Меню Услуги

Роль промышленных кластеров в развитии малого и среднего предпринимательства в Италии. Часть 2.

Страницы:   1   2   3


1.3. Преимущества создания промышленных кластеров для малого и среднего предпринимательства

Хозяйственная интеграция малого предпринимательства на основе формирования промышленных кластеров в последнее время получает всё большее признание за счёт доказанной эффективности взаимодействия предприятий в рамках кластеров. Эта тенденция прослеживается как в России, где поддержка кластерной организации является важнейшей составляющей государственной политики государства, так и за рубежом, где малое и среднее предпринимательство уже на протяжении многих лет является двигателем экономики.

Интеграция малого и среднего бизнеса в кластеры обладает рядом существенных преимуществ. Во-первых, это относительно низкая стоимость управленческой надстройки, поскольку лимитированные размеры производства способствуют осуществлению контроля без значительных затрат.

Во-вторых, непосредственное участие самих предпринимателей в координационном совете кластера наряду с представителями органов власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений и т.д., позволяет малым предприятиям использовать эффект масштаба внутренней и внешней экономик и достигать высокого уровня развития межфирменной кооперации, которая становится исключительно важной для формирования инновационно активной промышленной политики в регионе.

Кроме того, к числу преимуществ следует отнести следующие аспекты: активизация инновационной деятельности субъектов за счёт накопления знаний в кластере и передачи знаний, расширение экспорта субъектами за счёт совместных маркетинговых программ, а также организационной поддержки экспортёров региона, привлечение инвестиций, прозрачность информации об интенсивности спроса, потребительских предпочтениях и др. Кластеры повышают производительность фирм за счёт следующих факторов: эффективной специализации и разделения труда; эффекта масштаба, например, при покупке сырья или проведении совместных маркетинговых исследований; доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации; бизнес-услуг; совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг др.

В международной практике существуют следующие основные формы стимулирования малых и средних предприятий в рамках кластерных промышленных систем:

  • прямое финансирование (займы, субсидии), достигающие 50% расходов, направленных на создание новой продукции и технологий (США, Франция и др.);
  • облегчение налогообложения для предприятий, функционирующих в инновационной сфере, в т. ч. исключение из налогооблагаемых сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (Япония);
  • гарантия защиты авторских прав и интеллектуальной собственности на законодательном уровне;
  • предоставление ссуд, в том числе беспроцентных (Швеция);
  • целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);
  • создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
  • безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
  • снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);
  • отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
  • бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия);
  • государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (Японии);
  • программы поиска и привлечения иностранных талантливых специалистов включающие ускоренное оформление им виз, представление стипендий для обучения и улучшение условий проживания (Япония, США, Австралия).

Важно отметить способы привлечения МСП в кластеры. Анализ трудов российских и зарубежных учёных показывает, что формирование промышленных кластеров может быть осуществлено тремя основными путями: централизованным, рыночным и смешанным.

Централизованное формирование кластеров предполагает их возникновение за счёт воздействия определённых действий со стороны государства, т.е. инициатива исходит от органов власти. Под рыночным формированием кластеров понимается их самоорганизация, формирование в результате рыночных изменений или исторического развития того или иного региона, т.е. инициаторами выступают предприниматели. Смешанный вариант предполагает параллельное применение двух вышеуказанных способов.

Создание кластерных промышленных структур – это тот инструмент, который позволяет компаниям в условиях нестабильности и насыщенности рынка оставаться конкурентоспособными. Так, малые предприятия в результате грамотной кооперации могут стать важной составляющей крупных предприятий, поскольку обладают существенными достоинствами – рыночной гибкостью, динамизмом и инновационным потенциалом, что является важным фактором повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства. Крупные предприятия, в свою очередь, могут стимулировать спрос на продукцию, выпускаемую МСП, и как следствие активное производство породит экономический рост. Таким образом, прослеживается взаимозависимость и взаимопомощь.

Мотивы, побуждающие промышленные организации ко вхождению в кластер, можно рассмотреть с точки зрения того, что любое предприятие, помимо основной цели – повышения прибыли, стремится повысить и свою результативность как за счет повышения эффективности, так и за счет снижения затрат. В свою очередь, для каждого аспекта деятельности необходимо выделить эффекты, рассмотренные в таблице 3.

Таблица 3. Основные эффекты при повышении результативности в результате образования промышленных кластеров

Цель Посредством чего достигается
Повышение результативности • Взаимодействие промышленных структур
Повышение эффективности • Выход на новые рынки

• Упрощённый доступ к финансированию

• Совместные научно-исследовательские разработки

• Распределение рисков через совместную деятельность

Снижение затрат • Адекватная конкуренция

• Общие издержки

• Ускоренная модернизации

 

Таким образом, при интеграции малых, средних и крупных промышленных организаций появляется экономия от масштаба в результате консолидации затрачиваемых ресурсов (производственные фонды, инвестиционные средства, трудовые ресурсы, квалифицированный управленческий, научный, производственный персонал). Вследствие этого данные операции приводят к повышению результативности деятельности промышленных структур в результате экономии затрат и увеличения эффективности.

Согласно опросу Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий, проводимому среди 34 самых продуктивных европейских кластеров, состав большинства кластеров определяется наличием малых и средний предприятий (таблица 4).

Таблица 4. Категории фирм в зависимости от их размера, превалирующие в кластерах

Размер фирмы Количество кластеров
Превалирование малого и среднего бизнеса 19
Сочетание фирм разных размеров 12
Превалирование крупного бизнеса 3

 

Это может быть объяснено интенсивной вертикальной дезинтеграцией фирм-участниц кластера, что даёт местному рынку возможность реализации деятельности со стороны специализированных и, зачастую, мелких субподрядчиков, как и предоставляет высокий уровень предпринимательской активности во многих кластерах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Тем не менее, некоторые достоинства данного экономического процесса могут обернуться в противоположную сторону для потребителей, государства или других участников рынка. Потому важно также понимать вероятные негативные последствия от взаимодействия, к которым относятся:

1) создание взаимной зависимости (трудности на одном предприятии оказывают негативное влияние на другие предприятия);

2) точный отбор взаимодополняемых предприятий, при совместной деятельности которых имел бы место максимальный синергетический эффект;

3) завышенная оценка ожидаемого синергетического эффекта от промышленного объединения;

4) обеспечение этих предприятий реальными и финансовыми инвестиционными ресурсами;

5) снижение конкурентоспособности (гарантия того, что какую–либо услугу или вид продукции создаст одна промышленная организация для другого может расслабить руководство промышленного объединения и тем самым снизить стремление к совершенствованию этой услуги или продукции);

6) обеспечение постоянного и строгого контроля за деятельностью промышленного объединения.

Доказанный экономический эффект кластера – снижение трансакционных издержек, эффект масштаба, перераспределение производства, снижение барьеров выхода на различные рынки. Для администрации региона деятельность кластера также сказывается положительно – увеличивается объём сбора налогов, рост занятости, повышение благосостояния населения.

Создание кластера предприятий можно объединить в пять основных этапов:

  1. мотивация потенциальных участников,
  2. разработка общей стратегии,
  3. разработка и внедрение пилотных проектов,
  4. разработка стратегических проектов,
  5. стадия саморегуляции.

На первой стадии происходит изучение рынка и региональных особенностей, состава экономических субъектов. Также на этом этапе осуществляется ряд действий, направленных на выявление схожих проблем, которые испытывают МСП, на достижение понимания преимуществ кластерной кооперации, а также на формирование группы сторонников, желающих объединить свои деловые усилия. В общем виде, на данном этапе предусматривается начало взаимодействия бизнеса и органов власти, проведение масштабных мероприятий для заинтересованных лиц, поддержка.

Вторая стадия начинается, как только заинтересованные субъекты МСП готовы приступить к совместной деятельности. Начинается разработка генеральной стратегии кластера, предполагающая анализ общих проблем и возможностей, формирование рабочего плана и структуры связей входящих в кластер организаций. Особенно важное значение на данном этапе имеет достижение консенсуса, взаимопонимания в отношении целей и задач совместной деятельности, выраженные как качественными, так и количественными показателями. Особой сложностью на данном этапе создания кластера является достижение договорённости между предпринимателями по формированию его активов.

Далее начинается отработка технологии взаимодействия внутри образованного кластера. Под этим подразумевается возможная совместная закупка сырья, организация выставок или проведение ярмарок, подготовка общего каталога продукции и т.п. Важность данного этапа заключается в доказательстве эффективности кластера, а также в мотивации организаций формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.

Успешная работа над первыми совместными проектами способствует дальнейшему развитию и укреплению взаимоотношений между предприятиями и организациями в рамках кластера, что ведёт к разработке проектов, носящих стратегический характер. На этой стадии происходит дальнейшее усиление объединения ресурсов, внедрение технологий.

Последний пятый этап характеризуется достижением необходимого уровня самостоятельности и достижением поставленных задач. Кластер успешно функционирует, финансовая поддержка со стороны государства всё менее выражена.

Другим возможным вариантом функционирования малого и среднего бизнеса в рамках промышленного кластера является его хозяйственная интеграция с крупными предприятиями. Являясь частью производственной системы крупного предприятия, малый и средний будет обеспечен не только необходимой информацией, связями и пр., но и заказами, достаточными для успешного функционирования предприятий.

Таким образом, главное, на что нацелены кластеры – это возможность для малого бизнеса и для региона развиваться активно. Для малых и средних предприятий кластер – это возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 – 10 лет и более. Формирование промышленных кластеров, в частности путём интеграции малого и среднего предпринимательства, обладает значительными экономическими и социальными последствиями, благоприятно сказывающимися на регионе и всём государстве, достигается больший эффект и рост производительности, в отличие от результатов деятельности компаний, ведущий свою деятельность самостоятельно.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ В ИТАЛИИ

2.1. Роль и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Италии

Исторически сложилось, что малое и среднее предпринимательство (МСП) в Итальянской республике формирует основу развития экономики страны, являющиеся наиболее динамичной и гибкой её частью. МСП определяет темпы экономического роста государства, структуру и качество валового национального продукта, способствует инновационному развитию, социальной интеграции, предоставлению рабочих мест и т.п., а также помогает сформировать конкурентную среду и благоприятный климат для притока инвестиций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Следует отметить, что в Европе малые и средние фирмы представляют 99% всех предприятий в ЕС, обеспечивая занятостью 67,4% экономически занятого населения и производя 58% валовой добавленной стоимости. Критерии классификации малого и среднего бизнеса в Италии подчиняются критериям Европейской Комиссии, изложенных в таблице 5:

Таблица 5. Критерии определения малого и среднего предпринимательства в Европе

Категория фирмы (Company category) Кол-во персонала (Staff headcount)   Оборот (Turnover)   Балансовый итог (Balance sheet total)
Средняя < 250 и ≤ € 50 млн. или ≤ € 43 млн.
Малая < 50 и ≤ € 10 млн. или ≤ € 10 млн.
Микро < 10 и ≤ € 2 млн. или ≤ € 2 млн.

 

Согласно отчёту Национального института статистики Италии, опубликованному в декабре 2015 года и основанному на данных за 2013 год, было зарегистрировано 4 094,5 тыс. фирм, относящихся к категории микро-фирм, 178,7 тыс. фирм, относящихся к категории малых фирм, и 20,9 тыс. фирм, относящихся к категории средних фирм. Итого количество фирм, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет 4 294 099 единиц. Микро-фирмы предоставляют рабочие места для 47,4% работников, в то время как в малых и средних предприятиях трудятся 32,9% работников от общего экономически активного населения Италии.

Таким образом, в Италии микро, малый и средний бизнес составляет 99% от общего количества организаций (коих 4 297 482). Специфика такого явления может быть объяснена тем, что широко распространены «семейные» предприятия, относящие к категории микро- и малых фирм.

По данным итальянского рейтингового агентства Cerved, в 2016 году общий доход малых и средних фирм составил 852 млрд. евро, показатель добавленной стоимости составил 196 млрд. евро (что равно 12% ВВП страны).

Однако несмотря на такие высокие показатели распространённости именно такого бизнеса, имеется и ряд недостатков, как с государственной, так и с рыночной стороны.

Одной из главных проблем малых и средних предприятий является недостаток финансирования. Отсутствие свободных денежных средств препятствует развитию сети распространения продукции, проведению рекламных кампаний, что способствовало бы повышению узнаваемости бренда и привлечению новых потребителей. Получение кредита не является выходом из сложившийся ситуации. Во-первых, страна испытывает банковский кризис. Во-вторых, по данным доклада “Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency”, выпущенный Всемирным банком в 2016 году, Италия занимает 101 место из 189 возможных по лёгкости получения кредита. Это можно быть объяснено следующим: низкая оценка законов о банкротстве и обеспеченности займов, а также невысокой оценкой работы кредитных организаций.

Ещё одной проблемой является сильная конкуренция со стороны Китая и других стран Юго-Восточной Азии, обладающие дешёвой рабочей силой. Компании этого региона производят продукцию, аналогичную итальянской, однако продажа продукции осуществляется по значительно более низкой цене. Азиатские компании попросту занимаются плагиатом итальянских товаров, и предприниматели вынуждены постоянно мониторить потребительских рынок на объект подделок.

Помимо вышеперечисленного, серьёзной проблемой для предпринимателей в Италии является строгая система налогообложения, предполагающая достаточно высокие налоговые ставки. Однако следует отметить, что в стране проводится налоговая реформа, направленная на смягчение налогового бремени для предпринимателей.

Несмотря на перечисленные проблемы, международный рейтинг Doing Business присудил Италии 50 место из 189 возможных по общей простоте ведения бизнеса (63 место – по простоте процедуры регистрации и начала ведения бизнеса). Кроме того, соблюдение европейских стандартов при производстве, лейбл «Made in Italy», высокое качество конечной продукции и продуманный дизайн позволяют спросу на товар оставаться стабильно высоким.

Малый и средний бизнес в Италии довольно хорошо организован. стоит отметить, что практически каждый субъект является членом какой-либо ассоциации или союза. В стране активно работает Конфедерация промышленников (Confindustria), отстаивающая интересы на внешних рынках и способствующая развитию более 150 тыс. предприятий всех размеров, около 90% которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Помимо существенной поддержки, оказываемой профсоюзами и ассоциациями, малый и средний бизнес получает импульс для развития со стороны государства. Во-первых, законодательно установлены нормы, регламентирующие поддержку МСП. К числу рычагов помощи относятся граны и льготное кредитование на приобретение оборудования, стимулирование экспорта, поддержка инновационного бизнеса, а также получили широкое распространение программы поддержки молодых предпринимателей.

Стратегия государства в отношении развития малого и среднего предпринимательства, определяемая рядом правовых актов, направлена на достижение следующих задач:

  • содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
  • поддержка развития НИОКР и распространению новых технологий;
  • повышение конкурентоспособности продукции МСП на международном рынке;
  • содействие интернационализации МСП Италии;
  • помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.

В перспективах у итальянского правительства и дальше активно поддерживать малый и средний бизнес, поскольку именно эти субъекты экономики способны положительно воздействовать на благосостояние страны в целом.

Основными перспективными путями развития малого и среднего бизнеса в Италии являются накопление навыков и человеческого капитала, повышение инновационного потенциала и интернационализация деятельности. Развитие новых технологий требует от бизнеса повышения уровня образованности и знаний среди рабочей силы.

Кроме того, государство намерено активно способствовать малому и среднему бизнесу в отношении выхода на новые рынки. Италия является страной, в которой большая доля от общего объёма экспорта приходится на МСБ. Однако для осуществления экспортной деятельности необходимо поддерживать качество продукции на высоком уровне, что требует значительных капиталовложений. Со стороны государства необходимо принять меры в банковской системы, облегчая получение кредитов малыми и средними субъектами экономики.

Отличительной особенностью развития малого и среднего бизнеса в Италии является его организация в кластеры на основе образования промышленных округов, что рассмотрено в следующей главе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Итальянский опыт формирования промышленных округов

В рамках рассматриваемой темы кластеризации, особо интересной кажется итальянский опыт промышленных округов. Как в отношении теории промышленных кластеров, так и промышленных округов в частности, существует множество концепций и определений, однако идея промышленных округов базируется на трудах А. Маршалла, а также раскрывается в работах итальянских экономистов, в том числе Дж. Бекаттини и Ф. Сфорци.

Активное развитие малого и среднего бизнеса в Италии приходится на 60-е годы прошлого столетия в период «экономического бума», а также после кризиса 1973 – 1974 гг., которое было вызвано резким ростом мировых цен на энергоносители. Помимо создания и формирования малых и средних предприятий, в то же время шло и формальное образование промышленных округов. В этот период было замечено, что «сгустки» малых и средних предприятий, не смотря на жёсткую конкуренцию со стороны крупных компаний, оказались способны не только успешно поддерживать работу своих предприятий, но и увеличивать свою конкурентоспособность.

В настоящее время самым полным и точным определением понятия «промышленный округ» считается определение, зафиксированное е федеральном законе Италии. Промышленные округа определяются как «зоны, территориально близко расположенные, характеризующиеся высокой концентрацией малых и средних предприятий, обладающих особо выраженными отношениями между предприятиями и населением, проживающим в этой области, а также имеющие производственную специализацию».

Иными словами, промышленный округ можно трактовать как исторически сложившиеся территориальные зоны, где наблюдается высокая концентрация малых и средних предприятий с выраженной производственной специализацией. Являясь вариантом промышленного кластера, итальянский промышленный округ обладает более выраженным характерным взаимодействием сообществом людей и исторической особенностью, что позволяет считать ПО не только промышленным, но и социокультурным объединением.

До 90-х годов прошлого столетия промышленные округа в Италии были лишь частично упомянуты в федеральных и региональных законодательных актах. Федеральный закон №317, официально идентифицирующий промышленные округа, вступил в силу в 1991 г. В этом законе помимо определения термина «промышленный округ» также определены базовые меры поддержки.

Дальнейшее официальное законодательное утверждение промышленных округов было осуществлено посредством Министерского декрета от 21.04.1993 (при определении промышленного округа за основу берутся «местные трудовые системы (sistemi locali del lavoro)» — понятие, введённое в рамках разработки Национального института статистики Италии), в котором установлены 5 критерием для территорий, определяемых как промышленные округа:

  • «местная трудовая система» должна характеризоваться превалирующим число занятых в обрабатывающей промышленности, а также высоким показателем плотности размещения предприятий, относящихся к данной отрасли:
    • доля занятых в предприятиях обрабатывающей промышленности должна превышать соответствующий общенациональный показатель на 30%;
    • отношение числа местных промышленных предприятий к числу местных жителей должно быть выше среднего общенационального показателя;
  • «местная трудовая система» должна обладать высокой степенью специализации на определённой (профильной) отрасли обрабатывающей промышленности – отношение числа занятых в этой отрасли к общей численности занятых на предприятиях обрабатывающей промышленности в рамках одной «местной трудовой системы» должно превышать аналогичный общенациональный показатель на 30%;
  • в структуре профильной отрасли должно иметь место абсолютное преобладание малых и средних предприятий (более 50% всех занятых на предприятиях «системы»).

Однако следует отметить, что рождение промышленных округов произошло задолго до XX века. Ещё в XVI веке ремесленники, специализирующиеся на производстве продукции аналогичного типа, начали концентрироваться на определённых территориях, что позже начало приобретать черты и сильные стороны промышленных округов. Итальянские промышленные округа создавались в тех регионах, где тому способствовало наличие развитой инфраструктуры, способной обеспечить предприятиям одного профиля тесную производственную кооперацию, поддержку со стороны местных органов власти, доступ к необходимой рабочей силе и т.п.

Феномен промышленных округов вызвал неподдельный интерес в научных кругах, которые заметили в их развитии возможность экономического для ряда государств, при чём речь идёт не только о традиционных отраслях (лёгкая и пищевая промышленность, мелкосерийное производство), но и об инновационной сфере.

Согласно сведениям за 2015 год, предоставленным в 2016 году научно-исследовательским центром банковской группы «Интеза Санпаоло», на территории Италии было зарегистрировано 149 промышленных округов, объединяя около 60 000 предприятий и обеспечивая общий оборот в приблизительно 560 000 млн. евро. К сведению, в 2015 г. ВВП Италии составил 1 645 439,4 млн. евро. Таким образом, деятельность предприятий, входящих в промышленные округа, обеспечило около 34% национальной экономики, при этом обеспечивая 25,3% национального экспорта. Число малых и средних фирм, интегрированных в промышленные округа, достигает 4/5 всех окружных фирм.

Крупные итальянские компании, обладающие признанными торговыми марками, выносят часть своих производственных мощностей в уже существующие промышленные округа или предпринимают попытки создания новых ПО с целью производства инновационных продуктов и технологий, чему способствует укрепление сети субподрядчиков в тех зонах, где уже присутствует определённая производственная специализация. Таким образом, образуется общая производственная конъюнктура, также зачастую создаются специальные учреждения по подготовке кадров, НИИ, университеты. Такая обстановка оказывается выгодной для всех: предприятиям легче устанавливать контакты с упомянутыми учреждениями, существует предпринимательская уверенность.

Рассмотрим процесс образования промышленных округов. В настоящее время большинство вопросов о деятельности промышленных округов относятся к компетенции областных органов власти. Они действуют исходя из «Планов социально-экономического развития», которые принимаются на три года и каждый год пересматриваются. Далее, на основе указанных планов составляются соглашения с органами местного самоуправления. Создаются такие зачастую рамочные соглашения и проекты с целью поиска наиболее рационального и эффективного использования факторов производства на определённой территории.

После признания органом местного самоуправления существование промышленного округа на определённой территории, следующим шагом является создание профильного коллегиального органа – Комитета округов, представляющих и защищающий интересы ПО перед региональными органами власти. Этот Комитет включает в себя представителей данного промышленного округа и местных органов самоуправления, а также рабочие группы, которые решают конкретные задачи. Кроме перечисленных участников в Комитет также могут входить профсоюзы и иные объединения. К основным задачам, относящимся к компетенции Комитета, относятся проработка программ развития промышленных округов, соблюдение сроков и деталей выполнения инвестиционных проектов, анализ возможных совершенствований эффективности работы и способов повышения экономического роста в данной области.

Важную роль на начальном этапе становления промышленных округов сыграл Закон №79 от 16.03.1999 «О мерах по либерализации рынка электроэнергии», который предоставляет «крупным потребителям» и объединениям предприятий, территориально находящимся в пределах одной/соседний коммун и потребляющих электроэнергию в объёме выше 30 ГВт/ч, право на покупку электроэнергии непосредственно как у итальянской, так и зарубежной компании. По оценкам Конфедерации итальянских промышленников экономия от закупок электроэнергии, осуществлённых по прямым договорам поставки, объединениями предприятий составила 20-25 млн. долл.

Благодаря активной государственной поддержке промышленных округов, на в зонах их расположения создаётся благоприятная среда для функционирования всех экономический субъектов, в особенности для малых и средних предприятий.

К основным мерам государственной поддержки ПО можно отнести следующее:

  • облегчение процесса достижения договорённостей между предприятиями, общественными организациями и представителями разных уровней власти и министерств по вопросу отдельных обязанностей (например, в отношении распределения государственных инвестиций);
  • на первоначальном этапе поддержка стратегии «низкий риск – быстрая окупаемость»: сначала совместными усилиями предприятий достигаются небольшие, но значимые результаты. В дальнейшем по мере развития промокруга и успеха деятельности предприятий компании переходят на деятельность, обладающую более высокой степенью риска и долгосрочной перспективой;
  • определение рыночных ниш и недостатков: процесс, с помощью которого государство выявляет, например, дефицит каких-либо товаров общественного потребления или отсутствие координации деятельности определённого промышленного округа. Это позволяет выделить области деятельности, обладающие потенциалом для плодотворного сотрудничества государственного и частного сектора, или между самими предприятиями;
  • облегчение доступа к земельным участкам и строительству: государство принимает меры по снижению уровня инвестиционного риска предприятий, осуществляющих денежные вложения в промышленную недвижимость, поскольку малый и средний бизнес обладает трудностями в получении доступа к такой недвижимости или сталкивается со сложностями регистрации;
  • содействие созданию образовательных учреждений и ассоциаций поставщиков и др., наряду с другими формами инициатив объединений предприятий, возможных благодаря их непосредственной близости друг к другу;
  • обеспечение доступа к специализированной инфраструктуре, системам коммуникации и транспортному сообщению;
  • распространение информации о промышленных округах и их преимуществах среди бизнес-сообществ с целью привлечения инвестиций;
  • осуществление инвестиций в наиболее слабые составляющие промышленного округа (например, в недостающие звенья в цепи местных поставщиков);
  • помощь в оценке промышленных инициатив в полной мере. Это направлено на оценку прогресса деятельности промышленного округа и своевременное устранение недостатков рабочего процесса и др.

Таким образом, очевидно, что государство создаёт механизм, поддерживающий образование промышленных округов и их дальнейшее функционирование. Государство выступает как гарант успеха реализации кластерной политики. Малым и средним предприятиям осуществляется значительная поддержка по основным направлениям производственной деятельности, что помогает им развиваться.

 


Страницы:   1   2   3