Меню Услуги

Реорганизация юридических лиц в законодательстве Российской Федерации. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


Глава 2. Регулирование реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве

2.1. Задачи и цели реорганизации юридических лиц в гражданском обороте

Как правило, на практике коммерческие юридические лица используют разные формы и способы реорганизации в следующих целях:

1) повышения эффективности управления. В зависимости от того какова в организации модель управления (горизонтальная или вертикально-иерархическая), можно выбрать для неё наиболее подходящий и характерный способ реорганизации. В случае с горизонтальной структурой происходит выделение новых юридических лиц, которые самостоятельно будут осуществлять возложенную на них деятельность, обладая обособленностью.

Горизонтальную структуру обычно используют высокотехнологичные и (или) прогрессивные компании. Внутри штата она предполагает минимум иерархии и руководящего состава, все сотрудники являются равными, выполняющими свою функцию. В несколько другом формате, горизонтальная модель выражается в существовании сети юридических лиц, входящих в группу компаний, холдинг и пр. Как пример, можно привести Финансовую Корпорацию «Открытие», где отдельные компании осуществляют банковские услуги, страховые, брокерские, инвестиционные услуги. В случае если структура используется вертикально-иерархическая, обычно, происходит обратное, то есть укрупнение одного юридического лица, путем присоединения к нему других юридических лиц. Это классическая модель, используемая в большинстве организаций.

2) приобретения новых активов. В случае, если организация планирует получить доступ к имуществу определенного юридического лица для его практического использования в собственных целях, то имеет смысл не приобретать акции компании, а провести процедуру реорганизации в форме присоединения.

Как пример, возьмем гипотетическое акционерное общество «А», оно крайне заинтересовано в приобретении активов акционерного общества «Б», имеющего имущество, которое для компании «А» было бы крайне полезным, но без которого акционерное общество «Б» будет бесполезным (вариант купли-продажи имущества не рассматриваем). В таком случае больший смысл имеет присоединение акционерного общества «Б», нежели простое приобретение контрольного пакета акций, с последующим отчуждением имущества.

3) объединения активов разных компаний с целью ведения более успешной и эффективной деятельности. В различных условиях рынка может быть принято решение объединения организаций. Это может быть связано, как с такими негативными факторами как: повышение уровня конкуренции, экономические и финансовые трудности, понижение качества продукта или услуги; так и наличие простой выгоды, когда две организации, в случае слияния, получат больше, чем это было бы по отдельности.

Как пример, две организации производят один и тот же товар примерно одного качества одной ценовой категории и распространяют его на одной территории. Происходит постоянная конкуренция и каждая из сторон понижает цены, тратит большие деньги на рекламу, несёт соответствующие убытки. При этом, в случае их слияния, все эти негативные факторы исчезнут, так как больше нет причин, создающих их.

4) необходимости с точки зрения законодательства. В некоторых случаях реорганизация может быть попросту обязательной, например, в случае принудительной реорганизации, предписанной компетентным на то органом, по решению суда, либо достижение максимального количества участников в организации с определённой организационно-правовой формой. К примеру, в обществе с ограниченной ответственностью – это 50 участников.

Приведенный список не является исчерпывающим, так как причин для проведения реорганизации, равно как и задач, которые организации хотят достичь проведением реорганизации юридического лица, огромен и в каждом случае индивидуален.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Проведение реорганизации возможно только при наличии достаточного количества голосов по данному вопросу, вынесенному на общее собрание участников. Для различных организационно-правовых форм законодательством установлены индивидуальные требования по необходимому числу голосов, так для обществ с ограниченной ответственностью – это 100% голосов, а для акционерных обществ – 3/4.

При проведении реорганизации необходимо строго соблюдать установленный порядок и сроки, так как их нарушение может повлечь за собой отмену процедуры ликвидации и даже признание ликвидации ничтожной или недействительной.

У организации, которая в процессе реорганизации будет присоединена или преобразована, равно как и организаций реорганизуемых в одну при помощи слияния, не должно быть никаких задолженностей перед бюджетом. В противном случае реорганизация невозможна.

В ходе реорганизации одним из важнейших условий является соблюдение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в том числе в обеспечении прав на досрочное исполнение обязательств и своевременное предоставление информации о реорганизации в установленном порядке.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Если анализировать статьи 113 — 115, 120, 294 — 300 ГК РФ, то можно сделать вывод, что государственные и муниципальные организации могут прекратить свою деятельность исключительно в принудительном порядке. К иным организационно-правовым формам имеется возможность применять и добровольную и принудительную реорганизацию.

Российское законодательство предполагает три источника решения о проведении принудительной реорганизации:

1) по решению суда;

2) по решению компетентного уполномоченного государственного органа;

3) по решению действующего внешнего управляющего.

Статья 57 ГК РФ устанавливает, что принудительная реорганизация может проводиться только по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. В частности, поэтому суды отказывают отдельным участникам обществ в требовании о проведении принудительной реорганизации, так как официально этот вопрос находится в ведение общего собрания участников общества.

Часть 1 статьи 38 ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБ РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

В изначальной редакции ГК РФ никак не связывал осуществление реорганизации в принудительном порядке с совершением какого-либо правонарушения; однако же, принудительная ликвидация тогда связывалась с совершением какого-либо правонарушения со стороны юридического лица. Статья 57 ГК РФ предусматривает возможность проведения реорганизации в форме разделения или выделения по решению уполномоченных на то государственных органов, либо же по решению суда. Однако ГК не конкретизирует то, в каких случаях требуется решение суда, а в каких решение компетентного органа. Это можно объяснить тем, что ГК просто оставляет регулирование этих вопросов отдельным правовым актам, например Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», который устанавливает, что для проведения принудительной реорганизации кредитной организации приоритет всегда отдается требованию уполномоченного органа, а именно Банку России.

Что интересно, некоторые нормативно-правовые акты в настоящее время используют термины «принудительная реорганизация» и «принудительная ликвидация» и им подобные, да и в специальной литературе

подобное можно встретить нередко. Так, например, Статья 38 Федерального закона «О защите конкуренции» названа не иначе как «Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход».

Принудительная реорганизация осуществляется в целях:

— прекращения нарушений законодательства о банках и банковской деятельности;

— обеспечения исполнения требований закона о приведении организационно-правовой формы юридического лица в соответствие с требованиями законодательства;

— пресечения ограничения конкуренцию.

В итоге нельзя однозначно назвать все задачи, которые возможно достичь с помощью реорганизации юридического лица или лиц, ведь они могут иметь экономический, правовой и даже личностный характер. Однако в большинстве случаев, реорганизация проводится с целью повышения эффективности осуществления деятельности организации. В итоге условия можно разделить на соблюдение установленной процедуры и требований законодательства, и на соблюдение и обеспечение долговых обязательств перед бюджетом и кредиторами.

2.2. Порядок реорганизации юридических лиц

На сегодняшний день можно выделить два вида реорганизации, а именно: добровольная, проводимая на основании решений участников, и принудительная, проводимая на основании решения суда или компетентного органа.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В регистрирующий орган по общему правилу представляются:

  1. Заявление о государственной регистрации установленной формы;
  2. Учредительные документы юридического лица, в том числе каждого возникающего в результате реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. Решение о реорганизации юридического лица;
  4. Договор, соответствующий форме реорганизации;
  5. Передаточный акт или разделительный баланс;
  6. Документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц, государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

Вынесение решения по реорганизации на общем собрании не должно содержать каких-либо нарушений, так как это может повлечь за собой отмену проведенной реорганизации. Так, например, дело N Ф08-249/99 Арбитражного суда Краснодарского края, на основании которого вынесен тезис «Использование термина «реструктуризация» недопустимо при уведомлении акционеров о реорганизации общества, поскольку способно ввести их в заблуждение относительно сути вынесенного на обсуждение собрания вопроса». Истец обратился с иском о признании недействительным ряда решений, в том числе «о реструктуризации общества». Суд кассационной инстанции установил что, используя термин «реструктуризация» в повестке дня, в то время как дело касалось реорганизации. Акционеры в установленном законом порядке не уведомлялись о вопросе, вынесенном на голосование, и тем самым были нарушены требования об уведомлении акционеров о проведении собрания, установленные статьей 52 Федерального закона «Об акционерных обществах». Таким образом, председатель собрания нарушил процедуру проведения собрания и права участников общества. Поскольку решение о реорганизации общества существенно затрагивает интересы акционеров иск о признании недействительным данного решения и решения о внесении соответствующих изменений в учредительные документы был удовлетворен.

Согласно статье 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его правопреемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется, соответственно, при реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция — определить то, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников.

При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.

Передаточный и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В определенных законом случаях, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов. Например, слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 3 млрд. рублей осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Антимонопольный орган также уведомляется в течение 45 дней со дня государственной регистрации о слиянии и присоединении некоммерческих организаций, если в состав их участников входит не менее двух коммерческих организаций; о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов превышает 2 млн. рублей.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (например, «Вестник государственной регистрации»). В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описании порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

При начале процедуры реорганизации юридического лица кредиторы приобретают право требования досрочного исполнения обязательств со стороны реорганизуемой организации. Однако кредиторы могут потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательств такого лица только по тем правам, требованиям по которым возникли у них до опубликования уведомления о реорганизации.

В случае, если кредитор не обратился к реорганизуемому юридическому лицу за исполнением перед ним долговых обязательств в установленный срок, то он имеет право обратиться за исполнением такого обязательства к другому юридическому лицу, которое приобрело бремя долговых обязательств в порядке универсального правопреемства.

После принятия решения о начале проведения процедуры реорганизации, с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, налоговый орган принимает решение о том проводить ли выездную проверку реорганизуемого юридического лица, за какой период и по каким налогам. То есть, проведение проверки не является обязательной процедурой. Однако её проведение может избавить правопреемника от возможных нежелательных последствий, которые могут быть выявлены в течение следующих 3 лет.

Учитывая, что в силу статьи 50 Налогового Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником, с момента завершения реорганизации процессуальные документы по продолжающейся проверке оформляются в отношении правопреемника. Например, требования о представлении документов (информации), решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, акт налоговой проверки и др. оформляются на правопреемника с указанием после наименования лица, в отношении которого проводится (проведена) выездная налоговая проверка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы НК РФ не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.

Согласно Налоговому Кодексу налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

На основании сказанного можно сделать вывод, что проведение налоговой проверки юридического лица, уведомившего о начале процедуры реорганизации, является стандартной, хоть и необязательной, процедурой, в ходе которой изучаются все необходимые соответствующие документы юридического лица, в пределах действующего законодательства Российской Федерации.

Форма основного документа зависит от формы проводимой реорганизации. Так, например, при слиянии основными документами являются: договор о слиянии, устав или учредительный договор общества, создаваемого в результате слияния, передаточный акт каждой ликвидируемой организации; при присоединении — договор о присоединении и передаточный акт каждой присоединяемой организации; при разделении — решение о разделении и создании новых обществ, разделительный баланс; при выделении — решение о выделении и создании нового общества, разделительный баланс; при преобразовании — решение о преобразовании, передаточный акт.

Также, в зависимости от формы реорганизации меняется и правопреемник. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Дата утверждения передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявлении ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведении инвентаризации имущества и обязательств и др.).

С юридической точки зрения, для большинства форм реорганизации процедура выглядит, примерно, одинаковой, несмотря на абсолютно различные результаты.

В зависимости от формы проводимой реорганизации, ее можно считать завершенной при наличии следующих признаков:

  • Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.
  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
  • Реорганизация юридического лица в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
  • Реорганизация юридического лица в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
  • Реорганизация юридического лица в форме присоединения- с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

То есть, в любом случае реорганизация считается завершенной после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, устанавливающей и закрепляющей окончание процесса реорганизации.

Единственной общей чертой для всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам. Реорганизация осуществляется в строго установленном законом порядке, поэтому правопреемство наступает только при наличии предусмотренного законом состава юридических фактов. Отсутствие при этом, хотя бы, одного из элементов не позволит завершить процедуру реорганизации, а значит, не произойдет изменений субъектного состава правоотношений с участием реорганизуемых юридических лиц.

Правопреемство характеризуется как универсальное, поскольку передаются как вещи, имущественные и исключительные права, так и имущественные обязанности. Однако в литературе высказано и иное мнение: универсальное правопреемство имеет место при всех формах реорганизации, кроме выделения. В последнем случае, происходит сингулярное правопреемство, так как реорганизованное юридическое лицо сохраняет за собой часть прав и обязанностей, а выделяемой организации может быть передана определенная совокупность прав. Однако именно правопреемство является единственной общей чертой для всех форм реорганизации. Объем же прав, обязанностей и т.д., переходящих к юридическому лицу в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, всегда различен. Также правопреемник юридического лица, прекратившего свое существование в результате проведения реорганизации, несет ответственность перед налоговыми органами по соответствующим обязательствам юридического лица. Риск возможной ответственности действует лишь в течение 3 лет с момента проведения реорганизации.

При анализе статистики ФНС можно увидеть, что по состоянию на 1 января 2014 года в ЕГРЮЛ зарегистрировано 73.325 организаций образованных в результате реорганизации (в данную статистику не входят юридические лица, прекратившие свою деятельность) и 389.891 организацией, которые были ликвидированы в результате реорганизации. Данные статистические берут начало с 1 июля 2002 года, так, как до этой даты единый государственный реестр юридических лиц попросту не существовал. Полноценной картины данная статистика не дает, поскольку в ней присутствуют только юридические лица, ведущие свою деятельность на отчетную дату. Однако если сравнивать количество юридических лиц прекративших свое существование в результате реорганизации (389.891) и в результате ликвидации (655.897), то можно сделать вывод, что реорганизация является крайне часто используемой процедурой.

Если проанализировать статистические данные непосредственно за 2013 год, то можно увидеть интересную тенденцию, а возможно и закономерность. Число юридических лиц, зарегистрированных в результате реорганизации равно 6.623, в то время как число юридических лиц прекративших свою деятельность в результате реорганизации составляет уже 43.585. То есть, юридических лиц прекративших свое существование в результате реорганизации, почти в семь раз больше, чем созданных. Из представленных статистических данных можно сделать однозначный вывод о том, что наиболее часто используемой формой реорганизации является присоединение.

В итоге процесс реорганизации выглядит разносторонне, в зависимости от формы проводимой реорганизации, но в целом несложно обобщается. После принятия о проведении реорганизации и вынесения соответствующего решения об этом, вносится запись в ЕГРЮЛ. Далее проходит уведомление кредиторов, и при необходимости различных органов, проводится инвентаризация, с последующим составлением промежуточной бухгалтерской отчетности и, в зависимости от формы реорганизации, передаточного акта или разделительного баланса, равно как и иных внутренних документов организации, либо организаций. После соблюдения всей необходимой процедуры осуществляется государственная регистрация реорганизации.


Страницы:   1   2   3   4