Меню Услуги

Роль промышленных кластеров в развитии малого и среднего предпринимательства в Италии

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНОЙ КООПЕРАЦИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • 1.1. Сущность концепции промышленных кластеров
  • 1.2. Особенности формирования промышленных кластеров на современном этапе
  • 1.3. Преимущества создания промышленных кластеров для малого и среднего предпринимательства
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ В ИТАЛИИ
  • 2.1. Роль и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Италии
  • 2.2. Итальянский опыт формирования промышленных округов
  • 2.3. Российская практика внедрения итальянской модели «промышленных округов» на территории РФ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия тема деятельности кластеров вызывает неподдельный интерес со стороны экономистов, предприятий и органов государственного управления во многих странах и регионах. Важнейшими обстоятельствами, определяющими достижение и удержание первенства над конкурентами, становятся не только инновации и интеллектуальный капитал, но и координация взаимодействий между предприятиями, что приводит к созданию благоприятных условий по организации сетевых структур – кластеров.

Актуальность работы обусловлена тем, что в конце XX века кластеры были признаны важным инструментом стимулирования производительности и инновационной деятельности предприятий, формирования новых фирм, а также развития экономики региона.

В странах Европы и США субъекты малого и среднего предпринимательства являются двигателем экономического роста государств и роста благосостояния населения. Как показывает российская практика, развитие экономики базируется на деятельности крупных предприятий, в основном представляющих нефтегазовый и обрабатывающий сектора.

Малый и средний бизнес способствует росту эффективности деятельности крупных компаний. Кроме того, высоко социальное значение малого бизнеса, так как у населения появляется возможность реализовать себя, что способствует снижению социальной напряжённости и смягчению проблемы безработицы. Субъекты малого и среднего предпринимательства способны быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры, тем самым ослабляя негативное влияние на экономику страны в целом.

Однако субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях жёсткой конкуренции сложно выйти на рынок, занять достойные позиции, и ещё сложнее противостоять конкуренции со стороны крупнейших компаний. Доказанная эффективность кластерной организации предприятий, обусловленная синергетическим эффектом между взаимодействующими компаниями, способствовала распространению теории кластеров по всему миру и применению в различных отраслях. Организация кластеров способна оказать позитивное влияние не только на сами предприятия-участники, но и на регион в целом.

Объектом работы выступают малые и средние предприятия, функционирующие в рамках промышленного кластера.

Предмет работы – роль и экономический эффект как результат кластерной кооперации малых и средних предприятий в Италии и России.

Целью работы является анализ деятельности промышленных кластеров и их роль для деятельности МСП.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить процессы формирования и особенности промышленных кластеров;
  • рассмотреть основные мотивы кластерной кооперации МСП и экономические результаты этого процесса;
  • охарактеризовать роль и особенности деятельности малого и среднего бизнеса в Италии и России;
  • изучить феномен «итальянских промышленных округов»;
  • проанализировать российскую практику осуществления кластерной политики и внедрения итальянской модели промышленных округов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В качестве теоретической базы исследования были использованы научные труды таких российских авторов как М. Ю. Хлынин, Ю. В. Вертакова, Е. Ю. Шацкая и др. Кроме того, проводился анализ трудов таких зарубежных авторов, как А. Маршалл, М. Портер, М. Дж. Энрайт, Дж. Бекаттини, Ф. Сфорци и др. Были использованы статистические данные таких организаций, как Ассоциация кластеров и технопарков, РОССТАТ, ISTAT, World Economic Forum, Confindustria, Intesa San Paolo и др.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНОЙ КООПЕРАЦИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Сущность концепции промышленных кластеров

Тематика промышленных кластеров заинтересовала научные круги ещё в конце XIX века. А. Маршалл при исследовании групповых форм городского расселения в Великобритании пришёл к заключению о связи между производительностью предприятий и их территориальной концентрацией. Вывод заключается в том, что единая производственная специализация способствует не менее эффективному развитию скоплению малых предприятий, чем это удаётся крупным фирмам. Этот феномен получил название «локализованные отрасли (localized industries)».

Большой вклад в развитии теории о промышленных кластерах внёс М. Портер. Считается, что именно он ввёл в экономическую теорию понятие «кластер». Согласно его определению, под кластером понимается географическая концентрация взаимосвязанных компаний и учреждений, работающих в одной отрасли. М. Портер подчеркивает, что географическая близость конкурирующих фирм может быть выгодной в связи с несколькими факторами:

  • доступ к специализированным факторам производства и рабочей силы: наличие в данной местности необходимых ресурсов, производства оборудования, бизнес-услуг, квалифицированных кадров и т.д., а также доступ к специализированным организациям и общественным благам: программы обучения кадров, стимулирующая политика местных властей, доступ к центрам трансферта технологий и т.д.;
  • высокая инновационная активность фирм: члены кластера постоянно взаимодействуют и перенимают новейшие разработки друг друга;
  • доступ к специфическим знаниям и компетенциям: в кластерах накапливаются обширные сведения по технологиям производства, маркетингу и другие специализированные знания;
  • взаимодополняемость фирм: различные услуги в рамках одного технологического цикла (например, транспорт, утилизация отходов и т.д.), или в рамках инновационного цикла (университеты – научные организации – частные компании);
  • высокая скорость коммерциализации знаний благодаря соответствующей поддержке местных властей, наличию опытных кадров и т.д.

Концепция промышленных кластеров была приспособлена к промышленным комплексам и приобрела пространственно-географическое содержание в работах М. Энрайта[4]. Учёный считает, что именно на региональном уровне формируется конкурентоспособность страны в целом, где главную роль играют исторические предпосылки развития территории, разнообразие культур ведения бизнеса, концентрация специфических компетенций и многое другое. На основе анализа группировок промышленных предприятий Италии, Германии и Японии, автор пришёл к выводу, что конкурентные преимущества развития фирм формируются в большинстве случаев на региональном уровне и оказываются под влиянием окружающей среды. Данные преимущества возникают на основе:

  • общности экономико-географического положения, которое определяет (по М. Енрайту) приближённость предприятий к менее дорогостоящим видам энергии, сырья и узловых систем связи и коммуникаций;
  • общей сильной научной школы, благодаря которой создаются и распространяются инновации, а предприятия кластера обеспечиваются квалифицированной рабочей силой;
  • высокодифференцированного спроса на продукцию, вызванному развитием производственных технологий и приближённостью к потенциальным потребителям;
  • формирования жёсткой конкуренции между фирмами одной специализации;
  • развития родственных производств и объектов рыночной инфраструктуры, благодаря которым реализуются маркетинговые стратегии предприятий, предоставляются коммерческие и банковские услуги, обеспечивается консалтинг, лизинг, франчайзинг, инжиниринг, мерчандайзинг, аутсорсинг и иные виды обслуживания производственного процесса.

Также в развитии теории концепции промышленных кластеров важную роль сыграл С. Розенфельд, обращая внимание на роль линий связи между предприятиями, определяя их как важный элемент, входящий в кластер. Наряду с пространственными границами, в которых располагаются взаимодействующие предприятия, Розенфельд учитывает необходимость наличия линий для производственных контактов, общения и обмена информацией между предприятиями. Свой вклад в развитие кластерной концепции внесли также П. Маскелл и М. Лоренцен, отметив, что основным фактором образования кластера в регионе является построение правил отношений между предприятиями, основанных на принципе доверительных отношений.

В приложении А изложены разнообразные определения понятия «кластер», предложенные как зарубежными, так и отечественными учёными, а также влиятельными международными организациями.

Однако следует отметить, что кластер представляет собой не только несколько взаимосвязанных предприятий, работающих в одной отрасли и расположенных неподалёку друг от друга. Кластер является синергией, динамично развивающейся сетью взаимоотношений не только между предприятиями-участницами кластера, но и государством, образовательными центрами и другими поддерживающими организациями.

Промышленные кластеры обладают рядом признаков: географическое скопление предприятий, организаций, общественных и образовательных институтов, которые объединены горизонтальными и вертикальными связями; взаимодополняемость субъектов рынка; производство основного товара; присутствие внутренней конкуренции и кооперации; развитость сотрудничества и между организациями-участницами кластера; партнёрство организаций и государственных органов; единая инфраструктура и институциональная среда; взаимодействие с единым научно-образовательным центром.

Исходя из вышеперечисленных признаков, а также изученной литературы, можно изобразить следующий состав кластеров в общем виде (рис. 1):

Рис. 1 – Состав кластера в общем виде

 

1.2. Особенности формирования промышленных кластеров на современном этапе

В настоящее время формирование промышленных кластеров превратилось в основной вид организационно-экономического строения экономики того или иного региона. Финансовый кризис 2008 года, негативно сказавшийся практически на всех странах мира, показал, что выживание компаний во многом зависит от установления и развития надёжных отношений с компаниями-партнёрами, а также интеграции их бизнес-процессов на региональном уровне.

Важность формирования промышленных кластеров обусловлена их значимой ролью как в отношении малого и среднего бизнеса, так и для экономики государства в целом.

Во-первых, кластеры способствуют повышению конкурентоспособности компаний-участниц и, как следствие экономики региона в целом. Это в свою очередь положительно сказывается на притоке как национальных, так и иностранных инвестиций в регион. Таким образом, появляются средства на дальнейшую модернизацию производств, развитие прилегающих территорий и инфраструктур, что повышает производительность предприятий. В таком случае, в условиях активной производственной и торговой деятельности, государство получает больше отчислений в бюджет в виде налоговых сборов. Стоит отметить и тот факт, что население становится более заинтересованным в реализации такого проекта, поскольку существует возможность получения стабильного заработка, работы в комфортных условиях и, как следствие, повышение своего благосостояния.

В частности, для малого и среднего бизнеса кластеры предоставляют возможность активного развития и необходимой информации, которая в XXI веке является важнейшим стратегическим ресурсом и основой процесса управления.

Таким образом, кластеры играют важную роль для обеспечения социально-экономического развития как на уровне бизнеса, так и в целом на региональном и государственном уровне.

Успех реализации плана по формированию кластера зависит от нескольких факторов: качество инфраструктуры (дорожно-транспортное сообщение, электроснабжение, коммуникации и т.д.), институциональная структура (правовая система участвующих субъектов, прозрачность операций и др.), государственная поддержка (в сфере налогообложения, финансирования и т.п.). Кроме того, важную роль играет и единство целей предприятий-участников, поскольку именно совместные усилия в области научных разработок, обеспечения необходимыми ресурсами и производства могут обеспечить необходимый положительный экономический и социальный эффект формирования и функционирования кластера.

По данным за 2015 год, в число пяти стран с наиболее развитыми кластерами входили следующие государства: Франция (96 кластеров), Индия (106 кластеров), Великобритания (168 кластеров), Италия (206 кластеров) и США (380 кластеров).

Формирование кластеров – сложный и поэтапный процесс, который предполагает чёткое определение целей и возможностей построения кластера, разработку кластерной структуры с учётом возможностей самой кооперации и производственных возможностей предприятий, организацию взаимодействия кластера с внешними структурами.

Кластерное формирование возможно под влиянием ряда факторов, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Факторы формирования промышленных кластеров

Группа факторов Пояснение
Производственные — Доступность природных и трудовых ресурсов;

— Развитая транспортная и инженерная инфраструктура;

— Научно-технический и научно- исследовательский потенциал предприятий.

Финансовые — Эффективность банковской системы;

— Развитость системы поддержки инициатив на основе грантов и субсидирования.

Организационно-управленческие — Правовая основа (национальные и региональные законы, подзаконные акты, регулирующие промышленную деятельность);

— Административная, налогово- бюджетная, кредитно- денежная политика региональных и муниципальных органов власти;

— Система государственного регулирования процессов промышленного производства.

Экономические — Благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

— Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;

— Специализированный спрос на продукцию или услуги предприятий.

Политические — Политическая обстановка в стране;

— Политика властей на различных уровнях по отношению к инициативам объединения в кластеры;

— Частно-государственное партнёрство.

 

Процесс кластерного образования происходит при соблюдении двух важных условий. Во-первых, перспектива создания кластера должна быть привлекательной как для представителей власти на федеральном уровне, так и на уровне региональном, поскольку обе стороны имеют достаточно полномочий в правовой, финансовой и административной сферах для успешного утверждения кластера. Во-вторых, к данному процессу необходимо привлечь общественность в лице представителей производственных и общественных организаций, населения и др., так как именно они составляют фундамент эффективной работы кластера и его дальнейшее развитие.

При формировании кластеров более эффективная и сбалансированная деятельность может быть достигнута, если в работу включены следующие группы участников:

  1. «Движущие силы кластера» — предприятия, занимающиеся производством основной конечной продукцией. Эти предприятия отличаются высоким инновационным потенциалом, мотивацией к развитию кластера, экономической устойчивостью и конкурентоспособностью;
  2. «Предприятия поддержки» — производители и/или поставщики средств производства (сырьё, комплектующие и т.д.) и средств труда (машины и оборудование, инструменты и т.д.);
  3. «Обеспечивающие организации» — к числу этих организаций относятся финансовые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, бизнес-инкубаторы и др.

Помимо внутренней организации кластера важную роль играет его взаимодействие со средой. Внутренняя среда включает движущие силы кластера, предприятия поддержки и обеспечивающие организации. Внешнюю микросреду формируют элементы инфраструктуры, непосредственно не взаимодействующие с участниками кластера, но оказывающие на них огромное влияние (органы государственной власти, СМИ). Ко внешней макросреде относятся факторы, влияющие на формирование и дальнейшее функционирование кластера (см. табл. 1).

Как уже утверждалось, государство играет важную роль при формировании и дальнейшем функционировании кластера. Основными направлениями государственной поддержки промышленных кластеров являются:

  • Предоставление регионам субсидий для реализации мероприятий в рамках программ развития кластеров;
  • Корректировка действующих и разрабатываемых федеральных целевых программ в соответствии с программами развития кластеров;
  • Создание необходимой инфраструктуры, институтов поддержки (например, центры поддержки экспорта, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства и т.д.);
  • Привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития кластеров;
  • Привлечение к участию в кластерах крупных компаний с государственным участием и др.

Любому кластеру свойственны определённые стадии развития, которые могут быть различными по продолжительности и динамике. Согласно разработке экспертов Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий, выделяется шесть основных стадий модели жизненного цикла «идеального» регионального (территориального) кластера:

  1. Появление фирм-пионеров, основанное на использовании специфических знаниях и навыков производства, применимых к определённой местности;
  2. Создание сети поставщиков и сервисных фирм, а также специализированного рынка труда;
  3. Создание новых поддерживающих предприятий;
  4. Привлечение в кластер новых фирм, квалифицированной рабочей силы, а также создание благоприятного климата для открытия новых местных компаний;
  5. Создание нерыночных отношенческих активов, которые бы усилили распространение информации, знаний и инноваций в рамках кластера;
  6. Упадок кластера вследствие исчерпания внутреннего инновационного потенциала и закрытости для внешних новшеств.

Таким образом, можно проследить внутреннюю логику процесса функционирования кластера, которая позволяет выделить наиболее общие стадии его развития. В этой связи, можно сформулировать 4 стадии жизненного цикла кластера: 1. зарождение, 2. рост, 3. зрелость, 4. упадок или возрождение (рис. 2).

Рис. 2 – Стадии жизненного цикла кластера.

 

Первая стадия жизненного цикла характеризуется активной организационной деятельностью, мотивацией партнёров, а также поиску наилучших способов кооперации. Во время стадии роста достигаются начальные кластерные результаты, а стадия роста подразумевает под собой достижение полных кластерных эффектов и поставленных показателей эффективностей. Далее происходит либо исчезновение кластера ввиду его несостоятельности осуществления дальнейших действия или исчерпания ресурсов, либо новый этап его развития – дальнейший рост.

Ежегодно Всемирный экономический форум публикует «Отчёт о глобальной конкурентоспособности». Частью «индекса глобальной конкурентоспособности» является и показатель уровня кластерного развития в той или иной стране, отображающий «насколько распространены и развиты кластеры (географические концентрации фирм, поставщиков, производителей родственных продуктов и услуг, а также специализированных учреждений в определённой сфере). При расчёте этого показателя даётся оценка географической концентрации фирм на территориях кластеров и иных локальных производственных систем, наличие специализированных учреждений, способствующих кооперации, а также значимость кластеров для государства; значение показателя варьируется от 1 до 7.

Ниже в таблице 2 приведены данные по некоторым странам:

Таблица 2. Уровень кластерного развития некоторых государств

Страна Ранг Значение показателя
США 1 5,6
ОАЭ 2 5,4
Тайвань, Китай 3 5,4
Германия 4 5,4
Италия 5 5,4
Япония 8 5,2
Российская Федерация 95 3,4
Молдавия 138 2,3

 

Исходя из данных таблицы, видно, что лидер в области кластерного развития является США. Италия входит в топ-5 развитых стран в отношении кластеров. Наша страна – на 95 месте, и заключает список стран, исследуемых Всемирным экономическим форумом, Молдавия, заняв 138 место.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В рамках менеджмента интересно обратить внимание на организационную структуру управления кластерами.

Исходя из международного опыта, можно выделить три наиболее распространённых организационных типов кластеров: специализированный, матричный и система «одного окна».

Специализированная структура управления кластерами (рис. 3) предполагает участие уполномоченного министерства, которое принимает решения, концентрирует и распределяет ресурсы. Ведущую роль в кластерной политики будет играть то министерство, которое напрямую зависит от направленности политики, поскольку оно обладает определёнными необходимыми инструментами, находящимися в их непосредственном распоряжении. Кооперация министерства и специализированных организаций по развитию кластеров происходит при содействии агентств, которые зачастую выступают также в качестве экспертных органов, выполняющих функции мониторинга и оценки. Такая структура встречается в кластерах Канады, Кореи и других странах.

Рис. 3 — Специализированный тип организационной структуры.

 

В матричную структуру (рис. 4) вовлечены несколько министерств и их агентства. Зачастую, наблюдается специализация министерских ветвей (инновации, малый бизнес и т.д.). В сущности, такая структура может рассматриваться как расширенная версия специализированной структуры, но характеризуется большей гибкостью. Межведомственная координация остаётся, при этом их вопросы передаются на решение уровню специализированных агентств. Такая структура является наиболее распространённой и применяется на практике в таких странах как, например, Япония, Голландия и Норвегия.

Рис. 4 – Матричный тип организационной структуры.

 

Система «одного окна» (рис. 5) предполагает, что такие агентства «одного окна», выступающие как межминистерские организации, занимаются планированием, финансирование и выполнением определённых функций. В рамках такой структуры организации по развитию кластеров взаимодействуют только с одним агентством. Это способствует сокращению операционных и трансакционных издержек и повышению эффективности взаимодействия разных структур. Такой тип структуры управления кластерами широко распространён во Франции, США и др.

В российской практике можно выделить два основных типа структур управления кластерами: создание совета кластера и создание центра кластерного развития в регионе.

Рис. 5 – Система «одного окна».

 

Первый тип основывается на создании коллегиального органа управления, осуществляющего стратегическое управление, и в котором принимают участие представители региональных органов власти и участники кластера. Решения, принимаемые советом, исполняются подчинённой управляющей компанией кластера или его секретариатом. Второй тип управленческой структуры характеризуется созданием организации по управлению кластером, которая подчиняется региональным органам власти и финансируется средствами из регионального бюджета. Существует и практика сочетания двух типов структур.

На примере кластеров Госкорпорации «Росатом» рассмотрим структуру управления первого типа (рис. 6). Данная структура включает в себя исполнительное и консультационное звенья. Стратегическое управление осуществляется Советом кластера, осуществляющим свою деятельность на федеральном уровне и создаваемый с участием представителей федеральной исполнительной власти. Секретариат кластера осуществляет оперативное управление. Экспертный совет выступает в качестве совещательного органа.

Рис. 6 – Структура управления кластерами в Госкорпорации «Росатом».

 

Для рассмотрения второго типа структуры управления, основанного на создании Центра кластерного развития, в качестве примера выбран кластер «Информационные технологии» Томской области (рис. 7). Вопросами стратегического характера занимается Центр кластерного развития. В компетенции секретариата, являющегося исполнительным звеном структуры, входит формирование рабочих групп, разработка планов и программ развития кластера, представительство его интересов во вне, формирование и управления бюджетом кластера, а также информационная функция. Институт по работе с государственными заказами осуществляет помощь в заполнении и поиске заявок на получение госзаказов, содействие в привлечении государственных заказов и лоббирование интересов, а также проведение семинаров об успешном опыте в получении госзаказов и грантов.

Рис. 7 – Структура управления кластера «Информационные технологии» Томской области.

 

Таким образом, образование промышленного кластера и его дальнейшего эффективное функционирование зависит от ряда факторов, относящихся к производственным, финансовым, организационно-управленческим, экономическим и политическим аспектам среды. Необходимо, чтобы в процесс были вовлечены и были мотивированы как компании, так и власти и общественность. Лишь продуманная кластерная политика, скоординированные действия и стратегический план смогут принести реальные экономические и социальные выгоды для всех участников кластера.


Страницы:   1   2   3