

Воображение — это преобразование данного осуществляемое в образной форме”[25, с. 318].

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений[24, c.251].

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.).

Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [43, с. 125].

Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию (А. Эйнштейн).

«Основной признак процесса воображения, — пишет Е.И.Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [7].

Многие западные научно-психологические школы (Дж.Селли, Э.Мейман, К.Бюлер, Д.Дьюи), современная когнитивная психология (Ж.Пиаже, Дж.Гилфорд, Е.П.Торранс, Дж.Флешер, М.Эдварс и др.) не видят в воображении самостоятельного психического процесса, считая его аналогом образного, творческого, дивергентного мышления или «преходящим», временным, вредным, промежуточным психическим процессом, искаженно отражающим реальность.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХYIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению».

Французский философ-просветитель и писатель ХYIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

По исследованиям английского учёного Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно более развито у детей, чем у взрослых, у женщин, чем у мужчин.

Современный отечественный философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…

Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Л.С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [9].

Кестлер Артур считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные [6, с. 69].

«Основной признак процесса воображения, — пишет Е. И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление»[25, с. 78].

Подобное можно прочитать и в «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности[9, с 123].

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов.

Вопросы, связанные с понятием детского воображения, рассматривают многие зарубежные и отечественные психологи.

В западноевропейской и американской детской психологии распространены различного рода идеалистические концепции воображения, согласно которым воображение якобы является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

Психологи Карл и Шарлота Бюлер считали, что воображение – это не отражение действительности, а лишь выявление внутренних, субъективных состояний ребенка, его аффектов, впечатлений, желаний.

При таком понимании природы воображения зарубежные психологи чрезвычайно переоценивают роль воображения в жизни дошкольника, полагая, что на разных ступенях онтогенеза врожденная способность к фантазированию проявляется наиболее ярко, а затем подавляется «сознающим интеллектом».

Другие зарубежные психологи Пиаже, Штерн, Фолькельт и др. рассматривают мир детского воображения как особый мир, эмансипированный от реальности, как миражное построение в области нереального, куда ребенок совершает бегство от действительности. Они считают, что образы детского воображения не являются отражением объективного мира, а либо представляют собой символическое его обозначение, либо вообще не имеют к действительности никакого отношения, а лишь выражают субъективное состояние самого ребенка.

Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Мир, созданный воображением ребенка, по яркости, отчетливости и подробности соперничает с непосредственно видимым миром и что ребенок смешивает образы своей фантазии с действительностью, живет в мире иллюзий.

Одни зарубежные психологи преувеличивают творческие возможности ребенка, а другие психологи, Монтессори, Гаупп, Т. Рибо, В. Вундт вообще отказывают ребенку в каком — либо творчестве. Так Гаупп считал, что ребенок обладает по преимуществу пассивной и наглядной фантазией. Монтессори указывала, что в игре ребенок лишь копирует взрослых, изменяя образы действительности лишь в силу своего неведения. Т. Рибо и В. Вундт утверждали, что воображение детей способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно создавать ни одного нового элемента.

В зарубежной психологии можно обозначить три основных подхода к происхождению воображения. Сторонники первого связывают генезис творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, производящие сильное впечатление.

Подобного предположения придерживаются так же Э. Крис и К. Кюби .

В рамках второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка.

Сторонники третьего (А. Бэн, Т. Рибо) — полностью объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта [4].

Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы[14].

 

1.2 Виды воображения

 

Выделяют два основных вида воображения: активное (творческое и репродуктивное) и пассивное.

Активное воображение формирует образы пожеланию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем[25,c. 206].

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей.

Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию. Именно творческое воображение Н. Коперника, создавшее образ бесконечности и населенности миров во Вселенной, опровергло аристотелевскую парадигму конечности мира, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Дж. Бруно, Г. Галилея. Заметим, что при жизни ученого еще не существовало телескопов. Единственным «инструментом», дающим возможность заглянуть в далекие миры Вселенной, было воображение, основанное на наблюдательности, интуиции и устремленности к познанию [25,c. 207].

Репродуктивное воображение направлено на воссоздание образов по образцам или описанию. Оно оперирует образами, пассивно воссоздающими реально существующие объекты, скрытые от прямого отображения в сенсорно-перцептивных образах. Эти объекты не могут быть восприняты, например, из-за того, что относятся к прошлым историческим периодам. Репродуктивное воображение не тождественно памяти.

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам (из-за собственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать [25,с.206].

Продуктом активного воображения являются мечты, которые следует отличать от грез. Мечта – представление о будущем, ориентирующее деятельность субъекта и согласованное с его реальными возможностями.

К пассивному воображению относится грезерство (грезы) – фантазия, не считающаяся с действительностью, исполнимостью, реальными возможностями, сознательно от них отключающая. Картины в грезах строятся преднамеренно. Разновидностью грезерства являются грезы, вызываемые наркотическими веществами: гашишем, опием и т.д. Грезерство стоит на границе с патологией и легко соскальзывает в нее.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности [16,c.189].

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. Вне меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительности. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано, сказали мы, с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д. И.Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…». Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего [37.с.302].

 

1.3 Специфика развития воображения в среднем дошкольном возрасте

 

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.

Воображение — достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.

Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти [49].

Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению [49].

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала — следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [37с. 298]

Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [17, с.368].

Л. С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [6, с.15].

Рубинштейн отмечает, что воображение «может быть только у человека» [23, с. 319]. Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

По мнению Дубровиной И.В., «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» [9, с. 146].

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

Определение воображения и выявление специфики его развития — одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне — во всяком случае, в современной науке» [15, с.64].

Специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понималась, как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. В воображении используются, прежде всего, символические, метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. Кроме того, в воображении происходит детализация создаваемых образов, их «оживление», что ведет к индивидуализации и само ценности творческих проявлений, особенно значимых в художественном творчестве [32].

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения — воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения [8, с. 59].

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [13].

На каждом этапе детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным конкретной ступени развития, на которой стоит ребёнок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка и у взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.

В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, прежде всего в игре, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Мечты ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка [50].


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф