Меню Услуги

Реорганизация юридических лиц в законодательстве Российской Федерации

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие реорганизации юридических лиц в законодательстве РФ, история формирования данного института в России, сравнение его с законодательством других стран
  • 1.1. История развития института реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве, сравнение его с законодательством других стран
  • 1.2. Понятие и виды форм реорганизации юридических лиц в российском законодательстве
  • Глава 2. Регулирование реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве
  • 2.1. Задачи и цели реорганизации юридических лиц в гражданском обороте
  • 2.2. Порядок реорганизации юридических лиц
  • 2.3. Особый порядок реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм
  • Глава 3. Проблемы правового регулирования реорганизации юридических лиц в российском законодательстве и пути их решения
  • 3.1. Проблемы правового регулирования реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве
  • 3.2. Проблемы правового регулирования реорганизации юридических лиц на практике
  • Заключение
  • Список нормативных правовых актов и литературы (источников)

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что юридические лица всегда занимали особое место среди субъектов гражданского права. Регулирование правового положения данного института в российском гражданском законодательстве постоянно находится в развитии.

В процессе развития данного института российский законодатель использует все самое ценное созданное в русском дореволюционном законодательстве, советском законодательстве, законодательстве зарубежных стран.

Реорганизация юридических лиц одна из самых необходимых процедур в деятельности юридических лиц.

Необходимость проведения реорганизации может быть различной, как экономической, так и юридической. Экономическое развитие страны зачастую подталкивает юридические лица к проведению их реорганизации в различных формах, что естественно требует обновления данного института в российском гражданском законодательстве.

Основными проблемами в ходе реорганизации юридических лиц являются вопросы правопреемства, отношения с другими юридическими лицами в процессе исполнения договорных обязательств, а также вопросы, связанные с отказом в проведении реорганизации.

При этом, они тесно соотносятся со всеми аспектами деятельности любого юридического лица, от общих положений и налогообложения, до более специфических: лицензирование, вхождение в саморегулируемые организации и прочее.

Цель данной работы, сделать на основе действующего законодательства и судебной практики выводы о сути реорганизации юридических лиц, выявить и проанализировать недостатки в законодательстве и практике, а также внести предложения по их решению.

Задача данной работы:

  • Изучить понятие реорганизации юридических лиц в российском гражданском законодательстве, историю развития данного института, сравнить его с законодательством других стран.
  • Проанализировать и систематизировать практику реорганизации юридических лиц;
  • Проанализировать судебную практику по делам о реорганизации юридических лиц;
  • Выявить проблемы, возникающие в процессе проведения реорганизации юридических лиц;
  • Обосновать необходимые предложения по решению выявленных проблем.

Объектом исследования данной работы является реорганизация юридических лиц в целом.

Предмет исследования данной работы является реорганизация юридических лиц по действующему гражданскому российскому законодательству

Методологической базой исследования является система общенаучных (логический, сравнительный, правовой, методы системного анализа, развития от абстрактного к конкретному) и частнонаучных методов (сравнительно-правовой, историко-правовой и другие общепринятые в правовой науке методы).

Степень разработанности темы данного исследования все еще требует развития.

В последние годы по проблемам правового регулирования института реорганизации юридических лиц появилось много работ, но необходимых выводов по решению возникающих проблем на уровне законодательных инициатив соответствующих современным сложившимся обстоятельствам, по моему мнению, сделано недостаточно. Новые нормы находили свое закрепление, но не в таком количестве и качестве, как следовало бы. В настоящее время реорганизация юридических лиц, в целом, получила необходимое правовое обеспечение, но проблемы по-прежнему существуют.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Арбитражного Суда и Верховного суда Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.

Теоретическую основу исследования составляют материалы, отраженные в трудах отечественных ученых по вопросам гражданского права.

Практическую базу исследования составляют: анализ постановлений Высшего Арбитражного и Верховного Судов Российской Федерации, решений и постановления арбитражных судов, официальные статистические данные

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты направлены на совершенствование российского гражданского законодательства в вопросах реорганизации юридических лиц.

Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при подготовке соответствующих нормативных актов.

Структура дипломной работы  состоит из: введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы (источников).

Введение: во введении обосновывается актуальность работы, определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.

Первая глава: — «Понятие реорганизации юридических лиц в законодательстве Российской Федерации, история развития данного института в России, сравнение его с законодательством других стран» раскрывает понятие, сущность, признаки, систему и формы реорганизации юридических лиц в России; рассматривает процесс становления института реорганизации юридических лиц в России, проводит сравнение данного института с аналогичным институтом в законодательстве других стран.

Вторая глава: — «Регулирование реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве» рассматривает условия, задачи и процедура реорганизации юридических лиц, а также особенности реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Третья глава: В данной главе — «Проблемы правового регулирования реорганизации юридических лиц в российском гражданском законодательстве и пути их решения» выявлены теоретические и практические проблемы правового регулирования реорганизации юридических лиц в Российской Федерации, и предложены пути их решения.

В заключении сформулированы выводы и предложения по совершенствованию данного института в российском законодательстве.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 1. Понятие реорганизации юридических лиц в законодательстве РФ, история формирования данного института в России, сравнение его с законодательством других стран

1.1 История развития института реорганизации юридических лиц в российском гражданском праве, сравнение его с законодательством других стран

Для российского законодательства институт реорганизации юридических лиц в настоящее время является довольно свежим правовым веянием. Однако в законодательстве поздней Российской Империи существовало немало норм, посвящённых гражданско-правовой деятельности юридических лиц, или, как их тогда называли, «корпоративных образований». Такие образования представляли собой «объединения лиц», созданные как для получения прибыли, так и для осуществления других, несвязанных с извлечением прибыли целей.

Сложность вызывала процедура прекращения существования юридического лица, так как данный вопрос должен был определяться в первую очередь в уставе юридического лица. А нормы, издаваемые государством, скорее, дополняли уставы юридических лиц.

Единственными формами реорганизации, полноценно прописанными в законодательстве в действовавшем тогда законодательстве, были слияние и присоединение. Тогда слияние рассматривалось как разновидность присоединения.

Российский Торговый Устав не предполагал понятия «реорганизация», а прекращения юридического существования организаций предполагалось только в формате ликвидации.

Предпосылки для возникновения законодательно закрепленного института реорганизации, в существующем тогда праве, возникли только со временем, при значительном развитии капиталистических отношений. Тогда утвердилась «общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке». Первым способом реорганизации, который полноценно сформировался в отечественном законодательстве, становится слияние. Присоединение, при этом, всё ещё рассматривалось как его разновидность.

Один из первых российских примеров объединения компаний — «учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798г». 8 июля 1799 г. Павел I пожаловал компании привилегии и новые правила, которые объявляли, что «компания сия не вновь учреждается, но составляется из двух существующих пред сим частных компаний Голикова с Шелиховою и Мыльникова с товарищами».

В годы «Новой Экономической Политики» (НЭП) в Советском Союзе институт реорганизации ещё продолжал некоторое развитие, но это развитие было недолгим, и не достаточно плодотворным.

Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. Содержала ряд оснований и способов прекращения существования юридического лица, однако реорганизации» в их числе всё так же не было. Однако, в то же время, п. «б» ст. 364 первого Гражданского кодекса Советской Республики предполагал, как основание прекращения существования акционерного общества (подчеркиваю – исключительно акционерного общества), слияние с другим юридическим лицом. В отношении иных организационно-правовых форм, рассматривая их прекращение, ГК РСФСР 1922 г. абсолютно не упоминает реорганизацию.

ГК РСФСР 1922 года не имел общих норм о прекращении юридических лиц, поэтому данная сфера, в первую очередь, регулировалась специальными актами о прекращении юридических лиц конкретных видов и организационно-правовых форм.

В 1927 году было принято «Положение об акционерных обществах», где как основания прекращения юридического лица закреплялось: слияние в одно общество и присоединение одного общества к другому; разделение на два и более общества; преобразование.

Положение «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении» от 15 июня 1927 года предусматривало два варианта реорганизации кооперативов — слияние и разделение, однако никак не регламентировало процедуру и механизм их проведения.

В то время как вопросы реорганизации юридических лиц уже находили своё закрепление в международно-правовых актах, советская действительность не позволяла найти им использование внутри страны.

Как полноценный правовой институт, реорганизация впервые находит своё закрепление в ГК РСФСР 1964 г., где вопросам реорганизации посвящено лишь 3 статьи, причём довольно короткие (ст. 37, 38 и 39). Согласно ГК РСФСР 1964 года, реорганизация могла осуществляться в трех формах: слияния, разделения и присоединения. Полноценное их регулирование приходилось находить в актах принятых до вступления в силу данной редакции ГК.

В 1990 году принимаются Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совета Министров РФ от 25 декабря 1990 года, утвердившее Положение «об акционерных обществах». В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» впервые были сформулированы все формы реорганизации — слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование (п. 1 ст. 37).

Следующим актом, включающим в себя положения регулирующие реорганизацию, были «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31 мая 1991 года.

С началом периода приватизации государственные предприятия бы преобразованы в акционерные общества (АО), а их акции распределялись среди коллектива данных предприятий на льготных условиях. Предполагалось, что простые рабочие смогут воспользоваться возможностью стать акционером предприятия, на благо которого они трудились в годы советской эпохи. Однако, на практике, этим в первую очередь, воспользовались лица заработавшие стартовый капитал сомнительными способами, и государственные служащие определенного ранга, которые в итоге скупали акции за бесценок. В том числе были использованы такие неприятные методы, как подделка документов, злоупотребление доверием людей, нажим и шантаж, подача всевозможных исков в суды, реорганизация предприятий, силовые захваты, физическое давление. На стороне защиты подобных предприятий тогда выступал административный ресурс, который в реалиях новой России осуществлял свои функции с точностью до наоборот.

До принятия ГК РФ 1994 года было довольно сложно говорить о законодательном регулировании процесса реорганизации юридических лиц, хотя это было необходимо. В процессе развития института реорганизации мы мало ориентировались на зарубежное законодательство, что неправильно.

В зарубежном праве существуют различные классификации юридических лиц:: право ФРГ предусматривает частные и публичные учреждения, союзы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью; во Франции предусмотрены союзы и акционерные (анонимные) общества; в Англии – юридические лица, инкорпорированные на основе акта парламента (либо королевской хартии),компании с ограниченной и неограниченной ответственностью; в США – корпорации, имеющие или не имеющие целью извлечение прибыли, а также различного рода правительственные корпорации.

Исходя из этого, существуют различные формы реорганизации. Например, в законодательстве США некоторое подобие слияния и объединения можно увидеть при объединении двух и более корпораций в единую, либо на базе одной из них либо при создании новой корпорации.

Институт «Conversion» в законодательстве ряда штатов США является ничем иным как аналогом российского преобразования предприятий. Любое юридическое лицо может преобразоваться в корпорацию. Подробно анализ института реорганизации в зарубежном законодательстве изложен в приложении.

1.2. Понятие и виды форм реорганизации юридических лиц в российском законодательстве

Общие положения о реорганизации юридических лиц и её процедуре изложены в статьях 57—60 ГК РФ. Также ГК содержит ряд требований по реорганизации отдельных юридических лиц отдельных организационно-правовых форм: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др. В ГК РФ нет специальной отсылки к законам, определяющим особенности их реорганизации. В то же время ГК РФ дает отсылки на ряд законов и прочих нормативно-правовых актов, содержащих положения о различных юридических лицах с определенной организационно-правовой формой. Так, например, есть ссылки на следующие нормативно-правовые акты: ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О производственных кооперативах». В итоге, неясно какие нормы следует считать общими, а какие специальными.

Действующее законодательство никак не формулирует понятие и сущностные признаки реорганизации юридических лиц. В настоящее время всё ещё нет единого подхода к определению реорганизации и в правовой теории.

Определений и подходов к реорганизации юридических лиц масса, поэтому имеет смысл привести мнения различных авторов различных этапов развития данного института на территории Российской Федерации, ведь в ранние этапы исследователи больше полагались на опыт западных стран, чем сейчас, что придает их подходам большую объективность с точки зрения общепринятых в различных странах норм.

По мнению Е.А. Суханова, реорганизация юридических лиц есть их прекращение, влекущее за собой соответствующий порядок правопреемства.

Н.И. Клейн предлагает считать реорганизацию, как процедуру организационных мероприятий, в результате которых изменяется субъектный состав рынка. Это можно интерпретировать как факт того, что на рынке появляются одни организации и прекращают свою деятельность другие.

По мнению М.И. Кулагина, реорганизация юридических лиц является одной из правовых форм, в которой облекается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран.

Некоторые авторы отождествляют природу реорганизации с природой ликвидации юридических лиц.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По мнению М.И. Брагинского, реорганизация означает прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей другому юридическому лицу, либо юридическим лицам.

По мнению В.С. Мартемьянова, реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде без прекращения его непосредственной деятельности и передачи имущества на основе правопреемства.

Кирилловых А.А. дает характеристику с двух точек зрения. С юридической точки зрения, реорганизация юридического лица представляет собой процедуру изменения правовых характеристик юридического лица, смену его правового статуса. С экономической точки зрения, реорганизация — это преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией при сохранении основных средств и производственного потенциала предприятия.

Витрянский В.В. дает наиболее полное, развернутое и исчерпывающее определение: «Реорганизация — прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась».

Из приведенных выше определений различных авторов можно сделать вывод, что реорганизация зачастую понимается как процесс прекращения юридических существования лиц при соблюдении условия универсального правопреемства. Однако более чем очевидно, что прекращение существования юридического лица не является конечной целью проведения реорганизации. За исключением, правда, отдельных случаев, которые, зачастую преследуют за собой не совсем законные цели.

Коровайко А.В. дает довольно индивидуальное определение реорганизации — «реорганизация, представляется способом консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица на основе их субъективных интересов, иногда отличных от целей реорганизуемого субъекта как такового, в противоположность господствующему мнению о реорганизации как о способе оптимизации бизнеса путем перераспределения имущества».

Подобную трактовку можно считать более чем обоснованной и полной, так как она находит своё закрепление теория фикции, которая нашла поддержку у таких видных дореволюционных русских цивилистов как Ф.Савиньи, Д.И. Мейером, Г.Ф. Шершеневич и многими другими. В соответствии с данной концепцией, юридическое лицо представляло собой бестелесное, вымышленное образование, которое создано с помощью его законодательного закрепления для достижения определенной юридической цели. Таким образом, юридическое лицо представляет собой реально не существующую конструкцию, созданную законодателем. Юридическое лицо, как фикция, не может обладать правами и дееспособностью, так как оно является лишь вымышленным понятием, а в обороте участвует через представителей.

В результате развития теории фикции была выдвинута теория целевого имущества, в соответствии с которой субъективные права и обязанности могут принадлежать как конкретному субъекту, так и служить определенной цели (объекту). При втором варианте субъект права вообще не требуется, поскольку его роль выполняет обособленное с этой целью имущество. Еще одним вариантом теории фикции стала теория интереса, в соответствии с которой права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды. Их общий интерес олицетворяет юридическое лицо.

Часть 2 статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляет данную теорию законодательно, устанавливая, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения, то есть ключевым элементом являются физические лица.

При анализе самой сущности реорганизации следует обратить особое внимание на роль участников юридического лица в процессе самой реорганизации.

Как пример, А.А. Карлин указывал, что следует отличать прекращение внутренних отношений между товарищами от прекращения внешних отношений товарищества с третьими лицами. И те и другие могут прекращаться в разное время и при различных условиях. Так, внутренние отношения между товарищами прекращаются сразу по наступлению факта прекращения товарищества. Отношения с третьими лицами же сохраняются во все этапы ликвидации товарищества.

Таким образом, можно выделить 2 различных сферы правоотношений юридического лица при реорганизации – внутреннюю и внешнюю. Внутренняя, которая охватывает отношения внутри общества, а внешняя охватывающая отношения с иными субъектами права вне юридического лица.

В таком случае, реорганизацию, с содержательной стороны, имеет смысл охарактеризовать не иначе как способом консолидации имущества юридического лица между участниками этого юридического лица, либо другими участниками гражданского оборота, которые в итоге станут участниками этого самого юридического лица.

Если точку зрения сменить на формально-юридическую, то реорганизация — это процесс, в котором происходит перемена лиц в обязательствах в порядке универсального правопреемства.

Юридически значимыми признаками реорганизации являются:

  • универсальное правопреемство вновь возникших юридических лиц, включающее передачу имущественных и неимущественных прав и обязанностей;
  • изменение размера уставного капитала и состава участников реорганизуемого юридического лица, за исключением реорганизации в форме преобразования;
  • учреждение вновь образуемых юридических лиц, являющихся правопреемниками, не самим реорганизуемым юридическим лицом, а его участниками, вследствие чего возникает полная автономия новообразованного общества, то есть никаких связей с изначальным реорганизуемым юридическим лицом.

В соответствии со статьей 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Интересный подход предлагает Г.С. Шапкина, которая выступает с точкой зрения о необходимости объединения всех 5 способов реорганизации юридического лица в три группы.

Первая — укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких юридических лиц создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение.

Вторая — разукрупнение юридического лица, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества) создается одно или несколько новых обществ.

В связи с тем, что при преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица, оно значительно отличается от прочих форм реорганизации, и поэтому занимает в этом институте особое место. Личное мое мнение, что преобразование, хоть и отличается от иных форм реорганизации, но это отличие не настолько огромно, чтобы реорганизация могла занимать особое место.

Основания для проведения реорганизации, с точки зрения волеизъявления участников, можно разделить на 3 разновидности:

1)Добровольные – на основании решения участников, собственника, либо уполномоченного на то органа;

2)Принудительные – на основании решения компетентного государственного органа;

3)Вынужденные – на основании изменения действующего законодательства (как элементарный пример — этим может являться отмена какой-то либо из организационно-правовых форм).

В.Д. Рузанова, изучая институт реорганизации юридических лиц в зарубежном праве, утверждал, что реорганизация, несмотря на различия в терминологиях, способах проведения, процедурах и особенностях в различных странах может быть трех видов:

1) Слияние, в котором две и более организации сливаются в одну;

2) Поглощение, где одна и более компании присоединяются к одной, уже заранее существующей;

3) Разделение, где юридическое лицо разделяется на две и более организации.

Иногда данную систему расширяют иными формами реорганизации, например выделением, которое предусматривает создание нового юридического лица с передачей части имущества от компании, в результате реорганизации которая новое юридическое лицо и начинает своё существование.

В настоящее время ГК РФ предусматривает 5 форм реорганизации юридического лица, суть которых регулируется как ГК РФ, так и специальными законами, которые посвящены отдельным формам юридических лиц.

Слияние предполагает прекращение существования в двух и более организаций, в процессе реорганизации, и дальнейший переход их материальных и нематериальных прав и обязанностей к новообразованному юридическому лицу.

Присоединение предполагает прекращение существования организации, и дальнейший переход его материальных и нематериальных прав и обязанностей к другому заранее существовавшему юридическому лицу, к которому происходит «присоединение».

Разделение предполагает прекращение существования юридического лица, и дальнейшее распределение его материальных и нематериальных прав и обязанностей между новообразованными организациями.

Выделение предполагает сохранение юридического лица-донора, с созданием одного и более новых юридических лиц, к которым переходит заранее определенная часть прав и обязанностей организации, проходящей реорганизацию в данной форме.

Преобразование юридического лица предполагает изменение организационно-правовой формы реорганизуемой организации, с переходом её материальных и нематериальных прав и обязанностей новообразованной организации. С фактической точки зрения (де-факто) права и обязанности реорганизуемого юридического лица просто сохраняются, но с юридической точки зрения (де-юре) это уже будет новая организация, к которой в порядке правопреемства переходят все права и обязанности юридического лица подвергшегося реорганизации в данной форме.

При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их основе образуется новое юридическое лицо, которое будет их законным правопреемником. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое, и вновь образованное юридическое лицо также становится их правопреемником в полном объеме. При преобразовании юридическое лицо перестает существовать, перенося свою юридическую личность на новую организацию, к которой и переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица. При разделении и выделении права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят, хотя и в порядке универсального правопреемства, но в соответствии с разделительным балансом, т.е. переходит лишь соответствующая часть прав и обязанностей.

В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

1) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

2) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

3) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

В итоге, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что при проведении реорганизации, в зависимости от её формы, можно разделить всё на 3 варианта сценария:

1)Происходит прекращение существовавшего юридического лица (присоединение);

2)Происходит создание нового юридического лица (выделение);

3)Происходит прекращение одного и более юридических лиц с созданием одного и более юридических лиц (преобразование, слияние, разделение)

Однако есть случаи, которые не подпадают под устоявшуюся классификацию форм реорганизации юридических лиц. Например, в случае перехода части каких-либо прав и обязанностей одной заранее существовавшей организации к другой, также заранее существовавшей. В данном случае получается некий комплекс, состоящий из выделения и присоединения.

Как пример – прекращение существования юридического лица, с дальнейшим переходом его прав и обязанностей, в порядке универсального правопреемства, между 2 и более заранее существовавшими юридическими лицами. В данном случае мы видим уже комплексную форму реорганизации, состоящую из разделения и присоединения. Однако, одновременно с этим, подобные процедуры не являются чем-то новым и уникальным, они вполне зарекомендовали себя с точки зрения приносимой ими пользы в гражданском обороте и ведении деятельности юридическими лицами. С точки зрения законодательства они ничуть не нарушают установленную суть и порядок реорганизации, и вполне соответствуют действующим нормам права. Возможно, допустимо будет сказать, что установленные формы реорганизации, в данных процедурах, были использованы как база, и соответствующе развиты.

Как считает ряд специалистов, преобразование является типичным вариантом универсального транслятивного правопреемства.

Как указывает Б.Б. Черепахин, правопреемство называется транслятивным, когда оно производно от приобретения субъективного права или гражданско-правовой обязанности, «новое» правоотношение возникает потому, что существовало первоначальное правоотношение.

Несмотря на то, что преобразование предполагает всего лишь смену одной формы юридического лица на другую его организационно-правовую форму, проведение единовременно иных форм реорганизации недопустимо. В любом случае, и в начале, и в конце процедура реорганизации, будет существовать исключительно одно юридическое лицо, и не более. Как пример, таким образом нельзя начать процедура реорганизации двух обществ с ограниченной ответственностью в одно открытое акционерное общество.

Также действующее законодательство не позволяет проводить преобразование коммерческих юридических лиц в некоммерческие организации, а общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества в товарищества.

Действующее законодательство широко раскрывает вариативность и возможность реорганизации различных товариществ, обществ и кооперативов, однако, что касается, государственных и муниципальных юридических лиц, то тут в законодательстве нет четкого закрепления, и данный вопрос все ещё остается открытым.

Реорганизацию можно считать свершившейся и завершенной только после того, как была осуществлена государственная регистрация новообразованного юридического лица с новой организационно-правовой формой.

В итоге можно увидеть, что помимо имеющегося в законодательстве перечня форм реорганизации, порядка их проведения и их же характеристик, также имеется ряд подходов к охарактеризованию их правовой природы. Всего на сегодняшний день мы имеем пять форм реорганизации (присоединение, разделение, выделение, слияние и преобразование). Помимо стандартных классификаций, были приведены и ряд наработок различных авторов, которые в итоге позволяют разбирать суть и процесс реорганизации самой по себе и отдельных её форм более детально и объективно. Наиболее оптимальным определением реорганизации можно считать «реорганизация — это изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание или прекращение одного и более юридических лиц».


Страницы:   1   2   3   4