Меню Услуги

Роль промышленных кластеров в развитии малого и среднего предпринимательства в Италии. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По данным отчёта «Интеза Санпаоло», в 2015 г. предприятия, входящие в промышленные округа, продемонстрировали достижение более высоких экономических показателей, нежели предприятия, не функционирующие в рамках промышленных округ (см. табл. 7).

Таблица 7. Экономические показатели предприятий, входящих и не входящих в промышленные округа Италии в 2015 г.

Показатель Предприятия, входящие в промышленные округа Предприятия, не входящие в промышленные округа
Окупаемость инвестиций 5,3 5,2
Рентабельность капитала после налогообложения 5,3 5,0
Доля компаний-экспортёров 38,1% 27,8%
Доля компаний, товарный знак которых зарегистрирован на международном уровне 30,8% 25,1%
Получение прямых зарубежных инвестиций 29 / 100 20 / 100
Инновационность 52,9 зарегистрированных патента на каждые 100 фирм 40,3 зарегистрированных патента на каждые 100 фирм

 

Исходя из указанных выше данных следует, что в рамках промышленных округов фирмы более активны в области экспорта, регистрации товарных знаков и патентов. Кроме того, такие важные финансовые показатели, как окупаемость инвестиций и рентабельность капитала после налогообложения, также выше у фирм, входящих в промышленные округа, нежели чем у фирм, функционирующих без кластерной кооперации.

Также приведём сравнительную таблицу, отображающую изменение оборота компаний в 2008 — 2015 годах (см. табл. 8).

Таблица 8. Изменение оборота компаний за 2008 — 2015 гг., процентное изменение текущих цен, медианное значение

Данные таблицы ярко иллюстрируют, что за период 2008 – 2015 годов малые и средние фирмы, входящие в промышленные округа, достигли наиболее высоких результатов относительно роста оборота компаний. Отрицательные данные микро-компаний во многом связаны с мировым кризисом 2008 г., когда большому количеству компаний пришлось прекратить свою деятельность.

Также важным показателем, отражающим эффективности деятельности любого предприятия, является показатель рентабельности его капитала (ROE) (см. табл. 9).

В целом отслеживается, что капиталы предприятий промышленных округов эффективнее. График показывает, что самым рентабельным капиталом обладали средние фирмы, входящие в промышленные округа, иными словами эти предприятия наиболее эффективным и рациональным способом ведут бизнес, а также наиболее эффективно работают средства.

Таблица 9. Изменение рентабельности капитала предприятий за 2008 – 2015 гг., медианные значения

В качестве практического примера образование промышленного округа и развития компании в его рамках с дальнейшей интернационализацией, рассмотрим компанию Ferrero Spa. из промышленного округа Альба и Кунео по производству кондитерских изделий, которое, следует отметить, в 2016 году заняло пятое место по показателям экономического роста среди всех промышленных округов.

В начале 50-х годов прошлого столетия Альба находилась в глубоком кризисе. Экономическая структура полностью основывалась на сельском хозяйстве (показатель специализации на производстве с/х продукции достигал 70,1% по сравнению с аналогичным средним общенациональным показателем в 32,6%). Кроме того, сама структура хозяйствования была сильно фрагментирована. Помимо этих трудностей, существовало немого малых и средний предприятий, и усугубляло положение области Альба удалённость от главных автотрасс и железных дорог, ведущих к главным городам региона.

Ferrero берёт своё начало в 1946 г., когда Пьетро Ферреро, в своём небольшом кондитерском магазине в г. Альба, после долгих поисков идеальной пропорции изобрёл ореховую пасту (la pasta Gianduja). В то время продукт стоил немного: 600 лир за кг вместо 3 000 лир за кг шоколадной пасты. Успех быстро пришёл к предпринимателю и товар продавался не только в родном городе, о и в близлежащих селениях. Таким образом, появилась необходимость запустить массовое производство лакомства.

Динамика занятости на предприятии Ferrero по производству пасты изображена в таблице 10:

Таблица 10. Численность работников на предприятии Ferrero в период с 1946 г. по 2000 г.

Также активно осуществлялись инвестиции в обработку земельных участков, строительство зданий и развитие инфраструктуры, сооружений и приобретение оборудования. Таким образом, производственный потенциал завод увеличился с показателя в 624 000 тонн в год в 1976 г. до отметки в 1 300 000 тонн в год в 1995 г.

Очевидно, что такое развитие компании сказывалось положительно на регионе в целом: росла занятость населения, появлялись новые малые предприятия, поддерживающие производство компании Ferrero, происходила индустриализация региона, и кроме того отрицательная демографическая тенденция переменила своё направление. Всего за 20 лет, в период с 1951 по 1971 г. численность работников, занятых в обрабатывающей промышленности увеличилось с 1 617 до 8 020 человек, а число занятых в продовольственной сфере выросло с 549 до 4 562 человек. Во много такой рост занятости населения был обеспечен расширением компании Ferrero, несмотря на рост и развитие других сфер деятельности и предприятий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Помимо роста занятости, компания способствовала развитию сельского хозяйства, в особенности – использованию лесных орехов, выращенных в Альбе, в качестве сырья для производства пасты. Это стимулировало диверсификацию выращивания культур в первичном секторе экономики региона Пьемонте: выращивание лесных орехов выросло с объёма в 10 000 центнеров в 1938 г. до 24 000 центнеров в 1953 г. в 1961 г. показатель достиг объёма в 53 700 центнеров.

Компания также сыграла важную роль в установлении особых отношений с рабочей силой. Особое внимание уделялось сотрудникам женского пола, а также предлагались сезонные контракты на работу. Помимо этого, компания проводила, и до сих проводит, активную социальную политику. Например, компания построила «Villaggio Ferrero» — особое учреждение для работников пенсионного возраста, учредила фонд «Piera, Pietro e Giovanni Ferrero», направленный не только на предоставление социальной и санитарной помощи бывшим работникам компании, но и на проведение исследований в социальной и санитарной области как на национальном, так и на международном уровне, а также компания проводила культурные мероприятия, организованные наилучшим образом. Следует отметить, что Ferrero также способствовала росту уровня образованности населения.

В настоящее время На долю местных поставщиков факторов производства приходится 93,51% от общей суммы расходов производственного предприятия в Италии. 96% руководства нанято из местной рабочей силы. По данным на 31 августа 2016 года, группа компаний Ferrero включает в себя 86 объединённых компаний и 22 производственных предприятия, объединяя более 25 000 сотрудников. В 2015 – 2016 финансовом году оборот компании составил 10,3 млрд. евро.

2.3. Российская практика внедрения итальянской модели «промышленных округов» на территории РФ

Для организации эффективной работы производства необходимо найти оптимальную форму организации взаимодействия и управления производственными структурами. Этот вопрос обретает ещё большее значение для малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточными материальными и кадровыми ресурсами, а также необходимой информацией. Мировой экономический опыт располагает многообразием форм производственной кооперации. Как уже было рассмотрено ранее, наиболее жизнеспособным и экономически эффективным являются промышленные округа в Италии.

В настоящий момент в Российской Федерации наиболее распространенным является централизованный способ образования кластеров. По состоянию на 2016 год на территории Российской Федерации к промышленному кластеру для признания его таковым выдвигались следующие требования:

  • Не менее чем половиной участников кластера учреждена специализированная организация кластера, выполняющая функции координатора совместных проектов кластера, также должно быть заключено соглашение с субъектом РФ о создании кластера;
  • Расположение на территории одного или нескольких субъектов РФ;
  • Наличие не менее 10 промышленных предприятий, при этом не менее одно из них должно осуществлять конечное производство;
  • Создание и развитие кластера осуществляется с учётом схем пространственного развития РФ и схем территориального планирования;
  • Не менее половины промышленной продукции (конечной продукции кластера), выпускаемой каждым участником кластера, используется другими организациями-участницами;
  • Производительность труда в кластере – выше средней по субъекту РФ;
  • Наличие в кластере не менее половины всех рабочих мест, являющихся высокопроизводительными;
  • Присутствие в составе инфраструктуры кластера не менее:
    • 1 учреждения высшего профессионального образования или среднего профессионального образования;
    • 2 объектов технологической инфраструктуры;
    • 1 некоммерческой или общественной организации;
    • 1 финансовой организации.

По оценкам Ассоциации кластеров и технопарков, выручка предприятий-участников промышленных кластеров в РФ в 2016 году суммарно составила 2464 млрд. рублей, что на 5% больше, чем в 2015 году. На предприятиях за год создано не менее 40 000 рабочих мест. Ассоциация ожидает, что инвестиционные проекты, реализуемые в кластерах в рамках отраслевых программ импортозамещения, обеспечат в 2017 году заметный рост производства высокотехнологичной продукции и увеличение доли несырьевого экспорта. По оценкам Ассоциации кластеров и технопарков, сегодня в России создано и в стадии создания находятся 127 промышленных кластеров, расположенных на территории 57 субъектов РФ. Они объединяют 3 900 предприятий, 58% которых являются субъектами МСП.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развитии малого и среднего предпринимательства» создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития осуществляется на государственном уровне. Цель таких центров заключается в создании благоприятных условий для взаимодействия предприятий – участников определенных кластеров, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и общественных организаций, органов власти, инвесторов для обеспечения успешной реализации совместных проектов и дальнейшего кластерного развития.

Накопленный зарубежный опыт экономического и социального развития и успешного функционирования промышленных округов позволяет России обратить особое внимание на их сущность. Это может способствовать ускорению темпов развития РФ и, как следствие, повышению уровня благосостояния населения и укрепление позиций государства на международной арене.

В данном контексте следует отметить, что в 2002 г. по инициативе Президента РФ и Премьер-министра Италии в рамках межправительственного Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству была создана Рабочая группа по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса. В течение первых заседаний решались многие организационные моменты, а также стороны заключили, что на первых этапах в России процесс внедрения промышленных округов будет основываться на деятельности итальянских компаний, которые заинтересованы в присутствии на российском рынке. Это позволит компаниям привлекать к работе как своих итальянских субпоставщиков, так и прибегать к российским предприятиям, особенно малым и средним, для комплектации своего производства. Кроме того, реализация программы будет осуществленная и на базе существующих крупных российских предприятий, расположенных в округе с большим количеством малых и средних предприятий одной специализации. На данный момент провелось уже 25 заседаний Рабочей группы.

Также следует отметить, что промышленные округа, основанные на итальянском опыте, в России создаются с целью увеличения доли прямых итальянских инвестиций в нашу экономику и обеспечение устойчивого развития предприятий и территорий.

Внедрение модели промышленного округа в определённом регионе может послужить фактором повышения его инвестиционной привлекательности. Наиболее эффективной зоной РФ, построенной по модели итальянского промышленного округа, является Нижнекамский промышленный округ в республике Татарстан. Решение о его создании было принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2005 г., опираясь на положения Российско-Итальянского Меморандума «О взаимопонимании между правительствами РФ и Италии об образовании промышленный округов в России».

Главной целью создание этого ПО является развитие промышленного потенциала республики с привлечением значительного количества малых и средних предприятий, а также применение такого ресурса, как предпринимательская активность. Что не менее важно, Нижнекамский ПО – центр взаимовыгодной промышленной кооперации, объединяющий «округообразующее» предприятие ОАО «Нижнекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке нефтехимического сырья и полимеров в готовую продукцию, а также оказывающие услуги предприятию. Кроме производства конечной продукции, благодаря ОАО «Нижнекамскнефтехим» удастся построить интегрированную внутреннюю информационную среду, наладить обратную связь, а также ускорить процесс обмена технологиями и усовершенствования производственного процесса.

В области, где располагается ОАО «Нижнекамскнефтехим», исторически сложилась индустриальная среда. Кроме того, имеется ряд малых и средних компаний, способных взаимодействовать с округообразующим предприятием. Таким образом, в регионе существуют необходимые предпосылки его развития по итальянской модели.

В Российской Федерации каждый год рейтинговым агентство «Эксперт РА» подсчитывается инвестиционный потенциал российских регионов, который учитывает такие составляющие, как трудовая, потребительская, производственная, финансовая, институциональная, инновационная, инфраструктурная, природно-ресурсная и туристическая. Все эти факторы прямо влияют на инвестиционную привлекательность региона. Динамика этого показателя в республике Татарстан представлена в таблице 11.

Таблица 11. Инвестиционный потенциал Татарстана в период с 2006 по 2016 гг.

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Ранг 10 10 8 7 7 7 6 6 6 6 6

 

Приведённые данные свидетельствуют о том, что после внедрения модели промышленного округа в республике инвестиционный потенциал начал постепенно повышаться и на протяжении последних 5 лет стабильно держится на 6 шестом месте, оставаясь позади таких регионов, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область. Иными словами, применение модели сказалось положительно на экономической деятельности республики и способствуют её дальнейшему развитию.

На рис. 8 представлена схема организации Нижнекамского промышленного округа. Схема наглядно показывает вовлечённость предприятий в деятельность промышленного округа.

Рис. 8 — Схема организации Нижнекамского промышленного округа.

 

При создании Нижнекамского промышленного округа предусматривалось создание профильного технополиса со специализацией в области нефтехимии. Отсюда прослеживается необходимая «цепочка» взаимодействия предприятий и иных учреждений (табл. 12).

Таблица 12. «Цепочка» взаимодействия предприятий Нижнекамского промышленного округа

За первые три года функционирования промышленного округа было организовано три новых предприятия. Кроме того, было осуществлено пятикратное увеличение инвестиций в инновации малых предприятий. Выработка продукции на одного рабочего составила более 780 тысяч рублей, а темпы отгрузки продукции выросли на 128 процентов. Важно отметить, что были созданы и новые рабочие места в количестве более 1000 единиц.

Для активизации деятельности малого и среднего бизнеса в рамках промышленного округа было утверждено следующее:

  • реализация мероприятий по формированию позитивного общественного мнения в отношении значимой роли малого и среднего бизнеса социально-экономическом развитии района, пополнении местного бюджета;
  • выступление муниципалитета в качестве гаранта по предоставлению кредитов;
  • ускорение процедуры оформления земли, помещений в собственность;
  • открытие в г. Нижнекамске бизнес-инкубатора для поддержки новых предпринимательских структур;
  • упорядочение проверок налоговыми и другими контролирующими органами;
  • регулярное проведение муниципалитетом встреч с представителями малого и среднего бизнеса в целях совместного формирования путей решения проблем в этом секторе экономики.

Таким образом, образование промышленного округа сыграло важную роль в развитии деятельности малого и среднего бизнеса.

По данным на 2014 год, в промышленный округ входили 12 предприятий. Благодаря активной деятельности предприятий-участников, в округе было переработано свыше 100 тыс. тонн пластиков, а также был расширен ассортимент выпускаемой продукции.

По слова генерального директора ОАО «Нижнекамскнефтехим» А. Бикмурзина, «промышленный округ – это серьёзный комплекс, направленный на развитие малого и среднего бизнеса».

За последние пять лет отмечается улучшение экономических показателей деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» (см. табл. 13). Это свидетельствует о том, что создание промышленного округа положительно сказалось на всех участниках кластера.

Таблица 13. Экономические показатели деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2013 – 2016 гг.

Наименование Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Выручка Млн. руб. 119 826,1 132 893,0 150 597,4 153 412,7
Рост (падение) к предыдущему году % +10,9% +13,3% +1,9%
В т.ч. экспорт собственной продукции Млн. р. 59 418,6 61 702,2 72 019,7 72 906,2
Чистая прибыль Млн. р. 6 089,1 9 269,2 26 482,6 25 052,0

 

Из предложенных данных видно, что экономические показатели предприятия имеют повышательную тенденцию. Есть основания предполагать, что при дальнейшей поддержки промышленного округа и следовании внутрифирменной стратегии развития, ОАО «Нижнекамскнефтехим» способно и дальше достигать более высоких экономических показателей и производить конкурентоспособную продукцию. Таким образом, Нижнекамский промышленный округ продолжит позиционировать себя как центр активного экономического и социального роста, а также притяжения инвестиций.

На основе вышеизложенной информации можно прийти к выводу, что деятельность Нижнекамского промышленного округа в определённой степени оправдала возложенные надежды. ОАО «Нижнекамскефтехим» стал локомотивом формируемого кластера, стремясь образовать благоприятную инвестиционную и предпринимательскую среду. По результатам реализации проекта по основанию промышленного округа как само ОАО «Нижнекамскефтехим», так и малые и средние предприятия отметили положительную тенденцию их развития. Таким образом, опыт Нижнекамского промышленного округа может послужить примером успешного внедрения модели кластерного развития малого и среднего бизнеса, что повлечёт за собой перемены для представителей МСП по всей России.

Вместе с тем, в России существуют серьёзные препятствия при осуществлении кластерной политики, поскольку со времён реализации советской политики размещения производительных сил, на территории России не сформировалось практически ни одного конкурентоспособного промышленного кластера. Около 25% общего числа всех субъектов РФ имеют монопрофильную экономику, в рамках которой главным «донором» бюджетов выступают крупные предприятия и корпорации.

К иным факторам, подавляющим реализацию кластерной политики в России, следует отнести:

  • недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, относительная неразвитость инфраструктурных и организационных условий;
  • недоверие среди основных субъектов экономической деятельности, которое достигает свой минимальный уровень во взаимоотношениях бизнеса и власти;
  • отсутствие культуры информационной транспарентности, вызывающее недоверие со стороны потенциальных участников кластеров и появление недобросовестной конкуренции;
  • низкую культуру производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга;
  • низкое качество бизнес-климата;
  • низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций),которым не удается справляться с задачами по выработке и продвижению приоритетов и защите интересов регионального бизнеса;
  • краткосрочный горизонт планирования — ощутимые выгоды от развития кластера появляются лишь через 5-7 лет.

Тем не менее, со стороны государства принимаются активные попытки по устранению сдерживающих факторов, поскольку зарубежный опыт наглядно показывает, что кластерная кооперация важна для субъектов малого и среднего предпринимательства, что в результате оказывает положительно влияние на состояние экономики государства в целом.

Подводя итог, следует отметить, что создание в республике Татарстан промышленных округов по итальянской модели является одним из успешных примеров создания необходимых условий для инфраструктурного и инновационного развития на территории, даёт импульс развитию малому и среднему предпринимательства, увеличению числа рабочих мест, налогооблагаемой базы, повышению качества жизни населения. Здесь дополняют друг друга три важные составляющие предпосылок стабильного экономического роста: предпринимательство, инновации и инвестиции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый и средний бизнес позволяет решить не только экономические, но и социальные проблемы. Более того, предприятия способны более быстро реагировать на изменения рынка, тем самым выступая в качестве амортизатора колебаний экономической конъюнктуры.

Большинство экономически развитых стран признают, что кластеризация малых и средних предприятий наряду с иными учреждениями способна положительно сказаться на экономике и обществе страны. Важную роль при этом играет государство, оказывая необходимую поддержку в таких сферах, как налогообложение, правовое регулирование, финансирование, координация проектов и др.

Под кластером понимается территориально обособленное сообщество фирм и учреждений тесно-связанных отраслей. В работе показано, что наибольшее распространение кластеры получили в таких отраслях, как информационные технологии, производство продовольственных продуктов, а также машиностроение.

Учитывая тот факт, что малому и среднему бизнесу в условиях жёсткой конкуренции, нестабильности и неопределённости крайне сложно держать достойные позиции на рынке, кластерная кооперация играет важную роль в деятельности МСП. Значение кластеризации предприятий заключается в повышении их конкурентоспособности, привлечении инвестиций, развитии инфраструктуры, проведении совместных работ и исследований и др. Предприятия быстрее обмениваются информацией и технологиями, используют доступные факторы производства и благодаря совместным усилиям добиваются синергетического эффекта.

Малое и среднее предпринимательство формирует прочную базу развития экономики Италии. Благодаря особому способу кооперации – промышленным округам – предприятия способны достигать более высоких показателей эффективности, чем предприятия, осуществляющую свою деятельность вне рамок таких округов, о чём свидетельствуют такие показатели эффективности деятельности, как изменение оборота компаний, изменение рентабельности капитала, получение прямых зарубежных инвестиций, инновационность, число занятых и др.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Модель итальянских промышленных округов обладает некоторыми особенностями: историческое развитие, производственная специализация, значительная доля малых и средний предприятий как участников промышленного округа, защита интересов различными ассоциациями и профсоюзами, социальная ответственность предприятий, активная экспортная деятельность и т.п.

Итальянская модель промышленных округов нашла своё практическое применение в Российской Федерации. В результате исследования было установлено, что успешное построение кластера по модели промышленных округов способствует развитию малого и среднего бизнеса, при этом крупное предприятие не противопоставляется МСБ и не подавляет их деятельность, а проводится принцип кооперирования и взаимного дополнения друг друга.

Создаваемые в России «промышленные округа» обладают рядом особенностей. Во-первых, в исходной итальянской модели промышленных округов наличие якорного крупного предприятия не является обязательным и зачастую не встречается, в то время как процесс образования ПО в России изначально построен на деятельности крупного предприятия с дальнейшим расширением привлечения к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другая отличительная особенность заключается в том, что итальянские предприниматели сами проявляют инициативу по наделению своего региона статусом «промышленного округа», что влечёт за собой официальные льготы и государственную поддержку. В российской практике инициатива исходит наоборот от государства, в частности идея внедрения модели ПО осуществилась на практике по инициативе Президента РФ и Премьер-министра Италии

Также следует отметить, что на примере Нижнекамского промышленного округа было установлено, что без имущественных вкладов государства предоставляется льготный экономический режим функционирования МСП в округе, обеспечивается ускоренное прохождение организационно-разрешительных процедур, наблюдается соблюдение принципов постоянного оперативного контроля над ходом реализации проекта, принципа открытости и гласности с привлечением СМИ и иностранных деловых кругов (например, Российско-Итальянской Торговой Палаты).

В рамках реализации проекта по образованию промышленного округа было отмечено пятикратное увеличение инвестиций в развитие инновационности малых предприятий, выросла выработка продукции на одного рабочего, на 128% повысились темпы отгрузки продукции. Кроме того, было создано более 1000 новых рабочих мест, а также был отмечен рост инвестиционного потенциала Татарстана (с 10 места в 2006 г. рейтинг страны поднялся до 6 места в 2016 г.).

Несмотря на тот факт, что такая модель оказалась эффективной для предприятий Нижнекамского промышленного округа, что подтверждается фактами и определёнными показателями, в России существует ряд сдерживающих факторов при дальнейшей реализации и развитии кластерной политики. Во-первых, отмечается низкий уровень доверия между предприятиями, а также не желание крупных компаний взаимодействовать с МСП вместо уже надёжных партнёров, хоть это может быть и дороже. Во-вторых, проблема усугубляется отсутствием культуры информационной открытости, что порождает недоверие со стороны предпринимателей. Более того, как было отмечено в работе, число малых и средних предприятий в России значительно ниже, чем в западноевропейских и американских странах, что свидетельствует о неразвитости бизнес-культуры в отношении МСП.

Тем не менее, при дальнейшей разработке действий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, а также кластеров, в Российской Федерации внедрение модели промышленных округов может принести положительные результаты.

Анализируя результаты выполненной работы, можно отметить, что кластеры – «локомотивы» экономического роста, эффективный способ достижения конкурентных преимуществ регионов и страны в целом, гарантия обеспечения устойчивого развития предприятий и отраслей. А учитывая гибкость малого и среднего предпринимательства, способность эффективно реагировать на конъюнктурные изменения, грамотное развитие малого и среднего бизнеса в рамках промышленных кластеров неизбежно окажет положительное воздействие на экономику государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные документы РФ

1) Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (с изменениями и дополнениями).
2) Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Официальные документы Италии

3) Decreto 21 aprile 1993 (GU n. 118 Suppl.Ord. del 22/05/1993) Determinazione degli indirizzi e dei parametri di riferimento per l’individuazione, da parte delle regioni, dei distretti industriali.
4) Decreto Legislativo 16 marzo 1999, n. 79 «Attuazione della direttiva 96/92/CE recante norme comuni per il mercato interno dell’energia elettrica».
5) LEGGE 5 ottobre 1991, n. 317. Interventi per l’innovazione e lo sviluppo delle piccole imprese.

Учебники и монографии

6) Аничкина О. А., Саруханян О. М. Принципы формирования кластеров малого и среднего бизнеса в АПК // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 37 – 41.
7) Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 3. – М.: Прогресс, 1993. – 351 с.
8) Менеджмент: Учебник / под ред. Н. Ю. Кониной. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 392 с.
9) Промышленные кластеры и их роль в развитии промышленной политики региона: монография / И.С. Ферова, Т.В. Кожинова, Р.Г. Шорохов и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. – 248 с.
10) Филипацци М. Итальянские промышленные округа и русская реальность: сравнение моделей и политических стратегий / М. Филипацци // На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века / под ред. Т. В. Зоновой. – М.: Весь Мир, 2011. – С. 353 – 374.
11) Шацкая Е.Ю., Чернышова К., Бажанова В. Малый бизнес в Италии: проблемы и перспективы развития в современных рыночных условиях. // Материалы IV (IX) международной научно-практической конференции «современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом». – Ставрополь, 25-27 ноября 2015 г. – с. 62-64.
12) Хотяшева О. М., Слесарев М. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. М. Хотяшева. – М.: Юрайт, 2016. – 362 с.
13) Enright M. J. Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda // Graduate School of Business Administration. Division of Research. 1993. Vol. 94. № 42. – P. 3 – 22.
14) M. Porter. Cluster and the New Economics of Competitions. — Harvard Business Review, 1998.
15) Maskell, P., Lorenzen, M. The Cluster as Market Organization. DRUID Working Paper. No 03-14. – P. 29-35. – 2003.
16) Porter M. The economic performance of regions // Regional studies, 2003. V. 37. – № 6-7. – P. 545-546.
17) Rosenfeld S. A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. – 1997. – №5. – P.3-23.
18) Rosenfeld S. A. Industrial Strength Strategies: Regional Business Clusters and Public Policy. – Aspen Institute, 1995.

Статьи и публикации в периодических изданиях

19) Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С., Хлынин М. Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2014. – №1 (27). – с. 92 – 99.
20) Гайнутдинов Э. Ф. Особенности формирования кластерных структур в России (методологический аспект) / Э. Ф. Гайнутдинов // Финансы и кредит. – 2014. – № 20. – С. 10.
21) Гарипова Л., Шавкатов С. Нижнекамский промокруг сегодня и завтра. / Время и деньги. – № 49 (2504). – 2007.
22) Захаров В.Я. Устойчивое экономическое развитие региона на основе формирования промышленных кластеров / Вестник Тамбовского Государственного университета, т. 11, вып. 3 – 2006. – С. 389.
23) Левина Е. И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах / Социально-экономические явления и процессы. – №2 (014). – 2009. – с. 79 – 89.
24) Носов, А.Н. Анализ формирования управления взаимоотношениями в региональных кластерах, связанных технологическими цепочками / А.Н. Носов // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – №14. – С. 26.
25) Хлынин, М.Ю. Кластеризация регионального пространства: опыт Курской области / Ю.В. Вертакова, Ю.С. Положенцева, А.А. Щедрин, М.Ю. Хлынин // Вестник ОрелГИЭТ. – № 3 – 2012. – С. 62 – 73.
26) Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO.
27) Regional Clusters in Europe. / Observatory of European SMEs, 2002. – №3. – Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
28) World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2016 – 2017.

Интернет-источники

29) Ассоциация кластеров и технопарков. Национальный стандарт «Территориальные кластеры». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nptechnopark.ru/upload/StandClust.pdf
30) Годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по развитию ядерного-инновационного кластера г. Дмитровград. за 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ar2013.rosatom.ru/55.html
31) Европейская комиссия по наблюдению за развитием малых и средних предприятий. Региональные кластеры в Европе, 2002, № 3. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/innovation/pdf/library/regional_clusters.pdf
32) Кластер «Информационные технологии» Томской области. Раздел «О кластере. Организационная структура кластера. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.it.innoclusters.ru/ru/organizacionnaja_struktura_klastjera
33) Корпоративный сайт группы компаний Ferrero. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ferrero.ru/the-group/business/a-growing-turnover
34) Новости. [Электронный ресурс] / Ассоциация кластеров и технопарков. – 2016. – 29 декабря. – Режим доступа: http://nptechnopark.ru/news/promyshlennye-klastery-nachnut-pokazyvat-importozameshhajushhijj-effekt-v-2017-godu/
35) О промышленных округах Италии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://euroruss-business.com/de/ecsparvochnik/italy/o-promyshlennyh-okrugah-v-italii.html
36) Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Италии в 2015 году. [Электронный ресурс] / Торговое представительство РФ в Итальянской республике. – Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/e1a03a2d-6ca3-49da-89f1-35d6ceb73d7b/Economics_Italy_2015.pdf
37) Программа социально-экономического развития Ниженкамского муниципального района на 2011 – 2015 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tatar7.info/2012/04/17/t12934.htm
38) Промокруг по-итальянски. Как это будет? [Электронный ресурс] / Газета «Время и деньги». – №24, 2005. – Режим доступа: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-9785.htm
39) Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. / МСП Банк, декабрь 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf
40) Руководство по развитию кластеров в рамках Проекта по развитию кластеров и интернационализации предприятий приграничных регионов России и Эстонии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rus.kohtla-jarve.ee/uploads/documents/valissuhted/projektid/2/cd/ru/guide.pdf
41) С. А. Иванов. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V1/18.pdf
42) Нефтехимик. – №33 (2491). – 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nknh.ru/upload/iblock/471/33.pdf
43) Нижнекамский промышленный округ. Общая информация. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://npo.nknh.ru/meh.asp
44) Скворцов Е. Н., Гуськова Н. Д. Анализ организационных структур систем управления инновационными промышленными кластерами в России. [Электронный ресурс] / Экономический портал. – Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/2806-analiz-organizacionnyx-struktur.html
45) Шебалин Д., Шебалина Е. Промышленные округа как источник итальянского богатства – возможный сценарий для российской экономики? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mirec.ru/upload/ckeditor/files/mirec-2016-3-shebalin.pdf
46) Яшева Г. А., Кунин В. А. Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (37). Номер статьи: 3706. Дата публикации: 2014-01-23. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3706/
47) Distretto dei dolci di Alba e Cuneo quinto in Italia fra le aree in crescita. La Stampa Cuneo. 02.03.2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lastampa.it/2016/03/02/edizioni/cuneo/distretto-dei-dolci-di-alba-e-cuneo-quinto-in-italia-fra-le-aree-in-crescita-FN3cYVyDIt7A7Wt5J662oL/pagina.html
48) Economia e finanza dei distretti industriali. Rapporto annuale – n. 9. [Электронный ресурс] / Banca Intesa Sanpaolo. – Режим доступа: http://www.group.intesasanpaolo.com/scriptIsir0/si09/contentData/view/EconomiaFinanzaDistretti.pdf?id=CNT-04-000000001F6D4&ct=application/pdf
49) Ferrero. Sharing Values to Create Value. Corporate Social Responsibility. Report 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://crnavigator.com/materialy/bazadok/417.pdf
50) GDP and main aggregates — selected international annual data. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do
51) Giancarlo Subbrero. Territorio e servizi sociali Ferrero. – 2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.storiaindustria.it/repository/fonti_documenti/biblioteca/testi/Testo_Ferrero_Servizi%20sociali.pdf
52) Globali e digitali. MPMI oltre la crisi, 2016. [Электронный ресурс] / Confederazione Generale Italiana del Commercio, Confcommercio. – Режим доступа: http://www.confcommercio.it/documents/10180/3607178/Ref-Integrale.pdf/a1e644ff-5b5b-4c9a-abbf-04c135b0e4fe
53) ISTAT Coeweb Database. [Электронный ресурс] / Istituto Nazionale di Statistica, ISTAT. – Режим доступа: https://www.coeweb.istat.it
54) La Ferrero compie 70 anni, tutto iniziò dalla pasta Gianduja / La Presse. — Sabato 14 Maggio 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lapresse.it/la-ferrero-compie-70-anni-tutto-inizio-dalla-pasta-gianduja.html
55) Rapporto Cerved PMI 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://know.cerved.com/it/studi-e-analisi/rapporto-cerved-pmi-2016
56) Sostegno all’autoimpiego e all’autoimprenditorialita [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garanziagiovani.gov.it/ScopriComeFunziona/Sostegnoautoimprenditorialita/Pagine/default.aspx
57) Struttura e competitività del sistema delle imprese industriali e dei servizi. [Электронный ресурс] / Istituto Nazionale di Statistica, ISTAT. – Режим доступа: https://www.istat.it/it/files/2015/12/Struttura-e-competitivit%C3%A0_2013.pdf?title=Struttura+e+competitivit%C3%A0+delle+imprese++-+09%2Fdic%2F2015+-+Testo+integrale+e+nota+metodologica.pdf
58) What is an SME? [Электронный ресурс] / European Commission. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/growth/smes/business-friendly-environment/sme-definition_en


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3